СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
				meme ath WS arts
		Переписка. с читателями
Кто прав?
	В городе Сталинграде есть художе-
отвенное училище. Есть в нем два
четвертых курса — выпускных. Жи-
вопись в них преподают два’ худож-
ника: в одном А, А. Полетико, в дру-
гом Л. М. Емельянов.

Оба они имеют свою определенную
школу, свои методы вобтъитания. м0-
лодых художников. ‘

Но горе в том, что один из. препо-
давателей — художник Полетико —
является к тому же и зав, учебной
частью, и вот благодаря тому, что
его метод разнится от метода Вмелья-
нова, между студентами идет вражда
и ежедневные споры, кто же прав.

Так как здесь, в Сталинграде, раз-
решить этот вопрос некому, мы ре-
шили обратиться к «Советскому ис-
кусству».

Полетико, ведя живопись ‘на чет-
вертом курсе «А», преллагает прежде
всего добиваться локального цвета на-
TYPH, а после наложения па. полотно
локального. цвета, присущего тому или
иному пятну натуры, накладывать до-
полнительные тона на этот локальный
цвет, Причем требует брать все мяг-
ко, а затем. усиливать. Всякое откло-
нение и проявление индивидуального
начала в фаботе вызывает у него про-
тест, так как он требует и добивается
единой техники и приема в работе по
живописи.

Начинаем мы работу так: ставится
одетая натура, и Полетико говорит:
«Возьмите локальный цвет лица, про-
кройте его, взяв лва плана — свети
тень, затем возьмите локальный цвет
олежды, прокройте его, взяв также

eee mw ae

В процессе работы, указывая ну
ошибБи, педалог не об’ясняет их, а
всякое стремление учащихся к инди-
видуальному выражению в технике
и приеме работы запрещает. Прав om
Или нет?

Второй, Емельянов, ведя живопись
на четвертом курсе «Б», протестует
против покрытия сразу локальным
цветом, не возражает против инливиа
дуального характера в технике и при»
еме работы, советует не бояться брать
вначале резко, говоря, что потом можы
Но смягчить, & в процессе работы об ч
ясняет все замеченные им неправиль-
ности в работе студентов. У него урою
идет так: .

Так же ставится одетая натура, и
Емельянов, обращаясь к студентам
товорит: «Вы должны чувствовать Hae
туру, & потому локальный цвет вы
получите не в результале прокрытия
сразу локальным цветом, а путем на
хождения этого локального тона доз
полнительными тонами, которые в ре-
зультате соединения дают тот же ло-
кальный тон, но более чистый и жи
вописный, так как от покрытия copa
зу „локальным цветом получается
грязь. Ищите дополнительные тона,
соединяйте их и найлете тот локаль
ный тон, какой нужен и присущ в&-
туре». ^

pap ae on?

Мы будем вам бесконечно, блатодара
HH, если вы ответите нам.

По поручению группы студентов
четвертого нурса Стапинградского
художественного училища; старо-
ста четвертого курса «А» Будни.
	Отсутствие _
в театре им.
	Мы, актеры различных театров,
пришедиие в ГОСТИМ несколько ме-
сяцев назад, считаем своим долгом
поделиться своими впечатлениями 0
театре Мейерхольда и ето руководи-
теле.

Участвуя в работе над «Борисом
Годуновым», «Наташей» Сейфуллиной
и «Павлом Корчатиным», мы видим,
как изо дня в день работает Всево-
`лод Эмильевич.

Необыкновенно эмоционально рабо-
тая, тлубоко и тонко анализируя,
Мейерхольд создает ту творческую
атмосферу на репетициях, которая
так необходима актеру. —-

Чрезвычайно бережно  относась: к
тексту «Бориса Годунова», он заново
прочитывает пушкинский стих и,
опираясь на новые материалы о Пу-
шкине, правильной акцентировкой
доститает соответствия исторической
правде.

В работе Мейерхольд исходит из
индивидуальности актера, определив
	место образа, он выявляет характери-
	стику его, движущие страсти и затем
в показах своих воплощает найден-
		В № 57 <«Советскою искусства»
была напечатана статья Г. Мичурина
«Театр на распутьи», посвященная
сульбам театра им. Мейерхольда. Ре-
дакция предложила читателям и в
первую очередь коллективу  теалра
продолжить обсуждение вопросов,
поднятых тов. Мичуриным. В ответ
на это предложение мы получили
опубликованное выше письмо груп-
пы актеров театра, в котором авто-
ры смазывают развернутое и углуб-
ленное обсуждение работы своето те.
атра и выступают в залщиту своего,
якобы, обиженного руководителя. Та-
кое выступление групны актеров ови-
детельствует о полном отсутствии са-
	самокритики
ШДейерхольда
	ное, выявляя не только все краски
	образа, но и актера, так как воетгда
	ноисви его происходят в материале

актера, к которому он бережно и чут-
ко относится.
	Из этото контакта мастера и акте-
	ра рождается глубокое внутреннее
	обосновалие малейшего штриха роли.
	Мы убеждаемся на деле в правиль-
ности слов Евгения Багратионовича
Вахтангова: и

«Каждая ето постановка -= это но-
вый театр. Каждая ето постановка
могла бы“ дать целое направление.
Мейерхольд. дал корни театру булу-
щего и будущее воздаст ему, Все теа-
тры далекого будущего будут по-
строены и основаны Tak, Kak это
предчуветвовал Мейерхольд. Мейер-
хольд гениален, и мие больно, что
этого никто не знает, даже его уче-
Ники», , en

3. МАЛАХОВА, С. КУЗНЕЦОВ,
СУРОВЦЕВ-ПАВЛОВ, С, КИ-
ЛИГИН, ИГУМНОВА, Е. БА-

` ГОРСНКАЯ, 0, АБДУЛОВ,
Л. АГРАНОВИЧ
		(нларглоничесная
Чохарла
продолзкается
	Сообщаем последнюю, так сказать,
«свежую» сводку филармонических
замен, отмен и перемен: 12 декабря
вечер песни Ирмы Яунзем был отме-
нен — вместо него состоялся омешан-
ный концерт. 24 декабря сольный
концерт Рейзена отменяетол. 28 де-
кабря концерт Государственной хо-
ровой капеллы Союза ССР отменяет-
ся — вместо него состоится юбилей-
вый концерт хора им. Пятницкого.
30 декабря сольный концерт Барсо-
вой отменяется, 14 декабря концерт в
Доме ученых был отменен и перене-
сен в Большой зал Консерватории,
где в овою очередь был отменен кон-
церт Флиера.

Мы еще раз опраптиваем, сколько
времени будет продолжаться эта воз-
мутительная чехарда? Мы спрашива-
ем директора Московокой филармо-
нии т. Кулябко, что им предпринято
для выполнения приказа Всесоюзного
комитета по делам искусств о борьбе
6 заменами и отменами концертов?
Кто отвечает Нерсонально за все эти
срывы и замены концертов?

Было бы хорошо, если бы т. Кулаб-
Ко ответил также и на такой вопрос:
почему, в то время как велется столь-
ко разговоров о взвинченных гоно-
рарах отлелыьных артистов, Филаф-
мония сама систематически  повы-
шает гонорары своих договорников:
так, дирижер Голованов, в прошлом
	Письмо группы актеров
	Северо-Осетинский  Государственный театр. (гор. Орджоникидзе). «Две
сестры» Бритаева. 1-я картина, В роли Аснат артистка Дзукаева, &
роли Бибо — артист Балаев . :
	- tf ‘
По, Советской   Легкомысленнетя
		дебют
	стране
		Месяц назад в Москве возникла
еще одна организация,  претендую-
щая на руководство художественной
	самодеятельностью столицы, — сек-
ция самодеятельности Клуба махте-
ров искусств.

В поисках дешевых лавров моло-
	дая организация решила не утру-
жлать себя какой бы то ни было
	подготовительной работой и — с ме-
ста в окарьер — начала «творческий
смотр» драматических кружков:
	Погоня за быстротой неё позволила
секции хотя бы немного подумать ©
выборе для начала смотра подходя-
	щего обекта. Взят был первый под-
вернувшийся коллектив. Им случай-
но оказался кружок с текстильной
фабрики «Красная роза».

Всем кружковолам Москвы. давно
и хорошо известно, что на этой боль-
пой фабрике, ‚насчитывающей свыше
7 тысяч рабочих, драматическая , са-
	модеятельность — вследствие исоклю-
чительного невнимания фабкома и
	клуба к этому виду работы — на-
ходится в полнейшем загоне. На этот
раз дело осложнялось тем, что 6о-
лее “или менее приличный спектакль
вружковцев -— «Платон Кречет» —
оказался лишенным ряда основных
исполнителей.

Секция прошла мимо всех этих
обстоятельств и на просмотр в
мастеров выдвинула случайную ра-
боту кружка — «Дальнюю дорогу»,
спешно подготовленную к весенним
празднествам: Недостающие в этом
спектакле исполнители (их было
меньше, чем в «Кречете») ‘были Ha-
спех заменены... профессионалами. `

Как и. следовало ожилать, ничего
кроме конфуза из такого показа не
получилось. Ни о каком «выявле-
нии творческого лица руковолителя
кружка» (а им оказался В. И. Oct-
ровский), ни о какой «проверке ме-
тодов работы ‘режиссера» не мотло
быть и речи. Сырой, неполтотовлен-
ный . спектакль, терпимый в oGcTa-
новке вечеринки, не давал ‘никаких
данных для серъезной оценки рабо-
ты pemuctepa и фабричных ребят,
вовлеченных. в0 всю эту историю.
	Не удивительно, что когда через
	несколько дней собралась театраль-
ная секция горкома художественной
самодеятельности для обсуждения
«творческих итогов» смотра, все об-
суждение свелось к...’ приведению
смягчающих вину В.И. Островского
обстоятельств,

Мы можем принять во внимание
все эти обстоятельства. Не можем
снять ¢ B. И. Островекого лишь од-
ной BURN:
`— Того’ поразительно легкомыс-
лия, с каким этот старый, видавший
ВИЛЫ театральный работник попался
на удучку дельцов из Клуба мастё-
	ров искусств. у
к А НУТ
	«Карьера Бегуна»

‚В связи с помещенным. в № 57
газеты «Советское искусство» фелье-
тоном Евг. „Бермонта «Карьера Бегу-
на» во «Всекохуложнике», нам с00б-
щили следующее: Гр. Бегуне рабо-
ты ‘во «Веекохудожнике» снимается;
зав. лешной мастерской «Всекохудож-
ника» Г. Н.`Мелюков с работы снят,
и дело о нем передано в судебные
органы; в Сочи направляются упол-
номоченные  «Всекохуложника»? для
обследовалия и налаживания рабо“
ты; во «Всекохудожнике» образова-
на комиссия для глубокой проверки’
затронутых фельетоном‘ фактов.

В ближайшее время прелеедатель
«Веекохудожника» лично выедет в
Сочи для проверки работы на месте.
	< В Ниеве в театре. Русской дра-
	мы с успехом прошла «Путачевщина»
К. Тренева.
® В театре Дома Красной армии
	в Тбилиси состоялось обсуждение
оптибок спектакля «Богатыри» в мо-
	сковоком Камерном театре. С боль-
шим докладом выступил а
венный руководитель и ты
казского военного округа М. Ля-
	шенко. Творческий коллектив театра
торячо одобрил постановление Все-
союзного комитета по делам искусств
	© снятии «Богатырей» с репертуара.
	<> В Ереване открылась большая
выставка работ художников Армении.
В основном выставка состоит из ра-
	бот (живопись, графика, скульитура),
оделанных за 1936 год.
@ Homu-reatp заканчивает работу
	над постановкой « Театр им. Марджанишвили (Тби-
лиси) поставил «<Овечий источник»
“Лопе де-Вега. В основном возобнов-
лена постановка К. А. Марджани-
швили, относящаяся к 1922 году.
Роль Лауренсии исполняет засл. арт.
Т. Чавчавадае, $

® Генеральный план феконструк-
ции Ашхабада, принятый Совнарко-
wom Туркменской ССР и ЦК КП(б)
Туркменистана, предусматривает
строительство в Ашсхабале детского
театра.

® В Зее (Дальневосточный край)
закончено строительство нового го-
родеког театра. Зрительный зал
Нового театра вмещает 600 человек.

® В Талжикском государственном
театре им. Лахути (Сталинабад) про-
шла новая пьеса молодого драматур=
та Валидова «Дочь пастуха». Пьеса
товорит. © колхозном строительстве и
о классовой борьбе в кишлаке. Сек-
фретарь ЦК КП(б) Таджикистана тов.
Шадунц в беседе с участниками по-
ютановки оценил спектакль, как боль-
moe событие в жизни таджикского
искусства. С.

<> В Уфе начал работать Т Госу-
дарственный театр ‘юного зрителя.
Театру прелоставлено специальное
помещение (6. клуб им. Ленина).

< Узбекистанский комитет по ох-
ране памятников старины заканчи-
вает реставрацию декоративного ку-
пола медресе Мир Араб, построенной
в ХУ веке (Бухара). В процессе pe-
ставрационных работ в мечети Хо-
ноко-Халжи-Зайнитдин (ХУТ век) под
толотым елоем облицовки обнаруже-
На хорошо сохранившаяся стенная
роспись.

® Бепорусский государственный
театр (Munck) отмечает юбилей на-
родного поэта Белоруссии Якуба Ко-
ласа постановкой его пьесы «Война
войне». Пьеса эта является первым
большим драматургическим произве-
дением. поэта.

® Бопоговский колхозный театр,
Калининской области сыграл за но-
ябрь в районе 22 спектакля («Семья
Волковых» и «Без вины виноватые»).
К пушкинским дням театр `тотовит
«Каменного гостя».

Ф® Сталинский государственный
праматический театр (Донбасс) отме-
чает ©в0е лесятилефие постановкой
«Макбета» Шекспира:

® Крупнейший казахский писа-
тель Майлин, автор пьесы «Жалбыр»,
наатисал для казахского музыкаль-
ного театра новую пьесу «Дудурай»
(пъеса названа по имени известной
казахской народной песни, мотив ко-
торой пронизывает все произведение).
Пьеса, проникнутая ‘идеями интер-
национализма, идеями родства двух
наций — казахской и русской, —
будет показана в конце сезона.
	мокритики и о нездоровой творческой
	атмосфере в театре им. Мейерхольда.
` Авторы письма стыдливо обошли
молчанием такие важнейшие пробле
мы, как репертуарная линия тезтра
Мейерхольда, изолированность ево от
действительности, замкнутость твор-
ческой атмосферы, отсутствие обще-
ственной и творческой жизни. Вы-
ступление авторов письма показыва,-
ет, сколь серьезно сейчас положение
театра им. Мейерхольда. Тем более
своевременно развернуть подлинно
самокритическое — обсужление его
творческих путей, в котором, мы на-
дДеемся, примут деятельное участие
передовые актеры мейерхольловского
коллектива, правильно понимающие
задачи советского искусства.
	ИЕ АР В, ЗЕ С ОЕ

не полУЧавиЕий 1200 руб, сейча   лва плана — овет и тень, а затем,   ›, ков, староста четвертого курса
поднисал договор на 1.500: руб. за   увязав эти пятна, ищите на них до- «Б» Печенников
концерт; певец Батурин — с 700 руб.   полнителыные тона», : Оталинград

ааа ат к! те
	поднялся до 1.000 руб.. солистка
ГАБТ Степанова —-с 2.000 руб. до
3.000 руб., Сливинокий — с 2.000
руб. вырос до 2.500 руб., скрипач
Фишман вместо 500 руб. в этом се-
зоне получает 800 руб. за концерт.
Цыганов вместо 400—600 руб. пиа-
нистка Вейланл вместо 250—500 руб.,
гонорар Веры Духовокой-с 500’ руб.
полпрытнул ло 800 руб; Как странно
проводят в Филармонии «договорную
кампанию»! Ct
	Ответ студентам
	50 втором они дают локальный пет,
как побочный и сложный результат,

И‚тот и другой метод могут иметь
право на существование. Важно толь-
RO, чтобы в методе преполавания они
были преподнесены в наиболее харак»
терном и ясном виде и чтобы каж.
дый студент был с ними в олинато.
	Для безусловното решения спора о
том, кто из руководителей более прав,
надо тидеть работы студентов.
	Затлазно можно сказать следующее:
всякий метод письма зависит от то-
го, что художник хочет выразить, ка-
кие свойства натуры он желает под-
черкнуть и изобразить. Точка ерения
	Специалисты по скуке
	печати)
	(Обзор
	а т. SN оч
EE NEE ELLE EEE RN EIN PE)

ой: мере знаком. Замыкаться в про-

хуложника определяет стиль и Goan цессе учебы в рамки только одного
0 > нику работы. Рафаэль, например, брал какого-либо метода неверно. Неверно,
CTPOBCKHH замкнутую об’емную форму с локаль- ae i

на ‚советской сцене
	Воероссийское театральное общество
созывает 23 декабря конференцию,
посвященную теме: «Островский на ‹о-
ветской сцене». Е .

Конференция откроется в новом вда-
нии Всероссийского театрального об-
щества. С докладами выступят: И. Л:
Альтман — «Наролность искусства и
мотивы творчества Островского», Б. С.
Ромашов — «Островский и его зна-
чение для советской драматургии»,
В. Г. Сахновский — «Раскрытие
Островского режиссурой советского
театра», С. И. Амаглобели — «Остров-
ский на сцене Малого театра», Д. Л.
Тальников — «Островский на сцене
Московского Художественного теат-
ра», Б. В. Алперс—«Островский в по-
становках В. Э. Мейерхольда», А. А.
Твозлев — «Островский на сцене ле-
цинградеких театров», М. И. Имае —
«Островский на сцене периферийных
театров», А. Г. Глебов — «Островский
в Театральной самодеятельности»,
Н. П. Кашин — «Островокий на co-
ветской сцене» (статистические мате-
риалы).

В работе. конференции примут уча-
стие крупнейшие мастера театров Mo-
сквы, Ленинтрала, Тбилиси, Киева,
Минска, Харькова, Казани и других
городов,
	Рисунки Сурикова
в Черниговском музее
	В фондах Чернитовского историко-
художественного музея обнаружено. 5
неизвестных работ В. И. Сурикова.
Все они. относятся к 1874—75 гг,, ко-
тда В. И. Суриков еще учился в. пе-
тербургокой Академии хуложеств. Три
рисунка («Натурщица», «Натурщики»
й «Монах в женской спальне»), акаде-
мические этюды и каранлашные наб-
роски —‘ две ветни («Поп» и «Живо-
рыбный салок на Неве») выполнены
в технике акварели: ~

Кроме этого в музее обнаружен пот-
трет В. И. Сурикова работы чернигов-
ското художника Ивана Рашевского,
друга Сурикова.

Музей приобрел все перечисленные
произведения Сурикова от И. Рашев-
ского еще в 1917 году, но украинские
националисты, орудовавшие в Чер-
нитовском музее, упорно прятали от
зрителей работы Сурикога в сыром
полуподвальном помещении,

Сейчас картины и рисунки Сурико-
за выставлены в залах музея.

А. ЛЕВЕНКО

Чернигов
		сапример, изучать только  об’емную
форму, итнорируя вовсе валеры или
светотень, и наоборот, так как натура
в разных случаях подсказывает то од-
30, то’ другое.

На четеертом курсе несомненно дол.
AA быть предоставлена * большая
творческая свобода; ведь всякое обу-
чение, даже технике и ремеслу, 6а-
зируется у художника на творческом
развитии.

Оквнчивая школу, надо ПОМНИТЬ,
что все знания и опыт, в ней полу»
ченные, — только основа для дальней.
него творческого роста, основа, из
которой: он должен исходить в понес
ках своего собственного стиля и жи
вописного метода,

Худ. А. ГОНЧАРОВ
	Хроника
	ЭК LEPC DOP «опящей красавицы»
в Большом ‘театре Союза ССР
чена на 20 декабря.

В январе *в театре состоится первое
выступление артиста ‘ленинтрадокого
Малого оперного театра Г. Орлова в
партиях Митьки («Тихий он») и
Фигаро («Свальба Фигаро».)

3% 22 декабря в Малом театре идет
«Любовь Яровая» К. Тренева-—спек-
таклем отмечается 10-летие с0 дыя
первого представления этой пьесы,

Зе Театр им. МОСПС возобновляет
пьесу Горького «Враги» „В HOBOH пО-
становке К, Давыдовокою и B. Пя-
сецкого и оформлении Б. Волкова.

Театр приступил к pisore над ма-
ленькими трателиями Пушкина (<Ка-
менный гость» и «Скупой рыцарь»),
в постановке С. Bupwan и оформле-
нии В. Фаворското. В «Каменном гос-
те» Дон-Гуана играет Берсенев, Дон-
ну-Анну — Гиацинтова, Лзуру — Со-
колова, Лепорелло — Вовси и’ Темя-
ков; в «Окупом рыцаре» Барона иг-
pont Корф и Розен-Санин, Альбера—

умянцев. у

Драматург Л. Никулин познакомил
театр с первыми картинами своей пье-
сы о Порт-Артуре,

3% Управление по ’лелам искусств
при Моссовете присвоило Московоко-
му рабочему художественному театру,
об’единенному с Гос. новым театром,
название Мосновсний ‘драматический
ве .

еатр приступил к работе нал ко-
медией Островского «На всякого муд-

‘реца довольно простоты» в постанов-
ке В. Федорова совместно. о нар. арт.
республики М. М. Тархановым.

3% Завтра в клубе Наркомфина
СОСР открывается выставка карика-
TYP и рисунков, присланных на кон-
‘курс, организованный — пресс-клише.
Союзфото. Из присланных 3.500 кафи-
катур и рисунков на выставке пред-
ставлены 1.500, срели которых—фабо-
tr JE Bonvermnm WO ache Waer

*% За время с 19 ноября по 11 да
кабря выставку Петрова-Водкина в
Русбком музее посетило около 7 THe
сяч человек. Управлением Русского
музея приобретены на выставке
вариант картины «Мать» (1915),
Самарканда» (1921), «ПТувалово» (nett.
gam, 1927), «Девушка в сарафанея
(1928), «Портрет дочери художника»
(1935) и один рисунок.

3} 21 декабря в Реалистическом те:
атре — сотый спектакль «Отелло». 28
декабря — 500-в предотавление «Ари-
отократов».

*% Горком художников-живописцев
ортанизовал для своих членов боль
шую студию рисунка, рассчитанную
на 100 человек.

ЗЕ Госцентюз ‘ готовит к пушкин:
скому юбилею «Скупом рыцаря» #
«Русалку». Ставит спектакль Коле
саев, хуложник Федотов.

Союз советских композиторов
совместно с Московской филармонией
проводит в текущем сезоне в Боль
Tom зале Консерватории цикл сим

ических концертов” из произведея
ний советских композиторов, под уп
равлением Гауна, Сенкара, Мелик-Па“
щаева, Небольсина и др. Первый кона
церт этого цикла состоится 18 декаб-
ря, под управлением засл. деятеля
искусств Н. С. Голованова, при уча
стии артистов Н. Соколова, Л. pas
ева, А. Янкелевича. В программе —
«Марийская увертюра» В. Шебалина,
концерт для духовых инструментов 4
оркестром Н. Чемберджи и «Кита
ская сюита» 0. Василенко.

% Сеголня в Центральном ломе ху-
дожественной самодеятельности моба
ковоких профсоюзов состоится совеща-
ние, посвященное итогам Всесоюзно-
го фестиваля народного танца. С док-
ладами выступят начальник Москов-
ского управления по делам искусств
Н. А. Белиловский и заведующий хо-
реографической частью “Театра народ»

«Вид
	ной характеристикой, строя глубину
картины через предмет, у Рембрандта
предмет, погруженный в тлубокую
светотень, существовал неот’емлемо ют
среды, от глубины картины; локаль-
ный цвет возникал как конечный ре-
вультат работы над глубиной карти-
ны и поверхностью предмета, & ино-
гда и вовсе отсутствовал.
	Видимф у ваших преподавателей
два метода раскрытия свойств нату-
ры. Видимо т. Полетико настаивает на
об емнопредметном письме, а т, Еме-
льянов стремится к тому, чтобы пред-
мет возник, как результат живопис-
ного целого картины. В первом случае
дополнительные цвета усложняют и
обогащают основной локальный цвет.
	пы и... i УЕ ЗУ азечкой TACT DE) 1еатра народ»
ee NE EES ты vi. Бролатого, Ю. Ганфа, Дени,   ного творчества И. А. Моисеев.
Б. Ефимова, К. Ротова, в также ху- и

3 Засл. артист республики Н. М.
решен пока только в немногих коп-  ДОжников Сибири, Укранны, Закав-   р acco.

ине аа, + mnawuans.
	лективах. ‘Из людей, работающих
В этой области, можно назвать Д. Н.
Орлова, занимающегося в школе кол-
хозной молодежи, организованной в
результате московской областной
олимпиады в 1936 г., нескольких мос-
ковоких режиссеров, актеров, худож:
ников, музыкантов, работающих в
журнале «Наролное творчество», не-
скольких дирижеров, хореографов,
актеров, преполающих в Централь-
ном доме художественной самодея-
тельности, вахтанговцев, занимающих-
ся на курсах заочного обучения Все-
союзного дома народного творчества,
московских режиссеров, подтотовляю-
щих постановки в Театре народного
творчества, Но воем этого слишком
мало,

Большинство актеров, выезжающих
на пвриферию для инструктирования
кружков, плохо готовятся к своей
трудной работе. Авторитет работни-
ка профтёатра в самодеятельных кол-
лективах очень велик. Легко прелста-
вить себе результат непродуманном
«инструктирования». Фактически, вли-
яние профискусства сводится покя нё
	вазья и др, и

3 Духовой орнестр завода `«Шарн-
коподшипник» им. Кагановича ит.
празлновал на-днях пятилетие свое-
го существования. В концерте. пос-
вященном празднованию пятилетия,
оркестр под управлением дирижера
В, В. Алексанирова исполнил «Кав-
казские эскизы» Ипполитова-Ивано-
ва, сюиту Бизе из музыки к драме
Додэ «Арлезианка», марш Чернецко-
го «Биробиджан» и несколько мяссо-
	ых песен. Треугольник завода пре-
мировал 9 кружковцев и дирижера
Александрова. :
	Бравин назначен главным режиссе-
ром Театра оперетты,

‚ № Н.Д. Волков и 0. Л. Леонидов «
переработали для драматического te
атра повесть Аларкона «Треугольная
шляпа». Трехактная комедия назы-
вается «Лисица и виноград».
	В статье Елизаветы Рауш о кон
цертном‘ исполнении опер Моцарта
ошибочно напечатано, что ‘«Похище-
ние из Сераля» написано в 1762 1.
а «Свальба Фигаро» в 1766 т. Нало
ЧИТАТЬ — 1789 г. («Мохищение») и
1786 тг. («Свальба»).
	В клубе должно быль интересно и
весело. Это тривиальная истина, и ее
можно было бы не повторять, если
бы не журнал «Клуб».. Читая этот
журнал, утлубляясь в его непрохо-
димо скучные статьи, пробираясь
сквозь дебри инструктивно-установоч-
ных материалов и. методических ука-
заний, начинаешь сомневаться в том,
что клуб создан для веселото и ин-
тересного отдыха, что люли имеют
право здесь петь песни,. плясать, иг
рать, читать стихи. В клубе нужно.
«прорабатывать», «планировать», «0р-
танизовывать», «растить», «обеспечи-
заль», «мобилизовывалть».

Таковы наиболее ‘употребительные
тлаголы в журнале «Клуб», А если,
скажем, человек просто хочет читать
стихи? «Клуб» ни в коем случае не
против. Для поощрения чтецов цо-
мещена здесь специальная статья, ко-
торая даже так и называется: «Худо-
жественному чтению — почетное ме-

‚ сто в клубе». В статье говорится 9
том, что художественное чтение явля-
ется замечательным средством прив-
лечения читателей в библиотеку, и о
многих других превосходных его овой-
ствах. Но дело обетоит не так про-
сто, как это кажется на первый
вагляд. «Каждый чтец работает Ky-
старно» — журнал е этим не может
примириться. «К сожалению, в этой
области еще нет хорошо фазработан-
ных методических установок», — гру-
стит автор.

Вот, например, статья, посвящен-.
чая работе бюро самодеятельного кол-
лектива (№ 18). Чем должны зани-
маться молодые ‘рабочие и работницы,
отлающие свой досуг театральному’
искусству? Если они не будут выбра-

ны в бюро, им, может быть, уластея

заняться пьесами. Но если они по-
падут в бюро, куда журнал рекомен-
дует выбирать людей, преданных ис-
кусству, е хорошими организатороки-
ми способностями и большим стажем
работы, то на их долю выпадают сле-
дующие обязанности: периодически
отчитываться перед общим собранием;
следить за составом кружка; вести

учебно-производетвенный дневник; 60-
ставлять смету и следить .за расходо-

званием средств; нести ответетвевность
за материальную сторону спектакля».

(<такого рода. нагрузка, для членов бю-
ро, не требующая больших усилий,
окупится сторицей» — оболряет жур-
нал); прелетавлять коллектив в раз-
личных общественных ортанизациях;
мобилизовать кружковцев: на  вышол-
нение учебного плана; составлять и
выполнять план внекружковой рабо-
ты ит. д. ит. п. — на перечисле-
ние этих обязанностей уходит восемь
колонок журнала («учет запросов. зря-
	50- ner юбилей
В, А, Мичуриной-Самойловой
	11 декабря в ЮТенинградеком Ака-
демическом тезтре драмы состоялось
чествование народной артистки  рес-
публики, орденоноспа Веры Аркаль-
евны Мичуриной-Самойловой в связи
с 50-летием ее сценической деятель-
HOCTH.

По окончании спектакля «Лес»,
в котором юбилярша выступила в роз
ли Гурмыжекой, на ‘сцене театра 00-
брались члены юбилейного комитета,
& также представители * художествен-
ной общественности Ленинграда, де-
легации ряла крупнейших  тезтров,
заводов, фабрик и частей краснозна-
менното Балтийского флота. От име-
ни Ленинтрадекого совета, Всесоюз-
ного комитета по делам искусств и
ленинтралеком Управления театрами
торжественное заселание открыл тов,
Рафаил, охарактеризовавший` заслути
В. А. Мичуриной-Самойловой перед
советским театром и огласивший по-
становление Всесоюзном комитета по
делам искусств о награжлении №юби-
лярши денежной премией в размере
10 тысяч рублей,

приветствиями выступили:
А. Н Толетой от имени союза писа-
телей, засл. арт. С. Радлов и заелу-
женный деятель искусств Тиме от
Ленинрралекото Академического теат-
fa драмы, нар. артист PCOCP

‚ Саловский от государственното Ма-
лого театра, нар. арт, Союза ССР
Корчалина-Алексанлровокая от ВТО,
прелставители заводов Ленинграла и
Красной армии и др. Было эачитано
также приветствие Московского Ху-
дожественного театра.
	теля, анкеты для зрителя, организа-
ция выставки перед премьерой, ин-
формация в местной печати...>). Пред-
положим, что какой-нибудь «кружко-
вец» (слово-то какое!) прочтет эти ме-
тодические указания. Думаем, что они
отобьют у него всякую охоту зани-
маться театральным искусством.
	Журнал переполнен бюрократиче-
окими инструкциями, канцеляреской
словесной шелухой. Журнал в то же
время не устает умиляться по всяко-
му поводу, — по поводу том, что
проходит где-нибудь олимпиала, что
танцует семидесятилетний старик ©
семилетней пионеркой, что играет н&
скрипке инженер и поет песни кол-
хозница. Изредка журнал критикует.
Вот образец критики журнала «Клуб».

Южный в статье, которая назы-

вается «Бороться © браком», крити-
кует одно из выступлений на ста-
линградокой краевой олимпиаде с0юз%
осторговли (№ 19).
; «На сцену выходит молодой человек
с винтовкой ив форме, Затем разда-
ются звуки третьесортного фокстрота,
Юноша исполняет довольно ‘мирный
танец, но разными несложными сред-
ствами пытается «милитаризировать»
(?) его... Зритель смотрит, ничего не
понимая. ены жюри краснеют и
конфузятся». Мы тоже ничего не по-
нимаем, что за танец танцовал юно-
ша, почему сконфузились члены жю-
ри и вообще, что здесь налисал Б.
Южный. Несколькими пы ниже
он возмущается по повелу того, что
«оркестр под управлением несомненно
даровитого т. Потапова исполнял три-
умфальный марш Грига в сопровож-
дении... барабана и тарелок. Какофо-
ния была настолько резкой, что от
хорошего исполнения ничего не оста-
лось». Опять трудно что-нибуль по-
нять. Наконец, в заключение статьи
Б. Южный негодует по поводу того,
что чимкентокий клуб обратился в
Москву с просьбой прислать ему в
срочном порядке «Кукарачу». Специ-
фичность интересов чимкентского
клуба не может не вызывать тревоги»
— предостерегает Б. Южный.
	Трудно представить себе, кому и
как помогает журнал «Клуб» своими
«методическими указаниями». Боль-
шие специалисты по скуке хотят 80с-
питать новые кадры последователей
в своей области. Надо изгнать кам-
целярщину и скуку со страниц жур-
нала, иначе никому и ничем он не
поможет, сколько бы методических
указаний и инструкций ни печатал.
О народном творчестве надо говорить
Ддрутими словами,
	О руководстве художественной самодеятельностью
	Сотни людей обращаются ежеднев-
но в редакции газет, издательства, те-
атры с просьбой выслать пьесы, ноты,
литературу. Но оказывается, что. клас-
сические пьесы — библиографическая
редкость. Дешевых массовых изданий
классических пьес, приспособленных
для клубной сцены, т. е. снабженных
режиссерскими указаниями, за исклю-
чением приложений к. журналу «Кол-
хозный театр», в продаже не сущест-
вует. Даже пьесы Островского можно
достать лишь в Цедраме отпечатан-
ными на машинке со стандартной над-
писью «на правах рукописи» по 8 —
	10 руб.

Ни Всесоюзный дом народного твор-
чества, ни Центральный дом худо-
жественной самодеятельности — м0с-
ковских профсоюзов, ни Областной
дом, ни прочие организации, занима-
ющиеся самолеятельностью, не имеют
своей издательской базы.  Составлё-
ние репертуара сводится фактически
составлению репертуарных списков:
Методкабинеты домов самодеятельно-
сти горячо обсуждают вопрос: BRIN-
чать или не включать в список нуж-
ные пьесы и ноты, которых ни один
кружок в пролаже все равно не най-
дет, Включить — получится изде-
вательство, так как пьес достать
нельзя. Не включить — значит замол-
чать лучитие вещи,

Совсем недавно в «Правлё» писа-
лось © колхознике, исполнявшем  чув-
отвительный романе для сопрано за
неимением HOT для своего голоса.
Московские самодеятельные певцы ча-
ото чувствуют себя похожими на
этого колхозника. Нот нет — в ре-
зультате все поют-одно и то же, не-
	копируя профессиональных   когда профсоюзы отвлекали участни-
	ков от подготовки к московскому смот-
ру для своих очередных кампаний
(Красногвардейский район).

Кто обязан заниматься поднятием
квалификации кружковолов? Кто ни
по какой системе должен ортанизовать
для них учебу? Издавать пособня?
Занимаются этим все понемножку. И
Областной дом (курсы колхозных рё-
жиссеров, хоровиков, кукольников), и
Всесоюзный дом наролного творчест-
за (курсы в районах Московской об-
ласти). Занимаются порой неплохо,
HO каждый по своей программе, каж-
дый изолирован от других.
	До сих пор неизвестно количество
кружков ни по Москве, ни по облас-
ти, ни по республикех ни по Con-
зу. Учитывать некому, «функции»,
	часть   «зоны» скрещиваются. Трудно руко-
	водить, не зная своей армии, @9 THC
ленности, ее боевых качеств. Невоз-
можно планировать основные ‚меро-
приятия: снабжение ‘литературой, под-
готовку кадров руковолителей, поо-
изводетво , грима, париков и т. д,
Иавестно лишь. что всего’ том, что
	вольно вопируя профессиональных
певцов и друг друга.

Драмкружки пользуются в первую
очередь репертуаром  профтеатров.
Ставятся «Платон Кречет», «Чудес-
ный сплав», «Чужой ребенок», пье-
сы Горького, Островского, даже «Мерт-
вые души». Но кружок не профтеатр,
где пьеса идет несколько лет, Нужен
постоянный приток новых пьес.

На периферии это иногда приводит
к постановке запрещенных meee Co-
фьи Белой («Красный бесенок», «Мо-
лодой ельник») и прочей макулатуры,
завалявшейся в старых зсундуках.

До сих пор многие предприятия,
правления колхозов, клубы, район-
ные дома социалистической  культу-
ры смотрят на кружок потребитель-
ски, как на источник доходов или
только как на «художествен: часть
торжественного заседания», С особен.
ной ясностью это выяснилось на иду-
mem сейчас смотре художественной
самодеятельности районов Москвы
Районы ®б’ясняют свою отсталость от-
	сутствием деловой помощи. Казалось   изводетво . грима.
	бы, есть с кем посоветоваться. Моск-
	ва — юрод лучших в мире театров,   делается. нелостаточно. А какое ко-
	столица, где находятся всесоюзный,
областной, городской  мехолические
центры, библиотеки, музеи, консерва-
тория, театральный техникум. Олна-
ко руководители не умеют пользовать-
ся всеми этими культурными богат-
ствами, а организации очень слабо
им помогают.

Подготовку к емотру целиком орга-
низовали районные комитеты партви.
Советские и профсоюзные районные
организации не помотли этому вяж-
ному делу. Более того, были случаи,
	личество нужно сейчас, на ближай-
ший квартал? Неизвестно, Не. учте-
но даже количество постоянных кол-
лективов. нё говоря уже. об олиночках,
хотя они и выступают с одними и те-
ми же номерами по два года Нет
центра, который об’единил Oh paapoa-
ненную ныне  профооюзную,. школь-
ную. колхозную самодеятельность,

Один из важнейших вопросов руко-
водства — вопрос о передаче опыта
мастеров профессиональном ‘искусст-
ва самодеятельным кружкам — раз-
	Ответственный редактор И. Л. АЛЬТМАН.
Издатель: Журнально-газетное об единение,

` Адрес редакции: Москеа, Страст ной бульвар, 41. Тепефон 3-42-45)

ОТКРЫТА ПОДПИСКА на 1937 год
	на журналы
	к передаче опыта, а, главным обра-
зом, 5 слепому копированию. образ-
цов, хороших и плохих, без разбора.

CVAXAWOBELM   ТЕАТР и ДРАМАТУРГИЙ

. _ Ахамовець . 6 орется ва воемер- ВОРОМ. Пола.
	преодлериятия, So
Подписная цена: 12. мес. > 12 Руб.
6 мес. — 6 руб., 8 меб. -- 8 руб.
	MR Ne Ae So eh журнал теории,
практики и историй театрального
искузства, орган Ооюза советских
пиоалелей_
	Поднисная цена: 12 мес.—72 руб.,
	Необхолимо создать единый мето-
дический центр художественной са-
модеятельности с филиалами в кра-
ях, областях, районах, обладающтий
крупной издательской базой, про-
катными Фазами (парики, костюмы,
библиотеки), связанный с театрами,
	IE IEE SERED ODIO NU ND EA EE
искусствовелческими учреждениями,
учебными заведениями и музеями.

С. ДУНИНА

телефону: К-1-35-28.
КУРГАЗОБ’ ЕДИНЕНИЕ,

ба «5. ee EEN ПФ, МЫ ° © №60, — 86 руб., 8 мес. — 18 руб.

Подпиеку нелтравляйте почтовым переводом: Москва, 6, Отрастной буль-
вар, 11, Кургазоб‘единение, или одавайте инструкторам и уполномочен-
ным УЖургаза на местах. Подписка те. ИНструкторам и у