лодрание», — конные состязания

джититов, отнимающих друг от пру-

га козла. Игра эта основан& на бы-
оте коня и ловкости всадника.

з плясок народов Северного Кав-
каза совершенно неподражаемы“ по
благородству, красоте и виртуозности
танцы кабардино-балкарцев. Квин
ны в своих длинных легких шелко-
вых одеждах о вьющимися по воз-
духу откидными рукавами как будто
плывут неслышной, скользящей по-
ступью” Мужчины то чинно идут 8
НИМИ, То, с гиком заскакивая вперед,
принимаются отвалывать самые труд-
ные коленца, словно стремясь пле-
нить партнершу своей удалью и мо-
лодечеством. Танцоры бегают на паль-
цах, крутят на носке по два пируэта,
стоят на пальцах о уверенностью, ко-
торой ‘могла бы позавидовать любая
балерина. Совершенно непонятно, по-
чему классический балет отказывается
от такого прекрасного технического
приема, как танец мужчины на паль-
цах. Особенный успех имели братья
Аталиковы, Шабаев; Ульбашев, a из
женщин Исакова и Лопунова.

В танцах узбечек, таджичек, тюрча-
нок, крымских татарок — на первом
плане игра рук и плеч. Огромную роль
играют руки и в мужском танце Сред-
ней ‘Азии, Особенно показателен в
этом отношении хорезмский танец,
исполненный Якубовым.

Вавиваются вверх и стремительно
падают на присядку украинцы. Фин-
ны и карелы в красных жилетах и
широкополых шляпах степенно тан-
цуют свои незамысловатые кадрили,
грозя друг другу пальцем. С обрядо-
вой торжественностью жриц движут-
ся корейские девушки в медлитель-
ном «Лунном танце» и танце ¢ 6a-
рабаном, 1

Помимо чисто народных танцев на
	‘Фестивале были представлены отлич-
	ные образцы совершенно нового вида
пляски, пляски красноармейской. Опи-
раясь в основном на национальные
пляски — русскую, ‘украинскую, 6е-
лорусскую — красноармейский танец
включает мномчисленные ‘игровые
моменты, не чурается ни пантомимы,
ни буффонады, ни эксцентриады, ши-
роко использует чисто акробатические
приемы от кульбита до сальто и флик-
фляка,

Нельзя, однако, умолчать и о чедо-
статках фестиваля. Совсем слабо бы-
ли представлены русские пляски, а
украинцы из ‘всех своих многочислен-
ных колоритных танцев показали 1по-
чему-то один лишь гопак.
	Игорь Моисеев
	балетмейстер
Большого театра СССР
	Источник
вдохновения
	Наше народное искусство безгра-
нично богато. Танец занимает в нем
одно из важнейших мест, Так, на-
пример, азиатская часть ОСОСР по
обилию народных танцев превосхо-
дит искусство народов всей Европьй
В советской Молдавии и Днепропе-
тровской области можно встретить
танцы всех славянских народностей
Балканского полуострова: «молдава-
няску», «болгареску», «руманешти»,
«хорватское коло», «чарду», «венгер-
ку».

В белорусских танцах — «крыжа-
чок», «белорусская мятелица»,
«Юрочка», «Лявониха», «толкачики»
— есть олементы, напоминающие на-
родные танцы России, Украины и
Польши. Белорусские народные тан-
цы очень просты ‘по движению, но в
то же время затейливы по компози-
ции, интересны по содержанию и вы-
разительности.

300 различных по характеру и ви-
дам танцев, которыми богат армян-
ский народ, отражают все стороны
его быта и жизни в различные исто-
рические эпохи.

Всесоюзный фестиваль народного
танца показал изумительное богат
ство танцовального искусства. К с0-
жалению, разрыв, все еще свуще-
ствующий между. профессиональной
хореографией и народным танцем, не
позволил до сих ‘пор: перенести вее
богатства народного танца на сцену
профессионального театра, Для мно-
тих мастеров балета-было откровени-
6м то, что они увидели на фестивале.
Очень важно ввести, поэтому, пре-
подавание национального танца в хо-
реографических школах и балетных
театрах.
	OAHKETe после концерта рассказывали,
что ‘для концерта Эгона Петри долго
искали соответствующий инструмепт,
но так его и не нашли, Петри играл
на каком-то fa20utom рояле, Завтра
концерты в Н.еких лагерях, Отсюда
	— Это 80 километров.
	В.-Ивинг
	ВСЕУКРАИНСКАЯ.
OFAN ASA
	Недавно закончилась первая всеук-
раинская олимпиада художественной
самодеятельности.

Олимпиада происходила в дни, ког
да советская Украина подводила ито-
ги хозяйственно-культурным достиже-
ниям за 19 лет Октябрьской револю-
ЦИИ, .

Всеукраинской олимпиаде предше-
ствовали фестивали песни и танца, ор-
ганизованные ЦК ВЛЕСМ, а также
районные и областные олимпиады, в
которых участвовало около 20 тысяч
человек. На всеукраинской олимпиа-
де выступало 2400 человек.

Наряду о украинским было широ-
ко представлено народное творчество
разнообразных национальностей, Ha-
селяющих, УОСР, — молдаван, поля“
ков, греков, евреев, болгар, чехов, нем-
цев, татар, цыган, Г

Основное место занимало на олим-
пиаде` вокально-хоровое искусство. Из
90 коллективов и ансамблей — 44 во-
кальных. 45 процентов общего коли»
чества солистов составляли певцы:

Сказалась музыкальность украин-
ского народа. На Украине поют целые
села, Таково село Станишовка Жито-
мирского округа, Решетиловка Харь-
ковской области. В селе «Шевченков
тай» Харьковской области хоровую
работу возглавляет председатель сель:
совета Мотря Кузьменко.

Наряду со старинной песней о кре-
постном праве, о тяжелой женской до-
ле, о рекрутчине — на олимпиаде з8-
звучали новые песни © социалисти-
ческом труде, о великом Сталине, о
новых людях. Так, например, колхоз-
ники-бандуристы с. Стрижеки Черни-
тговской области исполнили COWHER
ную ими песню «О бригадире».

Выступавшие на олимпиаде хоры
исполняли произведения советских
композиторов и классиков. Так, хоро-
вая капелла Юго-западных жел. дорог
выступила с «Гимном труду» Генде-
ля ансамбль Ворошиловского завода
— с хором из «Тангейзера» Вагнера.

Исполняли классические песни не
только городские, но и колхозные хо-
ры. Так, хор села Станишовка испол-
HAI походную песнь Бетховена.

Неплохо были представлены . на
олимпиаде солисты-вокалисты, среди
них есть даровитые люди © прекрас-
ными голосами, как, например, рабо-
чий Мариупольского завода Кривоше-
ев (тенор), рабочий Харьковского .за-
вода им. Фрунзе (баритон), колхозни-
ца Днепропетровской области Билец-
кая (сопрано).

Помимо коллективов и солистов вы-
ступали небольшие ансамбли. Opodoe
внимание привлекло трио стариков
колхозников села Довгаливка Харь-
ковской области: Федоренко (82 и
Юрченко (76 лет), Матвеенко (79. лет).
Стройно звучали в их исполнении. на-

дные песни «Ой, вербо, вербо» и.др.

екоторые ансамбли состоят из членов
одной семьи. Такова, например, мно-
гочисленная семья железнодорожни-
ка Гуняш (ст, Гребинка), в которой
имеется хороший струнный ансамбль,
вокалисты и плясуны (12 человек).
Была отмечена также семья колхоз-
ника Анлросюка с. Станишовка Киев-
ской области (вокальный дуэт под`ак-
компанемент скрипки).
	EE Ig EOE

Из украинских танцев был пред-
	ставлен главным образом топак. lads
цуют украинцы „виртуозно. Особенно
большой ‘успех имели выступления
железнодорожного коллектива ст.
Долгинцево (Днепропетровская 96б-
ласть), красноармейского ансамбля
Киевското гарнизона и коллектива Ct-
ла Чапаевки. Г

Струнных оркестров и ансамблей
было немното, но по репертуару и: ка-
честву исполнения они стоят на высо-
ком уровне. Блестяще сытрал: ysep-
тюру к опере «Евгений Онегин» Чай-
ковского струнный оркестр Вороши-
ловградского завода № 5. Очень хо-
ропг также оркестр днепропетровеких
железнодорожников:

Мало культивируется художествен-
moo чтение. Надо, однако, отметить
высокий уровень исполнения У кол-
хозницы села Чапаевка т. Борщ, ко-
торая читала монолог санитарки из
«Платона Кречета». Хорошо читала
также колхозница cena Гятничани
Винницкой области т. Молостова сти-
хотворение И. Гончаренко о предате-
лях-троцкистах. Й Борщ и Молосто-
ва читают выразительно, эмоциональ-
но. Их выступления. свидетельствуют
о том, что художественное чтение мо-
жет занять видное место в самолея-
тельности. _

Олимпиада показала значительное
развитие художественной самодеятель-
ности на Украине. Необходимо, олна-
ко, повседневное конкретное руковод-
ство и помощь кружкам и солистам.

М. ВЕПРИНСКИЙ.
		Возрожденный
		раздник танца
	канная четкость, великолепный тем-
перамент, бурная стремительность.

Армян сменяют эвенки в меховых
пимах, в коротких расшитых крас-
ным узором нагольных тулупчиках
из желтой оленьей кожи. Охватив
друг друга за плечи, наклонив голо-
вы внутрь круга, образованного их
телами, они неспешно переминаются
© ноги на ногу, затем начинают мяг.
ко прискакивать легкими заячьими
прыжками. Музыкального аккомпане-
мента нет. Его заменяет пение самих
танцующих.

Пляски нанайцев ‘сопровождаются
лишь ‘ритмическим  постукиванием
палок, которыми фехтуют танцующие.
Еще болез прост аккомпанемент к
«пляске нерпы», исполняемой итель-
менкой Слободчиковой. Воспроизволя
руками ‘движения тюленьих ластов,
Слободчикова тяжело ‘дышит; подра-
жая сопению зверя.

Элементы подражательной панто-
мимы можно’ вообще встретить в пля-
соках многих народов.

Узбечка  Халимова с неповторимым
изяществом изображает в своем тан-
Це все этапы ухода: за хлопком от его
посадки до сбора. Удмуртка показы-
вает, как она разматывает шелковые
нитки; Калмык Бухтвев в старинном.
национальном танце Х\УП в. передает
иллюстративными. жестами, как чело-
век умызается, варит‘ пищу, ‘лоит
скот, готовит кумые, собирает кизяк
на топливо, как женщины подкраши-
вают брови, ресницы, румянят ще-
ки’ заплетают ‚косы,   охорашиваются
перед зеркалом. Другой калмыш, за-
мечательно изящный „танцор“ Арха-
TOB, подражает в пляске. человеку,
едущему верхом. -Узбекокий ансамбль
железнодоролоников показал. ^ «танец
краснопалочников», где лаётся полная
картина боя: наносятея улары, пада-
ют раненые. Осетин Вирагов испол-
няет танец колхозного бригадира, ра-
дующегося обильному урожаю.

Иногда › пантомима ‹ разрастается в
танцовальные сценки с четким сюже-
том; В. комической‘ белорусской на“
родной пляске «Юрочка» изображен
парень, который ухаживает сразу за
HATED девушками.. Он таки. не Be
шается, кого из них выбрать, 8
ему HPABATCH H BCe с ним кокетни-
чают. Пока он‘ раздумывает, пока
тщеславится ‘своим успехом у жен-
щин, девушки находят себе других
партнеров и насмехаются над не в
меру самонадеянным. «Юрочкой».

захи показали интереснейшую,
танцовальную картинку; вопроизво+
дящую любимую. народную игру «коз-
	Acad Meccepep
	засл. арт. республики

Культура.
народной пляски
	Кто из нас, мастеров хореографиче-
ского искусства, не восхищался укра-
инскими плясками, танцами народов
Закавказья, ркмении, Казахстана,
Белоруссии? Всесоюзный фестиваль
народного танца превзошел все наши
ожидания. Свыше тысячи танцоров
40 национальностей ССОР! Это было
трандиозно. Каждый народный танец
поражал своеобразием, изяществом,
ритмом, актерской выразительностью
исполнения.
	Работники балета до сих пор слабо
знакомы о подлинным народным тав-
цем. Серьезного изучения танцев иа-
родов Р но велось. Поверхност-
HOG знакомство © народным творче-
ством приводило к неправильному,
извращенному показу народных тан-
цев на сцене профессионального теат-
ра. В старых балетных спектаклях
можно увидеть лишь псевдонародные,
‘или, как они у нас называются, «ха-
рактерные» танцы, ничего общего не
имеющие © народным искусством.
	Фестиваль дал нам. возможность
увидеть национальные танцы народов
СССР. Мы. должны научиться у на-
	родных танцоров непосредсетвенности,
	искренности исполнения, свежести
	Лучшие народные танцы фестиваля
надо заснять Ha кинопленку, чтобы
дать возможность широко ознакомить-
ся с ними работникам балета. Каж-
дый балетный театр по этим фильмам
	может изучать характер и манеру
	народного танца. Мы должны также
уничтожить все старые, так называе-
МЫ@ «характерные» танцы и влить в
наши балетные спектакли новую куль-
туру национального нарюдното танца.
	На всесоюзном фестивале народно-

ОВ би о ОТ
	В моём фолном

wane. У А Eee = QUI
городе Шемаха до четвертая часть тех хореографиче-
революции  искус-   ских богатств, которыми располагает
ство было в ваго-   наша страна. Многие народы вовсе
не, Мы знали толь- не были предотавлены. И тем не ме-
KO ВШуТОВ, Т. 6.  нев даже эта далеко неполная карти:
народных певцов,   на поражает своим великолепием —
да редкие религи-   такие изумительные сокровища тан-
 озные зрелища,   повалыного фольклора  пазвернилтиеть
TrYIANEIA Trena cine

of   ARCH MYATOMY 00 непосредственности. OO ELSI
  праздникам в Mee

четях. Это   были   Танец, нак и другие искусства, пе-
4 Инеценировки из   Редает все чувства, волнующие  чело-
7 7 жизни святых Али   В6К®, но из всех чувств танец чаще
и Гуссейна. Цель этих зрелищ   В06го выражает радость. В танце че-

О ВТ о В аа. =. №9

собтояла в том, чтобы разжигать’ кро-
вавые распри между суннитами и‘ пен.
итами. В годы тражданской’ войны
Шемаха была почти целиком сожжена
дашнаками. На ев месте мы построи-
ли совершенно новы” город.

Выстроен. театр со зрительным 3за-
лом на 400 мест;

Одна из наиболее отсталых и гони
мых до революции народностей — это
таты (горокие евреи).

Они жили очень изолированно от
все остального населения Азер-
байджана, были целиком во власти
‹вовго духовенства. Теперь в Ваку
воть татский театр, вокруг которого
ПГуппируются кадры молодых драмз-
тургов — Юно Семенов, Халупов, Ага-
ponos, Бирёров, Рувимов. В. нашем
театральном техникуме обучаются тат
ские актеры и актрисы. Мы стали ва-
писывать татские народные песни
татский язык — древний язык фар-
си), изучается татекий народный т8-
нец. Мы считаем большим‘ достижение
ex Азербайджана, что на Вбесоюзном
фестивале был представлен и тат
ский танцовальный ансамбль.
				ловек, не переставая быть художни-
ROM, CaM становитоя предметом, эсте-
тического. созерцания, Пышный рас-
цвет искусства танца, в особенности
же характер этого танца, свидетель-
ствует: о той. полноте жизни, которой
живет наша’ очастливейтая в мире
страна. в
	Перед нами прошли пляски! много-
	численных национальностей Совет.
	ского союза — от Арктики до Турк-
менистана, от Белоруссии до Камчат-
EG ,
	Торжественною-мерно бъет барабан и
резким птичьим посвистом вторит эму
зурна. Из-за кулис показывается
пышное шествие, похожее на старин-
ные иллюстрации к сказкам Востока,
Девушки, в шелковых шальварах,
цветистых халатах, плоских ярко-
алых шапочках, напоминающих мит-
ры древне-пероилоких царей, мужчи-
ны в конусообразных головных убо-
рах, в узких полосатых либо крапча-
THE одеждах изысканно-тусклых OT-
тенков. Длинная их вереница свое-
образной, вадрагивающей при каждом
Mare походкой обходит вокруг. сце-
ны. Это—армянокий коллектив пен
трального клуба строителей из Ере-
вана, работающий под руководством
Мкртчяна и Аристакесяна, Мужчины
и женщины танцуют порознь. В ста-
ринной армянской пляске «Кирцы»
принимают участие одни мужчины.
	Танцоры движутся попрежнёму вере:
	ницей, Их пляска ‘начинается © мед-
ленного раскачивания. Затем темп все
Ато движения усложняются.

анцоры все враз прытают вверх ©
обеих ног, точно подброшенные неви:-
димым трамплином, выбрасывают но-
ги вперед и вперекрест, разбиваются
на две линии, которые проходят одна
через. другую,
	Главное, что, поражает в армянских
пляоках, — это железный ритм, че.
	А. Чекрыгин
засл. деят, искусств
	Всенародный
карнавал
	Народные танцы всегда  содержа-
	тельны. Они построены на конкрет-
		Фестиваль танца, «Лявониха», народный белорусский танец
  С. Шинтарева
	Факты и ииоры
	И : За последние два года по СОСР было развернуто ог
3 о ромное количество художественных выставок професси»
ональных и самодеятельных художников.

В Москве и Tenuunpate были. организованы. персональные выставки. ху-
дожников Александра Герасимова, Сергея Герасимова, Рылова, И. Павлова,
Б. Яковлева, Дейнека, Шегаля, Соколова-Скаля, Шухаева, П. Радимова,
И. Прабаря, С. Малютина, Бялыницкого-Бирули, Е. Лансере, Д. Моора,
Петрова-Водкина, Домогацкого, Сарьяна и др. Был развернут также целый
ряд коллективных выставок — живописцев, скульпторов, графиков и т. д.

В Киеве и Харькове были организованы УТ и УП всеукраинские выстав-
ки профессионального искусства и украинская выставка народном иИс-
кусства, показанные также в Москве и Ленинграде, ‘

В г. Фрунае были организованы Пи Ш выставки киргизского искусства,
вг. Алма-Ата — выставка казахского искусства (показана также в Москве),
в Чебоксарах — выставка художников. к. 15-летию Чувашии, в Тбилиси —
выставка «История большевистских oprannaann Закавказья», в Пятигоф»
‚ске — выставка народного. творчества Северо-Кавказокого края, в Карелин—
выставка карельских художников, в Ташкенте — выставка художников
Узбекистана и т, д. Во многих краях и областях были также проведены
выставки профессионального и самодеятельного искусства. Вторая всерос-
сийская выставка художников-колхозников собрала все лучшее, что было
показано на 52 районных и 12 краевых выставках в 1936 году.

В крупнейших советских музеях были открыты выставки величайших
мастеров мирового искусства. В Государственном музее изобразительных
искусств открыта выставка Рембран дта, Третьяковская галлерея открыла
выставку Репина я готовит выставку Сурикова. Государственный Русский
музей организовал выставку Нипренскою ит. д.

За последние голы увеличилось количество художественных учебных за»
‘ведений. Открылись новые училища изобразительных искусств в Свердлов-
ске, Горьком, Ярославле и других городах. Общее количество молодежи,
обучающейся в средних художественных учебных заведениях изоискусства,
достигает сейчас 6 тысяч человек.

В Москве организованы институты повышения квалификации для живо“
писцев и графиков. При Академии ‘художеств организуется школа масте-
ров, в которой будут ‚совершенствоваться” нёиболее одаренные художники
©0 всего Союза. — ‘ “ a :

В Палехе созлано художественное училище народного изобразительном
творчества. :
	К На 1 января 1998 г. в городах СОСР насчитывалось

И Н О.зю стационарных звуковых кинотеатров и 220 немых:

в городских клубах работало 1123 звуковых и 6834 немых

кино; кроме того в городах имелось 7 звуковых передвижек и 918 немых.

По селам ССОР работало 657 звуковых стационарных кинотеатров и

3392 немых; кроме них в селах работало 13 эвуковых передвижек и 10.928
немых. .

Городские кинотеатры в СССР озвучены на 30 проц.

_ За время c VII mo VIII с’езд советов окончательно освоена техника и
технология звуковых фильмов, и большинство киностудий ССОР переведено
на производство звуковых фильмов. 2

Начаты работы по освоению техники и технологии многоцветных фияль-
мов. Начата техническая реконструкция ряда киностудий (Мосфильм и
Киевская тудия), строижельство новых студий (в Минске и Баку). Сейчас
ae кинематография имеет свою мощную студию по выпуску детских

ильмов.

Создана первая в CCCP киностудия ‘мультипликационных детских филь“
мов «Союзмультдетфильм».

Из республиканских киноорганизаций на первое место выходит кинема=
тография советской Грузии, сумевшая за последние два года собрать креп-
кий творческий коллектив (сценаристы, режиссеры, актеры). _

Всего за время между УП и УШ с’ездами советов выпущено 59 звуво-
вых полнометражных художественных фильмов.

Союзкинохроника.- выпустила на советские экраны в 1985 тоду.121 немых
и 97 звуковых киножурналов и выпустит в 1936 году 53 немых и 1170
звуковых.

Производство советской пленки на 1 ноября в 1936 т. превышает про
дукцию ва весь прошлый год на 3 миллиона рублей (в неизменных ценах):
пленки выпущено 87,6 миллиона метров против 84,6 миллиона метров за весь
прошлый гол. Импорт пленки сведен к минимальному количеству специаль-
вых сортов, еще не освоенных производством.

Заводы киномеханической промыпгленности увеличили 38 последние
5 лет выпуск продукции более чем в 5 раз.
	преподаватель, г. Ереван
	Город искусства
	Юность с©50ю A
провел в Ваязете,
древнем городе Ту-
рецкой ‘Армении,

Когда я пере
ехал в Ереван, мне
показалось, будто
я вернулся на ро-
дину, хотя никогда
раньше я не жил
в этом городе.
— Культурно- худо-

мественная жизнь
столицы советской
Армении разви-
вается бурно и многообразно. В Ере-
ване есть оперный театр, два драмати-
ческих (армянский и pyocruft), Трам,
театр для детей, театр Красной армии,
много кинематотрафов. Строится новый
кинотеатр на 1600 мест. Начали ра-
ботать курдский ‘и тюркокий театры.

В Ереване есть также несколько
больших оркестров — армянский,
русский, интериациональный, ?

Архатов

инструктор Западного _
райисполкома Калмыцкой АССР
	В деревне
Кердата
	До революции во
всей Калмыкии не
было ни одного го-
рода. Калмыки жи-
ли в кибитках. Сей-
qac mo всей Ha-
шей автономной
области не найти
ни одной кочую-
цей кибитки. У
нао есть город
Элиста, Как в са-
мой Элисте, так и
в других селениях,
имеется много
преподавание   Ззедется
у  яанка В Элисте

школ, где преподавание   зедется
ha калмыцком языке В Элисте
ертанизован ряд техникумов — пе-
	Дагогический, ветеринарный, Меди-
цинский, изотехникум и др. В 1935 г.
в Элисте построен калмыцкий наци“
ональный драматический театр на 360
Уест. 7 ноября 1936 г, состоялось его
открытие оригинальной пьесой кал-
мыцкого писателя Эйчинбека—«Саин-
бильгин». При Калмыцком театре
создана театральная школа на 60 чел.
Кроме того 60 калмыков учится в
Оталинтрадеком музыкальном техни“
куме, &® 45 человек — в калмыцкой
матральной мастерской при Москов-
ком Цететисе,

Деревни Кердата в Западном улусе,
№ я сейчас живу, до революции не
существовало. Она возникла в период
перехода калмыков к оседлой жизни.
Сейчас в Кердате живет 800 колхоз-
ников. В нашей деревне имеется
10, красный уголок, несколько
школ, драматический, хоровой 2
танцевальный кружки, кружок дом-
бристов, { {

В этом tony наш Вападный улус
получил на фреспубликанской олим-
пиаде первую премию в& исполнение
народных танцев.
. pee аа
	Хельми Мальми -
	учительница г. Кондопоги 4
Карельской АССР
	Новая Кондопога
	ая ив 40 дворов.
Ba последние 7 лет
Кондопота выросла
в крупный про-
мышленный центр
‚советской Карелии.
Здесь выстроен ог-
ромный бумажный
комбинат, в #0то-
ром работает, сей-
час более пяти ты-
сяч человёк. Ютро-
ится Дом культуры CO зрительным
залом на 560 человек. В Кондопоте
ть русокий и карельекий драмати“
ческие кружки, духовой орвестр, lont-
Центрический и джазовый оркестры,
хоровые и танцовальные кружки.
декабре 1034 г, во время праздиова-
ния столетия Калевалы они Юргёни-
Звали несколько трупп, отправив-
шихея по карельским деревням H CO-
бравшим несколько десятков неизве
тЙых еще рун из цикла Калевалы,
Художественная самодеятельность
р у наю самое широкое. раз-
ма.

Профессионал танцор, каким бы ма-
стером он ни был, «настраивается»
перед выходом на. сцену, Участники
народных танцев пляшут ю большей
непосредственностью. есьма поучи-
тельна для нас и музыка народных
танцев. Мы очитаем бубен и бара-
бан однотолосными, ударными «глу-
хими» инструментами. узбеков и
армян они неожиданно предстали ин-
сТрументами многоголосыми, переда-
ющими тонкие мелодические нюан-
сы.

Народный танец — ‘не только ис-
точник вдохновения и обогащения для
мастеров профессионального балета,
Он имеет свое самостоятельное куль-
турно-художественное значение,
крепко задумалея в дни фестиваля
над судьбой ‘фоветского карнавала. Ос-
нова карнавала — это умение народа
веселиться. На ‘улицах Москвы в дни
первомайских или октябрьских празд-
ников начинают появляться маски,
театральные костюмы, молниеносно
возникают, но, к сожалению, так же
молниеносно распадаются хоры, на-
чинают плясать друт © друтом люди,
совершенно ‘незнакомые. Но все это
делается еще очень робко, ‘неуверен-
то. Фестиваль народного танца, в 060-
бенности такие танцы, как «кокпар»
казахов, необычайно картинные пля-
ски армян, зажитающие пляски‘ на-
ших красноармейцев и краснофлотцев,
украинские топаки — все это убеж-
лает меня в 10м, 910 мы имеем все
необходимые олементы для органи-
зации всенародното карнавала в  на-
	ши праздничные дни.
		езжали столичные артисты, может де“
лать только советская власть. Пред-
латал благодарить партию и прави-
тельство за заботу о деревне. На-
околько велика тяга к музыке, можно
видеть из того, что многие нас слу
шают уже второй и третий раз и хо-
AGT пешком за 6—7 километров, Кол.
хозникам очень понравились «Барка-
ла» и «Лесной царь» Шуберта—
ист,

30-8, Сегодня днем давали концерт
в селе Петровском. Здесь бригадир-
орденоносец Захар Иванович Стоян
‘после концерта сказал трогательную
речь о том, что начинает стлаживать-
ся разница’ между тородом и дерев-
ней и что скоро в деревне будет та-
кая ще культурная жизнь, каки в
тороде. Очень блатодарил и повел уго-
шать. Ввиду предстоящего вечернего
	ловой Части — концерт. Вечером —
друтой концерт в одном из колхозов—
за 20 километров.

19-го, На концерте в качестве «ве-
дущего» выступал секретарь районно-
го комитета партии, сказавший Hee
большое вступительное слово. Потом
играл я, давая, как обычно, поясне-
ния перед каждой пьесой. Слушали
с затаенным дыханием, Другое отде-
ление — вокальная часть: Шуберт,
Моцарт, советекие русские и украин-
ские композиторы. Очень понравились
украинские народные песни в испол-
нении Добродеева. Вечером — первый
концерт в Долиловском сельсовете.
На открытом, чуть влажном воздухе
великолепно звучал рояль. Очень ти-
хо и внимательно слушали, лучше,
чем в столичных клубах. У аудито-
рии — непосредственный и прямой.
	14-го. Сижу в степи. До ближай-
шего селения, ‘повилимому, не мень-
ше 10 километров. Кругом — набух-
ший чернозем. Колеса машины заби-
ты трязью вплоть до кузова: только
что прошел страшный ливень © гро-
зой, На несколько часов дороги сдела-
лись непроходимыми. Решил ночевать
в степи. До Бердянска еще километ-
ров 80. Можно их сделать утром по
просохшей дороте.

15-го, Бердянск. Чудный примор-
ский городок, чем-то напоминающий
итальянские. Встречает  ленинтрад-
ский администратор Тиваю, совмещаю-
щий работу © отдыхом на курорте.
Первый концерт в курзале, После жон-
церта разговаривал © местной пиа-
нисткой Воскобойниковой. Оказывает-
ся, в городе нет музыкальной школы,
хотя имеются желающие учиться и
	5-го. Никогда еще не играл перед
	такой аудиторией. На большой поляне
	в лесу — сплошное море голов. Мне
сказали, что концерт пришли слушать
6 тысяч бойцов и командиров, Рояль
поставили на помост. Играл «Лунную
	‘сонату» Бетховена, этюды и вальсы
ТПопена «‹Поелюлий» Рахманинова,
	Шопена, «Прелюдии» Рахманинова.
Слушали с напряженным вниманием.
Очень довольны, что перед каждой
пьесой даю пояснения. Просили на
следующий день утром дать дополни-
тельный концерт в соседнем полку.
7-го. Проехали 40 километров о
1106се, а потом 95 км проселком. Вот,
	наконец, и расположение лагеря. Та
	хорошие кадры педагогов. Но все за-  интерес к музыке. Это дает пианисту.
HATHA происходят кустарно, в част-  большое удовлетворение. В столичных
	пнторес в музыке. 919 дает пианиоту концерта пришлось быть умеренным.
большое удовлетворение. В столичных   ада а
	м рум  —_F ЗЕ

До 1929 г, ото
была маленькая
деревня,  cocTods-

Я а.

же жадная ло музыки красноармей-   ном порядке. Местные организации   клубах, пресыщенных большим коли- дузе для КОЛХОЗОВ. ‘Wnanoperoro cease
ская зудитория. Концерт слушали   еще не раскачались и не уделяют вни-   чеством концертов, этой непосредет-   оветя. Очень понравился Шопен —
так же ры ВА Е. мания развитию музыкального искус-  венной жадности к музыке порой и   что было отмечено COLBCORETOM B OCO~
сле концерта полу ЧИ р a - `В Ил: Л 0 в!   С :

жа бий, ep] oaniea Wlananra+. femnant ства, Неожиданно большой зуспех в) незаметно. бо присланном на мое имя письме,

Председатель совета писал:
	— Со стороны колхозников Иванов-
ской сельралы большое желание слу-
шать концёрты, Особенно нравятся
украинские песни, а также запалные
классики, как Шопен. Просим приез-
жать почаше.
	2-го. Ровно. После концерта в Фе-
Ддосеевке просили прослушать двух
колхозных певиц и местного пезца.

но интересным оказался певец
Федченко, по. профессии гончар. Пре-
красный баритон. Между прочим,
поэт и скульитор: еделал статуэтку
Пушкина. По моему совету его отко»
мандировали. в Москву учиться,

4-го. Получил письмо от колхозни-
ков Захарьевки, В нем написано:

— Колгопники © великой уватой
прослухали концерт, который перше
был устроен в Захаръевке, & тому кол-
госпники дюже благодарят и просят
высшие организации почаще давать
на селе як концерты, так и драматк
ческие постановки.
	°’ После концерта просили передать
	  Филармонии просьбу «присылать по-
	чаще такие концерты»,
22-в. Село Водяны. Церковь — те-
перь клуб. Вместо алтаря — эстрада.
Битком набито. Внутри, у входа и
крутом — толпа слушателей. Концерт
начинается довольно поздно — ждем,
когла все вернутся с поля. Задержи-
вают доярки. Рояль звучит хорошо—
так же, как и пение. Несмотря на рас-
творенные окна, очень душно. После
концерта окружили эстраду: благода-
рят и просят прослушать местную пе-
вицу Назаренко. Поет она из «Весе-
лых ребят», — «Сёрдце». Поет очень
приятно, музыкально, но голос необ-
работанный. Даем алрес ближайшего
музыкального техникума.
	п 23-в. Деревня Николаевка, Деревня
необыкновенно выросла в культурном
отношении. Сегодня один старик выс»
пя с большой речью на тему
«Раньше и теперь»; он говорил, что
такие чудеса, чтобы в деревню HDPE.
	райте 14-й вальс Шопена». Сыграл
его и вызвал общий восторг,

42-го. Запорожье. Сегодня опять
два концерта. Неожиданное дневное
выступление на массовке рабочих-
строителей на острове Хортица, на
Днепре, где в свое время гуляла За-
порожекая Сечь. Узнали о приезде
и просили обязательно приехать. к
ним. Играл в первый раз, не снимая
рояля с автомашины,

Вечером большой концерт в Дело-
вом клубе, Чудный, великолепно от-
деланный зал. Клуб воббще прекрас-
но оборудован. Но на эстраде... жал-
кое, потрепанное пианино Музтреста,
под который здесь илет кино и тан-
пуют западные танцы. Хотя «Стен-
вей» очень хорошо держит строй, ре-
шил ввиду торжественности вечера
дать инструмент проверить, тем более,
что впереди Нагайские степи, Рояль
привел в полное восхищение настрой-
THK, .

Концерт прошел великолепно. Чув-
ствую большое удовлетворение.
	моем концерте у мукомолов выпал на.
	долю музыки Метнера.
28-го. Ездили в Нагайск. Довольно
большой колхозный театр. Недурная
‚сцена. Концерт у колхозников прове-
ли влвоем с заслуженным деятелем
	искусства — артистом московского Ка-
	мерного театра Фениным. Одно отде-
ление — я; другое — он (Фенин чи-
тал «Окупого рыцаря» Пушкина и
рассказы Чехова). Особенно большой
успех у нагайских колхозников имел
Шопен. ^

16-го июля, Одесса. Директор Одес-
ской филармонии предлагает ехать
послезавтра с утра в Компанеевский и
Ровнянский районы прямо на убороч-
ную кампанию. В концертах будут
участвовать артисты Одесской филар-
монии Добролеев и Случановский. -

48-го. Компанеевка В олин день
проехал 300 километров. Компанеевка
— районный центр. Все. интересы co-
средоточены вокруг уборочной. Завтра
cean председателей сельсоветов, кол-
хозов и бригадиров района. После де-
	Пианист В. А. Архангельский играет перед копхозной аудиторией
		олхозные. гастроли
	Пианист провел на Украине. около
40 концертов — в Днепропетровской
и Одесской областях. Длина его кон
цертного маршрута — более 3.000 ки-
лометров.

Ниже мы печатаем отрывки из дне.
вника, который пианист вел во время
поездки.
	4 июня, Днепропетровск». Сегодня
первый‘ жонцерт моей поездки. Устра-
ивают ег в университете для жен
профессоров я научных работников.
Промадный зал и.. нет инструмента,
даже пианино, Очень-рад, что взял ©
собой «Отенвей». Рояль звучал заме.
чательНо. Играл Бетховена, Шопена,
Рахманинова. Все удивились, откуда
в Диепропетровске тажой рояль. На
	Летом этого года Московский ПИВ-
нист Вл. Архангельский совершил ин-
тереснейшую концертную поездку по
городям и селам Украины.

л, Архантельский взял в свою По-
ездку первоклассный концертный
рояль «Отенвей». Рояль’ был. укреп-
лен в кузове автомашины «Газ» На
специальных амортизаторах, ‘

Особая конструкция автомобиля по.
зволяла проводить концерты, даже не
снимая инструмента © Машины, —
прямо на открытом вовлухе. Таким об-

азом Вл. Архангельский выступал в
колхозах. В отдельных случаях — при
выступлении в ваводоком цеху, В
сельском клубе и т. д. — цианист 9
автомобилем в’езжал в вакрытое” по
	мешение.