Первое собрание ‘произведений
		Не будет преувеличением сказать, что ®
дореволюционной России Минаев был из-
вестен только как автор шуточного шести-
стишия:

Область рифм — моя стихия.

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки *
Я бегу к строке от. строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаясь. с\ каламбуром.
	Такова же была литературная судьба и
второго, наиболее значительного поэта
«Искры» — В. Курочкина. С эстрады часто
исполнялись его переводы песен и. куплетов
Беранже, но оригинальные революционные
стихи Курочкина в течение многих десяти-
летий остгвались забытыми.

Дореволюционные историки литературы
обошли Минаева и Курочкина. потому, что
это были поэты-журналисты, ‘а не «чи:
стые лирики». Это была поэзия публи-
цистически заостренная, поэзия с установ-
кой на прямое политическое действие.

В 60-х годах ХГХ века происходила гран-
диозная борьба двух основных поэтических
направлений: революционной, гражданской
поэзии (Некрасов и поэты «Искры») и «чиИ-
стой лирики» (Фет, А. Григорьев, Полон-
ский и др.).

Пародии «искровцев» не только снижали
и дискредитировали поэтические принципы
враждебных школ, — они были средством
политической борьбы. Вот, например, паро-
дия Минаева на известное стихотворение
Фета («Шопот, робкое дыханье...»):

Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушенье,
Говор поселян.

От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,

И работника Семена
	Плутовство и лень...
	Отбор произведений Минаева следует
признать чрезвычайно удачным. Работа Ми-
наева в области тех жанров, где с наиболь-
шей силой проявилось его мастерство,—сти“
хотворные. сатирические фельетоны, паро-
дии и эпиграммы, — представлена в книге
с достаточной полнотой. В «Искре» ив
других сатирических журналах И. Ямполь-
скому удалось обнаружить множество про-
изведений Минаева, не вошедших ни в
один из двадцати прижизненных сборников.

Для того чтобы понять публицистиче-
скую остроту стихотворений Минаева, не-
обходимо вскрыть их связь с фактами поли-
тической или социальной жизни, Почти все
произведения «Обличительного — поэта»
(один из псевдонимов Минаева) нуждаются
в комментарии, включающем их в опреде
ленный исторический контекст. В своих
примечаниях И. Ямпольский расшифровы-
вает об’екты сатиры“Минаева и содержав-
шиеся в его стихах многочисленные намеки
на те или иные события общественно-лите-
ратурной жизни 1860—1880 годов.

Правильно указав на связь Минаева и
«искровцев» с авторами русских водевиль-
ных куплетов и с передовой поэзией, Запада
(Гейне, Барбье, Гюго), И. Ямпольский нНиИ-
чего не говорит ни о воскрешении тради-
ций старых русских сатириков (Нахимов,
Воейков и Милонов), ни о роли эпиграммы
20—30-х годов (Пушкин, Соболевский).

Необходимо отметить еще один сущест-
венный пробел — отсутствие иллюстраций.
Сатирический журнал «Искра» был основан
не только В. Курочкиным, но и замечатель-
ным художником-карикатуристом Н. Степа-
новым. В сборнике нужно было воспроизве-
сти лучшие работы художников-искровцев
(Степанова, Лебедева и др.) — карикатуры,
перекликающиеся с текстами:

Минаев впервые в русской поэзии широко
применял составные каламбурные рифмы.
	Выступление К. Случевского в печати
сле двадцатилетнего перерыва Минаев от-
метил м эпиграммой:
н двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
В тех стихах Минаева, которые, по цен-
зурным условиям, не могли быть напечата-
er TH зкиани автора. каламбурные рифмы
	БЫ pH WHSHH aBTOpPd, Raviaiy ee ee
играют роль своеобразного шифра для рез-
сих политических оценок:
	Бедняки снесут —
Сладко ли, не сладко ли—
Все: по шее бьют,

Лупят под лопатку ли,
Сирому сна нет,

Навит зло, как тать его,

И один ответ —
Гнать и гнать и гнать его.
	Это стихотворение — памфлет © точны»,
ресом. Зашифрованный текст четвертой
роки: «Лунят подло Паткули» (петер-
ргский обер-полицеймейстер Паткуль).
авильное чтение последней строки:
care wu raat, Иргнальъева» (петербургский
	военный губернатор).

Содружество геологов и писателей
		при сооружений Московского метрополите-.
	на. Такая же грандиозная работа была
ироделана в свое время геологами при
строительстве канала Москва— Волга.
Открытию месторождений полезных ис-
копаемых номогает активно население.
Без помощи колхозников; школьников, ту-
ристов, сибирских охотников и пастухов
многие месторождения полезных `ископае-
мых, возможно, оставались бы ‘неизвест-
	ными. Boe помнят о недавнем награждении.
орденом Ленина первооткрывателя Воркут-
ского. каменноугольного месторождения
колхозпика Попова. Первый алмаз в Poc-
	сии был найден в прошлом столетии кре-
	постным мальчиком Лоповым. а уралвБекое
	золото в 1745 году — уральским рабочим
Е. Марковым. Таких примеров. немало.

Всякая геологическая работа синтетиче-
сви сочетает в себе работу инженера и
ученого-исследователя. Успехи. геологиче-
ских исследований нашей страны, создание
самой мощной в мире минерально-сырьевой
базы зависят от благотворного  сочета-
ния геологической науки и геологической
практики, которое возможно только в уело-
виях сопиалистического хозяйства.

Министерство теологии CCCP и вее 60-
ветекие геологи горячо приветствуют cTpe-
мяление редакции «Литературной газеты»
широко освещать деятельность геологов,
вопросы их быта. Мы благодарим пи-
сательскую общественность за ту по-
мощь, которую она оказывает в интересах
лучшего оснашения геологических партий,
в интересах выполнения всеми нашими
поставщиками их обязательств.

Советекий писатель, вникая в работу.
геолотов, найдет много волнующих тем.
Геофизические методы исследования, гео-
химия, радиолокация в применении к гео-
логическим исследованиям MOTYT дать ин-
тересный материал для рассказов, романов,
для научно-фантастических произведений,
столь необходимых нашей молодежи.
	Содружество писателей и геологов, не-
сомненно, будет ветречено с большим удо-
влетворением миллионами читателей в Ha-
шей стране — от юного школьника до Убе
ленного сединами ученого.
	В связи с нанечатанной в. №3 «Литера-
турной газеты» от 10 января статьей
И. Фролова «Выеслушайте разведчиков
недр», министр геологии СССР тов. И. И.
Малышев в -беседе с корреспондентом «Ли-
тературной газеты» указал на. неразрыв-
ную связь, существующую между разви-
тием всех отраслей народного хозяйства. и
успехами советской геологической службы.

— Истекшие 30 лет социалистического
строительства, — сказал тов. Малышев, —
были годами, когда недра нашей страны,
составляющей одну шестую часть поверх-
ности земного шара, своими минерально-
сырьевыми ресурсами обеспечили фронт
отромной стройки в нашем отечестве.

Партия и правительство уделяют геоло-
тической службе особое внимание. По лич-
ной инициативе товарища Сталина прави-
тельство приняло важные решения, под-
черкивающие, что теолого-развелочные- ра-
боты ‘являются одним из важнейших Ууча-
стков народного хозяйства. =
	Уже не сто — сто пятьдесят человек,
представлявитих вею «геологическую
службу» дореволюционной России, a мно-
готысячная армия ученых, инженеров,
теологов-с’емшиков. геологов-поисковиков,
	геологов-развелчиков, геофизиков и других
	спепиалистов своим самоотверженным тру-
дом вносит большой вклад в дело осуще-
ствления сталинских пятилеток.
	Буровые станки, позволяющие проник-
нуть на`глубину 3—4 тысяч метров, аэро-
магнитометры, электрические сейсмографы,
сейсмические станции и другие виды ново-
то оборудования для теологических изыека-
ний приняты на вооружение советскими
теологами. Новые скоростные аэрогеологи-
ческив и геофизические методы стали обыч-
ными в работе. Десятки и сотни самолетов,
оснащенных новейшими приборами, облет-
чают и ускоряют труд советеких. геологов.
Влизок день, когда на геологической карте
Советского Сотоза исчезнут белые пятна.
	Не лвалпать элементов Менделеевской
таблицы, как. это было в дореволюционные
тоды, а свыше восьмидесяти добывают-
ся из Hetn нашей страны. Создаются ‘все
	Гухит, завывает в поле февральская ме-
тель. Суровая русская зима. Глядя на эти
’первые кадры фильма, кажется, что все
спит под снегами—и лес, и поля, и сама
деревня. Но вот вспыхнула и протянулаеь
вдоль деревенской улицы цепочка электри-
ческих огней. Это деревня Кольцовка —
орденоносный колхоз имени Сталина.
Сквозь причудливый морозный узор оеве-
шенного окна мы видим парткабинет клу-
ба. Здесь колхозные активисты обсуждают
решения февральского Пленума ПВ ВВИ(б)
о мерах под’ема сельского хозяйства в по-
слевоенный период. Здесь и старейшие
хлеборобы, и комсомольская молодежь.
Becha—ne за горами. Деловито взвешивая
каждое предложение, готовят колхозники
план предстоящих боев за 180 пудов зер-
на с тевтара, обещанных Родине, Сталину.

В этот зимний морозный вечер мы. совер-
шаем экскурсию по Вольцовке. В: колхозе
свой радиоузел, кинотеатр, лабораторяи.
На столах колхозников — книги Ленинз,
Сталина, Пушкина, Белинского. Мы зна-
комимея -co многими ‘людьми ° Воль-
цовки — тероями фильма. Вот энергичный
Сергей Коротков — советский мечтатель,
пытливо глядящий в будущее; Прокофий
Еузьмич Тимофеев-—колхозный  радиоком-
ментатор;: телятница Настя, которую: вол-
нуют лалекие образы некрасовеких. . жен-
	«Мастера высоких. урожаев». Документаль-
ный фильм. Производство Центральной орде-
на Юраеного Знамени студии документальных
фильмов (1947 гт.). Автор-режиесер — лауреат
Сталинской премии В. Беляев. Режиссер—
М. Славинская. Операторы—лауреаты `Сталин-
ской премии: В. Патланд, A. Крылов,
Д. Мазрухо: онераторы—ТГ. Гибер, Г. Захарова,
Я yee70er. М  ПЛилифшия. М. Саленко.
	С. Киселев. М. Лифшин, М. Силенко,
3. Фельдман. Е. Яцун. Текст И. Рябова.
Читает Л. Хмара. ,

Беседа в министром геологии СССР
тов. И. И_ Малышевым
		условия для обеспечения послевоенных пя-
тилеток минерально-сырьевой базой.
Известно, что работа теолога в значи-
тельной степени предопределяет успех
не только тяжелой промышленности, HO
и сельского хозяйства, а также и других
отраслей народного хозяйства. Так, откры-
тые советскими геологами крупнейшие в
мире месторождения фосфоритов в Казах-
ской ССР, калийных солей в районе Com-
	камска. хибинеких анатитов создали неис-
	черпаемые запасы искусственных уУдобре-
ний для полей нашей страны.

Осушение земель и их орошение, ликви-
дация мертвых зон пустынь Голодной сте-
пи и каракумеких песков являютея во
многом результатами работ советских гео-
логов. Создание колхозных  гидроэлектро-
станций, устройство плотин и проведение
других грандиозных работ для избавления
отдельных районов от утрозы засухи —
во всем этом. Участвуют творческая мысль
и труд советских геологов.

Вто может ‘свбе представить, что сахар
и растительные масла, которые мы упо-
требляем каждый день, также связаны ©
деятельностью наших геологов? А ведь для
очистки сахарной меласы необходимы
диатомиты (пористые кремниетые породы),
для отбелки растительных масел й жиров
нужны особые глины. Автомобилизация нз-
шей страны зависит не только от металлов,
но и от асбеста, без которого не может быть
‘изготовлена тормозная лента для автомоби-
ля. Резиновой промышленности необходимы
каолин и мел для изготовления каучукз.
Каолин и тальк вводятся в древесную
массу и для получения бумаги. Эти при-
	меры можно многократно умножить.

Все большее значение в строительстве
наших городов и завбдеких поселков при-
обретает инженерная теология. Сложней-
шие геологические изыскания были выпол-
нены и выполняются в настоящее время
		Избранные произведения А. И. Чехова
на узбекском языке выпускает Узбек-
ское государственное издательство в
Ташкенте. НА СНИМКЕ: переплетчица-
двухсотница типографии № 1 Фатыма
Кайбышева просматривает готовые
книги.
	®oto M. tleucona.
	В ССП СССР.
	Для участия в торжествах по поводу
30-летия Советской Украины в Киев выез-
жает делегация писателей во главе с
А.’ Фадеевым. B составе делегации —
Н. Тихонов, А. Сурков, Л. Леонов, 1. Ан-
токольский, А, Твардовский, А. Безымен-
ский, М, Алигер, А. Софронов, Л. Соболев,
В. Катаев, Ве, Иванов и И. Фефер.
			Стихотворение Фета Минаев пародировал
четыре раза.
	Ах Де о О:

Интересен образец памфлетного’ экспром-
	`та Минаева. В. Буренину, своему бывшему
	соратнику но «Искре», перешедшему в 7
герь политических ретроградов, Минаев
дал краткую, но язвительную  характери-
стику:

- По Невскому бежит собака,
За ней Буренин, тих и мил...
Городовой, смотри, однако,
Чтоб он ее не укусил!
	Научное исследование литературной прак-
тики «искровцев» начато было советским
литературоведом И. Ямпольским. С 1933 по
1947 год под его редакцией изданы два
сборника «Поэты Искры» (в большой и ма-
лой серии «Библиотеки поэта») и два тома
избранных произведений В. Курочкина и
Д. Минаева. И. Ямпольский проделал боль-
шую работу по разысканию первопечатных
‚текстов. Эта работа требовала особой тща-
тельности: все «искровцы» печатали свои
произведения под разными псевдонимами
(а иногда и без подписи). У Минаева, на-
пример, было свыше 35 псевдонимов.
	ДЛ. Д. Минаев. Собрание стихотворений.
«Виблиотека поэта». Вступительная статья,
релакция и примечания И. Ямнольского.
«Советский писатель», 1947 год, 490 стр.
	‚Секретариат Союза писателей СССР pe-
шил созвать в Ленинграде во второй по-
ловине февраля совешание русских писа-
телей Ленинградской, Мурманской, Псков-
ской, Новгородской, Архангельской и дру-
гих областей РСФСР и русских писате-
лей прибалтийских и Карело-Финской
республик.

Совещание русских писателей будет ор-
ганизовано также на Дальнем Востоке. В
нем примут участие писатели Хабаров-
ской и Читинской областей и Приморско-
го края.

В марте намечено провести в Ташкенте
совещание русских писателей среднеази-
атских республик,
		Кинопоэма о победах
		колхозного строя
	ду. С большим мастерством отобразили оне-
раторы многообразие пейзажа Родины.

Пейзаж в фильме неотделим от людей,
Они обогащают землю своим трудом, подчи-
няют природу своей воле, мастерству,

С большим интересом наблюдаем мы са-
моотверженный труд тракториста, чабана,
колхозного повара, комбайнера. Нас. увле-
кает вдохновенное новаторство колхозника
Терентия Мальцева, вырастившего на ево-
ем опытном поле рожь невиданной высоты.
Мы любуемея красивыми овцами-велика-
нами «рамбулье», выращенными Иваном
Мазуновым, который после боевых походов
вернулся к евоему любимому делу. В’ Воло-
тодбком  сельскохозяйственном институте
мы присутствуем на лекции лауреата Ста-
линской премии — талантливой крестьян-
ки Александры Евгеньевны Люсковой —
рекордеменки по выращиванию: поросят. И
вместе с знаменитым кубанским комбай-
нером Бориным волнуемся перед его’ по-
	слелним зачетом при переходе на 9-й в
	Сельскохозяйственной академии ви tM
мирязева.

Вместе с героями фильма празднует: зри-
тель великую победу. С именем Сталина—
творца нерушимой дружбы народов =— co-
шлась за столом колхозного пира единая
семья мастеров урожая. Миллионы пудов
хлеба засыпали они в закрома страны. И
снова труженики земли обещают велико-
му Сталину умножить своим трудом богат-
ства Родины.

Автор и режиссер фильма В. Беляев; ре-
жиссер М. Славинская, операторы и автор
текста И. Рябов справились с очень -слож-
ной, трудоемкой задачей. Они создали
влохновенную кинопоэму о величии непо-
бедимого колхозного строя.

Р. КАРМЕН.
	зать, что жизнь «жестоко хороша»; что
скамейка, гле происходили свидания се Же-
ней Эгмонт, должна быть «священной»,
что «любовь—это золотая находка» ит. д.
ити
	В рассказе «Дунайские волны» перед
нами вновь Ленинград, перенесптий блока-
дух и опять пошлая литературщина под-
меняет живую жизнь. В начале рассказа
лирический герой, он же автор, заявляет,
что все его детство, юность, зрелые годы
прошли под музыку вальса «Лунайские
волны». «Воображаю, — говорит он. о ле-
нинградцах 1944 года,—с каким удоволь-
ствием слушают эту победную, бога-
тую военными ассоциациями музыку все ле-
нинградцы». И, действительно, едва герэй
попадает в Ленинград, как вальс «Дунай-
ские волны» «кусками серебра летит из
окон во двор». Это «с утра до вечера», ©
маниакальной настойчивостью, = играет
приехавший с фронта старший сержант
Николай Иванович Сапожников; он «был
счастлив тем. острым, тонким ощущением
этото чувства, которое дается людям сра-
жений, победителям в битвах, метителям
за нечто большее, чем одно лишь личное».
«Золотыми, победными звуками вальса”
заканчивается расёказ.
	И уже полное недоумение вызывают
рассказы, где автор в «стиле модерн» ком-
ментирует некоторые биографические фак-
ты из жизни великих писателей XIX sera.
В какого-то самоваюбленного обывателя
превращен Н. А. Некрасов в рассказе
«Чрез бездны темные»: «невеселые думы,
и все о себе самом... Пусть-себе собаки гры-
‘зутся, на то они и псы. 0 себе думать -—
это значит о человеческом  достоинетве
своем помнить, не терять его, не сворачи-
вать ни вправо, ни влево, все прямо по
намеченной тропе итти, призвание сохра-
нить». Некрасов мечтает о том времени,
когда дорога его жизни «как струна вытя-
нется и зазвенит», ему грезятея золотые
лодки, под белыми парусами, «зловещие
черные птицы, ¢ отненными крылами»,
«нестерпимо круглое, оранжевое солнце» и
прочие атрибуты декадентекой литературы.
	шин; веселая Катя Милецкова—секретарь
комсомольской организации. Это только
первое знакомство с людьми, которых зри-
тель на протяжении всей картины видит
в труде и досуге, делит с ними их радоети,
тревоги и торжество больших. побед.

Расстаемся с Кольцовкой, чтобы совер-
ить увлекательное путешествие по всему
Советскому Союзу. Перед нами — плодо-
родные долины Вахша, где юная таджич-
ка Оглой Умарова дала слово вырастить
по 75 центнеров хлопка на гектаре земли.
На чайных плантациях ‘Грузии молодая
колхозница Елена Хеладзе обещает собрать
на своем участке 720 пудов чая. На Виев-
‘шине мы идем по свекловичным полям со
знаменитой Надей Швец и девушками fe
звена.

От кубанских полей до Сибири шествует
колхозная трудовая весна. Снова, каки в
прошлом году, Алтай призывает все совет-
ское крестьянство выполнить свой долг
перед Родиной. Всеколыхнулась могучая
семья колхозов. Слово Сталину великую
клятву вождю —— дают полтавские, воло-
тодские, рязанские, воронежекие, чкалов-
ские и пековекие колхозники, вее шестнад-
цать республик, вся страна. —

Неизгладимое впечатление оставляет у
зрителя картина сражения, именуемого в
скупых официальных сводках «весенняя
посевная». Это действительно сражение, в
котором участвуют миллионы людей, Ma-
шины, самолеты, радиостанции. Гектар за
тектаром распгиряется плацдарм битвы за
	новый урожай. Этот могучий темп захва-
	тывает зрителя.

Фильм проводит нае. через четыре време-
ни года, раскрывая перед зрителем необо-
зримые просторы нашей страны, ee приро-
	В секции поэтов состоялось обсуждение
новой книги Семена Гудзенко «Закарпат-
ские стихи», принятой для печати изда-
тельством «Советский писатель».

В обсуждении участвовали П. Антоколь-
ский, М. Алигер, Е. Долматовский, А. Ме-
жиров, Л. Первомайский, Я. Смеляков,
С. Шипачев и др.
	и

представляет Оо
для писателей, работающих в области дей-
ственных журнальных и газетных жанров,
но и лля широких читательских кругов.
		Комиссия детской литературы‘ Союза: пи-
	сателеи начала подготовку к Всесоюзному
совешанию по детской литературе, созы-
	ваемому ЦК ВЛКСМ, Союзом писателей и
Министерством просвещения РСФСР.
На-днях был заслушан доклад И. Хал-
турина о детских книгах, выпущенных об-
ластными и краевыми издательствами.
прениях по докладу приняли. участие писа-
тели, преподаватели литературы в вузах,
представители Академии педагогических
наук, редакторы детских журналов. :
Комиссия приняла решение о конкретной
помощи периферийным издательствам и 06
укреплении связи с детскими писателями,
живущими в краях и областях СССР.
		_ Вдохновенный художник
	НЫ
	сие
	умны были его формулировки, ра
умна. была его речь, глубока была
мысль. универсальны были его знания.

_В голы Великой Отечественной войны
	С. М. Михоэле, как режиссер, создал Ряд
спектаклей, пронизанных чувством совет-
екого патриотизма: «Фрейлехс», «Леса иту-
мят» и №.
	Михоэле был куупным общественным
	деятелем — председателем Ёвреиското ан-
	тифаптистекого комитета, членом Вомитета
по Сталинским премиям в области искуе-
ства и литературы, членом Художествен-
ного совета Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР, членом пре-
зидиума Всероссийского театрального 06-
mectaa u Центрального комитета профес-
сяонального союза фаботников искусств,
Он любил все передовое, активное и со веей
своей торячностью отдавался этой работе.

Советский народ тлубоко ценил С. М.
Михоэлса, как замечательного мастера
сцены, яркого и мнотогранного, смелого,
принцициального  художника-гражданина,
торячо любящего социалистическую Роди-
	ну, отдающего ее процветанию все свои
мысли, чувства, знания, силы.
Советское правительство присвоило
	С. М. Михоэлеу за выдающиеся заелуги
перед театральным искусством звание На-
родного артиста. Cowsa CCP, пауреата
Сталинской премии и натрадило ero орде-
ном Ленина.

Соломон Михайлович Михоэле всегда
являл собой прекрасный образец артиста-
гражданина. Он не просто прожил свою
жизнь. Его имя, его творческий труд, его
искусство будут всетда жить в нашей па-
мяти, в памяти знавших и любивших это-
го чудесного художника и человека.

. M, TAPXAHOB,
лауреат Сталинской премии,
Народный артист Союза ССР,
	меститель председателя Всероссийского
театрального общества М. Григорьев, пред-
седатель ЦК профсоюза работников ис-
кусств П. Тарасов и другие.

Они характеризуют высокий моральный
облик С. М. Михоэлса, его творческий
путь, на котором им были созданы неза-
бываемые образы шекспировского Лира, шо-
лом-алейхемовского Тевье-молочника, боль“
шевика Юлиса из одноименной пьесы Да-
ниэля и многие другие. А. Гундоров и
И. Фефер рассказывают, с каким достоин-
ством подлинно советского патриота высту-
пал С. Михоэлс на многочисленных митин-
гах в Америке во время своего пребывания
там в 1943 году, с какой гордостью и
страстностью пропагандировал он на чуж-
бине великие достижения своей бесконеч:
но-любимой Родины.

Ораторы призывают коллектив Государ-
ственного еврейского театра быть верным
тем творческим и идейным принципам, 32
торжество которых так неутомимо боролся

его руководитель Соломон Михайлович
Михоэлс. у
	„.В 16 часов состоялась кремация.
	Сердце мое полно глубокой скорби. Умер
Соломон Михайлович Михоэле — вдохно-
венный художник, человек большой куль-
туры, острого ума, богатой эрудиции, ве-
тиколенного ораторского дарования, заме-
чалельный сын нашей великой страны.

Михоэле — актер-мыслитель. Вто зани-
мали не только верноеть и ботатетво пеи-
хологического рисунка образа. Он всегда.
стремился к социальному и философскому
обобщению.

Играл ли он шолом-злейхемовских  те-
роев-—-людей, в которых воплощена, порой
наивная и непосредетвенная, но воегда
окрыленная мечта о иной, о лучшей жиз-
	ни, играл-ли он мужественных советских
патриотов Юлиса и Овадиса, играл ли эн
трагедию  прозревшего короля dupa,
играл ли он бунтаря  Тевье-молочни-
ха, овеянного народной  оптимистиче-
ской мугростью, — он всегда подымалея
в своих обобщениях до проблем, имеющих
всеобщее, всечеловеческое значение. Ми-
хоэле, будучи создателем, художественным
руководителем и первым актером Государ-
ственного еврейского театра, принадлежал
всему советскому театру, всему советскому
искусству. Он всегда стремилея  вклады-
вать в свои образы те мысли и чувства,
которые волнуют каждого советского гра-
жданина. Вго искусство было глубоко
идейным, страстным и правдивым.

Будучи всегда высоко требовательным
К 666бе ик искусству, С. М. Михоэле вос-
питал плеяду талантливых актеров и pe-
жиссеров.

Важдая ветреча с Михоэлсом, . каждая
беседа с ним всегда волновала, будила
чувства, обогащала мысли.

’ В свои беседы он всегда привновил что-
` тб новое, неожиданное, смелое. Четки и
	Тысячи людей посетили в эти дни поме-
шение Государственного еврейского театра,
где был установлен гроб с телом Соломона
Михайловича Михоэлса.

Артисты московских театров, писатели,
художники, политические и общественные
деятели, военные, рабочие столичных заво-
дов пришли проститься с одним из замеча-
тельнейших мастеров советской сцены, с
человеком, составлявшим гордость своего
народа, пламенным патриотом социалисти:
ческой’ Родины, видевшим в активном слу-
жении (ей единственную цель своей жизни.

..16 января. Сцена театра сплошь закры-
та венками. Сменяются один за другим по-
четные караулы. Звучат под сводами зала
траурные мелодии. В час дня начинается
гражданская панихида.

С речами выступают генеральный секре-
тарь Союза советских писателей СССР
А. Фадеев, председатель Славяйского ко-
митета СССР’ генерал-лейтенант А. Гундо-
ров, народный артист республики В. Зус-
кин, поэт И. Фефер, режиссер А. Таиров,
народный артист республики К. Зубов, за-
	Смерть народной сказительницы
	ПЕТРОЗАВОДСК. (От наш. Kopp).
Скончалась известная народная  скази-
тельница Карело-Финской CCP Анна
Михайловна Пашкова.

Пашкова — автор широко популярного
сказа о Ленине и Сталине. С ее слов за-
писано большое количество былин (в том
числе былина о Давиде Сасунском), посло-
BHU, народных песен. В период Великой
	Отечественной войны Пашкова сложила ска-
зы, посвященные Советской Армии, прослав-
ляющие советскую родину.
	ва

нии, задержанной смертоносным в30р0м»,
возникает молодость, он отущает «во всем
теле блаженотво и невыразимое словами
состояние...» Он говорит об умершей своей
возлюбленной в таком стиле: «Если бы Вы
‘видели, как она, покойная,  танцовала.
На паркете оставалея рисунок полета под
вальс. Да, полета, потому, что настоящий
вальс это уже не земля — это радость
разлуки в хлопотами и суетой».

В рассказе «День в Мелихове» в не ме-
нее искаженном, нелепом виде представлен
Чехов. Великий писатель превращен авто-
ром в какого-то неумного и самовлюблен-
ного истерика: днем он изрекает общеиз-
вестные истины и радуется, что «живет
в собственном доме»,. ночью его мучают
всякого рода предчувствия и ены. «Но но-
чему этот монах снится именно мне?—1о-
думал он. Почему мне, а не Маше, не Ми-
хаилу, не отцу, не матери?» Какое глубо-
комысленное раздумье!
	Рассказ «Вечная Анна» низводит роман
«Анна Каренина» ло пошлого адюльтера:
ревность, побои, крики, брань, истерики.

В рассказе «Потревоженные тени» ко-
щунетвенно извращен образ Ватерины из
«Грозы», — опять вместо подлинной жиз-
ни бутафорские колокольни, драматические
вопли, убийство, истерика.

Рассказ «Последняя премьера» раекры-
вает перед нами то «искусство» и ту ере-
ду, которые породили книгу Л. Борисова.
Знаменитый транеформатор. Уто Учеллини,
девочка, поющая басом, Шерлок Холм,
Инес Наварро — женщина-демон, атлас-
ные платья дам, ‘мужчины во фраках и
смокингах, старинный английский вальс,
прожектор, заливающий сцену синим пла-
менем. На этом фоне. дочь виноторговца из
ревности обливает серной кислотой актера
Рих, исполняющего роль Шерлок’ Холмса. .

В сборнике «Дунайские волны» Леонид
Борисов взглянул на. советекую действи-
тельность ина великую литературу про-
Илого глазами дореволюционного ‘эетет-
ствующего мешанина и’ обывателя. Стран-
HO, что подобные мещанско-эстетские пред-
ставления автора’ о «красивенькой жизни»
	_ Бронзоватые косы
	сказа певец по просьбе директора охотно
	поет «Не осенний мелкий дождичек». Рас-
сказ назван «Песня», но песня эта старая-
престарая: язык. образы, положения——все
взято из давно забытых плохоньких доре-
	волюционных повествушек и рассказов. Ве
	грогают читателя ни благородный тенор,
ни добродетельный директор, ибо «все
это неправда», все пошло, слащаво, нена-
турально.

Пе лучше дело обстоит и с другими рас-
сказами. В «Рассказе о любви» советский
летчик Алексей Иванович где-то в лесных
дебрях встречает слепую девушку Karn,
дочь лесничего, и влюбляется в ее «безмет-
	‘но-мучительную красоту». Летчик решает
	жениться на слепой, гордо заявляя при
‘этом: «Я постараюсь быть для нее тем, чем
для меня является советская власть». В
конце рассказа лирический герой, от имени
которого ведется повествование, смотрит на
счастье летчика и слепой девушки с «хо-
рошей, бодрящей завистью».

Начало рассказа «Три свидания» отно-
CHTCH к дореволюционным временам, ко-
неп-—к 1945 году. Гимназистка Женя Эг-
монт ведет любовную игру е влюбленным
в нее гимназистом. Он читает ей стихи
собственного сочинения:

Ты свои бронзоватые косы
Разбросала на трех облаках,
Не тебя ли хмельные матросы
Поздравляют на белых судах?
	В 1932 году, лет через двадцать, герой
снова встречается е Женей Эгмонт и при-
знается ей, что тогдашние гимназические
стихи породили его сегодняшние paccka-
зы. Автор всячески, вплоть до имени и 0а-
милии, подчеркивает свое тождество с ге-
роем рассказа, от имени которого ведется
повествование. Но даже без этого читателю
ясно, что плохая декадентская литература
усердно питает рассказы Леонида Bopuco-
ва. Третье свидание героя происходит уже
	е восемнадцатилетней дочерью Жени dr-
монт в 1945 году в Ленинграде, перенесшем
блокаду. Но и блокада и Ленинград пона-
добились автору лишь для. того, чтобы ска-
	Адрес редакции и издательства: ул.
	«Зачем это писать, — говорил Чехов
молодым литераторам, — что кто-то сел на
подводную лодку и поехал к северному но-
люсу искаль какого-то примирения © людь-
MH, а в это время его возлюбленная с дра-
матическим воплем бросается с колоколь-

ни? Все это неправда, и в действительности
этого не бывает...» Е

Эти слова Чехова невольно BCIIOMHHA-
ются, когда читаешь сборник рассказов
Леонида Борисова «Дунайские волны», где
все надуманно, эстетеки претенциозно.

Лореволюнионные времена. На пароходе
катят именитые купцы. Солист его импе-›
раторского величества, по. настоятельной.
просьбе { капитана парохода, поет купиам
арию Ленского. Но «неприступные и
страшные купцы» бесчуветвенны к му-
зыке.

«Красивую музыку для господ» слушают
также простые люди из третьего класса, &
человек в фуражке солдата осмеливается
попросить знаменитого тенора спеть «Не
осенний мелкий. длождичек». Иевец катего-
рически отказывается. :

Проходит шестнадцать лет. Советское
правительство дает тенору Звание народ-
Hero артиста, а человек в солдатской фу-
ражке становится директором. большого
рабочего‹ клуба. Оказывается, что все
шестнадцать лет тенора мучил его отказ
спеть на пароходе «Не осенний мелкий
дождичен», а директора клуба терзало же-
тание усльшнать эту песню ‘из уст тенора.
Но все кончается к общему благополучию.
Директор приглашает Tenona в клуб. В ан-
традте подает ему пять стаканов. чаю, та-
резне бутезбродами и шоколадный торт,
Повей «был емущен и растроган. Он вслух
признался, что вот эта мелочь, вот этот
чай и булка с ветчиной и сыром для Here
стократ дороже золотых подношений от ме-
ломанов дореволюционного времени, Там
все было натянуто, холодно, чинно, а
тут — от полноты еердна» уметощего пони-
маль и ценить искусство». В конце рас-

Леснид Борисов. «Лунайские волны», «Совет-
ский писатель». 1947 г.; 264 стр.
	«/]итературная,
в неделю:
	газета» выходит два раза
	по средам и субботам.
		ЖА ———-
	В рассказе «Вечерняя заря» Ф. и. ют- ie
чев, в то время, как «небо гремит упоенно

_ различного рода реминисценции из Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
третьесортной  декадентской литературы Редакционная

и страстно», «молодо расправляет п0-   могли быть изданы в наше время советским

катые плечи»; перед ним «подобно Мол-   издательством.

т

коллегия:
А. КОРНЕЙЧУК, О. КУРГ
95 Октября. 10 (для телеграмм — Москва Литгазета). Телефоны: секретариат.

А. БАУЛИН, В. ВЕЛИЧКО, Б. ГОРБАТОВ
AHOB, Л. ЛЕО POB ,
Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИИ. HOB, A. MAKAPOB, M. MUTHH,
— K 5-10-40, отделы: .

- КН литературы и искусства — К 4-76-02, внутренней жиз

чу +

чи и отдел

B—01 106.
	— К 4-60-02, международной жизни — К 4-64-61, науки и техники — К 4-60-02, информации — К 1-18-94, издательство — К 3-37-34.

ВО ВЕ
Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.