ДОКЛАД тов. СТАЛИНА И. В
	о` проекте Конституции Союза’ CCP
				ТУ.
	правду 06 ОССР, ввеста народ в заблуждение, обмануть его.
‚ Таковы факты. А факты, как говорят, ‘упоямая вешь.
Господа’ из германского официоза могут сказать, что тем
хуже для фактов. (Общий смех). Но тогда им можно отве-
тить словами известной русской поговорки; «дуракам закон
не писан»., (Веселый смех, продолжительные аплодисменты).
Третья группа критиков не прочь признать известные
достоинства за проектом. Конституции, она считает его’ по-
ложательным явлением, по она, вилите ли, очень сомне-
	ваетея, чтобы ояд его положений можно было провести в
	странах.
	его последовательный и до конца выдержанный демократизм.
б ‘точка зрения демократизиа буржуазные  констатупиа
мож8о` разбить на две группы: одна группа конститупий
прямо отрецает. или сводит фавтачеека нз нет Гавевство
прав граждан и демокоатические свободы. Друтая группа
констатупий охотно приемлет и даже афишерует демократи-
ческие начала, но делает при этом такие оговорки и ограни-
чения, что демократаческие права и свободы оказываются
совершенно изуоодованными, Они говорят о разных избита-
тельных правах для всех граждан, но тут же’ огравачивают
их оседлостью и образовательным и даже имущественным цев-
зом. Они ворят 6 разных правах граждан, но тут же
	оговариваются, что это He васается денщив ила васзется
	их частично. Ит. тит п.
		Нельзя не вспомнить по этому случаю дворовую «девчон
ку» Пелагею из «Мертвых. душ» Гоголя. Она, как рассказы-
вает Гоголь, взялась как-то показать дорогу вучеру Чечи-
хова Селифану, но, ве сумев отлачать правую сторону до-
рогл от левой. ее стороны, запуталась и попала в неловкое
положение. Надо признать, что наши критики из польских
тазет, несмотря на всю их амбицию, все же нелалеко ушли
от yposaa повамания Пелагеи, дворовой «девчонки» из
«Мертвых душ». (Аплодисменты). Если вспомните, куче
Селифая счел нужным отчитать Пелатею за смешенае пра-
вого © левым, сказав ей: «Эх ты, черноногая... не знаешь,
тле право, где лево». Мне кажется, что следовало бы так
же отчитать наших незадачливых критиков, сказав вм: 9х
вы, гоГе-критики... не знаете, где право, где лево. (Продол
жительные аплодисменты).

Наконец, еще одна труппа кратиков. ели предьлущая
teynts обвиняет проевт Констатуции в отказе от лавтатуры
рабочего класса, то’ эта’ труппа обвиняет его, наоборот, 3
16%, Что ‘он ничем не уфняет в существующем положения
в СССР, что он оставляет нетронутой диктатуру рабочего
к1асса, не допускает своболу политических map a coxpae
няет в силе нынептнее руководящее- положение партии EON
иувистов в СССР. Нри этом эта группа кративов считает,
что отеутствие” свободы партий в СССР является признаком
нарушения основ лемократизма. у

Я должен признать, что пбоевт новой Конституции дей

ствятельно оставляет в силе релуим диктатуры рабочего класса,
Тавно как’ сохраняет `без изменения нынешнее руководящев
положение Коммунистической пагии СССР. (Бурные аплоди-
сменты). Если’ уважаемые критиви считают ато недостатком
проекта Конституции, то можно только пожалеть об этом. Мы
же, большевики, считаем это достоинством проекта Roxcra-
туции. (Бурные аплодисменты).
Что касается свободы различных ‘политических партЕй, то
мы держимся злесь несколько иных взглялов. Партия есть
часть класса, его передовая часть. Несколько партий, & зна»
чит и‘ свобода партий может существовать лишь в таком
обществе, где имеются антагонистичеекие классы, интересы
EOTOPHX вражкдебны и непрамирамы, Me ‘имеются, скажем,
капиталисты а рабочие, помещики крестьяне, кулаки Е
беднота и т; д. Но в ОССР. нет уже больше таких классов,
как капиталясты, помещика, кулаки и т. п. В ООСР вмеются
Только два класса, рабочие и крестьяне, янтересы которых
не только не враждебны, а наоборот — дружественны. Стало
быть, в СССР нет почвы для существования нескольких пар-
тий, & значит и для свободы этих партий, В СОСР имеется
почва только для одной партиа, Коммунистической паотив.
В СССР может существовать лишь одна партия — партия
Боммуниетов, смело и до конца защищающая интересы, рабочих
и крестьян. А что она не плохо защищает интересы этих
Блассов, в этом едва ли может быть какое-либо сомнение,
(Бурные аплодисменты).

Говорят 9 демовратеи. Но что такое демократия? Демокра=
тия в капиталистических странах, где имеются антатонисти=
ческие классы, есть в последнем счете демократия для силь-
ных, демократия для емущего  меньпитнства. Демократия в
СССР, наоборот, есть демократия для трудящихся, т. е. демо-
кратая для всех. Но из этого следует, что основы демокра-
	тизуа нарушаттея не проектом новой Вюнституции СОбР. з.
	буржуазвыми конститупияуи. Бот почему я думаю, что Вон
ституция  ООСР. является единственной в мире 40 конца демо
коатаческой конституцией.

Тав обетовт лело 6 буржуаавой: Бритикой проекта новой
Конституции COCP. = =.
	(продолжение)
	В отличие от них проевт новой Констатуция ОСОР исходит
из факта ликвилации катиталистичеекого строя, яз Факта по-
белы гоплалястического строя в СООР. Главную основу проекта
	новой Koacratyoga ССОР составляют принципы социазизуз,
	его основные устоя, уже завоеванные и осуществленные: с03и-
листическая собственность на землю, леса, фабрики, о заволхы
и пвоЧие орутия и срелства производетва, ливвилация эксплоа-
TAWA а эксплозтаторскях классов; ликвилапия нищеты боль-
шанства и роскоши меньшинства; ликвилация безработицы;
трух, кав обязанность и долг чести кажлого работоспособного
гражданина по формуле: «кто не работает, тот ве ест». Право
на трут, т. е. право каждого пражданина на получение гараяти-
рованной работы; право на оттых; право на образование; и Т. д.
ат. п Проект новой Конституция опирается на эта и 10010б-
ные им устои сопиалазиз. Он их отражает, он их закрепляет
в законолательном порятке.

Такова вторая особенность проекта новой Конетатуции.

Дальше. Буржуазные конституцив молчаливо исходят из
предпосылки 0 том, что общество состоят из антатониетиче-
«ких ЕЛАССОВ, из классов, владеющих богатством, и классов,
не владеющих им, что какая бы партия ни пришла в ваасти,
тосударственное руководство обществом (диктатура) должно
пренадлежать буржуазан, что конституция нужиз для того,
чтобы закрепить общественные порядки, угодные и выгодные
имущам Елассам. ;

В отличие от буржуазных коветитуцай птоект нозой Бон-
статуции СССР. исходит из   того, ‘что в обществе нет уже
больше антагонистаческах классов, что общество состоит из
двух дружественных дотг другу клаесов, из рабочих и кре-
етьян, что у власти стоят’эти имению трудящиеся классы,
что государственное руководство обществом. (лактатура)
принадлежит рабочему ‘вгассу, как переловому классу  обще-
етва, что копетитуция нужна для того, чтобы закрепать ‘00-
шественные порядка, угодные и выгодные трудящемся.
	Такова тоетья ‘особенность проекта новой Вонстатупии.

Дальше. Буржуазные констатуции молчаливо исходят из
предпосылки 0 том, что напии а расы не могут быть равно-
	правными, что есть нациа полноправные и еть напаи Be-
	полноправные, что кроме того существует еще третья кате-
тория наций WIN pac, например, в колониях, у которых
имеется еще меньше прав, WM Y неполноправных наций.
Это значат, что все эти конституции в основе своей явля-
ются нацеоналистическими, т. е. констятуциями господствую-
щих наций.

В отличие or этих конституций проект вовой Конститу-
ции СССР, наоборот, — глубоко интернационален. Он исхо-
дит из того, что все нации и расы равнопразны. = асходит
из того, что разница в пвете кожи или в языке, культур-
ном уровне или уровне государственного развития, равно
как лрутая какая-либо разнипа между нацияма и ‘расами —
не может служить основанием для того, чтобы  опфавдать
национальное неравноправае. Он исходит из того, что все
зации и расы, независимо от их прошлого’ я настоящего
положения, независимо от ах силы али слабости, — должны
пользоваться одинаковыми правами во всех сферах’ хозяйст-
венной, общественной, государственной в культурной жизни
общества.

Такова четвертая особенность пшеекта новой Конституция.

Пятую особенность проекта новой Конституции составляет
	Несколько слов ® буржуазной критике проекта Вюнститу-
ДИИ.

Вопрос 0 том, как относятся в проекту Конституции ино-
странная буржуазная печать, представляет бесспорно азве-
стный интерес. Поскольку иностранная печать отражает
общественное мнение различных слоев населения в буржуаз-
ных странах, мы не можем пройти михо той критики, кото-
рую развернула эта печать против проекта Ковституции.

Первые признаки резкцея изостранной печати на проект
Конституции выразились в определенной тенденции -— 34-
молчать проект Конституции. Я имею в валу в данном
случае нааболее реакционную, фашистскую печать. Эт
труппа критиков сочла за лучшее просто замолчать проект
Конституции, представеть дело так, как будто проекта н@
было и нет его вообще в природе. Могут сказать, что 38
уалчивание не есть критика. Но это неверно. Метод замал
чивания, как 060бый с1060б игнорирования, является тоже
формой кратики, правда, глупой @ смешной, но sce же
формой критики. (Общий смех, аплодисменты). Но в мето-
дом замалчивания не вышло у них. В конце концов они
оказались вынужденными открыть клапан в сообщить миру,
что, ках это ни печально, проект Конститупии СССР все же
существует, и не только существует, но и начанает оказы-
звать зловредное воздействие наз умы. Да иначе и не моглю
быть, так как есть все же нз свете какое-то обществениое
мнение, читатели, живые люда, которые хотят знать правду
о фактах, а держать их долго в тисках обмана нет никакой
возможности. На обмане далеко не ‘уедешь...

Вторая групаа критоков признает. что проект Конетиту-
	ции действительно существует в прироле, но она считает, .
	qT проект не представляет больтпого евтереса, так ках он
_ является по сути дела не проектом конституции, а пустой

бумажкой, пустым обещанием, рассчатанным на то, чтобы
сделать известный маневр и обмануть людей. Она лобавляют
	пра этом, что лучшего проекта и aa Mor дать ССОР. таб.
	как сам ССОР является не государством, 2 всего-навсего —
географических повятием (общий смех), & 023 он не
является госуларством, To и конституция его не может быть
действительной конституцией. Тепичным представителем этой
группы критиков является, RAR STO He странно, германскай
офипиоз  «Дейтше Дипломатит-Политете  Корреспонленц».
Этот журнал прямо говорит, ч№ проект Констатуциа CCCP
является пустым обещанием, обманом, «потемкинской  де-
ревней». Он без колебаний заявляет, что СССР не является
государством, что СОСР «представляет не что иное, как
точно определяемое географическое понятие» (общий смех),
что Конституция СССР не может быть ввиху этого признана
действительной конституцией.

0 ‚можно отазать ‹ таких, © позволения сказать, ври-
тиках?

В олном из своих сказок-рассказов велакий русский писа-
тель Шелрин дает тип бюрократа-самодура, очень’ ограничен-
ного и тупого, но до крайности  самоуверенного и ретивого.
После того как этот бюрюкрат навел во «вверенной» ему
области «порядок а тишину», истребив тысячи жителей a
спалив десятки городов, он оглянтлея кругом и заметил на
торизонте Америку, страну, конечно, малоизвестную, где
имеются, оказывается, какие-то свободы, смущающие народ,
и (he государством управляют иными методами. Бюркгат
заметил Амераку и возмутелся: чт0 это за страна, отвуд&
она взялась, на каком тажом основании она существует?
(Общий смех, аплодисменты). Конечно, ев случайно открыла
несколько вевов тому назад, но разве нельзя ее снова sa
RPHTS, wos духу ее не было вовее? (Общий смех). И сва-
зав это, положал фезолюцию: «Закрыть снова Амераку»
(Общий  смех.

‚ Мне кажется, что госпола из «Дейтию Дипаоматати- Полине
			Нужно сказать, что мы встречаемся с ними не впервые.
Когда большеваки брали власть в 1917 году, скептики гово-
puma: большевики, пожалуй, не плохие люди, но с властью
У них дело не пойдет, она провалятся. На деле, однако, о6з-
залось, что провалились не большевики, & скептики.

Во время гражланской войны и пностранной интервевтаи
	эта. группа скептеков роворилз; Советекая власть. вовечно, —
	вещь не плохая, но Деникан с Волчаком плюс иностранцы,
пожалуй, одолеют ее. На деле, однако, оказалось, что скеп-
тики и элесь просчитались. :

Вогла Советекая власть опубликовала перзый пятилетний
план, скептики опять выступили на сцену, говоря: пятилет-
ка, конечно, дело хорошее, но она едва ли осуществима, нало
полагать, что у большеваков с пятилеткой дело не выйдет.
Факты, однако, показали, что скептикам опять не повезло:
пятилетний план был осуществлен в четыре года.

То же самое нало сказать © проекте новой Конституции #
ве критике © стоготы скептиков,  Отело опубликовать
проект, чтобы эта группа критиков вновь появилась нь сцене
© ее унылым скепсисом, с ев сохненаями насчет осущества-
мости некоторых положений Вонституция, Нет никаких осно-
вавай сомневаться в том, что огептики провалятся и в дан-
вом случае, провалятся нынче так же, как они не раз про-
заливались в прошлом.
	Четвертая группа вратихов, атакуя побект новой Конета-
тупии, хараютеризует его, как чедвит вправо», как «оттаз
от диктатуры пролетараата», как «ликвидацию большевист-
ского режима». «Большевави качнулись вправо, это факт» —
говорят они на разные голоса. Особенно усегдствуют в этом
отношении некоторые польские в отчасти американские га-
SETH.
	Что можно сказать об этих, 6 позволения сказать, и
ТИЕаХ?
	Если растирение базы диктатуры рабочего клзссх @ 1п0е-
эращение диктатуры в более гибкую, стало быть, — более
мощную систему государственного руководства обществом
трактуется има не как усаление дактатуры рабочего класса,
& как ее ослабление или даже как отказ от нее, то п6зво-
лительно спросить: § знают ли вообще эти господа — что
такое диктатура рабочем класса?
	Если законодательное закрепление победы социализма. 33-_
	вонолательное закрепление успехов авдустриалазации, EOE
лективизации и демократазации называется у них «елвигом
вправо», то позволительно спросить: а знают ли вообще эти
тоспола — чем отличается левое от пгавого? (Общий CMR,
аплодисменты).

Не может быть сомнения, что эти господа окончательно
запутались в своей критике проекта Констатущии и, запу-
‘тавшись перепутали правое © левым,
	Особенность проекта новой Конституции COCP состоит в
TOM, что он свободен от подобных отоворов и отравичений.
Для него не существует активных ила пассивных граждан,
для него все граждане актавны. Он не признает разницы в
правах межлу мужчинами и женщинами, «оседлыми» и «не-
оселлыми», имущами и неимущими, образованными и веобра-
зованными. Для него все граждане равны в своих правах.
Не. имущественное положение, не национальное происхожле-
ние, не пол, не служебное положение, а личные способноетя
и лачный тоуд каждого гражданина определяют его положе-
ние в обществе.
	Наконец. еще олна особенность проекта новой Констатуция..
	Буржуазные конститупви обычно ограничиваются фиксиро-
ванием формальных прав граждан, не заботясь 0б условиях
осуществления этих прав, о возможности их осуществления,
6 средствах их осуществления. Говорят о гавенстве граждан,
но забывают, что не может быть действительного фавенетва
между хозяином и рабочим, иежду помещиком в крестьяни-
HOM, если у первых амеется богатстве и политическай pec
B обществе, ‚& вторые лишены и того и друтого, если первые
являются экоплоататорами, & вторые экетлозтируемыми.
Ила еще: говорят о своболе слова, собраний й печати, но
забывают, что все эта свободы могут преврататься для pa-
бочего класса в звуЕ пустой, еслл он лишен возможности
иметь в CBOCM распоряжении подходящие помещения для
собраний, хорошие типографии, достаточное количество пе-
чатной бумаги @ т. д.

Особенность проекта вовой Констатуции cocTorT B TOY,
что он ке ограничивается фиксированием формальных прав
граждан, а переносит центр тяжести на вопрос © гарантиях
этих прав, на вопросе © средствах осуществления этих прав.
Он не просто провозглатнает равенство прав граждан, но и
обеспечивает ето законодательным зазреплением факта лик-
вилациа релииа экоплоатации, факта освобождения граждан
от велкой эксплозтации. Он не просто провозглашает право
на труд, но и обеспечивает его законодательным закрепле-
нием факта отсутствия кризисов, в советском обществе, факта
уничтожения безработицы. Он не просто провозглашает д6-
мократические свободы, но и обеспечивает их в законохатель-
ном порядке известными материальными cpexcrsana. Понятво
поэтому, что демократизм проекта новой Конституции является
ве «обычным» и «общепразнанным» демократизиом вообще,
& демократизмом социалистическим,

Таковы основные ие проекта, новой Вонстату-
ции СССР.

Таково отражение в проекте новой Констатуции тех сдви-
гов и изменений в хозяйственной и общественно-политической
жизни ССООР, которые осуществились за период от 1924 Tors
10 1936 года.

Буржуазная критика проекта
Конституции
	Поправки и дополнения к проекту.
Конституции
	Перейлем к вопросу о поправках и дополнелалх в проекту
Констетуции, внесенных я при ри obcy-
ждении проекта. \.

Всенародное обсуждение и Конституции: дало, Бак из-
вестно, довольно значительное, количество поправок и допол-
	нений. Все они. опубликованы в советской печати. Ввиду’
	большого разнообразия поправок и неодинаковой их ценности
следовало бы их разбить, по-моему, на три категории.
Отличительная ‘черта. поправок первой категории состоит
	В ТОМ, GTO OHH ТФЗЕТУЮТ Не 0 вопросах Вонететуции. а 9
	вопросах текущей. законодательной работы будущих законоха-
тельных органов. Отдельные вопросы страхования, некоторые
вопросы, колхозного строительства, некоторые вопросы  ‘про-
умышленного строительства, вопобсы ‹ финансового. дела, —
таковы темы этих поправок. Вадимо, авторы‘ этих поправок
не уяенили себе разницы между’ конституционными ‘вотроезми
	Е вопросами текущего: законодательства, Имевно поэтоху оки
_ стараются втиснуть в Конституцию ват кожно больше зако-
нов, ведя дело в тому, чтобы превратить Конституцаю в нечто.
‚ вроде свода законов. Но конституция не есть свод’ законов:
‚ Конституция есть основной захон, и только основной закон.
	Пюнституция ‘не исключает, а предполагает текущую’ законо-
	дательную фаботу будущих законодательных огтанов. Конети=
_ туция дает юрадаческую базу для будущей законодательной:
‚ деятельности таках органов, Поэтому поправка и лополнения
‘’ Тахого рода, как не имеющие прямого отнбщения г Конети-
	туции, должны быть, по-моему, направлены в будущие законо-
дательные органы страны,

В второй категории следует отнести такие’ поправка Е
дополяения, которые пытаютея внести в Констатуцею э1е-
MOETH истооических справок или элементы лекларации %
	том, чего еще не добилась Советская власть и чего онз лолжна.
	хобиться в будущем. Отиетать в Конституции, какае трудно
сти преодолели нз протяжении долгих лет партия, рабочей
Race EH все трудящиеся в борьбе за победу социализма; ука-
зать в Конституции конечную цель советского движения, т. е.
построена полного коммунистического общества, — таковы
темы этих, поправок, повторяющиеся в разных вариациях. Я
Лумаю, что! такие поправки и дополнения также должны быть
‘отложены в сторону, как не имеющие прямого отношения к
Конституции. Конституция веть регистрапая и законодатель-
ное закрепление тех завоеваний, которые уже лобыты и обее-
печены. Если мы не хотим исказить этот основной характер
Конституции, мы не должны заполнять ее истораческими
справкама о прошлом или декларациями о будущих забоева-
ниях трудящахся СССР. Для этого дела имеются у нае другие
пути к другие довументы, ‘
	Наконец, в третьей ватегораи следует отнести такие по-
	правкя и дополнения, которые имеют прямое отвошение 5 про-
екту Конетитупаи.
	оначительная часть поправок этой категорен амеет гедав-.
	пеонный характер. Поэтому их можно было бы передать в
Редакционную комиссию настоящего С’езда, которую, я думаю,
созласт C est, поручив ей установить окончательную редакцию
текста новой Вонстатупии.

Что касается остальных поправок третьей категории, то
они имеют более существенное значение, а © них придется,
т сказать здесь несколько слов. г

1) Прежде всего о поправках к 1-ой статье проекта Бонсти-
туции. Имеется четыре поправки. Одни предлагают вместо слов
«государство рабочих и крестьян» сказать: «государство тру-
дящихся». Другие предлагают в словам «государство рабочих
я кгестьян» добавить: «и трудовой интеллетенция». Третья
поедлагают. вместо слов «государство рабочих и крестьян»
	‚ скзЗать: «государство всех рас и национальностей, нахеляю- _
	щих терретораю СССР», Четвертые предлагают 61030 «Ее
	СТЬЯН» Заменить ‚Словом «БОлхоЗНиков» ИЛИ СЛОМ: «труде
щихся сопиалистического земледелия».

Следует лия принять эти поправки? Я думаю, что не 616
дует.

0 чём говорит 1-ая статья mpoerta Конституции? Она, говорит
Ф ЕЛассовом составе советского общества. Можем ли мы, изре-
састы, обойти” в Конституции вопрос © классовом cocrané
нашеге общества? Нет, не можем. Советское общество состоит,
Rak известно, из двух Е1ассов, из рабочих и крестьян. Первая
статья проекта Конституции обо этом именно и говорит. 0т8ло
быть, 1-ая статья проекта Конституции правильно отображает
Классовый состав нашего общества. Могут опросить: а труловая
интезлигенция? Интеллигенция никогла не была в не мжет
быть классом,—<она была и остается прослойкой, рекрутирую-
щей своих членов среди всех классов общества. В старое время
интеллигенция рекрутировзла своих членов срели дворян, бур
жуазии, отчасти среди крестьян и лишь в самой незначитель=
ной степени срехи рабочих. В наше, советское время интелтиз
	PORT AS рекрутирует своих членов главным образом срели patos .
	чих и крестьян. Но как бы она ни рекрутировалась и какой
бы характер она ни носила, интеллитенция все же является
прослойкой, а не классом.

Не ущемляет ли это обстоятельство прав трудовой интеллиз
генции? Насколько! Первая статья проекта Конституции гово-
PET ие © пгавзх различных слоев советского общества, & ©
ЕЛЗССОВОм составе этого общества. 0 правах различных слоев
советского общества, в том числе о правах трудовой интелли-
генции, говорится глазвым образом в десятой и одиннадцатой
главах проекта Конституции, Из этих глав яветвует, чо 18-
	ее Ср д А: фа

бочие, крестьяне и трудовая интеллигенция совершенно разноз
	праввы во всех сферах хозяйственной, политической общест“
	EE А

венной и культурной жизни страны. Стало. быть, of ущехле“
	вии прав труловой интеллигенции не может быть и речи.
же самое назо сказать о нациях и расах, входящих B CO
став СССР. Во второй главе проекта Конституции уже сказано,
что СССР есть свободный союз равноправных напий. Стоит ли
повторять эту Формулу в первой статье проекта Конституции,
трактующей не о национальном составе советского общества,
8 06 его ЕлассоРом составе? Ясно, что не стоит, Что касается
прав наций и рас, входящих в состав СССР, то 0б этом говорите
ся во эторой, десятой и одиннадцатой главах проекта Консти=
туции. Из этих глав явствует, что вации и расы CCCP nors-
зуютея одинаковыми правами во всех сферах хозяйственной,
политической, общественной и культурной жизни страны. Стал
быть, не может быть и речи об ущемлении национальных прав.
Также неправильно было бы заменить слово «крестьянин»
СЛОВОМ «КОлхоЗнИк» или словами «трудящийся социалистиче=
ского земледелия». Во-первых, среди крестьян вме колхоэни=

Bop имеются еще свыше миглиона дворов не-колхозников Kar
ам.
	EEE Го М EONAR ERNE UNIS MET,   AGE

быть с ними? Не хумают ли авторы этой поправки сбросить
их со счета? Это было бы неразумно. Во-вторых, если боль
MIRHCTAO крестьян стало вести колхозное хозяйство, то это еще
не значит, что оно перестато быть крестьянством, что у него
нет больше своего личного хозяйства, личного двора’ ET. I
В-третьтх, пришлось бы тотла заменить также слово «рабочий»
‘ловами «труженик социалистической промышленности», чего,
АБО А   омлет
	‘отнако, авторы попразки почему-то не
	OO та ee Бо сПедоатают. Haxonen,
разве 7 нае уже исчезли клаее рабочих и класе крестьян? А еб-
ли они не исчезли, то стоит ти вычеркивать из лексикона ye
тановившиеся для них наименования? Авторы поправки, вилие
м0, имеют в виту не настоящее, & булущее общество, когла

втаосов уже не будет и когда рабочие и крестьтне превратят“
Ра э ТИ an. __ г
	общества. Они,
	SS Se 9В

#8 тружеников единого коммуниетического
	‚ (ОКОНЧАНИЕ СМ, НА 3-Й СТРА.
	Кюрреспондени» кзв лве капли вохы пюхожи на щедринсвого
бюрократа. (Общий смех, одобрительные аплодисменты). Этих
господам СОСР лавно уже вамозолил глаза. Девятналиать лет
стоит СССР как маяк, заражая духом освобождения рабочий
класс всего мира и вызывая бешенство у врагов рабочего класса.
И он, этот СССР, оказывается, не только просто’ существует, но
даже растет, и ке только растет, HO даже преуспевает, и не толь-
хо преуспевает, HO даже сочиняет проект новой Конституции,
проект, возбуждающий умы, вселяющий новые надежлы угие-
тенным классам. (Аплодисменты). Бак же после этого не воз-
мущаться господам из германского официоза? Что это за страна,
вопят они, на каком таком освовании она существует (общий
смех), п если ее открыли в октябре 1917 гола, то почему нель-
зя ве снова зарыть, чтоб хуху ее не быхо вовсе? И, сказав это,
поетаповили: закрыть снова СССР, об’явить во вееуслышание,
что СОСР, как госуларство, не существует, что СОСР есть ие
что иное, как простое. географическое понятие! (Общий смех),
Кладя резолюцию. о том, чтобы закрыть снова Америку,
шедринский бюрократ, несмотря на всю свою тупость, все
же нашел. в себе элементы понимания реального, сказав
м же про себя: «Но, кажется, сие от меня не зависит».
(Взрыв веселого смеха, бурные аплодисменты). Я не знаю,
хватит ла ума У госпол из германского официоза догадаться,
что «закрыть» на бумаге то ила иное государство они, ко-
нечно, могут, но еслая говорить серьезно, то «оне от них ве
зависит»... (Взрыв веселого смеха, бурные аплодисменты).
Что касается того, что Конституция. СССР является будто
бы пустым обещанием, «потемкинской деревней» и т. д., TO
я хотел бы сослаться на рял установленных фактов, кото-
	гые сами говорят 38 себя.
	В 1917 голу народы ССОР свергли буржуазню и устано-
зали диктатуру пролетариата, установила Советскую
власть. Это факт, & не обещание.

Затем, Советская власть ликвидировала класс помещиков
й передала крестьянам более 150 миллионов гектаров быв-
тих помещичьих, казенных и монастырсках земель и это —
сверх тех земель, которые находились и раньше в руках
крестьян. Это факт, з не обещание.

Затем, Советская власть экспроприировала класс капита-
листов, отобрала у них банки, заволы, железные дороги в
прочие орудия и средства производства, об’явила их сопиа-
листической собственностью а поставила во главе этих пред-
приятай лучших людей рабочего класса. Это факт, а не обе-
щание. (Продолжительные аплодисменты).

Затем, организовав промышленность и сельское хозяйство
на новых, сопиалистическах началах, с новой технической
базой, Советская власть добилась тото, что ныне земледелие
в СССР лает в 11% раза бюльше продукции, чем в ловоен-
ноз время, индустрия’ проазводит в 7 раз больше продук-
	HHH, YAM g довоенное время. а народный лоход вые в 4 0938 _
	в сравнения с ловоенным временем. Все это — факты, а He
обещавия. (Продолжительные аплодисменты).

Затем, Советская власть уничтожила безработицу, про-
вела в жизнь право Ba труд, право на отдых, право на
образование, обеспечила лучшие материальные @ культур-
ные условия рабочим, крестьянам и интеллатенции, обесте-
чила проведение в жизнь всеобщего, прямого и равного изби-
рательного права пря тайном голосовании граждан. Все это —
факты, а не обещания. (Продолжительные аплодисменты).

Наконеп, ОССР дал проект новой Констатуции, который
является не обещанием, & регастрапией и законодательным
закреплением. этих общеизвестных фактов, регистрацией a
законодательным закреплением того, что уже добыто в 38-
воевано. у

Опратевается, в чему сводится после всего этого болтовня

‚ тоопол из германского офицаоза о «потемкинских деревнях»,
’ если не в TOMY, YM они задались целью скрыть от народа