ЗА ОБРАЗЦОВУЮ ПОЛИГ РАФИЮ

Жизнь книги нало продлить
	7. Неж заботы о читателе
	дитея книги, отложенные для переплета,
пустить в оборот с тем, чтобы через месяц-
другой с грустью положить их на свалку и
списать «за ветхостью».

Не лучше обстоит дело с книгами, вы-
шедшими в издательских  переплетах,
Обычно отлетает корешок книги, затем вы-
падают расшитые листы. Издательство
«Советский писатель» выпустило в нрош-
лом году книги Катаева «Повести и расска-
зы» и Алексеева «Яков Железнов». Ку-
реки обеих этих книг — на тончайшей
марле: неудивительно, что они  отлетают
при первом же прикосновении. Другие
	издательства также страдают  безответ-
ственным отношением к внелгнему об-
лику книги. Стоит ли доказывать,
	как тяжело это отзывается на работе биб-
тиотек, обслуживающих многомиллионные
масстт читателей!
	Зав. библиотекой Первого государ-
ственного подшипникового завода
М. ФРАДКИНА

МОСКВА.
	перейлей? ти
	Помогите, товарищи писатели, сохра-
нить, продлить жизнь и увеличить‘ обра-
щаемость ваших книг.

Издательства выпускают книги без пе-
реплетов или в. переплетах чрезвычайно
низкого качества.

Расчет у них простой: книга Ha-
столько дефицитна, что ‘ев возьмут в
любом виде, а что с ней будет через неде-
лю-две — это их не интересует... Только
равнодушием издательств,  промкоонера-
ции, местной промышленности в книге
можно об’яснить отсутствие переплетных
фабрик и мастерских.

Перед нами, библиотечными работника-
ми, зачастую встает вонрос—скорее ли до-
вести до читателя новую Енигу, то-есть
пустить ее без переплета; либо отложить
книгу на месяц-два и дождаться, пока она
пройдет весь сложный путь, начиная от
частното переплетчика и кончая ее возвра-
щением на. библиотечную полку. Вопрос
этот разрешается каждый раз по-разному,
в зависимости от обстоятельств. Иногда,
уступая настойчивости читателя, прихо-
	72 В поисках
	Восхваление идеализма и низкопокленства
	лем, с современным драматургом. Немногие
строки, в которых упоминаются современ-
ные спектакли, поражают своей идейной
беспомощностью. Так, например, о «На-
шествии» Л. Леонова в постановке Ю. За-
вадского’ в книге говорится, что это «про-
изведение, сильное не логикой сюжета, не
правдивостью психологии образов, но 060-
бым неистоветвом, бунтом, подпочвенной
социальной философией нашего века». Что
сие означает?

Проблемы режиссуры автор пытается
разрешить, не выходя из круга 600-
ственно эстетических понятий! Если
добавить к этому, что терминология книги
весьма произвольна и суб’ективна, а под-
час идеалистична, то научная ее ценность
станет очень относительной, —& ведь изда-
тельство «Искусство» преподносит эту кни-
гу читателю, не как размышления режисее-
ра-практика, а именно как научный труд.
Но кого, в. примеру, может сейчас удовле-
творить предложенное автором понимание
романтизма: «Романтизм есть определен-
ное направление поэтического мышления,
определенное мироощущение.  Романтиче-
ски мыслящий суб’ект наполнится высоки-
ми чувствами и благородными идеалами,
преодолевая, порой даже не замечая, ни-
зость, пошлость, скудость окружающего его
действительного мира». Что общего имеет
подобное дон-кихотское толкование роман-
тизма с романтизмом, как одним из эле-
ментов складывающегося в нашем искусст-
ве стиля сопиалистического реализма?

У нас нет оснований сомневаться в ут-
верждении Н. М. Горчакова, что В. Г. бах-
новский страстно любил великую русскую
природу «и в ее непосредственном бытии;
и в живописи Левитана, и в музыке Глин-
ки, Даргомыжекого; Мусоргского и Uaii-
ковского». Но не странно ли, что в книге
«Мысли о режиссуре» мы не встречаем ни
строчки о том же Левитане, но зато находим
целые страницы, посвященные пейзажам
Рейсдаля, офортам Ширанези, батальным
картинам Бургинвона, импрессионистеким
работам Моне, живописи Франса Гальса и
Тольбейна, архитектуре Бернини и даже
паркам Ленотра, создателя садов’ Версаля,
Шантильи и Фонтенебло.

Достаточно спорен вам по себе принцип
настойчивого и не всегда вразумительного
привлечения примеров из облаети изобрази-
тельных искусств в рассуждению о пробле-
мах режиссуры. Но особенно досадно, что
русский режиссер в своей книге, обращен-
ной к советекой молодежи, неизменно ищет
образцы подлинного искусства только в за-
падной живописи, только в западной архи-
тектуре. Страницы книги буквально пе-
стрят иностранными именами. Это, быть мо-
	Бет, делает честь эрудиции автора, но ни-
	как не делает чести его патриотизму. И сов-
сем уже неловко становится; когда искус-
ство того или иного европейского мастера
под пером русского режиссера превращает-
ся в обязательный эталон художествен-
ности. Сахновский пишет: «Можно навер-
ное сказать, что, если режиссеру не свой-
ственны свобода; мудрость и страстность
Пиранези, он скучный, монотонный, в луч-
шем случае приличный, но непременно без
аттической соли человек. У него холодная
кровь и бесцветные, как паутина, мысли».

Издательство «Искусство», повидимому,
убоявшись таких тяжелых последетвий для
	НЫ

нашей режиссуры, поспешило иллюстриро-
вать книгу офортами Пиранези, & заодно
и пейзажами Рейесдаля, кстати говоря, в
прескверных репродукдиях.

Не найдет читатель, вопреки утвержде-
ниям редактора книги; на страницах «Мыс-
лей о режиссуре» имени Глинки, но зато
найдет подробные рассуждения о восхитив-
шей В. Г. Сахновского «Цыганке» Равеля.

Надо полагать, что если бы В. Г. Сах-
‘новскому довелось самому подписывать в
свет свою книгу в 1947 году, тоон бы
почувствовал вопиющую фальшь своего
преклонения перед западным искусством в
дни, когда советская интеллигенция реши-
тельно освобождается от всех проявлений
низкопоклонства перед заграницей. Но по-
чему же этого не почувствовал редактор
КНИГИ?

После всего сказанного: уже не случай-
ной обмолвкой выглядит утверждение авто-
pa книги, что заслуга Станиславекото-ре-
жиссера заключается в том, что «колос-
сальный опыт, накопленный до него в ев-
ропейском театре, был им переработан и за-
креплен в ряде постановок и в сформулиро-
ванной им системе работы © актерами».
Позволительно ли так преувеличивать вли-
яние европейской режиссуры (уж не мей-
нингенцев ли!) на Станиславского? По-
зволительно ли так обходить предшеетвен-
ников Станиславского на русской сцене?

После всего сказанного уже не приходит-
ся удивляться крайней предвзятости в пе-
речислении основных образов, созданных
великой Ермоловой. «Что было перлами
мастерства в искусстве Ермоловой?—пи-
шет В. Г. Сахновекий.—Шиллеровские об-
разь-—Орлеанская дева и Мария Стюарт,
Эстрелья в «Звезде Севильи» Лопе де
Вега, Долорес в «Графе де. Ризоор» Сарду,
Сафо Грильпарцера, Влерхен в «Эгмонте»
Гете, Дагни в «Северных богатырях». Ибее-
на, Гермиона в «Зимней сказке» Шекспира,
Юдифь в «Уриэль Акоста» Гуцкова, Лау-
ренсия в «Овечьем источнике» Лопе де
Вега». я

Ни одной русской роди! Вак буд
М. Н. Ермолова никотда не играла в пье-
вах Островского, как будто ее Катерина
не потрясала сердца зрителей, как будто
еб Кручинина была проходной ролью, как
будто ее Негина не принадлежит к чиелу
шедевров великой актрисы!

Внига В. Г. Сахновского «Мысли о ре-
жиссуре», никак не отредактированная и
снабженная апологетической вступительной
статьей Н. М. Горчакова, может внести
немало путаницы в умы театральной мо-
лодежи. Н. М. Горчакову, как декану
режиссерского факультета ГИТИС, следо-
вало бы 06 этом своевременно  приза-
думаться.

Уливительно и то, что серьезные недо-
статки книги не были отмечены нашей спе-
циальной прессой. Газета  «Советекое ис-
кусетво» поместила по поводу этой книги
восторженную статью В. Вомиссаржевского.
Правда, в последнем абзаце В. Вомиссаржев-
ский пишет, что книга Сахновекого «за-
ставляет иногда спорить и в чем-то не 60-
тлашаться с автором», но он, однако, не
вступил в спор по главному, решающему
вопросу—© недопустимом низкопоклонстве
перед. заграницей. :

HL ГРЕКОВ.
	пересмот-   Ковалевского после 16-й страницы—177-я, а
	после 192-й — 33-я (эта страница почему-
	ВБ издательстве «Искусство» вышла
книга ныне покойного маститого режиесе-
ра и видного театрального педагога
В. Г. Сахновского «Мысли о режиссуре».
Внига эта во многом интересная, живая,
творческая, но, однако, крайне спорная но
своей методологии, по  произвольности
оценок, по суб’ективности точек зрения, а
кое в чем даже и бесспорно ошибочная..

Поемертное издание книги налагает на’
издателей особую ответственность. Можне
не сомневаться в том, что В. Г. Сахнов-
ский, доживи он до исторических поста-
новлений ЦА ВКП(б) по вопросам литера-
туры и искусства, многое пересмотрел бы в
своих взглядах, в своих утверждениях.

На титульном листе книги мы читаем:
«Редакция и вступительная статья
Н. М. Горчакова». Однако, дочитав вету-
пительную статью Н. М. Горчакова, чита-
тель узнает, что редактор «совершенно
сознательно» отказался от того, чтобы, как
он выражается; «подчистить» книгу. А
жаль! Внига, как мы увидим, нуждалась:
в строгом редакторском карандаше.

Напрасно стали бы мы ожидать, что
ошибки и недостатки книги будут оговоре-
ны во ветупительной статье редактора.
Куда там! Вея статья—безудержная апо-
лотия теоретической, педатогической и ре-
жисеерекой деятельности Сахновекого.

Н. М. Горчаков, прямо скажем, не ску-
пится на опенки. Анигу Сахновекого «Ра-
бота режиссера» он называет «первым (!)^
серЕезным исследованием в области теории
и практики режиссуры». Не думайте, что
автор статьи попросту позабыл о сущеет-
вовании книг В. С. Станиславского. Нет,
несколькими строками ниже он говорит уже
по поводу следующей работы Сахновского:
«Мы вспоминаем е неизменно теплым чув-
ством чулесную автобиографию Станислав-
“ского «Моя жизнь в искусстве», ко среди
весьма немногочисленных книг, посвящен-
ных театральному образованию и воспита-
нию, «Режиссура и методика ее препода-
вания» занимает первое место по глубине
поставленных в ней вопросов и широкому
обзору практики режиссера на театре».
Вольно же Н. М. Горчакову сводить. класси-
ческую книгу великого Станиславского, до
уровня «чудесной автобиографии»! Неуже-
ли и впрямь «Моя жизнь в искусстве» не
принадлежит к числу «книг, посвященных
театральному образованию и воспитанию»!
Неужели и впрямь книга Сахновского за-
нимает тут первое место?

Столь же некритически, апологетически
отнесся Н. М. Горчаков и в редактируемой
им книге «Мысли о режиссуре».

Он не заметил; что среди мыслей В. Г.
 Сахновекого о режиссуре нет основной, оп-
ределяюнтей, решающей мысли — о ре-
жиссере, как 0б илейном художнике, нет
мыели о партийности, об идейной страст-
ности, как о главном начале в искусстве
режиссера. Ни в книге, ни во ветупитель-
ной статье в ней нет ясно и четко выра-
женной мысли об  общественно-политиче-
ском призвании режиссера, о роли TeaT-
рального искусства в коммунистическом
воспитании народа.

Среди мыслей В. Г. Сахновекого о ре-
жиссуре не нашлось места проблеме pa-
боты режиссера над современным спектак-

В. Г. Сахновский. Мысли о режиссуре.
«Искусство», 1947 г. Стр. 172.
					Сушильщик бумажной машины №1 Ба-
лахнинского бумкомбината имени Дзер-
	жинского A. Колесов, систематически
перевыполняющий норму выработки.
Фото П. Вознесенского

К 100-летию со дня смерти
В. Г. Белинского
	ЦК ВЛКСМ принял решение об’ участии
комсомольских организаций в подготовке
	и проведении 100-летия со дня смерти
В, Г. Белинского.

В юбилейные дни в школах, высших
	учебных заведениях, клубах, домах куль-
туры, библиотеках, избах-читальнях будут
проведены для молодежи лекции и литера-
	турные вечера на темы о жизни и дея-
тельности В. Г. Белинского.

—_—-
В ССП СССР
	12 января в Центральном доме литерато-
ров открылась творческая конференция, по-
священная теме «30 лет советской  драма-
тургии». После вступительного слова Вс.
Вишневского И. Альтман сделал доклад о
драматургии 1947 года. «Драматургия брат-
ских народов за 30 советских лет» — тако-
ва была тема доклада А. Глебова.
	Вчера состоялись прения.
же
	они помогают продлить жизнь книги, Но и
тут возникает много вопросов: где взять
картон, бумагу, коленкор, клей, проволоку,
нитки? Главполиграфенаб неё может снаб-
жать библиотеки всеми этими  материала-
ми — он обслуживает в плановом порядке
лишь полиграфические предприятия.
	Мало квалифипированных кадров, край-
не примитивна техника переплетного дела.
У нас есть школы ФЗО, ремесленные учи-
лища по всевозможным епециальноетям, но
нет ни одной школы, которая выпускала
бы переплетчиков.
	В последнее время выпуск книг в пере-
плетах увеличился. Но все же огромное
количество новых книг представляет собой,
в сущности, полуфабрикат, который, преж-
де чем попасть к читателю, подвергается
дополнительной обработке в библиотечных
коллекторах и в самих библиотеках.
	В Московеком коллекторе нам показали
любопытную сводку: из трех миллионов
книг, полученных от издательств за по-
следние двадцать месяцев, едва лишь треть
имеет твердые переплеты. Остальные снаб-
жены бумажной обложкой. При коллекторе
существует переплетная фабрика, которая,
в меру своих сил, стремится прикрыть гре-
хи издательств и типографий.
	Коллектор не имеет, конечно, возмож-
ности обработать миллионы экземпляров
при той убогой технике, которой распола-
гает его. переплетная фабрика. И в итоге—
сотни тысяч книг попадают в библиотеки в
бумажных обложках. В библиотеке имени
Пушкина за последние три месяца получено
2.000 книг, из них 800—без переплетов.
Жизнь такой книги длится месяц-полтора.
Не проще ли избавить библиотеки п
вНиготоргующие организации от несвой-
ственной им нагрузки и давать прямо из
типографии всю продукцию в добротных
переплетах? Миллионы рублей будут спа-
сены, и книжные фонды обретут более
хОлГУЮ ЖИЗНЬ.
	Вонечно, это не резрешит всей пробле-
мы. Через год-полтора и переплетенная
книга потребует ремонта. Пора серьезно за-
няться организацией школ переплетчиков и
открыть широкую сеть переплетных Ma-
стереких. обелуживающих и библиотеки и
	отдельных граждан.
Б ЛЮБИМОВ
		Советская литература
за 30 лет
	В залах 1 осударственного Литературно-
го музея откроется на-днях выставка «Со-
ветская литература за 30 лет». Ее много-
численные экспонаты — книги, журналы,
иллюстрации, фотографии, рукописи пока-
жут достижения нашей художественной
литературы после Октябрьской револю-
ции,

Один из залов выставки посвящается
творчеству А. М. Горького и В. Маяков-
ского. В других залах будет представлена
литература эпохи гражданской войны, пер-
вых сталинских пятилеток, Великой Отече-
ственной войны и послевоенных лет.
		В НЕСКОЛЬКО СТРОК
	* Пленум Совета Всероссийского театрально
го общества (ВТО) открылся 12 января в Мо-
скве. На пленум прибыли из городов РОФОР
художественные руководители и творческие ра.
ботники периферийных театров. Заместитель
председателя ВТО проф. М. 0. Григорьев рас-
сказал о работе общества за минувший год
и сообщил о плане работ на 1948 год.

% Государственные экзамены начались в
Московском художественном институте. Комис-
сия, возглавляемая народным художником COCP
В. Мухиной, оценила, как выдающиеся произ-
ведения, работы молодых ‘скульнторов Татьяны
Поляковой (портрет партизанки Лизы Чайки-
ной) и Любови Канонос («Шевченко»).

Из работ по живописи экзаменационная KO
миссия, под предведательетвом народного ху.
дожника СОСР Б. Иогансона, особо выделила
картину Михаила Суздальского «Горький и
Свердлов в Нижнем»,

*\ Общемосковский слет юных читателей со-
зтоялся 9 января в концертном зале имени
Чайковского. Слет подвел итоги недели дет-
ской книги.

Своими творческими замыслами поделились
со тикольниками лауреаты Сталинской премия
писатели 0. Маршак, А. Сурков, Б. Полевой.
С приветствиями молодым читателям выступи-
ли академик В. Н. Образцов и знатный мастер
завода «Калибр» Николай Российский.

Директор Детгиза тов. Л. Дубровина сделала
на слете сообщение об издании детской лите-
ратуры.

Молодые читатели приняли письмо-наказ
писателям и издательским работникам.

* Почетными грамотами Президиума Верхов-
ного Совета Литовской ССР награждена группа
переводчиков uw популяризаторов литовской
литературы. Среди награжденных писатели;
Н. Тихонов, М. Зенкевич, 0. Мар, Д. Бродекий,
3. Пашкова, ВБ. Ларин, критик и литературо“
вед В. Кирпотин, директор Гослитиздата Ф. Го-
ловенченко, редакторы московских издательств
К. _Зелинекий, 0. Кирьянов. Л. Влюмфельд,
	“A. Деев, Б. Евгеньев, 3. Кулманова, А. Ряби.
нина.
	Неужели в Москве негде переплести
книгу? — подумали мы, прочитав письмо
тов. М. Фрадкиной. В первую минуту созда-
лось впечатление, что автор преувеличива-
ет, но многодневное путешествие по городу
в поисках переплетчика убедило, что тов.
М. Фрадкина совершенно права.

Вы можете пересечь весь город вдоль и
поперек, но нигде не встретите ни одной
вывески, которая вещала бы о том, что
здееь производится прием книг в переплет.

В отделе химической и бумажно-поли-
графической промышленности Управления
промкооперации при Совете Министров
РСФСР ветретили нас очень приветливо.
Начальник отдела тов. Влейменова внесла
В Этот вопросе некоторую ясность,
	—. Переплетные мастерские? Есть. По
крайней мере, должны быть. Было даже
решение правительства по этому поводу.
Нас обязали... Но точнее 0б этом знают в
нашем Московском управлении, а еще точ-
нее — в «Мосгорпечатьсоюзе». Рекомен-
дую обратиться туда.

В «Мосгорпечатьсоюзе» главный инже-
нер тов. Виноградов сурово спросил:

— Вы радио елушаете?.. Надо слу-
шать, — сказал он с укоризной. — Если
бы слушали, вам Bee было ясно. Шо радио
об’являют, что три наши артели  прини-
мают книги в переплет. Уж так и быть,
запишите адреса: улица Герцена, 16, Рож-
jocapenceml бульвар, 22, Садово-Каретная,
	Улица Герцена... После долгих поисков
мы заметили на двери табличку, где было
написано «Коммуна труда». Это типогра-
фия промкооперации.
	— Цереплести книги? — осведомилась
пожилая женщина, — Знаете, почти не бе-
рем... По радио, правда, передавали, но это
таз... Очень перегружена типография.
Впрочем, подождите председателя, может
быть, вам, как представителю печати, он и
сделает исключение. А вообще я бы вам
посоветовала сделать проще: можно догово-
риться с нашим мастером в частном поряд-
ке... Это булет и скорее и лучше...
	Аналогичная картина открылась нам и
в других мастерских, адреса которых ука-
зал тов. Виноградов.
	Бесьма печально выглядит обслуживание
«частного сектора». Но как быть библио-
текам, у которых десятки, сотни, тысячи
книг нуждаются в ремонте? Они ведь не
располататт такими громадными средетва-
ми, чтобы пользоваться услугами частников
по «сходным» ценам.

Во многих библиотеках существуют свои
собственные переплетчики-любители. Это,
главным образом, библиотечные активисты,
школьники. В меру своих сил и умения
	Большинство «новых» звезд, следуя Па-
ренаго и Кукаркину, должно повторять
вспышки примерно через каждые 3000 лет,
или, по более новым данным Вороннова-
	Бельяминова, — через каждую 1000 лет в
среднем. Но для некоторых из этих
звезд, например, для «новой», вспыхнув-
	шей в 1866 году в созвездии Северной Ко-
роны, вычисление давало более короткий
интервал времени: около 80 лет.

Это означало, что между 1945 и 1950 го-
дами следовало ожидать очередного появ-
ления «новой» в созвездии Северной Ко-
	рены.

Это научное предвидение полностью
оправдалось! Слава проверки цепи гени-
	альных открытий принадлежит, как мы ви-
дели, скромному советскому — рабочему,
усердному любителю астрономии тов. Ка-
менчуку. Терпеливо, каждую ясную ночь,
поджидал он предсказанное небесное явле-
ние в назначенном для него месте неба._
	ero терпение было вознаграждено.
	Теперь понятна причина волнения, охва-
тившего астрономические обсерватории во
всех концах земного шара в февральские
дни 1946 года. Вспышка  зеленоватой
звездочки в созвезлии Северной Короны
должна была послужить своего рода «ре-
шающим экспериментом» (‹экспериментум
круцис»), подтверждающим правильность
теории повторяемости вспышек «новых».
Вместе с тем должна была подтвердиться
и правильность концепции, исключающей
Солнце из числа «взрывчатых» звезл.

Это произошло.
	Наука социализма отметила один из
благороднейших своих триумфов. В лучах
животворящего света нашей науки рассея-
лись без остатка ядовитые испарения пес-
симизма и обреченности, источаемые загни-

вающим болотом буржуазного естествозна-
		‘чествование
Владимира Сосюры
	КИЕВ. (Наш. корр.). В Колонном зале
Украинской государственной филармонии
состоялось торжественное заседание, посвя-
щенное 50-летию со дня рождения и 30-ле-
тию литературной деятельности выдающе-
гося украинского поэта Владимира Сосюры.

Вступительное слово произнес председа-
тель юбилейной комиссии Союза советских
писателей Украины пдэт П. Г. Тычина. До-
клад о творчестве В. Сосюры сделал кан-
дидат филологических наук Илья Стебун.

Присутствовавшие тепло приветствовали
юбиляра. С поздравлениями поэту выступи-
ли президент Академии наук УССР акаде-
мик А. В. Палладин, секретарь ЦК ЛКСМУ
Л. В. Гладкая, от Союза советских компо-
зиторов Украины — лауреат Сталинской
премии А. Я. Штогаренко и другие.
			СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.). В Сверд-
ловске состоялась научная конференция,
посвященная творчеству Д. Мамина-Сибиря-
ка в связи с 35-летием со дня смерти писа-
теля.

Были прочитаны доклады И. Дергачева,
Б. Удинцева (Москва), А. Шарца (Молотов),
А. Ладейщикова, К. Боголобова, Б. Павлов-
ского, М. Генкеля и др.

Большой интерес вызвала речь старейшего
писателя Урала—лауреата Сталинской пре-
мии П. Бажова. Он напомнил о той высокой
оценке, которую дали в свое время твор-
честву Мамина-Сибиряка В. И. Ленин,
А, М. Горький, дооктябрьская «Правда», и
охарактеризовал значение книг талантливого
певца Урала для наших дней. —
	Конференция приняла решение о дальней-
шем развертывании работы по изучению
наследства Мамина-Сибиряка.
	ниченной категории светил, а именно тех,
чья внутренняя температура может достиг-
нуть критической.

«Сверхновые» звезды в действительно-
сти представляют чрезвычайно редкое яв-
ление. Из тридцати миллиардов звёзд
Млечного пути только три претерпели та-
кой сверхвзрыв за последнее тысячелетие.
В 1054 году китайские летописи отметили
	возникновение звезды, — превосходившей
своим блеском Луну. Через пять веков —
в 1574 году — Европа была взбудораже-
	ная появлением неведомого светила, сияв-
шего ярче, чем все планеты. Его можно
было бы видеть при солнечном свете сре-
ди бела дня...

«Новые» звезды в отличие от «сверхно-
вых» вспыхивают гораздо чаще. Но они
появляются зато уже настолько часто, что,
если бы все светила «по очереди» прохо-
дили через эту стадию, тогда Солнце
должно было бы уже несколько раз на
протяжении истории Земли стать «новой»
звездой. Между тем летопись земной ко-
ры неопровержимо свидетельствует, что за
последние 2 миллиарда лет, во всяком
случае, наше дневное светило He испыты-
вало никаких особых «неприятностей»...

Отсюда еще раз следует, что Солнце не
относится к той разновидности звёзд, ко-
торые подвержены взрывам. Точку над «и»
в этом вопросе поставила недавняя заме-
чательная работа Б.А. Воронцова-Велья-
минова в Москве. Можно ли различать
на-глаз_ «взрывчатое» светило. среди. мил-
лионов звёзд не взрывающихся? ›Профес-
сор. Воронцов- Вельяминов предлагает. ме-
TOX, позволяющий. установить: как ‘раз та-
кого. рода «метку» или «тавро» лля. потен-
циальных новых звёзд. Этим тавром. ока-
зались некоторые особенности строения
звездного спектра...

Оставалось ‘разрешить еще одну пробле-
му: как совместить узкую обособленность
звездного ‘семейства будущих «новых» с
сравнительно очень частым‘ их появлением
на. небе?

Ответ мог быть только один. Звезды из
той редкой «породы», которая обладает
способностью взрываться, должны  испыты-
вать эти взрывы повторно, и притом очень
много раз.

Московские астрофизики П. И. Парена-
го.и В. В. Кукаркин еще в 1934`году вы-
вели ` формулу, позволяющую ‚ прёдсказы-
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Бракоделы В „Московском рабочем
	тить читателям, предлагавшим
реть нелепые цены.
	«Друзья из «Московского рабочего»! Вы
издаете художественную (да и другую) ли-
тературу на газетной бумаге, но зато...
очень дорого. Небольшая книжка стихов
М. Исаковского стоит 17 рублей. За книгу
Б. Волина вы назначили цену — 4 рубля,
тогда как в издании «Красной звезды» эта
книга стоит 1 рубль 30 копеек»:

Так писала группа читателей, жителей
Пушкинского района Московской области,

Московский областной отдел “Союзпеча-
‘ти, по их просьбе, ‘направил это письмо
издательству «Московский рабочий». Ол-
нако издательство не сочло нужным отве-
		Союзнечать, распространяя КНИГИ, иЗДа-  то вставлена в книгу дважды!). Перепута-
	ны листы в книге Анны Караваевой и во
	Не пора ли издательству «Московский
рабочий» положить предел браку и покон-
чить с безразличным отношением к запро-
	сам читателей?
. A. ABPAMOB,
	начальник Московского областного
отдела Союзпечати.
	выкладками и прочими признаками уче-
ности, теория` эта вошла вскоре в проти-
воречие с наблюдательными данными, и
Милн прекратил свое исследование. Ему
протянул костыль американский  астрофи-
зик Дж. А. Гамоу.

Причулливая особенность биографии это-
	ваемые «Московским рабочим», часто стал-
кивается с подобными нареканиями. Сиг-
	нальные экземпляры книг мы получаем OT   Мвогих другиА.
	издательства хорошо оформленные, совсем
не похожие на те, которые выходят мас-
совым тиражом.

Много типографского брака в изданиях
«Московского рабочего». Так, в книге
М. Пришвина «Кладовая солнца» (тираж
15.000, цена 15 руб.) после 32-й страницы
сразу идет... 49-я, в «Хозяине трех гор»
	и люди
	нашей планете. может пойти насмарку».
Смирись, гордый человек, и молись...
	Потомки палачей Галилея и Джордано
	Ясной февральской ночью 1946 года цу-
тевой рабочий станции  Шимановская,
Дальневосточной железной дороги, тов. Ка-
менчук, закончив очередной обход, при-
сталкно вглялывался в небо.
	И он нашел то, что искал: в созвездии
Северной Короны сияла зеленоватая звез-
лочка. Еше вчера ее здесь не было видно.
	`Казалось, такое открытие не могло уди-

вить астрономов. Ежегодно на небе вспы-
хивает не менее сотни так называемых
«новых» звезд. Это светила, внезапно уве-
личивающие во много раз свою яркость.
Однако известие о находке тов. Ка-
менчука имело особенные последствия. Во
всех обсерваториях мира наблюдатели у
спектрографов в величайшем волнении на-
целились на участок неба, где раскину-
лось созвезлие Северной Короны.
	юочемур
	Бруно, обзаведшиеся ныне собственной ра- Г9 Последнего ученого состоит в том, что
лиостаннией  (ралио — «Ватикан» и !ОН некогда писал свою фамилию и имя
	диостаннией (радио — «Ватикан») И
астрономической обсерваторией, регулярно
вешают в эфир сообщения о возможном
	он некогда писал свою фамилию и имя
несколько иначе, чем пишет сейчас, а
именно; «Гамов Георгий Антонович». Очу-
тившись на чужбине и запролавшись за
	«светопреставлении». Единственный способ
избежать превращения Солнца в «но-
вую», — если верить’ рясоносным звездоче-

тем.

— это отмежеваться от безбожного

доллары в Вашингтонский университет, Га-
мов — Гамоу не обогатил науку сколько-
нибудь серьезными исследованиями. Выси-
вую», — если верить рясоносным звездоче-
там, — это отмежеваться от безбожного
коммунизма!

«Нопюлэр сайенс», «Сайнтифик америкэн»
и прочие, с позволения сказать, органы
«научной»  вульгаризации в Америке,
захлебываясь, соревнуются в живописании
		«B первую же секунду люди потеряют
зрение от нестерпимого блеска солнечных
лучей...» «Через 48 часов расширяющаяся
солнечная оболочка достигнет земного ша-
ра. Океан закипит. Все живое на земле
«сварится вкрутую». Через несколько не-
дель дневное светило вернется к своему
первоначальному блеску.  Но поздно! Вме-
сто ласкающих глаз цветущих полей взо-
ру воображаемого наблюдателя предстанет
растрескавшаяся и обуглившаяся безжиз-
ненная пустыня!»

К этой проповеди «научного» пессимиз-
ма был добавлен еше один комментарий.
	женная им в 1939—1942 годах гипотеза об-
‘разования «новых» и «сверхновых» звезд
не вывела теорию Милна из тупика.

Но на этом этапе, разбивая в прах кар-
точные домики реакционных й лженаучных
домыслов, в историю вопроса властно  вме-
‘шалось советское естествознание.
	** Хх

Неред нами — недавно вышедшие в свет
белые тетради «Докладов» Академии наук
СССР (№№ 1 и 2, серия 56 за 1947 год).
В этих тетрадях — замечательная работа
ленинградских учевых Л. Э. Гуревича ‘и
А. И. Лебединского, выводящая тайну
«сверхновых» и «новых» под яркий свет
материалистической астрофизики.

Л. Э. Гуревич и А; И. Лебединский тон-
ким математическим анализом исследуют
ход излучения и накопления энергии во
внутренней толще звезд. Они приходят к
	an
	Чтобы ответить на этот вопрос, при-
лется сделать отступление,

*
*

Изучение спектров. «новых» звезд в
	моменты их внезапной вспышки показало,
что оболочка этих звезд разлетается, как
бы распираемая изнутри могучими силами
взрыва. «Новые» звезды и в самом деле
находятся в состоянии взрыва, Их свето-
вое излучение возрастает иногда в 100—
200 тысяч раз в течение нескольких дней.
Спустя несколько недель, они обычно
тускнеют, породив на месте взрыва обла-
ко газообразной материи.

Солнце — одно из рядовых светил в
тридцатимиллиардном звездном рое ` Млеч-
ного пути. Не предстоит ли, в таком слу-
чае, и солнцу пройти через стадию «но-
вой»? Что станет тогда с жизнью на. зем-
ле?

«Шалан, раскинувшийся на склоне Везу-
вия!» — обронил по этому поводу недавно
умерший английский — астрофизик-идез-
лист Лж. Джинс: «Шалаш» — челове-
ческое общество. «Везувий» — угрожаю-
шее ежеминутно взорваться Солнце...

«Мораль», - прямо сформулированная от-
сюда реакпионными последователями
Джинса, такова: «Стоит ли. тратить силы
на борьбу за лучшее будущее: человече-
ства на земле? Стоит ли задумываться
с недостатках капиталистического строя!
Все равно в один момент’ вся жизнь ва
			в неделю: по средам ‘и’ субботам.
	С тех пор, как было определено рассто-   выводу, что существует критическая тем-
	обычно   яние до соседнен с нами звездной все-   пература, перевалив через которую, звезда
г i И ратура, у
	«взрывчатые» CBOH-
	вслена _ ленинград-
почти в три раза
по послелним дан-
	ленвои, Tak вазываемоим хтуманности   начинает приобрегать
Андромеды», стало ясно следующее: рас-   ства.
	Эта температура вычислена
скими учеными. Ова почти
больше той которая, по no
	ТЬЮ,   ным советского астрофизика профессора

чем свети-   Козырева, фактически наблюдается в
Находка   недрах Солнца. Что же касается особо
таким 06-   мощных взрывов типа «сверхновой», то
	для них требуется еще более высокий на-
кал: в четыре с лишним раза выше, чем у
Солнца.
	Не только наше дневное светило, HO A
подавляющее большинство других звезл
никогда не имели, не имеют и — по свое-
му строению — не могут иметь подобные
температуры, Е
	стояние это настолько велико, что одна из
	вспыхнувших внезапно в этой туманности   скими учеными.
	звездочек, чтобы быть видимой с земли,
должна была обладать истинной яркостью,
еще в тысячи раз большей, чем свети-
мость обычных «новых» звезд. Находка
этой звездочки открыла собою, таким 0б-
разом, новый класс гигантских звездных
взрывов. «Сверхновые» звезды!

Для обоснования устрашающей возмож-
ности превращения Солнца в «сверхновую»
была пущена в ход тяжелая артиллерия.
Маститый глава оксфордской школы тео-
ретиков-астрофизиков Е. А. Милн незадол-
го до минувшей войны развил теорию,
	Со стороны «небесных сил» ничто не
угрожает, как видим в итоге, счастливо-
му будущему человека на нашей планете.
Что же касается «сил земных» — сил им-
периализма и реакции, то об обезврежении
этих. последних также должно позаботить-
ся прогрессивное и передовое  человече-
ство.
			ОРБАТОВ, А. КОРНЕЙЧУК, 0. КУРГАНОВ,
‚ Н. ПОГОДИН, А. ТВАРЛОВСКИЙ.
	внутреннеи жизни и отдел
			В В Я TWA Bathe

имевшую целью доказать, что взрывы
«сверхновых» являются неизбежной ста-  Решающей важности открытие! дой «новой». Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
дией в жизни каждой звезды. Несмотря  Становится очевидным, “то «взрывча-  Последнее елово, как’ всегда; оставалось Редакционная коллегия: В. ВЕЛИЧКО, Б. ГОРБАТО

на обильное оснащение математическими   тость» является уделом лишь очень огра-   за опытом.   Ш, ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ, М. МИТИН, Н. ПО!

Адрес редакции и издательства: ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы: литературы и искусства —K 4-76-09
	JIbCTBO— K 3-37-34.
	писем — К 4-60-02, международной жизни —К 4-64-61, науки и техники — К 4-60-02, информации — К 1-18-94, издате
	Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5
>