Совещание деятелей искусств
	На расширенном заседании  теат-
ральных деятелей во Всесоюзном ко-
митете по делам искусств 23 ноября
продолжалось обсуждение вопросов,
связанных с постановлением Комите-
та о спектакле, «Богатыри» в Ка-
мерном театре.

— Я хочу наметить некоторые ито-
TH этого обсуждения и осветить неко-
торые другие вопросы, которые 06-
суждением не затрагивались, — ска-
зал в своем вступительном слове
т. Керженцев. — Проблема историчес-
кой пьесы, правильной трактовки ис-
тории искусства сейчас исключитель-
	но важна. В исторической теме обра-
	щаются многие театры. Это хорошо,
потому что на правильном использо-
вании материала исторического прош-
лото нап теперешний зритель полити-
чески воспитывается. В своем знаме-
нательном постановлении 1934 г. по
вопросу об учебниках истории ЦК, на-
шей партни и Совнарком указали, что
недопустимо подменять живое зани-
мательное изложение исторических со-
бытий и фактов в их хронологической
последовательности ¢ правдивой ха-
рактеристикой исторических деятелей
— абстрактными определениями об-
щественно-экономических формаций
HU  отвлеченными социологическими
схемами. Это постановление особенно
важно для искусства, которое как раз-
то’живыми образами и оперирует.
Спектакль «Богатыри» к сожале-
нию, не единственный случай иска-
жения нашего исторического прошло-
го; И многие другие наши театры из-
рядно грешили. в этой области. Так
называемый МХАТ ИП поставил пьесу
«Митькипо царство». Спектакль да-
вал пародию на ту эпоху. В «Бло-
хе» давалась под видом фарса лож-
ная, враждебная нам трактовка на-
щего прошлото. Так же исторически
ложна была трактовка истории в спек-
такле «Петр 15. Театр сатиры в «Кре-
щении Руси» допустил ту же из-
девательскую историческую трактовку
одного из важнейших этапов исто-
рии русского народа, которую впос-
ледствии Демъян Бедный в положил
в основу своих «Ботатырей»,

Тов. Керженцев прочел отрывки из
письма Ромэн Роллана к одному из
советских художников, просившему
У него совета, как иллюстрировать
«Девственницу» Вольтера. Ромэн Рол-
лан пишет, что то  карикатурное
изображение Жанны д’Арк, которое
допустил Вольтер, нас теперь шокиру-
ет. Во время’ Вольтера подлинная
история Жанны д’Арк не была изве-
стна, и великий французский писа-
тель избрал ее героиней своей сатири-
ческой поэмы единственно из-за е6
прозвища «девственница». Но в пер-
вую ‘половину ХГХ столетия были
опубликованы подлинные документы
процесса Жанны д’Арк,‘и она пред-
стала в образе подлинно героической

девушки, руководительницы `0боро-
ны страны против иноземного ‘нашесть
вия. «Поэтому, — пишет Роллан, —
вы можете в своих иллюстрациях
сколько утолно забавляться насчет
короля, принцев, приверженцев церк-
ви; святых, но относитесь с уваже-
нием к Иоанне». Эти слова Ромен
Роллана т. Керженцев приводит в
подтверждение того, как важно для
художника схедовать исторической
правде. з

Затем т. Керженцев перешел к кри-
тике ложных теорий о происхожде-
нии и характере русского былинного
эпоса, защищаемых некоторыми на-
прими литературоведами. Так, литера-
туровед Астахова в предисловии к
книге «Русский фольклор, эпическая
поэзия», как и некоторые другие, вы-
двитает тезис о возникновении рус-
ских былин в среде князей и их дру-
жинников. Эта теория имеет много
общего © «ретябндовской теорией»
английских шекопироведов, согласно
которой автором гениальных трагедий
и комедий является не актер Шек-
спир, а аристократ Ретленд.

— Если поверить упомянутым вы-
ше литературоведам, — заявляет т.
Керженцев, — получится, что народ,
который в первую очередь страдал от
нашествий половцев, печенегов, татар
H др. совершенно не был заинтере-
сован в том, чтобы могучие народные
богатыри защищали его от этой Sec-
конечной внешней опасности. А за-
интересованы в той борьбе против
интервентов были якобы  исключи-
тельно князья м их дружинники. Это
совершенно нелепый с точки зрения
истории вызод. В действительности в
былинах воспеваются подвиги, не знат-
ных князей, а богатырей, олицетво-
рявитих ‘подлинно героические черты
самого‘ народа.

Столь же ложен другой тезис этих
литературоведов, по которому наиг на-
POTN эпос сатиричен, и поэтому 60-
татыри в версии Демьяна Бедного да-
ют, правильное историческое изобра-
жение древней Руси. Это лживая ‘те-
ория. Элементы сатиры имеются в
былинах, например, в ряде мест бы-
лин об Алеше Поповиче и о Чуриле
Пленковиче. Но главнейшие богатыри
русских ‘былин —’Илья Муромец,
Святогор, Добрыня Никитич, Микула
Селянинович — образы ° тероиче-
ские.

— Я хочу обратить внимание еще
на одну задачу, вставшую перед на-
мн в связи с обсуждением «Богаты-
рей». Мы должны приобщиться не
только к русскому былинному эпосу,
но изучить также эпос друпих наро-
дов нашего Союза. Лучшие произве-
дения украинского, грузинского, тюрк-
ского, узбекского эпоса остаются до
сих пор неизвестными широчайшим
массам наших читателей,
  Тов. Керженцев переходит к кри-
тическому разбору творческого пути
Камерного театра за все время его
существования.

Оптибки и политические срывы име-
лись и у других театров. Так, многие
сцены нашей страны обошла пьеса
«Человек с портфелем», в которой
социальной группой ‚выигравшей в
результале победившей Октябрьской
революции, оказывались мелкие про-
ходимцы, стяжатели-спекулявты, оли-
цетворенные в образе Редуткина.
Но если у друтих советских те-
атров были единичные  политиче-
ские ошибки, то у Камерного. теат-
ра они превратились в систему замас-
кированных вылазок против нашей
партии, советского строя и Октябрь-
ской революции, Камерный театр со-
четал в своей практике дептевое, по-
pow циничное рекламирование своих
спектаклей с плохо замаскированны-
ми, политически враждебными нам
выступлениями. .

Так, рекламируя в прессе свою по-
становку «Федра», основной темой
которой, грубо зыражаясь, является
кровосмесительная любовь, т. Таиров
не постеснялся сослаться на одну из
	еи Таирова таким нанвным. И по»
этому мы не говорим о случайной
ошибке Камерного театра, & © системе.
сознательных выступлений  протав
нас, сознательного блока © теми, ко»
торые против нас боролись.

— Конечно, это ‘не снимает ответ
ственности и с коллектива Камерного
театра. Коллектив повинен в том, что
он молча потакал работе овоего ху-
дожественнбго руководителя. Само-
критика в коллективе Камерного те-
атра развилась только в последиие
дни, но я считаю, что в этом тезтре
есть живые силы, и развернувшаяся
среди его актеров за последние дни
дискуссия показала, что, хотя эти жи
вые силы и были задавлены, театр мо-
жет, вероятно, восстановиться и стать
настоящим советским творческим кол-
лективам. Но для этого нужно, что-
бы в нем была завершена большая
внутренняя работа, чтобы ох был очи-
щен от следов пикелевской работы, и
вообще от людей, которые работают
He для советского искусства, &а по
карьеристским соображениям, которые
Таирова всегда и во веем поддержи“
‚вают, считая его человеком, не подле-
жащим критике. Освежить, обновить
Камерный театр можно и нужно. Там
есть силы для этого, но для етого нам
нужно еще проделать большую ра-
боту.
	В оживленных и чрезвычайно ©*
держательных прениях, развернув“
шихся после доклада т. Керженцева,
выступили представители почти всех
московских театров. В основном вы-
(Фупавшие касались причин, прявед-
ших Камерный театр к нынешнему
его состоянию.

В своем заключительном COBO
т. Керженцев остановился на выступ-
лениях Таирова на обоих  совеща-
ниях в Комитете и на собрании в
Камерном театре.

— Эти выступления показывают,
что Танров то ли недодумал, то ли не-
дооценил“ того, ‘что происходит: сей=
чак. Эти выступления никак не мог
ли удовлетворить тех, кто хочет по-
мочь Камерному театру ето пере-
стройке. Котда Таиров заявляет, что
у нею слово расходится с делом или
что он задумал одно, а на деле полу»
чились спектакли  контрреволюцион-
ные, националистические, троцкист-
ские, то такого рода самооправдание
производит самое жалкое впечатление.
Таиров обнаружил поражающую по-
литическую беспомощность и, вме-
сто того чтобы четко определить свои
творческие и политические позиции,
он ‘начинает изображать из себя про-
стачка. Поведение Таирова можно
сопоставить е поведением Мейерхоль-
да. Мейерхольд на прошлом совеща-
нии тоже весьма бездарно срежисси“
ровал и еще бездарнее разыграл роль
такого же простачка, который будю
бы ye понимает, что происходит, ив
то же время обдуманно ведет ли-
нию против политики партии и пра»
вительства в перестройке искусства
на социалистической основе. Но на са-
мом деле все обстоит не так просто,
как это хочет изобразить Таиров, ут-
верждающий что никаких —вылазо®
нет и что все происходило по нантию
каких-то неведомых сил. Мы сомневач
емся в том, что эти силы были нове
домы т, Таирову.

— Камерный театр, — заканчивач
ет т. Керженцев, — слово опозорен-
ное. Коллектив ето имеет возможность
перестроиться, и мы постараемся ему
в этом помочь.

Если Камерный театр твердо пой“
дет по настоящей дороге самокрити“
ки, пересмотра своих позиций, най-
дет правильную политическую линкю,
если он будет по-настоящему бороться
за подлинно социалистический спек-
такль, я уверен, что театр сможет
найти себе дороту.

Неправильной является система,
при которой один человек является в
театре и художественным  руково-
	дителем, и директором, и поста
новщиком, и завлитом. Or э10й
системы, между прочим, страдает и
	театр Мейерхольда. Поэтому нам при-
дется прежде всего перестроить ру-
ководство театра. Мы не против том,
чтобы т. Таирова сохранить в театре
но. для этого нужно, чтобы перестро&
ка самого Таирова была в духе то
которую намечает сейчас коллектив
Камерного теьтра. Это вопрос очень
серьезный. Целый ряд работников
театра заявил нам, что Таиров сей-
час до такой степени себя скомпроме-
тировал, что; по их мнению, никакого
его руководства театром быть не мо-
жет. Мы вопрос тьк не ставим. Мы
тотовы епте раз сделать попытку 0ст8-
вить Таирова в этом театре, но это
будет возможно только при условти,
если он поймет серьезность того поло-
жения, в котором театр й он сам ока-
зались. Сейчаю этот вопрос остается
несколько. неясным: Поведение Тан“
рова и его выступление не дают уве
ренности, что Таиров понял положе-
ниб и делает из нето все необходимые
для себя выводы. Иначе говоря, Тач-
ров ставит себя в положение челове“
ка, который оторвался от собственно
то коллектива, Я все же считаю, что
театр будет расти, может расти, дол:
жен быть перестроен, и ему надо в
этой перестройке помочь.
	З декабря
в редакции газеты «Совет-
ское ФЧскусство» состоится
	читка и обсуждение пьесы
П. и Л. Тур и Л. Шейнина:
	«ОЧНАЯ СТАВКА».
	Ньесу читают авторы.
	= декабря
	редакция газеты «Советское
Искусство» и Изоуправление
Всесоюзного комитета по де-
лам искусств при CHK CCCP
созывают совешание на тему:
	«Задачи критики в обла-
сти изобразительного ис-
кусства».
	Пачало совещаний в 8 ча-
сов вечера,
	Вход по пригЛасительным
билетам
	Ответственный редактор
И. Л АЛЬТМАН,
	Издатель: Журнально-газетное 064

единение.

Адрес редакции: Москва, Страстной
бульвар, 11. Телефон 3-42-45.
	Выступление (ПП: М. Керженцева
	тратедий русского народа — голод в
Поволжье. В 1927 г. Таиров, прикры-
ваясь рекламной «декларацией» 0
«спектакле, посвященном 10-летию
Октября», ставит троцкистскую пьесу
«Затовор равных», в которой повто-
ряется троцкистская клевета о тер-
мидорианском перерождении нашей
партии. В 1928 г. Таиров сопровож-
дает постановку «Багрового острова»
напыщенаой декларацией о спектак-
Ле, «рисующем искажение форм и ме-
тодов культурной революции, сатиры
на людей, пытающихея при помощи
тотовых штампов обновить наш ре-
пертуар». Под личиной этой декла-
рацив был преподнесен спектакль
контрреволюционный,  представляв-
ший собой пасквиль на диктатуру
пролетариата. В 1929 г. Таиров опять
выступает с торжественным заявлени-
ем о том, что руководимый им театр
«подошел к спектаклю современному»,
пьесе, «тематически и идеологически
связанной с борьбой и строительством
нашей великой эпохи». В действи-
‘тельности это был спектакль «Наталья
Тарпова», в котором образ контррево-
люционера-вредителя окружен орео-
лом, (А партийные люди изображены
слабовольными, бездарными, тупыми.
Этим спектаклем Таиров откликнулся
на выступления вредителей гротив
нашей первой пятилетки.

В 1931 г. троцкисты, украинские
националисты усиливают при помо-
щи интервентов свою шиионскую ди-
версионную работу. В этот момент
Таиров ставит пьесу впоследствии ра-
зоблаченного украинекого контррево-
люционера Кулиша «Патетическая со-
ната». В этом ‘спектакле возвеличи-
вается и окружается героическим оре-
олом петлюровская контрреволюция
и совершенно искажается, роль ком-
мунистической партии в освободи-
телыном движении украинского наро-
да.

И, наконец, «Ботатыри». По уста-
вовившейся традиции Камерный театр
начинает обрабатывать общественное
мнение еще задолго до премьеры! Та:
‘иров пускается в. беззастенчивую рек-
ламу, заявляя, что «Богатыри» —
это «народная комическая опера, опи-
рающаяся. на народное творчество и
выесмеивающая лженародность в ис-
кусстве». Но под’ прикрытием этих
слов Таиров предподнес советскому
зрителю образец антиисторической,
враждебной нам трактовки прошлого
русского народа, образец лженародно-
сти в искусстве.

— Вее эти вылазки не случайны,
они. систематичны. Когда театр вы-
ступает против коммунистов, он заяв-
ляет, что собирается коммунистов во-
схвалять; когда он ставит антипар-
тийный спектакль, начинаются сло-
весные декларации 0 том, что «мы
партию высоко ценим»; клевета на
культурную революцию ‘маскируется
фразами о борьбе против опошлите-
лей культурной революции. Одновре-
менно руковолитель Камерного теат-
ра пытается, не отказываясь от основ-
вых ‘порочных положений” своего
«творческого метода»,  жонглировать
громкими фразами о различных ви-
дах реализма. По существу правы те
товарищи, которые утверждают, что
никакой `таирозокой системы не су-
ществует, потому что за все время ©у-
ществования Камернего театра Танров
не мог толком об’яснить, в Чем эта
система заключается.

— Я не думаю, что Таиров такой
наивный человек, что он не понимал
всето того, что делал, что он не’ раз-
бирался ни в троцкистеких установ-
ках, ни в подлинных намерениях вре-
дителей. На деле ето эстетические те-
ории прикрывали. гнилостный ‘поли-
тический смысл ряда его спектаклей,
отсутствие в них твердой идейной
установки и являлись перекличкой ©
	враждебными нам силами,
	Страна обсуждает доклад великого Сталина
	аптист
	Две речи
Г. И. Поллутин
	делегат Чрезвычайного УШ
Всесоюзного. С’езда Советов
	Я перешагнул уже за пятый деся-
ток. Много пришлось на веку пере-
жить, Но два ярчайших события жи-
вут и будут неизгладимо жить в па-
MATH.

Первый раз я был делегатом с’езда
советов в 1922 г. Памятна поездка ©
Кавказа в Москву. Всюду еще вид-
ны были следы гражданской войны.
	Со мвой ехали пожилые  станичники,
	Из разговоров с ними я понял, что
они настроены: еще недоверчиво к. е0-
ветокой влакти.

На с’езде выступал Владимир Иль-
wu. И такова была сила ето слов, что
	старые казаки словно стали иными.
	Когда Владимир Ильич беседовал ©
	этими казаками, как сейчас помню,
по их длинным бородам текли слезы.
	Владимир Ильич говорил тогда на
с’езде о необходимости введения новой
экономической политики для, построе-
ния в будущем социализма.

С тех пор прошло только 14 лет, а
социализм Уже построен в нашей
стране. 25 ноября я слышал замеча-
тельную речь великого кормчего наро-
дов товарища Сталина.

Ныне оба эти выступления, хотя

их отделяют годы, слились в моем ©0-
знании, как нечто нераздельное, це-
лов. Вместе с тысячами людей, при-
сутствующих на с’езде, я. был захва-
чен и поглощен этой речью.
_ «В 1917 г. народы СОСР свергли
буржуазию и установили диктатуру
пролетариата, установили <оветскую
власть. Это факт, а не обещание», —
сказал товарищ Сталин.
	Факт, олин из тысячи бесспорных
фактов, что станица «Советская» (Се-
зеро-Кавказското края) мало чем на»
поминает. «Государственную», как на-
зывалась она до революции. Слишком
долго рассказывать о всех происшед-
их в ней изменениях. Можно, ©д-
нако, напомнить о том, как скудно
прежде жили станичники, и  с006-
WHIb, YO в нынешнем году редкий
казах не имеет запасов хлеба чуть ли
не на 2—8 тода, Стащица имеет две
собственных электростанции, строит
гидростаннию. Культура и искусство
тлубоко т и широко входят в повсе-
дневную жизнь станицы.

Наша станица расположена в 200
километрах от краевого центра, — гор.
Орджоникидзе — изв 36 километрах
от железной дороги. Но даже в этой
глухой станице каждый вечер более
тысячи колхозников смотрят в своем
звуковом театре последние фильмы.
	Мне казалось, что, живя много лет
в станице и наблюдая все происшед-
пгие в ней за последние годы изме-
нения, я уже разучился удивляться.
И все же я диву дивился, слушая,
как на недавно происходившем у нас
кинофестивале пожилые колхозники
спорили с городскими лекторами о
достоинствах только что просмотрен-
вой картины. Горячо обсуждали они
и спектакли Геортиевского колхозно-
го теалра.

Развивается и самодеятельное ис-
кусство. У нас уже существует хор
из 130 человек под управлением. каза-
ка Крылова. Этот хор с неизменным
успехом выступает не только в ста-
нице, но и в окрестных колхозах,

‚ Замечательные песни поет хор! Лю-
бямая из них «Песня о Сталине».
Слова и музыка казака Исакова. Да,
имеются у нас и свои композиторы!

В счастливой, свободной’ станице
любят и песни и пляски. Пляшу-
щие группы вы сможете увидеть и в
нашем станичном парке, раскинув-
шемся на площади в 50 га, и в клубе.
Велико тяготение и к драматичеекому
искусству. Но пока что лишь станич-
ная школа-десятилетка имеет свой
драмкружок.

Я хочу подчеркнуть, как много
предстоит еще сделать нам в области
культуры и искусства, чтобы удовлет-
ворить ненасытное влечение наших
станичников к искусству. Обещаю, как
председатель районного исполкома,
что, Как только вернусь с великого
С’езда, сейчас же помогу создать
драматический самодеятельный  кол-
лектив. Средства отпущены. Поме-
щение будет неплохое. На том месте,
где некогда были замучены белотвар-
дейцами ‘славные станичные партиза-
чы, строится Дом культуры. Это будет
достойный памятник доблестным 6бор-
пам, отдавшим жизнь свою за соци-
ализм.
	В Азербайджане работает 16 госу-
дарственных театров, десятки кино-
театров, кинофабрика, консерватория.
Актеры, музыканты, драматурии, ре-
жиссеры, художники создают новое,
национальное по форме и социали-
стическое по содержанию искусство.

Только в одном Баку работает евы-
шо 10 государственных драматических
и оперных театров. Кроме того, име-
ются государственные драматические
театры в Степанокерте, автономной
республике Нагорного Карабаха, тюрк-
ский и армянский драматические те-
атры* в, Кировабаде, тюркские драма-
тические театры в Нахичевани и Лен-
корани.
	На тюркском языке идут «Отелло»
и «Макбет» Шекспира, «Борис Го-
дунов» Пушкина, оперы «Тихий Дон»
аи «Шах-Сенем» Глиэра.

з произведений наших азербайлжан-
ских авторов идут оперы «Шах Из-
маил», «Наргиа» композитора Матома-
ева, пьеса ‹Алмаст» Джафара Джа-
барлы в постановке государственного
тюркского драматического театра им.
 ‘Азизбекова. } ‘

В ближайшее время государствен-
ные театры Азербайджана покажут
«Ромео и Джульетту» Шекспира в нпо-
становке нар. арт. республики А. А.
Туганова, новую оперу «Кор-Оглы»
(Кор-Оглы — народный терой Кав-
каза, боровшийся против ханов и 6е-
ков в мрачную эпоху средневековья),
Отавит «Кор-Оглы» засл. арт. респуб-
лики Илаед-Залде.
	У нас есть такие мастера театра,
как народные артисты феспублики
0. А. Абасов, Мерзала Алиев, народ-
ная артистка республики Мерзия,
засл. арт. республики Сана-Ханум,
‘Азиза, Илдаед-Заде, Ульва, Седги.
	Б. А. Горин-Горяинов
	народный артист республики
	Семья народов
	Как было бы хорошо, если бы теле-
видение было у нас настолько рас-
пространено, что десятки миллионов
людей, слушавших вождя народа,
могли одновременно и видеть ето.
исторический день обсуждения про-
екта Конституции товарищ Сталин
налюмнил нам весь путь, пройденный
нащей родиной за 19 лет. нотествен-
ное чувство гордости охватило меня
при мысли о наших победах. Это чув-
‚ство соединилось с чувством благо-
дарности и любви к гениальному твор-
ry Конституции — Сталину. Теперь
еще более ответственным становится
труд каждого из нас, работников ис-
кусства. Мы обязаны дать советскому
зрителю высокохудожественные, вол-
нующие произведения, достойные Ста-
линской ‘эпохи.

Доклад товарища Сталина должен
теперь еще больше об’единить нас,
работников искусства, в одну, единой
целью воодушевленную семью. Мы
должны дружно бороться за радост-
ное искусство для счастливой стра-
ны. обладательницы великой сталин-
ской Конституции.
	С. В. Герасимов
	Историческая
речь
	Мы всей семьей сидели у радио-
приемника и слушали доклад това-
рища Сталина о проекте новой со-
ветской Конституции. Меня поразили
глубина и простота его речи. Пост-
роение ‘сталинской речи, ее логиче-
ская и образная композиция, ее мяг-
кий и сочный юмор — поразительны.
Внимание мое приковала также точ-
ность речи Сталина. В ней нет ни
одного лишнего слова.

Мне вопомнилось почетное звание,
которым товарищ Сталин наградил
советских писателей. Он их назвал
инженерами человеческих душ. Под-
линным инженером, ваятелем челове-
ческого сознания,  ‘Человеческих
чувств, человеческого духа является
сам Сталин, величайший из людей
современности,
	Б. А. Бабочкин
	народный артист республики
	Наше будущее-
коммунизм
	Мы можем быть опокойны за`буду-
щее нашей родины, за будущее на-
шего нарола. Оно так же бесспорно,
так же ясно, так же реально, как
все те успехи и победы рабочего клас-
са в СОСР, которые записаны в <та-
линокой Конституции — величайшем
документе нашей эпохи. Наше буду-
щее — коммунизм.
	Л. С. Вивьен
	засл. артист республики
	Радостно жить
	В течение пяти месяцев вся страна
обсуждала проект. новой Конститу-
ции, созданной по инициативе и при
непосредственном. участии великого
Сталина. 25 ноября вся страна с Be-
личайшим волнением слушала на
С’езде Советов доклад вождя. Он №-
ворил ю нашем замечательном ‹егод-
ня м о еще более прекрасном завтра.

Радостно жить, работать и творить
в ютране сталинской Конституции!
	Акад. Е. Е. Лансере
	Учитель
наролов
	Речь товарища Сталина поразила
меня своей величавой мудростью, про-
стотой и ясностью.

Эта речь показала с предельной убе-
дительностью TY высокую ступень
развития, которой достигла Wala ве-
ликая страна, Мы тордимся своей ро-
Диной и ее лучшим сыном — вождем
и учителем народов — товарищем
Сталиным.

_ Чрезвычайный УП! Всесоюзный ^ С’езд Советов. Народный
	‚ ‚ Союза ССР И. М. Москвин в зале заседания.
Фото Ф Кислова (<
	Е. П. Корчагина-Александровская
	народная артистка Союза ССР, делегат Чрезвычайного
МШ Всесоюзного С’езда Советов
	[PaAnLOeTb TIBODPWEeTIBA
	A. JI. Попов
	засл. деятель искусств
	В своем простом и ясном докладе
товарищ Сталин о исключительной
силой показал международное, ми-
ровое значение   Конституции, ее ан&-
чение. для наших народов и всего че-
ловечества. И вместе с тем я, как и
все сидящие в зале, почувствовала,
что Конституция — это и моя лич-
ная жизнь, моя биография, мое прош-
лое и настоящее, моя вера в буду-.
щее.

Когда в эти дни на трибуну с’езда
подымаются представители разных
национальностей, разных профессий,
не случайно получаетея, что речь о
Конституции, о победах нашей стра-
ны твено переплетается © личными
успехами и’ достижениями. выступа-
ющего. Эту общность судьбы и общ-
ность интересов товаритц Сталин ис-
ключительно ярко и полно выразил
в своем историческом докладе.

Интеллигенция и народ! Сколько
говорилось и ‘писалось на эту тему.
Какой это был «проклятый» вопрос.
А был он проклятым потому, что пре-
жде, как правило, слово «интелли-
тент» означало — оторванность от на-
рола, одиночество, индивидуализм.

Больше не существует этого «про-
клятого» вопроса!

Товарищ Сталин в немногих ску-
пых, но полных огромного внутрен-
него содержания словах, зафиксиро-
вал в чиоле прочих еще один реаль-
ный факт:

«Наша советская интеллигенция это
— совершенно новая интеллитенция,
связанная всеми корнями © рабочим
классом и крестьянством».

И еше:
	<..она является теперь равноправ-
ным членом советекого общества, где
она вместе о рабочими и крестьяна-
ми, в одной   упряжке с ними ведет
стройку нового, бесклассовото социа-
листического общества... Как. видите,
это совершенно новая трудовая ин-
теллитенция, подобной которой не
найдете‘ ни в одной стране земного
шара».

Накое счастье быть в рядах этой
новой интеллигенции! Чувоствовать
кровную близость с народом, чуветво-
вать ее реально, повседневно!

Я воспитана школой реалистиче-
ского театра. Его основа — жизнен-
	ная правда, шростота и искренность,
	Вто содержание — реальный мир,
живые люди, их конкретные дела.
Поэтому особенно сильное впечатление
		Сталина, Ето сила — в огромном чув-
стве реального, в большой жизнен-
ной правде, в исключительной яано-
сти и простоте формы.

Самое замечалельное в нашей жиз-
ни — это огромный творческий пол?-
ем трудящихся масс. Каждый граж-
данин хочет дать своей родине мак-
симум возможного. И если Конститу-
ция требует — «от каждого по его
опособностям», — то каждый стре-
мится проявить эти способности до
конца, до предела.

Тут 060б0е чувство, какого не мог-
ла знать старая интеллигенция. Я
сказала бы — социалистическое чув-
ство радости творчества. Оно прекрас-
но выражено в великой сталинской
Конституции, где закреплены великие
права и почетные обязанности граж-
дан социалистического государства.
	Затем т. Верженцев переходит к
характеристике дискуссии о постанов-
лении Номитета о «Ботатырях» в кол-
лективе Камерного театра.

На обсуждении в театре актеры
сравнительно мало касались полити-
ческого анализа: постановок своего те-
атра, и это — минус этих прений. Ho
плюс их в том, что ‘работники Камер-
ного театра впервые за все время
своей padoThH осмелились ‘сказать
в лицо своему художественному ру-
ководству всю правду. Очень печаль-
но, что до сих пор актерский коллек-
тив Камерного театра находилея 38
рабском подчинении у Таирова. Один
из старейших работников театра зая-
вил: «Мы не умеем говорить, мы ‘не
умеем мыслить, нас отучили ‘за эти
тоды говорить смело». Теория Танро-
ва’ в области работы с актером заклю-
чалась в том, что «валие дело, играть,
а мы за вас думаем».

— Таиров окружал себя в театре
льстецами, а ‘вне театра «дружествен-
ной критикой». Образцом последней
может служить книга Державина, вы-
шедшая к 20-летнему юбилею теат-
ра, в которой утверждается, что «ис-
тория Камерного театра представляет
собой замечательный пример величай-
шей творческой последовательности в
своем пути к основным проблемам со-
циалистическом искусства». В дейст-
вительности, как я это доказал, путь
Камерного театра это величайнтий
пример путаницы, непоследовательно-
сти и противоречий. Такая «друже-
ская критика» только путает и дезо-
риентирует читателей и работников
налиего искусства. Тов. Таиров слиш-
ком часто также подчеркивает пох-
вальные отзывы о ето спектаклях з8-
траничных буржуазных критиков. 2В
		мерный театр имел во время своих
тастрольных поездок у буржуазного
зрителя, заставляет нас задумывать-
ся, не хвалят ли Камерный театр
именно за то, что он слишком близок
буржуазному зрителю и слишком да-
лек от советского.

— Во время полемики, развернув-
шейся вокруг постановки «Ботаты-
рей» и постановления Комитета 06
этом спектакле, Таиров занял очень
странную позицию. В защиту «Бога-
тырей» он сказал, что это был фарс,
что словесному тексту он не прида-
вал значения. Но мы считаем, что ге-
роическое прошлое нашего народа не
есть об’ект для фарса. Не более убе-
дительны попытки Таирова  оправ-
даться в постановке ряда контррево-
люционных спектаклей. О троцкист-
ских нападках на партию — заявляет
Таиров, — он не знал, о национали-
стическом содержании «Патетической
сонаты» и вообще о национализме
на Украине он тоже ничего не знал,
Но если-т; Таиров ничего не знает,
если он политически безграмотный
человек, ‘то он не может претендо-
вать на роль руководителя театра, ко-
торый в нашей стране является поли-
тической. трибуной. Но мы не считая»
	Гордость гражданина
	Доклад товарища Сталина на 1рез-
вычайном УШ Всесоюзном С’езде Со-
ветов о проекте Конституции СССР
войдет в историю человечества, как
факт. величайшего значения. Народ,
имеющий сталинскую Конституцию,
будет победоносно воевать со всеми,
кто посягнёт на целость нашего Со-
ветскотго союза, на основы сталин-
ской Конституции.

Буржуазная критика проекта. Кон-
ституции получила в докладе т. Ста-
лина уничтожающую отповель. Мож-
		HO омело сказать, что над буржуаз-
ными горе-юритиками смеялся вместе
© делегатами (С’езда Советов весь
многомиллионный народ страны с0-
циализма.

Товарищ Сталин внимательно разо-
брал и проанализировал все поправ-
ки и дополнения к проекту Коноти-
туции. Ни одно деловое замечание не

ускользнулю от Иосифа Виссарионо-
вича, ни одна ценная мысль не была
забьегта»_
	Абас Мирза Шарифов
	делегат Чрезвычайного. УШ Всесоюзного С’езда Советов, народный артист республики
	Искусство Азербайджана
	Среди молодежи выдвигаются Алик-
беров, Афгамлы, Шарайлы, Bapat
и др. }

Нални тюркские театры держат тес-
ную связь с районами Ленинским и
Сталинским. показывая рабочим-неф-
тяникам свои лучшие постановки.

Растут новые кадры драматургов и
художников. Пьеса «Жаят», на кол-
хозную тёму молодого тюркского дра-
матурга Мирза Ибрагимова, получила
премию на республиканском конкур-
се и принята к постановке Государет-
венным ‘тюркским драмтеатром’ HM.
Азизбекова. Ставит ‘пьесу молодой
тюркский ‘режисеер Скендерли. Ba-
кинский техникум изобразительных
искусств, работающий под руковод-
ством народного художника Азим-За-
де, выпустил ряд талантливых моло-
AMX художников:  Мастафаева, Xa-
тулаева и др. Многие тюркские пиеа-
тели, поэты и драматурги, как, напри-
мер, поэт-орленоносец Самед Вургун,
поэты Сулейман Рустам, Мюшвик,
драматурги Назарли, Мирза’ Ибраги-
мов, широко известны в республике.

В Баку работает хореотрафический
техникум, который сейчас готовит
«Красный мак». Этот балет пойдет в
Государственном тюркском оперном
театре. Государственный театральный
техникум пол. руководством нар. арт.
Абасова ‘подготовил мното десятков
новых советских тюркских актеров и
актрис. Достаточно. сказать, что если
до революции в Азербайлжане не бы-
ло ни одной тюркской актрисы, то
сейчас у нас имеются 65 актрис тюр-
чанок.

Театры Азербайджана деятельно
готовятся к 100-летию со дня смер-
ти великого русском поэта Пушкина.
Создан юбилейный комитет, который
возтлавляет предоовнаркома Азербай-
	джанской COP тов. Рахманов. Теат-
ры покажут в пушкинские дни «Бо-
рика Годунова», «Дубровского». Поэт-
орденоносец Самед Вургун заканчи-
вает перевод на тюркский язык «Ев-
гения Онегина».

_К 20-летию Великой пролетарской
революции Государственный  тюрк-
ский драматический театр им. Азиз-
бекова готовит пьесу Горького «Егор
Булычев». Наша кивофабрика  ста-
вит фильм «Бакинцы» на тему о ре-
волюционном движении в Азербай-
дукане в 1905 г.

Рост искусства в нашей республике
обеспечивается исключительной забо-
той и вниманием партийных. и совет-
ских ортанизаций Азербайджана в
лице. секретаря ЦК КП(б) Азербай-
джана М. Багирова, предсовнафкома
Азербайджана Г. Рахманова и пред-
‘селателя азербайлжанекого ЦИК С.
Эфендиева,

Я на сцене около 30 лет. До рево-
люции мне приходилось скитаться из
торода в город и работать в тяжелых
материальных условиях. Царские са-
тралты, муссаватисты и дашнаки гна-
ли меня от ворот к воротам. У нас
He было своего тюркского театра, не
было свонх ‘режиссеров и актеров.

Сейчас я — народный артист со-
ветокого Азербайджана. Я с радостью
и большой гордостью ношу это высо-
кое звамие.

На чрезвычайном  <’езле советов
	Азербайджана меня избрали делега-
том. на Чрезвычайный VIII Beecoma-
ный С’езл Советов. Я бесконечно
	счастлив, что на мою долю выпала
огромная честь быть участником это-
то исторического с’езда. Мне удалось
услышать в Кремле на трибуне ве-
ликого Сталина, тениального творца
новой Конституции.

г
	Я› впервые видел и слышал това-
рища Сталина. Ожолько в нем вели-
кой мудрости и простоты! Все де-
легаты безда всех национальностей
СССР чувствовали в лице вождя CBO-
его учителя и отца. Мы как будто
сидели в одной дружной семье, —
так просто и хорошо нам было.
Вождь рассказал нам, как относится
к проекту Конституции иностранная
буржуазная печать.
	Товарищ. Сталин остроумно разоб-
лачил фашистских критиков, б6зус-
пешно пытающихся  облить грязью
клеветы великую Советскую страну.
Эти слова товарища Сталина все де-
легаты встретили продолжительными
аплодисментами и веселым  ©мехом,
Рядом со мной сидела тюрчанка, ра-
ботница-орденоноска Беста Багиро-
ва. Я видел, ° что она переполнена
тем же чувством, что и я; — чувством
безграничзой преданности к великому
вождю народов.

Замечательная речь товарища Ста-
muna на С’езде Советов взволновала
меня и как гражданина и как ху-
дожника. Я понял, что и наше искус-
ство должно быть таким же ясным,
отчетливым и простым, доступным
широким массам, как слова товарища
	‘Сталина. Я мечтаю сыграть на сце-
	не роль, в которои хочу правдиво пе-
редать образ тероя нашей современ-
ности. Я буду рисовать этот образ
сю Сталина.
	Перед работниками искусств всех
	жанров — артистами, режиссерами,
писателями, композиторами, художни:
ками — стоит величайшая задача:
	создать такие произведения, которые
были бы достойны нашей социали-
стической родины и ее великого вож-
дя товарища Сталина,
	Se А Teer I ET TE rE retype Pare
ПТапография газеты «За индустоиализапию» Москва Пветной бульват. 80.

Wanngorsrand Плзорныто ВЕ S414,