о Нум
	IL Союза работников искусств
		„тб большим удовлетворением cosas
шание встретило указание тов, Кер-
женцева на необходимость стабили-
зирозать и упорядочить театральные
хозяйства и покончить с перемани-
ваниями артистов. $)

— Вина. Комитета в том, — сказал
тов. Пашковский, — что он еще не
приступил. к наведению этого твер-
дого порядка раньше, не отдал под
суд ни одного ‘директора, не устроил
‚ни одного показательного‘ процесса,

На пленуме выступили и
тт. Дроздов (Ленинграл), О ине
мов: и Вольтер (Москва).

-  Отранное впечатление (произвело
Е тов, Вольтера.

Он жаловалоя, что «московский

творческий. союз’ оказывает. очень ма -
ло помощи молодым художникам в
‚смыюле обогащения их таланта и не
‘создал, ‘такой атмосферы, в. которой
бы вырастали новые таланты».
1 —Й если сейчас, — не то сигив»
лизировал, не  то угрожал тов, Воль-
тер, — творческим союзом не будут
приняты решительные меры, есть
большая опасность, что к юбилейной
дате союз художников придет непод-
тотовленным.

Тов, Вольтер в своем выступления
не обмолвилея ни словом, что пред-
седалтелем этого бездействующег 80°
юза, не занимающегося молодыми ка»
ядрами, и не умеющего создать твор.
ческую, обстановку для художников,
является не кто иной; как... тов,
Вольтер,
		М. Керженцева.
	Фото С. ПТинтарева.
	Дневник пленума.
	В прениях по доклалу. тов, Нержен».
HERA, продолжавшихся в течение
двух дней, выоказалось 30 ораторов.

Делегаты пленума целиком» ирцеое-
динились к тем принципиальных, по-
пожениням, какие ‘были * выдвинуты
докладчиком, и дополнили его новы»
ми данными о гигантоком росте ис-
кусства в отдельных республиках,
краях и областях, об отромном вни-
мании партийных организаций к ра-
ботникам искусства. Об этом говори-
ли народный артист УССР т. Гнат.
Юра, народный’ артист Башкирии.
т. Муртазин, засл. деатель, искусств
т. А.1А. Брянцев, начальник Москов-
ского областного управления по де-
лам искусств т. Белиловский и др.

К сожалению надо сказать, что В
выступлениях делегатов пленума бы-
ло слишком мало критики; особенно
важной потому, что Всесоюзный ко-
митет по делам. искусств’ существует
всего только 10 месяцев и далеко не
успел упорядочить огромное хозяй-
ство, каким’ он руководит, Этот ие-
достаток критики и самокритики
явился опрелеленным минусом в ра-
боте пленума.

Призыв тов. Керженцева к местным

повыюить бдительность
нашел себе иллюстративное подтвер-
жление в тех примерах из местной
практики, какие привели участники
пленума тт. Костин (Саратов), Мур:
тазин (Башкирия), Давыдов (Ивано+
во) и др.

— Что же, — спрашивает в своей
‚яркой речи А. Д. Попов, — мешает
‚нам подняться до тех высоких трё-
 бований, какие’ пред’авляются сейча
искусству? Прежде всего, неуваже-
‚ние к нашему зрителю, его растущей.
культуре, его’ тлубокому пониманию
истинного в искусстве. А это, в свою

очередь, является следствием нашей
самонадеянности, бестринципности,

болезненного самолюбия и т. д. .

Засл. деятель искусств Н. В. Пет-
‘ров (Ленинтрад) говорит о неизжи-
‘тых еще в советском театре навыках
дореволюционной сцены,

~~ Kak ao Gu странно, система ре-
зэнюсерского деспотизма (именно дес-
потизма, & He диктатуры), имевшая
место в дореволюционном русском
театре, как одна из систем организа
ции театрального хозяйства, удержа-
лась до сих пор и дала особенно
THIEN pacer, /

характеристики устремлений

этих театральных «феодалов» т. Нет-
‚ров приводит четверостишие, которое
ходило несколько лет назад по Ле-
нинграду: ,

Одну храню мечту,

Как корова молоко в вымени:

Одного страшно хочу —

Создать театр мово. имени,

— Мы не нашли еще, — товорит
т. Петров, — форм социалистического
труда в театре. Работая, например,
над ролью, актер не умеет подняться
до интересов спектакля в целом, до
интересов всего социалистического
искусства.

Почти каждый из ораторов, вы-
этупавших на пленуме, говорил ©
кадрах, ровен о

— ‚ столица’ Украинюкой рес-
публики, имеет ‘много культурных
сил, — говорит т. Юрский; — и вее-
	таки даже здесь дело с полтотовкой
	кадров далеко неблахлополучно,
	Тов. Нечай (Ленинград) указывает
	на недостаточное внимание Комитета
к реорганизации Академии‘ искус-
	ствознания и Хореографического ин-
	ститута. Начатая Комитетом феорта-
низация этих учреждений брошена на
половине, и од можно считать поте-
рянным. > И,
Тов. Могилевский (ЦК`Рабис) ука-
зывает на неблатополучное положе-
ние с эстралой, которой Всесоюзный
комитет не занимался совсем.
Выступление тов. Соколова (Мос-
эстрада), лишенное элементов само-
критики, не’ удовлетворило ‘пленум;
Тов. Нерженцев подал ‘реплику, что
на эстраде новые кадры не  выдви-
таются еще и потому, что им платят
троши, & десяток «королей» эстрады
получают столько, что не внают, куда
девать деньги. ‘ 1
`® В прениях указывалось на недо-
сталок внимания Всесоюзного коми-
тета к вопросам организации драма-
тургического и оперном   репертуара
и на отсутствие в докладе тов. Кер-
женцева каких-либо указаний НА
колхозно-совхозные театры.
Делегалы отмечали, что местные
организации Комитета часто ‘не ape
торитетны (указание засл. артистки
тов, Зорич).
- Делегаты пленума упрекали Коми-
тет в том, что он до сих пор He раз
решил ряд ‘организационных вопро-
‚сов, в частности, вопрос о взаммо-
отношениях местных органов реперт-
кома с управленилми по. делам ие-
КУ
	Tor. Barman (HE Рабно) г считает,
что в докладе Комитета по делам
искусств был маю  самокрити+
ки св › области? ( организационно- хр
зяйственной о стороны художествен<
ной луизни. Положение здесь крайне
неудовлетворительное.

Тов. Пашковский дополняет высту-,
пление тов. Вакмана указанием на
отсутствие в. предприятиях искус-
ства, подведомственных Комитету,
бюджетной дисцилитаны, в частности,
`на Ноуплату “им ваНосов в. соцстрах.
Здесь задолженность одних, только
театральных предприятий дошла до
8. млн, рублей, и союзу. пришлось—
с разрешения ВЦСПС — наложить
арест на.. третью часть’ всех пред-
приятий. и

Тов. Имас (Всесоюзный комитет по
делем искусств) в своем. высотупле-
нии отметил, что организационное
руководство местных ‘управлений. по
делам носкусств до сих пор Н8 свя-
зано с большими и серьезными зала-
чами, стоящими перед. искусством, и
не направлено по руслу воздействия
на художественную’ сторону’ работы
предприятий. До сих пор управления
не вмешивались в художественную
работу предприятий, а только фикси-
ровали ‘убытки. С таким положением
сегодня мириться’ нельзя. Управле»
ния по делам искусств должны по-
мнить, что качество их работы нз-
меряется качеством художественной

ты подведомственных предприя:
	THe,
	«Доклад тов.
	18 декабря в помещении филиала
	Художественного теалрз, им. Горького
	открылся IV пленум Центрального
	комитета CONGR работников искусств.
Открывающий. заселание тов. А. И.
	Пашковский в краткой речи указы-
вает, что пленум ЦК Рабис должен
	обсудить вопросы искусетва в свете
тех решений, какие ‘принял Чрезвы-
чайный УШ Всесоюзный ©’езд сове-
тов. Все мысли, все чувства, вся 1№0-
рячая любовь работников искусств в
‘эти минуты направлены & тому, кто
является творцом елинственной в. ми-
ре конституции социализма.
Зал встает и устраивает бурную
вацию в честь товарища Оталина,
инотласно принимается предложе-
ние засл.  дёятеля’ искусств А. Д.
Попова нослаль приветствие вожлю
народов тов, Сталину. `
тиено также послать приветствие
тт. Молотову, Ворошилову и Xpy-

щеву.

Утвердив повестку дня, пленум пе-
реходит к заслушанию доклада пред-
седалеля Всесоюзного комитета по
делам искусств т. П. М. Керженце-
ва—0 состоянии ‘и перспективах раз-
вития советскою искусства.

Тов. Керженцев отмечают исключи-
тельно благоприятную обстановку, В
хакой развертывается у нас работа в
области искусства.

Политическая обстановка, закреп-
ленная сталинской Конституцией,
бурный хозяйственный рост страны,
з частности, рост материального бла-
госостояния трудящихся, & отсюда

их культурных . потребностей,
повседневное руководство партии в
области искусства, — все это создает
такие условия для развертывания
искусства, каких не знала и не знает
ни олна страна.

Во время последнего с’езда советов
выступило 68 ораторов и из них
21, т. е. почти половина, в той или
иной форме касались вопросов ис-
кусства, хотя вопросы искусства В
повестке лня ©’езда непосредствечно
не стояли. Это свидетельствует о ве-
личайшем интересе и об исключи-
тельной тяге трудящихся нашей отра-
ны к искусству и в то же время в03>
лагает на работников искусств 060-
бую ответственность. Сейчао нужно
особенно строго проверять то’идей-
ное содержание, какое имеет наше
искусство.

За этот год был проведен, ряд дис-
куссий ‘и обсуждений, было несколь-
ко решений правительства и Коми-
тета по лелам искусств, которые в той
или иной мере касались этого основ’
ного для искусства вопроса; Надо,
однако, сказать, что хотя статьи
«Правды» о формализме и воколых-
нули работников покусств, все же они
не всеми и не до конца усвоены. Ме-
жду тем, указания «Правлы» пролол-
жалот, иметь значение и до сеголвятт-
зем дня, и их сейчас невредно вопом+
Бить, ибо рециливы формализма про-
должаются: ^целый ‘ряд’ работников
искусств, которые ‘и в то время з3-
нимали недостаточно четкую пози-
цию, ‘всякими способами о пытаются
укрепиться на этих своих позициях,
противоречалцих линии партии и пра-
вительства,

Некоторые наши крупные режис-
серы прололжают, делать формалиети-
ческие ошибки. По пути `формализма
пошел, например, режиссер А. Дикий
В своей постановке «Смерть Тарелки-
На», и эту пьесу пришлось из репер-
туара Малого театра исключить. Ко-
митет по делам искусств постарается
помочь т, Дикому, но надо, чтобы и
OH сам по-настоящему, а не формаль-
но подошел к вопросу об исаравле-
и своих формалистических оши-

ук.
	То же самое надо сказать и о тов.
Мейерхольде. Во время весенней дис-
куссии он: никакого четкого анализа
своих формалистических оппибок не
сделал и вообще о своих ошибках ни-
чего не говорил, считая, что та «мей-

хольловщина», © которой писала
«Правда», находится не в ето театре,
& у его подражателей и плохих уче-
ников. Мейерхольд всякими словес-
ными фигурами пыталея затушевать
существо дела. Очевидно, нашей кри-
тике придется более точно и по;
но разобрать творческий путь т. Мей-
ерхольда, чтобы раз’яснить ему, по-
окольку он еще не понял, в чем
отибки мейерхольдовского тевтра, в
чем eN положительные стороны и
что мы называем «мейерхольдовщи-
ной» (в дурном смысле этого’ слова),
от которой и театру Мейерхольда и
другим театрам  нало отказаться. Это
нало оделаль тем более, что. мейер-
хольдовский театр попал сейчас в
тупик, показательным свидетельством
чего является полнейший провал 110-
становки Мейерхольда «Горе уму» на
		-О
	Выступление П, М. Керженцева‘ на 1У пленуме ЦИ союза. Рабис.
	веками связано с историей‘ народа
(песни или танцы) жли, если это ис-
кусство новое, оню так сроднилось с
	  массами, что стало частью народной
	культуры (наролными сегодня стали
«Песня о родине» Дунаевското,  «Пар-
тизанская», «Каховка» и целый pat
других массовых песен). .

Тов. Керженцев приводит цифры,
свидетельствующие 0 бурном росте
самодеятельного искусства в наптей
стране, Только на селе имеется свы»
ше 100 тысяч кружков всякого. рота.
Число участников ° драматических,
музыкальных и других кружков в
городах доходит сейчас до 4—5 ми5-
лионов. :

Основной недостаток самодеятель-
ного искусства — отсутствие необхо-
димых калров руководителей. Поэто-
му, общее развертывание Комитетом
работы по подготовке кадров будет
означаль укрепление и рост кадров,
руководящих самодеятельНым искус-
ством. Недосталки ‘самодеятельного
искусства чаще всего являются ре-
зультатом влияния дурных об OB

ального искусства. Поэто-
му осоновная и действительная T0-
мощь ‹ самодеятельному искусству
должна состоять в том, чтобы под-
нять на максимальную высоту пр
фесоиональное искусство. ;

Тов. Керженцев указывает, что
одной из важнейших политических
задач Комитет считал ортанизащию
обмена искусством между народами
СССР. Эту политику он будет про-
волить и дальше, считая, что этим
путем целый ряд произведений co-
ветакого искусства делается извест-
ным широчайшим слоям населения.

Звачительную часть своего доклада
тов. Керженцев. посвящает работе
Комитета по перестройке ведущих
художественных  ортанизмов страны
и созланию ряда новых.

В Москве созданы три музыкаль-
ных коллектива — Госу. HE Brit
симфонический оркестр, Государет-
венный хор и Государетвенный ор-
кестр народных инструментов. Эти
три коллектива должны определять
собой нашу музыкальную политику
и своим примером содействовать 06-
разованию аналогичных коллективов
в республиках, краях и областях.
Создание Государственного симфони-
‚Ческото оркестра аначило, что Коми-
тет считает симфоническую музыку
наряду с оперой вершиной музы-
кального творчества и будет эту му-
зыку, в лучших ее образцах, уси-
ленно пропагандировать. Создание
Государственного хора означало, что
Комитет придает исключительное зна-
чение хоровой культуре, в частности,
народной песне. Создание Государ-
ственного оркестра народных. инютру-
ментов означало, что народный ин-
струмент должен являться  обяза-
тельным инотрументом нашей музы-
кальной культуры — даже для на-
родов в высокой музыкальной куль
турой,
	Hacascs последней дискуссии mo  :
	вопросам музыки, тов. держенцев,
указывает, 910, выступая в этой дис-
куссии, ему пришлось не. столько. пи-
сать программную статью, сколько в
известной мере фиксировать то, что
уже оделано и что в дальнейшем №-
митет “будет проводить ©’ еще’ боль-
ей энергией. Тоз. Kepmenner ramo-
минает вудиторни, что чёрёз чаб по-
сле принятия сталинской Конетиту-
ции делегаты VII с’езда советов 60-
брались в Большом театре, и первов,
‘ ‘
	театральном фестивале, Это, конезно
не случайно. Театр Мейерхольда 60-
лен теми же болезнями, которымн
был болен театр Таирова. .

Недавнее решение Комитета о «Бо-
татырях» ‘явилось одним из меро-
приятий, при помощи которого Коми-
тет хотел поднять на больший уро-
вень идеологическое содержание на-
ших постановок. Омыел этого реше-
ния в том, что ко! всем. произведе-
ниям искусства -= будь TO ‘даже
фарс, оперетка или комическая опо-
ра, — нужно пред’авлять максималь
ные требования с точки зрения исто-
рической правдивости, и празильной
политической. тенденции, с точки зре-
ния правильной трактовки народного
эпоса,

Дискуссия о «Богатырях»  косну-
лакь и некоторых других тватраль+
ных коллективов. омитету приш-
лось, напримёр, дополнительно акцен-
тировать внимание‘ московского Нв-
рейского театра на‘ неверности ряда
ео установок, приводящих к тому,
что этот тевлр не всегда правильно
показывает еврейский нарол, прини-
жает ero героическое пропглое, не
дает птирокого развернутого показа
того участия, какое еврейский народ
принимал в целом ряде величайших
мировых событий. Ясно, что и це-
anit ряд местных тедтров — в том
числе и театров национальных —
должны будут пересмотреть свою ра-
боту с этой точки зрения.

А ‘раз вотал вопрос © большей
строгости. к идейному содержанию
искусства, налией, критике придется
более прилирчиво. отнестись и в +е-
которым признанным авторам и к не-
которым. признанным постановкам.
С, этой точки зрения статья 0 твор-
честве Афинотенова в последнем но-
мере «Советского. искусства» — по-
дезная статья: она верно указывает
на целый ряд грубых ошибок и зе-
правильных политических установок
в ето пьесах (некоторые пьесы Афи-
	ногенова, как известно, и были еня-
	ты в 0в0е`время с репертуара). Нало
оказать, что критика многото еще не
разглялела—и в центре и на местах.
Только назднях обнаружено, что в
МРХТ долго шла антисоветская пьеса
В. Пушкова «На острове Хонло».
Однако, надо подчеркнуть, ITO ив
	таком более строгого подхода к идей-
	ному содержанию советских пьес во-
все не вытекает, что театры должны
ставить что-нибудь «невинное» —
вроде Шекспира или Мольера.

— Такого рода тенденции, к
кое-где имеются, — говорит т. ep.
женцев, == недостойны советских ра-
ботников искусств. Основная задача
их заключается именно в том, чтобы
найти и выдвинуть советские произ-
ведения, создать советские оперы,
найти советскую тематику для живо-
писи, кино и т, д. И мы будем це-
нить руководителей театров и других
художественных коллективов именно
по тому, как они будут создавать со-
ветокие произведения искусств, от-
	вечающие нашим задача?
	что они услынели, была 9-я симфо-
	ния Бетховена, исполненная Госу»
дарственным симфоническим оркест-
ром и Государственным хором. Тот
исключительный успех, который 9-я
симфония имела у делегатов ©’езда,
у руководителей нартии я  праби-
тельства, липний раз подчеркнул, что
величайтие достижения в области
искусства становятся. сейчас звсена-
родными, становятся популярными
в самых широких народных массах.

Переходя Е’ вопросу о подготовке
ъадров, тов. Керженцев указывает,
что цифры в этой области как будто
казкутся внушительными. До peBo-
гюции былю три консерватории, сей-
час их 10. В них училось 1300 уча-
щихся, сейчас учится почти 4 тыся-
чи. До революции музыкальных учи-
Tam было 38, сейчаюо. 98. Ит. д.
Если же взять эти цифры по‘ отно-
шению к спросу, то надо. сказать, что
этот размах подготовки кадров явно
	неудовлетворителен. Особенно плохо
обстоит дело с театральным  препода-
‘ванием. Здесь нужна  рептительная
 лерестройка. То же надо сказать и о
	полтотовке кадров HO линии изо.

В заключительной части своей ре-
чи. тов. Керженцев коротко говорит о
работе Комитета в 1937 году.

Если в этом году Комитет главное
внимание уделял ведущим и пока-
зательным участкам искусства, то н%
1987 тод падает работа пою укрепле-
нию местных организаций,

Основным и ведущим началом в

работе 1937. года будет подготовка к
20-летию Октябрьской революции.
Здесь тлавное внимание должно быть
уделено на то, чтобы поднять’ нокус-
OTRO на более выкокий художествен-
ный: и идейный уровень: ‘
B. придется более
внимательно заняться детскими Te-
атразми, которые были переданы Ko-
митету в енечительной мере к. концу
1936 г. Будет перестроен  Всекоху-
дожник, который вел работу среди
художников по неверной линии, & в
области массовой ‘ пролукции выпу-
скал чуть ли не сплошной брак. ›

В Москве будет организован Госу-
дарственный духовой оркестр, кото-
рый явится пентром, пропатамлирую-
щим лучшие. образцы’ духовой музы=
хи, Будет организован ансамбль нз-
родных танцев, который: поставит
своей задачей пропатанлу националь-
ных танцев в их подлинном виде и
в лучших образцах. Музыкальное
Управление дохжно будет ближе‘ за-
няться и полнятием качества эстра-
ды;

Свой доклад, продолжавшийся. 60-
лее двух часов, тов, Керженцев sa-
канчивает указанием, что огромный
oG em работы, - стоящей перед’ Коми-
тетом, может быть выполнен. если
	работникм искусства и художествен-  .
	ные коллективы смогут ясно и четко
поставить перед! собой очередные за-
дачн и будут работу вести самокри-
ИчНо.

То исключительное внимание, ко-
торое уделяет искусству, несмотря на,
свою занятость, руководитель прави-
тельства товарищ Молотов, та новлю-
чителыная помощь, какую оказывает
искусству товаринц Сталин, открыва,-
ют такие возможности, которых ис-
кусбтво никотда и’Нигпле Ge имело.
Это обязывает работников искусства
с еще большим напряжением и
энертией работать над созданием ве-
личайших пронаведений советского
социалистического искусства,
	Прёния закончились большим вы“
ступлением заместителя председате-
ля’ Всесоюзного ‘комитета по делам
искусств т; Я. 0. Бедрского. Он до-
полнил доклад т. Керженцева по тем
разделам работы Всесоюзного коми>
тета, какие в выступлении тов. Кер-
женцева были затронуты кратко.

Последнее время отмечено аначи-
тельными успехами советского цирка.
Подчеркивая важность циркового ис-
кусотва и его равноправие с другими
вндеми искуоств, Всесоюзный коми-
тет сейчас создал, наряду с другими
управлениями, самостоятельное Уп-
равление государственными цирками.
Вместе с тем Всесоюзный комитет
очитает, что недостаточно разверну-
ты такие виды циркового’ искусства,
как клоунада и другие разговорные
жанры, недосталочиаь роль местной
инициативы в составлении цирковых
программ. .

Те же серьезные требования, какие
Комитет являет к театру, он
будет пред’являть и к эстраде, ме

ю мною и формализма, и
лие-народности, ‘и дурной стилиза-
ции. Оздоровление ‘эстрады немы-
слимо без привлечения сюда круп-
нейпих мастеров советского искус-
ства. С точки зрения повышенных
требований придется еще раз пере-
смотреть и репертуар эстрады и ка-
дры ее работников. Эстрадная работа
будет сосредоточена в Филармонии,
которая будет иметь эстрадный отдел,
Основную работу он ‘будет вести на
периферии. ^ Комитетом будут. пере-
омотрены ставки ва разовые высту-
пленил артистов; они будут приве-
дены к таким нормам, которые сде-
лают концертные выступления совет»
ских мастеров доступными для пери-
ферии.

Переходя ® вопросам изоискусства,
тов, Боярский указывает, что Коми-
‘тет оделает все выводы из уроков
` «Всекохудожника», Невыюокий ypo-
`вень выставок зависит от невысокого
‚уровня мастерства и учебы хуложни-
хов, и ‘первое, чем займется здесь
Комитет, будет Академия художеств
и Московский’ изоинотитут. С кон-
грактацией, которая не поднимает
‘уровень художественного мастерства,
лолжно быть покончено. Одним из
условий, тормозящих развитие совет-
ского изоискусства, т. Боярский. очи-
тает, отсутствие нормальной. творче-
ской жиани на участке изо; в отли-
чие от фронта лезтральной работы
этот участок характеризуется pastas.
дом творческих! связей, С этим также
должно быть покончено.
	Тов. Боярский подчеркивает, что
Комитет 4 ero организации могут
лить содействовать развитию самю-
деятельно искусства, которым руко-
водят профсоюзы. Что касветол дере-
венской самодеятельности, то работа,
Комитета сводится здесь к подготов-
ке кадров, к ортанизации олимпиад,
выпуску журналов и пособий и т. д.

Отвечая» делегатам пленума, roRo-
ривигим, что в докладе т. Керженцева
ни ‘слова не было сказано о Театре
народного творчества, т. Боярский
указывает, что этот (Феатр имеет ряд
недостатков, мешающих ето плодо-
творной работе и вызывающих тре-
воту: подчаю заметна лакировка от-
	идег 06 Островском, Оухово-Кобыли-
Не, Цисемоком, J, Толстом и Горьком.
	ничего, конечно, что — дворано
	разорялись, каялись и, вдруг, «сра-
жались» под одним знаменем и т, д.
и‘ пр. Небезынтересно далее высоко»
умное замечание автора о том, что
«романтики экопозировали человека
вне быта».

В этой же статье находится pean-
ционное утверждение 0 том, что
«третий, мелкобуржуазный поток pye-
ской реалистической драмы возглав-
лялея Горьким».

Несколько упражнений из области
истории советокой драмы и «длиалек-
тического материализма» на глазах

читателя произвел и Эм. Бескин
Yeo 9.5, т. ПГ enp. 587). В crates
«Современная русская драма» Эм. Бес.
кин о писвтеде Леонове написал да-
же не ‘без. некоторого стнлистическо-
го изящества:  «Проявлявиий себя
болыше как. беллетрист, Леонов отдах
дань и драматическому творчеству,
Всей своей идеологической устрем-
ленностью, всеми. овоими  формаль-
ными приемами Леонов—в прошлом,
в патетике дореволюционного нимирес»
ононизма, в отеветах кошмаров Досто-
евского, иконного (иконного! Е, В.)
сказа Лескова, интимизма Чехова. Он
любит плыть по «тихой речке» этого
прошлого, мимо сел, деревень и Mas
дов, патриархальной глуши старой
Расеюшки с ее церковным звоном и
CaMOTOBON, © бабой — инферналыьни-
цей... ».

‚ Но оставим на совести Эм. Вески:
на и красоты стиля И «бабу инфер-
нальницу» и перейлем к ето диагно.
зам и’ прогнозам.

‚ Поговорив о Киршоне, Афиногено-
Be и друтих советских драматургах,
й H сделал оптимистические

а же
	a EEE NED ELEN NANT
выводы: «Соответственно. AROTORTH
TOCKOMY малериаливму, Kan мировоз-
зренческой установ wien. ta.
	УСТАНОВ, должна быль,
	дельных самодеятельных номеров, не
которые самодеятельные номера пре-
вращаются в дурные эстрадные но-
мера и велут к порче вкуса. Есть и
другие. недосталви, вызывающие не-
обходимость несколько изменить ме
тоды работы Театра народного твор-
чества. Совершенно ненормально,
когда олимпиадам и смотрам профоо-
юзы уделяют свое основное внима“
ние, подменяя этой показной рабо-
той повседневное руководство круж-
ками,

Вопрос о переманиванилх — вече
ный вопрос, который веплывает н®
каждом пленуме ЦК Рабие. Но не
все подобные случаи мотут быть раз-

ены административным путем,
опрос этот двухеторонний. Многое
Здесь. зависит от неумело руковод-
ства, а также от нензжитой тяги ак-
теров к перемене места. Здесь парал-
лельно, с администраливными мерами
должна итти и, воспитательная рабо-
та. проводимая союзом,
	Отвечая на вопросы делегатов, тор,

й раз’ясняет им ‘историю в

пьесой Афинотенова «Салют, Иепа-
ния!». Ньеса была задумана как тед=
тральный отклик на героическую
борьбу испанского народа. Но как
литературное произведение, пьеса
сделана очень слабо, В ней имеются
политические ошибки, плохо показв-
на. руководящая сила народного
‚ мною дешевых эффектов и
политической фальши. Первые поста-
НОВКИ ЭТОЙ пьесы показали, что! в
руках оцытных театров и Хороших
режиссеров — © помощью  воздёй»
отвия дополнительных срелетв (му.
зыки и др.) и изменения отдельных
кусков — пьеса ‘может иметь’ отно:
сительное  алитационное значение

(таков, например, спектакль в ‘театре

С, сопровождаемый: прекрасной
музыкой Белого). Поэтому пьеса

Афиногенова была онята и в ряде
других театров, где исправление не-
достатков, пьесы не было обеспече+
но.

„Говоря о необходимости повышения
бдительности, тов, Боярский творит,
что в дальнейшем будет изменен по-
рядок приема пьес театрами и Tops
док приема их спектаклей Воесоюзным
зомитетом и Главрепетрткомом. Тел»
	ee eee eee el РГ

‘Тры будут принимать пъесы от авто-
	ров только тогда, когда ими закон»
чена вся работа по пьесе; создая
последний и. окончательный 6е ва-
риант.

Свое выступление тов.   Боярский
закатчивает призывом к работникам
искусств окружить работу Комитета
своей поддержкой для выполнения
тех трудных и сложных задач, кото“
рые стоят перед Комитетом,
	Вечером 15 декабря пленум васлу.
шал доклады «О холе выполнения
постановления ЦК ВКП(б) и СНК
СОСР 0’ ликвидации неграмотности
и малограмотности»,

Доклады слелали тт. М. А. Нечай
	‚(ленинтралокий областком союза) я
	Г. Я. Диамент (a8. культотделом ЦК
союза),

Утром 16 декабря шли прения.

Сегодня — обсуждение вопроса о
политико-воспитательной ‘работе сре
ди работников иокместв.
	естественно, = претерпеть изменение
динамика сценического рисунка, рат
мы его, в целях’ показа человека но
в его суб’ективной замкнутости, & в
социально-классовой детерминирована
ности. Такое требованяе сюжетораз-
вертывания наносит сокрушительный
удар теориям новой буржуазной дра
матургии», Если лаже мы учтем, что
такие мысли высказаны  Эм. Бески
ным шесть лет тому назад, то все же
в этой тираде не трудно увидеть по“
трешности и против теории совет»
ской драмы, и против. философии, и
против. здравого смысла, .

В этой же сталье Эм, Бескин гам
нимался и прелеказавиями будущего
советской драмы. . По его мнении,
«новый резлизм» тант в себе mente
черцаемые возможности лля разви»
тия советской драмы, «Изменяется,
конечно, 4 темп действия. Если
службу связи в старой драматургии
несло сначала. медленное письмо (!),
затем телеграмма, позже телефон, то
теперь сюжетная динамика строится
фа на темпе кино м радиоритмов,

эти предпосылки изменившихся
производственных о сид и производ»
ственно-классовых отношений... ме
‘няют традиционную систему драма»
тургий и театра,» Такой «техни»
цизм» был недоступен даже пролет
культовцам. И этим «прогнозом» ва“
канчивается статья Эм. Бескнна,

следует более приводить прим
ров. Многие статьи, напечатанные
«Л. 9.›, предотавляют собой нечто
оскорбительное для советского чита
теля, не говоря уже о том вреде, к®
торый они приносят,

ветские литературоведы и спеши“
‘Втисты в областя драмы и театра
должны подумать о печальном опыт
‚первого издания «Л. 9,» и присту“

пить к работе над вторым. новым Be
	данием «il, 9.9, которое, несомлёзи
HO, необходимо.
			Тов. Керженцев указывает, что и
постановление о «Богатырях» и це-
лый ряд других мероприятий Коми-
тета в той или иной мере касались
темы «Народность в искусстве». (9-
ветское искусство не может pactH,.
если оно He будет опираться на те
тлубокие истоки искусства, которые
живут и продолжают пышно разви-
ваться в народе. Народное  искусст-
во — это то искусство, которое пли
	Евг. Вейсман
	торые ‘для Шекспира отпосительны,   не доводится до трапическомо конца.
	как следствие общего для буржуаз-
ного реализма «снижения»   стиля и
ускорения темпа жизни». (?).
<..Поноолидирующияся буржуазия
не знает и не культивирует великих
стей...» Кажется, достаточно,
ничтожна бесстрастную буржуа-
зию одним росчерком пера, Ал. Л., к
сожалению, нев дописал, до чего же
доводится конфликт в реалистиче-
ской драме. Впрочем, немного далее
читатель, следя ва скачками акаде-
мической мысли, может ‘почерпнуть
еще несколько ценных! сведений из
жиани буржувзии. Tan, например,

«напуганная июньскими днями, бур-
жуазия He ставит! себе никаких но-
литических задач. Поддерживая дик-
татуру Наполеона Ш, она отдается
наживе и наслаждениям, Именно по-
этому, по мнению Ал. Л. буржуа-
вия — эта легкомысленная куртизан-
ка — создает, как «порождение 0б-
щественной реакции-— оперетту, фарс
и водевиль». Об’яснение, конечно,
занятное, но несколько леёгкомыеслен-
ное для статьи, претендующей на
энциклопелическую глубину мысли.

В следующей статье этого же раз-
дела А Л. Блюменфельда о
«Ревлистической русской драме» мож-
но увидеть трогалельное соединение
железобетонных конструкций Нуси-
нова 6 «диалектическим матернализ-
мом» А. Лаврецкого и афористично-
стью Ал. Л.

Избрав для статьи «высокий стиль»,
Л. Блюменфельд пишет: «Под зна-
менем реализма в России сражались
драматурги наиболее оппоэиционно
настроенных группировок: разоряю-
щетося, кающегося дворянства, тот-
во-промышленной буржуазии и мел-
кобуржуазной (разночинной) интел-
	лигенции». Но «их художественные
устремления в целом ряде пунктов
аналогичны». Заметим, что речь эдесь
	измеряются интенсивностью действий
и переживаний...». Что это такое?
Эти сентенции являются примером
именно того «методического безумия»,
на которое ссылается автор  стальи
А. Лаврецкий,

Желая об’яюнить, как понимал Шек-
спир комичеокое, А. Лаврецкий mpo-
должает так; «этой же точке врения
(диалектической. Е.. В,) остается
верен Шекопир в своем понимании
комического, впечатление которого
зависит. от той точки зрения на чрез-
вычайно сложные, даже опасные си-
туации, к которой приводит нас раз-
витие действия...»

Итак — точка зрения от точки вре
ния даже на опасные ситуации.
исчерпываются об’яснения  «понима-
ния Шекспиром комического»! Исходя
U3 своем понимания диалектики, ис-
черпывающейся, по мнению А, Лав-
рецкого, «законом единства противо-
положностей», автор ‘60; делает
тенеральные выводы 0 ехсопире в
назидание потомству: «Из этого же
целостного ‘восприятия жизни, как
единства противоположностей, выте-
кает у Шекспира и переход комиче-
ского в трагическое и обратно». *

Отатья А. Лаврецкого — наглядный
пример «перехода комического в тра-
тическое», Это — вультарная статья
© Шекспире, помёещенная в разделе
«Драма», вероятно, до сих пор с ува-
жением читается мвогими ненскушен-
ными читателями. В этом же разделе
«Драма» читатель найлет и статью,
подписанную инициалами Ал. Л. 0
«Реалистической драме на Западе»:
 В ней можно узнать, что «в области
драмы продуктом реализма и яви-
лась драма в узком смысле этого
слова, промежуточный жанр, грани-
‚чащий и с трагедией и комелией (это
нечто вроде ‘инусиновского стыка».—
Е, В.), в котором‘ конфликт обычно
	ть цветущих садах
„Литературной энциклопедии“
	Недавно «Правда» подвергла з&-
служенной суровой критике ряд ста-
тей «Литературной энциклопедии» и
работу ев редакции в целом. Редаж-
ция «Литералурной энциклопедии»
еще не дошла до буквы «Т», и поэ-
тому QO театрах там специальной
статьи еще нет, — не к сожалению,
а, вероятно, к очастью для всех поль-
зующихся и доныне этим изданием,
Но вопросы, связанные с театром Я
драматургией, все же получали от“
ражение в «Л. 9.», так сказать, в ли:
тературоведческом «аспекте». Во П
томе была напиеана, налример, статья
И. Нусинова о Гамлете.
	И. Нусинов в толкованию . образа.
Гамлета подошел со своим вультадуно-
социологическим аршином. Он, под»
лверлив, что Гамлет был скептиком,
и ссылаясь на Фриче и Тургенева,
дал весьма любопытное об’яснение
этому образу. Оказыв Гамлет
8 похож на Джордано Бруно (1).
«Джордано Бруно способен был
раойти на костер инквизиции за 0800
веру. Другое дело — Гамлет. Он —
аристократ, чей мир взрывается. Ры».
царским мечом он больше не улер-
жился в своем феодальном замке,
вынужлен уйти оттуда в универся-
tet. Ha феодала-помещика ‚Гамлет
превращается в  декласонрованного
интеллитента. Действовать ему боль»
те ие дано. Действовать — значит
		воевать 33 старое феодальное могуще-
ство или ва новую вхасть (1!) торм-
вой буржуазии... на. место. действия
встает размышление...» .

Так была найдена И. Нусиновым.
схема, Дописывать статью уже было
лЬГКо.

На вопрос, почему. терзается в 00-
мнениях Гамлет, Нусинов в своей
энциклопедической статье дает vt
вет, не лишенный даже художествен-
ности: «торжество... торговоло. калитв-
ла превращает, в конечном счете,  мир
нисходящею „феодала в опустелый
сад...» Подводя итоги печальной
сульбе Гамлета, И. Нусинов находит
Гамлету место в своем классифика-
ционвом ящике «на стыке двух CO-
циальных формаций, — феодальной
и калиталистической». Заметьте -—
не где-нибудь, а точно — на стыке,
Но довольно цитировать почтенного
профессора. Ето. статья была продик-
товена ‘упоямым школярством, ли-
шенным в равной мере историче-
ских знаний и чувства юмора. Сколь-
ким людям, прочитавшим это «60.
циологическое» об’яснение, И. Нуси-
нов оворотил мозги на-бок?

О Шексшире в «Л. 9.» писали и
другие. Но ‘они точно сговорились ©
И. Нусиновым. О «Драме» в этом же
издании помещен ряд статей — раз-
ными авторами. Все они в большей
или меныцей степени понятвю дра-
	мы в ее историческом развитии да-
вали вульгарно-социологические об’-
яенения. Но особенно яркой «шекспи-
рологической» = статьей является.
статья А. Лаврецкого «От Возрожде-_
‘ния в клаосициаму» («Л. Э.з, т. Ш,
стр. 451—465). Об’яоняя творчество
Шекспира, этот автор’ независимо от-
‚бросил даже вульгарные схемы Нуси-
нова и приопособил для этого диалек-
тический материзлизм, в своем, ко-
нечно, понимании.

В этой статье читатель узнает по-
трясающую новость, что «своей выс-
шей точки достигает. развитие елиза-
ветинекой ‘драмы в’ творчестве ПТек-
епира»; -

Каков же был творческий‘ метол
Шекспира? А, Лаврецкий, ничтожве
сумняшеся, отвечает так: «Характе-
ры Шекспира целостны, конкретны,
но они и диелектичны. Они пред
ставляют 0060й единство противопо-
ложностей. Это единство не дано те-
зисно, отатично, оно раскрывается в
живой динамике, в противоречиях
развития Макбета, Антония, Гамлета
и др. Но не только характеры, вся
драматическая техника екопира
направлена к изображению жизни,
начиная от деталей стиля, в котором
антите?ичные выражения, вроде «ме-
тодического безумия», достаточно ча-
CTH... до таких драматических кате-
горий. как пространство и время, ко-