16 января 1949 г., № 13 (1237). _
			‘но усложнять. такие тренировки требова-
	нием вести ‘одновременно наблюдение и за
	‘приборами.
	Осмотрительность летчика имеет огром-
ное знамение для выполнения любого: по-’
летного задания. Без осмотрительности, без
правильного распределения своего внима-
ния летчик вообще не может рассчиты-
вать на успешный исход полета.
	Il, видимо, потому, что осмотрительность
представляется, как само собой разумею-
щееся, вполне естественное качество  лет-
чика, некоторые командиры очень мало
уделяют внимания настойчивому и методи-
чески грамотному воспитанию у авиаторов
этой осмотрительности. Отдельные  коман-
диры. нередко оценивают осмотрительность
_ летчика только по ‘его’ действиям › перед
взлетом — на линии предварительного и
исполнительного старта — и в то же вре-
мя не анализируют, насколько. правильно
распределял летчик св0е внимание в в03-
духе, особенно в момент pacuera и произ-
волства посадки.
	Наблюдаешь иногда за полетом того или
иного летчика’ е земли, и кажется, что и
техника пилотирования у него приличная,
и с осмотрительностью все обстоит, вроде,
благополучно. Но вот летчик производит
посадку, и видишь, что на заруливании он
забыл убрать щитки. А подойдя к самоле-
ту, убеждаешься, что’ этот летчик пере-
трел или переохладил мотор. Следователь-
но, показания приборов не были в сфере
внимания летчика в воздухе.
	Для отработки навыков осмотрительности
н правильного распределения внимания в
полете применяются различные методы.
Например, я в дни полетов нередко прибе-
гаю к периодическому контролю летчиков,
находящихся в воздухе, путем запроса их
© земли по радио о показаниях приборов.
Правда, такие запросы отчасти «засоряют»
эфир, но, с точки зрения мобилизации вни-
мания летчика, дают очень хорошие pe-
зультаты. Если летчик быстро и точно от-
ветил на запрос земли, то это свидетельст-
вует, чо он хорошо владеет радиосред-
ствами и лостаточно внимателен.
	Обучение летчика  осмотрительности,
правильному распределению внимания не-
обходимо начинать на земле в ходе пред-
варительной подготовки. Работая вместе с
летчиком на тренажере или непосредствен-
но в кабине самолета, командир одновре-
менно с постановкой вводных на выполне-
ние того или иного элемента полета  дол-
жен следить: правильно ли летчик. распре-
деляет свое внимание, в какой последова-
тельности и как долго он смотрит ‘на при-
боры кабины, упускает ли при этом из
виду окружающую его самолет обстановку
ERI
	Скоротечноеть выполнения элементов по-
лета требует от летчика максимальной соб-
ранности и точности всех его действий,
чтобы каждое движение было рассчитано,
каждый взгляд — целенаправлен. Для от-
работки таких навыков с успехом  мотут
быть использованы показные полеты на.
двухместном самолете, когда обучаемый
летчик дублирует действия инструктора. В
данном случае обязанность командира со-
стоит в основном в том, чтобы показать
последовательноеть и продолжительность
всех действий летчика в полете вплоть до
поворотов головы. ре

Умение видеть заднюю полусферу так
же, как и переднюю, позволяет  летчику
свободно управлять самолетом. И главное
— круговая осмотрительноеть имеет  ис-
ключительное значение для успешного ве-
дения воздушного боя и ие: боя на
вертикальных маневрах.

После отработки круговой  осмотритель-
ности, связанной с выполнением той или
иной эволюции самолета, следует постепен-
		Рассказы об офицерах
	Становление лешчика
	С летчиком-инструктором капитаном Op-
IOBWM мы познакомились на аэродроме. Де-
лясь впечатлениями только что закончив“
нюгося летното ‘дня, мы коснулись методи“
ки обучения летчиков. В этот день особен-
но отличилея лейтенант Усов. Фигуры
высшего пилотажа он выполнял без - рыв-
ков и плошадок, с той чистотой и легко-
стью, которые свидетельствуют 0 большом
летном мастерстве. Мы выразили. уверен-
ность, что Усов-то уж наверное легко ов-
ладел искусством полета. я

— Не угадали, — улыбнулся мой 000е-
седник, — этот летчик-—мой ученик. Если
хотите, я расскажу о шем подробнее.

В авиационное училище, — начал ‘евой
рассказ. Орлов, -—— я вернулся из строевой
части вскоре же. после войны. Учить кур-
сантов летать я люблю и после значитель-
ного перерыва © охотой принялся’ за зна“
комое дело. 06 Усове впервые я услышал
от своего товарища, тоже летчика-инструк-
тора, Жукова.

_ — Хорошие у меня курсанты На STI
‘раз подобрались. Вот только Усов всю грул-
	  пу портит, — сказал он мне каб-то.
	__ — Ч, неспособный: —  поинтересо-
вался я.

‚— Как сказать. Вроде способности есть,
8 летать не может. :

` Вторично услышал я Фамилию Усова в
учебной части. Иго собирались отчистить
из училища за  неуспеваемость.  По-
том я позабыл об Усове. Но вскоре капи-
тан Жуков серьезно заболел, и продолжать
обучение его группы пришлось мне.
списке курсантов числился Усов. Этому 4,
признаться, не обрадовалея — работы бы-
ло и так вполне достаточно. Знакомясь 6
курсантами, я вематривался в молодые ли-
ца, стараясь по внешнему виду определить
самоге неспособното ученика. Каково же
было мов удивление, кода на фамилию
«Усов» отозвалея крепко сбитый юноша ¢
умным, веселым лицом.

После первых же полетов я вынужден
был сотласиться © мнением Жукова. Усов
‘действительно был «трудным» учеником.
И эта трудность заключалась в том, ‘что
‘нельзя было ераву определить, почему он
плохо летает, /бычно неспособного’ курсан-
та. легко отличить. После полета он
выглядит усталым и расстроенным. Усов
же выходил из кабины бодрым и при этом
‘обязательно улыбалея. Бывало спросишь:

— Ну, что, товарищ курсант, как дела?

— Нормально, товарищ капитан, — 9т-
вотит он и снова. улыбнется, .
	Дол я. бился,  шка че п-
HAT, почему этот физически здо-
рювый, сообразительный, © быстрой ре-
	акцией курсант, постоянно отстает в усне-
ваемости от товарищей. Все дело было в
том, что Усов при хороших — лет-
ных  вадатках He обладал нужной
летчику целеустремленностью, 10с0б-
ностью ‘ сосредоточивать все свои си-
лы и внимание на выполнении 3a-
данного упражнения. Он все время отвле-
кался, и его мысли скакали © предмета на
предмет. я
Повторные упражнения, стротие внуше-
	ния и другие, методы воздействия на кур-
	санта Усова не производили впечатления,
и, честно говоря, мне не раз хотелось на-
писать рапорт о его отчислении. Менало
лишь профессиональное самолюбие, ‘да и
притом «трудный» курсант обычно бывает
интересен. Понять ео недостатки, устра-
нить их и сделать курсанта хорошим лет-
чиком — эт дает нам,  инетрукторам,
большое моральное удовлетворение. Ия
твердо решил научить Усова хорошо летать.

Вскоре эт мое решение подверглось.
серьезному испытанию. Рассеянность Усо-
ва чуть было не привела к летному про-
исшествию. У меня с командиром по эт9-
му поводу был весьма неприятный  разго-
вор. Сразу после разговора я’ раздражен-
ный, пришел на зэродром. Смотрю, Усов
стоит в строю как ни в чем не бывало.
Тут я его вызвал и отчитал как следует
за рассеянноеть.

‚ —,Вот. что, товарищ Усов, — сказал я
в заключение, — приказываю вам нахо-
диться на аэродроме неотлучно при мне,
Будете наблюдать за полетами и 060 всех
опибках курсантов докладывать, & летать
я вам пока запрещаю.

Это решение я принял в момент разгово-
	дир, который не умвет правильно органи-
зовать и направить работу своих помэщ-
ников. Только тот командир хорош, У ко-
торого каждый подчиненный стоит на
своем месте и сам несет ответственность
за вверенный ему участок работы. Долг
командира — научить своих людей = yMe-
нию ‘справляться ео всеми возложенными
на них обязанностями. а

В этом отношении весьма  поучителен
следующий пример. Две эскадрильи Н-ской
авиачаети имели приблизительно. одина-
ковые и сравнительно хорошие показатели
по боевой и политической подготовке. Но
методы достижения этих успехов были раз+
личные. Командир одного подразделения
старался все делать сам. И надо сказать,
что его деятельная, кипучая натура поз-
воляла ему иногда выполнять то, что
должны были делать командиры звеньев.
Офицер, возглавлявший другую эскадрилью,
напротив, старалея больше втянуть в ра-
боту своих заместителей и командиров зве-
нъев, учил их, как надо обучать и воспи-
тывать людей. И вот случилось так, что
ofa эти командира выбыли на некоторый
срок из своих подразделений. Прошло не-
уного времени, и различие методов двух
командиров дало себя знать. -

В той эекадрилье, где командир ста-
рался делать все сам, дела шли всё хуже
‚и хуже, потому что заменившие его люди
не были подготовлены к самостоятельной
командирсекой деятельности. В другом же
подразделении, командир которого веячески
развивал инициативу подчиненных, учил
их, ничего не изменилось. Здесь напстись
вполне подготовленные офицеры для ус-
пенного руководства  эскадрильей. Этот
пример говорит о том, как важно, чтобы
команциры эскадрилий постоянно поощря-
ли полезную инициативу своих заместите-
лей и командиров звеньев, прививали бы
им чуветво личной ответственности за бо-
евую подготовку всего подразделения, учи-
ли бы их трудному и необходимому искус-
ству воспитания и обучения воинов.
	ра, м оно оБазалось правильным. Такого
курсанта инструктор должен постоянно дер»
жать под наблюдением, все время оказы“
вать наз неш нужное влияние.

Вначале Усову припиюсь трудно. Ска-
жем, выполнит какой-нибудь курсант п-
садку; я сразу к Усову.

— Ваши замечания?

Усов мнется, молчит или говорит не то,
aro надо. Я. поправляю. Самолюбие у Усо-
ва было большое. Омютрю, он все мои по-
правки начинает записывать и в следую-
щий раз ‘прежде, чем говорить, в них 3a-
тлянет и”’полумает. Постепенно он при
учился самостоятельно анализировать и
опенивать оптибки, допускаемые ‘другими в
технике пилотирования. Все чаще и чаще
стал он думать о том, что ели он в
состоянии понимать ошибки других, то и в
своих собственных действиях в полете 6у-
дет теперь отдавать полный отчет. Однах-
ды, когда мы на аэродроме остались одни,
Усов обратился ко мне со следующими сло-
вами: 7
—- Неужели я, товарищ капитан, лез
тать не научусь? Ну, были у меня ошибки,
да у кого их нё было! Вы тоже, наверное,
не всегда чак летали, как сейчас.

— ЛДа,— ответил я,—не всегда, и опиб-
`ки совершать приходилось; только в в0з-
духе и особенно в бою за ошибки прихо-
длится серьезно расплачиваться,

Й я рассказал Усову of одной своей
ошибке во время войны. Было это в боях
на Днепре. Выходя из атаки, я допустил
неверный маневр и попал под огонь про-
тивника. Меня ранило, мотор тоже повре-
дило, он стал терять обороты. Внизу были
немцы, вдалеке виднелись мощные изгибы
Днепра. Начал тянуть к своим. Самолет
быстро снижалея, и, чтобы перелететь ли-
нию фронта, мне потребовалось все знание
техники пилотирования. Наконец, почти
под самым крылом мелькнули последние
немецкие окопы, и через несколько секунд
мой самолет коснулся земли, Я приземлил-
ся в расположении напгих войск.

— Вищите, к чему может привести не-
верный маневр в боевой обстановке.

А в заключение говорю:

— Хочу, чтобы из вас отличный летчик
получился. Правда, вам сначала научиться
летать надо, ‘но для этото Y BAC есть в66
возможности.

Постепенно перемена, происходившая в
курсанте, стала все более и более заметной,
Он уже правильно подмечал ошибки, допу-
щенные товарищами в технике пилотиро-
вания, Так, например, у Холодова при
взлете маппина едва заметно ушла в CTO-
рону. Усов мне сразу сообщает:

— Товарищ капитан, курсант не вы-
держал направления, это за ним замечает-
ся впервые.

Или самолет при посадке взмыл вверх
— опять мне обстоятельный доклад:

“ — Товарищ командир, курсант Нахутик
на большой скорости подошел к земле и
‚резко взял ручку на себя.

Наконец, наступил такой день, когда к
замечаниям Усова мне нечего было добз-
ВИТЬ. Я Так 0б этом и сказал:

‚. — Товарищи курсанты, учтите -замеча-
ния Усова, мне к ним добавить нечем,

Усов даже покраснел от удовольствия и
после занятий подошел ко Мне,
  — Товарищ капитан, когда же разре-
шите начать летать?

Собственно, на этом можно было бы и
закончить рассказ о воспитании Усова.
Курсант обрел необходимую летчику целе-
устремленность. Когда снова мы поднялись
се ним в воздух, то казалось, будто в ка-
 бине сидит друтой человек. Отлично заме-
чая собственные ошибки и понимая их
причину, Усов скоро от них избавился. Из-
менилось у него даже выражение лица,
Между бровями валегла упрямая морщин-
ка, он как-то повзрослел, посерьезнел. Усов
быетро догнал своих товарищей по учебе.
3&8 дисциплинированность и инициативу он
был назначен старшиной роты и окончил
училище круглым отличником.

Теперь он сам с успехом обучает и вос
питывает курсантов.

— Такова история офицер» Усова, —
закончил свой рассказ капитан Орлов, —

ри правильном методе обучения из каждо-
TO курсанта можно сделать хорошего пет-
чика. А ГОЛИКОВ.
	В этом отношении очень правильно, нз
наш взгляд, поступает командир эскад-
рильи майор Губич. У него командиры
звеньев. — полные хозяева в своих под-
разделениях. Майор Губич считает, что
командир звена обязан быть, первым дол-
гом, превосходным летчиком и хорошим
методистом, способным быстро. научить
подчиненных, как надо выполнять тот
или другой элемент полета. Если командир
эскадрильи не привил своим командирам
звеньев. необходимых навыков для обуче-
ния и воспитания летчика, значит, он He
решил своей главной задачи. Командир
звена обязан быть на толову выше своих
подчиненных и в политическом развитии,
и в профессиональной подготовке. Без та-
кого превосходства командир звена вряд
ли будет способен проявить разумную
инициативу в своей практической деятель-
ности,

„Для повышения методической культуры
авиационных командиров надо регулярно
проводить соответствующие сборы. Препо-
давать на этих сборах должны высокопод-
готовленные,, опытные методисты. Воспи-
тание инициативы у командира — слож-
ное дело. И начинать его, по нашему мне-
нию, нужно не со слов «проявляй инициа-
тиву», 3 с обучения командира тому, как
же именно должен он это делать.

` Если командир настойчиво и успешно
работает над повышением своих знаний,
каждый. день старается обогатить свой»
теоретический и. практический багаж, то
У него появятся и свежие мысли, и стрем-
ление. делать все лучше, точнее. А это же-
лание, опирающееся на прочные знания и
опыт, как раз и будет. источником полез-
ной, творческой инициативы командира, на-
правленной на улучшение наземной подго-
товки, на обучение и воспитание умелых и
мужественных сталинских соколов,  на-
дежных защитников нашей любимой  co-
циалистической Родины, :

‚ _ Герой Советского Союза
генерал-майор авиации И. ДЗУСОВ.
	Вогда командир убедится, чте в процессе
наземных тренировок обучаемый им летчик
достаточно закрепил свои навыки осмотри-
тельности, его можно выпустить в воздух.
После каждого ‘полета летчика необходимо
спрашивать, что и где ‘им было замечено.
Если, допустим, летчик видел самолеты, то
сколько, какого типа, направление их
полета, высота и т. д. Такими же контроль-
ными вопросами следует проверять и нз-
блюдение летчика за землей: за движением
машин, поездов, были ли замечены им хо-
рошие ‘площадки, пригодные для вынуж-
денной посадки. Подобные опросы застав-
ляют летчиков быть в полете бдительными
и наблюдательными.

- Как показал опыт нашей части, исклю-
чительно действенным средством в обуче-
нии летного“ состава осмотрительности яв-
ляется применение  спедизльных самоле-
	ляется применение
TOB-.
	_В день полетов, когда экипажи уходят
	на выполнение определенного задания, под-
	нимается в воздух и самолет-«охотник»
большой красной стрелой на фюзеляже.
Его задача—незаметно появиться из-за 0б-
лаков или CO стороны солнца и из. кинопу-
	лемета «обстрелять» сзмолет, летчик KOTO-
	рого «зазевался» в воздухе, (Бо качестве.
«охотника» обычно летают наиболее опыт-
ные авиаторы, умеющие выбрать наиболее
выгодный момент для своей атаки, KOTO-
рая в то же время не дезорганизовала бы
общего порядка в воздухе, не мешала бы
выполнению основного задания экипажами.
Судя по опыту, наиболее выгодной  ата-’
кой  самолета-‹«охотника» является ата-
ка под малыми ракурсами  /а или ?№ с
углом ИНН или пикирования 20—
30°.

Ни в коем случае «охотнику» нельзя
производить атаки самолетов, которые вы-
полняют вертикальные фигуры. Наиболее
целесообразным применением «охотника»
является штурманский полет, когда’ наблю-
дение за задней полусферой летчик выпол-
няет периодически. В целях отработки эле-
ментов осмотрительности на маршруте мож-
но на место ведущего назначать менее
опытного летчика, что заставит его с особой
ответственностью отнестись к наблюдению
за воздухом. Кроме того. в полете по марш-
руту желательно, чтобы ведомые время
от времени совершали перестроения из од-
ного пеленга в другой, особенное в сторону.
солнца, откуда. наиболее вероятно появле-
ние самолета-«охотника». Последний м0-
жет совершать свои атаки на самолеты при.
входе их в зону и в момент выхода из нее,
а также в интервалы между выполняемы-
ми ими пилотажными фигурами.
	В случае неудачной атаки «охотнику»
не следует повторять ее. Летчик, своевре-
менно обнаруживиий «охотника», ‘должен
отвернуть свой самолет на 30 — 40° и
покачать крыльями. В свою очередь «охот-
ник», увидев эти эволюции самолета, обя-
зан ответить также глубоким однократным
покачиванием и удалиться, Если внезапная
атака «охотнику» удалась, он должен 33:
фиксировать время, место и номер еамоле-
та. По возвращении «охотника» на 29р0-
	  дром его пленку. необхолимо быстро отра-
	ботать и представить командиру для  ис-
пользования на разборе полетов.
	Нрочные навыки осмотрительности, уме-
	чие правильно распределять внимание в
полете должны прививаться каждому лет-
чику повседневно как в ходе предвари-
тельной подготовки в полетам, так и в
воздухе. .
Капитан Г. ШАБАЛИН.
	жайшие дни в Воениздате книги о Можай-
ском — подполковник Шипилов подробно
рассказал о жизни и деятельности славно-
го патриота нашей Родины, о его работах
HO созданию аэроплана и 0 состоявшемся
20 июля 1882 г. в Врасном Селе, под Пе-
тербургом, полете на нем механика Бал-

тийского завода Ивана Никифоровича Толу-
бева.
	АСТЕРА БОМБОВОГО УДАРА. Успешно начался новый учебный год в под-
	авиачасти. Теоретическую учебу в
сочетают с тактической тренировкой
	1ТА разделениях Н-ской бомбардировочной
классах летчики, шлурманы, стрелки-радисты
	В EEE SR

в воздухе. На снимк

ветского Союза майор Л. Чесноков ко
лейтенанта М. Кожемякина и летчиков
	NCYALTHPy CT ROMA с
лейтенанта Ю. Данина и старшего лей-
	Фото майора М. Рунова.
		тенанта В. Полякова в часы самостоятельной подготовки.
	бучая куреве

Год назад я в числе нескольких вурсан-
тов-ВЫПУСЕНИКоВ был оставлен в Вачин-
ском авизучилище летчиком-инструктором,
Перед тем, как приступить к работе, все
молодые инструкторы нашего  подразделе-
ния прошли двухмесячную подготовку под
руководством опытных офицеров-педагогов.
Мы изучали педагогику, пеихологию, ме-

тодику летного обучения и ряд других HH
сциплин.

После теоретической учебы молодые ин-
структоры приступили к практической
тренировке. Важдый из нас критически
оценивал свои действия в воздухе.

По мнению командира звена, я летал хо-
рошо, но умения обучать летному делу у.
меня еше не было. Систематическая  тре-.
нировка помогла мне не только значитель-
но улучшить технику пилотирования, HO
и приобрести необходимые методические
навыки.

Несмотря на основательную подготовку
K приему группы, в первые. месяцы рабо-
ты я встретил ряд трудностей. Так, в на-
чале учебы я не мог правильно опреде-
лять причины ошибок курсантов: Всякие
отклонения от норм полета замечал пра-
ВИЛЬНО; а ВОТ сказать, почему они 102\зо-
шли, как их лучше исправить, — не мог.
Приобрести нужный опыт мне помог кон-
кретными указаниями и советами коман-
дир звена.

Когда я не сумел определить, почему
курсант Батрак резко работает рулями и
не сохраняет профиля посадки, ‘старший
лейтенант Белов, проверив действия моего
ученика, сказал, что обучаемый неправиль-
но распределяет внимание при планирова-
нии — провожает землю глазами под са-
молет. Лля того, чтобы выработать у кур-
санта Батрака навык скользящего взгляда,
я, по совету командира звена, использовал
переезды на аэродром и обратно, совершае-
мые на ‘автомашине; Результат оказался
положительным. Вскоре курсант научился
грамотно выполнять посадку.

Приведу другой случай. Курсант Cono-
лов при взлете не сохранял направления и`
положения капота самолета относительно
торизонта. Нричину этой онтибки я тоже
не смог самостоятельно определить, Тогла
	ЗАКАВВАЗСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 15
января. (По телеграфу ст наш.  корр.).
Воины Н-ской гвардейской авиачасти в. ис-
текшем году добились значительной  эко-
номии горючих и смазочных материалов.
Летчики подразделения гвардии капитана
Шепелева сэкономили горючего на’ He-
сколько тысяч рублей. Хорошие показатели
по экономии имеют также экипажи друго-
го подразделения,
	В один из маршрутных полетов гвардии
лейтенант Давыдов получил самую  выео-
кую в части экономию горючего.
		тов, учусь сам
	се моим учеником слетал командир звена.
Он выяснил, что Соколов неправильно рас-
пределяет внимание при взлете.
_ Командир звена помог мне также Ha-
учиться определять с земли причины оши-
бок в технике пилотирования. Это. умение
оказалось особенно необходимым в период
самостоятельных полетов курсантов,
Первым в моей группе самостоятельно
вылетел курсант Гаспаров. Летал он хоро-
0, но иногда на посадке допускал «50з-
ла» и взмывания. Я сразу же определил
причину этих ошибок. Мне стало ясно,
что при перетягивании курсант, стараясь
	быстрее посадить самолет, не. следит 34
сохранением скорости планирования и
профиля посадки. При  недотягивании
	он, наоборот, высоко начинает выравнива-
ние, и машина ударяется колесами о зем-
лю. Сделав. правильный анализ ошибок
Гаспарова, я быстро добился устранения
HX. oo

Успех в выполнении курсантами  лет-
ных упражнений, как известно, во мно-
TOM зависит от качества наземной подго-
товки к полетам. Но у меня, как и у всех
молодых ° летчиков-инструкторов, вначале
	молодых  летчиков-инструкторов, вначале
не было навыка в проведении предвари-
	тельной и предполетной подготовки. При-
обрести его нам помогли  методиче-
ские совешания и показательные занятия,
которые регулярно проводятея в подразде-
лении.

В процессе обучения курсантов я пов-
седневно учился сам, приобретал практиче-
ские навыки летчика-инетруктора. Я видел
и чувствовал: во мне кретнет уверенность в
своих силах. Первый выпуск на учебном
самолете я произвел без летных проиеше-
ствий. Курсанты Гаепаров, Знаменский,
Батрак и Орлов сдали экзамены на
«отлично», остальные—е оценкой «хоро=
	810 =---
		Сейчае я обучаю курсантов на переход-
	ном самолете. Уроки первого года работы
заставляют меня еще серьезнее относить-
ся’ к подготовке авиационных кадров, изо
дня в день повышать свою методическую
	Лейтенант В. Г ОРОДЕЦКИЙ,
легчик-инструктор,
	Экономия горючих и смазочных материа-
лов — результат грамотной эксплоатации
авиационной техники леётным составом во
время полетов, умения летчиков подобрать
на’ каждом этапе полета наивыгоднейший
режим работы мотора.

За экономное расходование горючего бо-
		ский состав подразделений. Механики стро-
го выдерживают график опробования мото-
ров, они не допускают. mepepacxona горюче-
го.

В части хорошо поставлен учет горючих
и смазочных материалов.

умело обучают и воспитывают авиаторов.

Вечерами майор Гудаев часто заходит в
общежития летчиков, механиков, младших
авиаспециалистов, чтобы в непринужден-
ной товарищеской беседе узнать их за-
нросы, думы, настроения и, в случае He-
обходимости, помочь им в самостоятельной
работе, учебе. Видя в своем командире чут-
кого и требовательного начальника, все
подчиненные невольно тянутся к нему,
окружают его своим уважением и дове-
рием. Такое взаимное сближение команди-
ра и подчиненных делает подразделение
сплоченным боевым коллективом, способ-
ным дружно, согласованно решить любую
задачу, выполнить любой приказ.

В этом авиагарнизоне проходила ком-
сомольекая конференция. На трибуну под-
нялея один из делегатов и, рассказывая
0б успехах своей комсомольской организа-
UHM, заявил:

— В нашей эскадрилье нам, кэмсомоль-
пам, легко и приятно работать потому,
что в любом своем мероприятии мы ветре-
чаем поддержку командира, коммуниста
Гудаева. Он и план наш внимательно по-
смотрит, и во-время совет нужный подаст.
Да и сам он часто выступает перед моло-
дыми авиаторами. Вот почему все наши
комеомольцы являются примерными вои-
нами.

В самом деле, может ли командир эскад-
рильн, не опираясь на партийную и ком-
сомольскую организации, полностью вылбл-
Нить свои обязанности учителя и воепита-
теля подчиненных? Конечно, нет. Потому-
то майор Гудаев и добился таких больших
успехов, что он привел в движение всею
силу партийного и. комсомольского кол-
	лективов подразделения. МКАоммунисты и
комсомольцы стали его подлинными п9-
мошниками.
	Нередко можно слышать про отдельных
командиров: «Он у нас неутомимый. 38
любое дело берется сам», Ha наш же
взгляд, так поступает только тот  коман-
	Умело экономят горючее
	ДОКЛАД ОБА. Ф. МОЖАЙСКОМ
	В Центральном доме авиации и ПВО им.
М. В. Фрунзе нод предсехательством заслу-
женного летчика СССР Б. И. Россинското
состоялось заседание исторической секции
ДОСАВ СССР.

Присутствующие с большим интересом
выслушали доклад о создателе первого в
мире самолета А. Ф. Можайском. Доклад-
ЧИЕ — Олин из авторов выходящей в бли-

Инициатива командира в обучении
	Выбор форм и методов воспитания и
обучения каждого из’ подчиненных зави-
сит от того, насколько сам командир под-
готовлен к деятельности учителя ‘и воспи-
тателя воинов. Воздушный боец, прежде
чем стать таковым, проходит большую
школу на земле. Здесь, в классах, на аэро-
дроме, в общении с товарищами, умуд-
ренными опытом н знаниями, он получает
необходимую теоретическую подготовку,
формирует свой характер, в значительной
мере вырабатывает праклические навыки
боевого применения авиационной техники.
	Обязанности и права каждого командира
Советской Армии строго очерчены ее уста-
вами. Они определяют и основные прин-
ципы обучения и воспитания советского
воина, которыми должны  руководетво-
ваться вее наши командиры. Конкретные
же формы и способы этого воспитания дол-
жны вырабатывать сами командиры. И, как
показал опыт, формы и методы воснита-
ния бывают наиболее эффективными в том
случае, если командиры учитывают инди-
вилуальные особенности воспитуемых. Ус-
тавы не мотут дать готовых рецептов на
все случаи воинской жизни. Rak лучше
выполнить тот или иной приказ, какими
способами добиться наиболее высоких по-
казателей в боевой и политической подго-
товке подчиненных, как исправить того
или иного недисциплинированного воина?
На все подобные вопросы командиры долж-
ны сами давать исчерпывающие ответы.
Вот здесь-то они и обязаны широко при-
менить свою разумную творческую  ини-
WAATHBY. :

Я подчеркиваю слово «разумную», так
хак инициатива командира. должна. осно-
выватьея на всестороннем анализе обста-
	A0B этого подразделения заключается в
том, что его командир творчески, инициа-
тивно решает вее вопросы учебы и воепи-
тания своих подчиненных.

Для ‘убедительности можно привести
конкретный пример. Одно время было
трудно с наглядными пособиями и трена-
жерами. Это отрицательно‘ сказывалось на.
подготовке экинажей к полетам, так как.
все ‘приходилось об’яенять весьма условно:
жестами рук или же чертежами на доске.
Командира эскадрильи, всей душой болею-
щего за свое дело, такие ‘завятия удовле-.
творить не могли. У себя же в подразде-
лении он нашел. искусных ‘художников,
столяров, плотников. Прошло немного вре-
мени, и учебные класвы были оборудованы
всем необходимым для нормальной, иро-
дуктивной учебы. Не прояви командир
эскадрильи разумной инициативы в 0бору-
‚довании классов, он не смог бы  доетичь
таких замечательных результатов в летной
и наземной подготовке своих подчиненных,
какие он имеет теперь.

Получив приказ на очередные полеты,
майор Гудаев, как правило, доводит за-
дание до командиров звеньев (а те в ввою
очередь — до летчиков) за два дня до
начала его выполнения. Командиры звеньев
обычно сами готовят свои экипажи к 1о-
летам. Вместе е летчиками они изучают
содержание упражнений, тренируются на
соответствующей аппаратуре, читают нуж-
ную литературу. Шри этом майор Гудаев
строго требует, чтобы командиры звень-
ев в точности исполняли свой. обя-
занноети. и полностью использэвали дан-
ные им права. в отношении подчинен-
ных. И командиры звеньев, пользуясь под-
держкой и помощью командира эскадрильи,
	_И воспитании летчика
	новки, на глубоких теоретических знани-
ях и практическом опыте. При решении
той или иной задачи командиру необходимо
ясно предетавлять ее конечные резуль-
таты.

Несколько месяцев назад офицер Руба-
хин, готовя своих нодчиненных к сложным
полетам, решил сэкономить на этом время.
Не долго думая, он сократил отдельным
летчикам количество необходимых трениро-
вочных полетов. Это была весьма неразум-
ная инициатива. Соответствующие руково-
дящие документы требуют: ни при каких
обстоятельствах не уменьшать чисдо уп-
‘ражнений, которые должны быть выполне-
ны летчиком в воздухе, строго соблюдать
основной принцип обучения — переход от
простого ‘к сложному. Необлуманно 07-
ступив от этого требования, офицер Руба-
хин вскоре вам убедился, что егс  «ини-
циатива» принесла только вред делу.

Совершенно иначе подходит к решению’
ответственных учебно-боевых задач, напри-
мер, майор Гудаев. Эскадрилья, каторой он
командует, больше года не имеет ни одного
нарушения воинской дисциплины. Вее по-
леты здесь проходят без каких бы то ни
было происшествий, в строгом  соответ-
ствии е существующими правилами. По-
летные задания экипажи‘ этой эскадрильи
выполняют только на «хорошо» и «отлич-
но». Подразделение майора’ Гудаева ‘зани-
мает в части одно из первых мест по
боевой и политической подготовке,

Благодаря чему достигнуты эти уепе-
хи? Во-первых, благодаря тому, что майор
Гудаев сумел добиться такого положения,
когда уставы и наставления на деле
стали нерушимым законом! всего личного
состава эскадрильи. Вторая причина уепе-