Нивен ‘нони “чине
	ОБЛАД тов. СТАЛИНА И. В.
о проекте Конституции Союза ССР.
	0 это хополненае неправильно, ибо оно не соответствует 1уху
нашей Констатуция. По системе нашей Конституция в СССР не
толжно быть единоличного президента, язбираемого всем насе-
левием, наравне ‹ Верховным Советом. и могущего протавопо-
ставлять себя Верховному Совету. Президент в СССР коллеги.
альный — это Презилиум Верховного Совета, включая и прел-
селателя Презалиума Верховного Совета, иабираемый не всем
населением, ‘а Верховным Советом, и полотчетный Верховному
Совету. Опыт историй показывает, что такое построение вер-
ховных органов является наиболее демократическим, гаранта-
рующим страну от нежелательных случайностей,

10) Далее идет поправка к той же 48-ой статье. Она глз-
сит: увеличить количество заместителей прелеедателя Прези-
	хиума Верховного Совета CCCP ло олинналиати в тем. чтобы т.
	каждой Союзной республики имелся олин заместитель. Я думаю,
Чо эту поправку можно было бы пранять, ибо онз улучшает
AeMO и может лишь укрепить авторитет Президиума Верховного
Совета СССР.

11) Далее идет поправка к статье 77-ой. Она требует opra-
низации нового общесоюзного народного комиссарвата, — Нар-
комата Оборонной Промышленности. Я хумаю, что эту поправяу
также слеловало бы привать (аплодисменты), ибо назрело время
для того, чтобы выделить нашу оборонную промышленность и
дать ей соответствующее наркоматское оформление. Мне кажет-
ся, что это могло бы только улучшить дело обороны нашей
страны.

12) Далее идет поправка к статье 124-0й проекта Конети-
туции, требующая ее изменения в том направлении, чтобы з3-
претить отправление религиозных обрядов. Я думаю, что эту
поправку. следует отвергнуть, как де соответствующую духу
нашей Констатуции.

13) Наконец, еще одна поправка, имеющая более или ме-
нее существенный характер. Я говорю о попдавке x 135-08
статье проекта Конституции. Она предлагает лишать ‘избира-
тельных прав служителей культа, бывших белотвардейцев, веет
бывших людей и лиц, не занимающихся общеполезным трудом,
ити же, во всяком случае, — ограничить избирательные права
тиц этой категории, дав им только пассивное избирательное
право, т, е, право избирать, но не быть избранными, Я думаю,
Что эта поправка также должна быть отвергнута. Советская
власть лашила избирательных прав нетрудовые и эксплозтатор-
ские элементы не на веки вечные, а временно, ло известного
периода, Было время, когла эти элементы вели открытую войну
против народа и противодействовали советским законам. Совет-
ский закон о лишения ax избирательного права был ответом (9-
ветской власти на это противодействие. С тех пор прошло не-
мало времени. За истекший период мы добились того, что
	‚ эксплоататорские Классы уничтожены, & Советская власть пре»
	враталась в непобедимую силу. Не пришло ли время переемо-
треть этот закон? Я хумаю, что пришлю время. Говорят. что
	24-08, 25-0, 26-08, 27-0, 28-0 и 29-ой подробное пере“
чисдение административно-территориального деления союзных
республик на края и области, Я думаю, чте это предложение
также неприемлемо. В СССР имеются люди, которые готовы
© большой охотой и безустали перекраивать края a области,
внося этим путаницу и неуверенность в работе. Проект Кон-
ституции создает для этих людей узлу. И это очень хорошо, по-
Тому что здесь, как и во многом другом, требуется у нас атмюс-
Фера уверенности, требуется стабильность, ясность.

5) Пятая поправка кабается 33-ьей статьи. Считают не-
целесообразным создание двух палат и предлагают уничтожить
Совет Национальноетей. Я хумаю, что эта поправка также Hee
правильна. Огнопалатная система была бы лучше двухпалат-
ной, если бы СССР представлял елиное напиональное госудао-
ство. Но СССР ue есть елиное национальное государство. СССР
есть, как известно, многонациональное государство. У нас имеет-
ся верховный орган, ‘где представлены общие интересы всех
трулящахся СССР независимо от их национальности. Это —

Союза. Но у национальностей СОСР кроме общих инте-
ресов имеются еще свои особые, специфические интересы, свя-
занные с их национальными особенностями. Можно ли прене-
брегать этами специфическими интересами? Нет, нельзя. Нужев
ли специальный верховный орган, который бы отражал эти
именно специфические интересы? Безусловно нужен; Не может
быть сомнения, что без такого органа невозможно было бы
управлять таким многонапиональным государством. как COCP.
	Таким органом является вторая палата, Совет Национальностей
	(сылаются на парламентскую историю европейских и аме-
риканских государств, ссылаются на то, что двухпалатная си-
стема ‘в этих странах дала лишь минусы, что вторая палата вы-
рождается обычно в центр реакция и в тормоз против движения
вперех. Все это верно. Но это происхолат потому, что в этих
странах между палатами нет равенства. Ка известно, второй
палате дают нередко больше пров, чем первой, и затем, как
правило, вторая палата организуется нелемократическим путем,
нередко путем назначения ев членов сверху. Несомненно. что
	этих минусов не будет, есла провести равенство межлу палата“.
	ми и вторую палату организовать так же демократически, как
и первую.

6) Предлагают лалее лополнение к проекту Конституции,
требующее уравнения количества членов обоих палат. Я думаю,
Что это предложение можно было бы принять. Оно дает, по-
моему, явные политические плюсы, так как подчеркивает par
венство палат.

7) Дальше идет гополнение к проекту Конституции. в. силу
	которого предлагается выбирать лепутатов в Совет Националь-
	постей так же, каб и в Совет Союза, путем прямых выборов,
Я думаю, что, это предложение также можно было бы принять.
Правда, оно может создать некоторые технические  неухобства
	при выборах. Но зато оно даст большой политический Выигрыш»
	так как оно должно повысить. авторитет Совета Национально-
стей.

8)- Далее идет дополнение в статье 40-0; в силу которого
предлатается предоставить Президиуму Верховного Совета право
издавать временные законодательные акты. Я думаю, что 91
	дополнение неправильно и не должно быть принято С’ездом. _
	Нало, наконец, покончить с тем положением, когда. законола-
тельствует не один какой-нибуль орган, a целый рях органов.
Такое положение противоречит принципу стабильноста законов,
А стабильность законов нужна нам теперь больше, чем когда
бы то ви было, Законодательная власть в СССР должна ocy-
ществляться только одним органом, Верховным Советом СССР.
	9) Далее предлагают дополнение к 48-0й. статье проекта
	Конституции, в силу которого требуют, чтобы председатель
Презалиума Верховного Совета Союза ССР избирался не Вер-
ховным Советом СССР, & всем населением страны. Я думаю,

(окончание)
	ета быть, явным образом забегают вперед. Но при составле-
вии Конституции надо исходить не из будущего, з из настоя-
Щего, из того, что уже есть. Конституция це может и не дозж-
1 забегать виеред, г

2) Дальше ихет поправка к 17-08 crarse проекта Консти-
туции. Поправка состоит в том, что предлагают исключить вовсе
из проекта Конституции 17-ую статью, говорящую е сохране-
HHH 34 Союзными республиками права Свободного BHX01a ИЗ
СССР. Я думаю, что это предложение неправильно в потому
#6 дотлоно быть принято С’езлом. СОСР есть добровольный союз
равпопразных Союзных республик, Исключить из Конституции
статью о праве своболного выхола из СССР, — эначит нару-
пить добровольный характер этого сока. Можем ли мы пойти
11 этот шаг? Я думаю, что мы не можем и ве должны итти ва
этот шаг. Говорят, что в СОСР нет ни одной республики, которая
хотела бы выйти из состава СССР, что ввилу этого статья 17-ая
16 имеет практического значения. Что у нае нет ни олной pec-
публики, которая хотега бы выйти из состава СССР, это, ко-
ночно, верно. Но цз этого вовсе не елелует, что мы не должны
зафиксировать в Конституции празо Союэных республик на
свободный выход из СОСР. В СССР нет также такой Союзной
республики, которал хотела бы подавить другую Союзную рёе-
публику. Но из этого вовсе не следует, что из Конституции СССР
должна быть исключена статья, трактующая о равенстве прав
(оюэных республик.

3) Дашее имеется преллежение дополнить вторую главу про-
кть Конституции новой статьей, содержание которой сводится
в тому, ЧТО автономные советские социалистические республики
при достижении соответствующего уровня хозяйственного и
культурного развития, могут быть преобразованы в союзные со-
втовие социалистические республики. Можно ли принять это
предложение? Я думаю, что не следует его принимать. Оно не-
правильно не тольке со стороны его содержания, но и со ето-
роны его мотивов. Нельзя мотивировать перевод автономных ‘рес-
публик в разряд союзных рестублию хозяйственной и культуо-
кой их зрелостью, так же, как нельзя мотивировать оставление
toh mI иной республики в списке автономных республик ее
хозяйственной или культурной отсталостью. 9% был бы не
харксистокий, не ленинский подхот. Татарская Республика, на-
пример, остается автономной, а Казахская Республика стано-
зится союзной, но это еще не значит, что Казахская Республика
‹ точки зрения культурного и хозяйственного развития стоит
зыше, чем Татарская Республика. Дело обстоит так раз наобо-
рот, То же самое ‘надо сказать, капример, об Автономной Респуб-
лике Нохцев Поволжья и о Киргизской Союзной Республике, из
коих первая в культурвом и хозяйственном отношении стоит
BEM, YOM вторая, хотя и остается автономной республикой.

Ваковы те признаки, наличие которых дает основание для
перевода автономных республик в разрях союзных республик?

Их, этих признаков, — три.

Во-первых, необходимо, чтобы республика была окраинной,
18 окруженной со всех сторон территорией ОССР. Почему? По-
roxy что вели за Союзной республикой сохраняется право вы“
хода из Союза ССР, то необходимо, чтобы эта республика, стзэ-
шая Союзной, имела возможность логически и фактически постё“
ВИТЬ В01рос 06 ее выходе из ОООР. А такой вопрос может по-
ставить только такая республика, которая, скажем, граничит
6 каким-либо иностранным государством и, стало быть, не ок-
ужена со всех сторон территорией СССР, Конечно, у нас нет
	испублик. хоторые бы Фактически ставили в0прое ‘© выхоле’, зо
	СОСР. Но раз остается за Союзной республикой право выхода
из СССР, то налю обставить лело так, чтобы это право не пре-
вращалось в пустую и бессмысленную бумажку. Возьмем, на-
прамер, Башитрекую или Татарскую Республику. Допустим,
Что эти. автономные республики перевели в разряд союзных рес-
публик. Могди ли бы они поставить вопрос логически и факти-
чески о авоем выходе из CCOP? Нет, не могли бы. Почему? По-
TONY что они © всех стерон окружены советскими республи-
тии и областями и им, собственно говоря, некуда выходить
из состава СССР. (Общий смех, аплодисменты). Поэтому пере-
юх таких республик в разряд союзных республик был бы He-
правиле, .

Во-вторых, необходимо, чтобы национальность, давшая et
ветокой республике свое имя, представляла в республике более
ити менее компактное большинство. Взять, например, Крымскую
Автономную Республику. Она явдяется окрашнной республикой,
в крымские татары не имеют бельшинства в атой республике,
наоборот, — они представляют там меньшинство. Стало быть,
было бы неправильно и нелогично перевести Крымскую Рес-
публику в разрях союзных республик.

В-третьих, необходимо, чтобы республика была ве очень
халеныкой в смысле количества ее населения, чтобы она имела
населения, скажем, не меньше, & больше хотя бы миллиона.
Почеиу? Потому что было бы неправильно предположеть, что
наленькая советская республика, имеющая минимальное ко-
зичество населения и незначительную зомию, могла рассчиты-
зать на независимое государственное существование, Едва Im
№жно сомневаться, что империалистические хищника диво
прибрати бы её к рукам.

Я думаю, т без наличия этих трех об’евтивных признаков
бы бы неправильно в настоящий исторический момент ста-
BETS в00р0е 0 переводе той или иной автономной республики
в разрях союзных республик.

4) Далее предлагают вычеркнуть в статьях 22-й, 23-ьей,
	это опасно, так как могут пролезть в верховные органы страны
враждебные Советской власти элементы, кое-кто из бывших бе-
логварлейцев, кулаков, попов и т. д. Но чего тут собственно
бояться? Волков бояться, в лее ве хогить. (Веселое оживление
в зале, бурные эплодисменты). Во-первых, не все бывшие ку-
лаки, белогварлейцы или попы вражлебны Советской власти.
Во-вторых, есла народ кой-где и изберет враждебных людей, 20
это булет означать, что наша згатационная работа поставлена
йз рук вон плохо, и мы вполне заслужили такой позор, есаа
Же наша агитационная работа будет итта по-большевистски, то
народ не пропустит враждебных люлей в свои верховные орга
ны. Значит, нало работать, а не хныкать (бурные аплодисмен-
ты), нало работать, з не дожилаться того, что все будет предо-
ставлено в готовом. виде в порялке административных распорз=
жений, Jenna eme в 1919 году говорил, что нелалеко то в0е-
мя, когла Совелекая власть сочтет полезным ввести всеобщее
язбирательное право без всяких отраничений. Обратите внимз-
ние: без всяких ограничений, Это он говорил в то время, когда
оностранная военная интервенция ве была еще ликвилированз,
8 наша промышленность и сельское хозяйство находились в от
чаянном положения. С тех пор прошло уже 17 лет. Не пора ла,
товариши, выполнить указание Ленина? Я думаю, что пора.

Вот что говорил Ленин в 1919 голу в своем труде’ «Проект
программы РАП(б)». Разрешите’ зачитать: :

«Р.В.П. должна раз`ясвять трулянтимся массам, во избежа-
ние неправильного. обобщения преходящих исторических надоб-
ностей, что лишение избирательных прав части граждан отнюдь
не касается в Советской Республике, как это бывало в боль-
шинстве буржуазно-лемократических республик, определенного
	‚ разряла граждан. пожизненно 0б являемых бесправными, a OT
	носится только к экоплоататорам, только в тем, кто вопреки
основным законам социалистической советской республаки упор-
ствует в отсталвании своего эксплоататорского положення, в
сохранении капиталистических отношений. Следовательно, в С0-
ветской республике, с одной стороны, с каждым днем укрепле-
ния социалязма и сокрашения числа тех, кто имеет об’ективно
возможность оставаться эксплоататором или сохранять капитз
листические отношения, уменьшается само собою процент ли“
шаемых избирательного правз. Елва ли теперь в России этот
процент больше чем два, три процента. С другой стороны, в 64-
мом недалеком будущем прекращение внешнего нашествия и
довершение экспроприацяи  экспроприаторов может, при из-
вестных условиях. созлать положение, когла пролетарекая госу-
гарственная власть изберет лругие способы потавления с0про-
тивления эксплоататоров и введет всеобщее избирательное право
без всяких ограничений» (Ленин, т. ХХШУ, стр. 94. Издание
Партиздата. 1935 год).
Кажется ясно. я

‚  Тав обстоит дело с поправками и добавлениями в проекту
Конституции СССР.
	Значение новой Конституции СССР.
	ластического рабства, о фактах побелы в СССР развернутой, до
конца последовательной демократии.
	Это будет документ, свидетельствующий: о том, что то, 0 чем
мечтали и проголжают мечтать миллионы честных люлей в ка-
питалистических странах, — уже осуществлено в СССР. (Бур-
ные аплодисменты). т

Это будет документ, свидетельствующий о том, что то, что
осуществлено в СССР, вполне может быть осуществлено и 8
других странах, (Бурные аплодисменты).

Но из этого следует, что межлународное значение новой Вона
ституции COCP expa am может быть переоценено,
	Теперь, когда мутная волнз фашизма оплевывает социзли“
стическое движение рабочего класса и смешивает с трязью хе
мократические устремления лучшах людей цивилизованного ми»
ра, новая Конституция СССР будет обвинительным актом про-
THB фашизма, говорящим о том, что сопиализм и гемократая
непобедимы. (Аплодисменты). Новая Конституция COCP будет
моральной помощью и реальным полепорьем. для всех тех, кто
ведут ныне борьбу против фашистского варварства. (Бурные
аплодисменты).
	Еще большее значение имеет новая Конституция СОСР для
наролов ОССР. Если для наролов капиталистических стран Кон»
ституция СССР будет иметь значение программы действий, то
для наролов СССР она имеет значение итога их борьбы, итога
их побех на Фронте освобождения человечества. В результате
пройденного пути борьбы и лишений приятно и радостно иметь
свою Конституцию, трактующую о плолах наших побел. Прият-
HO B радостно знать. за что бились наши люди и как они доби-
лись всемирно-ясторической побелы. Приятно и радостно знать,
Чо кровь, обально пролитая нашими люльми, не прошла даром,
что она дала свои результаты. (Продолжительные аплодисменты).
ло вооружает духовно наш рабочий класс, назпе крестьянство,
нашу трудовую интеллигенцию. Это двагает вперед и полвимает
чувство законной гордости. Это укрепляет веру в свои силы и
мобилизует на новую борьбу для завоевания новых побед вом-
мунизма. (Бурная овация, весь зал встает, громовое «ура», сб-
щие возгласы: «Да зправствует товарищ Сталин!». С’езд, стоя,
поет «Интарнационал», После исполнения «Интернационала»
овация возобновляется. Крики «ура!». «Да здравствует наш
вождь. товарищ Сталин»).
	TaD o50D DOU
	от имени работников ‚украинского ис*
кусства. ь

Театры городские, тезтры колхоз
ные, театры больших я малых народ-
ностей! Театры по всей Украние! А ,
кто знает, что будет еще через не-
сколько лет.

Я предвижу, я уверена в еще более
ярком расцвете советской украинской
культуры в ближайшем будущем.

сторический С’езд бесспорно даст
толчок и в этом направлении. Огром-
ное плодотворное влияние С’езда чув-
ствовалось еще до его. открытия. Как
дружно, с Каким воодушевлением
шли у нас в Государственном укра-
WACKOM орденоносном театре оперы и
балет» репетиции оперы «Тихий
Дон», постановку которой театр по-
свящает Чрезвычайному С’езду.

Впереди у нас — большая работа.
До сих пор существовало лишь две

‘краинских оперы: «Запорожец з&

унаем» и «Наталка-Полтавка». Орде-
нонооный киевский театр стремится
дополнить этот список, Скоро киев-
ляне услышат переработанную ни пе-
реоркестрованную оперу Лысенко
«Тарас Бульба». Мне хочется испол»
нить в ней партию матери, хотя она
и не совсем близка мне по своему ха-
рактеру.

Мои мысли и чувства переполнены
сейчас впечатлениями от замечатель-
ной речи, отевуками с’ездовских за-
седаний. И в сердце моем навсегда
запечатлелся облик человека, гетиаль-
ного в своей простоте, облик творца
великой хартии социализма, облик
Сталина.

М. ЛИТВИНЕНКО-ВОЛЬГЕМУТ
делегат  Чрезвычайною VIII
Всесоюзном С’езда — Советов,
Народная аютистка Союза ССР.
	— OrenJonn
	Нынешний MA — замечательный
для всех граждан Советского союза.
Для меня же он останется памят-
ным на всю жизнь. Не так давно я
удостоилась высокого. звания Народ-
ной артистки Союза ССР, а ныне на
мою скромную долю выпала еще боль-
шая честь. Я избрана делегатом Чрез
вычайного Всесоюаного С’езда. .

25 ноября, за полтора часа до от-
крытия С’езда, я уже была в same
	Кремлевского дворца, стремясь этим
	как бы приблизить момент, когда на
трибуне я увижу замечательнейшего
человека нашей эпохи, любимого Ста-
лина, и услышу его слова.

Эти полтора часа показались мне
бесконечными, И вот, наконец, на
трибуне появилоя Сталин, окружен-
ный своими соратниками, Зал содрог-
нулся от рукоплесканий и приветот-
венных возгласов. С присущей ему
простотой Сталин здоровался с си-
дящими в зале, кивнул приветливо и
мне. Трудно передать, что я почувст-
вовала в тот момент. Сталин узнал
меня, хотя о тех пор, как я удостои-
лась рукопожатия вождя, прошло
уже много месяцев.

А сама речь! Отненными буквами
будет она записана в истории тру-
дящегося человечества.

Надо ли говорить, чт0 я, каки
вс6 друтие, встретила появление вож-
дя долгими аплодиоментами. Мне
хотелось выразить этим не только
свои личные чувства, свою личную
благодарность, но и чувства всех тех,
кто причастен к искусству, всех тех,
кто приобщился к нему благодаря
заботам лично товарища Сталина и
всей партии и правительства,

И особенно я хотела выразить свою
	бесконечную любовь и благодарность
	Судя по результатам всенародного обсуждения, ллившегося
почти 5 месяцев, можно предположить, что проект Конституция
будет одобрен настоящим С’езлом. (Бурные аплодисменты, пере-
ходящие в овацию. Зал встает).

Через несколько дней Советекий Союз’ будет иметь новую,
сопизлистическую Конституцию, построенную на началах раз-
вернутого сопиалистического демократизма.

Это будет исторический документ, трактующий просто и
сжато, почти в протокольном стиле, о фактах победы социализиз
в ОСФР, % фактах освобожденая трудящихся СОСР от капита-

Чрезвычайный УШ Всесоюзный С’езд Советов. Ча снимке: испанская делегация в зале заседания во время
		испопнения «Интернационала»
	ченные вихрем чувств и мыслей, вле-
- комые огромной сталинской силой, мы
вскакиваем с мест. В зале громовое
	«ур8», общий возглас: & здравст-
вуёт товарищ Сталин!» мы снова
стихийно зэпмезаем гимн, в котором
	сливаются все наши лучшие мысли
и чувства к народам мира и вождю
трудящетося человечества. И мы оно-
Ba приветствуем Сталина, возвестив-
шего о трибуны новую человеческую
эпоху.

А следующие дни стали великой
демонстрацией дружбы народов, пре-
данности делу социализма, родине,
великому Сталину, Говорят делегаты
со ‘всех концов СССР, товорят © по-
белах и задачах, говорят о разных
важных делах, но на едином, понят“
ном, сталинском языке социализма,

Вот на трибуне анао Петрович
Любченко: «Фапьистским затравилам
надо помнить, что, раадувая огонь
мировой войны, они рискуют первы-
ми сгореть в этом пожаре»,

Вот на трибуне казак И. Хрому-
шин: «По первому ‘зову товарища
Сталина, под командой первото мар-
шала Советского Союза тов. Вороши-
лова (аплодисменты) и донского ка-
зака - маршала тов. Буденного
(апподисменты) станичники в любой
час, все до одного выступат на за-
щиту своей родины, И мы будем
бить врага до конца на его земпе,
поможем своим заграничным брать-
ям — рабочим и крестьянам, доко-
наем нашего общего врага до конца!
р аплодисменты. Крики «ура»).

от к трибуне подходит делетация
московских рабочих и представитель
делегации тов. Н. Дедков товорит:
«Мы знаем, кому мы обязаны своей
счастливой жизнью. Великий Ленин
созлал я выковал стальную больше-

вистскую партию. Под руководотвом
Ленина и Craarnita мы свергли иго
	калритализма в октябре 1917 г. и 0т-
стояли кровью  завоеванную проле-
тарскую диктатуру. Великий Сталин,
продолжатель дела Ленина, привел
нашу страну к сверкающим верши-
нам социализма».

— Черные, желтые, красные, бе-
лые люди разных стран, народов и
рас, все сыны рабочего класса будут
вместе с нами залцищать великий Со-
ветский Союз. Это говорит тов. Ско-
роботатько, представитель рабочих
Ленинграда,

И все наши мысли о защите ро-
дины высказал представитель деле-
гации Красной армии АТ ap-
а. батареи тов. К. Каза-
ков. Горячю, с большевистской нена-
BUCTLIO, говорил он о жалких поту-
гах диверсантов, вредителей, гроцки-
стских бандитов — этих фашистских
цепных псов — нанести нам вред. -

— Юще теснее сплотимсея вокруг
нашей великой коммунистической
партии, вокруг нашего  ленинского

‚ вокруг любимого вождя всего
трудящегося человечества — тозари-
ща Сталина, И зал восторженно дри-
соединилея & словам представителя
Красной армии,
	Один за другим выходят на трибу-
ну делегаты широкой, необ’ятной ро-
	‚длины нашей. Лучшие сыновья и до-
	чери страны, лучшие предотавители
человечества. В их словах мудрость
я опыт и юность наролов,..
	Ночью уехали наши испанские го-
сти. Через несколько дней они пе-
редалут наш боевой привет своему
тероическому народу. А накануне
юная испанская работница, отваж-
ный боец народной милиции кинула
в большой зал Кремлевокого дворца
горячие прощальные слова:
		В Большом Кремлевском дворще
		% октября (7 ноября) 19 лет Hae
д в Омольном институте, в Питере,
бушевало человеческое море. Засада

езл Советов. В одной из много-
	‘’ Чинсленных комнат института заседал
	большевистский штаб: Ленин и OT4-
лин руководили восстанием рэбоче-
№ класса, ниитравляли рабочих, ©0л-
дат, красногвардейцев на штурм

его. На улицы вышла организо-
ванная большевизмом народная си“
18. Два величайших тения человече-
ва — Ленин, Сталин открыли но-
	  мы эру человечества: эру социализ>
	. На трибупу It с’езда вышел Ленин
: фаз’яснил, в YM BOOMWPHO-BCTOPA-
вский смысл установления советской
ВЛАГИ. 7
	НУ Ц,

25 ноября 1986 №, — Через 19 лет
— на трябуну Большого Кфемлевско-
№ дворца вышел чот, кто руководил
зооруженным восстанием питерских
рабочих, кто вместе © Лениным спла-
чизал и рел в бои за социализм мил-
оны людей, тот, кто после смерти
Ленина повел партию, страну’ ‘по те»
RURCKOMY пути победоносного строи»
льства социализма, тот, под чьим
бестрашным и мудрым руководст»
ву страза разгромила всех своих
врагов и чьей рукой начертала основ-
0 закон побелившето` социалисти»
ского общества.

На трибуну Чрезвычайно VIII
ного Cresta вышел Сталин.
бушующем человеческом море, В

приветствиях трех тысяч людей, в

ee
	’ риках побелы, в словах любви, К 30“
	HIN, B® лучистых, теплых И
Bony canranray СНОЛНЫХ _ ЧУВСТВА
	ных воллядах, ПОЮ о
анности, в радостных ульбках, в
тых кулаках шопанокой делегации
	Сталин товорит словами народа 0 Ce-
годняшних героических буднях, ©
беспределыьном движении в будущее,
0 бчастьв жить и бороться под зна-
менами социализма. Сталин — этот
творец земного  счаютья — бросает в
притихший зал слова, формулирую-
щие, об’ясняющие, в чем суть этого
завоеванного счастья, в чем смысл
нашей ‘социалистической жизни, 8
чем смысл нацгих побед. И всех на
пронизывают его мысли, всех нас з8-
полняет огромное чувство блатодарно-
сти к этому родному и риа че-
ловеку, стоящему на трибуне, он
тем временем подводит итог; «Это
значит, что экоплоатащия человека
человеком уничтожена, ликвидирова-
на, & социалистическая собственность
на орудия и средства производства
утверждена, как незыблемая основа
нашего советского общества». И три
тысячи людей, внизу в наверху —
одновременно — громом аплодисмен-
тов отвечают вождю.

«Приятно и радостно знать, что
кровь, обильно пролитая вашими
	людьми, не прошла даром, что она
дала свои результаты. (fTpohan it
тельные аплодисменты); о воору-
	жает духовно наш рабочий класс,
наше крестьянство, налту трудовую
ивтеллитенцию. Это ‘двигает вперед и
поднимает чувство законной гордости.
Это укрепляет веру в свои силы и
мобилизует на новую борьбу для за-
воевания новых побед коммунизма».

Сталин пронаносит эти последние
слова, подняв вверх сжатые в кулак
руки. И этот моручий призыв к 6у-
дущему, призыв не успокаиваться,
двигаться вперед’ и вперед, наэлек-
тризовывает всех слушателей. Охва-
	— во всем этом отразились мужес”-
во, отвага, тероизм, несокрушимая во-
пя советското народа, любовно выше-
стовалного Сталиным, Оталиным, сто-
ящим вот теперь перед нами на три?
буне.

И полились величественные и
стройные звуки «Интернационала»...
	Очарованные простымш, предельно
точными словами, мы слушаем, зата-
ив дыхание, Какие ясные олова! Ka-
кие лаконичные фразы! Но сколько
исторически важного, какое богатство
мысли, сколько человеческого тгероиз-
ма и усилий миллионов кроется в этих
фразах. Подводитея итот огромному
историческому пути, Теоретически —
на основе практических побед — фор-
мулируются основные законы социа-
листического государства. Характери-
зуется то, что является фактом, &
не обещанием, завоеванным на деле,
в не мечтой, формулируется то, что
стало для нас реальным, осущест»
вленным. То, что ‘несколько лет назад
было возможным, ныне превратилось
в реально существующее. То, что для
великих предшественников и ооново-
положников социзлизма было  пре-

a ee quan
	He ee ТУ

Aa ek re Пт” вы №

красной надеждой, стало о для 170

миллионов  воплощенной  фадостью

жизни. у
Стиль этой незабываемой речи 0
	Конституции социалиетическото обще-
ства — это стиль Сталина, Близкий,
родной, о мужественным лицом пол-
ководца, закаленного в боях, ©. че-
лом и глазами мудреца, В своей‘ про-
стой тужурке, стоит перед. народом
тот, кто воплотил тений народа, его
честь, совесть, Мудрость и отвалу.
Сталин = олицетворение народа,