ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЬ
		Да здравствует
Советская
Украина!
	Украина. Необозримые просторы золотых
колхозных нашен. Черные пирамилы до-
нецких терриконов. Багряное зарево пла-
вящегося металла над ковыльными волна-
ми бескрайней степи. И поднявшиеся ввысь
башни домен. И протянувшиеся на кило-
метры цехи станкостроительных, трактор-
ных, сталелитейных и иных заводов. И пох
синим и ласковым небом — задушевная
песня, сложенная народом, мужественным
й трудолюбивым; новая песня, от сокро-
веннейших глубин сердца несущая благо-
дарность русским братьям, партии больше-
виков, гению великого Сталина.

Украина, Советская Украина!

Земля злесь хранит множество следов
героической борьбы и самоотверженного
труда. В лесах Черниговщины вихрастый
сельский паренек покажет хату. в которой
сходились когда-то партизаны Шорса, и
землянку, где четверть века спустя скло
нялись над полевою картой партизаны Ков-
пака, готовя свой славный ‚рейд в Карпаты.

Неузнаваемо преобразилась украинская
земля в самые малые сроки.

Век назад написал великий певен Укра-
	ины горькие строки о тяжкой судьбе сво-
его народа:
	В заплатах сермягу с калеки дерут,
Чтоб деток господских одеть потеплее.
Вдову обирают за подать. Берут ^
Последнего сына, — надежду

ни радость, —
_В солдаты его отдают,‚—
Их мало, должно быть  А вот под

е ‚ забором
Ребенок от голода дух испускает,
А мать его барскую’ рожь дожинает...
	И почти три четверти века после того,
нак были написаны эти гневные и горькие
слова, внлоть до дней великой пролетау-
ской революции не изменялась тяжкая
жизнь украинского селянина. Несправедли-
вость и темнота, издевательства кулаков и
помещиков,  нерадостный,  подневольный
труд спозаранку до темноты, тяжкие вос-
поминания, горечь настоящего, беспросвет-
ное будущее.

Шевченко пытались сломить. » Raroprof
а, не сломив, запретили его. книги. Под
запретом было’ слово Леси Украинки и
Ивана Франко. :

Но рухнула парская Россия. Поднялась
новая, свободная Советская Россия am: npo-
тянула братскую руку сестре своей Ук-
panne. :

«Украина освобождаетел — спешите к
ней на помощь!»—прозвучал тогда. набат-
ный сталинский призыв, отдавитийся в
сердце каждого советского человека. Гени-
альный стратег революции, товарищ Сталин
оппелелил путь Красной Армии, шедшей на
помощь украинскому народу, — через ра-
бочий Харьков, через шахтерский Донбасс.

Й народ Украины впервые за свое суще-
ствование обрел государственноеть.и неза-
висимееть. смел путин своего всех и вся-
	И народ чкраины впервые за свое су”   (союза Советских Социалистических Рес-
ствование обрел госуларственноеть и неза- публик построили сопиализм и в бою от-
BUCHMOETH, смел.с пути овеего всех и ВсЯ- стояли свои’ завоевания, Теперь, спаянные
ких враров, пытавшихся вепять повернуть   уежлу собою ете прочнее и нперунтаямее.
		ЗА ТРИДЦАТЬ ЛЕТ
	между собою еше прочнее и нерушимее,
плуг они вместе к победе коммунизма.

В строю борцов за окончательное торже-
ство светлых коммунистических идеалов
идут в высокой общей пели мастера куль-
туры Советской Украивы.
	Новая советская культура украинского
народа, национальная по форме, сопиали-
стическая по содержанию, создавалась в
борьбе е врагами народа, буржуазными
националистами, которые искусно меняли
формы борьбы, облачаясь во всевозможные
маски, то пряча свое отравленное оружие,
то вновь исподтишка пуская его в ход. Но
народ украинский и вся его передовая ин-
теллигенция вели пепримиричую борьбу с
врагом и умели разоблачать его под любой
маской.

Теперь культура Советской Украины
находится на новом под’еме. Из года в год
множится число мастеров” литературы и
искусства, отмеченных высшим знаком
всенародного признания — званием лау-
реата Сталинской премии.
	Величайшей задачей построения KOMMY-
низма вдохновлен сегодня на Украине труд
шахтера и ученого, металлурга и писателя,
колхозника и музыканта, тракториста и
художника, строителя ‘и студента. В еди-
ном усилии с великим русским народом и
со всеми народами Советского Союза тру-
дяшиеся Украины воздвигают на своей
родной земле прекрасное здание комму-
НИЗМА.

Цель; указанная отцом и другом всех
советских народов гениальным Сталиным,
становится все ближе с каждым днем
неустанного и  самоотверженного  тру-
да. Все краше, богаче, счастливее стано-
вится Советская Украина, и праздник ee
	трилцатилетия всенародной радостью отме-
	чает вся дружная семья советских Hapo-
дов.
	отдельными изданиями общим тиражом
около 4 миллионов экземпляров. Произве-
дения М. Коцюбинского вышли тиражом

оксло трех миллионов экз. выдержав 225
изданий,
	Произведения Пушкина в переводах на
	украинский язык издавались 90 раз общим
тиражом свыше полутора’ миллионов экз.,
Л. Толстого — 88 раз тиражом 1 миллион
экз. М. Горького — 208 раз тиражом
	пеятелей. Собрание обсудило и приняло
устав, избрало правление и ревизионную
комиссию. общества. Председателем прези-
диума правления обшества избран -прези-
	историю. разгромил презренных буржузз-
ных националистов, оголтелую нитионекую
банду. . наемную areHTypy иностранных
разведок.

Социалистическая Украина стала пве-
лушщей республикой передовой индустрии,
круннейтего в мире коллективного сель-
ского хозяйства и неудержимо расцветаю-
щей советской культуры.

На освобожденной, щедрой украинской
’земле пробудились к активной политиче-
ской жизни миллионы людей, раскрылись
неиссякаемые источники созидательной
эяёргий, инициативы, творчества.

Из недр украинского рабочего класса
вышли Алексей Стаханов и Петр Крявоное,
Макар Мазай и славная династия металлур-
тов Коробовых. На украинеких полях роди-
лась слава Марин Демченко и Паши Анге-
линой, Марины Гнатенко и Ганны Кошевой.
Йз научных лабораторий, созданных на
Украине советской властью, на весь мир
‘прозвучали вести 06 открытиях, подни-
мающих человечество на новую ступень
прогресса, — о лелах академиков Богомоль-
па и Лысенко, Палладина и Матона. Слово

поэтов Украичы читается и поется на всех
языках советских народов, пьесы Алексан-
Apa Корнейчука ставятся в Москве ив
далеком Таджикистане, фильм Довженко 0
героическом Шорсе смотрели колхозники
Дальнего Востока и сталевары Магнитки,
книги украинских писателей читает на сво-
ем родном языке рудокоп в Чиатури и
хлопкороб в Фергане.

Меньше’ чем в четверть века Украина,
ведомая партией большевиков и гением
‚ Сталина, достигала невиданных вершин рас-
цвета, изобилия, подлинного счастья.

Й когда смертельной угрозой над этим,
в неустанном труде построенным счастьем,
пависла звериная лапа фашизма, — весь
	За 30 лет (1917—1947 гг.) на Украине
издано 108.393 ‘названий книг общим. ти-
ражом 1.301.386. тыс. экземпляров, из них
на украинском языке 62.397 названий.

Произведения Т. Г. Шевченко за 30 лет
излавались 200 раз ‘общим тиражом 3,5
миллиона экземпляров. Это в 4 раза боль-
ше тиража’ произведений Шевченко, издан-
ных до революции (с 1840 по 1917 г.), т. е
за 77 лет.
	Произведения Ивана Франко вышли 349  2.267.000 экз.
.
	КИЕВ. (От наш. корр.). Состоялось учре- пе
дительное собрание Общества по pacnpo-   ye

странению политических н научных знаний >
Украинской ССР, на котором присутство-
вало около 500 действительных членов 0б-  ди
	‚Украинское общество по распространению
политических и научных знаний
	И EE

пества — академиков, докторов наук, пи-  дент Академии наук Украины. академик

сателей, работников искусств и военных
	народ украинский, по
сталинскому зову, еди-
Нодушно встал на заши-
	ту своей жизни, своей
свободы, своей  совет-
ской земти_
	Володимир СОСОРА
	Любити ВИтчизну...
	Любити Вчизну, любити завжди
поля ti pocui, senenit сади_

Lit ne жалти за дн? молод]

н: кров: у битв 91 поту в труд.
	Любити В!тчизну, любити завжди,
i cena Tf, i if ropoan,

} 1й вс! бажання, пориви Й думки
на сытл дороз: у сытлЕ вки.
	Любити Вичизну, любити завжди,
Aaa wel Tickiwe згуртуем ряди
шд леннським cTATOM, що вчний,
як Fac,
	пл стайнським соннем, що сытить
	для нас.

>
			Суббота, 24 января 1948 г.
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕАЕЙ СССР
	`В письме, с которым

12,5 миллиона  трудя-
ина! ` щихся Советской Украи-
вы обратились к вели-

кому вождю народов

Иосифу Виссарноновичу Сталину,  гово-
рилось: :
	 . «экраннекий народ никогда не забудет
той неоценимой помощи, которую оказали
ему в эту тяжелую тодину братские: наро-
ды Советского Союза, во главе с великим
русским народом. Мы всегда будем пом-
нить, что среди Героев Советекого. Союза,
награжденных за освобождение Киева и в
битве за Днепр; — представители более 30
национальностей пашей страны».
Тяжелый след оставили на украинской
земле фашистские звери. В руины и пепел
обращены были 700 горолови 28 тысяч сел.
Никогда еще за всю многовековую историю
человечества ни одна страна не подверга-
лась такому  опустошезию.
Много славных побед одержал украин-
‘ский народ за минувшее тридцатилетне
своей истории. И поистине беспримерны
те трудовые подвиги, которые совершены
в первые годы послевоенной сталинской
пятилетки. Навечно будут впиеаны в исто-
Тию Украины, как строфы бессмертной
нозмы, рассказы о делах героев, восстано-
вивших Днепрогэе и Запорожеталь, о вдох-
новенном труде тех, кто возрождал шахты
Донбасса и Ёриворожья, домны` Марнуполя
и коксовые батареи Константиновки. кто

оживлял цехи Араматорки и знаменитый
	никонольский «Большой штифель».
	‹Й в трудной борьбе за восстанов-
ление разрушенных сел и городов,
народного хозяйства, точно также как
й в бою, украинский народ не остался
одиноким. Советские люди всей своей
дружной, многонациональной семьей, с
вдохновенным единодушием поднялись на
восстановление родной Украины. Лесорубы
близ Вологды и Архангельека рубили де-
ревья, чтобы дать кренежный лес лонеп-
ким шШахтам. Ленинградекие рабочие
строили сложные агрегаты. wa . Днепро-
	строя. Утальцы отгружали станки для 3а-
волово Враматорска и Харнкова. Молодые
сстроители-москвичи воздвигали строитель-
ные леса на опустошенных войною улицах.
`Виева. В колхозы Полтавщины прибывали
„сталинградекие тракторы. Рапорты 06
одержанных побелах следовали один. за
другим. В тяжелым последетвиям военной
разрухи прибавились трудности, порожден-
ные засухой 1946 года. Но и они
были . преодолены. Минувшим — летом
битва за урожай была выиграна так
же  победоносво, Kak выиграны были
трудовые битвы в затопленных шахтах
Донбасса, битвы у взорванных домен, в
сгоревших заводских цехах.

На заре существования Советской Укра-
mnt, 21 декабря 1917 тода, товарит
Сталин писал в «Правде» о неразрывной
дружбе русекого в украинского народов:

«Йровью и бопьбой спаянные, они пой-
дут вместе к победе сопиализма».-

Йетория полностью подтвердила эти сло-
ва. беветская Россия и Советекая Украина
вместе с остальными народами великого

НЕНОБЕДИМОЕ БРАТСТВО _
	a
	Алексей СУРКОВ
	сталостью культурной и технической, ре-
волюцию аграрную, революцию индустри-
альную, революцию культурную.

И опять, каки в первые годы своего
существования, братский русский народ
подал руку помощи родной, любимой сестре
Украине.

И опять могучий, созидательный гений
(чалина осветил нуть Украины на новом
мирном поприще. Семимильными шагами
пошла Украина по ступеням великих
сталинских пятилеток, осуществляя их
вместе с русским народом и со всеми на-
родами Советского Союза.

Величественные огни Днепростроя, еия-
ние Донбасса, бескрайние колхозные мас-
сивы, переливающиеея золотистыми  вол-
нами пшеницы, тучные стада на пастби-
щах, фруктовые сады, бахчи, виноградни-
ки... Разве перечислишь все богатства, ко-
торые добыла себе Советская Украина, до-
была с боя у природы за годы мирного
строительства.

И если говорить, что Украина построила
Днепрогае, то это будет не полная Правда.
Она построила два Днепрогэса, так как
однажды Лнепрогэе был разрушен немец-
кими варварами во время их второго наше-
СтвиЯ. -

Чудовищно было второе нашествие нем-
цев на Советский Союз! Но так же, как и
в первый раз, они были разбиты, уничто-
жены, развеяны в прах.

Я видел брошенную фашистскую техни-
ку, раскиданную пе необозримым полям
освобожденной Украины. :

Я видел войска славного маршала Коне-
ва, который, выполняя гениальные пред-
начертания Генералиссимуса Сталина, гнал
немецкую нацистскую рванину вон из пре-
делов Советской Украины.

Kya весенний ветер. И стаи птиц воз-
вращались в свои родные,  ‘разоренные
гнезда, плывя в крепком, пьянящем, как
молодое вино, воздухе возрожлающейся
Украины.
	Прошло еше немного лет, и вот весь Co-
ветский Союз празднует  тридцатилетие
своей милой, ролной Украины.

В эти лни мне особенно радостно, и мое
сердце рветея на Украину, на маю родину,
туда, гле в тишине старого кладбища по-
	коятея. мой родители. — русский отен и.
	мать украинка. Они лежат рядом в украин-
ской земле, которая пол незакатным солн-
цем Ленина и Сталина цветет неслыхан
ной красотой и счастьем.

Я вспоминаю свою мать с дорогим, eMyr-
лым, немного раскосым лицом и карими
полтавскими глазами, которая, баюкая ме-
ня, напевала над моей колыбелью чудес-
ные, незабываемые песни великого укра-
инца Шевченко. Я помню, как мой отеп,
блестя выступавшими у него на глазах
слезами восхишения, читал нам, MHe
	  маме, своим вятским говорком. пушкинскую
	«Нолтаву» с ее нечеловечески прекрасной
YEPAHHCKOH ночью, и как они вместе под
керосиновой лампой хохотали и нежно улы-
	‘бались над раскрытым Гоголем. и я никак
	не мог понять, кто же такой, в конце кон-
Hop, ator Гоголь? Украинец? Русский?

Спите с миром, мои дорогие сталики!
	Ula вам свой нежный сыновний привет из
	близкой Москвы и радуюсь, что я столько
же русский, сколько и украинеп, и что у
нас у всех одна душа — общечеловече-
ская, не делимая на части душа ленинской
и сталинской правды.

Привет тебе, любимая моя Украина,
одна из первых стран мира вступивиая в
нерушимый союз свободных республик,
созданный лучшими людьми мира —
Лениным и Сталиным.
	Я родилея на Украине, Там протекли
мон детство, отрочестве и юность. Мой
отец был коренной русский. Мать — ко-
ренная украинка. В моей душе с детских
лет тесно сплетено «украинское» и «рус-
ское». Вернее, даже не сплетено, а coBep-
шенно слито.

Единое, — всепоглощающее, ‘священное
чувство общей Родины в наши дни свой-
ственно всем народам Советского Сотюза.

В том-то и заключается величайшее сча-
стье человечества, его спасение от `неми-
нуемой гибели и вырождения, что на смену
темным религиозным и госуларственным
предрассудкам, грубо раз’единяющим на-
роды, корыстно разделяющим их на «вели-
кие» и «малые», «достойные» и. «недо-
стойные», «господствующие» и «подчи-.
ненные», пришло и озарило мир светом
высшей справедливости самое  человече-
ское из всех учений, бывших когда-нибудь
на земле, неотразимо ясное и светлое, как
день,—учение Ленина и Сталина о равен-
стве всех народов и о братетве всех тру-
дящихся людей.

А ведь было время, —многие из нас это
проклятое время еще хороню помнят ин ни-
когда о нем не забудут! — когда украин-
ца нельзя было назвать украинцем, а надо
было обязательно называть  «малоросс»,
когда почти всем народам, населявшим тер=
риторию бывшей царской империи, было
отказано в священном праве быть народами
и предоставлялась унизительная необходи-
мость официально именоваться «инород-
Цами». >

В день славной тридцатилетней годов-
щины рождения Советской Украины, как
независимого, суверенного государства, рав-
ноправного` члена в семье советских социа-
листических республик, 060 всем этом
нельзя не вспомнить.

Первая, вслед за своей старшей еестрой
Россией, вырвалась Украина из тюрьмы
народов и уверенно пошла по светлому,
широкому пути, указанному ей Лениным и
Сталиным. Но для того чтобы выйти на
этот путь, много. пришлось выдержать po-
ковых испытаний молодой Украинской (-
ветской Республике. Ее счастье заключая
	лось В ТОМ, 910 она была ие одна. Ее ста
	шая и любимая сестра Россия всегда про-
тягивала ей твердую руку помощи.
Советская Украина родилась и окрепла
в борьбе с немцами, которые в 1918 году
вероломно кинулись на нее, желая захва-
THTh cebe ее несметные богатства и пре-
вратить ее в свою колонию. Й тогда друг
й соратник Ленина — великий Стали,
став во главе молодых советских войск,
пришел ей на помошь. Своим орлиным
взтлядом он сразу оценил обстановку и
произнес знаменитые исторические слова,
на многие годы ставшие путеволной звез-
дей для молодой и еше не вполне окреншеяй
	республики:
	СЛАВНЫЙ
ЮБИЛЕЙ
	Триднатилетие Советской Украины на-
полняет сердиа советских народов чувством
братекой гордости.

Советская Украина — вторая республи-
ка нашей победоносной социалистической
Редины. Ее богатства разжигали алчность
наших врагов, мечтавших захватить эту
беспенную жемчужину Советского Cow3a.
Но вместе с богатыреким украинским наро-
дом весь советский народ ветал на защиту
‘братской Украины и выгнал гитлеровские
‘полчища с ее священной земли. Как писаз
тель Советской Армении, горжусь тем, что
в рядах нашей великой Советской Армия
за родную Украину сражались и лучшие
сыны моего народа, — тысячи армян по-
крыли себя боевой славой на полях Укра-
ИНЫ.

Многогранная культура Советской Укра-
ины своими блестящими хостижениями
обогащает всю советскую культуру. Такив
писатели, как Тычина, Корнейчук, Бажан,
уже давно заняли почетное место в с00з-
ной советской литературе, стали и для нае,
армян, творческими нашими соратниками:

Приветствую украинский народ и MORE
украинских друзей в день славного три»
дцатилетия великой Советской Украины!

Наири ЗАРЬЯН,
—&—-
	Творческое
братство
	Вогла два наших поэта, Рахими и Лехо-
ти, стояли на высоком берегу Днепра у
Ванева, над могилой того, кого п мы зовем
своим «батькой», они поклонились ему его
же словами, переведенными мною давным-
давно на таджикский язык. Громко нал се-
дыми медленными волнами старого Днепра
прозвучали таджикские слова
	Схоронив меня, вставайте,
Цепи разорвите,

и злодейской вражьей кровью
Волю окропите...
	Эти слова стали гробной былью. Немало
таджиков, которых я знал, сложили голову
нод днепровскими кручами, защищая вели-
кую реку от гитлеровцев. Немало таких
героев, как Ханди Кинжаев, получили за
защиту Украинской ССР звание Героя ‘Со-
ветского Союза. Посмертно стали Героями
нашего Союза бившиеся за Украину тад-
жики Турлыев и Азизов. Наши поэты пере-
вели многие произведения украинской ли-
тературы. Из того, что написано мною, мне
особенно дорог образ украиниа Миколы в
моей поэме «Сын родины».

В день 30-летия Советской Украины иы
вспоминаем, что таджики = неразрывно.
мыслью, кровью, нервами, биением пульса
связаны е Украиной, с ее славной литера-
турой.

Да славится вовеки сталинское, твор-
ческое братство народов!
	Mupso ТУРСУН-ЗАДЕ
—O-—
	Валентин КАТАЕВ
<
	вая реавционно-националистическая ‘CBO-
лочь — все эти гетманы, петлюры, махны,
кистяковские, винниченки, гайдамаки, си-
ние жупаны и прочая, прочая, которые пол
	‚ желто-блакитным флагом якобы «вильной’
‘tT
	Украины» хотели надеть на нее старую
помещичье-капиталистическую сбрую и
заставить” тащить старый воз с новым не-
мецким кучером.
Но на этом дело не кончилось. :
С запада надвигалось новое иго. Это бы-
ла интервенция четырнадцати держав. Й
	освободительная народная война ‘украин-.
	ского и русского народов за свою независи-
мость прохолжалась.
	Вого только не видела за это время в
своих цветущих просторах MHOrooTpanaa-
ная Украина! :

здесь была и британская морская пехо-
та, гонявшая по улицам украинеких горо-
дов футбольные ‘мячи, и шотландекие
стрелки в коротких клетчатых юбках со
своими шотландекими волынками, и чер-
ные сенегальцы с глазами белыми и вы-
пуклыми, как облупленные крутые яйпа,
и унылые мокроусые греки в английских
шинелях се своими печальными мулами,
запряженными в NOBO3KH, наполненные
всяким ворованным барахлом, и румыны
в собачьих воротниках, и многие, многие
другие «рыцари» мирового капитализма.

Они вообразили, что в их силах повер-
нуть колесо истории вспять. Они обруши-
лись на Советскую страну. Их mepBaie удары
приняла Украина.

И новые интервенты еще раз почувство-
вали на собственной шкуре, что значит
иметь дело со свободным советским наро-
дом, поднявшимся, как один человек, на

`освободительную Отечеетвенную войну.

Надо было видеть, как драпали  интер-
венты!

Я помню «мятенные улицы Одессы, по
которым мчались, задрав хвосты, греческие

-мулы; с дребезжаших повозок пахали на
  мостовую буханки горохового хлеба; какие

то лоханки, подушки, самовары. Я видел
бодрых великобританских витязей, поза-

бывших свой футбольный мяч и, подобрав

штаны, бежавших в порт нз свои транс-
порты. Я видел танки французского гене-
рала Франше д’Эснере, бесславно увязшие
	в грязи возле станции Сербка, и легенлар-
	ную конницу Вотовского, которая, Rak
смерч, на спинах опрокинутого противня-
Ка ворвалаеь в город.

Русские и украинекие крестьяне‘в но-
веньких московских полупгубках, © крас-
ными лентами на мерлушковых папахах, с
тульскими винтовками наперевес вступили
в освобожденный город, в то время Rak
флотилия интервентов дымила грязным ды-
мом на горизонте, как куча горячего шла-
ка, выброшенного в море.

Братотво украинского и русского нато-
дов закалялось и кренло в горниле револю-
ции. Это братство, нерасторжимое, ленин-
ское братство освобожденных трудящихся
людей, рабочих и крестьян, скрепленное_
Кровью и озаренное сияющими лучами 66-
	щей победы, с каждым” годом становилось
	все теснее, все непобедимее.

На смену подвигам воинским пришли
подвиги трудовые. В неслыханно краткие,
воистину легендарные исторические сроки
Советская Украина вместе co всей страной
победоносно завершила целый ряд войн —
войну с разрухой и голодом, войну с от-

FRUUAUERSTRREVEV LETTE LEU ERE EET ETRE ООНННЫ
	Эти белые хаты,

‚ Просторы полынные эти,
Жадный рев бомбовозов,
Ружейная дробь на заре. °
Перепутья. Ночлеги.

Стихи и двухверстка в планшете.
Пыль дорог на ресницах.
Тяжелый наган в кобуре,
	В меловые откосы

Саперы врубают землянки.

С неба дождь пулевой

Вместо жданного нивой дождя.
Врыты в землю по башни,

В засадах расставлены танки.
Пехотинцы пылят,

По избитым шляхам проходя.
	Тот степной чернозем,

Что взлелеял чебрец и барвинок,
Перепаханный бомбами,
В черном дыму и пыли,
Стал мне дорог тогда,
Как слежавшийся в камень суглинок -
Небогатая почва

Родимой заволжской земли.
	Мы тогла уже знали
Руины Можайска и. Клина,
Сердием слышали плеск
Белорусских покинутых рек.
И шептали во сне:

— Украина моя, Украина!
На тревожных ночлегах
Москвич, армянин в узбек.
	«Нротив чноземного ига, идущего с За-
пада, Советская Украина подымает осво-
бодительную отечественную войну, — та-
ков смысл событий, разыгрывающихся на
Украине».

Один трудовой советский народ помог
другому трудовому советскому народу в
борьбе за свободу и независимость. Это уже
не были «великороссы» и ‘«малоросвы»,
которых помешики и кадиталисты пыта-
лись отделить друг от друга глухой сте-
Ной, с тем, чтобы удобнее было владеть
ими по-одиночке. Это уже были два неза-
	висимых дружественных советских народа, р
	воторые вместе, плечом к плечу, нанесли
сокрушительный ‘удар немецким захватчи-
кам в 1918 году.
	Й рухнуло иноземное иго, идущее с 33-
	Цада, а вместе с ним рухнула и прочая мел-
	СВЕТЛАЯ
РАДОСТЬ
	В светлый день тридцатилетия Украин-
екой Советской Социалистической Респуб-
лики от всего сердна шлю горячее HosApaB-
ление братской стране.

Моя ‘страна. так же как и Украина, под
мудрым руководством освободителя наро-
‘дов Сталина подымается из руин, в кото-
рые обратил враг наши села и города.
‚Тяжелые. испытания, выпавшие на долю
паших республик, мы переживали вместе.
Вместе теперь нереживаем мы светлую ра-
дость победоносного движения к ROMMY-
низму.

Красуйся вечна, Украша!
Прым!-ж, сястрыца, прывтанне—
У думках мы з табой адзны
Пад зорным сталнею м зтяннем.
; . < Якуб КОЛАС
	 Праздник всей
державы
	Большая дружба сопутетвует нам. Мы
горднмея ею, отрадной, несокрушимой.
Грилнатилетие советской социалистической
Украины — великий праздник всей совет-
‘кой державы.

Садам твоим шедрым, полям и долинам,

Народу привет наш сердечный.

Под сталинским солнцем цвети,

Украина,

Родная, любимая вечно!

. А ПРОКОФЬЕВ
	Солнце
вашей литературы
светит нашей тундре
	Тебе, Украина, братский привет Якутии!
Вам. украинские писатели, горячее поздрав-
ление с 30-летием свободного творчеекого
существования вашей литературы! Солн-
це вашей литературы светит и нашим
тундрам. Дружба нашего народа с русским
и украинским народами укреплялась еще
в те времена, когда русских и украинских.
	революционеров царское — правительство
ссылало в наши края. Давным-тавно
прошло то время, когда мы впервые
	услышали о пороленко, — за отказ от при-
сяги новому царю он был сослан к нам в
Якутскую область, три года сапожничал,
пахал землю и написал  замечатель-
ный расеказ — «Сон Макара». Наши
люди благодаря Короленко знакомились с
Гоголем й с книгами русских и украинских
писателей, которые будили глубокий от-
3BYK в наших серлпах.
	Но Только благодаря Великой Октябрь:
	ig

CROW социалистической революции далекий
	северный народ серлием своим прильнул
и к украинскому народу. Вилюйские ско-
товоды, олекминские лесорубы, охотники
тунлры и тайги, рыболовы реки Лены чи-
тают книги Бажана и Сосюры, Тычины и
Гончара. Спектакли Корнейчука смотрят
горняки  золотопромышленного  Алдана,
шахтеры угольных шахт. Молодая интел-
лигенция Якутии — агрономы, врачи, пе-
дагоги — хорошо знают украинских писз-
телей и поэтов.

Ениги Шевченко, Бопюбинского, Леси
Украинки так же дороги нам, как и книги
больших русских писателей. В семье на-
родов Советского Союза растут великие
литературы, национальные по форме п с0-
циалистические по содержанию.
	Ла здравствует Украйна, да здравствует
нерушимая дружба народов Советского
Союза! Ла здравствует братство наших ли-

тератур!
С. КУЛАЧИКОВ-ЭЛЛЯЙ
	Украина моя, Украина!
	я
Голос памяти нашей
Взволнованный, властный и строгий,
Нас зовет на просторы
Овеянных славой долин.
Мы по’ этим степям
Через год пробивали дороги
За Донец я за Днепр —
В Бухарест, в Будапешт и в Берлин.
	Под Полтавой селянка
‚Киргиза встречала, как сына.
На Карпатах с гуцулом
Братался кронштадтский моряк.
Как ‘родные сыны:

— Украина моя, Украина!
`Пелн в поле, на марше,
Уралец, казах, сибиряк.
	Сибиряк в Забайкалье
Вернулся давно яз Берлина.
Над Кубанью станишник
`В ночное ведет казачат.
	„Только эти слова:
	— Украина моя, Украина!
` Никогда не смолкая,
Солдатскому сердцу звучат.
	И летят наши мысли

В доненкую степь, к Приднепровью,
Где из чистых криниц

Утоляли мы жажду в пути...
Возврашенная к жизни

Великой народной любовью,

В братстве равных республик
Цвети, Украина, useral