Памяти
М. Эйзенштейна
	Умер Эйзенштейн. Гягостно писать эти
два слова рядом. Трудно представить себе
наи! вовеётекий кинематограф без Эйзен-
штейна. Трудно, может быть, потому, что
се ним, с его именем, для многих из Hac
связаны были наши первые шаги в кийе-
матографии. Но разве его уже нет среди
нас? Нет, он попрежнему с нами, в нашем
общем труде, в нашей советской кинемато-
графия, силу и всесветную славу которой
он утверждал всем своим трудом, всей
своей жизнью.

Вспомним фильм «Броненосец «Потем-
кин». Когла он появился на экране, то и
друзья и недруги наши во всем мире оце-
нили крепнупую, растущую силу кино-
искусства советской страны. «Броненосец»
Эйзенштейна  пронее по всем экранам мира
победный флаг, поднятый на мачте рево-
люционного корабля, ОкольКо наших дру-
зей во всем мире вдохновил этот показав-
ный в фильме облик  борющегося`и побеж-
дающего революционного русского народа!
В какое емятенье привел он врагов, нашей
Родины!

Уже в «Отачке» — первой картине
С.М. Эйзенштейна-— появляется новый для
кинематографа герой — народ, борющий-
ся за свое будущее. Это было действенное
й реальное ниспровержение канонических
героев буржуазных кинокартин и утверж-
дение на экране нового’ образа, которому
принадлежит будущее и в жизни, и в ис-
кусстве. И этому своему герою Сергей Ми-
хайлович не изменил ни разу. Народ был
героем не только «Стачки» и «Броненос-
на «Потемкина»; — он, его стремления,
чаяния и достижения были в центре веех
работ Эйзенштейна, вплоть ло «Алексанля
	ра Невского» и первой серии «Ивана
Грозного».

Он был замечательным воспитателем,
	Этот выдающийся человек. С удивитель-
ным терпением и искусством умел он в
каждом найти иг взраетить собственное его
дарование. Он не учил своих воспитанниз
ков подражать учителю. Он утверждал в
HX сознании принципы, методы познания
искусства, открывая широкий простор их
собственным стремлениям, талантам, их
самобытному творчеству.

Он был взыскательным художником и
страстным тружеником искусства.

Его любовь к труду была ни с чем не
сравнима. Все свои знания он вкладывал
в свое любимое дело — в развитие совет
ского — высоко-идейного KHHOUCKYCcTBa.
Одно стремление ваадело его сердцем —
служить родной стране и ee искусству,
найти и воспитать: новых, знающих, спо-
собных работников, которые могли бы про-
Должить и еще выше поднять славу совет-
ской кинематографии. Этой пели он отдал
Г всю свою жизнь до последнего мгновения.
Смерть застигла его за работой,

Он умер ночью. Когда наутро мы во-
шли к нему, мы не сразу поверили в
истинность страшного известия. Настолько
все еще полно было здесь биением страсг-
Ной мысли, дыханием непрерывного труда,
тем жадным трудолюбием, е каким всегда
работал Сергей Михайлович. В его 00-
ширной библиотеке множество раскрытых
книг еше как бы хранили пытливый
взгляд их хозяина. Здесь были произведе-
ния Маркса, сочинения Ленина, книги
товариша Сталина; == в’ трудах классиков
марксизма Сергей Михайлович  пытливо
искал и всегла находил ответ па волную-
щие его вопросы. Были книги Пушкина в
Гоголя, — над исследованием их творче-
ства Эйзенштейн работал в последнее вре-
мя. Мы нашли здесь незавершенный труд
0. цветном и стереоскопичееком кинемато-
графе. Записки об ошибках крупнейшего
американского режиссера Джона Форда,
Материалы, подготовленные для ‘ниспро-
вержения новых буржуазных теоретиков
кинематографа. И ‘тут же — планы лек-
ций для режиесерского факультета Инети-
тута кинематографии. И огромное количе-
ство книг, статей, рукописей, иллюстра-
ций и записок — все это собрано было
для Того, чтобы, как мечтал Эйзенштейн,
заново снять вторую серию картины «Иван
Грозный», ошибки которой он тав сурово
осулил.

Он умер нал книгой, с карандашом в
руке, не додумав последней мысли. Так
умирают солдаты на своем посту. Он слу-
жил Родине. как художник п как патриот,
отдав любимому им советскому кинемато-
графу всю жизнь ло послелнего лыхания.

Гр. АЛЕКСАНДРОВ,
			Может быть, не всем известно, что by-

магу технологически легче всего и вы-
тоднее делать... из бумаги же — из ма-
кулатуры. Не надо валить лес в тайге, не
пало доставлять его к месту  силава,
сплавлять, вытаскивать из волы, раепи-
тивать. Из тонны макулатуры получается
почти та же тонна бумаги — огромная
экономия сил и времени Вот почему во-
проб 0б «отдаче», о проценте возврата
отходов на бумажные фабрики всегда за-
нимал внимание работников рр
промышленности.

Это — проблема большой экономиче-
ской. важности, На каждой тонне бумаги,
выработанной из макулатуры, государетво
экономит 4 кубометра балансовой древе-
сины и 330 киловатт-часов электроэнер-
гии, не считая топлива, необходимого для.
выработки электричеетва.

В 1950 году бумажная промышленность
должна выработать из макулатуры  деся-
тую часть годовой продукции. Это сэко-
номит 100 тысяч тонн пеллюлозы, 400
тысяч тонн древесины си 40 миллионов
киловатт-часов электроэнергии. Ho и эта
наметка далеко He является идеалом,
можно добиться. большего.

Советские писатели, оказывающие 1о-
мошь работникам бумажной промышлен-
ности в выполнении пятилетки в четыре
года, не могут пройти мимо этого боль-

more вопроса. Пока еще только
Ba процента выпускаемой бумаги
производится. из макулатуры, то-есть,
по сути, почти ничего не  делает-
ся. Ряд бумажных фабрик — «Аль-
бертин», «Искра Октября», «Проф-
интерн»,  «Энсо», имени  Воровекого,
	которые до войны работали исключитель-
но на макулатуре, да еще самых низких
сортов, лаже на оберточной бумаге, сейчас
перерабатывают чистейшую целлюлозу.
Растрата народных средств, прямое пре-
ступление!

Заготовляют макулатуру не только для
бумажной промышленности, но и для дру-
гих отраслей несколько организаций. Но
все они, вместе взятые, обеспечили в про-
‘WOM TORY «отдачу» только в размере...
5 процентов выпущенной бумаги. A
«Союзутиль», являющийся  тлаввым по-
ставщиком макулатуры для бумажной
промышленности, заготовили Того мень-
We—B десять раз меньше, чем до войны!
И все это потому, что вся деятельность
«Союзутиля» по заготовке бумажной ма-
кулатуры заведомо построена в расчете
на провал, начиная от бессмысленной
‚«политики» заготовки и кончая ее скан-
дальной практикой.

«Политика» выражена в том, что
школьнику в деревне, аккуратно собираю-
щему свои старые тетради, предлагается
в качестве стимула за это либо... туалет-
ная бумага, либо  двенадпатирублевый
блокнот с отпечатанным справочником о
движении поездов в СССР. А поскольку
за килограмм макулатуры  «Союзутиль»
платит 4 копейки, ученику надо нако-
nats... 800 килограммов старых  тетра-
дей — девятнадцать пудов... He то что
школьнику, — писателю не «заработать».
в «Союзутиле» на блокнот, не исписать
столько бумаги!

Некрасовский  «союзутиль»  слыл` бо-
лее оборотистым. У дядюшки у Якова то-
вару было всякого. Школьникам — буБ-
вари, слаще ореха, красным девицам —
ситцу хорошего, нарядно, дешево, платоч-
	ки пестры, булавки востры; иглы нелом-
ки, шнурки, тесемки, духи, помада —
все, что надо.

Но все это только присказка, сказка —
впереди... Сказка начинается с того мо-
мента. как «Союзутиль» приступает Е
вывозке заготовленной макулатуры. Во
всей системе «Союзутиля» числится 1.750
лошадей, из коих по официальной справ-
ке главка — 1.156 лошадей в возрасте
свыше 20 лет...

А складские помещения? Как правило,
они — чистое поле, причем хорошо еще,
если чистое; довольно часто хлещут дожди
и валит снег. Даже в Москве нету «Союз-
утиля» ни склада, ни сортировки, ни
`прессового хозяйства, нехватает и транс-
порта. В результате крупные поставщики
макулатуры — большие издательства И
типографии, чтобы не захламить свои це-
хи и дворы, вынуждены сжигать маку-
латуру или раздавать ее десятками меш-
ков — «на подпалку».

В Пензе не решаются, повидимому,
жечь макулатуру, и там гниет сейчас под
чистым небом огромное количество DY-
мажных обрезков, в Иванове—то же...

«Союзутиль» покупает макулатуру 00

4 коп. за килограмм, а продает ее бу-
чажной промышленности по 40 копеек.
Тысяча процентов накладных расходов—
вещь как будто недопустимая.
’ Вот на какую  «солилную»  заготови-
тельную организацию опирается союзная
бумажная промышиленность, собирающаяся
в 1950 году сэкономить на  макулатуре
400 тысяч тонн древесины и 40 миллио-
нов  киловатт-часов электроэнергии. Не
добиться этого, если немедленно, сегодня
же коренным образом не изменить работу
«Союзутиля».

Й здесь претензии должны быть прежде
всего обращены к Министеретву легкой
промышленности. Одно из двух: либо «Со-
юзутиль» в тягость министерству, и тог-
да надо об этом отерыто заявить, либо
надо заняться «Союзутилем» серьезно, не
позоря себя. Тогда, кроме двенадпатируб-
левых блокнотов, появятся иные стиму-
лирующие фонды лля заготовкя  макула-
туры и в городе и в деревне, появятся и
склады, и транспорт, и многое другое, без
чего немыслимо сушествование этой орга-
низации. Надо, чтобы Министерство лег-
кой промышленности пронпелось  уваже-
нием к тому делу, которое ему доверили и
за когорое оно отвечает. Нужно помнить,
что макулатура в экономике тоже пграет
роль. В 1919 году Владимир Ильич
Ленин подписал постановление Совета
Обороны о снабжении сырьем бумажной
промьтиленности. В этом постановлении
бумажная макулатура называлась грузом
боевого значения, грузом первостепенной
важности, перевозка которого должна быть)
обеспечена в первую очерель. А в Мини-
стерстве легкой промышленности все за-
явки «Союзутиля» Ha железнодорожные
вагоны под макулатуру — систематически

сокрашаются чуть ли не вдвое, и &byY-
мажные фабрики транжирят  ценнейшую
	целлюлозу на изготовление обертозчной
бумаги. ,

Мы настаиваем, чтобы организации,
	отвечающие за сбор и переработку маку-
латуры, заявили ясно-—намерены ли они
изменить создавшееся положение, —и как?
		Около двух тысяч
экспонатов — книг,
рукописей, газет, до-
кументов,‚  иллюстра-
ций, портретов писа-
телей — размещено
на стендах и в вит-
ринах выставки «Co-
ветская русская ли-
тература за 30 лет»,
открывшейся в залах
Государственного ли-
тературного музея.

Специальный — зал
посвящен творчеству
А. М. Горького и
В. В. Маяковского.
Экспозиция других
залов отражает лите-
ратуру отдельных эта-
пов’ жизни советского
государства: энохи
гражданской — войны,
периода — сталинских
пятилеток, Великой
Отечественной войны
и послевоенных лет.

НА ОНИМКЕ: Ф. Глад-
	ков, Б. Козьмиа,
Bepmuropa.

и.

7a
	Фото Е TUXAHOBA.
	mmm ЛУМЫ О БЮДЖЕТЕ
	Вот, прочел я в газете; а чтобы obo
всем сказать —. лишен способности...
Вот почему я на роман обиделся, дорогой!
OH должен быть моим инструментом.
Он должен за меня говорить. Жизнь он
должен перекладывать! Цифры— в пее-
ню! У нас каждая цифра поет!

Он стоял передо мной взволнованный.
И он говорил со мной, как поэт е поэтом!
Й, быть может, никогда я не’ слышал 00-
лее возвышенной, поэтической речи. Ero
речь гармонировала со всей песней моей
души, и е Москвой, которая окружала
	  нас, стояла над нами этой огромной ули-

цей с шестиэтажными домами, с этим
глубоким небом, с этими зданиями завода,
замыкавшими улицу...

Я мог лишь пробормотать:

— Ho Bead BH не все еще романы
прочли, Иван Степанович!

Что ему романы?  Эпопеей, сотнями
эпопей не расскажешь его счастья! Он
стоял передо мной; простой русский“ ра-
бочий, одетый в темную стеганую куртку
с барашковым воротником, в высокой ба-
ралтковой шапке, он стоял, слушал и
вряд ли слышал меня. На сердце его пело
Что-то такое прекраеное, что заглушало
все голоса и даже, быть может, и его
голос, хотя он и говорил.

Громадная и священная правда скрыта
в его словах, громадный и настоящий
пафос жизни, пафос строительства!

Двадцать пать дет назад, 16 января
1923 года, В. И. Ленин пивал:

«Если для создания социализма
требуетея определенный уровень кульгу-
ры (хотя никто не может сказать, каков
этот определенный «уровень культуры»),
TO почему нам нельзя начать сначала с
завоевания революционным путем пред-
посылок для этого определенного уров-
ня, а потом уже. на основе рабоче-кре-
стьянской власти и советекого строя,
двинуться догонять другие народы».

Четверть века со дня нанисания этих
слов — срок немалый. Однако если вгля-

деться в то, что свершено за эти четверть

века советской властью в области куль-
туры, народного образования и здраво-
охранения, поймешь, что свершено необык-

‘новенное и величайшее. И когда наши‘лю-

ди восхищаются бюджетными ассигнова-
НИями,—это восхищение истинных строй-
телей нового общества, понимающих, что
никакой строй, кроме советского, не сможет
так переделать мир, не сможет построить
такую истинную, советскую культуру,
отвечающую высоким требовавиям пере-
дового человека нашего времени. Совет-
ский нарол за эти четверть века далеко
двинулея вперед.

Советский народ — народ вееобщей
грамотности!

Но этого мало. Задачей ближайшего
времени будет осуществление всеобщего
срелнего образования.

СССР будет страною всеобщего средне-

го образования. Немногие страны мира
могут похвастаться всеобщим обязатель-
ным начальным образованием. Но всеоб-
щим средним — ни одна страна! Да это
и невозможно в условиях капитализма.
По закону о Тосударетвенном бюджете
на 1948 год видно, что чиело учашихея
в школах всеобщего обучения достигнет
33.200.000 человек. Количество  студен-
тов в высших учебных заведениях пре-
высит залание для последнего года пяти-
летки! 122.000 студентов. Число, превы-
тающшее количество студентов всех стран
	Нвропы вместе взятых.

За годы довоенных пятилеток было
выстроено 60.000` ‘школ. Школа, ко-
	нечно, дом, ‘Но это дом особенного характе-
ра. Когла выетроят жилой дом, нужно
ОТЕрыть Только двери, й жильцы в‘езжа-
ют туда со своим имуществом. Школу me
нужно наполнить мебелью, туда нужно
много книг, учебных пособий, нужно 00-
думать и о кухне ДлЯ горячих завтраков.
А самое главное — нужны кадры учите-
лей, которые создаются годами, усилен-
ным трудом, заботами.

И вот, когла мы завершим эту пяти-
летку, у нас будет 193.000 школ!
	Думаю 0 нашем народном образовании,
и мыели мои невольно врашаютея вокруг
городов. и сел далекой Средней Азии. До
революции здесь были пустыни не толь-
ко географические, но и культурные!
Население Казахстана. Киргизии, Узбеки-
стана; Туркмении п Таджикистана было
почти сплошь безграмотным. В такой не-
большой стране, как Киргизия, сейчае
работает свыше 1.500 школ, где обучает-
ся несколько сот тысяч людей. В Узбеки-
стане число учащихея возросло в 68,5
раза! До революция в Таджикистане a Kup-
гизий не выходило ни одной газеты. В
1939 году там было уже 156 газет. В
Киргизии не было: ни одного театра. В
1941 roxy ax было там 18!..
	Нюбая национальность нашей страны
		Ha своем родном языке. JTO громадное
счастье, расширяющее пределы разума.
Человек видит всю обширность земли.
Человек входит в мир и познает самого
себя, свой народ, познает дружбу народов.
Это очень важно для человека-—не испы-
тывать страшного тренета перед неведо-
мым, чувствовать вокруг себя друзей,

И. В. Сталин сказал, что наша рево-
люция отличается от веех других револю-
ций тем, что она дала народу не только
‚свободу от царизма, от капитализма, но и
коренное улучшение его материального и
культурного положения, что в этом ee
сила и непобелимость.
	Эта сила, непобедимость позволяют нам,
с одной стороны, увеличить программу
культурного строительства, а с другой —
сократить расходы на вооруженные силы.
Миролюбивая политика советского прави-
тельства, находящая полную поддержку в
своем народе, направлена на расптирение
культуры, на завоевание высот науки и
искуства! г
	Расширяются и растут театры. Беечис-
	ленны библиотеки.  Широким потоком
льются сотни миллионов книг, брошюр,
газет. Достаточно сказать, что за 30 лет
советской власти наши издательства вы-
пустили 11 миллиардов экземпляров внпг.
	Интеллектуальный рост советского на-
рода поднялея на необыкновенную высоту!
	И тем виднее, при свете солнца нашей
культуры, мрачные очертания колонн
биржи империализма. Последние сообще-
ния из Нью-Йорка говорят, что кое-какие
колонны на бирже дали трещины. Прихол
кризиса несомненен. ‘Пока что слышен
только гул землетрясения, но отчетливо,
через океаны и горы, видны нпобледнев-
шие лица империалистов.

_ Везувий начинает действовать. В Пом-
пее чувствуется запах гари и серы.
	А чего ждать другого’ Вместо куска
	хлеба народу империалиеты подноеят ни-.

щету. Вместо ‘культуры-—ненависть и от-
вращение к жизни. Bee двери. п окна
жилиш повернуты к кладбищу, и что уди-
вительного, если человеку империалисти-
ческого мира и хочется вотать во весь
	роет, да потолок низок, голову поднять
некула.

Вот, к примеру, факты.

Предеедатель профсоюза американсках
	учителей Иендие недавно сообщил, что с
начала войны полмиллиона  пренолавате-
лей США переменило профессию. Причи-
ной массового бегства учителей из школ
является чрезвычайно низкая заработная
плата. Бюджет! И не только учителя, но
й сами школы в сельских  местностах
влачат жалкое существование.

«Наши школы, — пишет газета «Нью-
Йорк таймс», — не подвергалиеь бом-
бежкам, как школы Европы, но после
двух лет, истекших со времени окончания
войны, школы находятся в таком бел-
ственном положении, как будто бы на них
	напалали тяжелые бомбардировщики».

Да, бомбы! Но бомбы не с бомбардиров
шиков, а из кратера налвигающегося
кризиса. Везувий начинает действовать!

Везувий кризиса говорит убедительно.
В 1940/41 году в 150 технических вузах
США обучалось 110 тысяч студентов. Г
1944/45 учебном году студентов было
уже только 38 тысяч. Сейчае их и. того
меньше. Причина? Нет спроса на инже-
нерно-технические кадры.

Другой бюджет, другие песни!

В конце 1947 года, как вы, наверное,
помните, Уоллес привел любопытные циф-
ры о бюджете США.

До войны США ежегодно расходовали
на научные исследования около 50 мил-
лионов долларов.

В 1946: году на эти же цели было из-
расходовано около миллиарда долларов.

Цифра не малая. Можно подумать, что
правящие круги США чрезвычайно забо-
TATCH о народном просвещении и культу-
	ре. Но тогла откуда слова ФЛендиса и
слова «Нью-Йорк таймс», приведенные
выше? Клевета получается?
	Никакой ‘клеветы  злесь нет. 910 —
бюджет империализма! 90 процентов из
сумм, ассигнованных Ha науку, предназна-
чены войне. Это военные ассигнования.
Эта пища палачам вауки, изготовляющиям
сверхнаучные розги для тех, кто мечгает
0 мире и о культуре, о прояветавии сво-
болы! Это ассигнования для тех. кто,
свернув в трубку газетные листы, дует на
костер войны. воображая, Что искры не
нолетят в его сторону и что долларом
можно заткнуть жерло Везувия.

Вдали от Везувия, не зная кризисов и
нишеты, строя коммунизм, советский
народ встречает бюджет СССР ва 1948 гол
новыми трудовыми подвигами. Побеж-
даем мы — строители небывалого в мире
социалисгического общества, строители.
нового мира, любящие этот мир истинной
любовью, той любовью, которая творит
неустанно, неусынно, непрерывно!
	Возвращалея я се одного московского
завода.

Провожал меня к станции метро токарь

Иван Степаныч, занятнейший человек,
лет пятидесяти в лишним. Когда-то дав-
но пописывал он стихи в стиле Некрасо-
ва, приносил мне на консультацию, а
потом писать прекратил. «Утлубления
нет! Сколько ни пишу, а углубления не
вижу, — об’яснил он свое охлаждение Е
поэзии. —А раз углубления нет, значит,
совершенствуйся в другом деле». Однако
литературу он понимает тонко и любит
о ней поговорить.
- Улица перед нами лежит светлая,
тихая. Только что выпал снег, ребрыш-
ком еще торчит, не улегся, и фонари по
нему свет льют, и свет уходит глубоко
_ в снег. Иван Степаныч бъет себя легонь-
ко каким-то прутиком по валенку, 8 в
лице свет мысли играет. Думаю, сейчас
что-то интересное о литературе °скажет.
Спрашиваю:

— Вы о чем думаете, Иван а

— А думы мои, дорогой, о бюджете.

В тазетах печатались выступления
делегатов на заседании Верховного Сове-
та СООР, обсуждавшего бюджет 1948 года.
Значит, ответ Ивана Степаныча не тре-
бовал об’яснений.

— По какой же линии бюджета вы
думаете, Иван Степаныч?

— A a no ocodoh линии думаю, доро-
гой. Той, что и в газете нет. Вот прочел
я роман. Современный. Да не один.
Несколько! Я к современным романам в
интересом ‘приглядываюсь. И вот что по-
думал... Вот собрался, думаю, Верховный
Совет, ведет мысль. Такую мыель, что-
бы государству — великая польза, но
чтоб и польза эта проводилась е толком.
Экономно, в государственном  емыеле,
надо жить! Дело веегда счет любит; а
наше дело — особенно. Такого ведь ве-
ликого дела никогда не было, и; значит,
зорко надо смотреть, чтоб народную
деньгу на ветер не бросать.

Я ему и говорю:

— Иван Степаныч! Да какая же это
У вас особая линия? Линия у. вас самая
верная. И говорите вы верно! _

— А вы меня дослушайте. Я вель
сказал только первое четверостишие.
Особая линия будет дальше! Ну, значит,
что от нас требуется? Рабочий, скажем?
Надо, чтоб и ты сам, и твои друзья’
работали  по-стахановски, но первому
классу. Вто не идет первым классом —
об’ясни тому, покажи, поучи. Учить то-
же надо красиво! —И он с силой ска-
зал: — Из меня, может, и поэта-то по-
TOMY не вышло, что я всю свою силу в
учеников вложил. Очень я, дорогой,
учить люблю! И у меня любят учиться.
Я считаю; что если ты, Иван Степаныч,
в день, как токарь, полкилограмма метал-
Ла сэкономил. — ау нас есть всегда!“

такая возможность, — ты большое дело
совершил! Ведь нас-то Иванов Степаны-
чей, небось, тысяч сто, а то и больше
есть. Сумма, а? А теперь, если я друго-
го также научу экономить?! Сумма?

— Очень верно, Иван Степаныч. Ho
ий злесь не вижу я особой вашей линий.
	— А ЛИНИЯ МОЯ такая, что не нашел

я вебя в романе. Не себя лично! Я что?)
Токарь! Ну, хороший токарь, скоро свою.

пятилетку досрочно выполню. А вот я
чего не нашел. Собрались мы тут в по-
недельник, в день рожденья Петьки; моего
шестого внука. А в воскресенье-то, нака-
нуне, товариш Зверев свой доклад читал.
Сижу я вечером, после работы, жду
тостей, доклал читаю в газете. Гости
входят, в прихожей раздеваютея, ордена-
ми звенят, а у меня пибфры перед глаза-
ми. Доклад! И чудно так. Что, думаю, за
чудеса? Вроде как бы пифры, а вроде как
бы легко читаются?! Й все на гостей
смотрю. Младитий-то сын 50 мной живет,
он — студент МГУ. физик, а трое crap-
ших — те в стороне. Один — полковних,

семь наград, другой — профессор, меха-.

Ник, а третий— тот... так... певпом хочет
быть. Да я его не одобряю. Дублетом
поет...

— Дублером?:

_— Все равно.

— НУ, чт0 вы! Иной дублер-—дублер,
а, смотришь, и премьера забил.

— Лай бог. А, ‘главное, понимаешь,
как гости соберутся, так он ломается.
Спой, говорю, Вася, уважь! Он говорит:
«Инструмента у тебя, отен, нету». Ха-а!

Инструмент-то у тебя, говорю, голова. И.
на горло ему показываю! А он: «Рояля.
нету». Чего захотел? Рояль! Вот тебе ra-

зета-——рояль. Вот тебе тут все вздохи, ра-
дости, песня вся тут и все теплые слезы
истинные!» А потом посмотрел на васьки-
но лицо—румяный он такой, глаза голу-
бые, веселые, волосы на голове торчком...
И ЧувСТВуУюЮ-—воТ ОН хороший, да ия уж,
его отец, не так’ плох, а вот инструмента
	е нами нету! He можем мы сказать веего.
	«Литературная газета» выходит два раза
в неделю: по средам и субботам.
	В СОЮЗЕ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	Обсуждение повести В. Добровольского
«Трое в серых шинелях»

Состоялось обсуждение повести В. Добро-
вольского «Трое в серых шинелях», орга-
низованное секцией прозы и комиссией по
работе с молодыми авторами.

После вступительного слова А. Кононо-
ва с обстоятельным разбором повести вы-
ступила Е. Златова. Положительно оцени-
вая произведение молодого прозаика, Зла-
това считает основным достойнством пове-
сти моральную чистоту и высокую принци-
пиальность ее героев. Однако автор, умею-
щий правдиво и точно показать черты но-
вого в психологии, в быту, в дружеских
отношениях советских студентов, стано-
Гвитея торопливым и сухим, когда дело до-
ходит до изображения главного в жизни
студенчества — учебы. Не переданы в по-
вести творческие искания и споры, неот“ем-
лемые от жизни университета,

— Повесть Добровольского  свидетель-
ствует О закономерно возросшем интересе
‘советской литературы к теме студенчест-
ва, — говорит М, Чарный.—Однако студен-
ты изображены автором больше с точки
зрения новой. морали, существующей в их
среде — сплоченной среде советской моло-
дежи; учеба же, поэзия науки не нашли
достаточного отражения в повести.

М. Чарный полемизирует с несправедли-
вым обвинением повести в декалентстве.
	10 февраля состоялось совместное засе-
дание секции драматургов’ с секцией кри-
тики и Теории лигературы, ° посвяшенное
обсуждевию пьесы Г. Березко «Мужество».

Выступавшие Я. Варшавский, Е Сурков,
Вс. Вишневский, Б. Чирсков, К. Рудницкий
отмечали художественные достоинства это-
го произведения, знание драматургом дей-
ствительной жизни.
	О недостатках центрального ‘образа —
	Состоявшиеся на-днях в аудитории По-
литехнического музея и в Колонном зале
Дома союзов болыние поэтические вечера
‘привлекли широкое внимание столичной
общественности 3

Вступительные речи ОД. Заславского и
А. Субкова’были посвящены боевым зада-
чам советской поэзии в борьбе за мир, за
демократию. Поэты разных поколений и
творческих направлений выступили со сги-
хами и поэмами единого идейного устрем-
ления.

П. Антокольский и С. Наровчатов чита-
ли стихи о столетии Коммунистического
манифеста, Илья Эренбург и М. Светлов—
о героической борьбе республиканцев. Ис-
пании, В Инбер прочитала главы из новой.
поэмы об Иране.

А. Софронов, Е. Долматовский, А. Бе-
зыменский посвятили свои стихи теме
	большевистской партии и подвигам совет-
	Это обвинение опровергается анализом
произведения. Изображая студента Черка-
шина, рабочего Попова & его мать, кото-
рых об’единяют общие интересы, общее
‘чувство ответственности советских людей
за все происходящее в стране и мире, В.
Добровольский на языке художественных
o6pasop = показал морально-политическое
единство советского народа,

К положигельной оценке повести при-

соединились критики Г. Левин и С. Трегуб.
А. Чаковский посвятил свое выступление
недостаткам нашей литературной критики,
в которой дает себя знать заушательство.
  Автор повести «Трое в серых шинелях»
В. Добровольский, поблагодарив за ценные
критические замечания и советы, сказал,
что ряд недостатков повести может быть
устранен при подготовке ее отдельного
излания, другие же, видимо, булут преодо-
лены только в дальнейшем творчестве;

В заключительном слове А. Кононов
заявил, что. опубликование повести моло-
Horo иисателя является правильным шагом
редакции журнала «Новый мир», несмотря
на недостатки произведения. Об’ективное.
	указание на эти недостатки — дело лите-
ратурной критики.
	командарма Рябинина говорили Л. Малюгин,
А. Софронов, артист П. Герага,

— Благородная задача — показать пол-
ководна, взрашенного партией, — сказал
А. Софронов, — не разрешена драматургом.
Наша партия’ сильна тем, что она крепко
спаяна. Рябинин же одинок в пьесе.

На .обсуждении выступил Г. Березко,
который сообщил, что пьеса подвергнута
нм дополнительной переработке.
	ского народа в Великой Отечественной
войне.
		«ЗА МИР. ЗА ЛЕМОКРАТИЮ ,
	Вчера в помешении Дома кино, где был
установлен” гроб с телом С. М. Эйзенштей-
на, состоялся траурный митинг.

Митинг открыл режиссер Г. Алексан-
дров.

Министр кинематографии: СССР И. Боль-
шаков говорил 06 Эйзенштейне, как о вы-
дающемся мастере советского KHHOHCKYC-
ства, крупном ученом, блестящем menaro-
ге, пламенном патриоте.

От Союза советских. писателей CCCP
яркую речь произнес заместитель генераль-
ного секретаря Всеволол Вишневский

— Красный флаг над «Броненосцем «По-
темкиным», — сказал Вишневский, — это
знамя советского киноискусства. пронесен-
	Березко,   ное над миром. Блистательна была жизнь
	подвергнута   Эйзенштейна.
	эаеснитенна, выдающегося художника,
создавшего этот замечательный фильм,
Ов умер на боевом посту. Врачи требо-
	вали полного выключения из работы, но OH:
	зенштейн не хотел выходать из строя,
Еше недавно мы слушали в этом зале,
как гневно клеймил Сергей Михайлович
	реакционных деятелей американского кКи-
	. 7Каров, 7. Омеляков, В. Луговской  но, продавших свою творческую совесть. Я’
-выстунпили со стихами об освоболительном   был в кабинете Эйоенитаяна — перез не»
	движении в Китае и Греции.
В стихотворениях М. Голодного. И. Сель-
	сколько часов после его смерти На пись-
менном столе лежала недописанная статья
	КИНО,
	винского, С. Острового прозвучал протест   © перспективах развития цветного
против американских поджигателей войны,   Обрывается она на словах о Роль
тротив капиталистической экспансии. мыслью о Ролине пал он. как воин
	против капиталистическои экспансии.
Н. Асеев, М; Алигер, Б. Пастернак, С.
	$ r
ЩЦивазев, А. Недогонов, С. Васильев и др.   искусства быть такими же кристально че’
читали лирические стихи о советской Ро-  стными в своем отношении к работе к лю-

»
	lwo wt
дине ставшей оплотом мира и подлинной   Дям, к _ Родине, каким был Сергей Михай-
	обоих вечерах
	JORHY Эйзенштейн.
	С речами
	И. Майский. Н.
	народной демократии.
Председательствовал на
Б. Горбатов.
	у гроба выступили также
	Подвойский и другие,
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ
А. КОРНЕЙЧУК, 0. КУРГАНОВ.
		АУ ЛИН, Б. ГОРБАТОВ,
ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,

UF on ye
	К 4-76-02, внутренней жизни и отдел
		и иииинаининйнцня

секретарнат — К 5-10-40, отделы: литературы в искусства —
	нздательство — К 3-37-34.
	Адрес. редакции и издательства: ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны:^ секретариат — К 5-10-40, отдел:
писем — К 4-60-02, международной жизни = К 4-64-61, науки и техники — К 4-60-02, информации — К 1-18-94,
	Типография имени И. И. Скворцова-Сте панова, Москва, Пушкинская площадь, 5.