Хроника
	2 27 октября вернулся из очеред»
ного отпусиа и приступил к исполне-
нию своих обязанностей председатель
Всесоюзного комитета по делам ис’
кусств тов. П. М.. Керженцев,
	+ В Большом театре Союза ССР
состоялся ряд выступлений молодья
певцов. В опере «Князь Игорь» де
бютировали молодые певцы Лапин
в партии Владимира Игоревича и Ая.
тонова—в партии Кончажовны; ба.
ритон Карешников, выдвиженец, Sup
пгий мариупольский рабочий, высту.
пал в партии Фридерика в «Лаз
ме». Дебюты молюдых певцов В ответ.
ственных партиях прошли © большим
успехом.
	$ Завтра открывается \У1 олимпи.
ада красноармейской самодеятельно
сти Ленинградского возиного онруга,
Олимпиада продлится 4—5 дней. В
числе участников 9 лучитих коллек.
тивов округа, получивитих весной на
празднике народного творчества. пер.
вые места (карельский ансамбль, ан.
самбль ксилофонистов, хор балалаеч.
ников, ансамбль тусляров,  вокаль
ный ансамбль Школы связи, танце.
	вальный кружок школы им, Энтель:
	са и др.).
	ВСЕСОЮЗНАЯ
СЕЛЬСКО-
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ

ВЫСТАВКА -
	6 июля 1937 гола в Останкино от-
Всесоюзная  сельовохозяйст-
венная выставка.

Выставка должин® отразить гитант-
ский рост сельского хозяйства 3B Co-
ветоком союзе за 20 лет,

Она займет громадную территорию,
Помимо главного эдания вокрут так
называемой площади народов BEI
строены павильоны отдельных pec-
публик и областей.

В настоящее время все строитель-
ные работы в основном закончены.
Выстроены почти вое павильовы. Ha-
чалась проеклировка их внутреннего
оформления.

Главное эдение оформляет В. А.

Оформление каждого павильона,
кажлого стенда должно быть органя-
чески слито © экопонируемой пролук-
цией Поэтому тлавную роль в офор-
млении будет играть народное твор-
чество данной- области и специфиче-
ски присущие ей матервальь В па-
вильоне Ивановской области, ‘напри-
мер, работы палешан, в павильоне
Карельской ‚АСОР — работы из ка-
рельской березы, в друтих. павилъо-
нах — пелка; ковры, ‘редкие породы
деревьев, мрамор.

Художник и оборона
	На совещании
	в «Советском искусстве»
	Для укрепления связи © художест-
венной общественностью столицы B8-
ша газета решила ежемесячно уетра-
ивать беседы с активом московских
живописцев и графиков.
	Первое собеседование, состоявше-
еся 23 октября, прошло оживленно.
Совещание показало, что в среде ху-
дожников- накопилось огромное коли-
чество вопросов, ждущих своето раз-
решения.
	Совещание было посвящено. вопро-
	хам участия художников в оборонной
работе. Вступительное слово на эту
тему оказал И. Альтман. В прениях
больше всего говорили о политичес-
ком плакате и подготовке к выставке
«ХХ лет Краевой армии».
	Все хуложники сошлись на том, что
культура политического плаката у
нас за последнее время значительно
упала.
	` Организации, работающие н& изо-
фронте, сделали все возможное, что-
бы привить художникам взгляд на
улакат как на искусство четвертого,
если не пятого сорта. Изогизовекий
подход к плакату, как к наглядному
пособию, недооценка издательством
роли художника и недавнее увлече-
ние фотомонтажом, отсутствие в Изо-
тизе творческой среды — все это при-
вело к тому, что у художников про-
пала охота работать нал плакатом.
	Много говорилось на совещании и
06 организационной стороне подготов-
ки к выставке «ХХ лет Красной ар-
мии». А. Н. Тихомиров, Н. Ф. Деня-
совский, Ф. В. Ачтонов и др. указа-
ли, что надо шире информировать и
привлекать” художников к работе’ по
приему и ®бсуждению эскизов.

Литература анает примеры прекрас-
ной работы с авторами в коллекти-
вах, созланных редакциями «История
тражданской войны» и сборника
«Две пятилетки». Там происходят
читки рукописей и их коллектив-
ное обсуждение. Там — постоянный
обмен мнениями и взаимная помощь
писателей друг другу. В комитете
выставки «ХХ лет Красной армии»
еще нет такого ‘общественного обсуж-
дения эскизов и картин. Тов. Модоров
указал на то обстоятельство, что 06б-
суждение картин в комитете не осве-
щается на страницах печати...
	Художники смотрят на 00е вы-
ставки, связанные с двадцатилетием
Великой пролетарской революция; как
на своего рода экзамен, и отдают эгим
выставкам все свои творческие силы.
Тем досалнее отдельные организаци-
онные яеполалки.
	Резкому осуждению подверглась Ha
совещании деятельность МОССХ. Все
художники были единодушны в том,
что назрело время для создания креп-
кой организации художников, имею-
щей твердые принципы работы и уме-
лое руководство.
	Вопрос © материалах попрежнему
стоит в порядке дня. А. М. Нюренберг
и А. Н. Тихомиров констатировали,
что краски попрежнему плохи. «Ла-
хокраска» не обеспечила художникам
даже минимальной палитры. Завод
«Лакокраска» избегает вводить в па-
’литру краски, трудно осваиваемые
производством. Нет загрунтованного
холста. Обещания, данные «Лакокра-
ской» московоким хуложникам 11 ме-
сяпев назад; не выполнены, ,
	На совещании присутствовали так-
же гости редакции «Советского ис-
кусства» — старейшие мастера кас-
линского художественного литья. Вы-
ступления этих мастеров были особен-
но тенло встречены собравшимися ху-
дожниками.
	Без хозяина
	Студия самодеятельных окульпто-
ров при МООСХС существует второй
год.

Школя эта была созлана в сентяб-

прошлого года по предложению МК
О МОССХС обязался 6безвоз-
мездно обеспечить школу педаготами,
составить учебный план ит. д. Koone-
ратив Всекохудожник согласилея фи-
нансировать школу. Но «попечители»
оказались на редкость неудачными.
В особенности Всекохуложник, кото-
рый буквально жалел каждую копей-
ку.

Первый учебный год студия встре-
тила в помещении... лыжной станции
Центрального парка культуры и OT-
дыха. Дров не было. Топили забора-
ми, телеграфными столбами, которые
добывались под страхом уголовной
ответственности. Учащиеся прыгали
вокруг своих, покрытых льдом скуль-
птур о ноги на ногу, чтобы хоть не-
много согретьея. Потом приходил гроз-
ный администратор и гнал незакон-
ных жильцов из помещения.
	Люди кашляли, болели, теряли
учебное время в поисках щепок для
печек, но продолжали упорно учиться.
Из 80 учащихся «убоялись труднос-
тей» всего 2—3 человека. Наконец
скульнторы-самоучки вынуждены бы-
ли очистить помещение. Из лыжной
станции они переехали в заброшен-
ный сарай на набережной Москва-ре-
ки в Бутиковском переулке. Там и
сейчаю помещается стулия,
	Это — небольшой, слабо освещен-
ный зал с крошечными окнами, рас-
положенный в подвале, Мебель состо-
ит из одного табурета. Лекции слу-
шаются стоя. Раздевалки нет впро-
чем, в ней нет необходимости, так как
работать без пальто все равно нельзя.
	Представители Бсекохудожника тт.
Иванов и Прядченко за все время
существования школы ни разу в нее
не наведались. Не было в этом году
и представителей МОССХС. Так назы-
ваемый учебно-хуложественный совет
школы собирался последний раз в
июле. В школе нет ни учебного пла-
на, ни программ, ни педагомов. Круж-
ховцы лепят с натуры без воякого
руководства.

Финансовое состояние студии ка-
тастрофично. Некоторые ‘служащие
	почти целый год не получают варпла-,
	ту.

Межлу тем в школе занимается
много талантливых людей. Четверо
учащихся были премированы на пер-
вой московской областной выставке
самодеятельного искусства почетными
грамотами.

Студии необходима помощь. Мы по-
лагаем, что. Московское управление по
делам искусств. должно явиться тем
хозяином, в котором так нужлается
	THRO.
Д. ДУБРОВСКИЙ
	По концертам
	Новая советская симфония
	Симфоний сочиняют много, и не- в летний лес 6 ето щебечущими
	режко иная среди вих обратит на Ceé-
бя внимание или певучей темой, или
ловким скерцо, или какой-нибудь
друтой удачной черточкой. Но настоя-
шие хорошие симфонии появляются,
ох, как редко, поэтому не будем пре-
уменьшать события, происшедлашето
	уменьшать события, происшеллиего
24 октября в Большом зале Kouceppa-
	тории, когда на открытии сезона Фи-
лармонии была исполнена в первый
раз 16-я симфония Мяековского.
	По красоте материала, ‘мастерству
	изложения и общей гармоничности по-
строения — это настоящее большое
искусство, без поисков внешних эф-
фектов и без перемигивания © пуб-
ликой. Тут не было ни слащавых
наирностей, ни залезания в гробы
умершгих композиторов за вчерашним
материалом. Весь зал единодушно
приветствовал симфонию Мясковоко-
то; Надо отдать справедливость мос-
ковской публике: она проявила боль-
шую чуткость и при первом же про-
слушаньи симфонии сумела оценить
значение этото произведения,
	16-я симфония состоит из четырех
частей. Первая часть сразу присту-
гает к изложению главной партии,
налюристой и в то же время пластич-
вой. С необычайной быстротой ‘ком-
позитор переходит к побочной пар-
тии, очень русской, очень простой и
певучей. Вообще  певучих эпизодов
много в этой симфонии, нб в разра-
ботке первой части возникают бурные
и конфликтные эпизоды. Превосход-
Но ее заключение: Мясковский знает,
что концы надо уметь также сочи-
нять, как сочиняются темы или раз-
работки, и здесь ему сопутствует ye-
пех. Во второй части мы  переключа-
емся в более безмятежную атмосфе-
ру: проста ‘и очаровательна первая
тема, сквозь которую, казалось бы,
скользит улыбка Глинки, & в сред-
нем эпизоде композитор приводит нас

обитателями. На фоне этой лесной
чащи ‘возвралцается первая. тема.
Радости, однако, длятся ве долю
	и на их смену приходит третья часть
	с ее поступью похоронного шествия.
Суб’ективно, этот эпизод несколько
более чужд мне, — и все же чрезвы-
чайно сильное впечатление ‘произво-
дят драматические взрывы в куль-
минационных местах, & грустная’ ме-
лодия, сползающая вниз с верхних
регистров, является просто замеча-
тельной находкой. В четвертой, по-
следней, части равновесие восстанав-
ливается. После нескольких  вступи-
тельных тактов вкрадчиво встуцает
мажорная песенно-плясовая тема,
сменяющаяся — извилисто-кокетливой
второй темой е лирическим ответом
на нее. В рааработке этой части ком-
позитор достигает поразительной вир-
	туозности, не только соединяя вместе
	целую пачку тем‘ (я сбился со счету,
сколько их), но и соединяя попутно
трехдольный и четырехдольный так-
товые размеры. Виртуозность заклю-
чается именно в той легкости, © ко-
торой это двойное соединение сдела-
но: нет впечатления, что внимаешь
премудрости, наоборот, музыка здесь
как-то особенно задорна, но эти стра-
ницы — лучшие в симфонии. Не-
сколько  ослепительных аккордов,
вздох валторны о зеленых лесах вто-
рой части — и симфония закончена.
	Как я уже сказал, публика гром-
кими аплодисментади провожала сим-
фонию, автор был многократно выз-
ван, при появлении его на эстраде
оркестр встал — словом, было тор-
жество. Поздравим Филармонию с до-
стойным открытием сезона, а Эугена
Сенкара, дирижировавитето наизусть,
с тем ‚что он сумел е первого же ис-
полнения охватить эту сложнейшую
партитуру.
	СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ.

кончатся наши похождения в театре
					З& Драматург Корнейчук прочел в
МХАТ СССР им. Горького оконча-
тельный вариант своей пьёеы «Бан:
кир». К репетиционной работе над
пьесой будет приступлено в ближай-
шие дни. Ставит «Банкира» Е. С. Те.
лешева под руководетвом народного
артиста СОСР”В. И. Немировича-Дан.
ченко. Роли в спектакле распределее
ны следующим образом: Романа Kpy.
чу будет играть Соснин, , Чайку— Пя.
лявокая, Василия Карася — В. 0}-
лов, Андрея Тура — Болдуман, Мари-
ву Тайгу — В. Попова, Шапиро —
Яншин, Ступу—Блинников, Таню —
 Ауербах, Таряса Капусту — Белоку.
	ров, Якова Бесштанко — Станицых,
Ивана Кожуха-—Бабанин, Нетрова —
Кисляков. умление спектакля по
	ручено0 художнику Меллеру.
	3} Ленинградский Большой драма.
тический театр к пушкинскому юби.
new готовит пьесу Андрея Глобы
«Пушкин». На-лнях в театре с0сто-
ялось обсуждение пьесы, в котором
приняли. участие пушкинисты Яку-
	бович. Тамалцевский, Казанский, Гес-
	сен и др. Постановка осуществляется
под руковолством А. Д. Дикого. Ре
жиссура — С. Марголин, И. Виньяр
и Я ТГИтейн. Художник Ю. Пименов.
	3 Номпозитор В. Н. Крюнов пишет
	оперу  «Сланционный смотритель» (на
сюжет повести Пушкина).
	3х Художественный балет под ру:
ководством Викторины Кригер с 20
лекабря по 1 янватя будет гастроли-
ровать в льнингралеких домах куль
	туры. 1 февраля театр откроет сезоя
	в Москве в своем новом помещенин,
В труппу балета приняты В. Уфус-
ва и P. Horanora. .
	3х Московский дом ученых орга:
низует 2 ноября торжественное засе:
дание кружка культуры слова, по:
священное 50-летню со дня смерти
A. H. Octporenoro.
	к Реалистический театр. приступил
к работе над пьесой Лопе’ де-Вега
«Фуэнте Овехуна», Художественный
руководитель постановки Н: Охлоп-
ков, режиссер А, Беляевский. Глав:
ные поли иснолняют: Беленькая
	(Лауренсия), Абрикосов (Фрондоса),
Чекмарев (Эестебая). Тнеличкин (СУ:
	ан). Палин (Менто), Кистов, hasepug
(команлор) и др.
	Параллельно театр Фаботает над
пьесой Н. Немченко и Е. Новиковой
«Кола Бреньон» (по Ромэн Роллану),
Постановщик `Н. Охлопков, художник
Б. Кноблок, композитор А. Голубен-
цев. Премьера «Кола Бреньон» пря:
урочивается к празлнованию 5-летия
театра; которое отмечается 15 фэв-
pada.
	3х Центральный ТРАМ работает над
инспенировкой романа Н. Островско-
го «Как закалялась сталь» (постанов-
щик И. Судаков, оформление
Акимова, композитор В. Белый). Па:
раллельно режиссер В. Станицын р8-
ботает над пьесой Гольдони «Бабьн
сплетни» в переводе А. Джевелетова,
Оформляет спектакль Е. Коркина. В
дальнейшем репертуаре театра—м8
ленькие ‘тратедин Пушкина в Wocta-
новке И. Кудрявцева и «Трое» Горь
кото. ^ .
	% На-лнях в Театре  Ревопюции
Т. Мещеряков прочел. свою инецени-
ровку  «Кола Бренъон» и В. Шквар-
кин — свою новую комедию «Ночной
смотр». .

3% Зам. директора музыкального
театра им. Немировича-Данченно на:
значен В. П. Беллер. В труппу Tear
ра приняты сопрано Е. Иванова, Te
нор Ю. Филин (оба из Одесского опер-
ного театра) и баритон Н. Устинов,

%& В Театре сатиры режиссер Н.
Горчаков приступил к работе нал
постановкой пьесы К. Финна «Боль:
шая семья». Параллельно режиссер
М. Яншин будет работать над пье
сой В. Арлова  «Мелкие козыри».

Кан нужно говорить?
	Как нужно говорить на сцене? Как
‘произносить стихи или прозу? Что
значит вообще — правильное произ-
ношение? Вот вопросы, которые жи-
во волнуют театральный мир и вею
советскую общественность. Приговер
или приговор, что или што, диалог
или диалог, заслуженный или заслу-
женный ит. д. ит. д

Актер на сцене, школьник в клас-
се, профессор Ha кафедре, чтец ча
эстраде, экскурсовод в музее, учи-
тель в школе — все чувствуют ca-
мую острую нужду в авторитет-
ном кодексе правильного  произно-
шения. По инициативе Наркомпроса
предполагается в ближайшее время
организовать. специальный орфоэпи:
ческий комитет, который’ должен 6у-
дет разработать давно ожидаемые нор-
мы и Reno правильного произно-
шения.
	Этим вопросам было посвящено за-
седание, организованное Московеким
домом ученых (кружок культуры сло-
ва). В живом, весьма содержательном
доклале проф. Д. Н. Ушаков, первый
в стране авторитет по вопросам орфо-
эпии, указал на те принципы; из KO-
торых следует исходить при установ-
лении евлиной нормы произношения,
	Болезнь
М. М. Блюменталь-
` Тамариной
	9 юктября народная артистка Сою-
за ОСР М. М. Блюменталь-Тамарина
вернулась из Ленинтрала, не совсем
еще-— оправившись от заболевания
гриппом. Болезнь осложнилась, Леча-
щий больную артистку профессор
А; И. Фельлман” сообщил нашему 00
труднику следующее:

—  З& послелние 3—4 лия в coor.
янии больной наступило некоторое
улучшение, дающее надежду, что’ те-
чение болезни пройдет вполне нор-
мально. Самочувствие артистки все
время хорошее,
	- ВЫСТАВКА
РЕМБРАНДТА
	Вновь найденная картина  Рем-
Opanita «Юнона», которая недавно
была воспроизведена в «С. И.», толь-
ко что приобретена известным амери:
канским промышленником Эдзелем
Форд в Детройте за сумму в 420.000
мл. гульденов.

х
	Известия о готовящейся у нас вы-
ставке Рембрандта вызывают за ”ра-
ницей очень  большюй инктерее. В Му-
зее изобразительных искусств, где ус-
траивается выставка, уже получен ряд
писем с просьбой о присылке выста-
вечного каталота,

. №

В гор. Лейдене, месте рожления
Рембрандта, неёлавно найлена группа
‘картин местного живописца Иориса
ван Схоотен (1537—1651), одного из
ранних учителей великото голланл-
кото мастера. Эти девять картин, ‘па-
сапных на деревянных досках и силь-
но’ потемневших от времени, висели
в олной из лейденских церквей и
лишь после расчистки оказались пен-
ными Частью подписными  пронзведе-
ниями ван Схоотена, у которого, кро-
ме Рембрандта, учились и совреёмен-
ники последнего — Ян Ливенс”и Аб-

раям ван ден Темпель.
	Ответственный р
	Адрес редакции: Москва, Страст ной бульвар, 11.

OBE AHHEHHOE:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО „ИСНУССТВО”

ПОСТУПИЛИ В ПРОДАЖУ:
1. „ранцузсние нарандашиые
	портреты
	ХХ — ХУЙ венов
	ная статья и примечания Е. Г, Нотгафт.
Цена в переплете 95 руб.
	В альбоме помецены 2h лучших обоазпов Френпуз-
	ских мастеров
	карандатиного портрета — Лазньо,
	Фулон, 4юмустье и других. Об яснительный текст —
на русском и фравнузоком языках.
	Альбом хоропю оформлен.
	ДОН-ЖУАН: Как ты думаешь, чем
Сатиры?
	ЛЕПОРЕЛЛО: Чем кончатся... не знаю, но начались они 100 тысячами
	рублей на постановку.
	влияние даже на хороттих художни-
ков театра.

Излишняя роскошь оформления в
очень релких случаях повышает ху-
дожественное качество спектакля и
в то же время ложится тяжким бре-
менем на бюджет театра,

Было бы, конечно, верхом вульа-
ризации требовать, чтобы работа ма-
стеров театра была подчинена финан.
совым соображениям, чтобы оформяе-
ние спектакля делалось бы под дик:
товку хозотдела театра, Но вместе с
тем заслуживают решительного осу-
ждения тенденции некоторых худож-
Еиков к дорогостоящим и малопроду-
манным экспериментам,

В кабинет одного ‘из руководителей
Малого театра явился художник
М. Сапегин, работавитий над поста-
новкой «Бронепоезда», и заявил, что
деревья, которые. должны красовать-
ся на заднем фоке сцены, необходи-
мо сделать из черного бархата. Ста-
ли подечитывать, во что обойдутся.
эти «бархатные» деревья. Оказалось в.
17 тысяч рублей. После предолжав-.
шихся несколько дней дебатов, ху-
дожник уступил, согласившись на 34-.
мену бархата холстом. И котда спек-
такль был тотов, оказалось, что эти
самые деревья, расположенные в глу-
бине сцены, вообще не заметны.
 Тот же хуложник потребовал достать
ему. губчатую резину, чтобы  соору-
дить снежные сугробы, в которых
должна «утопазь нота человека». Но
выяснилось, Что для этих снежных
сутробов вовсе не нужна губчатая
резина, которая обошлась бы пример-
HO B 25 тысяч рублей. :

Известно немало случаев, когда ху-
дожник, работая. на недорогой фак-
туре, достигает нужного художествен-
ного эффекта без затраты больших
средств. Например, В спектакле «Ели-
завета Петровна» костюмы были еде-
ланы не из бархата и шелка, а из
рисованного холста. Тем не менее эти
костюмы выглядели превосходно и
отлично сослужили свою сЛужбу в
спектажле, шадшем несколько сот раз.

Отсутствие достаточной плановости
‘и плохая организация производства в
некоторых театрах также весьма силь-
но отражаются на стоимости спектак-
ля. Художника ‘часто приглашают в
послелний момент, котда репетиции
уже идут полным холом. Эскизы ода-
ются с опозданиями. Материалы офор-
мления закупаются в «пожарном по-
рялке». Немало лишних затрат вызы-
вают сверхурочные ночные ‘работы.

Солидную статью в постановочной
смете составляют иногда чрезмерные
POHOPAPH постановщика, художника,
композитора,

Совокупность всех этих  расхолов
сильно улорожает стоимость спектак-
ля. Иная, весьма скромная по замыс-
лу постановка влетает, что называет-
Ся, «в копеечку» театру. Например, по-
становка обозрения. «Похождение Дон-
Жузна» стоили театру Сатиры почти
100 тысяч рублей.

Несомненно олно: стоимость многих

‘спектаклей может быть снижена без
	какого бы то ни было ущерба для
художественного впечатления и твор-
ческих замыслов постановщика и
	оформителей.
P Б. ГРИГОРЬЕВ
		Дорогие спектакли
	Еще несколько лет назад  дорого-
стоящие спектакли были чуть ли не
	монопольной привилегией Большого
	театра. Как известно, рекорд был по-
бит ГАБТ в сцектажле «Садко», сто-
ившем около 700 тысяч рублей. Раз-
маху, который был проявлен поста-
новщиком и художником этото спек-
такля, мог бы позавидовать сам «ве-
ликий Mar @ волшебник» (так его
называли), создатель пышных феерий
Лентовский. о
	Отремления к «роскошной жизни»
	мало-по-малу перекинулись и в дра-
матические театры, В спектакле «Да-
ма © камелиями» появились, напри-
мер, настоящие антикварные вещи,
хотя замена этих дорогостоящих
предметов имитациями несомненно
весьма мало отразилась бы Ha BOC-
приятии спектакля.

Навряд ли в свое время кому-ни-
будь могло притти в толову упрёк-
нуть руководителей Художественно-
го театра в том, что они «потрати-
лись» на оформление «Царя Федора
Иоанновича». Воспроизведенный ©
исключительной тщательностью исто-
рический антураж спектакля отвечал
и стилю произведения Алексея,  Тол-
стого и всему творческому курбу те-
атра. Средства, вложенные в этот
спектакль, вполне себя «оправдали»:
уже несколько десятков” лет, как «Фе-
дор Иоаннович» с неизменным успе-
хом идет на сцене ‹ Художественноте
театра. Но 300`тысяч, израсходован-
ные этим же театром на постановку
такой пьесы, как «Мольер», onasa-
лись «мертвым капиталом».

Такой явно проходной спектакль,
как «Лестница славы», разросся в Те-
атре Революции в пышную постанов-
ку, очень далекую по стилю от коме-
дии Окриба, нуждающейся не столь-
ко в бархате, шелке и тюле, сколько
в тонкой, легкой аклерской игре.

Тому же Tearpy Революции поста-
новка `«Ромзо и Джульетты» 060-
шлась в 277 тысяч рублей. Никакие
ссылки на высокую стоимость HCTO-
рических костюмов и прочих aKcec-
суаров эпохи не могут все же оправ-
дать такой пкирокий размах поста-
НОВЩИКоВ.

Проявляет излишнюю. расточитель-
ность в своих постановочных расхо-
дах и Трам. «Дальняя дорога» пьеса,
не нужлающаяся ни в сложном офор-
млении, ни в дорогих костюмах, CTO-
‘ила театру свыше 70 ‘тысяч рублей.
“Любопытно с етим сопоставить, что
Ta me «Дальняя дорога» в театре им.
Ермоловой — спектакль, по своему
художественному качеству стоящий
нисколько, не ниже спектакля Трама
и оформленный таким «дорогим» ху-
ложником, как Ю. Пименов, стоил те-
атру только 30 тысяч рублей.

‘«Жизнь зовет» — камерная,  быто-
вая пьеса с пятью действующими ли-
цами, илущая в одном оформлении,
тем не менее стоила театру им.
МОСИС свыше 40 тысяч рублей. .
	После всех  приведенаых выше
цифр следует признать очень невысо-
кой стоимость спектакля «Оптими-
стическая трателия» в Камерном те-
атре. Этот спектакль болышцих °мас-
штабов стоил около 40 тысяч рублей.

Увлечение «роскошными» постанов-
ками. оказывает свое отрицательное
		Бечер русской песни
	вой, непревзойденного мастера рус-
ской народной песни, Не  творче-
ство — образец и школа для наших
молодых вокальных исполнителей. Хо-
рошо, искренне прозвучали в испол-
нении Веры Духовской песни Книп-
пера и Василенко. Значительно менее
удачно выступил на этот раз А. Ба-
турин, хотя русская песня является
очень благодарным материалом для
демонстрация прекрасного, обаятель-
ного по тембру голоса этого артиста.
Неудачно выбран им для данной про-
граммы романс Гурилева «Колоколь-
чик», ничего общего, кроме отдель-
ных близких интонаций, с народной
песней не имеющий. Еще менее удач-
ным было ето исполнение — шедшее
в замедленном против авторского ука-
	зания (аПесте йо) темпе, что хороше-
	му романсу придавало подчеркнутый
характер сентиментальной салоннос-
TH.

_ h
	При всех значительных лостоин-
ствах этого концерта в целом, про-
трамму его все же нельзя признать
лостаточно выдержанной с\ точки зре-
ния стилевого единства. Олишком
различны и разнохарактерны  пред-
ставленные в концерте обработки и
интерпретации русской народной пес-
ни, Не только «Фантазия» Глазунова,
или «Березанька» Фомина, но и 60-
лее скромные по композиторскому за-
данию обработки Ник. Голованова мо-
гут вызвать возражения с точки зре-
ния близости к поллиннику. Тем не
менее общий высокий уровень компо-
зиторской работы нал русской песней
и, исключительный состав исполните-
лей концерта позволяют расценивать
его как вылающееся явление налтей
музыкальной жизни,
			Государственная Филармония —OT-
	крыла концертный сезон Колонного
зала Дома союзов вечером русской
песни. Концерт этот представлял co-
бой яркий и блестящий контраст с
теми халтурными и полухалтурными
	«русскими» концертами, воторыми, Е
	сожалению, так богата была музы-
кальная практика прошлых лет. По-
жалуй, впервые на нашей большой
	эстраде русская песня, хотя и подан-
ная поеимущественно в своболных
	ная преимущественно Bo GbUUOLH bis
обработках, шрозвучала в столь Gesy-
	коризненно высоком исполнении. Уча-
стниками в этом концерте впервые
выступили вновь организованные ху-
дожественные коллективы. Филармо-
нии: большой Государственный op-
кестр народных инструментов (свыше
70’ человек) и Государственная хоро-
вая капелла, Особенно радует первый
коллектив, не лишенный, правда, не-
избежных лля первых лней работы не-
постатков. Но хорошая  звучность,
разнообразная ‘нюансировка, . BEICO-
кая художественная культура н&8-
	достатков. по  даорошая  обузпоть,
разнообразная  нюажеировка, . высо-
кая художественная культура HA-
родном искусства, — ‘эти качества,
доститнутые оркестром под руковод-
ством ero дирижера засл. арт. П. И.
Алексеева, ярко проявились в испол-
нении разнообразного, — интересного
репертуара («Русская фантазия» Гла-
зунова, обработки Крюковского и Ни-
мана ий особенно композиция Фомина
	«Во. поле береза стояла»). Менее ров-
но. исполняла свою программу хоро-
	вая капелла под управлением засл,
арт. А. В. Свешникова. Но такие те-
девры, как «Колыбельная» Лядова,
	левры, как «Колыбельная» Лядова,
«Утенушка луговая» ‘Александрова,
прозвучали исключительно хорошо,
	содержательно и глубоко.
	Настоящим праздником для слу-
птателей было выступление народной
артистки Союза ССР А, В. Неждано-
	Эммануил Каминка
	Э. Каминка принадлежит к числу
	энтузиастов своего искусства. И не
только потому, что он нредпочел эст-
радную профессию работе драматиче-
	ском актера. Каминка не довольст-
	уется простым перенесением на ovis
раду театральных приемов. Он ищет
приемы, свойственные искусству 2CT-
ралного рассказчика, избегая той ин-
дивидузлизации человеческих харак-
теров, которая необхолима в театре.
Больше всего он любит юмор, мяткую
лирику. Читая Чехова, Мопассана, Ка-
минка сохраняет спокойную наблюла-
тельность автора, его сосредоточен-
ность, проницательность, ироничность.
Выступая от лица автора, Каминка
не хочет перевоплощаться в тех лю-
дей которые являются тероями рас-
	сказа. Каминка говорит о них, опи-
сывает HX. HO не соблазняется их
	внетпней характерностью. Он допуска-
ет только легкую мимическую итру и
изрелка злоупотребляет жестикуляци-
ей Но и жесты лают представление
	В. В. Маяковский первый из co-
	ветских писателей стал выступать це-
ред рабочими < чтением своих сти-
хов Уже в 1918 г. он читал «Мисте-
	рию-Буфф» (первую редакцию) на
собраниях питерских рабочих. В
1921 г в рабочих аудиториях была
	им читана «Мистерия-Буфф» (вторая
	релакция), в 1929 г. — «Клоп» (и
«Баня».
	«Баня» была прочитана Маяков-
ским на нескольких рабочих собрани-
ях. В частности, редакция журнала
«Даешь!» устроила 4 декабря 1929 г,
читку. пьесы в клубе «Пролетарий»,
обслуживавшем заводы «Парострой»,
«Русскабель», «Химический [», «Кот-
лоаппарат». Участвовавшие в прени-
ях приветствовали Маяковского, как
первого драматурга, несущего свой
пьесы на обсуждение рабочих. отме-
чали глубокую искренность его твор-
чества, указывали, что в образе глав-
ного действующем лица — Победо-
носикова — дан настоящий тип бю-
рократа Некоторые говорили oO TOM.
что Маяковскому следует вывести по-
ложительные персонажи, следует по-
казать конкретные пути активной
борьбы ¢ бюрократизмом. Высказы-
валось пожелание приспособить «Ba-
ню» к постановке в клубе.
	Нельзя не указать. что рабочие то-
разло глубже поняли смысл «Бани»,
гораздо вернее восприняли ее, чем
	не столько о людях, изображаемых в
рассказе. сколько 0б авторе и тех
	эмоциях, которые влалеют им в 10
	время, котда он товорит 06 этих лЮ-
AX.
	Каминка читает Шолом Алейхема с
теплотой и сочувствием к ето тероям.
В добродушной иронии чтеца кроет-
ся симпатия. Он избетает резких кон-
трастов, все время сочетая печаль с
юмором и смехом. Шолом Алейхема
трулно переводить. В  ‘переволе про-
палают мнотие удачно найденные сло
вечки, обороты речи. Чтецу птрихо-
дится возместить эти «потери». Инто-
нациями он должен восстановить те
стилистические оттенки. которые ис-
	чезают в переволе. Ваминка делает
это удачно. Он не только культурно
и вдумчиво читает русский текст, но
и приближает слушателя к еврейско-
му подлиннику.

Г. ВЛАДИМИРОВ
		Издат ель: Журнально-газетное об’единение,
	Телефон 3-42-45.
	Маяковский читает «Баню»
	тия и сама знает это. Моя вещь —
один из железных прубьев в той
самой железной метле, которою мы
выметаем этот мусор. На большее
я и не рассчитывал. —

Меня страшно раетротало собра-
‘ние, потому что оно очень внимя-
тельно и хорошо‘ подонгло к моей
вещи. На прошлом собрании я был
в более квалифицированной аули-.
торин по своему. профессионально:
		стоянно имеют дело с кКнигамя,
мне казалось, что сегодня я. может
быть, попаду в среду, кототая ме-
ня оттолкнет.

Я свое. неверие десятки раз пе-
рекрещиваю внутри себя. Слово за
слово, фраза за фразой, товарищи
дали ценные указания и по-настоя-
щему подходили к вещи. Мне 0с-
тается только сказать, что я обод-
рен вашим к себе вниманием. Я
вижу, что я дохожумдействительно,
до самого рядового слушателя и чи-
тателя. Если я не смог дать того,
что нужно. в этой вещи. то сделаю
в слелующий раз. (Аплолисменты).
Для Маяковского художественное

творчество — одно из. орулий борьбы
за укрепление пролетарской диктату-
ры. Цели. поставленные им. перел
своей пьесой, неотделимы от заляач.
которые в то`время приходилось осу-
ществлять партии и советской власти.
	В его словах заключена величайшая
	ряд критиков, расписавшихся в соб-
ственной ограниченности огульным и
грубым отрицанием этого замечатель-
Horo (к сожалению, до сих пор еще
должным обравом не оцененного) про-
изведения советской драматургии.
	В своем ответном слове Маяков-
ский заявил (выступление Маяков-
ского цитируется по неопубликован-
ной еще стенографической записи):
	»— Товарищи, здесь поступали
записки, и товарищи выступали в
` прениях. Одни товорят так. что бю-
рократизм выведен, но нет типов,
которые противостояли бы ему, не
дано положительных типов. Это
первое. Это. может быть; действи-
тельно, недостаток моей вещи, но
это потому, что хочется дать, 0с0-
бенно в эпоху пятилетнего строи-
тельства, дать не только критикую-
щую вещь, но и бодрый. Boctap-
женный отчет, как строит социа-
лизм рабочий класс. Но это недо-
статок не только втой вещи, но. и
всей моей работы. Товаритим гово-
PAT, ITO злесь не указано, как Go-
роться с бюрократиамом. Но вель
это указывают партия и совэтекая
власть, железной метлой чистки —
чистки партии и советского аппа:
рата — выметая из наптих рялов
всех, кто забюрократился, за моттен.
HAYAICA HT DL \
	Моя пъеса—не новая вещь. Пзр-
	требовательность художника к само-
му себе и пи эт величайшая
скромность. Мы видим в них подлин.
но самокритическое отноптение к CBO-
ему творчеству,
	Перед нами во весь рост встает
действительно народный художник,
который получает зарядку, получает
творческую ралость от общения с мас-
сивым читателем, слушателем и зри-
телем. Для этого читателя, слушате-
ля и зрителя работал Маяковский
ему он нес свое великолепное мас-
терство, он верил в его способность
понять и оценить лучшие произведе-
ния искусства, Срели лозунгов. напи-
санных Маяковским к постановке
«Бани» в гостеатре’ им. Вс. Мейер-
хольла. был такой: \

Некоторые говорят:

«Спектакль прекрасен,
но он
непонятен
широкой массе»,
„Барскую заносчивость
скорей донашивай, —
Масса
разбирается
не хуже вашего, ;

Эта уверенность Маяковского по-
лучила жизненное  полтверждение
прежле всего в той любви, которой
окружил нарол Советской страны имя
Я творчество Маяковского.
	А. ФЕВРАЛЬСКИЙ
	2, g JOMvVeerne nerans,
	Цена в переплете 17 т. 50 к.
	Оборник под редакцией О. М. Бескива.
	состоит из статей. иоследующих. основные
проблемы творчества детей и принадлежалцих перу
крупных специалистэв в этой области. Оборник 60-
	изетными д черными рисунка-
			пи юЮстримонан. изетными Uf
ми, Кроме иллюстраций в тексте,
	и цветных вклеек.
	Сборник представляет

3. Проф. А. Сидоров, Е, С, КРУГЛИКОВА
	Цена в переплете 8 руб.
	Мюнография.

посвященная старейптему мастеру е0-

ветокой гравюры Е. С. Кругликовой. Кроу
раскрывающего творческий путь художника
помещены 51 репродукция е лучпгих работ.
ene pee
	Кузнецкий мост. дом 215. Книга
	ee

Книги высылаются наложеняттм платё-

Заказы направлять по адресу: Москва.
почтой издательства «Искусство». Книги
жом без задатка.
	И а О И а оф о ай ee
Типография газеты «ЗА инлустоиализаций», Москва Пветной бульват. 80. 7

м ВНЕ НИ ЕО ОИ Е.
	Уполн. Главлита Б—80493.