Представители этого
направления, попирая и
отвергая лучшие тради-
пин русской и запалной
	классической — музыки,
как якобы  «устарев-
шие», — «старомодные»,
			№ 14 (2397)
		Под знаком
современности
	Театру им. Ленинского
комсомола — 90 лет
	Общественность Москвы отмечает дваз
дцатилетие со дня основания одного из са
мых популярных столичных театров--Теата
ра имени Ленинского комсомола. Правиз
тельство высоко оценило его заслуги в
развитии советской художественной куль*
туры, наградив театр орденом Трудового
Красного Знамени,

Когда-то молодые рабочие московских
заводов, участники кружков художествене
ной самодеятельности, составили. неболья
шую труппу, игравшую в помещении кино“
театра «Уран» на Сретенке. Артисты днем
работали на производстве, а вечерами рез
петировали, учились, строили декорации;
играли в спектаклях. ~

Молодой коллектив He сразу овладел
мастерством, он долго искал свою дорогу в
искусстве. Партия и комсомол потребовали
от него серьезной творческой работы, по-
могли театру преодолеть заблуждения и
ошибки ранней молодости. В 1933 году пе
решению МК ВКП(б) в театр пришла грун-
па актеров МХАТ во главе с И. Судако-
вым. В этот период на сцене театра нпоя-
вилась первая в нашей стране а
романа «Как закалялась сталь».
	Наиболее плодотворный период в жизни
театра начался 10: лет тому назад, когда
его художественным руководителем стал
И. Берсенев, а вместе с ним начали рабо-
тать опытные мастера, ° воспитанники
МХАТ—С. Бирман, С. Гиацинтова н дру-
гие. С этого времени театр уверенно всту-
пает на путь творческого роста, Труппа по-
полняется новыми талантливыми актерами,
начинается систематическая работа по вос-
питанию коллектива в духе реалистических
традиций русского’ искусства.
	Театр стремился итти в ногу со временем,
подчиняя свою деятельность задачам ком-
мунистического воспитания молодежи. На
этом пути у театра бывали неудачи и сры-
вЫ, но основная его линия совпадала с тре-
бованиями советского зрителя: театр рав-
нялся на большое искусство современности;
на выдвижение острых вопросов, волную-
щих молодежь, на реалистическое изобра-
жение жизни. .
	В Театре имени Ленинского комсомола
установилась хорошая традиция твор-
ческой дружбы и совместной работы с дра-
матургами. На его сцене впервые появилась
первая пьеса К. Симонова, а затем были
поставлены четыре его новые пьесы. Театр
привлек в драматургию Б. Горбатова,
сыграл пьесы Н. Погодина, А. . Кор-
нейчука, Б. Лавренева, И. Штока и многих
других драматургов.

К числу наиболее значительных работ
театра относятся его спектакли, поднимаю-
щие тему борьбы с международной реак-
‘цией, с фашизмом. Почти 15 лет назад
здесь была поставлена антифашистская
пьеса А. Бруштейн «Продолжение сле-
дует». С тех пор театр не раз возвращался
К этой теме в таких спектаклях, как «Мой
сын» Ш. Гергеля и O, Литовского, «Новый
порядок» Ф. Вольфа, «Под каштанами Пра-
ги» К. Симонова. В послевоенные годы в
спектаклях «Русский вопрос» и «Губерна-
тор провинции» братьев Тур и Л. Шей.
нина театр вновь привлекает внимание зри-
телей к актуальным политическим вопросам.
Эти спектакли ‘воспитывают молодежь в
духе непримиримой ненависти к фашизму,
к его сторонникам в Европе и Америке.

Большое место в репертуаре театра. за:
нимает русская и западная классика Такие
спектакли, как «Живой труп» Толстого и
«Месяц в деревне» Тургенева, «Васса Же-
лезнова» и «Зыковы» Горького, «Нора»
Ибсена. и «Сирано де Бержерак» Ростана,
свидетельствуют о высокой профессиональ“
ной культуре театра, о его умении выбрать
из богатств мировой драматургии пьесы

наиболее значительные в художественном
отношения.
	Много и плодотворно работал театр в го-
ды Отечественной войны. Силами его ар-
тистов были осуществлены сотни спектак-
лей на фронтах и свыше тысячи концертов
в госпиталях для раненых бойцов и офицз-
ров. В 1946 году коллектив театра с успе-
	хом представлял советское искусство в
Югославии.

Театр имени Ленинского комсомола мо-
	К ее о ива ая AUNILOMOsiad = MO-
лод, как’ молоды его’ зрители. .

На. пороге новых десятилетий пожелаем
театру, носящему славное имя комсомола,
еще крепче дружить с молодежью, еще
успешнее работать с советскими драматур-
гами и писателями над современной темой,
не забывая о главной задаче, которая стоит
перед нашим искусством, — создать прав-
дивый образ передового советского чело-
века, подлинного героя нашей великой
	В. ВИКТОРОВ
	во имя народа
	Постановление ЦЕ ВКП(б) «06 опере
«Великая дружба» В. Мурадели» от
10 февраля 1948 года проникнуто мудрой
заботой партин о повышении роли и зна-
чения социалистического искусства в на-
шем советском обществе... Это постановле-
ние, с партийной ясностью указывающее
пути развития советской музыкальной
Бультуры, имеет глубокое принципиаль-
ное значение для всех видов художествен-
ного творчества.

По духу, по силе и остроте большевиет-

ской мысли оно находится в прямой
связи с такими решениями ЦЕ партии о
литературе и искусстве, как постановление
от 14 августа 1946 года и доклад това-
рища А. А. Жданова о журналах «Звезда»
и «Ленинград», ностановления о кинофиль-
ме «Большая жизнь» и о репертуаре дра-
матических театров и мерах по его улуч-
шению. Постановление об опере °«Вели-
кая дружба» продолжает и развивает ли-
нию партии в искусстве в одной из зна-
чительнейших его областей-——в области My-
ЗЫКИ. ,
Постановление ПК ВКП(б) о журналах
«Звезда» ни «Ленинград» с нсчерпываю-
щей полнотой и ясностью осветило сущ-
ность, роль и назначение искусства в со-
ветском обществе. Оно со всей ясностью
подчеркнуло, что литературное дело, дело.
искусства в нашей стране составляет часть
общепартнйного, общенародного дела —
стронтельства коммунизма. Литература,
вино, театр являются могучим  средетвом
советского. государства в деле воспитания
советских людей, особенно молодежи.

ЦЕ партии в своих решениях остро но-
ставил вопрос о борьбе с безидейностью,
аполитичностью в литературе и искусетве.
Центральный Комитет обратил особенное
внимание деятелей советской литературы,
театра и кино на борьбу со всякого рода
влияниями низкопоклонства перед растлен-
ной буржуазной культурой Запада, на не-
обходимость занять в этой борьбе актив-
ную наступательную позицию, разоблачать
и бичевать насквозь прогнившую, разла-
тающуюся буржуазную культуру.

Вдохновляющее, идейно-воснитатель-
ное значение исторических постановлений,
их принципиальное значение для всех ре-
шительно областей советекого искусства

проило мимо деятелеи советекой музыки.
Вепреки тем указаниям, какие были даны
Центральным Комитетом ВВИ(б) в его ре-
шениях о литературе и искусстве, в музы-
ке не было произведено никакой пере-
стройки.

Это тем более недопустимо, что еше б9-
лее десяти лет назад, в 1936 году, в свя-
зи с появлением оперы Д. Шостаковича
«Леди Макбет Мценского уезда», в органе
ЦЕ ВЕП(б) газете «Правда» было указано
на антинародные, ‘формалистические из-
вращения в творчестве этого композитора,
разоблачены вред и опасность формалисти-
ческого направления лля судеб совет-
ской музыки и ясно сформулированы те
требования, которые советский народ
пред’являет к своим композиторам.

Однако в музыкальной среде не толь-
ко не велось решительной партийной’
борьбы с вредным` и* онасным направлее.
нием, но это антинародное, формалистиче-
ское направление распространилось среди
советских композиторов. ЦК ВЕП(б) указы-
рает, что отдельные успехи некоторых со-
ветских композиторов в области созхания
новых песен, нашедших признание в на-
роде, в области создания музыки для кино
не меняют общей картины неблагополуч-
	ВОВА УТРА 6
conmroan саней сие    ОЗ,
	Цена 40 коп.
	Среда, 18 февраля 1948 г.
	в FY SROHCOPBATHBHBIC», OTOP-

валиеь от запросов и
художественного вкуса советского нарота,
замкнулись в Y3KOM кругу  музыкаль-
ных гурманов. Высокая общественная роль
музыки была снижена, -ее значение сужено
и ограничено удовлетворением извращен-
пых вкусов эстететвующих индивидуали-
CTOR.

Постановление ЦК ВКП(б) констатирует
совершенно нетерпимое состояние  музы-
кальной критики, в среде ‘которой руко-
водящее положение занимают противники
русской реалистической музыки. Музы-
кальная критнка, славословящая вуб’ектн-
визм, конструктивизм, крайний индивиду-
ализм и профессиональное усложнение му-
зыкального языка, перестала выражать
мнение советской общественности, мнение
народа. .

Неизмеримо велико значение этого по-
становления. Оно призывает советских
композиторов проникнутьея сознанием вы-
соких запросов, которые пред’являет народ
5 музыкальному творчеству, обеспечить
такой под’ем творческой работы, который
быстро двинет вперед советскую музыкаль-
ную культуру. Нет никакого сомнения в
том, что наши Композиторы, будучи
верными партийным прянципам в искуест-
ве, создадут во всех областях музыкально-
го творчества произведения, достойные со-
 ветского народа.

В точных формулировках постановления
ЦЕ ВЕП(б) содержится программа разви-
тия советской музыкальной культуры,
имеющая непосредственное значение для
развития советского искусства в целом,
литературы социалистического реализма в
особенности.

Развитие советской литературы совер-
шалось в острой борьбе со всякими враж-
дебными буржуазными влияниями, в том
числе с бездушным формализмом, превра-
щающим литературу в средетво -услажде-
ния небольшой кучки эететствующих гур-
манов. Следы формализма доселе можно
обнаружить в творчестве отдельных ‘совет-
ских литераторов, особенно в поэзии. Шо-
становление ЦВ нартин о музыке наносит
сокрушительный улар всяким, еще бытую-
щим и в литературной среде мнениям о
том, что формалистические приемы и KYHCT-
штюки имеют право на существование в
советском искусстве. Формалистическое на-

нравление—-антинародное, антилемократи-
ческое направление. Всякие нопытки про-
ташить формализм, которые еше имеются
в нашей советекой литературе и критике,
должны быть решительно осуждены. В ли-
тературной ‘критике и в литературовелении
	дает себя знать деятельность противников
	русской реалистической литературы и ее
демократических традиций.

Всякое формалистическое «новаторство»,
по сути дела, является ложным новатэрет-
Бом, ведет к вырождению искусства. Ееть
лишь одно подлинное новаторство— умение
отобразить великолепную нашу социали-
	стическую действительность в ве ведущих
	чертах, с глубиной и ясностью партийного
художника, вооруженного коммунистичес-
	художника, вооруж
Вим мировоззрением.
	СВЕЖИИ ВЕТЕР
	нашего народа. И когда из рупора радио-
приемника вместо волнующих, стройных
созвучий, вместо летящего ввысь звучания
скрипви-—этого благороднейшего инетру-
‚мента—раздается нелепый поросячий визг
и это выдается за скрипичный концерт,
можно себе представить недоумение и до-
саду миллионов слушателей.
	В. симфонических произведениях класси-
ков русской музыки часто звучат народ-
	ные мелодии. Чайковский вводил
в свою симфонию старинную русскую
песню «Во поле березынька стояла».
Народная мелодия — одна из чутее-
	ных тем фортеньянного концерта Рахма-
нинова. Поэтому эти Композиторы люби-
мы народом. И когда раздаются ликующие,
исполненные радости бытия аккорды их
лучших произведений, — нет человека,
который бы не ощутил силы и гениаль-
ности искусства, равно понятного всем
народам, искусства поистине интернацио-
нального. Но есть и другая музыка, 0 ко-
торой говорит Сальери у _Нушкина,
	«Музыку я раз’ял как труп...»
	И эта дикая, раздражающая музыка, на-
поминающая ту какофонию, которая раз-
дается в оркестре в то время, когда му-
зыканты настраивают инструменты, вы-
дается за нечто новое, оригинальное,

Если какой-нибудь скромный ценитель
музыки осмеливалея признаться в том, что
он не понимает произведений Шостакови-
	ча или Прокофьева и других, что их му-
зыка не доставляет ему никакой радо-
сти, — его грубо обзывали невеждой, а
критики в экстазе славословили очередной
опус, терзающий уши беззащитных слу-
шателей.

..Ловеяло свежим ветром! Это почув-
ствовали все, кто любит музыку, песню,
Кто по-настоящему ценит наше великое
музыкальное искусство.

з Лев НИКУЛИН
	Сорок лет назад, когда в Милане, в теа-
тре ла Скала, этой цитадели итальянского
оперного искусства, впервые прозвучал
«Борис Годунов» Мусоргского, газета «Ко-
рьере делла Серра» писала:

«..мы точно заблудились среди разва-
лин нашей эстетики, подавленные мощью
искусства, которое развертывалось перед
нами с необычайной силой творчества и
проникновения».

Так писали музыкальные критики в
стране, где до этого времени полновласт-
‚не царили Верди, Мейербер, где десятиле-
тиями утверждали славу итальянской one-
ры превосходные певцы и певицы — ма-
стера бельканто. :

Разве можно забыть триумф Чайковско-
го в Европе, ту великую славу, которую
завоевала за рубежом русская симфониче-
‚ская и оперная музыка!

Вепоминая триумфальное шествие рус-
ской классической музыки за рубежами
нашей страны, целиком присоединяешь-
CH к справедливым словам  постанов-
ления Центрального Комитета ВКП(б)
9 том, как унизительно подражали не-
которые наши композиторы европейским
образцам, какое недостойное низконоклон-
ство перед Западом проявляли они, ста-
раясь попасть в тон тому, что было по-
следним криком моды у рафинированной,
_эстетской публики концертных зал Лонло-
на, Нью-Йорка и Парижа.
	Радио сделало музыку доступной мил-
	  LHOHSM слушателей. Артист-виртуоз, или
невец, или дирижер, выступающий перед
микрофоном, ощущает особое волнение. Он
с трудом может вообразить себе этот
необ’ятный «концертный зал», многомил-
лионную массу слушателей, перед которой
выступает. Здесь и академики и металли-
сты, учителя и звеньевые колхозов, здесь
  поди, для которых музыка радость и
праздник. Вряд ли есть народ в мире, ко-
‚порый любил бы песню, музыку большие
	Ближе к истокам
	народного творчества
	Почему дороги нашему сердцу произве-
дения великих музыкальных классиков—
Чайковского, Глинки, Бородина, _ Мусорг-
ского? Потому что их творчество глубо-
ко уходит своими корнями в народ. Имен:
но в этом и сила русского классического
искусства и именно этого нет в музыке
некоторых советских. комнозиторов. По
своей сумбурности, атональности, дисгар-
моничности и, конечно, присущему ей фор-
мализму их музыка не только не восприни-
малась широкими маесами, HO совершен-
но не была понятной и нам, работникам
искусства.
	Нелена и, я бы сказал, реакдионна
вонцепция некоторых композиторов, кото-
рые считают, что «народ не дорос до по-
нимания серьезной музыки». Да, народ,
действительно, не понимал их музыку и
не хочет понять, ибо их произведения
	антинародны. Между тем, наблюдая. как.
	реагирует народ на русские песни с лю-
бимыми и понятными ему мелодиями,
песни, отображающие величие и тероику
нашей эпохи, нашу жизнь и борьбу, я
убеждался, что народность, правдивость и
простота этих песен и являлись основны-
ми факторами их успеха у слушателей.

Крупнейшие музыкальные авторитеты
мира признали, что но выразительности
нет лучших песен, чем русские. Бетховен,
например, написал несколько струнных
квартетов, в которых использовал русские
народные мотивы. У него же есть форте-
нианные вариации на русскую тему. В
мировую сокровищницу музыки русские
вомпозиторы внесли свой самобытный
вклад, основанный . на музыкальном
фольклоре. Советские композиторы долж-
ны продолжить это великое дело и окон-
Чательно отрешиться от рабского подра-
жания формалистам Запада.

Приходится признать, что и мы, лю-
ди, имеющие прямое отношение к музы-
кальному искусству, были слишком не
смелы, не смогли предупредить появление
чуждых нашему народу музыкальных
произведений. (Союз композиторов, к co-
	жалению, не был тем пентром, rye бы
обсуждались узловые вопросы нашей
творческой жизни, вопросы развития на-
шего народного искусства. Я не могу
назвать имени какого-либо советского
композитора, который систематически 3a-
нимался бы собиранием песенного фольк-
лора и глубоким изучением его, как это
делали Балакирев, Чайковский, Римекий-
Корсаков: ;

Натг народ пред’авляет к нам высокие
	требования. Наш долг выполнить их!
Историческое решение ЦК ВЕП(б) по-

может нам это сделать в кратчайший
сток.
	А. СВЕШНИКОВ,
лауреат Сталинской премии,
народный артист РСФСР.
		Против ложного
‘новаторства
	Читая постановление ЦЬ ВЕШ(б) «06
опере «Великая дружба» В. Мурадели»,
я испытал чуветво огромного внутренне-
го удовлетворения.

Искусство должно быть содержатель-
ным, идейно-направленным. Величайвтие
мастера музыки в совершенстве владели
средствами выражения: мелодией, гармо-
нией, ритмом. Язык музыки усложнялся
в соответетвии с образами. Голоса, пе-
реплетаясь, заполняли и поддерживали
друг друга. Гармония ‘обогашалась, но
мысль и форма продолжали оставаться
ясными, и глубина чувства поражала нас.
Так воспринимаем мы произведения Глин-
ки и Чайковского, Баха ий Бетховена.

Совсем другое впечатление оставляют
произведения Шостаковича и других
композиторов, упомянутых в постановле-
нии ЦК ВКИ(б). Мне довелось слышать
оперу Шостаковича «Леди Макбет
Мценского уезда», некоторые его симфо-
нии и другие произведения. Все это я
воспринимал, как` нагромождение хаоти-
ческих звуков, главным образом ударного
характера, джазового. Вонечно, ничто не
затронуло меня, только действовало уто-
мляюще.

Джаз, музыка американского. ресторан-
ного пошиба, с чрезмерным увлечением
ударными инструментами отводит от хо-
роших традиний в пении й инструмен-
тальной музыке. Я с болью в душе кон-
статирую это явление. Куда девалась пес-
ня задушевная, протяжная или веселая,
так много выражавитая! Джаз, как сорная
трава, глушит народное — музыкальное
творчество. Взамен наших родных песен,
отличающихся необычайной глубиной
чувства и простотой, . внедряется этот
антинародный жанр-—джаз, где все манер-
но, изломано и совершенно’ нам чуждо.

Современные наши пианисты п компо-
зиторы обузили приролу рояля, этого не-
обычайно богатого инструмента. Игнори“
руя его певучесть, они навязывают ему
функции ударного инструмента, выпятив
вперед это его второстененное качество,

Постановление ПК ВЕП(б) указывает
пути в подлинному развитию п расцвету
нашего советского музыкального искус-
ства. Вот почему я приветствую этот
исторический документ.
	Художник А. КУПРИН.
	Будем изучать и развивать
‘классическое наслелие
	Москвичи и те, кому посчастливилось
побывать в столице, знают, какое рало-
CTHOE YYBOTBO вызывает наш Кремль, BO3-
	‚никающий в солнечное утро’ перед взором.
	советского человека; как торжественно
выглядит Красная ‘площадь, окруженная
замечательными произведениями русской
архитектуры.

Мы обязаны с глубоким знанием дела
развивать. принцины классических произ-
ведений архитектуры, в которых глубокое
народное содержание гармонично сочета-
лось бы с прекрасной, ясной и простой
формой. . :

Постановления Центрального Комитета
ВЕП(5) о журналах «Звезда» и «Ленин-
град», о кинофильме ‘«Большая жизнь»,
0 ‘репертуаре драматических театров и
мерах по его улучшению, наконеп. по-
следнее. постановление 0 музыке дают
всем работникам советского искусства
направление в творческой деятельности.
Мы, зодчие великой сталинской эпохи.
должны создавать произведения, в  кото-
‘вых борьба советского народа 3a построе-
ние  коммуниетического общества будет
выражена в монументальных, простых,
цельных н изящных образах архитектуры.

Б. ИОФАН,
Действительный член Академии
архитектуры СССР.
НААДАНИННААИНА НЮ ERED TTR
	Чостановление ЦЕ ВКП(б) «0б опере
«Великая дружба» В. Мурадели» глубоко
затрагивает интересы широких масс, куль-
	VYPHBIC запросы. которых неизмеримо. воз:

росли ‘за: годы советской: власти.

Музыка — один из древнейших видов
искусства. Близкая и понятная народу,
она «етроить и жить помогает», вдохнов-
ляет творческий труд миллионов  совет-
ских людей, призывает к героическим
подвигам. Веномним, какие чувства вы-
зывают у нас песни революции, с кото-
рыми наш народ шел на Октябрьский
штурм. В музыке, в песне проявляются
	дух Нашего народа, его революционный
размах, демократичность, гуманизм. По-
этому требования к музыке в нашей
	стране так велики, и поэтому постановле-
ние ЦЕ ВЕП(б) близко чувствам  веего
нашего народа:

Это постановление заставляет глубоко
задуматься всех работников советского
искусства, в том числе и нас, архитекто-
ров. Архитектура =— не менее древнее
искусство, чем музыка. С архитектурой
	связана жизнь человека от рождения 20
	глубокой старости: мы работаем, творим.
отдыхаем в окружении произведений
архитектуры. Удовлетворяя самые насущ-
  ные материальные потребности людей,
  архитектура обладает величайшей силой
эмоционального воздействия на человека.
	Учиться у великих
русских музыкантов
	Мудрое постановление ПК ВКП(б) —
прочный фундамент для возрождения
подлинно народной, всем понятной музы-
ки. Оно знаменует новую эру русского
музыкального искусетва.-

Музыка некоторых советских компози-
торов чрезвычайно усложнена с точки зре-
вия гармонии п мелодии. Была боязнь пи-
сать просто, чтобы не прослыть «отета-
лым» и «эклектиком».

Зачастую  оркестровка произведений
перегружалась, ‘что вызывало у слушате-
лей утомление и приводило к недостатку

‘контрастов в звучании. Особенно это ска-

зывалось в произведениях крупных фору—
в операх’ и балетах,

В операх наших композиторов приме-
нлется недопустимый прием, когда внача-
ле пишут музыку в фортепианном изложе-
HUH, а потом подписывают к ней партию
вокала. В результате исполнитель скован
кав ритмом, так и сопровождаемым звуча-
нием. Часто авторы музыки не считаются
	с темором голоса исполнителя, а отеюда
возникают трудности назначения певца на.
	ту или нную роль. Вомпозитеры He долж-
ны бояться заглядывать в партитуры
	линки, Чайковского, Рнмского-Корсакова.
	и совершенствоваться по образцам их луч-
ших произведений.

Постановление ПЕ ВКП(б) «0б опере
«Великая дружба» В. Мурадели» дает боль-
шие возможности нашим композяторам и
особенно нашей талантливой композитор-
ской молодежи проявить свое творчеетво в
более широких масштабах.
	В. НЕБОЛЬСИН,
заслуженный артист РСФСР, профессор.
	Массовость, какую приобрело в наших
	советевих условиях искуество, требует ер-
ганичеекого сочетания высокой  содержа-
тельности художественного произведения с
совершенством его ‘формы, с простотой и
доступностью для широких кругов совет-
ского народа. В этой связи особенное зна-
чение приобретает ’ прогрессивная роль
классического наследства-—наследства, 0с-
тавленного великой русской литературой.
	EEE OE EE EO EEE eo MAME oy u 0 ea 3 > . = = Е. ке
ного состояния современной советской   10% OHO влассической русской музыке,
.   наша классическая литература отличалась
музыки. Особенно плохо обстоит дело в suytpenueff CONCDMATEAEHOCTEI, Hanon.
симфоническом и оперном TPROnGercTRA ‚ГЬЮ,
		ностью, изящной, красивой, ясной формой.
	Народность—одна из обязательных черт
метода социалистического реализма, черта,
органически присушая этому методу.
	Великая партия Ленина-—Сталаяна оли-
цетворяет собой «ум, честь и совесть на-
шей эпохи» (В. И. Ленин). Самое понятие
народности стоит в неразрывной связи с
понятием. партийноети искусства.

В нашей стране представителям всех
родов и видов искусства предоставлены
неограниченные творческие возможности.
Такого читателя, зрителя, слушателя, ка-
ким является напгсоветский народ—народ-
герой, народ-созидатель, первым пролагаю-
щий путь к счастью всето человечества, не
знал ни один художник прошлого. Овящен-
ный долг деятелей советского искусетва—
способствовать своим трудом расцвету пе-
редовой социалистической Культуры, созда-
вать произведения, достойные нашего ве-
дикого народа.
	симфоническом и оперном. творчестве.

Провал оперы В. Мурадели тесно связан
в неблагополучием на музыкальном фрон-
те вообще. Формалистическое направление
в музыке нангло свое наиболее полное вы-
ражение в произведениях таких компози-
торов, как ЛД. Шостакович, С. Поокофьев,
А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов,
Н. Мясковский и др.

В своем постановлении Центральный.
Комитет указывает, что. творчество этих
композиторов, характерными признаками
которого являются отрицание основных
принципов классической музыки, проповедь
атональности, диссонанса и дисгармонии,
отказ от мелодии, полифонической музыки.
и пения, увлечение однотонной, унисонной
музыкой и пением, —ведет к обеднению и
упадку музыкального искусства. Их музы=
Ka сильно отлает духом современной модер-
нистской буржуазной музыки Европы и
Америки, отображающей распад буржуаз-
НОЙ КУЛЬТУРЫ. .

Большие идеи и глубокие чувства—
	В ОСНОВУ
	искусства
	На собрании московских композиторов
	дие модернистического искусства, реакцион:
ного по своей природе.
	EARN DE NEE ГС,

— Постановление ЦК ВКП(б), — тово-.
7 nAnkyanuue — и НИИ HO Apvyrue
	рит докладчик, — наносит решительный
удар по антинародному, формалистическому
направлению, распространившемуся в совет-
ской музыке, и по модерниетическому ис-
кусству в целом. Одновременно оно нап-
равляет советскую музыку на реалистиче-”
ский путь, связанный с освоением и разви-
тием лучших традиций музыкальной клас-
сики и музыкального творчества народоз
СССР, на путь создания подлинного дёмо-
кратического искусства!
	В прениях с критикой своих ошибок вы-.
	ступил композитор Вано Мурадели. .

— Справедливая и суровая оценка опз-
ры «Великая дружба», — сказал он, —
заставила меня глубоко продумать причины
моих ошибок, К этим ошибкам меня при-
вели погоня за ложным новаторством, не-
достаточное изучение и освоение русской
и западной классической музыки, излишняя
самонадеянность.

— Я сознаю свою ответственность за все
свои ошибки, — заявил в заключение
Мурадели, — и всем сердцем буду стре-
миться исправить их,

На собрании было зачитано также пись:
мо отсутствовавшего по болезни компози-
тора С. Прокофьева, В’ письме он признает
правильность суровой критики формали-
стического направления в музыке и анали-
зирует истоки своих ошибок. С. Прокофьев
заверяет, что в своей новой опере на сюжет
книги Б. Полевого «Повесть о настоящем
человеке» он постарается претворить в
жизнь указания ЦК ВКП(б) и широко
использует великие традиции классического
наследия и истоки русской нарюдной песен-
ности. :
	Собрание композиторов продлится Hec-
		Московские композиторы, музыкальные
‘критики и музыковеды собрались вчера
в зале заседаний Союза советских компози-
торов, где происходило обсуждение поста-
новления ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая
дружба» В. Мурадели»,

Открывая собрание, В. Захаров указал на
огромное историческое значение для судеб
советской музыкй постановления ЦК
ВКП(б). В этом постановлении подвергнуто
суровой и справедливой критике порочное,
антинародное, формалистическое направле-
ние в ряде произведений советских компо-
зиторов. .

— Появление в репертуаре Большого те-
атра, после десятилетнего перерыва, новой
советской оперы «Великая Дружба», —
сказал. в своем докладе композитор тов.
_Хренников,—принёсло нам сильное разоча-
рование. Эта опера уводит советскую му-
‚зыку в сторону ‘от того реалистического
Пути, начало которого ‘ознаменовала опера
И. Дзержинского «Тихий Дон».

— Советская общественность неоднократ-
но высказывала свое недоумение, а иногда и
протест против сложной и непонятной му-
зыки, — заявил далее тов. Хренников. —
В этом смысле показателен провал боль-
шинства произведений, ‘написанных в по-
следнее время: опера «Великая дружба»
В. Мурадели, «Праздничная позма», кантата
«Расиветай, могучий край» и шестая сим-
фония С. Прокофьева, «Патетическая увер-
тюра» и кантата «Кремль ночью» Н. Мяс-
ковского, «Поэма. о родине» Д. Шостако-
вича, «Симфония-поэма» А. Хачатуряна.. Во
всех этих произведениях наблюдалось ув-
лечение формалистическим искусством, при-
менялись сложные оркестровые комбинацич,
не свойственные классической музыке.
	Извращения, наблюдающиеся в современном
советском музыкальном творчестве,—насле-
	Вак в ярко вспыхнувшем свете. видишь
в постановлении Центрального Комитета
партии «06 опере «Великая лоужба»
	В. Мурадели» и наше протилое, и ошибки
недавнего времени, и, самое главное,
сильной рукой намеченный путь.

Русская литература на рубеже двух
веков передала знамя Пушкина, Льва Тол-
стого, Тургенева, Чехова — Максиму Горь-
кому.

В музыке не было в ту эпоху фигуры,
равновеликой Максиму Top ‚кому. Позиции
декаданса, модернизма и формализма ока-
зались в а ‘rpopaecrbe проч-
‘ней и, к сожалению, разнообразней. Под
‘могучим влиянием сил сопиализма творче-
  етво вылающихея музыкантов, сформиро-
вавшихея еще до революции, менялось,
‘однако в0 многом оно оставалось и неиз-
‘менным, обнаруживая упрямую стойкость.
Они продолжали культивировать то, что
‘принесли с 6000й.
  forza перед нашей олареннейшей моло-
дежью паскрылись двери ^ консерваторий,
можно было жлать, чго она уверенно про-
	ложит свой путь, идя в ногу с народом.
Однако влияния, которым она подверга-
‘лась. влияния учителей оказались значи-
тельными. Прибавим к этому влияние 3a-
пала, его оголенную безилейность и 6e3-
‘душную пустоту. Очень многие компози-
торы оказались отравленными ядом узко-
го. технипизма и умственных изысков.
ни, в поисках новизны, пазтробили мело-
дию и обескровили ee. Hamer вытавалея
за воплощение, а вскользь брешенная в
музыке мыель — за основную идею. В
своем пристрастни к атональности комяо-
зиторы свободно совершала любые тональ-
Able скачки, но слух слушателей за ни-
ми не следовал,
	Осудив модернизм, формализм и декадане,
мы воссоединяем большое искусство прош-
лого с искусством наших дней. Имена
Глинки и Моцарта, Чайковского и Баха
становятся еще чище, а свет их творче-
ства сильней и ярче. Тот гнилой ка-
нал, который прорыл символизм, а за ним
пытался углубить декаданс, закрыт. На-
шему музыкальному искусству возвращает
ся та его цельность, которая рождала ге-
ниев прошлого.

Постановление Центрального Комитета

Требует от МУЗЫКИ, чтобы она
  вернула нам свою великую тайну — спо-
собность волновать и увлекать. Это решеч
ние восстанавливает слушателя в его пра-
вах. -
‚ Основу искусства всегда составляли
большие идеи и глубокие чувства. Призна-
ния узкой. эстетствующей группы судей
‚ Недостаточно для того, чтобы получить
признание народа. Картонные перегородки
убраны, п сегодня снова советский худож-
Ник глядит в глаза своему народу.

Честь музыканта и его достоинство тре-
буют, чтобы народ услышал его, принял
ий признал.

Постановление Пентрального Комитета
потребует от деятелей искусства очень
большой работы. Нужны важнейшие пе-
ремены в консерваториях. в Союзе ком-
позиторов. Эти‘ перемены ‘никак не могут
пройти и мимо Союза писателей. Решение
нашей партии еще острей и ответственней
заставаяет лумать нас всех о тише ху-
‚дожника вашей эпохи, о его этическом и
эстетическом кругозоре, о его связи с на-
‘Родом, с родиной  сопиализма, с мировой
культурой, за судьбы которой он отвез
чает сегодня больше всех. ;

0. ЧЕРНЫЙ,