СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО . — ,
ется выставка Рембрандта

А. ЗИМИН
	Эрмитажные
портреты
	Каждый из портретов последних
десятилетий творчества Рембрандта—
неисчерпаемый источник знания о че
ловеке. ©

Уже в 40-х тодах XVII sera Gor
шинство учеников, подражавиеих сти
лю Рембрандта, переходят на сторо-
ну его противников. Почти все ху:
дожники начивают работать в глад-
кой, светлой манере, особенно харак-
терной для модного портретиста гол
	пандской буржуазии — Бартоломеуса
	фон дер Хольста.
	О том, что тениальный живописец
Рембрандт является вместе с тем од-
ним из величайших граверов прошло-
TO, известно, думается, всем, кто ин-
тересовался его творчеством. Как ри-
совальщик, Рембрандт известен. зна-
чительно меньше. Это об’яоняется
меньшей доступностью рисунков (ин-
тересы сохранности не допускают их
постоянной экспозиции) и малочис-
ленностью оригиналов, предотавлен-
ных в наптих собраниях.
	Между тем, по овоему художествен-
ному значению рисунки Рембрандта
не уступают его живописи и офортам,
Они дают возможность заглянуть как
бы в самую лабораторию творчества
мастера,

Рисунок служил великой школой
для Рембрандта. В движении уличной
жизни, в рабочей обстановке мастер
ской или в тиши семейного уюта он
зорко воматривается в окружающее.
Ето внимание останавливается на
всем, в чем ярко выражена жизнь:
он зачерчивает типы, движения, ко-
отюмы. Мелкие ‘наброски о отдельных
фитур чередуются © зарисовками жан-
ровых сцен, о штудиями обнаженной
натуры к у работами nOpTpeTHoN ха-

paxtepa. 9

В центре внимания Рембрандта сто-
ит человек. Но художник © увлече-
нием отдается также изображению
природы. Наблюдения, накопленные в
	таких этюдах в натуры, используются
	затем мастером в бесчиоленных ком»
позиционных рисунках, преимущест-
венно’ на библейские темы, и в этой
обширнейшей группе полнее, чем где-
либо, развертывается все ботатство
творческой фантазии Рембрандта,
	Разносторонности тематики отвеча-
ет и гибкость технических приемов
художника. Чаще всею Рембрандт
прибегает к рисунку пером, то в чи-
сто перовой технике, то с заливкою
или мазками бистра. По своей факту-
ре рисунки’ Рембрандта о тодами ме-
няются, ‘но всегда ‘его увлекает ово-
бодный бег пера, чуждый каллигра-
фичностй и предельно выразительный;
В молодости Рембрандт часто, кроме
Тото, пользуется итальянским каран-
дашом и сангиною, комбинируя эти
материалы и о работой кистью. Из-
	редка он обращается к давно до него
	вышедшей из употребления технике
серебряного карандаша на грунтован-
ной бумате и, как исключение, к ак-
варели.

Интересен вопросе об отношении ри-
сунков Рембрандта к его живописи и
печатной графике, Большинство ди-

Рембрандт. «Три хижины», 1650 г. Офорт,
	Проф. М. Доброклонский
	Pucyukns
	стов носят характер совершенно са-
моловлеющих произведений. lame
композиционные рисунки далеко не
всегда служили Рембрандту предвари-
тольными эскизами к картинам или
офортам. В эпоху Рембрандта худож.
ники, обычно выработав композицию,
затем переходили в тщательным этю-
дам отдельных фигур, © тем, чтобы за-
тем их перенести в картину, Такой
метод творчества чужд. Рембранлту.
Рисунки обогащают его, позволяют ов-
ладеваль секретом выразительности,
но, работая кистью, он уже не при-
бегает к своим наброскам, не повто-
тяет самого себя и создает. новые
	©толь , же характерные и живые 00-
	разы.

Самые ранние из сохранивитихся
рисунков Рембрандта относятся к
1628—29 годам, От 80-х тодов сохра-
	SHIOCh множество жанровых этюдов,
	изображений изолированных фигур и
целых сцен, необычайно живых и по-
	ражающих меткостью, с которою схва-
	тывается все характерное в трудно
уловимых движениях и мимолетной
экопрессии лиц. Интерес к детализа-
ции достигает в эти годы наибольше-
№ развития. Композиционные набро-
ски, численно не уступающие указан
ной группе, отличаются теми же чер-
ТЯГИ, ;
	“Манера ‘рембрандтовского рисунка
	пером в.30-х годах очень характерна:
обращает на себя внимание обилие
штрихов, как бы нащупывающих фор-
му и причудливость почерка, Лица
моделируются очень тщательно, там
ще, Mle не требуется особой точно-
сти форм, штрих отличается  резко-
отью. Обычна также птирокая зитза-
гообразная штриховка, Рисунок пером
нередко ‚дополняется заливкою, 40
тлавная роль и в этом случае ‘при-
надлежит чисто графическим элемен-
там, В этодах более крупного мас+
штаба Рембрандт охотно ‘пользуется
карандашами. В Эрмитаже хранится
один из таких рисунков сангиной —
превосходно зачерченный этюд муж
чины в коротком плаще, Как одну из
особенностей раннего периода ores
тим, наконец, особый интерео масте»
ра ® фактуре рисунка, который нахо-
дит выражение в комбинирований
техники и привнесении цвета. Позже
Рембрандт добивается того, чтобы
формальные особенности исполнения,
очень тонкого и мастерского, не так
резко бросались в   Глаза.
	В эти годы уменьшается число этю.
	дов и наоросков отдельных фигур, но
зато Рембрандт ‘создает значительно
	чайным богатством нюансов от резких
контрастов света и тени в ранних
произвелениях Рембрандта. Фигура
лейтенанта буквально ослепляет. Све-
том, цветом и‘ даже “лепкой худож-
ник подчеркнул ее значение. Но вме-
сте с тем блатодаря введению второго,
более слабого врасочно-светового ак-
цента и при помощи тончайших гра“
даций света и тени Рембрандту уда-
Лось связать эту почти рельефно вы-
ступающую группу в чуть видне-
ющимися фитурами воинов.

И в пейзажах 40-х тодов освеще-
ние является основным мотивом про-
странственной характеристики. Свет
	льется из глубины. Первый план за-
тенен, и на фоне светлой дали темным
	сипуэтом выделяются деревья, мель-
ница или мостик. Неподвижна, спо-
койна природа, лишь борьба света и
	тени придает пейзажам Рембрандта
своеобразный романтизм.
	Однако изображения природы нем-
	ногочисленны в живописи Рембранд-
та. Основное, что его занимает, что
он не перестает изучать в продолже-
ние. всей своей жизни, —= это челове-
ческое лицо. Для его характеристики
он также прибегает в испытанному
средству — свету.
	Особенно замечательны в этом от-
	ношении портреты 50-х и 60-х голов.
Почти отказавшись от средств внеш-
ней характеристики (одежда, обста-
новка), художник сосредоточивает все
внимание на изображении лиц и рук,
выделяя их из темного окружения.
Но наиболее интенсивный свет кон-
центрируется не на них, & на ворот.
нике, шляпе, манжетах. Таким 06-
разом как бы создается переход от
первом внепенего впечатления к 6o-
	леф внимательному, глубокому вос-
	приятию освещенных мягким светом
лиц, Типичным примером такого. не-
обычайно тонкого применения свето-
тени может служить, кроме наших
эрмитажных портретов стариков, ча-
	ующий портрет Брейнинта (1632 г.)
аесельской галлереи,
В некоторых портретах PeuCpaan-
	та лицо дано целиком на свету, в
других половина лица затенена, На-
	Сегодня открыв

фонова
eee } ее ГУ г Тю и
		Полотна великого живописпа
	Е. Тартаковская
и OP TARKOBCKAaS
	COOPTLI
	Рембралдту бесспорно припаллежит
лервое место среди мастеров офорта.
Пользуясь ограничевными средствами
печатной графики, он достигает пора.
тельных о живописных эффектов,
Вю мноюфигурные закоаченные ком.
жиции выдерживают сравнение о
уолументальными. памятниками жи.
зон, его пебольшие эскизные ли-
цы подкупают интимностью восприя.
мя и глубиной чувства, . .

Рембрандт. в своих ранних офортах
goon охотно работает над. втюда-
\1 отдельных фитур, перенося свои
иблюдения офортной иглой прямо па
	ПЕ ТРЕТИ, ef

Деку. понтурные линии играют в
	тих вещах большую роль. Персона»
ул Рембрандта — это в своем боль“
пинотве белняки, люди улицы. — ни.
mak, греющей руки у жаровни, хро-
х0й старик-оборванец или же слепой

анствующий музыкант.

форты раннем периода исполне-
1ы в чисто линеарной манере, чаще

‘КРЮ ТОНкИМИ параллельными ann

крещизающимися линиями, и лишь
оторые доски гравированы круп:
Чыми очень смелыми штрихами (на-
эрямер, автопортрет 1629 ‚г.). :

‚ ® разрешению задач светотени
‘зрфическими средствами. Рембрандт
приходит в. середине 30-х годов. С
ою времени он вводит в помощь
форту сухую итлу,  тончайтиами
	пирихами которой передает нюансы!
	1 ффекты светотени. Одной из пер-
зых работ, сделанных офортом. и
(ухою итлою, является «Благовестие
ластухам», где впервые проблема. све-
лени получает доминирующее .зна-
ние,
	ae

В олландокой живописи XVII sera
шйзашу принадлежит почетное we.
ed, Рембрандт также в своих графи-
ческих работах особенно охотно обра-
паетси к нему. В течение олногодё-
утилетия (1641—1653 гт.) он созлает
коло 25 офортов — шедевров пей-
итого искусства, Г

Рембрандт начинает воегла 6 лё-
пльвом изучения натуры. В пейза-
50 0 ветряной мельницей ‘вое дета»
ш передаются в таким же знимани-,
44 и ТОНКОсТЬЮ, как морщины в рав-
их портретах мастера — Несколько

же он обращает 060606 внимание

1 передачу атмосферы и простран-.
ВА.
	(788,
‚Для большинства пейзажей Рем-
фандта характерен прием концентря-
ции внимания н& одной из деталей,
зыражающей настроение всёй вепти.
Рембрандт в ритме линий раскрывает,
«злодню» вещи, Огромной любовью
& природе дышат его листы. В этой
рии романтических пейзажей Рем-
(рандта особенной известностью поль»
ayetca офорт «Три дерева»,

Но центральное место среди графи-
ских произведений Рембранлта .8а-
имает офорт «Исцеление болёных»,
ми так называемый «Лист в cto
ульденов», Мягким светом залита.
 ия сцена: Особенно замечательна
пуппа больных, убогих и обезлолен-
ных людей, изображенная на первом
плане, Только страстная любовь Е
аля сдала Рембрандту возможность’
ик человечно истолковать старую
вантельскую тему,

В последний период своей жизни.
Рембрандт создает ряд превосходных
тнхологических портретов. Ой изо-
(ажает представителей различных
  (oes амстердамского общества в с0-
(ивемтвующей их положению обста-
повке, Каллиграф Копеноль мзобра-
sex Рембрандтом с гусиным пером в
руках, за работой; торговец художест-
внными ценностями рассматривает
MCT, который он держит перед co-
(of; врач спускается по лестнице с
идумчивым серьезным лицом, Добро-
дутный старик Ян Лутма бсилит в
мубоком креслё;з в руках он держит
(иатуотку, подле него лежит. моло-
тв — орудие емо производства. Ян.
Путма ювелир, но не эти атрибуты
узелира привлекают внимание. Ero.
выразительное лицо надолто остается’
в памяти, к. м
К работе сухой итлой Рембрандт
теперь обращается все охотнее. Tex-
ВИКА Сухой иглы, открывающая в03-
Хожность тончайшей штриховки, при.
met фону гравюры  бархатистый глу-
кий той.

Последняя датированная гравюра
Рембрандта относится к 1661 . году.
Sto известная «Женщина со стрёлой».
Вамечительно здесь сочетание обпа-
зенного тела с глубоким ОК
юемным фоном.
	Светоте

Ма Тициана, Be«

Моотношения редч
  о‘ картинах ре

чейшее средство
  ЖИВОПИСНОГО noe

`Рембрандт был
ним ‘из зид-
яейших  колори»
тов. Его произве-
дения смело мотут ,

быть поставлены.
Рядом с полотнач-

злскеза и Рубенса, _
но цветовые взаи- ©

№ приобретают в.

Mantes вначение»
Лишь волихому,
народею Рембранд“
17 было суждено
впервые в живоз
писи наряду ©
цветои и формой
ВЫДЕЛИТЬ КАМ Вам

проения — свет

Уже Леонардо
пА-Винчи широко
нополъзует ° пере
зоды от света в
тк для лепки
фигур и характё
теристики окружа“
ющего пространст“
ва. Корредто & ae ne
Рафаэль pacBHBae “i
ея «сфума- Рембрандт, «Or
То» Лвонардо Да.

НЕЧИ И аа искусственное осве-
щение для оживления действия.
Таким образом в Лиде своих. nan:
Godse передовых. мастеров RTaIbAEC:
re Возрождение уже. подошло р
роблеме освещения. Однако Я
нейшего развития в эту эпоху све и
Tub be получила, Последовательн A
передача действия света в картине в
Юрие ризрушила бы все основы ком
ФЮзиции высокого Возрождения © ето
Иремлением к строгой архитектонич

as
	«Даная» и «Возвращение блудного сына»
	Рембрандт, «Автопортрет». Рису-
! HOH.
	`Одне из самых. замечательных тво-
рений Рембрандта — «Даная» — на-
писано в 1636 году: Картина создана
в тот период жизни мастера, хогда
он пользовался успехом и Эа
стью.
	Горячие споры вызвал сюжет этой.
картины. Рембрандт опустил здесь
традиционное изображение золотого
дождя. Многих смутила также скуль-
птурная фигура закованног в цепи
Амура, которого Рембрандт поместил
У изголовья кровати. Лаяшь совсем
ведавно выдвинули предположение,
что на картине Рембрандта изобра-
жен не Амур, а  Антия-Эрот, божок
целомудрия, ‚ охранявиий — Даваю.
Обычное же изображение дождя вели:
кий мастер светотени Рембрандт. ва-
меёнил золотистым светом, льющимся
сзади из-за драпировки, которую раз-
двигает служанка, 5

Не в первый раз брался Рембрандт
за тему «Данаи». Сохранился его ри-
сунок, исполненный около 1628’ года,
и гравюра 1631 года. Картина в основ-
ном ближе к рисунку.

Моделью Ремдрандту служила ео
жена `Саския. И в этом своем произ-
ведении мастер не идеализирует свою
модель. Прототипом рембрандтовской
картины служила тициановская «Да-
ная». Сравнивая фигуры обоих ма-
стеров, мы видим, как далеко Рем-
брандт ушел от эстетических норм
красоты итальянском Возрождения,
НАСКОЛЬКО живее, трепетнее тело его
Данаи. Это впечатление волнующей
жизненности подчеркнуто игрой 30-
лотистой светотени. В 30-х годах
Рембрандт 060606 внимание уделяет
проблеме движения, Именно в. «Да-
нае» мастер нашел особенно убеди-
тельный мотив ‘такого передающего
внутреннюю жизнь движения.

Велико значение «Данаи» в! творя
честве  Рембрандта. Здесь впервые
появляется солнечный свет, который
мягкими волнами растекается по кар-
тине и пронизывает ватененные ме-
ста. Этот солнечный свет золотит хо-
лодные ‘зеленоватые ‘оливковые тона
картины, оживленные красными бли-
ками, играющими на скатерти, горя:
щими в коралловом браслете и в’ в0-
лосах Данаи,   mS
	Ton жизни Рембрандта. Это произве-
дение, словно тлубокий и мощный
финальный аккорд, достойно завер-
тает весь славный творческий путь
меннального живописца,
	Самый сюжет картины, заимство-
ванный из евангельской притчи, ха-
рактерен, для’ Рембрандта, Многим
голландоким художникам. эта притч
служила поводом для занятного жан-
рового повествования. Рембрандт 06-
ращается к этой притче для Toro,
чтобы рассказать о большой челове-
ческой трагедни. Он изображает сце-
ну встречи старика отца и раскаяв-
тегося сына \
	Всеми живописными ‘средствами
Рембрандт в этой картине подчер-
кивает волнующий драматизм пере:
живаний отца и глубокую \человеч»
ность его отношения к сыну. Рем.
брандт устраняет всякие второстепен:
ные бытовые. детали... Даже атхитек-
	турный фон EAapTEEN тонет в полу-
мгле,
	a .

В центре композиции — отек я
сын. Лицо вына затенено и поверну+
то в профиль к зрителю, Фигура по-
казана со спины. Но как выразитель-
на эта-спина, эти отрепья, этй ступ-
ни, в которых сваливаются изношен-
ные туфли, этот шелудивый затылок!
Можно ли правдивее рассказать о ни-
щете, ‘об унижении, о боли и раская-
нии? Лицо и руки старика, склонив»
шегося к упавшему перед ним на
колени сыну, выделены ‘светом. Оле-
пой отец ощупывает яавы сына, что+
бы все понять вое простить... Ero
старческие, изумительно написанные
руки выдают все его волнение.
	По бокам этих центральных фитур
Рембрандт помещает ряд второстепен-
ных персонажей. Из всех домочад-
цев одинаковые чувства с отцом пе»
режизвает только. старик-слуга, выде-
ленный светом и цветом, Старигий
брат, умноживший отцовское ботатот-
во, мрачно ‘сидит поодаль; он одет
в темную одежду и почти сливается
с прозрачной мтлой фона, Еще более
затемнена фигура юноши,   стоящего
сзади у крья арки и с каким-то гру-
стным недоумением вперившего
взгляд куда-то вдаль, Только в свет-
лые дни с некоторой ясностью видна
служанка на заднем плане картины,
спускающаяся с лестницы,
	Вся композиция кьртины построена
на чередованин спокойных. вертикаль-
вых фигур ¢ торизонталями архитек-
туры. Бурное движение; характерное
для творчества молодого, Рембрандта,
уступило в ной место величаво-спокой.
ной монументальности. Благодаря это-
 му `` 0бобою силою выступает волну
ющая внутренняя жизнь изображен-
ных люлей,
	В этом полотне светотень, красоч-
ная гамма ‘и манера письма Рембранд-
ТА особенно выразительны. Если 8
ранних своих работах Рембрандт ув-
лекался только’ светотенью, тб ‘теперь
наряду 3 ней полнозвучно ‘заговорил
цвет. Насыщенная светотеневой игрой
атмосфера кажется бескрайной, Из ее
теплой коричневато-оливковой тлуби-
ны выделяются два основных мону-
ментальных   красочных ‘монолита:
красные, горящие в темноте плащи
обоих стариков, наброшенные на 30-
отисто-оливковые одежлы. Эти цвё-
та включены в общий темный тон кар-
тины, они жувут и дышат в перели-
вах светотени, Особенно’ богаты пере-
ходы от коричневого к ИН
зеленовато-оливковому оттенкам. По-
здний Рембрандт прибегает к новому
сложному приему дополнительных
цветов, которому а будет раз-
виться только в ХЕХ веке у импрес-
сионистов.
	Необычайно возросла к вОНЦУ ТВОр-
чества мастера живописность его пись-
ма. Строго очерченная линия оконча-
тельно уступила место живописной
итре красочных светотеневых пятен.
	В эти тоды Рембрандт создает луч-
шие, самые проникновенные ово
портреты. К числу их принадлежат
также. и наши эрмитажные картины:
«Портрет старика в красном», «Порт:
рет старика еврея» и г.) и «Порт-
рет старухи» (1654 г.).

Не случайно именно в это время
изображение старческого лица особен:
но привлекает Рембрандта. Великий
художник уже не стремится к. точ-
Ной передаче внешнего окружения
человека. Он добивается индивидуаль-
вой характеристики человека. ‘Поэ-
тому мастера особенно привлекают
старики, на лицах которых жизнь
провела глубокие морщины и склад-
ки.
` Несмотря на свое необычайное жи-
вописное мастерство, Рембрандт дол:
го и упорно работал над большинст-
вом своих портретов. Об этом сви-
детельствует Бальлинуччи, сообщив-
ший, что многих заказчиков ‘отпуги-
вала необходимость‘ позировать перед
Рембрандтом в течение двух-трех ме-
сяцев.

Из Toprperoe, находящихся в соб-
рании Эрмитажа, два (портрет ста-
рика-еврея и старухи) датированы
1654 г, \

«Портрет старика в красном» очень
прост по композиции, Лицо дано в
фасовом повороте. Красновато-корич-
невый тон одежды, трактованный ши-
рокими мазками, и маленькая, об-
летающая голову, зеленоватая ша-
почка создают теплое красочное o6-
рамление для выделенных светом хи-
ца и рук. Правая половина лица не-
сколько затемнена. Наиболее интен-
сивный свет сосредоточен на левой
стороне,
	_ Особенню потрясает техника Ремб-
рандта, когла постигаешь, как заме-
чательно передает мастер. корпусны-
ми красками, нанесенными неболь-
ими мазками, и тончайшей нюан-
сировкой красочных. валеров старче-
скую дряблую кожу. Взгляд глубоко
сидящих 1583, положение сложенных
рук и даже прямая посадка старика
— 866 служит ‘цели индивидуальной
характеристики, исключительно тонко
проведенной.

«Портрет старика еврея» выдержан
весь в темных, почти черных тонах.
На ето голове черная шляпа. Старик
сидит, слегка сторбившиесь. В“`этой
своей работе художник всеми сред-
ствами подчеркнул на выразительном,
изборожденном  морщинами ‘лице
старика отрешенность от жизни и
	физическую немощь.

Кто был этот старик, праны
ли он к числу друзей Рембрандта,
мы, к сожалению, не. знаем. .

В «Портрете старухи» художник
прибегает к иному приему характери-
стики. Сильный свет. сконцентриро-
ван на белом воротнике, и этим све-
	том озарены лицо и руки, Освещая
	более сильно не главный предмет, &
второстепенную фасположенную око-
лю него деталь, художник добивает-
ся перехода от внешнего впечатления
к послелующему болев глубокому вос-
	приятию. Одежда и воротник тракто-
	ваны широкими мазками кроющей
краски, лицо и руки моделированы
тщательно и любовно. Лоб и глаза
старухи затенены нависающим плат-
ком, Кресло, нал котором она сидит,
только эскизно намечено.
	’Пезднейшие налотавки картины
	снизу и по сторонам несколько ис-
	казили первоначахьный замысел Рем-
брандта. Виисанная в более тесное
пространство фигура должна была
выступать рельефнее.

Эрмитажные портреты  принадле-
жат к числу лучших произвелений
Рембрандта и лишний раз свидетель-
ствуют о необычайной силе ем кис-
		больше пейзажных рисунков. Pew
брандт столь же внимательно вгля“
дывается в природу, как до том он
изучал человека. Он любовно и прав
диво передает мотивы  толландокой
деревни, сельские улицы, мельницы,
каналы,и пастбища, Он.с язумитель-
ным мастерством ‘добивается ‘впечат-
ления глубины, бескрайних далей,
воето своеобразия   атмосферической
среды, Мастер’ пользуется в одних
случаях чисто трафизеокими средства“
ми в других -— сочетает рисунок пе»
ром с работой кистью. Для десятиле-
тия, следующего 3a «Ночным .  дозо=
ром» (1642 г.), такая техника особенно
характерна. Проблема перелачи проеть
ранства ин’ светотени увлекает Рем.
брандта более чем когда-либо, и в свя-
ЗИ 0 этим живописные элементы ри“
сункя получают 06060е развитие,
	Наряду © пейзажами видная роль
принадлежит интерьерам © фитура-
ми. Небрежные на ‹ первый взгляд
‘мазки тунги или бистра необыкновен»
но тонко передают игру света—тени.
В этой манере исполнены замечатель.
ный интерьер из фамильного. альбома
Сиксов, «Кухня» из собрания Музэя
‘изобразительных искусств и «Сель-
ская улица» из Эрмитажа. .

B 60-x годах Рембрандт вновь об-
ралцается к графическому ‚ рисуняу.
Темы таких повествовательных рисун=
ков заимотвуются преимущественно
из библии и трактуются необычайно
просто и величаво. Фигуры выделяют
ся в проотранотве, окруженные воз-
духом и светом. Эпическому характе.
ру повествования соответствует про-
стой перовой рисунок, выявляющий
немногими решительными штрихами
лишь 68409 ‘существенное.

С приближением к 60-м тодам
штрих становится ‚небрежнее, манера
шире. Главнейшие черты, отличающие
поздние рисунки мастера, — велича»
вый синтез образов и широта мане-
ры исполнения. Вместо обычного ту
синого пера Рембрандт особенно: часто
пользуется теперь тростниковым, да-
ющим широкие штрихи, похожие на
мазки кноти, HO позволяющие прово-
дить и тонкие линии. Рембрандт: ра
ботает также кистью или. бородою гу-
синого пера, Эскизный живописный
характер работ усиливает. впечатление
мощности форм. Поздние рисунки ху-
дожника подразделяются на три груп.
пы: композицию, портрет и изолиро-
ванную человеческую фигуру, как са-
модовлеющий об’ект изображения.
„В последних рисунках, созданных
Рембрандтом, он предстает”перед на-
ми уверенным, правдивым и наблюда-
тельным мастером, на ‘закате жизни
остающимея верным реалистичесвким
установкам своей ‘мололости.
	конец, часто тень широкополой шля-
пы падает на лоб и глаза. Но каж-
дый раз при помощи ‘евета, выделяет.
ся основное. Воротник, шляпа, мягкая
BOIS BONOC HBAADTCA Kan бы обрам-
лением для лица, которое художник
моделирует на свету. Исчезает. свет-
лый блик в зрачках, который являл
ся мощным средством оживления в
ранних портретах. Только иногда,
как в Брануншвейтском фамильном
портрете, снова загораются краски,
но их теплый блеск лишний раз под.
черкивает значение лиц, выделенных
сильным светом.
	И в своих исторических и религи*
озных композициях последних лет
Рембрандт отбрасывает свои обычные
средства пространственной характери-
стики. Пвет и свет дополняют друт
друга в «Благословении Иакова» Кяс-
сельской галлереи (1655 г.) или в на-
шем «Аманеё в немилости».
	Наконец, «Блудвый сын» Эрмита-
жа — одна из последних работ масте-
ра и при всей необычайной простоте
одна из выразительнейших  Из ок-

ужающег  полумрака выступают

игуры, вернее, их лица и руки, По-
зы совершенно. спокойны, но все
взгляды направлены в сторону цент»
ральной группы — отца и сына. Обор-
ванный, босой бродяга припал голо-
той. к груди слепого отца.  Избегая
всякой палетики, одной лишь позой
й мягких движением рук Рембрандт
передает всепрощающую любовь отца.
Краски и свет в последний раз соеди»
няются в картине старика Рембраид-
та для выражения одного из глуб»
чайптих человеческих чувств.
	Путь, пройденный Рембрандтом, . ог
ромен. Самое ценное н этом путв для
нас, наследников, его творчества. arn
беспрерывная борьба мастера. за’ хх.
дожественные средства, ‘отвечаюниее
содержанию ето искусства. Психол»
тизм Рембранлта ‘отраничен сферой
изображения инливидуального чув-
ства и переживания, Но «рембранятов-
ская оветотень» все же остается ол
ним из могущественнейших  срелств
	ay AO

SR OCTE

енно
	Se   . + вЕро вкрахозаьл оропаоворышА ashe
Самая манера наложения мазка ста-
«Возвращение блудного сыназ =   новится исключительно смелой и раз-
величайшее. сокровище Эрмитажното   маптистой. Вся кратина в целом и ка-
собрания картин, Рембрандта; Нарти-   ждый, ее  кусок живут насыщенной,
	  ва натисана в 1669. году, в последний   глубокой и волнующей жизнью,

1654 г. Музей изобразительных искусств, т
	ности, замкнутости и уравяовешенно-
cry. у со Boye

В тех исключительных случаях, ко»
гда художники Ренессанса прибегали
к световым эффектам, последние ис-
пользовалиов лишь дла характери-
слики ‘формы предметов и’ простран-
ственного взаимоотношения групи.
Свет скользит по поверхности пред-
Meron; OH не’ пронизывает” простран-
ства. & лишь Wosvenewnaar об’ем
	ность форм.
	В искусстве
маньеризма и .060-
бенно барокко
	проблема. освеще-
ния получает пре.
	’ обладающее зна-
чение. Венециан-
th — Taurens,
	Тинторетто, “bade
сано, — вводя ис-
кусственное ›` осве-
щение, пользуются
‘им для характери-
стики проотранст-
ва и действия.
Для ‘венециан-
eB свет не слу-
жит средством мо-
делировки. Он
привлекается”. гла-
вным образом для
выявления красоч-
вых ценностей.
Отсюда xapaxtep-
ная трактовка по»
верхности при по
мощи красочных
и световых пятен,
& также отсутствие
единого. последова’
тельно проведенно=
 10 освещения,
Совершенно! иное
” понимание = света
Х искусств,    мы видим в карти
1 _ нах главы итальян»
ского натурализма Караваджо, ока
завшего. огромное ‘влияние на‘ разви».
тие. ‘всей европейской живописи. Ка»
разаджо на темном, ‘почти! черном фо:
не выделяет ярко освещенные фигу
ры. Источник света большей частью
скрыт. Oser служит. здесь исключи-
тельно средством пластической  ха-
рактёристики/ и потому таким без-
душным представляется пространство,
окружающее фигуры.

‚ Толыко в’ произведениях Рембранд-
та светотень‘ ив’ второстепенного под-
чиненного мотива превращается в 06-
новной фактор построения компози-
ции. В разные периоды ‘творчества
Рембравдт. пользуется светом‘ для
Тазных целей. В ранних его работах
контрасты света и тени подчеркивают
характер изображенного действия, В
более поздний период увлечения кра-
	сочностью свет зажигает цвета, пе-
реливающиеся бесчисленными pec-.
	лексами, и затухает в тени, пронизы-

вая пространство, ‘подчеркивая его
единство. Но особенно ярко раскры-
ваетея значение света в работах пос-
ледних лет, когда художник светом и
краской ‘пользуется исключительно
для передачи внутренней жизни ли-
ца.

Два типа композиции многофигур-
ных сцен типичны для раннего пери-
одА творчества Рембрандта. Это или
картины, где крупные фигуры пер-
вого плана доминируют над окруже-
нием, или, наоборот, сцены, передан-
ные в мелких фигурах, как бы ох-
раченных окружающим пространет-
вом. В связи с этим свет служит
двум разным целям -— подчеркива-
нию фигур или выявлению простран-
ственных взаимоотношений. ^ Таким
образом в искусстве ‚ Рембрандта с
первых шатов параллельно ставятся
и. разрешаются те две проблемы, ко-
торые вели раздельное существование
в живописи Караваджо, Эльсгеймера
и венецианцев.

В  крупнофигурных сценах худож-
ник обычно об’единяет людей каким-
	  нибудь действием. Мы это видим в
	эрмитажных «Кертвоприношении Ал
аама» (1635 г.), «Снятии с креста»
1684 т.) и отчасти даже в «Данае».

Совершенно ‘иные задачи разреша-
ются: Мастером в построении  много-
фитурных сцен. Он отодвигает обыч-
10 в таких сценах действие втлубь,
причем фигурки небольшого размера
воспринимаются как часть окружаю-
mero пространства, В эти годы Рем-
брандт стремится к внешней мотиви-
ровке освещения, В интерьерах он
располагает группы у освещенного OR-
		на. Так, например, в «Притче о ви-
ноградаре» (Эрмитаж) льющийся че-
рез окно теплый свет об’единяет фи-
гуры и дает пространственную харак-
теристику.

Дальнейшее свое развитие пробле-
ма освещения получает в произведе-
ниях 40-х годов, когда палитра Рем-
брандта насыщается золотистыми то-
нами, сменяющими холодную красоч-
ную тамму ранних лет. Художник все
более проникается сознанием един-
ства окружающей атмосферы, что
	PEA MAAS Dan бо (подчеркивается тончайптими световые
о’ бсобенно ярко’ рабвры- ме попадали В делувна ov Tone
	ми переходами. В отличие от проив-
ведений 30-х годов, где свет по боль-
шей части падает через окно, в позд-
них интерьерах свет становится не-
от’емлемой частью пространства, ‘я
художник уже неё нуждается во’внеш-
ней его мотивировке. По большей ча-
сти источник света не виден, По-
казано лишь ето действие.

Общий золотистый тон, типичный
дя картин 40-х тодов, в таких про-
изведениях, как эрмитажное «Овя-
тое семейство» и ряд друтих, сменяет-
ся стремлепием к большей  красоч:
‘ности. В них особенно чувствуется
волшебное действие света, вызываю-
щего к жизни цвета. Благодаря Bade
имодействию света и цвета доститает-
ся необычайное богатство нюансов №-
рящего на свету теплого красного цве-
та и приглушенвых тонов в тенях.

Особенно ярко своеобразие и богат-
ство рембрандтовекой светотени рас-
крывается в знаменитом групповом
портрете  амстердамеких стрелков
(1642 г.), названном по недоразуме-
нию (предполагали, что действие про-
исходит ночью) «Ночным дозором».

Художник запечатлел в картине
момент выступления группы стрел.
вов из-под темното сводя ворот ва
яркий дневной свет. Выступающие
впереди капитан Кок, как и лейте-
нант Рейтенбур- находятся на ярком
свету, Друтой световой очаг дан в
тлубине картины, Весь свет здесь
сконцентрирован на маленькой, оде».
той B желтов девочке.

Как далека мягкая  моделировка
фигур «Ночного дозора» с его необы-