° Конец балканской
	В началу 1948 года на Балканах завер-
шился процесе сплочения крепкими эконо-
мическими и политическими узами всех,
кроме. несчастной Греции, балканских 10-
суларств в своеобразную, никогда там He
‚существовавиую семью а.
держав.

Совершилось событие громадного исто-
рического значения. С давних пор Балва-
НЫ являлись местом, где зарождались же-
стокие международные конфликты, и, ко-
нечно, прежде всего страдали от этого, бал-
канские народы, бывшие лишь пешками в
‘дипломатической игре.

Боровшиеся за власть и влияние евро-
пейские державы сажали то в Сербию, то
в Болгарию, то в Албанию марнонеточных
царьков, и 16 иногда ‘подолгу  удержива-
лись на своих опереточных тронах только
потому, что сплошь и рядом нарушение
этого очень неустойчивого равновесия на
Балканах грозило катастрофическими по-
сзедствиями.
	_ Вюгда Бисмарка спросили, как это ни-
  чтожный Ферлинанл Бобургский ram лолго
	царствует в Болгарии, хотя. его вовсе не
желает признавать Росеия и не весьма рае-
положены признавать другие державы, то
канцлер дал по-своему исчерпывающий
ответ: «Фердинанд Кобургсвий — блоха,
но усевшаяся’ на Балканах, т. е. на такам
месте’ Европы, которое той неудобно че-
вать». р
` Этим же можно было с одинаковым пра-
вом об’яснить и продолжительность праз-
ления другого Фердинанда — румынекого,
и Милана сербекого, и иных. Европейские
державы сажали своих ставленников и
иногда подолгу их там охраняли, зорко
вледя при этом друг за другом. А когда, за
множеством дел, их внимание ослабевало
или отвлекалоеь и охрачяющая лесница 0т-
далялась, тогда посаженные царьки под-
вергалиеь немедленной ликвидации, 0г-
правляясь то в изгнание, как Александр
Баттенбергский или Милан, то на тот свет,
как сын Милана — Александр. Корней в
‚Народной симпатии эти искатели приклю-
чений. не имели никаких, и поевратности
судьбы, их постигавшие’ мало кого в их
етране интересовали, кроме приближенных,
временщиков и прихлебателей. Даже 6бур-
жуззия и помещики, заинтересованные в
иностранной помощи, в своем большинстве
очень мало кручинилиеь при всех таких
дворповых  переворотах, внезапных от’-
‚ездах одних и еще более внезапных
в’ездах других своих. «монархов». Их ин-
тересы были непосредственно ‘связаны с
Веной, Петербургом, Берлином, Дондонем
и Парижем.

Нанбольший простор великим державам
предоставлялся, конечно, именно в области
внептней: политики балканских стран. Да
й какая вообще могла быть своя собствен-
ная внешняя политика’ у Болгарии, или
Сзрбии; или Румынии? У них политика
менялась не то что по годам, но иногда по
месяцам, в зависимости от того, ставленник
какой именно великой державы в данный
момент сидел в министерстве иноетранных
дел. Большие возможности европейские
дирижеры балканского дипломатического
концерта черпали в нескончаемых погра-
ничных столкновениях и территориальных
спорах. На этой почве им удавалось не
только стравливать, но и доводить до бра-
тоубийственной войны Сезбию с Болгари-
ей, Болгарию с Румынией.

Большое ликование при австрийском
дворе возникло весной 1914 года, котла
Аветрии и Германии удалось посадить на
	‘престол Албании. немецкого. князька Виль-
	гельма Вида: появилась новая выигрьинная
карта в борьбе германизма против запад-
ных славян. Албанцы в глаза никогла не
видели. Этого немда, которого пригласила
‘нА забанский престол от имени албанского
народа торжественная делегация из пяти
лин, из коих, впрочем, один оказалея
маклером из города Львова, суливтимся
за торговлю живым товаром и никогмла ла-
же пробздом не бывавшим в Албании. Виль-
гельм Вид принял приглашение немедлен-
HO... т

` Tan «благополучно» игла дела до того,
как пробил ‘час освобождения балкански\
народов. Уже революционные события по-
сле первой мировой войны избавили их от
Аветрии и Германии, но вее же одновре-
менно балканские народы не‘были 06вобоз:-
дены от посаженных Австрией и Германи-
ей «монархов». Й когда гитлеровекая бан-
	да овладела властью в Германии, то она. на-
шла в полной исправности этих немецких
и австрийских ставленников, временно 0с-
тавигихся без хозяев после низвержения с
престола Гогенцоллернов и Габсбургов.

‚В сентябре 1938 года Далалье и Чембер-
лен предали и продали Чехословакию, а с
ней фактически и всю Европу нацистским
бандитам. Наступили черные дни для бал-
‘канских стран. Грянула новая война под
яеным, абсолютно нескрываемым фашиет-
ским лозунгом: немпам нужна земля сла-
вян, а сами славяне должны быть уничто-
жены, поскольку они не все могут приго-
диться для земледельческих работ на не-
мецких завоевателей. Не нужны и румы-
	„пороховой бочки”.
	BOCTH, все эти неустанные усилня отнюдь
не остались безрезультатными: они весьма
ускорили процесс расширения и углубле-
ния политнческой дружбы и установления
тесных экономических связей между стра-
Г нами Восточной ПЮвропы, & также между
этими странами. и Советским Союзом.
	Не только обилие и непрерывноств им-
периалистеких провокаций, но и He-
слыханная в истории мировой дипломатии
их нарочитая, демонстративная грубость

‘He MOPAR He вызвать этого встественного

отпора; Было Ярно, что’ дело идет о полном
подчинении требованиям Уолл-стрит и его
прислужников, то-есть о ‘превращении дер-

`жав Восточной Евроны, славянских п ue-
славянских, в нечто вроде горемычных

«банановых республик», которые ведь т0-
Же сначала долго  штурмовались наглья
нотами, запросами, ультиматумами, демон-
страциями, угрозами присылки морской пе-
хоты, прежде чем дойти «до жизни такой»,
научиться безропотно отдавать новым хо-
зяевам из Нью-Йорка и свое сырье и своя
голоса на международных конференциях...
С Восточной Европой дело пошло. однако,
совсем иначе. Коса нашла на камень, и на
дипломатическую агрессию ответом были
увренление коллективной дипломатической
обороны, готовность к борьбе и ретимость
дать, если понадобится, суровый и чувет-

‘вительный отпор всякому посятательству,

направленному против национального су-
веренитета и территориальной целестности
любой из этих ‘восточноевропейских стран.

Создание этих крепких и дружественных
политических и экономических связей, со-
действовавитих сплочению сил Восточной
Европы, стало возможным только. после
проведения в странах новой демократии

‘обнтирвых социальных реформ.

Аграрное и промышленное законодатель-
ство 1945-1948 годов подорвало в этих
странах политическую силу именно. тех
классов, на которые рассчитывали как за-
атлантические, так и местные авторы всех
неудавшихся переворотов последних трех
лет. Нока крупное землевладение п част-
ная собственность На фабрики и заводы
существовали невозбранно и могли оказы-
вать вое влияние на палитику, до тех пор
нелепо было думать, что эта политика
могла пе инепирифоваться прямо страной
нематых финансовых . возможностей,
биржей, в распоряжении которой весьма
значительная часть золотого запаса Нового

и Старого света.

Еще более нелепо было бы совсем по-
маниловски мечтать, что те заправилы по-
литической жизни, в прямых интересах
которых было поддерживать среди балкан-
ских стран междоусобную борьбу, внезапно
превратятся в убежденных проповедников
братолюбия. Ведь очень характерно, что и
до сих пор те, кто расечитывали реставри-
ровать старые сопиально-экономические по-
рядки на’ Балканах, очень большую ставку
в своих конспиративных планах делали
именно ‘на воекремение старой напиональ-
ной вражлы между Югославией и Болгари-
ей, межлу Румынией и Венгрией. Даже
полный. провал аналогичных расчетов на
антируескую пропаганду в Польше долго
не обескураживал этих людей, желавших
остановить ход историй.
	Установление прочного мира, лружбы пл
	согласия ва Балканах кладет конец этим
преступным мечтаниям.

Наряду с глубокими, коренными, беспо-
воротными сопиально-экономичёскими пе-
ременами, необычайно сблизившими во-
сточноевропейские страны, новый строй,
утвердившийея там, отличается еще одной
особенностью, ‘дающей ему прочность и
силу: отсутетвием какой ‚бы то на было
расовой или веропсповедной дискримина-
ции. Вонрое о национальных  меныпин-
CTBAX разрешен, и всякие попытки сделать
из Hero орудие подрывной работы оказы:
ваются ничтожно слабыми и быетро ликви-
дируются и в Словакии, и в Румынии, и в
Венгрии за отсутствием питательной сра-
ды. На Балканах и на Лунае никак не вы-
растишь настоятлего, «оперативного» Ky-
Влукс-Клана! Это растение на воеточно.
европейской почве теперь уже не приви-
вается, сколько Ни тратить ‘долларов На
специальные оранжереи... Очень характер-
Но выстунление не раскрывшего  свовго
имени автора большой статьи. помещенной
летом 1947 гола, после венгерских собы-
тий. помнится. в” «Чикаго трибюн»: вн co-
ветовал махнуть рукой на балканские и
цридунайские страны и устремить все. вни-
мание на «Бизонию», гле, пе его мнению,
будет несравненно легче вести борьбу по
тив «тоталитаризма» (читай: лемократий)
	й на которую, по крайней мере, не попу-
сту будешь деньги бросать. т.

Превращение Балкан из вечного очага
раздоров в семью дружественных и миро-
любивых народных реснублик, бесповерот-
HO решивших совместными силами охра-
нять свою полную свободу, независимость
и свой национальный суверенитет от вея-
ких Покушений, — таково одно из казав:
шихея раньше немыслимыми политических
чудес наших дней. Советекий Союз смотэит
	на эту благотворную эволюцию, укрепляю-
щую международный мир, с чуветвом по-
нятного удовлетворения,
	-©С. МАРШАК
Этирамма
	рлистательное звание,
Как видно, не дает
Синьорам основания
Снискать себе почет.

©
	Ero превосходительство,
Известный суррогат,

Хотя и член правительства,
Но все же ренегат,
		Академик Е. ТАРЛВ
°
	ны. Не нужны и грекя. Нужна их земля,
& не они!

Но в борьбу вступили героические юго-
славские партизаны, а затем пришла Крас-
ная Армия; на ополоумевтее фашистекое
зверье была надета смирительная рубашка.
Впервые население Югославии, Волгарип,
Албании, Румынии, Чехословакии обрело
право и возможность вздохнуть полной
грудью, получило власть нал своей родной
землей, очистило евои страны от гнили п
мусора,  накопивиихея после всех этих
Баттенбергов, Кобургов, румынских Toreu-
цоллернов, Вильгельмов Видов. двух вечно
дравшихся между собой сербеких динз-
стий, от всей той гангрены, с которой она
не могли справиться при своем полуосво-
бождении в 1918 году.

Социальный переворот,  происшедший
в этих странах, железной метлой вы-
Mei Be, 410 мешало экономическому
прогрессу я демократия во внутренних ог-
ношениях и тесному союзу ¢ Россией:
освободительницей в отношениях внешних.

все неслыханные по натлости, небъыва-
лые в истории дипломатии но откровел-
ному нахальству ччиервентов попытки раз-
рушить дружбу славянских стран с Совег-
ским Союзом приводили в 1945—1947 ro-
дах и будут приводить, если они станут
повторяться, лишь к еще более тесному
сближению Югославии, Болгарии, Албании,
Румынии, Венгрии и Чехословакии с вели-
кой Советской, лержавой.

Дело не только в том, что. Советский
Союз и эти страны связаны общибетью
экономических интересов (что. етоль оче-
вихно зафиксировано в идеально равноправ-
ных торговых договорах 1946—1947 го-
зов), не только в общности исторических
воспоминаний и культурных традиций.
Наконец, дело даже и не в стоящем неот-
ступно перед умственным взором балкан-
ских стран факте освобождения этих наро-
дов Советской Армией от полной ru-
	бели в когтях фамистеких  двуногих
котов. Славянские и неславянские
страны BHAT  соботвенными — тлазами
	олизкий и жуткий пример того, что с ня-
ми сделали бы, в случае удачи своих ила-
Нов, заатлантические благодетели, которые
подкупами, наглыми нотами и еше более
наглыми демонетрациями, угрозами, интри-
рами и заговорами пытаются вот уже ско-
pO три года вбить клин между балканскими
народами и Советским Cowsow. Этот при-
мер. — Греция.

Господин Черчилль произнес навеетгла
памятную Фразу в конце: 1944 года в от-
вет на робкий вопрос какого-то лейборя-
ста но поводу расстрела греческих демо-
кратов английскими орудиями: «Греция
есть британская средиземноморская пози-
ция». Оттого-то теперь  англо-саксонекие
агенты и палачи греческого и негреческо:-
го происхождения и рубят так усердно го-
	‚ловы греческим патриотам. А греки никак
ве могут попать глубокомыеленного adio-
	ризма г. Черчилля и им все продолжает па-
	заться, будто Греция только для Черчалля,
	‘евина, drtan, Трумэна, Маршалла —
«средиземноморская позиция», а для них
она — любимая родина, терпяшая 01
	тна т аронмая рудина, Перняшая Uf
насильников горькую участь,
’ Что же удивительного, если всё осталь-
ные страны Балканского полуострова не
желают стать. «балканекими позициями»
Соединенных Штатов и именно поэтому
‘крепко держатся за дружбу с Советской
державой?

Orroro-To Bce они с самого начала и
разгадали безошибочно, ato «naan. Map-
	Walia» приведет, к ликвидации их
CaMOCTOATCABHOCTH, к воскрешевию для
них всех германской угрозы в «Бизо-
	uni». UTToro-To они после появления Ha
свет марионеточной «франкфуртской коч-
ститунии» особенно гверло повторяют, что
qin них вебх Одер и Нейссе — не только
польская граница, но и общеславянекая
граница, и албанская граница, и венгер-
ская граница, и румынская граница. и что
если HbW-Hopkesan биржа даже и обзаве-
дется на западе Германии новой Грепией,
ло на Балканах это ей никак не удастся,
как не удавалось до вих пор. ``
`Империалисты, управляющие Соединен-
ными Штатами, и поддерживающее их. {в
меру своих слабеющих сил) английское
лейбористокое правительство делали бук-
вально вое от них зависевшее, чтобы хип-
	ломатически «разбить восточный блок»,
как выражаются их руководящие  орга-
ны. Были пущены в ход и посулы, и угро-
зы, и самое наглое вмешательство во
внутренние дела, и организация и финан-
сирование заговоров, и откровенно мошен-
ническое присвоение AYHAACKHX торговых
сулов, и таковой же отказ в вылдаяе пере-
данного Ha временное сохранение золота.

Все эти разнообразные «мероприятия»,
авторы которых не щалили ни своих дол-
ларов, ни репутации представляемых ими
держав и притом проявляли максимум
традиционной англо-саксонской настойчи-
	Американские
отравители ,

}
	Получив послание Трумэна, конгресе
США приступил в обсуждению так назы-
ваемого «плана Маршалла». Тем временем,
тысячи фабрикантов пищевых, медицин-
ских и косметических товаров уже  гото-
вятея сбыть жертвам «плана»  продук-
ты, в которых даже изголодавшиеея нато-
ды Западной Европы не чувствуют особой
потребности.

Дело не только в том, вкусны или HS
вкусны американские патентовантые пи-
щевые продукты. Дело в том, что`в бес-
`численлом количестве случаев за красивой
этикеткой кроется заводы болезни, а то
и смерть. Американский бизнес ставит
прибыль выше человеческой жизни.

Органы правительственной инспекции
пищевых продуктов п медикаментов в США
ежедневно устанавливают вониющне слу
‘чаи изготовления и продажи вредных про-
дуктов. Еще больше таких случаев обна-
руживают  лабораторни  потребительених
кооперативов «Консюмере юнион» — 603
потребителей. Но публика об этом почти
ничего не узнает, ибо «евободная пресса»
Анчерики замалчивает преступления тех,
кто ежегодно платит сотни миллионов дол-
ларов за крикливую и яркую рекламу
в журналах и газетах.

Сто тысяч фирм производят ORONO MHI
лиона разновидностей пищевых, космети-
ческих и медицинских продуктов. За каче-
ством всей этой. массы товаров, наводняю-
щих магазины, пытаются следить менее
чем 300 инспекторов на-всю страну. КВон-
гресс в прошлом году урезал и без того ми-
зервый бюджет этой важнейшей службы.
В результате сотни тысяч людей система-
тически отравляются ради увеличения
прибылей крупных монополий.

Достаточно просмотреть протоколы кон=
rpecca за последние годы, а также стено-
граммы судебных разбирательств, чтобы
обнаружить, например, такие факты. -

В сверкающих пивных бутылках часто
содержится флюорин -—— сильная киелота,
которой гравируют по стеклу. Она вводится
в пиво, как предохранитель от порчи. Де-
нгево и эффективно. Сотни тысяч ящиков
пива ¢ флюорином были выпиты ни-
чего не подозревавшими людьми. Мил-
Лион ящиков вина и ВИСКИ co cTe-
клянной пылью был пущен в продажу
только одной фирмой. Машины, закупори-
вавшие бутылки, были испорчены и ‘ере-
зали стекло с горлынтка. Стекло. попадало
в бутылку. Но из‘ать смертельный налитов
из продажи — значило бы нанести убыт-
ки. Так пусть лучше люди пьют виски со
стеклом !.-
	прекеры и печенье компании «Нэйшонал
бисквит» так выпечены, что даже самый
взыскательный гастроном не заметит в них
такие «специи», как птичьи ‘перья, кал
мышей и крыс. Когда это обнаружилось,
компанию оштрафовали на... 1.600 долла-
ров. Сумма любопытная, особенно, если
принять во внимание, что одно семейство
Рид — владельцы ‘крупнейшей газеты
«Нью-Йорк  геральл трибюн» является
‘держателем зкций этой компании на сумму
в 18 миллионов долларов, Недаром пресса
молчит и о преступлении, и о наказании!

Среди  отравителей-оптовиков к пише-
вой промышленности мы пахотим имена та-
ких гигантеких фирм, как «Хейни» (кон-
сервы и специи), «Свифт» (мясные продук-
ты), «Кедахи» (мясные продукты), «Дже-
нерал милле» (мучные продукты), «Bep-
ден» (крупнейшая молочная монополия) и
другие.

Можно привести пример из области кос-
метики. В состав помады. выпускаемой ол
ной фирмой, влохыт селимид калмия —
состав, вызывающий ‘язвы на губах.

Олин фабрикант химикалиев об’явил,
что может поставлять 200 галлонов диэти-
лен-глнкола в неделю. Он рекомендовал его,
как заменитель дефипатного глинерина при
изготовлении лекаретв. Установлено, что
такое количество диэтилен-гликола может
за год убить лва миллиона челове — в
восемь раз больше, чем США потеряли
убитыуй во время второй мировой ВОЙНЫ.
Зато он гораздо дешевле глицерина!

Этот массовый отравитель, попав, нако-
Hell, под суд, отлелалея штрафом. в 3.000
долларов (по 0,15 цента за каждую возмож-
ную человеческую жертву!), причем судья
сказал, что полеудимый обнаружил «неве-
жество, граничащее се преступной небреж-
ностью». Однако точную гранину судья
	провясти «не сумел».
С. КОЗЕЛЬСКИЙ

“ЖИВОПИСИ
	К, столетию со дня рождения В. И: Сурикова
	жины, Суриков созлал эпическое полотно
0 теройстве русских. людей.

‚ В «Переходе Суворова. через Альпы» Су-
риков ставит главнейшей.. задачей — раз-
крыть духовный облик русского, солдата,
поставленного. в сложнейнгую боевую обета-
HOBRY. Он останавливается именно на
швейцарском походе Сузорова, когда рус-
ской армии приплось воевать в небыва-
лых, исключительно трудных, природных
услориях.

Суриков ставит суворовекие. войска пе-
ред бездной. Здесь — самое ответственное
испытание их мужества, ХуложниЕ изо-
бражает орлиное племя армии, ее богаты-
рей, старых ‘русских воадат, Воинский долт
и боевая сметка соединяются в них с рус-
кой простотой и сердечностью.

В девяностых годах Суриковым была
написана бытовая ‘картина «Взятие снеж-
	‚ного городка». Это — одна из самых жиз-
нерадостных картин русской живописи.
Опа занимает особбё место’ в-творчестве` ху-
дожника. Суриков здесь передает народную
сибирекую забаву, в которой проверяется
русская храбрость. Красота русского. чело-
века, большая пестрота лиц, ‘одежды,
украшений, сливаясь с зимним пейзажем,
делают «Взятие снежного. городка» полным
	истинной WOa3KT.
	Творчество величайшего русского ху-
дожника Василия Ивановича Сурикова при-
	надлежит к бессмертным явлениям русской
	культуры. В творениях гениального худож-
ника заключены глубокая духовная жизнь
мастера, огромный ‘мир. его мыслей и
чувств, творческая страсть и горенне..

В. И. Суриков внес в живопись жгучие
современные начала, проникнутые лемо-
кратическими идеями. Его живопись зна-
меновала смелую новаторскую линию в
‘идейном‘и художественном развитии pye-
‘екого искусетва, В картияах Сурикова под-
вималея бесправный, угнетенный самодер-
жавием народ, великий мужеством и силою
духа.

Суриков — выразитель лучших идей
передвижничества. Народность и патрио-
тизм были основными свойствами искус-
ства Сурикова. .

Великий художник был могучим  труже-
ником. искусства. На свом картины оп -ва-
трачивал многие голы. Жалный наблюда-
тель и исследователь, он неутомимо искал
нужные образы и. жизненный материал,
для своих картин. Запнтересовавшая Сури-
кова натура ‘добывалась любым путем.
«Реван бы ‘я ад писал, — говорил худож-
ник, — тои сам бы в огне сидел и в OTHE
позировать заставлял».

` Суриков определился как ‘исторический
живописец, и в этом жанре его творческая
самобытность сказалась е наибольтей си-
лой. Он привлек внимание своими первыми
же картинами, дышавшими мощью замысла
и исполнения. ;

„ Художник-мыелитель, создавший совер
шенно новые формы исторической карти-
ны взамен мертвых и манекенных акаде-
мических полотен, Суриков явилея масте-
ром яркой творческой орагинальности. Бле’
стяще владевиий композицией, широко
вводивитий в свои картины. воздух и свет,
он умел придавать своему колориту поэти-
ческое выражение, Созданный Сураковым
0браз: русской женщины полон обаяния и
сияет неугасающей дунтевной красотой,

- Подлнаный CMBICA суриковского творче-
ства и его идейный облик были искажены
хореволюционным: искусствознанием. Бур-
жуазная критика искала в его искусстве
«мистические откровения» и не видела.
	глубоко народного. смысла суриковских
картия, ]

В живописных  народно-исторических
трагелиях <«Утро стрелепкой казни». и
	«Боярыня- Морозова» художник впервые. в
истории нашего. искусства выводит огром-
ные массы народа,. давая их.в различий
индивидуальной и социальной характери-
стики, Такой живой народной толпы миро-
вая живопись до. Сурикова не знала. В этих
произведениях зритель отущает подлинное
дыхание эпохи.

В своих батально-исторических произве-
денийх «Покорение Сибири Ермаком» и
«Переход Суворова через Альпы в 1799
тоду» Суриков выступает певцом геройства
русского воина. Как и в области истори-
ческих трагедий, так и в батально-истори-
ческом жанре Суриков сыграл исключи-
тельную, новаторскую роль. В батальной
живописи ло Сурикова солдат «растворял-
ся» в пороховом лыму, в движениях вой-
сковых соединений, среди орудий, повозок,
тоталей. У таких академических батали-
сетов, как Копебу и Виллевальде, бой вы-
глядел, как игра в оловянные солдатики.
Общий замысел разрешался Как. батальная
панорама. Потобные картины были помпез-
ными, носили декоративный характер.
Именно Суриков опрокинул старые прин-
пипы батальной жавониеи.
	Последней исторической картиной Сбури-
	кова был <Отепан Разин», над которой он
работах много лет. Великому художнику
вообще близки темы народной героики. Он
сделал эскизы к знаменитому Юраснояреко-
му бунту 1695 гола, в котором учаетвова-
ли его предки. Волнует художника и замы-
сел «Пугачева». В своем. набровке он и90-
бражает этого народного героя запертым в
тяжелую железную клетку; вот-вот Пуга-
чер разорвет ее прутья. .

В своей картине о Разине Суриков, по
цензурным условиям, ‘не мог, конечнь,
разрешить тему так, как ему хотелось,
Приходилось думать об условном. символи-
ческом раскрытии. образа, Суриков во мно-
том следует мотивам народных песен о Ра-
зине. Но он делает гребцов ближе к совре-
менности, словно перед нами волжские
крючники конца %1Х века. Особенно вол-
нует в картине фигура спящего казака в
розовой рубахе. Какой крепыш, сколько
свежих буйных сил! Ветанет, выпрямится
такой — враги почуют в нем несокруши-
мую Силу.

«Степаном Разиным» Суриков завершает
Еруг своих исторических картин. Однако
волнение художника и жажда труда нико-
гла не угасали у Сурикова. В последний
период своей жизни он написал много порт-
ретов и пейзажных этюдов, работал аква-
рельто, создавал рисунки. В этих произве-
дениях мы видим те же черты глубокого
и правдивого’ мастера-реалиста.

Особенно выделяются написанные Сури-
ковым «Портрет матери Прасковьи Фело-
ровны», «Портрет дочери», а также «Ка-
sauna» (портрет Емельяновой). В послед-
нем художник выразил тип величавой сла-
вянки, которым всегла восхищался.

Имя Сурикова, воспевшего геройство
русских людей, подвиги Разина, Ермака,
Суворова, варол произновит, как родное и
любимое имя.

6 ноября 1941 года, в трудный момент
для советской страны, товари Сталин, на-
зывая самые дорогие имена великой, pyc-
ской нации, произнес и имя Сурнкова.

Советские люди за трилнать лет своей
новой жизни намного приумножили муже-
ство. и героизм, величаво запечатленные
бессмертным художником-патриотом ‘в его
картинах. Картяны Сурикова так же, как
произведения Лушкина, Гоголя, Некрасора,

всп завеаных а?

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОЧТЫ -
	динломатов, юристов и адвокатов стараютея
навязать местным властям  необхолимость
введения «нефтяного законодательства».
«Я никогда не представлял себе ‚—рабска-
зывает один из членов бразильского Совета
по нерти,—ч9то интересы американцев к
нашей нефти настолько велики. Алвокаты,
консультанты, советники из «Craniapr
	  Ол компани» ежедневно посещают назиу
	компанию, а некоторые из них даже pH
ходят ко мне па лом. Они вносят прелло-
жения, дают советы, ссылаются на законы
других стран, приводят статистические дан-
ные. В общем они стараютея оказать Rak
можно большее влияние AA разработку но-
вого законодательства», Американцы она-.
гаются того, что Бразилия попытается opra-
пизовать добычу собственной нефти, и но-
тому так энергично стараются прибрать эту
нефть к свонм рукам, заручившись ‘под-
тержкой своего верного агента—президента
Бразилии Дутра и его министров.
	О о ASS aS Ae Sante
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№ 7
	больше, чем в Техасе, а Техас  являетея
одним из самых богатых нефтяных штатов
Америки».

Откровенность мистера Рэби мгновенно
обеспокоила американского посла в Рио
де Жанейро. Он поручил атташе посольства
	по вопросам нефти немедленно разыскать
	бразильского журналиета, опубликовавшего
эту беседу в газете «0 Глобо», и убедить
его в полной «вздорности» и «ошибочио-
сти» утверждений Рэби.

Между атташе и журналистом произошел
следующий разговор по телефону:

Атташе. Говорит мистер Уэ6б, атташе по
нефти американского посольства. Я. хотел
бы знать, сеньор Вайнер, на чем основы-
вался мистер Рэби, когда он заверял вас
столь категорически относительно сущест-
вования нефти в Бразилии в размерах, вы-
ГОлнНых ДЛЯ коммерчвекой экснлоатации?

Журналист. Весьма. сожалею, мистер
Уэ0б. но л думаю, что вам упобнее залать
этот вопрос непосредственно мистеру Рэби.
Он вед американский граждапин, не так
хи! . , an
Атташе, Да, да; но я нахожу. что вы
	Ижедневно из ОША в Бразилию прибы-
вают всякого рода специалисты и доверен-
ные лица американских нефтяных фирм.
Приезд их окружен таинственностью. Они
не устраивают пресс-конфереяций, не рас-
оказывают о целях своих визитов в страну,
гле, как утверждают’. нефтяные короли
США, «нет. значительных залежей нефти».

Чем же об’яснить тогда столь назойли-
вые и регулярные визиты представителей
американских нефтяных трестов в Брази-
aio?

Недавно бразильскому журналисту Вай-
неру из газеты «0’Глобо» удалось захва-
тить врасплох одного из таких визитеров—
мистера Рэби, который в припадке откро-
венности выболтал то, о чем ему следовало
молчать. Словоохотливый американен зая-
вил: «Бразилия имеет нефть в количестве,
позволяющем выголно заняться ROMMED-
чвекой эксплоатацией ее месторождений».
«Если бы ваша страна. — продолжал амери-
канец, — располагала сетодпя оборудованием
для добычи нефти, то через год она стала
бы совершенно независямой от импорта не-
	обхохимого  торючего, Б Бразилии  нефтв
	На запах нефти!
	несколько поторопились. He следует и
нельзя еще утверждать о существовании в
Бразилии нефти.

Журналист. В таком случае, мистер У56б.
американское правительство, видимо, также
поторопилось с назначением снециального
атташе по нефти в Бразилию. Могли бы
вы об’яснить мне, зачем нужен морской
атташе в стране. где нет морского флота?

Ответить на этот вопрос атташе не по-
желал, и беседа оборвалась... -_

В Бразилии нефть была открыта в
1919 голу в бассейне. Нижней Амазонки, а
в 1933 году и в других районах штата
Baia, Ho бразильские власли, из-за отсут-
ствия необходимого оборудования, не могли
проволить разведывательную работу. Есте-
ственно, что.это открытие не: могло усколь-
знуть от нефтяных монополий США. Во
время второй мировой войны они начали
борьбу за овладение бразильской нефтью

й заслали туда своих специалистови совет-
ников, Их работа проводится в строгой
тайне.

Внушзя бразильпам, что у них нет неф-
ти, американцы в то же время через свойх
	В «Покорении Сибири Ермаком» Суриков  Толстого, Чехова, Горького, — это вели-
	чайший вклал русского народа в миг^ ое
	уество. }
pony у А_ ГЕРАСИМОВ.
	президент Академии хуложеств СССР.
	ХУДОЖНИКЕ
	выразил гордость за сибирское казачество,
за свой род, пришеднией за Ермаком. с До-
на, Вдумываясь в подвиг Ермака, прони-
каясь сущностью действий казачьей дру-
	НОГРАФИЯ О ВЕЛИКОМ
	Издательство’ «Искусство» выпускает
большую иллюстрированную монографию о
жизни и творчестве художника В. Сурико-
ва. Автор монографии‘ — В, Кеменов. _
	щи a” + 4
Готовитея также к’ изданию книга «НИсСЬ:
	ма В. И. Сурикова», составленная научными
сотрулниками Г осударственной Третьяков-
ской галлереи. В книгу войдет около двух-
сот писем, Значительная часть из них до сих
пор не опубликована,
	В серии «Массовая библиотека» издатель-
ство выпустит популярную брошюру о Су-
рикове’ и ряд книжех, о посвященных его

важнейшим“ произведениям («Воярыня Мо-
‘розова»; «Утро стрелецкой казни», «Поко-

рение Сибири Ермаком»).
  К 100-летию рождения Сурикова выйдет
	в свет десятитысячным тиражом специаль-.
	ный плакат. посвяшепный художнику, и
	альбом его рисунков,