Занрылсл
И пленуса
ПЕ Рабис
	19 декабря — после семидневных

рт — закончился пленум ЦК <0юз8

збию Гослелтиа срои. заселатиа Thee
	Рабис. Цоследние свои заседания пле-
HYM посЕятил вопросам борьбы © за-
	болеваемостью членов союза, охране
	труда на предприятиях искусства и
политико+воспитАТельной работе:
Докладчики тт. Карибский, Шавгу.
	ade HW J. привели данные, показы-
		тельно уменьшились случаи пройзвод-
	CTECHHONO травматизма. Все же, от-
дельные несчастные случая, кончав-
‘\итиеся смертью, которые директор 0%-
ратовского цирка т. Зеленов пытался
свести к нростой «случайности», сви-
детельствуют, что не все театрально-
арелищные предприятия выполняют
правила по технике безопасности.
Делегаты пленума резко притикю-
вали те профсоюзные организации, ко-
торые, легкомысленно относясь к ох-
ране здоровья членов союза, пе’ су-
мели использовать предоставляемые
им бесплатные путевки (например,
белогусская организация Рабис), не
	израсходовьли кредитов н% расшире-
	ние детоких садов и т. д.

Пригодились примеры’ злоупотреб-
лений с больничными бюллетенями:
засл. деятель искусств Ростовцев 6
февраля по июль получал деньги по
бюллетеню и в 10 же время работал
в ряде концертных организаций, сни-
мался в кино и т. д.

Председатель ревизионной комисойи
союза засл. атт. т. Крамов привел
цифры, свидетельствующие, что теат-
ральные предприятия СССР. задолжа-
DH союзу по социальному страхова-
нию не более-не менее, как 9 млн.
рублей. Сколько на эти деньги мож-
но построить и санаториев и домов
отдыхе!

По вопросам политико-воспитатель-
ной работы пленум заслушал четыре
доклада е мест (Тбилиси, Киев, Хать-
ков, Москва) и доклад ЦК Рабис, сде-
	ланный Г. Я. Диаментом. Докладчи-
	ки констатировали рост политической.
	сознательности, членов союза, но от-
мечали ряд серьезных недочетов. В
работе еще много шумихи и парад-
ности. Отмечается и шаблонность ме-
	толов политико-воспитательной pade-
	ты.
Особенно заметно ослабление вни-
мания к повышению производстеен-
ной квалификации работников ae
хуоств, Беда в том, что нет единого
методического руководотва и единото
метолического центра при Всесоюзном
комитете по делам искусств. В итоге
— отсутствие ‘программ, учебников
итд. В институтах повышения ква-
лификации еще не наведено госудаг-
ственното порядка, а отдельные ин-
ституты (вроде ленинЁрадском, на-
копившег громадный опыт) до сих
пор еще находятся в беспризорном
состоянии. Пленум высказался за TO,
чтобы институты повышения квали-
фикации существовали в крупнейших
центрах СССР. :

Пленум поддержал решение недав-
него совещания по политико-восии-
тательной работе о том, чтобы каж-
дый работник искусства получил
среднее или высшее художественное
образование, — в зависимости от Уро-
эня его общеобразовательной подгм-
TOBKE.

На пленуме указывалось, что клу-
бы РАБИС мало заняты офганиза-
цией досута работников искусств; F
большинстве городов они потеряли
значение центров, выявляющих обще-
ственную активность членов 003A.

Пленум подчеркнул, что к 1 июня
необходимо полностью покончить @
таким позорным и ничем не оправ-
данным для союза Рабис явлением,
как наличие среди его членов (хотя
бы и в техническом персонале) не-
трамотных и малограмотных.

Отдельным пунктом порядка дня
пленум обсудил вопросе © работе
профоргавизаций Саратовского края.
Широкое обсуждение этого доклада
имело большое значение нэ только
потому, Что здесь руководящий орган
	союза осуществлял контроль Hat Oe.
	ним из больших участков овоей дея-
тельности, но еще и потому, что на
обсуждении конкретной фаботы от-
дельной организации делегаты могли
сделать для себя ряд интересных вы-.
BOOB. }

Неблагополучие с постановкой проф-.
союзной работы в Саратове, связано
с полным отсутствием ‘руководства
зтизовыми организациями и © отры-
вом саратовского оргбюро consa OT
массы. Руководителю саратовской Of-
ганизации Рабиса старому профсоюз-
ному работнику т. Беневоленскому.
придется серьезно задуматься над тем,
как завоевать потерянный авторитет,

Перед закрытием пленума высту-
пил © большюй речью секретарь
ВЦОПС т. Аболин,

Пленум дополнил состав президиу-
ма ЦК Рабис, включив в ето тт,
М. И. Имаса и Е. Г. Протопопову.

Председателем союза утвержден
‘A. Й. Пашковский, ответственным 0е-
кретарем — И. Л. Фрумкин.
	Пушкин
в работах
художника
	У льянова
	Несколько лет назад’ Н. П. Улья-
нов задумал серию рисунков на те-
му «Пушкин в жизни»; В этих ри-
сунках, по мысли Ульянова, долж-
на быть. отображена трагедия. вели-
кото писателя. Пушкин — отщепенец
великосветского общества — вот 96-
новной. мотив ‘ульяновских  рисун-
ROB.

В. настоящее время Yapanoe you
ленно фаботает над пушкинской 0е-
рией. .

Новые рисунки из пушкинской
сюиты Ульянова представляют боль-
шой интерес. Заслуживает быть 0от-
меченным прежде все карандаш-
ный «Портрет Пушкина», в котором
писатель изображен за письменным
отолом.

Интересна композиция Ульянова
«Сплетня». В ней Пушкин показан
одиноким мятущимся человеком, за>
терянным в анфиладе дворцовых ко*
лонн, в нелюбимой им камер-юнкер-
ской форме.

Художником закончены кроме’ то»

рисунки «Николай 1 и Наталья
иколаевна Гончарова» и «Пушкия
с женой на гулянье в Петергофе»..

Однако центральной работой Уль-
янова является композиция «Пуш-
вин среди крестьян на ярмарке у
Святогорскомо монастыря». ь

М. COHKOJIbHHKOS
	  Уполном. Главлита 5—30529.
	Беседа И. М. Москвина
с молодыми актерами
	большевиком я сделался не сразу.
	Тянул назад 47-летний хвост пред-
рассулков. А к чему тянул? Гру-
стно думать, что мне нужно было
достичь 62-летнего возраста, чтобы
впервые познакомиться, например, с
прекраснейшим казахоким театром.
А до революции я и не подозревал,
что существует такой нарол... Искус-
ство в старой России лежало под
спудом.

Обтанавливаясь на основных обя-
занностях, возламемых сталинской
Конституцией на советских траждан,
т. Москвин говорит:

— Надо и нам проверить, всегда
ли мы исполняем свой долг перед
тосуларством. Bee ли благополучно
в советском театре? Здесь надо четко
заявить, что В течение ряда лет та-
лантливейшие наши режиссеры впе-
регонку занимались чудачествами &
трюкачеством, проявляли самое 6ec-
парлонное отношение к классике,
коверкали и извращали ее, & Mul
не кричали во весь толос ‘о таком
величайшем преступлении перед на-
ролом. Не поймите меня, что я про-
тив искания новых форм: без этого
не было бы движения в искусстве.
Но в этих исканиях надо HITH Е
одной цели, четко поставленной, —
просто говорить правду о человече-
ской жизни.

С наблюдательностью большюто ху-
	дожника т. Москвин рассказывает 00
	отдельных моментах сезда, 0 том,
как уверенно и просто входили в
Кремлевский дворец колхозники и
колховницы, как представители со-
ветского народа встречали творца
новой советской Конституции. Он
находит простые и теплые слова,
чтобы нарисовать образ товарища
Сталина, ето ск ость, его внима-
ние к отдельным делегатам, ето ‘иск-
лючительное обаяние. С красочными
леталями т. Москвин рассказывает,
как во. время заседания, Редакци-
OHHOH комисони члены Политбюро
передвитали отромный тяжелый стол,
ментавший ораторам подниматься на
трибуну.

Молодая аудитория. устроила на-
одному артисту 6 овацию.
р у артисту бурную rae
	работу редакции. Одним из значи“
тельнейшиих 6 достижений является
привлечение к участию в журнале
крупных советских художников. В
	первом номере журнала со статьей ©
	Серове выступил Июмрь Грабарь, во
втором номере ствуют Б. Иотан-
сон (статья. «Великое наследство
И. Е. Репина»), А. Тихомиров («Рем-
брандт ван Рейн») и Я. Башилов
(«Учимся рисовать»). Несколько сла-
бее мастера живописи представлены
в номере третьем. В этом номере
только ‘третья беседа о рисунке и жи-
вописи принадлежит перу художнн-
ка Я. Башилова, _ ‘ -

Таким образом, ^ несмотря на ряд
«накладок» (например, в статье
В. Шилейко «Микель Анджело» юно-
му читателю не поясняется термин
«фреска», а в статье А. Михайлова,
о Сурикове. недостаточно четко раз’-
яснено своеобразие суриковского под-
хода к историческому пропьлому на-
шей страны), журнал отлично спраз-
ляется с задачей ознакомления чи-
тателей с’ великими мастерами живо-
писи и скульптуры. Удачны и две
беседы Я. Башилова (№ 2—8), с00б-
щающие юным художникам начатки
изобразительной трамоты. Возникает
только ‘опасение, что цикл бесед
«Учимся рисовать» будет вестись В
излишне «техническом» направлении
и, сообщая учащемуся начатки на-
чертательной грамоты, не подведет
его к самостоятельному изучению жиз-
HH. ae
Значительно слабее другие отделы
журнала. Журнал все еще не нашел
рассчитанного на юного читателя ти-
па рецензии. К тому же редакция
В этой части своей работы не прояви-
ла’ необходимой оперативности и от-
кликнулась (притом только формаль-
н0) на две давно уже прошедшие вы-*
ставки В. Лансере и Д. Моора. Очень
хорошо, что журнал завел отдел «сло-
варь юново художника», но матери-
алы этого словаря не всегда внима-
тельно редактируются. =

Раз’ясняя термин «жанровая жи“
вопись», не следовало говорить о са»
мобтоятельных историческом, балаль-
ном; революционном и бытовом mad-
рах. Такое резкое разграничение жан-
ров, характерное для старой акаде-
мической живописи, может только
обить юного читателя ‘с толку. Не
ясно ли редакции, что, например, са-
MOCTOATCIBHOMY «батальному жанрум
в нашей живописи нет места.
	ных аренах, пря из Европы и
Америки.

Сейчас иностранцы составляют 5—
8 проц. артистов, раббтающих на
нашем манеже. За эти годы сказоч-
но вырое советокий цирк, снискав-
ший широкие симпатии советского
эрителя. Советский цирк — любимое
народом искусство, его артисты —
желанные гости в каждом городе, в
каждом районе,

Надо знать, что ой  предстаЕ-
ляет циркач за границей. Это парий
среди ‘актеров. Директорский бич
порой опускается не только на круп
лошали, но и ‘на. спину наездника.
Каждые 14 дней артист остается
без работы. В апрельском номере
датского журнала за 1936 г. «Арти-
сте Бладет» известный циркач Халь-
че Мальмостен пишет, что «каждый
лень перел артистом в этих отранах
встает’ вечный наболевигий
«гле я найду контракт на следую-
щие 14 дней»,

Не то в Советоком союзе. Мальмо-
стен информирует своих собратьев:

— Наш номер, как и всякий дру-
той, работал в Стране советов не-
прерывно в течение, 11 месяцев,
Здесь каждый исполнитель имеет
месячный отпуск с сохранением Tod.
ном содержания.
	сарубежный собрат удивляется
жизни наших циркачей:
— Некоторые из нас, — пролол-
	жает Мальмостен, — были отпрэв-
лены на отдых на знаменитые кав-
казские курорты. Месяц пребывания
и лечения не стоил им ни отного
	Народный артист Союза ССР тов.
И. Москвин ведет во Всероссий-
свом театральном обществе ретуляр-
ные творческие беседы с большой
группой молодых актеров московских
театров -= делится © ними своим
творческим опытом, показывает им
отрывки из своих ролей, прослуши-
	  вает работы своих слушателей и т.д,
	На последней встрече, состоявшей-
ся 19 декабря, т. Москвив по прось-
69 своих слушателей поделился. с
вими впечатлениями о Чрезвычайном
УШ всесоюзвом с’езде советов, в ра-
ботах которою он принимал участие
Kak делегат” с’езда и как член Ре-
дакционной комиссии,

Это был красочный ‘и увлекатель-
ный расоказ о том, что пережил и
перечувствовал старый ‘русский ак-
тер Иван Михайлович Москвин за
время с 25 ноября по 5 декабря,

— Я многое в своей жизни видел
и много пережил, —товорит И. М.—
HO то, что я перечувствовал в ’Боль-
Wom кремлевском ‘дворце в эти бес-
примерные в истории нашего народа
дни, дни принятия сталинской Кон-
ституции, нельзя сравнить ни с ка-
ким другим переживанием.

Тов; Москвин рассказывает мМоло-
дым актерам, как он стал непартий-
ным большевиком.

— Сначала я.ос радостью принял
	революцию, — говорит И. М. — ae;
	потом, грешным делом, растерялся
Как и многие другие аклеры, я дол:
то топтался На месте, не зная, с ка.
кой ноги начать — с правой или &
левой. Я стал притлядываться к
большевикам. Первый большевик, ©
которым я познажомился, был Луна-
чарский. К театру он подошел очень
бережно. Потом я познакомился oc
другими большевиками и. увидел,
что это люди серьезные, болтать не
любят, театром интересуются по-на-
стоящему. Помню, как к нам-в театр
приезжал В. И. Ленин. Помню, как
в списках на продовольствие мы ско-
	ро были поставлены на первое ме-”
	сто. Л убедился сна практике, что
большевики. ценят театр и прилают
ему государственное“ значение. Все
это притягивало к большевикам, Но,
должен‘ сознаться, непартийным
	ПИСЬМА
ЧИТАТЕЛЕЙ
	Куда делся
квинтет?
	19 декабря я слушала оперу «Пи-
ковая лама», которую транслировали
из Больщого театра. Исполнекие ap-
тистов и оркестра (дирижер — народ-
ный артист Самосуд) мне очень по-
нравилось. Но меня поразило только
одно — почему в первой картине вы-
кинут ‘знаменитый квинтет «Мне
страшно»? Квинтет этот дает завязку
всего драматического действия, по
	музыке он очень красив, хотя и чрез-
	вычайно труден для певцов. Меня ин-
тересует, — © квинтетом поступили
так только в одном данном спектак-
ле или ой ‘выкинут совсем? К лицу
Ли, однако, нашему Большому акаде-
мическому театру так небрежно обра-
щаться с музыкой любимейшей у нас
опёры Чайковского?
	Тупа + П. СМИРНОВА __

Нашя
‚воспитатели
	Мы, студенты пермокого художе-
ственного училища, вынуждены про-
сить помощи у общественности, так
как поставлены в недопустимо TA-
желые условия учебы. Дирекция на-
шего училища не. ценит, а нередко
и сознательно выживает лучших на-
ших учителей. Из училища ушли
тт. Меленьтьев, Шорина, Лалетин, а
на их место были приглашены неква-
лифицированные педагоги, не имею-
щие высшего гбразования (Зайдман,
Зубкова). Или, еще того хуже, —
педагоги < явно отсталыми взтляда-
ми (Семченко, Липатников). :
  Сейчас дирекция «устранила» и
лучшем нашего педатога, культур-
ного художника т. Шантина. На его
место приглашаются люди совершен+
но неквалифицированные, Живопись
	Ha первом курсе стал преподавать
	бывший иконописец  Чистосердов,
прививающий студентах  дилетант-
ские и безтрамотные навыки.

Выпуск 1936 года более похолил на
похороны, чем на торжественный и
праздничный день в жизни молодого
художника: из 29 студентов только
9. получили диплом и 10 © натяж-
кой, Мы также беспокоимся за свое
будущее, ибо имеем все основания
опасаться, что и мы придем к концу
учебы изуродованными, ненужными
НИКОМУ ЛЮДЬМИ.
	Студенты училища: АНДРЕЕВ,
ЛЕМЗАКОВ, С. КОРОВИН, СЕ-
ДУХИН, СМИРНОВ, ОЖГИБЕ-
СОВ, КУЗНЕЦОВА, МЯСНИКОВ,
ЛОГИНОВ, БОРГОШИН и др.
	В группкоме
драматургов
	На последнем заседании гпруппкома
драматургов были обсуждены статьи
московской и ленинтрадекой прессы
о нарушении закона об авторском пра-
ве тт. Гальпериным, Левиной, Шерше-
невичем и Шнейдеровым.

Не так давно С. Дрейлен на стра-
ницах «Литературного Ленинграда»
выступил © <разоблачениями» пере-
водческой деятельности М. П. Галь-
перина и Левиной. Групиком устано-
вил полную необоснованность этих 06-
винений.
	Наиболее страстное обсуждение вы-
звало «дело» Шершеневича. Проступ-
КИ, В которых обвиняли этого автора,
	Рис. М. Храпковского

Ло Советской
	стране
	эк Минский горсовет вынее реше-
ние поставить в Миноке памятник
Пушкину. Об’явлен конкурс. 3% луч-
шие проекты будет выдано 5 пре-
мий на общую сумму в 32.000 руб.
На постройку памятника ассигнова-
ню 350.000 рублей. ~

ЗК 40-летний юбилей Горьковского
‘драматического театра Облисполком
отмечает в январе 1937 г. торжест-
венным заседанием. К. этому дню
театр тотовит «Гамлета» в постанов-
ке нар. афт. республики Н. И. Со-
больщикова-Самарина. Первый спек-
такль театра, состоявшийся 1 сентяб-
‚ря 1896 т. был также поставлен Н.И.
Собольщиковым-Самариным, шла
пьеса А. И. Сумбатова «Листья ше-
лестят».

эк В Тбилиси Управлением по де-
лам искусств открыта выставка при-
кладного искусства (резьба по дере-
ву, излелия из кости, художествен-
ные вышивки, художественная обра-
ботка металла и т, д.).

ЗК 30 декабря в Ашхабаде откры:
вается республиканский ©’езд ковро-
вой кооперации, приуроченный к 10-
летию с момента организации ковро-
вых артелей в Туркменокой ССР. К
	с’езду открывается выставка «10 лет

Отмены организованного ковроделия Туркме-
нии».
продолжаются & В Иванове Облисполкомом про:
ведено театральное совещание Ha

совещании , отмечалось слабое руко-
водство театрами со стороны област-
ного управления по делам искусств,

И впрямь нам придется завести B
газете специальный отдел — для
волок» пб Феаманах ми Tenewenayr в
	‹сводок» 0 ваменах и переменах в
концертах Филармонии.
	18, декабря в детском утреннике в
Большом азле Консерватории не уча-
ствовали обещанные пианист Оборин
и певица аи, 21 декабря або-
нементный симфонический концерт
был отменен, 24-го отменяется кон-
церт певца Доливо. 20 декабря дол-
жен был итти концерт по очень. ин-
тересной протрамме — намечено бы-
ло исполнение отрывков из оперы
Глиэра «Шах-Сенем». В концерте
должны были петь народная артист:
ка республики Степанова и певец
Рааев. Оба солисты в концерте не
выступали, их заменил скрипач По-.
лякин, исполнивший скрипичный
ъонцерт Чайковского. Нас интересует
— слелит ли Управление музыкаль-
ных учреждений Всебоюзном комите-
та по делам искусств за выполнением
приказов и распоряжений Комитета?
		в результате чего в ряде спектаклей
имеются вопиющие провалы и фор-
малистические вывихи (например, в
спектаклях Шуйского театра «Женить-
ба Бальзаминова» и «Васса Железно-
ва», в постановке Крепуско и др.).

te B Ташкенте открылась четвер-
тая отчетная выставка художников
Узбекистана. На выставке представ-
лены живопись, графика и скульпту-

ра. .
	Укрепить
руководство
местами
	Всесоюзный комитет по делам ис-
кусств в специальном постановлении
отметил, что до настоящего времени
отраслевые управления Комитета ие-
Удевлетворительно руководят места-
‘ми. Они до сих пор не ортанизовали
систематического изучения состояния
	’Правление Союза советских

писателей с глубокой скорбью
извещает о смерти

члена союза !
писателя-орденоносца
	Николая Алексеевича
ОСТРОВСКОГО,
	последовавшей в Москве вче-
ра, 22 декабря, в 19 час, 80
МИН.
	ХРОНИК
	хх 25 декабря, в 12 часов дня, в
помещении филиала Художественного
театра Союза ССР им. Горьного со-
стоится общегородское собрание ра
ботников искусств Москвы, В повест-
Ке дня — отчет делегата Чрезвычай-
ного УП! всесоюзнога с’езда советов
народного артиста Союза ССР орде-
ноносца И. М, Москвина,

3 10 января Малый театр отме-
чает 50-летний юбилей сценической
деятельности наф. артистки республи-
ки А, А. Яблочкиной. В этот день те»
атр покажет новую постановку «Леса»
А. Островского. Режиссер спектакля—
Л. М. Прозоровский, художник —
Александр Герасимов. Юбилярша вы
ступит в роли Гурмыжской.

3 Камерный театр начал работать
над пьесой А. М. Горького «Детв
солнца». Постановщик А. Я. Тазров,
На-днях пьеса была прочтена на со.
брании коллектива театра. Затем, oA
вторичном собрании, были детально
обсуждены отдельные образы «Детей
солнца»,

3№ Драматическая студия  зозода
«Серп и молот» тотовит к путшкия-
скому юбилею спектакль «Мазепу» в
постановке Н. И. Иванова,

3 В настоящее время 80 Beont.
художнике проволится интенсивная
работа по выявлению феальных мате»
риальных ценностей и реорганизации
всего хозяйства кооператива,

Председателем правления кобра
т, 3. А. Элельсон.

Специальная комиссия под прелсе»
дательством зав. финансовым отделом
Всесоюзного комитета по делам we
кусотв т. Нефедкина занята выявле;
нием реального баланса Всекохуож
ника. Работа уже заканчивается. Члее
ны художественного совета’ приступи»
	ли к пересмотру всех запасников ->
	живописного, скульптурното и модель
ного. Задача пересмотра — отбор ра»
бот прошлых лет, которые не имею?
никакой художественной ценности ®
не могут быть выпущены на рынок,
Издательство Всекохудожника ликви-
дируется, и весь актив и пассив ero
передаются в издательство «Иоскуо-
СТВо>.

3№ Заслуженный деятель искусств
С. Н. Василенко закончил музыку Е
балету «Цыганы». Композитор рабо»
тает над музыкой к пушкинскому
спектаклю Малого театра «Борис Го-
ду ов», TCT Ts
21 декабря в Моснву приехапи
премированные поездкой в стол
участники  нуйбышезской — краего
олимпиады художественной самодел»
тельности, Среди приехавших — 890+
кальный квартет стариков колхозчи»
ков из села Шишовки Кузнецком
pattona( Гусаров 3. И., Гусаров В. И.
увшинов Е. П. и Замсков Г. IL) в
национальный женский мордовский
хор колхозниц села Зуево-Поляна.
Гости ознакомятся © искусством сто.
	‚лицы и примут участие в однох HE
	программ театра народното творчест
ва. В репертуаре обоих ансамблей рус
ские народные лесни Куйбышевского
	— Кто сегодня поет?
— Загадка Филармонии.
	ОБЗОР ПЕЧАТИ
На верном пути
	Три номера журнала «Юный ху-
должник» уже вышли из печати» *. И
каждый новый номер этого издания
встречаешь с радостью. Юные худож-
ники нашей страны в редакции жур-
нала обрели друга и серьезного руко-
водителя, -

Какие задачи стоят перед изданием
подобного типа? Прежде всего журнал
должен воспитывать любовь к ис-
нусству, знакомя’ читателя © велики-
ми мастерами прошлого и лучшими
художниками современности. Далее
журнал должен руководить юными
живописцами и скульпторами в их
первых самостоятельных художест-
венных опытах. Наконец, журнал
должен сообщить своим читателям
целый ряд сведений, ‘необходимых
при ознакомлении с искусством.

На все эти требования, судя по
первым номерам, редакция и пыта-
ется ответить. Равное внимание при
этом уделяется композиции номера,
его литературному содержанию, его
внешности и полиграфическому каче-
р репродукции и печати.

екоторые из рецензентов первого
номера «Юного художника» указыва-
лин, что релакции еще не ясен вов-
растной состав его читателей. Дума-
ется, что это замечание необосновая-
нс. Самое опасное — ото «инфантиль-
ное» отношение к эстетическому в0с-
питанию. детей, сюсюканье и отрани-
чение круга читателей какой-либо
узкой возрастной труппой. Журнал
встал на правильный путь, высоко:
расценив пытливость и активность
советских детей и прелложив их вни-
манию материал, который © отром-
ным интересом прочтет и взрослый
самодеятельный. художник, сейчас
еще, к сожалению, лишенный хоро-
шего собственного издания. ‘Неуме-
стен и узко-педагогический, инструк-
тивный уклон при ознакомлении юно-
10 читателя с искусством. Журнал ня
в коем случае не должен расематои-
Еалься только как школьное  посо-
бие. Увлекательная литературная
форма изложения, со вкусом подоб-
ранные репродукции, широкий кру-
Гозор, — обязательные условия с03-
дания хорошего журнала для детей.

Именно такое любовное, творческое
отношение к своей аудитории, судя
по первым номерам, харажтеризует
	* «Юный хуложник» Ежемесяч-
ный журнал, Оргав ЦК ВЛКСМ,
Jiermanat, NN 1—2—3,
	В городах Советского союза. рабо-
тают 120 цирков. 52 из них выстро-
ены после революции. Отличные ма-
нежи есть уже и в Семипалатин-
соке, и в Анжерке, и в Сталинеке,
и в Магнитогорске, и в городе Моло-
тове, и в Нижнем ‘Тагиле, и в Ена-
Киево, и в Макеевке. Новые цирки
Саратова, Иванова и Воронежа не
только Не хуже, а, пожалуй, даже
лучше своего московского собрата.

Если бы можно было приподнять
крыши ватонов в поездах, идущих ©
севера на ют, из Хабаровока в Мос-
вву, из Балты в Винницу, из Том-
ска в Тюмень, вероятно, в каждом со-
ставе среди пассажиров нашлось бы
несколько представителей славного
племени советских циркачей.

Это действует центральный «кон-
вейер», который Ттонит «номера» от
циркового сердца — московского ма-
Hema, — в самые отдаленные горо-
да, на окраины, в заводские посел-
ки, на новостройки...

Классический цирк держалея я
трех китах — физкультуре, дресси-
ровке, клоунаде. В ‘капиталистичес-
щих странах манеж уже. давно за-
мутнен варьете и шантаном, Скаб-
резные куплеты вытеснили разящую
шутку клоуна. Технические‘ аттрак-
ционы гонят с арены лошадь и дрес-
сировщика. Мюзик-холльные” номера
заслоняют акробатику. Атлеты, эк-
вилибристы, жонглеры отходят на
второй и третий план.

Собственно товоря, до революции
русского цирка не было. ‘85 процен-
тов артистов, выступавших Ha глав-
	Ча cone
	ПОЧТЫ работы на местах, Че оказывают им
т оперативной помощи и‘с большим

опозданием реатируют на поставлен-

Her рамотная ные местами вопросы.

Все еще не организована провзр-
газета ка выполнения директив Веесоюзно-

са о ис, д
	го комитета. В результале этого да-
же такая зажнейпая, директива, кав
постановление Комитета о пьебе «Бо-
татыри», ме получила еще достаточ-
ного отражения в фаботе ряда Rpa-
евых и областных управлений ив 0т-
дельных отраслевых управлениях
самого Всесоюзного комитета.
Самым серьезным недостатком в
работе ‘отраслевых управлений Взе.
союзный комитет считает отсутствие
руководства местами в области идей-
но-творческой работы, :
Всесоюзный комитет предложил
при составлении плана работ упраз-
лений на 1937 т. исходить из тот6.
что одной из важнейших залач каж-
дого управления является системати-
ческое и повседневное руководство
цериферией, проверка выполнения
местами директив Всесоюзном коми-
тета и практическая помощь’ местам.
	Управления должны  систематиче-
ски посылать на места крупнейших
специалистов и уже в течение де-
кабря команлировать на периферию
15 специалистов по театру, 10 специ
алистов по музыке и 8  специалистов
по Изо.

Для подготовки совещания началь-
ников республиканских, краевых и
областных управлений но делам ио-
кусетв, которое состоится во конце
января, на периферию команлируют-
ся бригады во главе © ответетвенны-
ми работниками Комитета: тов. Вояр-
ский едет на Украину, тов. Шати-
лов —в Минск, тов, Толмачев — в
Сталинтрал, тов. Эдельсон — в Ростов,
тов. Питерский — в гор. Горький, тов.
Имас —в Татарию и тов. Кариов —
в Пятигорск.

На январоком совещании будут 38-
слушаны. доклады начальников уш-
равлений УССР, БОСР и Свердлов-
ского и будет обсуждаться план фа-
бот по искусству в 1937 г.

В практику ‘работы Всесоюзного
комитета вводится систематическое
васлушивание отчетов местных Yul-
равлений. В течение декабря и янва-
	ря будут заслушаны отчеты качаль-
	ников управлений Горьковского края
и Татарии, ‘
	Дажкигиты Тугавовы. Жокей Серж.
Узбекские артисты — Тушкал-бой,
труппа, в которой работают три по-
коления — дед 75 лет, сыновья и
внуки.

Как раз в советском цирке о ус-
пехом восстанавливаются те жанры
благородного искусбтва, которые wa
западно-европейском и американском
манеже вытесняются наносным шла-
ком варьете и шантанов. У нас поль-
зуются успехом He чревовещалтели,
не люди-аквариумы, глотающие_ ля-
гушек и выпивающие 100 литров
воды, не балерины, пляшущие на
горлышках бутылок шампанского, &
партерные акробаты, наездники, жоч-
глеры, дрессировщики, прытуны, си-
лачи, бесстрашные тимнасты, лета-
ющие © трапеции на трапецию...

Уже совсем в последние дни мы
видели прекрасный отважный полет
без сетки под куполом молодых Вя-
вовых. Кстати, нынешняя. — наибо-
лез удачная — программа московоко-
№ цирка целиком составлена из со-
	ветских номеров, при чем актеры
	решили. даже отказаться от традици;
онного энглизирования и итальниро-
вания своих ‘фамилий. Бороненко —
так Бороненко. Вязовы — tax Bae
зовы; Гладильщиков — так Гладиль-
щиков.

Артистам советского цирка нечего
стесняться своих русских имен. Мы
даже уверены, что скоро в Америке
появятся. Томы и Ричардлы Дуровы,
ав Италии Гуго и Бениато Гладиль-
DMTROBL.
	Времена меняются...
	«Советскому искусству» уже при-
холилось отмечать ряд  неграмотно-
стей, обнаруженных на страницах
издаваемой общественными ортаниза-
циями Большого театра тазеты «Со-
ветский артист»,

Увы, а воз и ныне там!..

В последнем (47) номере газеты мы
читаем о том, что «начались сцени-
ческие етиции новой ‘’ постановки
оперы Мусоргского «Русалка». Pe-
MARTHA тазеты, выходящей в Боль-
шом театре, во’ всяком случае, каза-
лось, должна была бы знать, что опе-
ра’ «Русалка» принадлежит не Му-
сортокому, а Дарюмыжскому.

В этом же номере тазеты сообщает-
ся 0 том, что в театре «14 декабря
обсужлалиеь- доклады на с’езле това-
рищей Молотова и Литвинова», хотя
всем хорошо известно, что товарищи.
	Молотов и Литвинов, выступали на
Чрезвычайном \У1Ш всесоюзном с’езде
советов не с докладами, а с речами
в прениях по докладу тов. Сталина.

Одна из статей, напечатанных в
послелнем номере газеты «Советский
артист», имеет заголовок: «Артист
юоветского театра должен быть куль-
турным, передовым человеком». Куль-
турным, передовым человеком должен
быть не только артист советского те-
атра, но и релактор газеты «Совет-
ский артист».
	25 декабрл
редакция газеты
«Советское искусство»
созывает
	ИЗОКРИТИКОВ
	Совещание состоится в по-
мещении редакции-—Страстной
бульвар, д. 11 (во ыы
Начало в 8 час. вечера.
Вход по пригласительным
билетам
	полтора года назад были предметом
раюследования специальной комиссии
союза писателей. Комиссия тогда об’-
явила Шершеневичу строгий выговор
© предупреждением. Никаких новых
проступков Шершеневич не совершал,
Кем же вызван поток статей в газе»

тах? Как установила комиссия, так.

сказать «вдохновителем» всей этой
травли является группа ленинград-
ских конкурентов  Шершеневича 80
тлаве с Янковским, которые ввели в

% Оперный «arp um. Crannene»
ского 1 января, опектаклем «Кар
мен», начинает свой зимний 06301
в помещенни театра ям. Ленивь
oe 5лубе Tpexropao manydarry~

Театр готовит «Риголетто» 6 вовым
текстом IL Аренского. Постановку,
по плану народного артиста Comes
ССР К. С. Стантелавекого, осущест“
ляет П. Румянцев; художник М. Бо
бышев, дирижер 0. Брон.

Зам. директора театра назначена
Е. С. Животова (вместо освобожден»
	ES ER EE ЗУМА ИНО Bae 96% \ Выставочный сектор «Лени
зет. Ре в-свое распоряжение ‘для

Группком решил обратиться в с0юз  стационарных выставок новый выс»
писателей с просьбой срочно разоб-

вочный зал. 25 декабря в шем 01“
рать дело Шершеневича. крывается выставка Ффосописи тканей,
	Ответственный редактор И. Л. АЛЬТМАН,
Издатель: Журнально-газетное об’е диненив,
	Адрес редакции: Москва, Страст ной бупьвар, 41. Телефон 3-42-45,
	па  ч9г Г, На журналы,
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
	Массовый научно-технический
ежемесячный журнал
«Изобретатель» освещает вопровы
изобретательства во всех обла»
стях. налпего народного хозяйства,
Подписная цена: 12 мес, — 9 руб..
	6 мес. — 4 т. Бк.. 8 ме. —
? р. 25 к.
	ОТВРЫТА ПОДВИСКА на 1937 г. на
			ежемесячный иллюстрированный
авиаационо-етортивный им авпо-
технический журнал,

«Самолет» освещает все вопросы
авиа-спорта и аэроклубной фабо-
ты Осоавиахима COOP wu авиа-
ционной работы добровольных и
опортивных обществ.

Подписная цена: 12 мес. —9 руб.,
6 мес. = 4 т. 50 к 8 ме am
		Евг. Бермонт
	TCKOM мае е
	В журнале «Орган» артист Бобби
Астор, оценивая аудиторию советеко-
го цирка, пишет, что чпублика вни-
мательня, ‘сосредоточена и уважает
и чтит артиста. Также и директора».

Понятно, что в таких ‘условиях
рост циркового искусства происходил
необычайно быстро. Созданный 190
лет назад цирковой техникум выпу-
скает по 20—30 новых номеров в
гол.

- Большое значение имеют также
художественно-производственные ма-
стерские, созданные при многих
цирках. Здесь делают «номера»,
Здесь повышают квалификацию. ста-
рые актеры. Из мастерских совсем
недавно зышли уже успевшие заре-
воменловать себя на московском ма-
рже  прессировщик Юрий Дуров,
Рулиф (акробат на пальме), отваж-
ные наезлницы Валези (не омущай-
тесь итальянской фамилией — это
просто Валя, Леля, Зина), Славокие
и др.

Наши циркачи — циркачи миро-
вого класса. Многих из них манят
контрактами и европёйско-американ-
‹$кимн. турне Фаграничные антрепре-
неры. Известный ‘американский циу-
ковладелец Фиттертлод прислал пись-
мо в дирекцию цирков, «умоляя»
отпустить в Соединенные штаты зк-
робатическую труппу «Кадыр-Гулям».

Володя Дуров’ — талантливый про-
должатель дела своем деда Анато-
лия Дурова. Заслуженный артист Бо-
рис Эдер — отважнейший дрессиров-
щик хищных зверей. Партерные ак-
робаты Зоечка и Георгий Петровские.
	ПОДПИСКУ НАПРАВЛЯЙТЕ почтовым переводом: Москва, 8, Отрастной
бульвар, 11, Жургазоб’единение, или сдавайте инструкторам и уполномо-
ченным Жургаза на местах. Подписка также принимается повсеместно
почтой, отделениями Союзпечати и уполномоченн

ыми транспортных газет,
В москве уполномоченных вызывайте но тел. 1-35-98.
	ЖУРГАЗОБЕЛИНЕНИЕ.
	ГОСУДАРСТВЕННОЕ
‚ МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
	ОТКРЫТА ПОДПИСКА на 1937 год
			„СОВЕТСКАЯ REY Stee ae
	Орган Союза Советских Композиторо»
12 номеров в год
‹ Журнал освещает деятельность со за » BOO
области музыкальной жизни CCOP, зарубежную музыкальную жизнь
новейшие достижекия музыкальной промышленности и техники.
О 1937 года журнал будет худо жес

твевно оформлен и иллюстрирован,
	Полпиеная пеня на 1 мес, — 30 руб. на 6 мес. - 15 руб.
на 3 мес, — Тр, 50 к,
„Отдельный номер — 2 руб. 50 к.
ПОДПИСКА ПРИНИМАЕТСЯ отделениями, магазинами, — киосками,
уполномоченными КОГИЗ’а, на почте и в Главкой подписной конторе
НОГИЗ’в — Москва, Маросейка. 7
	«За ивндустризлизацию», Москра, Цветной бульвар, 80,