Лондонские будни
		ры в вечерних туалетах, и Ha первый
	сопиальные   взгляд было даже трудно заметить кавие-
	либо перемены в быту завсегдатаев этого
	между   ресторана. Однако нам подали обед без хле-
	Лицо Лондона определяют сейчас в боль-
шей степени, чем когда-либо, сопизльные
контрасты. Контрасты между роскошными,
аристократическими кварталами, между
	Факты 0903 комментариев
	ПОЛЛЕЦ ПОДЛЕЦА ВИДИТ ИЗДАЛЕКА
	Орган крупных газетных издательств в
США «Эдитор энд паблищер» в широкове-
щательной рекламе. сообщает, что бежав-
mui из Польши Миколайчик подписал с
Херстом договор на серию статей,

Подписывать статьи будет Миколайчик,
но писать их будет находящийся на службе
у Херста гангетер пера Боб Консидин.
		Британская радиовещательная компания
осенью 1947 года организовала серию не-
обычных передач: перед микрофоном высту-
пали воры, дезертиры, спекулянты и раз’-
ясняли технику своей профессии.
		В недавно изданной в Японии . новой
школьной хрестоматии, одобренной амери-
канскими властями, можно прочесть сле-
дующие строки, адресованные неискушея-
ным детским сердцам: «Макартур — это че-
ловек, от которого не может быть утаено
ни одно событие... Каждый ребенок империи
Солнца должен был бы пожертвовать хотя
бы один лотос для изготовления цветочного
ковра, по которому ступала бы нога гене-
рала. Генерал Макартур — это сверхчело-
BeneckHl, бесстрашный американский саму-
рай...»
	ГЕНЕРАЛ КЛЕЙ НЕ ДР

ЕМЛЕТ...
	Для американских войск в Европе, по
сообщению «Дейли уоркер», организован
курс лекций на тему о «красной опасно-
сти». Один из разделов этого курса много-
значительно озаглавлен: «Правила для

опознания коммунистов».
	ПОМЕСЬ ПРОПОВЕДИ С ДЖАЗОМ
	Предприимчивый американский священник
Драйер основал корпорацию по выпуску
цветных фильмов на церковные темы с тем,
чтобы таким путем усилить посещение
церквей Каждый фильм рассчитан на
40 минут и представляет собой своеобраз-
ную смесь из джаза и проповеди.

Недавно в одной из церквей Лос-Анже-
лоса состоялась премьера первого цветного
церковного фильма, Драйер намерен выпу-
скать эти фильмы сериями и организовать
их демонстрацию в тысячах протестантских
церквей США,
		Сенатор по делам денацификации в Бре-
мене издал приказ, согласно которому
каждый бывший нацист, считающий себя
«менее виновным» или «попутчиком», сам
вправе установить для себя размер штрафа
или срок ограничения в правах. Такое
«самоосуждение» — как подчеркивает не-
мецкое агентство АДН — будет pac-
сматриваться бременским сенатором в ка-
цестве «доказательства честного муже-
ства». К маю 1948 года сенатор пообещал
таким образом «закончить» рассмотрение
90 процентов всех дел по денацификации.
	ПРЕДПОЧТЕНИЕ СОБАНАМ
	Члены клуба «Британского легиона»
городе Богнор Реджис постановили, что в
клуб отныне допускаются женщины и со-
баки. Сообщая об этом, «Дейли геральд»
уточняет: женщинам — членам легиона —
разрешено посещать клуб лишь по суббо-
там и воскресеньям; что касается собак, то
для них беспрепятственный доступ открыт
в любой день недели.
			Само имя тенерала Франко оскорбляет
здравый смысл: «франко» по-иснански 03-
	начает «верный»,  «чистосердечный»,
«благородный».

_ Тенералу Франко, ‘залившему ° кровью
	Испанию, более подходит имя «Вердуго» —
палач.
	Народ быстро подметил это несоответ-
ствие в имени, и народная молва надели-
ла кровавого диктатора и лицемера своими
кличками: «Франко — пиратский `гене-
рал», «Франко — предатель из предате-
лей»...

Испанский народ, который по природе
своей  простодушен, искренен, порывиет,
благороден,— чувствует инетинктивное от-
вращение к зловещим  предателям типа
Франко.
	У Франко нет ни одной иснанской чеу-
ты. Он словно слеплен из немецкой казар-
менной бесчувственности и мрачного вати-
канского иезунтетва. Поэтому с такой. не-
навистью был встречен Франко при свозм
появлении Ha аванспене испанских собы-
тий — внезапном, как появление марио-
нетки в кукольном театре. Поэтому нена-
висть народа к нему росла по мере того,
как воплывала на поверхность его холод-
ная, нечеловеческая и ненасытная жесто-
кость.
	С детства был он иезуитом. 1907, 1910,
1912 годы... Монархия еще была сильна.
Обеспеченные испанские семьи, желая
дать детям «хорошее» воспитание, посыля-
ли их в многочисленные колледжи иезуи-
тов. В этих колледжах, своеобразных пси-
хологических лабораториях, характер мо-
лодых людей подвергался коренной ломке:
в них развивали заискивающие манеры,
вкрадчивый голое, холодную улыбку; они
вырастали людьми е бесчувственным, чер-
ствым сердцем и тупой непревлониостью
идей, скрытых пол енисходительной маской
терпимости. И тогда их бросали в мир —
будто воздушные шары, привязанные не-
видимой нитью, которая направляла их,
заставляя подниматься и опускаться, емо-
тря по обстоятельствам, Эти молодые лю-
ди были подготовлены к совершению всех
предательств, какие только возможно со-
вершить: они готовы были предать роди-
ну, честь, народ во имя одной верности,
разумеется корыстной, — верности много-
миллионному ордену св. Игнатия, а также
Банку католической церкви.
	Таким был и Франко, прошедший пол-
ный курс клерикального лицемерия в одном
из иезуитских колледжей.
	После окончания колледжа зажиточные
испанские семьи посылали своих детей в
различные высшие учебные заведения: из
них выхолили адвокаты, инженеры, свя-
щенники. Но, по крайней мере, один из пи-
томцев семьи, следуя традиции средневе-
ковья — «Монастырь, море или королев-
ский лвор», — шёл по блестящему пути
военной карьеры. Военные должности рас-
пределялись точно по кастам; в кавалерию
шла знать, которой нравилось ‘сверкать
эполетами и плюмажем; в артиллерию —
высший и наиболее культурный слой бур-
жуазии; в пехоту — дети из семей, ши-
надлежащих в среднему классу.

Чтобы ‘вознагралить нехету за скромное
происхождение, ее называли  «елавной».
Да, она была действительно славной, когда
ею руковолили генералы вроде Риего, а ис-
панская армия играла прогрессивную роль.
Но она перестала быть славной, когда ис-
решла на службу реакции, когда во главе
ее стали такие предатели родины и на-
рода, как Франко.

Как далеки героические времена Пала-
фокса, защитника Сарагосы против фран-
цузского вторжения, Кастаньоса, победите-
ля при Байлене, Риего, великого. патрио-
та!.. Пелый век прошел с тех пор. Теперь
у офицеров, окончивитих академии, были
лишь две цели; захватить богатое. прида-
ное (то-есть жениться на состоятельной
провинпиалке) и попасть на постоянную
	колониальную войну в Марокко, чтобы
сделать быструю карьеру.
Франписко Франко, хитрый и раечет-
	ливый, осуществил 00е эти цели: женил-
ся на богатой аристократке из ‘Астурии и
отправился в Марокко строить карьеру на
невинно пролитой крови.

Известно, что там, еще совсем молодым
человеком, он стал немецким шиноном при
посредничестве своего ад’ютанта некоего
Тида Иедеи, уехавшего из Германии после
ее поражения в первой  империалиетиче-
ской войне и*ставшего в Марокко капи-
таном испанского иностранного легиона.

Таковы ступени военной карьеры Фран-
ко: тайный агент, второразрядный слуга
	Все же посетитель спросил генерала:

— Правда ли, что вы поддерживали
дружеские отношения © фашистскими дер-
жавами?

И генерал, вспомнив фразу Веведо, знаме-
нитого писателя, современника Серванте-
са,—«Лучше этого не затрагивать», — с
предельным цинизмом ответил:

— Нет, никаких!..

Окончательно расчуветвовавшийся аме-
риканский посол посоветовал Франко вета-
	вить в опустевшие рамки портреты Тру-
	мэна и Бевина.

Мистер Карлтон Хейе окончил свою
«миссию», сказав в Ватикане папе: «Фран-
ко—это святой» и заявив в Вашингтоне
Трумэну: «Франко — наш самый верный
агент в Европе...» :

Хейса не интересовало ничто другое.
Он «не заметил» 9,000 атентов гестало,
уцелевших в Испании, многочисленных
гитлеровеких преступников, фашистские от-
бросы с0 всех концов света, укрывшиеся
там, немецких исследователей, работающих
над созданием атомной бомбы, во главе ко-
торых стоит Терман фон Затерштадт.

Впрочем, если мистер Хейс их и увидел,
то он, наверное, сказал; «Это клевета!»
Одни из них, мол, служат религии, другие
присутствуют на церковном конгрессе...

Портрет Гитлера исчез из кабинета
Франко, кав неприятный след прошлого,
Но как заставить исчезнуть след собствен-
ных деяний в истории, след собственных
преступлений?

Франко прилагает большие старания в
этом направлении. По его уверениям вы-
ходит, что на место главного палача Ис-
пании его назначил не Гитлер, как это из-
вестно всему миру, а само провидение
(все диктаторы, как мы знаем, незаконные
дети провидения!).., Так Франко недавно
и сказал одному репортеру. И, взглянув на
портрет папы, добавил: «Я никогда не
верил в победу Гитлера, потому что для
бога Гитлер олицетворял собой зло.,.»

В кого же верит этот «сын провидения»?
В тех, кто кормит его и поддерживает. (е-
тодня его полновластные хозяева — аме-
риканские и английские империалисты,

Великая патриотка Испании Долорес
Ибаррури сказала: «Испания в руках
Франко подобна крапленой колоде,  кото-
PY! предоставили лучшему шулеру в им-
периалистическом игорном доме и которую
оспаривают друг у друга все интериацио-
нальные крупье».

Франко подобен слуге-плуту из клас-
сической испанской комедии, который идет
туда, TAC слышит звон дукатов. Мрачный
и зловещий, он замкнулся в дворце древ-
них королей близ Мадрида, охраняемый
гвардией из мавров.

Слышится стук в дверь:

— Ато здесь?

— Американские доллары!..

Франко открывает двери и Устраивает
для гостя пышный банкет. На этом бан-
кете гостю подается на блюде бедное‘ тело
Испании: здесь — аэродром, там -— дорож-
ные монополии, затем темное дело о поис-
ках нефти, какая-нибудь концессия для
какой-либо компании, телефонная сеть,
железные дороги... р

На следующий день снова стук в дверь.

— №10 здесь? =

— Английские фунты...

Й для английского гостя, чтобы не
обидеть его, радушный хозяин находит
кусок тела Испании и подает на банкете:
рудники Рио Тинто, фрукты Валенеий, ви-
но Хереса,

Этот генерал, раздирающий Испанию нз
куски, палач испанского народа и друг
папы, елуга того, кто платит больше, уже
не мечтает, как прежде, о «голубой импе-
рии». Американское влияние сбило с него
риторический флер, сделало его откровен-
ным бизнесменом в одежде генерала. Вме-
сте со своим семейством и своими епиеко-
пами Франко совершает операции, прода-
вая с аукциона достояние народа, богат-
ства Испании,

Англо-американские империалиеты пле-
тут вокруг Испании паутину всевозмож-
ных махинаций. А Франко и его подручные
надеются, что эта паутина, подобно бро-
нированному куполу, сможет защитить их
от всех бурь.

Но паутина — плохая броня, хотя бы
она и была соткана из золотых нитей
Услл-стрита. Для испанского народа, ок-
ружившего Франко ненавистью, не страш-
ны ни такая броня, ни укрывающиеся за
ней «дети провидения», ни предатели, пе-
решедшие под опеку американского капи-
тала. Франко не спасут его новые имне-
риалистические хозяева. Ero кровавый
путь будет оборван карающей рукой побе-
	дившего народа!
Сесар М. АРКОНАДА.
	пруссаков, глава бандитской шайки ино-
странного легиона, специалист по всем ви-
дам жестокостей колониальной войны,

Взбираясь по этим ступеням, он дости-
гает вершины -—— чина генерала. Самый
молодой генерал испанской армии! Но, как
опытный шпион, он выжидает своего часа,
не выдвигаясь на первый план; у него
пока еще нет стремительности тех испан-
ских генералов, какие внезанно обнажают
нтагу на защиту своих реакционных
убеждений и интересов буржуазии, пред-
ставителями которой они являются: мы
имеем в виду таких генералов, как Примо
де Ривера, Мильян Астрай, Санхурхо...

Оставаясь в тени, Франко, тем не ме-
нее, переходит с одной должности на дру-
тую—начальник Военной академии, глава
генерального штаба,—все время осторожно
выполняя данные ему поручения, действуя
вначале в пользу Германии, & затем уже
прямо служа Гитлеру. ’

Но наступают критические дни. Силы
фашизма разворачиваются ‚на равнинах
Иснании. Приходит час Франко. Два гене-
рала, более известные, чем. он, хотят за-
хватить в свой руки руководетво борьбой
против народных сил: Санхурхо и Moga.
06a погибают при таинетвенных  обетоя-
тельствах, очевидно, не без участия геста-
по. Франко освободилея от соперников. Он
возглавляет массовые убийства рабочих и
крестьян, и е помощью Гитлера, Mycco--
лини, & Также проводников политики т. н.
«невмешательства», после длительной, же-
стокой и неравной борьбы, овладевает Ие-
панией.

Теперь Франко — вожак испанских фа-
шистов и не скрывает этого. Он сбросил
маску, которую носил в прошлом.
	Сторонники политики  «невмешатель-
ства», «умиротворители» и реакционеры
всех мастей. все те, кто помогал Франко в
не менышей степени, чем его прямые хо-
зяева из Рима и Берлина, на короткое
время успокоились.
	И вот снова раздался трубный глас 0оя.
Война продолжается — теперь уже не в
Испании, а в Европе.

Вем же может быть Франко, если не
слугой своих господ? Предположить иное,
значило бы, как гласит испанская пого-
ворка, «просить груш у вяза». Недаром
Серрано Суньер, шурин Франко, бывший
одно время министром иностранных дел, от-
вровенно сказал: «Франко и я, а с нами
фалангистекая Испания не только покля-
лись способствовать победе Берлина, но и
желали ее со всей силой наших убежде-
ний, самых страстных и искренних».

Никто не сомневается в этом! Слишком
много доказательств: «Голубая дивизия»,
улыбающееся лицо Франко на фотографи-
ях, где он енят е Гитлером, посылка ору-
жия и сырья в Германию, наконец, заяв-
ления «каудильо»: «Иели нужно, мы по-
шлем миллион людей защищать Берлин»
(какое бахвальство! Каких это людей, от-
куда?), «Сотзники проиграли войну»
(прогноз Франко накануне Сталинграда)...

Скорбью и слезами встретил Франко раз-
гром фашизма, падение своих двух гос-
пол, Олин из артентинеких фашистов, по-
	-COTHRIINH B TO воемя Испанию, епросил
	Франко:

— Думаете ли вы и путе-
шествие по Европе?

Старая лисица. он ответил:

— Для меня материк кончается на
Пиренеях...

Но вот прошло немного времени, и для
Франко «континент» стал вновь широк.
Теперь для Франко материк кончается не
на Ниренеях, а на Уолл-стрите.

Змеи меняют кожу, потому что такова,
их природа. То же происходит со шпиона-
ми, прислужниками, лакеями, торгашами.
Хозяин умер, надо искать другого!., «На
каждого мертвого короля — новый ко-
роль», — говорит испанская поговорка.

Мистер Варлтон Хейс, бывший посол
США в Мадриде, — один из участниксв
той черной мессы, под звуки которой
Франко менял свою гадючью кожу;

Мистер Хейе, американский сторонник
Ватикана, написал книгу, озаглавленную.
«Миссия в Испании». Карлтон Хейе от-
правилея на свидание с Франко в его две-
рец Паласио дель Пардо. Говорили, что в
кабинете Франко висят портреты Гитлера,
Муссолини и папы римского. Мистер Хейе,
войдя, заметил лишь один портрет —
папы — и прослезился: «Чего только не
выдумают враги и клеветники! Этот чело-
век не имеет ничего общего с теми двумя,
которые исчезли. Это добрый католик и
ничего больше...у
	Е Ч ДА В Са OC
Риджент-парком, Грин-парком и хмурым,   ба, об’яснив это тем, что в англинсвих р9-
они ион Иет-энлом. Где сплонть   сторанах уже давно введено «право выбо-
	мрачным, трудовым Ист-эндом, где CLALOIS
и рядом встречаешь оборванных, грязных ий
бледных людей, подавленных тяжелым тру-
дом и беспроеветной нуждой.

По утрам, еще до наступления рассвета,
по улицам Иет-энда движутся в центру не-
	грязных и ра»—либо пятьдесят. граммов хлеба к 006-
	ду, либо третье блюдо.
Другой особенностью этото обеда были
	рассвета,   некоторые детали сервировки: одна чайная
	ложечка на четырех человек. Мы выразили
утирление ‘и нам почти с негодованием от-
	прерывным потоком отромные двухэтажные   удивление, и Нам поз в eee
See Tt a canary uvePEY. Tak   BeTHAH, ato Англия, вилите ли, вела вой-
	чу, и потому ей некогда было изготовлять
чакие-то там чайные ложечки. Мы так и
не осмелились спросить, почему все же ин-
	и поношенных   дустриальная Англия за два послевоенных
	года не успела еще привести в порядок, да-
ко свое ресторанное хозяйство. р
Мы видели, как голодные в Ист-энде
ищут хлеба, в то время Kak сытые в
Вест-энде ищут хорошего аппетита и Be-
селья. Правда, в этой части Лондона ne-
	ear обитатели Ист-энда предпочитают oT-   Gy,
	правляться на работу пешком: надо эвоно-
мить каждый пене.

Рабочие в комбинезонах и поношенных
шляпах идут, медленно попыхивая трубка-
ми и на ходу перебрасываясь друг с другом
отрывистыми фразами. Женщины и ребя-
тишки спешат стать в очереди, уже с само-
го’ раннего утра выстраивающиеся у про-
довольственных магазинов.
	Па

Рабочие делятся между собой новостями   Которые подозрительно увлекаются игрой
и табаком. беобенно оживленно обсуждается   в бедность, а иногда веселье ставят на ком-
	мерческую ногу, лишь бы заполучить лиш-
ний американский доллар. Рассказывают,
RAK BO время дипломатического приема
	_—  у одной высокопоставленчой британской
	официальной особы меню состояло из двух
сортов бутербродов, и хозяин пробил го-
	вопрос о том, что Советский Colos сотла-
сился предоставить Англии некоторое ко-
	личество хлеба.
	— 90 хороню, — говорят рабочие, —
русский хлеб нам значительно нужнее
американских долларов...

«Договоритьея с Россией» — таково
искреннее желание очень многих рабочих
Ист-энда, которые до сих пор не без rop-
кости называют себя «однополчанами рус-
ских». В ноябре рабочие многих пред-
приятий требовали от лейбориетекого пра-
вительетва возобновления торговых пере-
говоров с Советским Союзом.

«Нищета уничтожает юмор», — утверж-
хает английская поговорка. Здесь, в Иет-
энде, нищета не только мешает беззаботно
	Россией» —— таково   стей, сославшись на строгое нормирование
	продуктов, довольствоваться только одним
бутербродом.

Неудивительно, что именно здесь, в
кварталах Вест-энда, вокруг свадьбы в
Букингэмеком дворце был поднят оглули-
тельный ‚, Шум. Наиболее пикантным,
однако, нам кажется то, что принцесса
Елизавета, как в течение месяца наперебой
	Ист-   600бщали лондонские газеты, предполагает
	отправиться в 1948 году в путешествие
по Америке, где она намерена за высокую
плату публично лемонстрировать св06
	шутить, но и пробуждает все более острое   ПО Америке, где ‹
недовольство. Трухящиеся требуют повыше-   Плату. публично
	0 EE оф т У

ния зарплаты, енижения непомерных цен   свадебное платье. Не сомневаемся, что ми-
	на продукты и промтовары, улучшения 5и-
лищных условий.

Ист-энд утрюм, озабочен, мрачен. Во и
на обрюзгшем лице  аристократического
Вест-энда весьма явственно видны еледы
забот, тревог и слабая тень угасзющих на-
	нистр финансов мистер Врипие уже внес
в бюджет Англии эту доходную статью!
	Своеобразной резкцией на вею эту шу-
	зристократического   миху и стремление магнатов Уолл-стрита
HHO видны следы   превратить Англию «в 49-й штат CITA»
	(сердитое выражение престарелого Бернал-
та Шоу) явилась постановка олного из
	HORA, связанных с заокезнекой державой,   ла Шоу) явилась постановка
	куда уходят из лондонского порта корабли   второстепенных театров Лондона, тде №о-
	с последним английским золотом.
	лумб называется преступником и предает-
	Вогла садишься в Ист-энде в метро и вы-   ся суду за открытие Америки.
	Эта «страшная месть» отнюдь не слу-
т препатетвием FE TOMY. чтобы в кино-
	ходишь  где-нибуль на Пикалилли-серкут
	или на Риджент-стрит, кажется, что попал   жит пренятетвием к тому,
	в какую-то другую страну. элесь и пейзаж   театрах и книжных лавках Лондона все
	иной, и нравы другие.
	больше и больше устанавливалось амери-
	На смену автобусам появились такси,   канское засилье. Так, из 30 фильмов, де-
напоминающие закрытые кареты времен   монстрировавшихея в центральных кино-
французского абеолютизма. Эти странные   театрах Лондона в первых числах декабря,
	£5 были американские и только два —
английские. Книжные магазины ua Ore-
	моторизованные кареты вполне  гармони-
руют е ампирными строениями на Риджент-
	стрит, воздвигнутыми в прошлом столетии   Форд-стрит переполнены американскими
известным английским архитектором Дж.   изданиями, большей частью бульварно-
Нэшем. Здания етще хранят слелы обильной   приключенческой макулатурой и такой ая-
	маскировочной окраски военных лет.
Домов, разрушенных враки
	тисоветской стряпней. как книги Бизнеса
	вражескими   и Дина. В магазине можно найти также
	риканского «философа» А. 1.
этого современного «классика
стяжавшего себе в последнее
	«Фау-2», здесь мало, а каждое разрушенное  ! записки американского «философа»
	Менкена,
	строение наглухо закрыто ЕрИвливыми,
	многокрасочными рекламами голливудских   ЦИНИЗМа»,
	кинофильмов; и все же трудно отделаться OT   время лавры следующим заявлением:
	«Я выступаю за войну и желаю. чтобы.
	того невеселого впечатления, какое остав-
	“3 странах Западной Европы сейчас ча-
сто устраиваются кинофестивали не только
международного, но и местного значения.
При этом интересы искусства весьма про-
сто сочетаются с интересами коммерции.
Так, например, в одном из французских
городов, по сообщению «Синематографи
франсез», был устроен фестиваль фильма и...
вина. Устроители его, по их собственным
словам, ставили своей задачей «содейство-
вать развитию кино и ознакомить широкую
публику с лучшими местными винами».

ПО СТОПАМ МУССОЛИНИ
	Как сообщает французский еженедель-
ник «Аксьон», итальянское правительство
де Гаспери издало приказ, на основании
которого всем фашистам,  принимавшим
участие в войне против республиканской
Испании, возврашены льготы, пенсии и ор-
дена, какими их наградил Муссолини,
		Генерал Ведемейер, по возвращении из
своей поездки в Китай, заявил, что Чан
Кай-ши, по его мнению, является «идеаль-
ным деспотом», неоспоримой заслугой ко-
торого следует считать проявляемое им
стремление «скрупулезно выполнять все
обещания, ланные Соединенным Штатам»,
		Продажность чиновников в Бизонии до-
стигла таких размеров, что, по сообщению
специального корреспондента «Нью-Йорк
геральд трибюн», во всех муниципальных
учреждениях Мюнхена пришлось вывесить
на видном месте следующее  об’явление:
«Всякая попытка подкупить должностных
лиц приведет к судебному преследованию».
	ляет сейчас деловая часть Вест-энда. это   она быстрей началась!.. Страна любит вой-
	ну... Посмотрите на жен солдат, — как
замечательно они проводили время, когда
их мужей не было лома. Безусловно. неко-
	торые погибнут, но немало гибнет ротозеев
в от автомобильных катаетрой».
	Этот «философ» имеет много последова-
телей в Вест-энде, которые и сами иногда
пишут весьма пиничные трактаты, На та-
кого рода «любителей откровенной филоео-
фии», как их с подозрительной вежливо-
стью называют консервативные газеты, и
делает ставку английский преемник Гит-
лера — Мосли, обнаглевший‘ настолько,
что организует демонстрации е участием
бывших немецких офицеров-эсэеовцев.

Своеобразным «аккомпанементом» к этим
демонстрациям явились взрывы на экепе-
риментальной станции по испытанию но-
вых видов вооружения, в результате кото-
рых погиб известный немецкий конструк-
`тор летающих снарядов Шмидт, вывезен-
ный англичанами из Германии в качестве
«трофея». Министерство внутренних дел
оказалось вынужденным запретить осве-
щение в прессе всего того, что случилось
на станции, размещенной в подземном во-
енном заводе. Нетрудно понять, что оно
поступило так, опасаясь не жителей Вест-
энда, одобряющих гонку вооружений п
внешнюю политику Бевина, а трудового лю-
да Ист-энда и всей промышленной Англии,
испытывающего на собственной спине пло-
ды предательской политики лейбористекого
правительства.

И ОРЛОВ.
	впечатление еще больше усиливается мно-
гочисленными памятниками королей и лор-
дов весьма воинственного вида—на коне ис
обнаженной шпагой.

Единственным «ярким пятном» являют-
ся, пожалуй, витрины универсальных Ma-
газинов Оксфорд-стрит, содержимое  кото-
рых сейчас малодоступно потребителям из-
за весьма суровой системы нермировачия
всех промтоваров.

Приведем такой пример. Одна известная
парижекая актриса во время гастролей в
Лондоне получила приглашение на свадьбу
принцессы Елизаветы в Букингомский
дворе. В немалому удивлению лондонского
«высшего света», актриса на другой день
после: получения приглашения... срочно
вылетела в Париж. В беседе с корреспон-
дентом газеты «Дейли уиррор» она с00б-
щила, что отправляется в Париж для того,
	чтобы приобрести себе подходящий туалет
из английской шерсти. В Лондоне сделать.
это на полученные ею в министерстве ино-
странных дел двенадцать промтоварных
купонов актриса не смогла, так как их хва-
тило только на две пары найлоновых чулок
	зило только на две пары наилоновых чулок
и бюстгальтер...

Разумеется, речь идет о своеобразной
демонстрации, ибо в Лондоне существует
черный рынок, где можно купить все, что
угодно, заплатив втридорога.

Нам пришлось как-то в воскресный день
заглянуть в излюбленный веселящимися
обывателями Вест-энда ресторан-люке «Гайд
Парк Корнер». Играл джаз. танповали па-

пичичнаалнави ива,
вии
ase

weabese

ad TREES

Лука ПАЛАМАРЧУК

На сей раз националиеты имели некото-
рые основания восторгаться. В Лондоне к
миссии Шептицкого действительно  отнес-
лись благосклонно и сочувственно. Но в
своей поездке оруженосец Ватикана пред-
ставлял и немецкие интересы: митрополит
должен был вдохновить будущих членов
фаптистекой нятой колонны в Канаде и
США, созданной позже Евгением Воноваль-
цем по заданию немецкой разведки.

Обрашал взоры з& океан и духовный
отец украинского национализма  Грушев-
ский. Социологический институт в Вене,
возглавляемый им, был центром пропаган-
ды украинского буржуазного национализ-
ма. В: 1921 году, за три года до’ возвра-
шения на Украину, Грушевский писал Ry-
зову, агенту по распространению национа-
листической литературы среди увраинекой
эмиграции в США, предупреждая его, что
все, что он пишет, — «не для печати и
поделиться можно лишь с очень верными
людьми».

«Начать надо,—поучал Грушевский, —
с миссии на Украину, «без шума и кри-
ка», не под специальной украинской, a
под общей маркой помощи детям ит. п.,
осесть в двух-трех местах, заложить  не-
большие буреы, подковать молодежь и за-
тем отбирать из”нее проверенных и посы-
лать в Америку в семинарии для окон-

чания воспитания... Из эмиграции выби-
рать кандидатов в проповедники нельзя,
так как они для расходования долларов
элемент неподходящий. Но если бы захо-
тели одного-двух, я бы вам подыскал с
Большой Украины, которые поехали бы к
вам в науку. Мне лично вмешиваться В
эти дела теперь нельзя. Ho когда я поеду
на Украину, то с радостью дуду помогать
в чем только можно».
	Редактор газеты «Украинский голос»
М. Стечишин путает своих противников в
Канаде новой войной, которая якобы нз-
двигается со стороны Сибири, и даже ус-
танавливает дату ее начала,

‚Ему вторят петлюровцы в Соединенных
Штатах. Они ратуют за третью войну, ко-
торая, по их мнению, должна поправить
ошибку минувшей войны и даровать Es-
ропе «самостйну Украйну» — теперь уже
под эгидой Уолл-стрита,

Вее это не ново!

Гитлеровские наемники из числа укра-
инско-немецких националистов, чьи’ руки
обатрены кровью советских людей, устрем-
ляются в Канаду.

Зачем же Канада’ дает приют людям мз
банд Бандеры и Мельника, виновникам
войны, палачам народа? Не затем ли, Чт0-
бы оживить политический труп КУВ’а? He
затем ли, чтобы поддержать националиети-
ческих верховодов, скомпрометировавших
себя связями с Гитлером?
	Одна из заповедей украинского национа-
лизма гласит» «Все, что вас выносит Ha-
верх, — морально. Все, что пе выносит,—
не морально». Согласно этой «морали»,
злодеяния, совершенные бандами украин-
ско-немецких националистов на Украине,
поднимают их на гребень жизни и потому
«моральны». Ползание на брюхе вокруг
золотой мошны Уолл-стрита, вопли © не-
обходимоети третьей мировой войны-— тоже
«моральны» для этих политических мерт-
вецов.

Но следует сказать искренним друзьям
Советской Украины за окганом:
	—Й Берегитесь! Мертвецы опасны ядом
своего разложения!
	пев в Ванаде. Проф. Кирконелл заявил,
	Митрополита и историка мы видим в
одной упряжке; оба засылали в среду ук-
раинской эмиграции США и Канады пет-.
люровских наймитов,

Заявление Гитлера о том, что целью его
жизни является уничтожение Советского
Союза, вызвало ликование среди украин-
ских националистов. Л. Донцов писал:
«Гитлер ищет выхода для Германии на
русском Востоке. Только там он стремится
разрешить диспропорцию между  чиелен-
ностью населения Германии и простран-
ством. Мы должны стать на орт HO-
вой Европы».

Вогда банды Степана Banyepst и Андрея
Мельника четвертовали свои жертвы и на
могилах скрепляли холопекую верность
фанизму, их делам рукоплескали за оке-
аном, их поддерживали украинские нацио-
налисты Канады и США, им ободряюще
протягивали руку выеокопоставленные пра-
вительственные лица США. Эти кровавые
провинциальные комедианты всерьез пре-
тендовали на место в истории!

В начале второй мировой войны нацио-
налистические группки в Канаде, враждо-
вавшие между собой из-за того, например,
какая из них имеет право первой в’ехать
в Киев, неожиданно  об’единились в еди-
ную фашистскую организацию ВУ (Ко-
митет украинцев Канады). В «фюреры»
возвели Василя Кошнира, служившего од-
ному господину в трех лицах: англо-аме-
риканской реакции, Пию ХП и Гитлеру.

Создание националиетичеекого штаба, в
который входили и такие прожженные к8-
надские нацисты, как проф. К. Вирконелл
и член палаты общин адвокат Торсон, бы-
ло задумано с целью координации деятель-
ности гитлеровской агентуры против  ра-
стущего прогрессивного движения Украин-
	319 в основу деятельности AYR следует   М. Стечишин путает
	положить «методы и политическую фило-
	софию Адольфа Гитлера». А националисти-
	ческий листок «Новий шлях» не менее
откровенно писал: «Советский Comsa—unan
враг, Германия — друг. Для канадских
украинцев остается один выбор».

Их выбор понятен.

Прогрессивные украинцы в США и
Канаде неред войной и во время войны за-
свидетельствовали верность демократии
своими делами. Украинское прогрессивное
движение, как часть общего боевого лаге-
ря демократии — достаточно приметная ве-
личина на карте политической жизни Ка-
нады, Не потому ли реакция делала и де-
лает попытки зажать это прогрессивное
движение в тиски?

В 1940 году канадские  реакционёры
вместе с украинскими гитлеровцами приш-
ли к решению, что настало время нанести
украинскому — прогрессивному движению
сокрушительный удар.

Последовали массовые аресты. Руково-
дителей прогрессивной ассоциации «Укра-
Тнеький робтничо-фармерський ды» бро-
сили в концентрационный лагерь. Ка-
надское - правосудие, ополчившееся на
истинных патриотов Канады,  охраняло
в то же время националистические джун-
гли, отдав на разграбление националистам
клубы и библиотеки, принадлежащие про-
грессивным организациям.

Антисоветская брань Черчилля пришлась
по вкусу украинским гитлеровцам: они
смекнули, что украинские националисты
еще могут показать себя на «мокрых де-
	нал» в качестве подручных при поджига-
телях войны.
	5 заокеанских джунглях
	Украинский буржуазный национализм за-
пятнал себя вечным позором предательет-
ва. Его идеолог М. Грушевский обосновы-
вал требования национализма исторически-
ми «конценциями», состряпанными под не-
мецкую дикловку. Митрополит в ватоличе-
ской мантии А. Шептицкий давал своим
напионалиетическим чадам духовные наста-
вления с амвона: «Гле нужно, действуйте
молитвой, a The — рубите мечом!»
Д. Донцов упражнялся в теоретичееких
«обоснованиях» предательства и измены.
Евгений Коновалеп и его подручные, Сте-
пан Вандера и Андрей Мельник, соединяли
«идей» апостолов национализма с бандит-
схой практикой Гиммлера.

Выброшенные украинским народом 0зге-
реточные «премьеры», «атаманы», «гетма-
ны» усерлно пытались заложить Украину
	пол английские, американские, немецкие
	векселя, бойко торговали облтирными укра-
инскими землями, как будто Советская
Украина лежала у них в кармане.
Большие надежды они возлатали на Гит-
пера, думая, что если Вильгельм П и Юзеф
Пилетдекий не смогли, то Гитлер еможет
надеть на Украину кованное немецким м0-
лотом железное «самост Иное» ярмо, Ho
это He мешало им еше до появления Гит-
лера кивать в еторону Англии и Америки.
Их вполне устраивала «самостйна Укра-
Тна» в пасти британского льва Или в дол-
			ларовом мешке, с веревкой на шее. 06 этом-
то в свое время усердно хлопотал митропо-
лит Шептицкий.

Отбыв в 1922 году в страны Западной
Европы и Нового Света якобы для утвер-
ждения в вере украинцев, заброшенных в
далекие края, смиренный служитель церк-
ви из Львова занимался вовсе не спасени-
ем дут своей паствы; Шептицкий устанав-
ливал непосредственный контакт с вдохно-
вителями интервенции против Советского
Союза, недвусмысленно намекая на то, что
«истинные украинские патриоты» готовы
кому угодно уплатить  бориславской
нефтью, да и всей Украиной, лишь бы
красное знамя Советского Союза не трево-
жило их взоров. Львовские националисти-
ческие‘ круги захлебывались от восторга:
	‚они узнали, что в Лондоне Шентицкий на-
	шел «симпатиков» = националистической
идее и что они в ближайшее время-——как
06 atom писали Петрушевич и Левицкий—
нА «свои собственные средства  издадут
брошюру с призывом признать  самостоя-
тельность Западной Галиции и что боль-
шие услуги оказывают нам известные Чер-
чилль и леди Дебуалье».
Напионалистические  верховоды  веегда
страдали влечением к пустобрёхству и опе-
реточным постановкам в стиле петлюров-
ской директории, пышно именовавшей се-
бя «верховным правительством Украины»,
хотя вся территория директории  умеша-
Лась... под вагоном, о чем украинский на-
род сложил едкую поговорку: «У вагон
директоря, а п вагоном територ!я».