= СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
В нашем горо
		И. А. Новиков
член ВЦИК РСФСР, председатель Калининского горсовета
	Артисты, музыканты, ‘художники
	В. В. Целиковский
	главный дирижер и художественный руководитель
Калининской филармонии
	Калинине
	Музыка в
	Налие новое большое дело “=== город»
ская Филармония. ; а

Основное на мой взгляд достижение
Филармонии — прекрасная работа с
хуложественной  самодеятельностью.
Октябрьский концерт,  подтотовлен-
ный нашей Филармонией, оставил
очень приятное впечатление, Рабо-
тать Филармонии нелегко — He Bre
еще клубы, не Bee еще культурные
работники поняли ее аначение.

Мы хотим создать у себя оперу; В
прошлом голу в городе ‘опера была
помещалась она в клубе текстильщи»
ков. Сезон, однако, прошел не вполне
удачно: опера не омотла удержаться
В города, ий сейчас нало пачинать это
		новательно:;
Года два назал открыли мы “‘Tearg
	юного зрителя, Коллектив был. н8
первых порах слабоватый ‘ве Ло
	настоящего ‘художественного руково-
дителя, w Тюз влачил довольно жал-
кое существование, Сейчае мы обно-
вили состав труппы М руководства, и
Тюз наш не узнать. Такие спектакли,
как «Ревизор», «Зеленая птичка»,
«Дон-Кихот», «Блуждающая школа»,
завоевали Тюзу популярность ` среди
юных калининцев. Тюз обзавелся ку-
кОЛЬНЫМ театром и в ближииее
время открывает теато, марионеток,

У нас собрались здесь талантливые
артисты, режиссеры,. музыканты.
Вместе со всеми трудящимися наше-
го города они. строят ‘интересную, яр-
кую, содержательную жизнь,
	Года три Назад наш театр ютился
в маленьком, ветхом помещении, ©
  трудом вмещавшем четыре сотни зри:
телей. Вполне понятно, что в таком
помещении полностью обслужить тру-
‚дящихся города Калинина было не-
возможно, Мы решили коренным об-
разом перестроить. здание бывшего
дворянского собрания. Постройка нам
обопглась миллиона в полтора, и ва
восемь месяцев мы заново отстроили
  и оборудовали театр. Зрительный вал
‘увеличили раза в три. Строить театр
было нелегко — нехватало материя-
‚  лов, денег понадобилось значительно
«больше, чем мы запроектировали. Но
у нас в городе театр любят, и усилий
-мы не пожалели,

Состав коллектива за последние го-
‚р ды сильно изменился и улучшился, —
1 К нам пришли артисты‘ Милослав-
ский, Снежина, Петрова, Шарлахов,
  Церетелли и др. Олнако основу те-
  атрального коллектива составляет по-
  прежнему та самая групна, которая
] Уже почти десять лет живет и радо-
тает в Калининёе — ертисты Брян-
ский, Оболенский, Митин, Гончарова,
„Тудоровекая и др. Уже больше пят.
надцати лет директорствует в теат-
фе Лазарев.

Актеры успешно руководят кружка.
ми рабочей красноармейской колхоз-
‘ной самодеятельности. Летом театр 0б-
служивает нашу периферию, Харак-
‚ терно, что театр работал все’ время
без дотапии (при сравнитёльно леше-

вых билетах).
			Maven bl
	В СССР пеатр
искусства.
В 195355 в О
	Театр
	и циобры
	атр является нанболее любимым” видом

в CCCP было 653 театра (в том числе 128
	Ole   [Beem y

`В, М; Брянёкий   р
актер и художественный и По
	Читайте,
завидуйте — Я
	руководитель Калининского
драмтеатра
t
	- Геатр—трибуна
	 1Я люблю мой город. Как случи-
лось, что актеры, привыкшие ‘вести
жизнь перелетных птиц, вдруг почув-
ствовали себя эдесь своими —реши-
NH OCTSTLCA Hapceria и стали в‘ коня
це концов патриотами города Кали
ana? }

Повилимому, здесь все дело в той!
исключительной заботе и любви, кото4
рой окружили нас наши калининекие
товарищи — фуководители Совета]
партийные работники, рабочие и ра-
ботницы калининоких фабрик. Отею-
да нё хотелось уезжать, — постепен“
Но мы ‘втянулись в жизнь тородв на-
столько, что волнуемся сейчас всеми
его волнениями, живем всеми его ин“
тересами, ]

Я вспоминаю историю со спектав-
лем «Кабаны» — мы тогдя очень хо-
рошо почувствовали, какое место в.
жизни города может зынять театр.
СБъеса ота, как известно, посвяще-
на жиани и работе туркестанских  хло-
пкотодов. А в нашем тороде живут их.
шефы — текстильщики. Шефство это,
имеющее большое политическое ана»,
чение, находилось в то время в пла-
чевном состоянии. Мы послали наших,
актеров на предприятия, в завкомы,
чтобы собрать письма туркестанеких!
хлопководов. Собранный материал’
мы включили в пьесу, и спектакль,  .
в котором прозвучали подлинные фак-
ты и имена, оказался большим обще-
ственным событием. Газета «Проле-
тарская правда» организовала  вол-
лективную «рецензию» на спектакль,
— 00 существу вто был массовый ми-
тинг тверских текстильщиков. ‘ ‘

После премьеры пьесы Катаева
«Время, вперед!» в газете «Пролетар-
ская правда» появильсь коллективная,
рецензия — «ба боевые методы рабо-
ты на стройках города». Нам, акте-
рам, было непривычно и очень радо-,
отно читать отклики на спектакль ин-  :
женеров, слесарей и плотников под
такими заголовками:  «Ликвидиро-
валь отставание строительства» «Рав-
няться по бритадам Халина и Тито-,
ва», «Прогульщикам нет места на
стройках». Наш театр становился об-  .
щественной трибуной города—в каж-
No новой работе мы учились подхо-
дить © чувством большой политичес:
Кой ответственности. Я

Неудивительно, что у многих из нае

появились самые тесные, дружеские

связи с лучшими людьми тородв. На-
ши актрисы Дембицкая и Гончарова,
например, стали жельнными гостями
У орденоноски знатной ткачихи По-
повой.
Лучшие большевики города следят
за творческой жизнью театра, Вчера
з& кулисами театра, где висит щит

с вырезками из газет о снятии «Бо-
татырей» в Камерном театре, появил-  .

ся секретарь обкома тов. Михайлов.

— Вы ставите «Бориса Годунова»,
— обратился он ко мне, — какие же
уроки извлекли вы из истории © «Бо-
талырями», как думаете вы ‘работать
над историческим спектаклем? Har
трактуете вы центральный образ пь6-
cu — Бориса? Кло он — бесприн-
ципный авантюрист, захвативший
трон, или человек, значительный я
глубокий, фитура прогрессивная для
своего времени! Как вы трактуете об-
раз Самоаванца?

’ Секретарь обкома изложил мне свои

вагляды` на пушкинскую пьесу и дал
характеристику Годунову. Он затро-
вул самый существенный для режис-
сера-и актера вопрос,. Не раз мы ви-
дели тов. Михайлова на заседании ху-
дожественного совета, на репетиции
всегда внимательный и чуткий, он
давал нам ценнейшие указания и CO-
веты,

Все наши помыслы устремлены в
будущее. „Мы мечтаем о театре, ко-
торым город будет гордиться так же,
как мы сейчас гордимся своим горо-
дом. д

МГИ ПО Уоосо

колхозных), а в 1936, г, их было уже 752 (из них колхозных 192). Нацио-.
нальных театров (кроме русских) в СССР! — 224; Эти театры дают спек-

RONCTHTYHRA
 ] ОСНОВНОЙ ЗАБОЮ

ee
as
Ryne
Bra
		Основную массу национальных ‘театров составляют драматические теат-
ры. Однако заметно растет и сеть оперно-музыкальных леатров, Помимо
давно существующих и пользующихся известностью оперных театров
РОФСР, Укранны, Грузии, Азербайджана и Велоруссии, за последние годы
большие успехи сделал Узбекский музыкальный театр; возник и получил.
всесоюзную известность музыкальный театр в Казахстане: успешно рабо-
	тает оперный театр Га
нистана.
	театр Татарии; организуется музыкальная опера в Туркме-
с
	Количество спектаклей по всем тезтрам СССР возросло в 1936 г. на 27,824.
Посещазмость театров увеличилась на 13.960 тысяч человек.

В конце 1935 г. вступило в экоплозтацию новое театральное здание в
Ростове-на-Дону (на 2300 мест). В 1937 г. будут закончены строительством
тезтры. им. Мейерхольда в Москве (1800`мест), ленинградский Красный
театр (2000 мест), театры в Иванове (2000 мест), Смоленске (1600 мест),
з Алма-Ате, Краснозаводский в Харькове, я др. Начинаются стройкой театр
им. Немировича-Данченко (в Москве), театры в Таганроге, .Орджоникилае,
Симферополе, Энтельсе, Ереване, Сталинабале, Тирасполе и др.

Для подготовки театральных калров в СССР существует 67 театральных
(лраматических и оперных) и 9 хореографических учебных заведений; среди
них 38 учебных заведений в РСФСР, 5 в УССР, 7 в Грузинской ССР,
3 в Армении, 4 в Азербайлжанокой ССР, 4 в Узбекской Р, 3 в Бело-
руссии, 1 в Туркменистане и.2 в Казахетьне. В\театральных учебных заве-
дениях СССР обучается 4242 человека, из них в национальных — 2154
челорака G
	ть
	Особенно показателен международный успех советских театральных chee
стивалей. На первом фестивале в 1933 1. присутствовало 62 человека из
11 стран, а на 4-й фестиваль в 1936 г. приехало более 500 человек из 30
	стан.
	полавляющем большинстве крупных городов СОСР созданы стационар-
	ные театральные прелприятия.
	Советская музыкальная культура растет с каждым

Муз ЫКА годом. Сейчас нужно говорить не только об отдельных
ярких достижениях советских музыкаятов, но и о росте

музыкальной культуры широких масс, о широком развитии народном твор-

м
		В одной только РСФОР насчитывается 23.790 самодеятельных наролных
хоров (с общим количеетвом участников в 356.000 человек) и 17.220 орке-
стров (© общим количеством участников в 143.000 человек). По: СССР. само-
	деятельных народных хоров — 29,590 (участников — 432.800), а оркестров
	и инструментальных ансамблей — 24.470 (участжиков — 210.900 человек).
За последние годы получили известность такие чрезвычайно ценные в
художественном отношении ансамбли, как народный хор Датестана, карель-
ский народный хор, хоровая капелла Дорпрофсожа Юго-зап. железных до-
рог, хоровой ансамбль колхоза им. Сталина (Украина), колхозный хор
Заславокого пограничного района Белоруссия), хор вичугоких ткачей (Ива-
новской области), женский хоровой’ ансамбль. Северного края, детская хо-
ровая капелла Октябрьского рудника (Московская обл), детекий хор Дворца
пионеров им. Постышева (Харьков), Веневский колхозный хор, хор москов-
ских профеоюзов, народные хоры Грузии, Армении, Азербайджана, Кирги-
вии, Казахстана, Моллавии и др.
_ Наряду с ростом народной песенной культуры развивается и крепнет на-
родное инструментальное искусство. Огромную роль в стране играет на
только рабочая и колховная самодеятельность, но и массовое музыкальное
искусство нашей Красной армии.
’ а последние толы советскими композиторами созданы такие значитель-
ные и художественно-ценные произведения, как 15-я и 16-я симфонии
Н. Мясковского, балеты «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан»
Б. Асафьева, симфония и фортепианный концерт А. Хачатуряна, `опера
«Тихий Дон» И. Дзержинского, «Реквием» (памяти С. М. Кирова) для сим-
фонического оркестра и хора Юдина, ‘2-я симфония Д. Кабалевоком, опера
«Шах-Сенем» P Глиора, балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и’ др.
Много талантливых я ярких сочинений создано в области лирического
романса, жанровой и бытовой песни. Песни композитора Дунаевского —
марш ив «Веселых ребят» и «Песня о родине» — поют миллионы в самых
отдаленных утолках СОСР.
	Национальные республики и области выдвигают своих талантливых ком-
позиторов, исполнителей и музыкальных деятелей,
	Советское музыкальное исполнительство стоит на высоком уровне. 06
этом красноречиво говорят всесоюзные исполнительские конкурсы м бле-
стящие побелы наших пианистов (9. Гилельс, Я. Флиер) и скрипачей
(Д. Ойстрах, Б. Гольдштейн) на международных конкурсах исполнителей.
Заслуженные пелагоги. столичных ко неерваторий  Кг Н. Итумнов, А. Б.
Гольленвейзер, Г. Г. Нейтауз, Л. Н. Николаев, А. Ф. .Гедике, С. Е. Фейн-
берг, Ямпольский, Цейтлин. Мострас, Козолупов, Миньяр и др. создали
прекрасные школы исполнительского мастерства.
``По всему СССР насчитывается 16 филармоний. С 1 января 1937 гола от-
	врывается еще 13 филармоний.
	В стране созданы такие могучие и;
ный симфонический оркестр Союза СС
пеллы (в Москве и Ленинграде).
	кие коллективы, как государствен-
‚ Бак государственные хоровые ка-
	Недавно к секретарю Калининско-
№ обкома партии тов, Михайлову по-
  дошли на улице безнадаорные ребя-
та и пред’явили своеобразный ульти:
матум: «Хотите, чтобы мы оставили
хулитанотво на улице, — дайте нам
баяны, 1 оркестр». Долго
убеждать тов. Михайлова: не приш-
лось. В тот же лень он вызвал меня
	к себе и предложил немедленно орга-
низовать этот оркестр.
	вальсов, и сейчас этот оркестр почти
	ежедневно. выступает в клубе  тек-
	етильщиков на «Пролетарке».
  Музыку в городе любят все — от
	секретаря обкома до Коли Улитина.
Городской совет горячо. поддержал
инициативу. работников искусств, и
осенью этого года мы создали — впер-
выв в истории гор. Калинина — фи-
лармонию о собственным постоянным
симфоническим оркестром. Мы уже
провели несколько симфонических
концертов, составленных из произ-
ведений Глинки, Римского-Корсакова,
Даргомьикокого. У нас установились
	самые тесные деловые и дружеские
отнощения © самодеятельными коллек.
тивами города, К октябрьскому праз-
днику мы подготовили большой ве-
чер-концерт, в котором приняли уча-
стие замечательные коллективы худо-
жественной самолеятельности_
	Мне долго, ваверно, не забыть ве-
личественный финал концерта, когда
по взмаху мосй дирижерской палоч-
RH BCe 600 человек — текстильцики,
красноармейцы, торфяники, пионеры,
русские, украинцы, карельцы, залол-
нившие всю сцену городского театра,
запели «Песню в Сталине»,
	Город растет © удивительной быст-
ротой. Работы здесь невероятно мно-
го, и работать хочется по-настоялще-
му — каждая здоровая мысль, каждое
интересное предложение встречает го-
рячую поддержку. Уже создана в Ка-
линине музыкальная школь, Создает-
ся городская хоровая капелла. Нача-
нает работать областное художествен-
ное радиовещание. А года через два,
быть может, на улицьх Калинина 1по-
явятся афиши «Калининского област-
ного музыкальното театра», — это на-
ша общая мечта,
			засл. арт. республики
	[]а простор жизни
	Но приезде в Ростов перед’ нами
встала отнюдь не единственная задё-
А — освоения новой, самой большой
в СОСР. театральной площадки. Мы
поставили перед собою задачи более
сложные, более значительные Наш тё.
	атр ощутил себя с первого дня приез.
‘да He гастролером, & театром, приз.
	ванным помочь строительству худо.
жественной культуры в крае и дол:
женствующим нести за это строк’
тельство свою долю ответственности.
Мы очень скоро установили шефские,
консультативные и другие производ
ственные связи с целым рядом теат-
	ральных кружков — на ростовских
	предприятиях, © ростовским Трамом,
с Красной армией и др. Совместно о
представителями краевого Комитета
по делам искусств мы выезжаем на
просмотр премьер в другие города
края — Новочеркасск, Таганрог и др,
— где мы советом и указаниями по-
могаем местным театрам. Специаль-
ную и очень интересную для нас шеф.
скую ‘работу мы осуществляем в Чер-
ноерковоком колхозном районе. Мы
там организовали драматическую сту-
дию, которая в будущем должна прев-
ратиться в колхозный казачий театр;
ME об’езжали колхозные станицы всё-
го района, знакомились с его клубами,
© ef чудесной молодежью, с массами
будущих зрителей это колхозною
театра. Некоторые встречи во время
этой поездки оставили неизгладимое
впечатление и обогатили наше созна-
ние больше, чем сотни прочитанных
книг, просмотренных спектаклей и
прослушанных речей. В Черноерков-
ском районе мы встретились с секре-
‘Tape черноерковской районной пар
тийной ортальизации тов. Борисенко,
Он ‘успешно борется за ликвидацию
засушливости: в черноерковоких кол-
хозах, за поднятие урожайности кол-
хозных казачьих полей, сажает фрук-
товые сады, строит светлые и вме
стительные станичные клубы, прово-
дит в станицы электрическое освеще-
ние, организует физкультурные пло-
щадки, библиотеки, хоровые, музы-
кальные, драматические кружки. Он
мечтает об изменении климата в с50-
ем районе, — об искусственном дож-
девании, создании мощных зеленых
массивов итп
	Работа большевика Борисёнко для
‘вас является олицетворением всею
том, что народ творит сейчас не толь
ко в Азово-Черноморском крае, но я
по всему СССР.

Встреча с народом, с новыми ври-
тельскими массами учит наших ак-
теров прежде всем не удовлетворять-
ся достигнутым. В коллективе про»
сыпается новое чувство ответственно-
сти, новая жажда работы над гобой.
  Все эти мероприятия и факты —
единичные звенья в общей цепи на-
шей непрерывной работы не только
в качестве режиссеров и актеров 18»
атра им ‘Горького, но и в качестве т6+
атрального коллектива, думающею 0
культурном облике всего края. И ко-
гда недавно была выдвинута ми 06-
суждение моя кандидатура в депут-
ты Ростовского городекою совета, я
й мои товарищи отнеслись к этому не
как к награждению почетным звани-
ем. Мы все почувствовали, что это на»
лагает не только на меня лично, но
и на весь коллектив, который я в с0-
вете буду представлять, величайшую
ответственность. Мы себя почувство-
вали в Ростове не только «гражлана-
‘ми всей страны», но и гражданами
и патриотами Азово-Черноморското
края, гражданами города Ростова, 88
строительство социалистической куль-
‚Туры которого мы вместе е лругимЕ
‹несем глубоко нас волнующую пол-
вую и немалую ответственность,
	Ав скором будущем изменится и
сам художественный характер нашей
работы. К 20-летию Октября наш те-
атр готовит две постановки: это спе“
циально для нас написанная Шолохо-
вым пьеса, «Тихий Дон» и et
ский «Юлий Цезарь». «Тихий Дол»
‘Целиком ведь построен на местном,
краевом, казачьем материале. Этот
спектакль должен дать выражение тем
чазтроениям. и чувствам, которые ро-
ДилНсь в нашем. коллективе в. пое-
Ледние месяцы его работы в Ростова,
	На нашу’ долю выпало огромное сча-
стье. Наш театр, покинув тесный под-
вал в Головином переулке, вышел на
широкий простор жизни.

В Москве мы были одним из мно-
гих театров, делающим свое неболь-
шое дело, ставящим перед собою це-
‘ли малые и ограниченные. Критерии
нашего успеха и полезности были
весьма условны и недостаточны. Кот-
да я весной этого года, после воавра-
щения из одной из поездок в Ростов,
энимательно прислушивался к раз-
мворам и выступлениям: на общете-
атральной ‘дискуссии в Москве о фор-
мализме и натурализме, я понял при-
чину всех наших театральных неудач.
Причина эта — в отрыве нёкоторых
театров OT непосредственной жизни,
в замкнутости, в какой-то почти ©03-
нательной отрешенности от тех. куль-
турно-политических, социально-эконо-
мических процессов, которые развер-
тываются бурными темпами в нашей
стране‹ Театралы-москвичи заносчи-
во и важно полагают Москву  един-
ственным центром, в котором возмож-
на настоящая творческая работа. Это
неверно! И я почувствовал всем сво-
им существом советского художника,
что проблемы, возникшие во время
Театральной дискуссии, окончательно
решит жизнь, настоящая производст-
зенная театральная практика. И тут
же я ощутил, что если бы нам было
предложено возвратиться на нашу
старую подвальную площадку на Сре-
тенке, то это было бы для нас нё про-
сто несчастьем, я гибелью; Может быть

напгу театрально» ремесленную работу
	{в жизни каждого театрального кол-
	лектива имеется творческий элемент
	ий элемент повседневной производст-
венно-ремесленной работы) мы бы мо-
	тли продолжать и в Москве; Но чаши
	творческие источники — для меня это
стало ясно — находятся там, тде мы
нашли непосредственное общение с
массовым рабочим зрителем города,
co и донских и кубанских сте-
nef. .
		-`Организован ‘симфонический  ор-
кестр из музыкантов, работающих в
местных театрах, С огромным ^успе-
хом прошли концерты: Неядановой,
Голованова, Головина, Норцова, Буси
Гольдштейна и др.

„В тороде нет своего музыкального

театра, Одно время работал у нас
театр оперетты, но его пришлось pac-
формировать ввиду низкого художе-
ственного качества. В будущем году
Думаем создать синтетический му-
зыкальный театр, в репертуаре кото-
ром были бы и оперы, и балеты, и
оперетты. :
_ В скором времени открывается по-
стоянный . цирк, который будет ря-
ботать круглый год. Летнее. помеще-
ние. цирка переоборудуется, .

Наши. газеты «Рабочий путь» в
«Вольшевистский молодняк» ‘уделя-
ют большое  внимание вопросам. ли-
тературы и искусства,

«Рабочий путь» регулярно ‘дает ли
терятурную страничку. много ‘пишет
0 работе тватров.” Газета’ лала от:
дельную полосу, посвященную поста.
новке «Большом ana». Премьера
«Мещан» была ознаменована выпу*
оком ‘специального ‘номера газеты.
	В настоящее время идет подтотов:
Ra к пушкинским торжествам. Ру-
ководит ею специальный ‘пушкинский
комитет, составленный из представи-
телей партийных, ‘советских и худо
жественных о организаций торола и
области, В день смёрти великого л1э-
та состоится торжественное ‘юбилей:
н0ё собрание. Городской театр, > по-
мимо постановки  «Вориса Годуно-
Bas, готовит . спектакль, в который
войдут маленькие трагедии Пушки:
HA и инсценировки. его произвёле.
ний Организуетея пушкинская вы.
ставка. Будет провелен цикл левций
о жизни и творчестве поэта, а также
несколько симфонических койцертов
«Пушкин в музыке».

И. П. Лобанов

делегат И чрезвычайного областного с’езда советов, артист
Калининского драмтеатра
	Сто ролей
	Я сыграл в этом тороде сто po-
лей, — сто ролей за 10 лет работы.
Это мой вклад в культурное строи-
тельство города, моя доля в его ра-
ботах, которым он сейчас — в дни
с’езда — подводит итог.

Работать рука об руку © городским
советом, с городским комитетом пар-
тии у всех у нас, у актеров, стало
привычкой. Ежегодно городской со-
	вет устраивает специальный пленум, .
	посвященный итогам театрального
сезона, — здесь дается деловая оцен-
ка каждому спектаклю, каждому ак-
теру в отдельности,

Я ‘приехал в этот город тостем, &
стал в нем хозяином. Меня здесь
выбрали членом районного совета.
Мои избиратели. дали мне наказ:

создать в городе филармонию 6
собственным симфоническим  орке-
отром;

построить новый большой киноте-
атр; открыть музыкальную школу;

оборудовать Театр юном зрителя,

Я рапортую моим избирателям —
все ваши наказы выполнены.
	‚ В этом году в СССР значительно расширилось издание музыкальной
литературы. Годовой план с 12.372 тысяч листов-оттисков довелен до 18.400
тысяч листов-оттисков.

Начато строительство нотопечатни, рассчитанной на полное удовлетворе-
ние неуклонно растущих культурных потребностей широких масс в музы-
кальной литературе,

Перестроено всё содержание музыкально-издательской работы. Значи-
тельно увеличился выпуск музыкальной литературы, отражающей песенное
творчество наролов СССР, массовых песен, хоровых произведений, а также
нот для играющих на народных инструментах и для детей.

_ В 1937 т. намечается увеличение об’ема музыкально-издательской дея-
тельности вдвое против 1936 года (до 35 миллионов листов-оттисков).

flow. nw За последние 10 хет в ООСР выстроено 59 летних
	ба последние 10 лет в ООСР выстроено 52 летних

Ц и р Ки зимних цирка. В 1937 г. их будет 69. В настоящее

время строятся повые цирки в Тбилиси, Хабаровске и

Курске и закавчивается строительство Макеевского цирка. ‘На 1937 год

запроектирована постройка большого летнего цирка на 7.000 мест в Мос-
ковском центральном парке культуры и отдыха,

В 1936 г. в порялке опыта было ор ганизовано 7 передвижных цирков
для крупнейших рабочих районов, национальных республик. и курортов и
создано для обслуживания нужд деревни 8 артистические бригады и
3 передвижных колхозно-совхозных цирка.

В 1936 г. через цирки СССР было пропущено 24.693 тысячи зрителей.

‚ Если в дореволюционных цирках я в первые 12 лет существования co
зетского цирка программы‘ составлялись на 70 проц. из выступлений ино-
странных артистов, то в послелние годы процент иностранных номеров в
советских цирках понизился до 8—19. р

13 передвижных зверинцев обслужили в 1936 в, 86 городов и предпо-
латают в 1937 г. обслужить 90 гмролов.
	п. С. Резников
зам, председ. исполкома Западной области
	Искусство в Смоленске
	‹ До революции в Смоленске насчи-
тывалось всего около 50 тысяч жи-
телей, В 1929 году, к моменту пре-
вращения города из губернском в
областной центр, в нем уже было
96 тысяч жителей, а сейчас свыше
150 тысяч.

Меняется лицо города. Смоленск
постепенно превращается в крупный
центр легкой промышленности.

‚В настоящее время в Смоленске
работают четыре театра. Основной
из них, — Городокой драматический
театр, руководимый в течение мно-
тих лет заслуженной артисткой рес-
публики режиссером 3. М. Славяно-
вой. Этот театр завоевал прочные
симпатии смоленското зрителя.
`Работники театра руководят круз
ками художественной самолеятельно-
сти. Театр шефствует над колхоз-
ным театром Мазальцевской комму-
ны. Сейчас там играет местная кол-
хозная молодежь. В дальнейшем
этот театр пополнится профессио-
нальными ‚актерами и должен пре-
вратиться в филиал Смоленского го-
ролекого театра.

Смоленский театр ‘располагает
крепкой труппой: В коллективе —
три заслуженных артиста республи-
ки’ Славянова. Калантар и `Волтин,
получивших это звание за время
работы в Смоленске,

В текущем сезоне театр уже пока-
вал три новых. постановки: «Боль-
шой день» Киршона, «Мещане» Горь-
кого и «Двенадцатая ночь» Шеёкспи-
	пира, Мольера, Гольдони, Островско-
го. Поэтому успех «Двеналцатой но-
Чи» вполне закономерен. Спектакль
идет в постановке молодого режис-
сера Асеева. После тех срывов, ко-
торые были у театра в ето работе
над классиками (‹Отелло»,. «Смерть
Иоанна Грозного»), мы вправе рас-
сматривать постановку «Двенадцатой
ночи», как крупное достижение тэ-
&тра.

ы хотим, чтобы наш театр’ нафя-
ду с наиболее полноценными пьеса-
ми советских авторов ставил как
можно больше и ках можно лучше
классические пъесы. В текущем ce-
зоне пойдут неё только новые пьесы
Корнейчука, Афиногенова, Шкварки-
на и «Чапаев», но и «Гроза» Остров-
ского, у Годунов» Пушкина,
«Свальба Фигаро» Бомарше, «Ури-
эль Акоста» Гуцкова, «Стакан воды»
Скриба,

Всем решено дать двенадцать. но-
вых постановок. Театр, располагаю-
щий актерским коллективом в 70 че-
ловек и четырьмя режиссерами, име-
ет все возможности, чтобы работать
над несколькими» постановками” од
новременно без ущерба для их ху-
ложественного качества.

К 20-летию. Октябрьской револю-

{ ции булет выстроево новое здание
городского театра со зрительным. за-
лом нА 1.500 мест, со сценой, обору-
дованной по последнему слову тез-
  тральной техники.

Городской театр в Смоленске на
	1500 мест (проект). Строительства зак анчивается в 1936 г.
	организаций, посетив в этом году квар-
тиры актеров и режиссеров Смолен-
ского городского театра, пришли к
выводу о необходимости улучшения
их жилищных условий. Заслужен-
ным артистам Славяновой и Волги-
ну были предоставлены квартиры в
нововыстроенных домах, а некоторые
другие работники поселились в cHe-
циально переоборудованных для них
квартирах. Заново отремонтировано
построенное всего год тому назад 06-
щежитие для актеров. В будущем го-
ду предполагаетоя построить еще
одно общежитие. г
	В прошлом году был создан Дом
искусств. Здесь  ветречаютея работ:
ники театров; писатели и художники.
Сюда приходят отдыхать после спек-
такля актеры, здесь они выступают
с творческими отчетами о’ работе, В
этом году в Доме искусств были
проведены ветречи с наролным ap-
	тистом — Михоэлсом, — режиссером
Охлопковым; с драматуртами Киршо:
BOM, Афиногеновым. < организованы
	лекции искусствоведов Асмуса, Рей-
ха, Динамова,

В прошлом голу открыта. в” Смо-
леноке театральная школа: Правла,
ее работа еще не вполне удовлетво-
рительна: остро ощущается яедоста-
ток квалифицированных преподава-
телей.

Расшиуряется сеть кинотеатров. На-
днях открывается новый кинотеатр
на 800 мест. Отроится также кино
театр в Заднепровсвой части города.

Открывшийся в прошлом Тоду Дом
пионеров стал центром художествен-
	ной работы среди детей. Дети е по-
мощью работников театра, в частно-
сти режиссера городского театра Jly-
кина, ставят свои спектакли. Вес:
вой они показали «Вильгельма Тел:
ля». При Доме пионеров есть’сту-
дия детского рисунка, работы korto-
рой отправлялись на выставку в. Мо-
окву. Сейчас студии стало тесно в
небольшом помещении при Доме
пионеров. Мы думаем поместить её в
специально отремонтированном до-
мике, где во время войны с белопо-
ляками жил великий Сталин ~
	В тороде существует художествен-
ный музей, лоставшийся нам в на-
следетво от. дореволюционного Смо-
ленска. Музей этот пополнялся и
после революции.
	В отделе тканей при музее собра-
ны интересные восточные костюмы,
образцы русского наролного платья.
вышивок и ‘кружев. Обильно пред-
ставлены в музее меотные экспона-
тыт праздничные платья крестьянок
быв. Смоленской губернии, домоткаж-
ные материи и энаменитые  талаш-
кинокие рукоделия.
	Организация смоленских художни.
ков устроила в нынешнем тоду две
выставки RHROTHCH.
	Интенсивную творческую работу
ведет союз советских писателей За-
палной области. До послелнего . вре-
мени он выпускал свой литератур-
ный журнал «Наступление», & сей.
Час приступил к изланию  художв-
ственных альманахов.
	зикидзеграде (быв. Вежица). В те-
атре играла неопытная молодежь, ли-
шенная крепкого художественного
руководетва. С переезлом Трама в
Смоленск была проведена полная
реорганизация театра и в первую
очередь укреплено художественное
руководство. Новые постановки те-
атра, показанные после перевезла в
Смоленск (в частности  «Ваграмовя
ночь», поставленная художественным
руководителем театра, молодым pe
жиссером-комсомольцем  Зальцштей-
ном) свидетельств о несомненном
творческом росте Трама,
	Смоленский театр юного зрителя в
ближайшие дни покажет свою но-
вую постановку «Матрос и школяр»
(по Андерсену).

Оба театра. и Трам и Тюз, через
несколько дней переходят в новое
помещение при клубе электриков. А
в будущем году, после того как го-
родской театр переедет в новое зада*
ние, и Трам и Тюз очевидно смогут
работать в отлельных помещениях.
	Мы хотим создать для работаю-
щих в нашем городе мастеров ис
кусств Такие условия, при которых
они чувствовали бы себя патриотами
Смоленска, при которых у них He
возникало бы желания перейти на
работу в другие горола. Руководите-
ли партийных и советских организа-
ций области и города стремятся окру-
жить работников искусств заботой #
вниманием.
	_ Работники теородоких и областных
	. ‘ RAV MN AVP AUR Pe UE
«Большой день» Смоленский те.  В Смоленоке работают ужной те-
атр почазаг раньше других театров   атр Красной ‘армии, обладающий

в Союза. Пъеса эта пользуется у нас   Весьма сильным актерским коллек:
ATNAWUTLTET vena . THROM. ™

ра
	В нынешнем году начал работать
Трам, ранее находившийся в Ордко-
	отромным успехом,
Смоленский зритель хочет видеть
па ‘сцене своего театра пьесы Шеко.