Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	ro

COB

all

me
		Четверг, 17 декабря 1936
	О концертном
сезоне
	‚ Открывшийся концертный сезон
будет для всех работников коицерт-
ных организаций и исполнителей
серьезнейшим испытанием и\ провер-
	кой их умения работать по-новому.
	Нынешний сезон должен пройти
под знаком подтотовки музыкальных
	организаций и всех творческих работ-
киков к двадцатилетию Великой про-
	тетарской революции.

Следовательно, ‘нынешний кон:
цертный сезон должен получить -ие-
бывало широкий размах, ‘должен
быть боевым и радостным по своему
содержанию.
	С исключительной силой нужно.
	Развернуть решительную борьбу ©
еще имеющими широкое распростра-
нение халтурными, пустыми, Gecco-
держательными концертами. Вопрос
борьбы с браком в этой области, o
самотеком в составлении программ и
подготовк репертуара сейчас яв-
ляется HanGonee актуальным,

Только московокая и ленинтрал-
ская филармонии дадут в этом тоду
около 10 тыс. концертов, т. е. большие,
чем в два раза в сравнении с прош-
лым годом,
	Б огом году московскому слушате-
	лю будут показаны все основные: про-
изведения Бетховена. Многие сочи-
нения будут даны по нескольку раз.
 Налример, девятая симфония будет
исполнена только на центральных
площадках Москвы около двадцати
раз. Из сочинений советоких компо-
зиторов намечены произведения Ге-
дике, Прокофьева, Глиэра, Мясков-
кого, Юдина, Ревуцкого, Кабалев-
ского, Коваля, Хачатурьяна, Василен+
хо и др.

Только в Москве больше ста кон-
цертов будет посвящено пушкинским
дням. Особое внимание будет уделе-
но оборонной тематике и нашей за-
мечательной героической Красной ар-
мии. ТА
Впервые так широко намечена про-
паганда народною — музыкального
творчества, и в первую очередь хо-
ровой песни. !
‚ В Москве и Ленинтрале будет ‘про-
зеден показ музыкальното народного
творчества Украины, Грузии, Арме-
вии, Поволжья и др, a?

В намеченной программе зваленое
место занимают народный эпос и со-
ветский фольклор — песни © Ленине
a Оталине, песни © революцион-
вой борьбе народов и ‘многогранной
советской радостной, зажиточной жи-
ани.

Особенно широко ‘в этом тоду бу:
дет развернута организация  попу-
ляйных концертов для малоподгото-
вленного слушателя и детей разных
возрастов. Мы должны добиться, что-
бы миллионы трулящихся социали-
стической страны не только раопева-
ли наши’ популярные песенки, но и
знали лучише произведения клаоби-
ческого музыкальното наследства и
советаких композиторов.

Всесоюзный комитет по делам’ ив-
кусств создал к началу сезона круп-
нейшие государственные  музыкаль-
ные коллективы: Государственный
симфонический оркестр в 130 чело-
век из лучших музыкальных специа-
листов Союза, Государственный хор
из 150 человек в Москве, расширил
состав Ленинградской калеллы до
130 человек, соэдан также Гоеудар-
отвенный оркестр народных ‹инотру-
ментов в 100 человек и намечена
организация государственного духо-
BOM оркестра, оркестра ‘тусляров и
специального высококвалифициро-
валного джаз-ансамбля. т №

По решению Всесоюзного комитета
по делам искусств в 1986—37 тг. во
всех областях, краях и республиках
булут  созданы хоровые профессио-
нальные коллективы по 80—50. чело-
век каждый, Будут организованы ор-
хестры народных инотрументов во
всех национальных ‘республиках и
10 новых симфонических оркестров в
Ташконте, Ашхабаде, ‘Кисловодске,
Алма-Ате; Казани, Горьком, Калини-
не, Днепропетровске, Симферополе. В
тородах, где нет постоянных ‘еимфо-
хических оркестров, но имеется до-
остаточное количество оркестрантов,
эанятых в театрах, кино, ралио и
т. п, местным управлениям искусств
необходимо будет их об’единить’ и
пернодически, раза 3—5 в месяц, си-
лами таких коллективов давать сим-
фонические концерты. ,

В 17 крупнейших городах оргали-
зуются камерные ансамбли (кварте-
ты, трио). Не менее 8—6 камерных
концертов обязаны ежемесячно да-
вать филармонии во всех областях,
зраевых и республиканских центрах.

В ближайшие дни будет созвано
специальное заседание для широкого
обсуждения плана Московской фи
лармонии на первый квартал 1937 Г.
Самое составление такого плана и
наличие его у Филармонии бесспор-
но послужит к упорядочению . кон
цертной работы Филармонии. Надо’
признать, что и Московская филармо-
вия и филармонии на местах работа»
ют пока еще оченв” плохо. Самотек
в составлении программ и репертуа-
ра, отсутствие настоящей системати“
ческой работы с исполиителями ‘И
слушателями, отсутствие ответствен-
зости работников за проводимые кон-
церты, бесконечные срывы, замены,
перетасовка программ и исполните“
пей — все это до-етх пор самым OT-
рицательным образом сказывается HA
работе Филармонии,

Пора разбить старую деляческую
вустарную традицию госестралы и
юфилармонии, В то ‘время как ра-
бота таких оргамизаций, как 18-
трольбюро, приобретает ныне тро-
Уадное значение (ибо ‘речь илет ©
музыкальном обслуживании перифе-
рии), — наша гаотрольная музыкаль-
изя работа, по существу, до сих пор
влет лишь по проторенным маршру
Там, которые по прошлому знают
админ аторы.

Bee amit oORerinatbte «тралиции»,
ми старые методы работы должны
быть решительно отброшены. Ouaap-
иония должна перестроить свою ра

Она должна стать Hon THAEE
творческой советокой музыкальной
организацией. Работники Филармо
Кии, как и все остальные р в
музыкального фропта, ни на минуту
18 дотилы забывать, что на них В03
&отоны сейчас огромной важности И
(Пачения задачи и ответотвенность 8 B

ле пропатанды музыкальното

a.
		Цена номера 290 коп.
	- № 58 (344)
		(С
	‚ ‘Год издания. седьмой
	В защиту
испанского
народа
	‚Деятели искусства многих стран
живо откликнулись на события В
Испании,

Так в США об’единение революци-
онного театра выпустило специаль-
ным изданием пьесу Рамона Сен-
дера «Тайна», рисующую жестокость
испанского фашизма.

Об единенный театральный клуб
Нью-Йорка организовал несколько
спектаклей, весь сбор с которых по-
пел в пользу революционной Испа-
нии,

В Чехословакии деятели искусства
дали утренник в пользу испанского
народа в одном из крупнейших теа-
тров. Праги. В утреннике приняли
участие лучшие актеры, певцы, му-
зыканты.

‚Театр был переполнен. Присут-
ствовавшему на спектакле новому
нопанскому послу в Чехословакии
Хименесу де; Азуа была устроена
бурная овация. Весь сбор ео спек»
такля ‘пошел в пользу Испании.

Парижский дом культуры (Ма1в0й
de la culture) провел ряд вечеров-
концертов солидарности с испанским
народом.

Специальный концерт в пользу ис-
панского народа был дан народным
хором Парижа. Исполнялись фран-
цузокие, советские и испанские пе-
сни. В концерте участвовали ката-
лонокий оркестр «Кобла де Барсело-
Ha», певцы парижской бы и па»
рижокий нафодлный хор. ь сбор
	‘с концерта пошел в пользу револю-
	ционной Испании.

Дом культуры преполнес в ноябре
союзу испанских писателей грузовик
с киноустановкой. и переносной типо-
трафией. Грузовик сопровождал 3
Мадрид писатель Луи Арагон.

Второй грузовик Дома культуры в
сопровождении писателя и драматурф-
та ра Вильдрака и других фран“
цузоких писателей был отправлен в
Барселону, третий культгрузовик —
в Валенсию.

Правительство народного фронта
ликвилировало в Испании все част-
ные театральные прелприятия. Все
театры принадлежат теперь государ
ству. Растет. количество театров. Так,
в Барселоне было. раньше всего. 4
театра, в настоящее время 11.

Заботу о развитии театра доказы-
вает обралцение главы каталонского
правительства Кампаниса к Эрвину
Пискалору, известному революцион-
ному немецкому режиссеру, изгнан-
ному из Германии. Кампанис от име»
ни каталонского нарола пригласил
Пискатора. приехать в Барселону
помочь воэрождению испанского теё»
тра. В настоящее время Эрвин Пис-
катор находится в Барселоне.
		Первый
конперт
	Программа первого концерта Дом®
художественной самодеятельности мо-
сковоких профсоюзов, состоявшегося
15 декабря, радует разнообразием но-
меров. Инструментально-музыкальное
искусство представлено большим сим-
фоническим оркестром, оркестром на-
родных инструментов, джаз-оркестром,
ансамблем рожечников. Вокальная му:
зыка показана хоровой капеллой, муж-
ским вокальным ансамблем,  боль-
шим количеством солистов и малых
алкамблей. Эстрадные выступления
были еще разнообразнее-—от коллек-
тива художественного свиста, щелка-
HBA, звукоподражания—до художест-
венного чтения, ритмико-эксцентриче-
ского танца. Показан чечеточный кол-
лектив, различные виды физкультур-
ной самодеятельности.

Большой симфонический оркестр
(руковолитель-—проф. Голованов, ди“
рижер-—Брагинский) — значительное
явление в нашей музыкальной жиз-
ни. В сопровождении хоровой капел-
лы (народные песни) и особенно в
исполнении музыкальной картины
Чайковского «Пляска скоморохов» это?
оркестр показал себя не только’ тех-
нически ввалифицированным, но и ©
музыкально-исполнительской  сторо-
ны выдающимся коллективом. Воль-
	шую техническую зрелость обнаружил
	оркестр. в исполнении финала 5-й
симфонии Бетховена. Олнако здесь, к
сожалению; оркестру нехватило той
	глубины мастерства, которая 06я38-
	тельна для испоснения этого произ“
ведения.

Очень удачен квартет рожечников
(руководитель Северский). Этот редко
показываемый на эстраде старинный
народный инструмент обладает силь-
ным звуком. выразительным, ©в0е0б-
		КО,
	аркоме Союза ССР
	Орган Всесо
	юзного комитета по делам искусств при Совн
	АОИ иснусств привотетвуют Сталиненую пометиттумино
	Растет советское
‚ украинское искусство
	г Сталинская Конституция — вели-
чайший ‘исторический документ, в
котором записаны огромные завоёва-
HHA победившего социализма в на-
шей стране. :

Для нак, работников искусств со-
	ее ге ORAS EUR YB С0-
ветокой социалистической Украины,
Конституция служит тем маяком. ко.
	TOPHA ярко освещает и указывает
нам путь к коммунизму. Украинское
советокое искусство блатодаря пра-
вильной лениноко-сталинской полити-
ке достигло необычайного расцвета,

Наролное искусство помогает нам
создавать большие полотна, отражаю-
щие тяжелое историческое прошлое
украинского народа и наше радост-
ное настоящее. На материале нафод-
HOTO творчества мы создали пьесу о
национальном украинском repos
Устине Кармелюже, Пьеса о Карме-
	вели-   люке отражает бор

BOY украйнокого
	народа с польскими и украинскими
помещиками, царскими сатралалеи и
всем крепостническим строем на Ук-
раине. Государственный киевский
театр им. Франка первым покажет
эту пьесу в постановке режиссера тов.
Кошевокого. Затем она пойдет и в
других украинских театрах,

Театр им. Франка в этом сезоне
показал классическую’ пьесу Шилле-

а «Дон Карлос» в моей постановке.

роме›того, ‘на сцене нашего театра
идет новая пьеса Микитенко «Дни
юности», рисующая советскую моло-
дежь,

Растет и нали украинский детский
театр им. Горьком. Благодаря вни-
манию и заботе партии и П. П. По-
стышева детекий театр выходит в
передовые ряды украинских театров.
	Плакат Изогиза работы художников Дени и Долгорукова: ‹Да здравствует стапинская Конституция!». Этот
	других
	плакат выпускается также на узбекско
М. И. Бабанова
	засл, артистка республики
Люди
сталинской
эпохи
	‚ В великие дни сталинской Консти-
туции люди самых разных профес-
	сий, разного культурного уровня, раз-
	ных национальностей испытывают
одинаковые мысли и чувства,
	Люди сталинской эпохи гордятся
тем, что они очевидцы событий “ми-
рового значения, участники создания
новото общества, новых законов, H0-
вой морали, нового искусства, гор-
дятся тем, ‘что они прокладывают
новые “пути человечеству. Не нере-
стаешь сравнивать и не устаешь ра-
доваться и поражаться переменам во
всех областях: жизни = от пере-
устройства старой дикой и темной
деревни до Янеуловимых перемен в
человеческом . сознании..
	Посещение сезда оставило у меня
неизгладимое впечатление, Это со-
бранние представителей многоликой,
многообразной, мнотонациональной
страны, об’единенных сознанием о6б-
щего Жчастья, общей радости и гор-
дости, не забудется всю жизнь:
			Мечта актера
	В какое великолепное время мы
живем! Какой у нас чуткий зритель!
Как возросла ответственность актера
за, свое творчество!
	За 34 года овоей сценической дея-
тельности я переиграл много десятков
ролей. Но «сейчас, как никогда, я
мечтаю создать на сцёне образ нозо-
го человека нашей великой родины,
которая получила сталинскую Консти-
туцию. Наши писатели должны с08-
дать пьесы -большото художественно-
го масштаба, пьесы, которые были бы
достойны . сталинской Эпохи,
	м, таджикском, казахском, якутском, кара-калпакском
			языках народов Союза
		В. Г. Муртазин
член Башкирского ЦИК, народный артист `Башкирской АССР
	Образы новых людей
		композитор
	час -—— народный артист республики,
член башкирского ЦИК и замести-
тель начальника Управления по де-
лам. искусств при Совнаркоме Баш-
кирии, Я итраю в. Государственном
башкирском театре. Недавно я ис-
	полнял главную роль Егора Булычева
	в замечательной пьесе А. М. Горько-
то, Юейчас я работаю над ролью Бо-
риса Годунова. Эту постановку мы
покажем в пушкинские дни. К пуш-
кинским дням откроется большая BH
ставка башкирских художников —
«Пушкин в Башкирии».

Все это стало возможным только
при советской власти, только в Ha-
	шей замечательной стране, получив-
	щей сталинскую Конституцию.

Mu, работники искусств Башки-
рии, со всеми трудлящимиея респуб-
пики. тотовимся к 20-летию Великой
пролетарской революции. Мы пока-
жем лве советских оперы, отражаю-
щие историю башкирокото народа и
современное Жолхозное строительство.

Залача всех работников искусств—
		ственные образы  тероев сталинской
эпохи.

варищи по профессии остро почув-
ствовали отставание нашего искус-
ства. Разве мы смогли бы, например,
	передать в звуках те. огромные чув-
	ства, которыми ила, дышала В дви
с’езда огромная аудитория Кремлев-
ского дворца. Любовь к фодине, к
гениальному вождю народов COCP
товарищу Сталину, радооть побед,
тордое сознание достоинетва и силы
— все это соединялось в великолеп-
ную симфонию.

Мы уходили молча, не в силах най-
ти необхолимые ‘слова, но © одной
	общей мыслью: советские композито-
фы должны создать произведения, до-
стойные великой эпохи. Труд, екром-
ность, горячее чувство, беззаветная
	ность, горячее  чувсГгво, обдвавстная
преланность родине — в этом жизнь
советского художника, залог его робта
вместе ©о всей страной.
	Василия Ивановича Чапаева), пред-
селатель завкома ГПЗ им. Л. Кэахгано-
	вича т. Лабанов, художник-орденоно-
сец `А. М. Герасимов и др. Участники
вечера триняли письмо-обращение к
товарищу Сталину,
	В радобтные дни, когда наша стра-
на получила ‘новую сталинскую Кон-
ституцию, я Чне могу не вспомнить о
тяжелом дореволюционном прошлом
башкирского народа, oO несчастной
доле башкирского актера;

80 лет’ работаю я на сцене. При
царском режиме эта-Фабота ‘протека-
ла в суровых условиях, ждый
праздничный ‘день мулла с трибуны
мечети проклинал башкир-актеров и
предавал их анафеме. Муллы нани-
мали мальчиков, которые Фабрасыва-
ли меня камнями.

Советская власть ‘сделала меня
полноправным гражданином социаля-
стической родины. Сталинская Кон-
ституция открыла ‘еще большие №03-
можности для расцвета, национально-
го искусства. При’ содействии партии
и правительства создан башкирский
академический театр, в котором на-
считываетоя 650 квалифицированных
актёров. Выдлвинулись мастера баш-
кирского советского искусства, 6 на-
родных и 7 заслуженных артистов
республики. В файонах Башкирии
работают колхозно-совхозные театры.

Я—в прошлом батрак, a сей-
	Мы еше
	Сталинская Конституция заставляет
нас, советских художников, по-новому
вдумалься и велушаться в окружаю-
щую нас жизнь, в образы людей, тво-
рящих ее.

Мы, современники великих собы-
тий и дел, не всегда умеем подмечать
самое главное, чем живут народные
массы, мы чересчур спокойно зача-
стую оцениваем произведения, где
выражено мелкое и несущественное,
обедняющее, искажающее нашу дей-
ствительность.

Советские композиторы создали
ряд хоропгих произведений. Но не
может быть места удовлетворенности.

На мою долю выпало счастье уча-
ствовать в делегации работников ис-
кусства, приветотвовавшей Чрез-
рычайный с’езл советов. Я и мои то-
	13 декабря в Клубе работников
искусств состоялся вечер художни-
ков-живописцев, посвященный празд-
новащию сталинской Конституции.
После доклада делегата Чрезвычай-
ного УШ с’езда т, Зелихова, с ре-
чами выступали летчик Чапаев (сын
	Статья Вл. Бонч-

Эруевича «Ценный ©
документ о Пуш-
кине» («Правда» :

№ 340) и доклад М, А. Цявловевого
в пушкинской комиссии Академии
наук СССР взволновали одинаково и
читателей и пушкинистов. Найден
дневник огромного значения, доку“
мент, устанавливающий совершенно
точно облик и поведение молодого
Пушкина в эпоху его первой южной
ссылки.

Обнаруженный дневник ки. И:
Долгорукова значительнее известного
дневника И. IL. Липранди, печатазв-
шегося в «Русском архиве», из кото-
ром многое, очевилно, пю цензурным
условиям вычеркиватось И 0бо мно-
том умалчизалось, Так, натример, в
последнее время М. А. Цявловскому
удалось найти в бумагах Бартенева
запись Липрамди о тосте Пушкина
«за 11-е марта» (день убийства Tlan-
ла первого). П. И. Долгоруков ни 0
чем ие умалчивает и ничего не свры-
вает, не предназначая  свои записи
для печати. В этом особая ценность
	ero дневника
	Волнующее событие
	Эмиль Кио
артист цирка
	Сталинская Конституция вошла
отромным волнующим событием в
нашу жизнь. Она подняла. нас, рас-
ширила горизонт, заставила И при-
стально всмотреться в окружающее и
в самих себя.
	Вакие чувства и мысли волновали
нас в ни принятия Конституции?
	Мы, работники театра, еще острее,
чем обычно, чувствуем, что мы тоже
хозяева страны. Каждым своим
спектаклем мы должны утверждать,
отстаивать, пропагандировать боль-
шие политические и культурные
принципы. Мы должны принять еще
более действенное участие в борьбе
за построение бесклассового  обще-
ства. Ни режиссер, ни актер, ни. му-
зыкант, Ни художник не мотут и не
смеют ссылаться на недостаточную
	свою политическую осведомленность,
рядиться в TOTY этакого «стоящего
над обыденностью» художника. Da-
мечательные события последнего го-
да, завершенното таким ярким собы-
тием, Жак принятие Конституции, 3a-
ставили многих представителей ху-
дожественной интеллитенции актив-
нее приобщиться в общественной
ЖИЗНИ.

Мужество, благородство, самоотвер-
женность, великодушие — вот “TO
хочется воплотить в сценических 06-
разах, котла читаешь текст Конети-
туции и думаепть о’ ней. Есть в ней
слова, которые “Mena лично больше
всего волнуют, наполняя торячей ра-
достью, Это слова, в которых тово-
рится о братском единении всех нз-
циональностей нашего великого ©0*
ветского государства. % °
	Право и обязанность
	В нашей Конституции статьи ©
праве а труд и праве на отдых
стоят рядом. О’праве на труд гласит
118-я, о празе на отдых 119-я статья.
	‘  Молодое поколение огромной армии
	искусств Советского союза плохо Cé-
бе Утредставляет, что. значит не иметь
праза на труд: Уже давно профессия
артиста в нашей стране — одна из
наиболее дефицитных профессий. Не
то в капиталистических странах. Я
работал за Хубежом, я видел положе-
	‘ние работника   искусств в Польше, в
	Германии, у артиста там нет никаких
прав. В любой момент хозяин может
выкинуть его из театра Мли цирка.
Он He может даже рассчитывать на
какое-либо пособие.

Положение артиста у нас и за Py-
бежом Итросто невозможно сравнивать.
Я видел в Варшаве, как на репети-
ции старик Чинизелли, в общем не
злой человек, равнодушно хлестал
бичем и по лошади и по аезднику.
Там это в порядке вещей. Если oa
	хворала лошадь, номер снимается,
если захворал наездник, он обязан
выступать.

Советскому артисту нечего думать
о безработице, Каждый тод в нашей
стране открываются новые театры,
цирки, дворцы культуры. Театр,
цирк, кино, концерты становятся для
трудящихся Янеобходимостью.

Работники искусств должны по-
нять, что статья 119-я не только да-
ет им самим право на отдых, но и
возлатает на них почетную М ответ-
ственную обязанность — дать труля-
щимся возможность культурно отдох-
нуть,

А для того мы, работники театра,
кино и цирка, должны работать как
можно лучше, поднять ©в0е мастер-
ство на самый высокий уровень. Са-
иому лучшему зрителю в мире Мы
должны дать. самые лучшие образцы
искусства.

Тбилиси
	‘тельные мысли» у
окружающих? Пи-
	сать же пьесы We
лько для чтения
		Комелия Пушкина об игроке
	—Ттак. начинается. этот план,  уме-
стившийся всего в 12 печатных. стро-
хах акалемического издания и все же
включивший даже упоминание 0
«свидании» с Рогнедой). Во всяком
	случае, в плане’ комедии об игроке
любовная интрига, даже если бы ona
	подразумевалаеь автором, HO зани-
мает видного места.
	В такой же стененй *мало занимая
	ла внимание Пушкине в ‘это время и
тема об исправлении игрока от его па-
тубвой страсти путем мнимого зало-
вора итроков. Рядом © «Вадимом» =
«острыми словами» (из письма к
Гнедичу) политических споров в. Ки-
шиневе и Каменке” это‘ было бы очень
	бесилея и выхолил из терпения. На-   демическом издании соч. Пушкина,
	в УП томе которото А. Л. Слоним-
ский утверждает: «Либеральный дух
пушкинского замысла” был = CHIbHO
преувеличен П. В. Анненковым, кото-
рый видел адесь протест против 6ез-
образия крепостничества...»
 She .

Комедия Пушкина 06 игроке в ©05-
нове ‘имеет следующий сюжет‘ Моло-
дой барич Соснишкий (фамилии пер-
сонажей взяты Пушкиным по буду-
	конец, полетели ругательства на все
сословия. Штатские чиновники —
подлецы и воры, тенералы — скоты
большею частию, один класс земле-
дельцев-—-почтенный. На дворян рус-
ских особенно нападал Пушкин. Их
надобно всех повесить, а есть ли б
это было, то он © удовольствием затя-
тивал бы петли».

Вот строки, которые никогда бы не
увидели света при царокой цензуре,
	всеми мерами искажавщей одинако-   тим исполнителям — этот прием сви-
	детельствует 06 его блестящем зна-
нии алеплуа каждого из актёров, 060-
значенного в его плане), булучи не-
исправимым ° игроком, проигрывает
почти все свое состояние и в отчая-
нии ставит на карту своего предан-
ного крепостного слугу Величкина,
которого и проигрывает. В конце вы-
яюняется, что это был затовор ето
друзей ‘и, особенно, Брянского, воз-
люблениого его сестры Вальберховой,
с целью этим уроком излечить его OT
страсти к карточной игре. Сцена от-
чаяния. слуги Величкина, для  Ко-
торого переход к ‘другому владельцу
был огромной’ трагедией, и самого
Соснипкого, которому потеря челове-
	ка его вырастившего и ему предан-
	ното, была очень тяжелой, и должна
была быть центральной в комедии
по замыслу Пушкина. . .
Любовной интрити в комедии нет,
и попытка А. Слонимекого в том же
комментарии увидеть ее во взаимоот-
ношениях Вальберховой и Брянского,
который, по его догадке, берется из-
лечить Сосницкого от ем страсти
только потому, что надеется этим зал
служить благосклонность и. призна-
тельность ето сестры, совершенно не
убедительна. Если бы Пупкин хотел
в комелию ввести любовные отноше-
ния вловы и Брянского, то он ©у-
мел бы хотя бы одним полусловом
обозначить это намерение в програм-
ме, подобно тому, как он это. сделал
з плате «Валима». («Вадим влюблен»
	во и стихи самого Пушкина, и вос-
поминания о нем его современников.

А

К интересующей нас теме кишенев-
ский дневник имеет непосредственное
отношение. Именно к киленевскому
периоду. жизни поэта относится ето
замыюел комедии’ об итроке, дати-
руемой июнем 1821 г., —тодом, пред-
шествовазшим залисям. Долгоруковз»
далируемым им самим 1822 г. От этой
комедии остался подробный план и
набросок в стихах первой сцены, на-
чинающейся так:
	«Скажи, какой судьбой друг другу
мы попались?

В одном углу чт
не видались».

po.
	Замысел этой комедии полностью
совпадает’ © записью Долгорукова 0
том, что Пушкин считал всякого вла-
дельца крепостными крестьянами
«бесчестным». Этот антикрепостниче-
ский план комедии был ясен уже пер-
вому биографу поэта — П. В. Аннен-
кову, писавшему: «Пушкин хотел
написать еще комедию или драму
потрясающего содержалия, которые
могли бы выставить в позорном све-
те безобразие крепостничества, & вме-
сте с тем показать и темные стороны
самого образованного общества на-
шего». ‘

К сожалению, этот совершенно от-
четливый план комедии об игроке в
самое последнее время оспаривает-
	уже тогда не входило в его намере-
ния. По этим. же причинам. была
брошена им в самом, начале тогда
же’ и трагедия «Вадим», в которой
александрийские стихи зкучали так:
«Вадим, надежда; есть; народ
____ нетерпеливый,
Старинной вольности питомец
торделивый,
‚ Досалуя, влачит “позорный ”©вой :
	Cnr ‘am 8
Как иноземный! тость, неведомый

никем,
_Являлся.я в. домах, на. стогнах
	Вражду & правительству я эрил
на Rammnon встрече».
Очень жаль, что М; А, Цявловекий
	Оркестр народных инструментов
хоропю исполнил «Волынку» Фоми-
на, показав неплохую технику, и
очень мягко; с подлинно хуложествен-
ной скромностью аккомпанировал во-
кальному ансамблю.

Из эстрадных коллективов прежле
всем хочется отметить превосходный
ансамбль художественного свиста (ру-
ководитель Б. Горолинский). Этот
ансамбль, не имеющий себе равного
в профеосиональном искусстве, обна-
ружил большую музыкальность, тон-
кую нюансировку и высокую техни-
Ку. Хороши и «солисты» этого свое
образного ансамбля: товарищ  Гри-
шаев и старый наш знакомец слесарь
Бугров.

Ритмико-лраматическая сценка
«Как создается сенсация», несмотря
на несколько искусственный сюжет,
была остроумно и темпераментно ис
	полнена ансамблем чечеточииков (ру*
	ководитель постановки тов. Цаплин).

Наконец, поистине превосхолна, физ-
культурная самодеятельность (особен:
но коллектив п/р Мартолина), по си-
ле и технике не уступающая луч-
шим профессионалам, а по свежести
исполнения превосходящая их,

Концерт показал, что Дому художе-
ственной самодеятельности удалось
вырастить ряд ценных коллежтивов
й исполнителей. Можно только ‘по-
жалеть, что в’ концерте совершенно
не была представлена русская пляб-
	ка. Это бесспорно большое упущение.
		шиневе и Каменкё это’ было бы очень  в овоем интересном докладе о лнев-
мелко и не характерно для тордали: HERS Долгорукова не сопоставил‘ 38-

TT. cee aman AA ЛА аа
	них настроений Пушкина. у

Теперь ‘когда мы ‘имеем’ запись
Долгорукова. об: отношении Пушкина
к дворянству, к помещикам! и: кре-
постникам, и особенно замечание. са-
	‘мого автора дневника: «Нушкин py-
	тает правительство, помещиков, › 19»
ворит остро, убедительно, а, за- сту-
льями слушают и внимают соблазни-
тельным мыслями суждениям», Де-
лается особенно ясным намерение и
план Пушкина. Кто «слушают и вни-
мают» «за стульями»? Разве не те
же Величкины, судьба которых за-
висит от того, куда ляжет карта —
налево или направо? Если только
разговоры мололото Пушкина вывва-
ли такое осуждение автора дневника,
относящегося к\нему в общем. добро-
желательно (с ним Пушкин послал
свое письмо к брату от 4 сентября
1822 г.), то что же можно было ждать
от зрителей дворянокого импералор-
ского театра, перед которыми разыт-
рывалась бы такая «комедия», в ко-
торй героем был бы без сомнения
крепостной Величкин, а не игрок С00-
ницкий? у
	И не потому ли Пушкин не довел
	эту комедию до конца, вопомнив 0
театральной цензуре и увидя, какое
отношение встречают. его «соблавни-
	его пребывания в Кишиневе. Что ка-
CACTCH незаконченных театральных
опытов Пушкина, то дневник Долго-
рукова обнаруживает их революцион-
ный и антикрепостнический план. 060=
бенно убелительно. Добавим” лишь,
что в русокой драматургии эпохи
Пушкина (и долг ‘после Hero). HFT
ни одной пьесы, ставящей крепост-
ото слугу в центре интриги.
Надо резко протестовать против
попыток некоторых пушкиниетов O¢-
лабить и затушевать подлинный 3а-
мысел комедии Пушкина об игроке.
Дневник Долгорукова — нахолка,
Он мог бы и не найтись. Но и без
него, как мы видели, очень легко
можно было разгадать подлинный
план Пушкина. Достаточно было
вопомнить хотя бы огненные стро:
ки, написанные им до приезла в Ки-
шинев: я
«Злесь девы юные цветут
Для прихоти развратного этодея;
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарилци OB,
Из хижины родной идут ю
WHORUTB
	Перед нами встает во весь рост
пленительный ‘образ  негодуютщето
Пушкина, полного презрения и чена-
висти к правящим страной сатралам,
негдяям и дуракам. «Пушкин, —
записывает автор дневника, — TOTOB
у наместника, на улице, на площа-
‘ди, всякому на свете доказывать, что
тот подлец, кто не желает перемены
правительства в России. Любимый
разговор его основан на рутательствах
и насмешках, и самая даже любез-
ность  стягивается В ироническую
	улыбку?.

Особенно замечательна  залтись 06
отношении Пушкина в крепостному
праву. Пушкин и артиллерийский
полковник Эйсмонт, обедая У Инзова,
«спорили за столом насчет рабств
наитих крестьян. Первый утверждал
с Торязностью, что он.никогда кре-
постных ва собой людей иметь He
будет, потому что не ручается соста-

блахополучие, м всякого влал

вить их
деющего крестьянами почитает бес»
честным». Другая запись не менее

в а: «Пушкин уазторался,
	ся... щ где?.. в новом советском ака- в племе «Вадима».