ПРОТИВ НИЗКОПОКЛОНСТВА
_ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
	Резолюция собрания партийной организации московских писателей
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	Не надо пошлости!
	На-днях состоялось собрание партийной.
	организации московских писателей, посвя-
щенное борьбе с низкопоклонством перед
буржуазным Западом в советском литера-
туровелении.

После доклада тов. Тарасенкова выстуни-
ли тт. Фадеев, Софронов, Субоцкий, Андро-
ников, Астахов, Гоффеншефер, Чаковский,
Слетов и другие,

Собрание приняло следующее решение.

Заслушав и обсудив доклад тов. Тарз-
сенкова «О явлениях низкопоклонства пе-
ред Западом в советском литературоведе-
нии», общее партийное собрание москов-
ской организации Союза советских писате-
лей отмечает, что в ряде  литературовед-
ческих книг. и научных трудов, появивших-
ся в последние годы, сказалось влияние
враждебных марксизму-ленинизму теорий,
сущность которых сводится к преклонению
перед западной буржуазной культурой.
Это влияние сказалось в. книге члена пар-
тийной организации Союза советских писа-
телей тов. Нусинова «Пушкин и мировая
литература», в статьях и книгах  ленин-
градских литературоведов тт. Эйхенбаума,
Нроппа («Исторические корни волшебной
сказки»), в трудах Института мировой ли-
тературы имени Горького и Отделения ли-
тературы и языка Академии наук СССР
(«История американской литературы»,
«История французской литературы», «Исто-
рия английской’ литературы»), в Ученых
записках Московского государственного
педагогического института и в других из-
даниях.

Изображая творчество Иа как ре-
зультат всевозможных влияний западно-
европейской литературы и заимствований
из нее, И. Нусинов допустил искажение
светлого облика великого русского поэта.
	Следуя по. стопам Александра Веселов-
ского, находясь под влиянием его истори-
ко-сравнительного метода, т. Нусинов в сво-
ей ложной концепции «вековых образов»
игнорирует классовый принции при подхо-
де к явлениям литературы. Внеисториче-
ская, абстрактная методология привела
т. Нусинова к антимарксистским представ-
	1 лениям о космополитической ‹всечеловеч-
	ности» Пушкина.

Некоторые советскве литературоведы до
сих пор не поняли, что методология
Александра Веселовского чужда марксиз-
му-левинизму. Следуя за Веселовским, ли-
тературоведы тт. Жирмунский, Эйхен-
баум, Мокульский, Елистратова;, Стар-
цев и другие допустили в своих pado-
‘тах грубые ошибки. Они непомерно пре-
увеличивают влияние  западноевропейской
буржуазной литературы на творчество ве.
личайших русских писателей, игнорируют
мировое значение великой русской ‘литера-
туры и ее влияние на культурное развитие
других народов; Другие исследователи
	Недавно по радио транслировался концерт
из Большого зала KOHCEBATOPUR - им. Чай:
KOBCKOrO. =

В числе участнаков выступала и заслу-
женная артистка республики Л. Руслано-
ва, Частушки, которые она пела, возму-
тили меня. Я считаю эти частушки изде-
вательством над офицерским составом Co-
ветской Армии. =.

Первая частушка:
	И на юбках кружева,
И на кофтах кружева,
Неужели я не буду
Ляйтянантова жена.

_И вторая, что-то. вроле: «Не любите,
девки, офицеров, они все женатые» и т.д.
ит д
	_ (например, т. Пропп) сводят русское народ-
ное творчество к заимствованиям из фельк-
лора других наролов.

’Все ‘это привело к тому, что в трудах
некоторых советских литературоведов не
раскрывается. своеобразие нашей литера-
туры, ее огромное влияние на лучших, пе-
редовых художников Европы и Америки.
О влиянии русской литературы на миро-
вую литературу написаны лишь отдельные
статьи; нет ни одного капитального’ труда,
посвященного этой теме. Это свидетель-
ствует о том, что литературоведы не вы-
полняют своего патриотического долга пе-
ред страной и народом,

В Институте мировой литературы имени
Горького, в Отделении литературы и язы-
ка и в Пушкинском доме Академии наук
СССР до сих пор еще существует некри-
тическое отношение к наследству Але-
ксандра Веселовского и недооценка роли
Белинского, Чернышевского, Добролюбова
в исторической подготовке MaPKCHCTCKO-
ленинской эстетики. Советская литерату-
pa — самая передовая и идейная литера-
	тура в мире — до сих пор не стала пред-
метом научного исследования в ЭТИХ
учреждениях. До сих пор не создан курс
истории советской литературы, нет MOHO-
графий о крупнейших советских писате-
TAX.

Партийная организания считает, что для
успешного развития советского литерату-
роведения необходима острая принципиаль-
ная критика всякого проявления  низко-
поклонства перед буржуазным Западом в
трудах отдельных ученых.
	Партийная организация  ечитает, что
	должна быть. развернута всесторонняя Ерн-
	тика теории и методологии Александра
Веселовского и его современных  послело-
вателей.

Собрание резко осуждает  иепартийное
поведение И. Нусянова, не желающего
признать грубые ошибки, допущенные им
в книге «Пушкин и мировая литература».

Партийное собрание обращает внимание
критиков и литературоведов-коммунистов
	(тт.

Гальпериной,

Гоффеншефера, Данина,
	Вильям-Вильмонта) на необходимость 60-
лее прямой и активной большевистской
	критики низкопоклонства перед буржуаз-
	ным Западом в литературоведении.

Партийное собрание отмечает недопусти-
мую пассивность комиссии Союза  совет-
ских писателей по критике, He возгла-
вившей борьбы е раболением перед Запа-
дом в литературной науке.

Партийное собрание призывает всех пи-
сателей и критиков-коммунистов принять
самое активное участие в искоренении
низкопоклонства перед буржуазным Запа-
		Отклики на статью „ Новаторы ш консерваторы“
	Новаторы победят консерваторов
		вые»?.. Увы! 28 декабря ЦЕ нашего проф-
союза проводил  всесоюзную  раднопере-
кличку стекольшщиков. Я слышал речь мо-
их товарищей из Лисичанска и понял, что
и у них такое же положение.
Приезжавший к нам в Ригу горьковекий
стахановец т. Карасев жаловался на то,
что и ему не дают возможности: развернуть-
ся в полную силу... Вопрос 06 организо-
ванном и четком снабжении  стекольных
заводов сырьем и топливом с учетом удар-
ных темпов производства — один из ре-
шающих.
Нужно взяться по-деловому за внедре-
ние передового производетвенного опыта!
Я не могу пожаловаться, что мой, напри-
мер, опыт держится в секрете. 0 нем ска-
зано и написано много. Но почему, на-
пример, на Лисичанском заводе дело стоит
на’ месте? Ведь внедрение проверенного
опыта — это не лотерея, в которой можно
вытянуть «удачный» билет! Внедрение
нового должно быть умело организовано в
массовом масштабе и подкреплено всей си-
стемой технического и материального обес-
печения. Без этого слова останутся слова-
МИ.
Вак известно, рижский завод достиг
устойчивой вытяжки в 130 метров стекла
в час, 80 метров стекла в час для веех
стекольных заводов страны на 1948 год—
это вполне реальная цифра. Даже при тз-
вой норме наша страна получит дополни-
тельно огромное количество стекла.
Руководители стекольной промышлен-
ности должны сделать из веего этого боль-
шевистские выводы и всерьез взяться за
выполнение пятилетки в четыре гола.
	В. ЧЕРЕДНИЧЕНКО,
главный инженер рижского стеколь-
ноРОо завода «Красная Даугава», за-
служенный деятель науки и техники
Латвийской ССР.

РИГА.
	жил мне и директору завода подписать
справку о том, что, разрабатывая свой
способ ускорения производства стекла, мы
якобы применяли холодильники его—Вар-
пова— системы; ‘Поскольку холодильники
Карпова мы не применяли, меня эта’ прось-
6a весьма удивила. Но Карпов цинично
заявил: «Дадите справку, — получите пре-
мию. Не будет справки, не будет и премии:
не только мне, но и вам...»

Я понял, что имею дело в авантюристом,
ий мы этого «ученого» с завода попросту
выгнали. Вто же заботливо опекает и дает
командировки этому специалисту по шан-
тажу и... добыче премий?

Заместителю министра ‘тов. Потанину.
ведающему нашей отраслью  промышлен-
ности, следует пристально приглядеться в
деятельности «научных авторитетов», ко-
торые вольно или невольно тормозят раз-
витие стекольной промышленности,

Я опасаюсь, что’ внедрению скоростного
производства стекла мешает боязнь низшего
главка — как бы при высоких темпах
работы окончательно не выяенилась его
неспособность оперативно руководить про-
мышленностью..;

Что я имею в виду? Наш завод простаи-
вал в прошлом году в марте и июне из-за
нехватки топлива. В январе 1948 года мы
опять простояли с 1-го по 20-е: не было
щелочи. Уголь сейчас мы получаем ‘от
случая к случаю и ’ разного качества.
Нам каждый р83 приходится приспособ-
лять процесс производства к новому сорту
угля. Переходящего запаса сырья мы ни-
котла не имеем; Сейчас, наконец, мы по-
тучили щелочь. Ее хватит“нам до 15 фев-
	pana. Ho rye гарантия, что история Ee
	повторится снова’

Если бы не «лихорадка» го снабжением
сырьем и топливом, наш завод уже пере-
шел бы в следующую пятилетку. Ho,
быть может, только мы такие «несчастли-
	Попробуйте сегодня назвать HA нашем
заводе скорость вытягивания стекла:
«50-—60 метров`в час» — рабочие улыб-
нутся... 85—90—95 метров — это наши
скорости!.. Давали мы и больше — до 120
метров, но сейчас не имеем возможности
удержаться на этом уровне. Причина обид-
ная: нехватает сырья. Мы выполняем и
перевыполняем план на четырех машинах
Фурко. Остальные четыре — стоят.

Вогда по какой-либо причине приходит
ся переводить машину на плановую ско-
	рость, — план по сей день остался 57,5
метра в чае, — то отрезчиды кричат
сверху: .
	— Что там случилось? Ко ену клонит
	от ваших темпов!

Насколько твердо внедрились на мише-
ронском заводе новые методы труда, можно
судить по такому примеру. В связи с от-
меной карточной системы и расширением
торговой сети. мы получили срочный 3a-
каз — изготовить 38 2 месяца 1.200 кв.
метров утолщенного гнутого стекла для вя-
трин. Плановая скорость для этого вида
продукции-—12 метров в чае. И хоть это
было для нас совершенно новым заданием,
мы сразу, с первого дня, достигли 47—18
метров в час и, досрочно выполнив заказ,
обеспечили торговую сеть Москвы, Таш-
кента; Тбилиси, Баку и многих других го-
родов.

Оборудование на нашем заводе типовое,
такое же, как на всех других советских
заводах. Топливо тоже обычное — торф.
Что касается сырья, то хуже нае, пожалуй,
никого не снабжают: один аральский суль-
фат — ни грамма соды. Стекольщики знз-
ют, как трудно работать на таком сырье,
Шихту в кулак сожмешь — вола течет:
	«Литературная газета» в статье «Нова-
торы и консерваторы» (в номере от 14 ян-
варя) резко и правильно выступила про-
THB тех, Ето пытается тормозить внедре-
ние в счекольную промьниленность новых
мётодов производства. Прочитав эту
статью, я задумался: что же все-таки
должно сделать наше министерство и, в
частности,  Главстройстекло для ликвидз-
ции ненормального положения? Отдельные
работники стекольной промышленности до-
стигают удвоения и утроения производи-
тельности, работают уже по планам 1950
тода, а дая всей стекольной промышлен-
дости производственные нормы... почему-
та уменьшаются?

Прежде всего, раз и навсегда должно
быть покончено с боязнью нового! У тов.
Литваковского, главного инженера глав-
ка, боязнь нового — болезнь довольно
застарелая. Мы помним, как в свое время,
вернувшись из поездки в США, тов. Литва-
Бовский восторженно рекламировал «aMe-
риканекий с10с0б» тонкослойной засыпки,
хотя он знал о том, что куда раньше Ane-
рики этот способ был предложен совет-
скими инженерами. Недавно тот же тов.
Читваковский после моего доклада в ми-
ниетерстве обвинил меня в том, что я-де
FOROPHI, «как мастер, а не как ученый».
Министр тов. С. 3. Гинзбург бросил тогда
тов. Титваковскому реплику: «Как раз хо-
pome, что Чередниченко выступает, как
мастер...»

- Пора бы тов. Литваковекому перестать
молиться на «ученых», заснувших на ру-
бежах. прошлого, & вместо этого взяться 38
внедрение новых производственных мето-
дов, з& большевистскую организацию про-
изводства. Кетати сказать, разные ученые
окружают тов. Литваковского. Есть, на-
пример, и-такие: недавно из столичного
Института стекла к нам на завод пожало-
вал канлилат наук тов. Карпов и предло-
	Главк наводит
справни...
	После появления в «Литературной газе-
те» от 14 января статьи «Новаторы и кон-
серваторы» руководители Главстройстекла
решили, наконец, более внимательно при-
смотреться к опыту скоростников. Осуще-
ствить это благое намерение оказалось,
однако, не так просто. На первых порах
выяснилось, что в главке... не оказалось
данных о скоростях «Красной Даугавы» (!).
Пожалуй, не было ни одной центральной
газеты, в которой не сообщалось бы о’ бле-
стящих успехах рижеких скоростников, а
вот в штабе стекольной промышленности
только после выступления «Литературной
газеты» начали собирать в пожарном по-
рядке «данные» о работе зачинателей вы-
соких скоростей.

Бак сообщают, в Ригу начали звонить
по телефону, полетели телеграммы © пред-
зожением, «ввиду острой необходимости»,
сообщить скорости вытягивания стекла за
1947 год и поквартально. Такие телеграм-
мы получили главный инженер завода
т. Чередниченко, министр промышленности
строительных материалов Латвийской ССР
т. Аугшкап. Не дождавшись ответа, приле-
тел в Ригу представитель министерства за
сведениями, без которых главк так спокой-
но обходился в продолжение целого года.
	«Мы все же е удовлетворением конета-
	тируем — в Главетройстекле «зашевели-
	ИВ». 4 =
В ПЕТРОВ.
	Спекулянт
в обличье дипломата
	Странным образом ведут себя некоторые
представители британского посольства. Не
так давно мы были изумлены эксцентрич-.
ностью” господина, который в теплый
осенний день, не дождавигись первого сне-
га, отправился Ha лыжную прогулку,
захватив с собой, вероятно по рассеянно“
сти, не лыжи, а фотоаппарат.

Другой дипломат — второй секретарб
британского посольства в Москве—мистер
Сэмсон открыл бойкую торговлю манче-
стербкими тканями в гостинице «Метро
поль», с филиалом на одной из московских
квартир.

Подробности непродолжнтельного пропвеч
тания этой импровизированной фирмы бы“
ли на-днях предметом рассмотрения в на-
ролном суде Свердловского района Москвы,
	0бвиняемая по делу о спекуляции ан-
тлийскими тканями В. Мельникова—сот-
рудница газеты «Британский союзниЕ». В
ее лице мистер Сэмсон обрел не только вер-
ного друга, но и весьма деятельного агента.
	— Я была в близких отношениях с ©эм-
COHOM, — товорит подсудимая, — и He
могла отказать ему.

И вот отрезы тладкие к в полоску, в
клетку и в елочку, е искрой и без искры
пошли на продажу по спекулятивным це-
		Господии Сэмсои в суд ив явилея. закон
0 неприкосновенности дипломатических
лиц избавил его от перспективы занять
первое место на екамье подсудимых. Сэм-
вон прислал в еуд письмо. Трудно сказать,
чего больше в этом письме — неуважения
к законам нашей етраны или низкопробно-
го_лицемерия.

Оли спекулянт защищает  хрутогв.
Впрочем, это довольно распространенный
BH корпоративной солидарности среди ут9-
XOBHAEOR.
	Разумеется, езма по себе фигура Сэмео-
на блелна и незначительна. Но в ней, в этой
фигуре, проявились некоторые характер-
ные черты современного, окончательно де-
градировавшего буржуазного дипломата,
	Это они, сэмеоны, пох видом хипхома-
	 Лолой косность!
	25 процентов влажности. Значит, усховия
у нае средние и даже хуже средних.

И сегодня, подводя итоги ‘работы по-
новому, мы можем заявить твердо: на лн-
бом заводе можно. добиться высоких скоро-
стей. Для этого наши руководители в Глав-
стройстекле должны по-настоящему взять-
ся за распространение опыта мастеров вы-
соких скоростей и руководить передачей
этого оныта.

Многие считают, что скоростные методы
с трудом прививаются в стекольной  про-
мышленности потому, что требуется
«сверхестественная квалификация» рабэ-
чих. На нашем заводе лучшая бригада —
комсомольско-молодежная во главе с Юри-
ем Жемариным, который недавно окончил
школу ФЗО. На варке стекла у Hac pa6o-
тают молодые рабочие Александр Тибекин,
Сергей Погарекий, Виктор Морозов.
	Наш мишеронский завод носит елавное
имя «Пионер». Мы горды. тем, что сумели
оправдать это имя. Мы идем внереди дру-
гих, открываем новое, боремся за это но-
вое. Мы рады воспринять любое пенное
нововведение, применяющееся на других
предприятиях. Недавно, например, мы
узнали, что на Курловеком стекольном 33-
воде установлен конвейер, — послали туда
своего работника и будем устанавливать
такой конвейер у себя. _

Высокие скорости должны  распроетра-
няться H& всех заводах, Давно порз
разбить стену косности, консерватизиа, ко-
торая окружает стекольную промышлен-
	ность!
В. ЕВСЕЕВ,

начальник  маникно-ванного цеха
мишеронского стекольного завода
«Пионер».
	свободу... И сегодня твой прекрасный при-
мер укрепляет нас в борьбе против obmerc
Bpara..
	— Это Коста, — сказал мне Алекое, —
он чудесный парень...

Й Алекое, который в мирное время был
учителем, рассказал ине подробно о ера-
жении пол Вермионом и о подвигах Восты.
	У нас было время поговорить, мы были
счастливы, что все мы трое после долгих
блужданий в горах во время снежной бури
оказались теперь в деревне, под крышей, у
очага.

Алекое продолжал после паузы:

— Да, в Вермионе: погибла моя невеста.
В этом году я потерял отца, брата и не-
весту, — все они погибли в боях. Ее зва-
ли Елена Галану, ей исполнилось двадцать
лет. Коста хорошо ее знал, она входила в
его группу, правда, Коста? Елену ранило,
	когда она переправлялась через бурный
поток. Несмотря на это, она продолжала
двигаться вперед вместе © товарищами.
	Вторая пуля попала Ёлене в шею, и она
Упала. Что было потом — неизвестно. Из-
вестно. только, что рабочие текстильной
фабрики в Науесе; где она раньше работа-
ла, 28 апреля прошлого года увидели го-
лову Елены, повешенную над воротами...
Фашисты ‘хотели запугать их, понимаете?
Вечером рабочие сняли с ворот голову и
повесили ее перед входом в полицейский
участок, и там она оставалась восемь
дней...

Алекос говорил ровным голосом, как ес-
	ли бы речь шла о самых обычных вещах.
Впрочем, с помощью ‘Трумэна эт, дей-
‘ствительно, стало обычным явлением в
Греции...

В другой вечер, в другой деревне, где
мы собирались расположиться на ночлег,
я увидела крестьянина, который не Mor
держаться на ногах. Вначале я подумала,
что это’ от старости.

— Нет, — об’яснил он мне, — BTS
сделали монархо-фашисты. Они подозрева-
ли, что я помогаю солдатам Маркоса. Жан-
дармы схватили меня, один сел мне на
грудь, другой на голову, & двое поперемен-
но били по ногам — по ступне. Они били
так долго, что я 37 дней провел в боль-
нице. Через шесть месяцев они отнустили
	дом, используя для этого публицистические   тических миссий в ряте стран занимаются
	критические отделы литературных жур-
налов Союза советских писатёлей, «Лите-
ратурную газету» и другие органы печати.
	Разве наш лейтенант, лейтенант `Сталин-
грала, Севастополя, Олессы — это отста-
	запугиванием и шантажем, попирая суво-
ренные правз этих стран.

И разве не они — маленькие и большие
сэмсоны — раз’езжают сегодня по Греция
и Турции, по Ирану и Китаю, в надежде
повыголнее спекульнуть чем угодно, начи-
ная от куска ткани и кончая судьбами на-
родов.-

„Но, в счастью, трудно работать сэмео-
нам на советской земле. Если порой и
удается им найти особу, подобную Мельни-
ковой, способную продать за заграничные
	лый, необразованный человек, который Же   нам на советекой земле.
	нится только на «девке» с кружевами?
Каких «девок». Русланова предупре-
ждает не гулять с офицерами?
	Почему она не поет, что левушка (а не! тряпки свое достоинство женщины и честь
		такие продажные
	у советекого человека,
	«левка»} мечтает полюбить
	которого медали и боевые ордена! Разве  душонки в нашей многомиллионной стране
	представляют собою релкое. исключение.
	Нынешнему второму секретарю британ-
	это были бы плохие частушки?
Мы не сомневаемся, что наши офицеры
будут в выборе подруги гораздо благора-
	зумнее, чем Русланова в выборе своего ского посольетва, надо полагать, не понадо-
	репеэтуара.
	Гвардии майор В. МИХМЕЛЬ,
слушатель Военной академия
им. М. В. Фрунзе.
	бится залезать в сундук, если ему придется
отправиться во-свояси. Ему будут предо-
	ставлены комфортабельные условия путе-
шествия и полная возможность захватить
с собой все нереализованные отрезы — в
клетку и в полоску, © искрой и 6ез искры.

Но врях ли он споеобея захватить е со-
		Выставка, посвященная творчеству А. С. Серафимовича
	В Государственной библиотеке СССР им.
В. И. Ленина’ открылась выставка литера-
туры к 85-летию со дня рождения старей-
шего русского ‘писателя А. С. `Серафимови-
ча. Здесь экспонированы все тома полного
собрания сочинений писателя, ‘литературно-
	меня, но я уже т никогда ве смогу
ходить...

Три девушки — мои епутницы в тече-
ние четырех дней — направлялись в го-
ры из Салоник. Самая красивая из них,
Деспина, студентка филологического фа-
культета, рассказала мне, что пришла в
теры, чтобы присоединиться к войскам
Демократической Греции. на смену своему
мужу, убитому фашистами. Она не сказала,
как погиб ее муж. Позднее тенерал Мар-
кос рассказал мне о нем и многих хругих.

Мужа Деспины звали Георгиос Кессидие.
Он был арестован 11 июля прошлого года;
й его пытали в отделении полиции в Са-
лониках. Руководил пытками Стефанакие,
всем известный садист из партии Софули-
ca. Монархо-фашисты применяли ‘такие
пытки, о которых даже гестапо не имело
представления. После трех дней истязаний
Георгиое умер.

Монархо-фашисты пытают изо всех сил.
А выходящие на американские деньги га-
зеты в Греции с нелепой надеждой терро-
ризировать неукротимый греческий народ
публикуют серии фотографий приговорен-
ных: сначала за три минуты до казни, за-
тем перед самым залпом ружей. и, наконец,
на земле — труп. Много читателей-гре-
-ков, увидев эти фото, обнимали своих жен
и детей, покидали дома и шли по ночам
до тех пор, пока не соединялись с армией
Маркоса. Они не могли больше жить, He
чуветвтя под пальцем вурка.
	Сегодня вечером я нахожусь в хижине,
которая кажется мне роскошной: в ней
есть дверь, маленькое окошко со стеклом
и даже электричество! Я включила радио
п сразу попала на афинскую передачу на
французеком языке. Дикторша чарующим
голосом рассказывала о борьбе против бал-
Дитов. -

Езких бандитов’... И вдруг я поняла:
монархо-фашисты воспользовались словеч-
ком, произнесенным Черчиллем в декайре
	1944 года, когда он ваправил генерала
Скоби с его войсками в Афины против
тех греков, которые ‘освободили Грецаю
	раньше, чем хоть один английский солдат
высадился там: Черчилль сильно разгне-
	валея на «этих бандитов, спустившихся ©
гор».
Я подняла глаза и увидала их перед
	‘ритические статьи о его творчестве, напе-   (05 в дорогу чуветво стыда за дискредита-
чатанные в различных газетах и журналах. цию им звания дипломата, хотя это чувство
На выставке представлены также отдель-   было бы далеко не бесполезным грузом се-
	ди его багажа.
Я САШИН.
	достаточно — фабричные работницы, учи-
тельницы, люди свободных профессий, сту-
дентки. :

ЗКенщин можно найти во всех еоедине-
ниях Демократической армии. Они делят
с мужчинами все трудности военной жиз-
ни, совершают трудные перехолы в горах,
сражаются и умирают рядом с бойцами-
мужчинами.

Мне бы очень хотелось подробно расева-
зать 06 этих прекрасных женшинах. (0 ва-
селой Кризуле С., которую я узнала в
первый вечер и которая не могла вместе с
нами танцовать хорос (греческий нацио-
нальный танех), потому что у нее еще не
зажили три недавние раны; о девятнадца-
тилетнем капитане с детским лицом, ма-
ленькой Марике С., которая пела кристаль-
но чистым голоском; о красавице Ватине
Вуногрипиду, которая вошла первая во
главе двухтысячного отряда в город Гре-
вены и героически погибла там; о сотнях
и тысячах других.

Есть в Демократической армии и сов=
сем дети—«орлята». Сколько раз я встре-
чала их в горах. Первым был десятилет-
ний мальчуган в красной шапочке, с ог-
ромными глазами андалузца, со щшеками-
персиками и плотно сжатыми губами. Он
носил ружье, совсем как взрослый. «А
ты умеешь с ним обращаться?» Мальчик
посмотрел на меня почти сердито: «Хо-
ченть посмотреть?» Ero с трудом удалось
удержать от стрельбы. Другой мальчик,
Георгиос, — один из лучших бойцов свое-
го батальона. Маленькая фигурка его опо-
яеана пулеметной лентой. Он удрал из
дому в 14 лет, и его мать пришла за ним:
«Ты слишком мал». «Я хочу бить фаши-
стов!» — заявил юный патриот. Й он
остался. За девять месяцев подросток уча-
ствовал в 15 сражениях...

Глядя на неустрашимых воинов Марко-

Ca, героических женщин и этих малышей
с серьезными глазами и ружьями за пле-
	чами, я Поняла, что народ Греции Никогда
не станет на колени.
	Б—01108.
	. Gain’, 5. ГОРБАТО
ов, А. МАКАРОВ, М. TE
	внутренней жизни и отдел
		вые произведения, изданные массовым ти-
ражом для различных кругов читателей.
	6000й — «банхитов гор», ибо находилась
среди них: я увидала Лефлериаса, коман-
дира полка греческой народной ормии, в
окружении офицеров штаба.
	Нозднее я разговаривала е ними. Я хо-
тела знать, кто они, к какой партии при-
надлежат эти люди, рассердившие Черчил-
ля, а затем вызвавшие гнев добросердеч-
ного Трумэна.
	Чефлериас — человек двадцати восьми
лет, остроумный, веселый, очень тонкого
ума — был стулентом правового факуль-
тета, когда Муссолини напал на Грецию.
В течение семи лет Лефлериае не выпускал
оружия из рук. Отец его — крупный зем-
левладелец — записал сына в аграрную
партию. Теофилое до того, как стал бой-
цом Демократической армии, был сульей;
Кристос — адвокат, беспартийный; Але-
кое—учитель, социалист; Эпаминондас: —
рабочий тёкстильной фабрики и Теодо-
ре — портной, проведший семь лет в
тюрьме, — коммунисты.

Их всех удивили и задели мои вопросы.
	— Мы все бойцы Демократической ap-
мии, — ответили они мне, — и мы едины
в нашем стремлении драться до конца,
Чтобы освободить Грецию. `

Й это правда. В. Освобожденной Греции
я ни разу не слышала политических епо-
ров и дискуссий. Характерно, что комму-
нисты очень редко пользуются в обраще-
нии друг с другом словом «уадрофе» —
товарищ, которое могло бы показаться не-
которым отчуждением от остальных. Всех
зовут одним именем — «синагонист», не-
зависимо от партийной принадлежности,
идей и вероисповедания. Синагониет —
значит боевой товарищ, тот, кло дерется
бок о бок с ‘вами,

Я хотела бы; чтобы все почувствовали
так, как я чувствую, это беспримерное
единство народа, которое никому из ино-
странных империалистов нё удастся нару-
ШИТЬ,

.. Ha пригорке новые добровольцы по-
лучают оружие. Среди них огромное число
женигин. Это в большинстве молодые, силь-
ные деревенские девушки, но и горожанок
	А. БАУЛИН,
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
Редакционная коллегия: А БА
	КОРН ВИ A О. КУРГАНОВ, Л.
H. ПОГОДИН, : ТВАРДОВСКИЙ.
			Французская журналистка Симона
Тери находится в Демократической
армии генерала Маркоса в качестве
специального корреспондента газеты
«Юманите». Мы помещаем се сокра-
щениями корреспонденции С. Тери,
опубликованные в «Юманите».
	> Где-то в Освобожденной. Греции.

Не знаю, удастся ли мне вернуться во
Францию до весны. Вот уже двенадцать
дней, как мы оказались блокированными у.
подножья высокой горы. Я живу в шалаше.
из веток, где, кроме меня, находятся пят-
надцать бойцов греческой Демократической
армии генерала Маркоса, и думаю, что
нам придется провести здесь всю зиму. Рв-
чушка, протекающая у подножья горы,
была мелкой, ее легко можно было перей-
ти вброд; сейчас от беспрерывных дождей
вода в ней поднялась настолько, что и на
лошади не пересечь ее.

_В моей радости, у меня сегодня уже
есть стол — настоящий стол, на котором
я пишу. Михалие смастерил мне его вче-
ра, притащив с горы на плечах, под про-
ливным дождем, три ровных ствола какого-
то молодого деревца. Все бойпы принимали
участие в сооружении стола. И вот он
прочно“‘установлен на каменистом полу.
Никогда еще я так не гордилась письмен-
ным столом, как этим — е щелями на
крышке, плохо сколоченным.

` Нет, этот репортаж не может походить
ни на какой другой... Я пишу  караназ-
WOM, — моя вечная ручка сломалась во
время одного из падений в горах. Около
четырех часов дня темнеет, а в шалаше
нет никакого освещения. Здесь к тому же
очень трудно сосредоточиться: Сократ на-
певает, просушивая табак на маленькой
печурке; другие разговаривают, смеются;
слышен хран бойцов, которые в0ю ночь
вели бой, а теперь спят усталые, pacTs-
нувшись один возле другого, одетые, с мо-
крыми капющонами на головах, в порван-
ных башиаках.. Дождь,  просачиваясь
сквозь крышу, образует в шалаше огром-
	«Литературная газета» выходит два раза
в неделю: по средам и субботам:
	ные лужи. Нет, действительно, этот репор-
таж будет написан не чернилами, & вдохно-
вением, почерпнутым в отваге и горе, в
слезах и геронзме греческого народа. .

Вот уже скоро два месяца, как я кочую
по Освобожденной Греции, веду полную
случайностей жизнь солдата греческой. Де-
мократической армии. И сегодня я еще
лучше понимаю, почему Трумэн  препят-
ствует журналистам проникать сюда. Если
бы правда о Греции стала широко извест-
на миру, поднялась бы такая буря него-
дования, что она заставила бы отступить
прожорливый доллар.

А каким уроком служит Греция для нас,
французов, и для всех народов, которые
хочет колонизировать американский импе-
риализн! В беспощадном греческом зерка-
ле даже слепые увидели бы, что означает
в действительности американская ° «по-
мощь», разглядели бы чудовищное BHO,
скрывающееся за внешне-добродетельным
«планом Маршалла». В Греции я наблюда-
ла 10, что «американская партия»  соби-
рается уготовить — если мы допустим —
для Франции: возвращение изменников в
правительство... уничтожение всех свобод...
голод, война, иностранная оккупация...
концентрационные лагери, пытки,  убий-
ства...

Но в Греции я поняла также, что мо-
жет сделать смелый, отважный народ, ко-
торый борется з свою свободу, жизнь и
счастье. Маленькая, разрушенная семи-
летней войной страна, не колеблясь, снова
поднялась —= совершенно одна, без ору-
жия, без хлеба — против американского
колосса. Она не только сопротивляется,
она атакует, мало-помалу отвоевывает тер-
риторию, Kak делала это во времена
гитлеризма. И Трумэн со своими доллара-
ми, авиацией, пушками и танками, кото-
рые он посылает лакеям американского
правительства в Афинах, вынужден отету-
пать...

.. Здесь, в шалаше из веток, за грубо
сколоченным столом, преисполненная в0с-
хищения, я хочу прежде веего привететво-
`вать тебя, древняя Греция, земля героев!
	Это ты научила нас бороться и умирать за
	Адрес редакции и издательства:
	л, 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы: литературы и искусства — К 4-76-02,
писем — К 4-60-02, международной жизни — К 4-64-61, науки и техники — К 4-60-02; информации. - K 1-18-94, издательство — К 3-37-34.
	Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.