К. СОРОКИН Фашист Салазар
-а американской службе
		«По своим результатам дело португаль-
ской диктатуры не является лишь BEY-
тренним делом...»
	‚ «Свобода уменьшается по мере Tore,
как человек движется вперед к цивилиза-
HHH...»

«В отношении усиления власти наша

диктатура явно приближается к фашист-
ской... у
	Вто бравирует этой откровенной пропа-
гандой фашизма? Кто столь усердно ста-
рается заменить ушедшего в потуеторонний
мир гитлеровского министра пропаганты?
	Перед нами — одна из самых махровых
фигур мировой реакции, духовный собрат
Франко, его достойный соратник по фа-
шистоким злодеяниям, палач португаль-
ского народа Антониу ди Оливейра Сала-
зар.

Прожженный политикан и матерый 0а-
	шист всегда был презренным лакеем коро-
лей золота.
	Твердо уверовав в свое время в то, что
«фюрер» и «дуче» станут хозяевами зем-
ного шара, Салазар открыто гордилея сво-
ей близостью к Гитлеру и Муссолини. Он
всячески подчеркивал  кровное родство
своих взглядов с каннибальской програм-
мой Берлина и Рима. Смертельно боясь
своего народа, он судорожно тянулся к
Франко и раболепствовал перед странами
оси»,

Сазазар поддерживал фашистских агрес-
соров не только морально. Он и на деле
енособствовал их захватническим действи-
Е
На другой день после нападения Гит-
лера на Советский Союз португальский
премьер об`явил себя мобилизованным. В
приказе по армии он цисал: «Мы должны
считать себя мобилизованными и быть
тотовыми к сражению на Востоке, когда
вто потребуется».
	Титлер, однако, считал, что Португалия
должна оставаться «нейтральной». р
	Ведь она в ту пору была базой снаб-
жения Гитлера. Португальское правитель-
ство посылало в Германию етратегическое
сырье — вольфрам и олово, поставляло
консервы, большие партии вин, кору
пробкового дуба. Вотчина Салазара явля-
лась перевалочным пунктом для амери-
канских дельцов, иереправлявших немпам
этим путем нефтепродукты. Лиссабон стал

очагом заговоров и сделок международной
реакции.
	KCTeCTBEHHO, что гитлеровцы охотно
пользовались услугами Салазара и ею
приспешников так же, как и услугами
франкистской Испании. Пользуясь удоб-
ным стратегическим положением Португа-
тии, фанистекие шнионы,  наводнивиие
страну благодаря радупию Салазара, пере-
давали своим военным штабам важные
сведения о передвижении военного и’ тор-
гового флота союзников в Атлантике.

Поражение Гитлера и Муссолини весьма
разочаровало Салазара. 3 мая 1945 Го-
да —— день, когда было опубликовано ие-
мецкое сообщение о смерти Гитлера, Сала-
зар об’явил «днем национального траура».
Он все еще раболепетвовал перед гитле-
ризмом. т и о

Однако вскоре португальский премьер
смекнул: надо в срочном порядке выелу-
живаться перед новыми хозяевами.
	Прежде веего фашистский правитель
Португалии попыталея обелить домагоги-
ческими уловками свою ‘черную репута-
цию. Салазар сделал несколько либераль-
ных жестов, оповестив мир о своих яко-
бы прогрессивных = меропраятиях. Он
разыграл комедию с выборами в националь-
ное собрание. Но, несмотря на жульниче-
ские махинации правительства, простые
люди Португалии раскусили истинную
подонлеку этих «выборов», й значительное
Число избирателей отказалось от участия
в голосовании. Нроведя широковещатель-
ную кампанию «технической и финансо-
вой помощи земледельцам», Салазар Ha
деле поошрил крупных помещиков, моно-
полизировавитих сельское хозяйство стрз-
ны. Такую же поддержку правительства
	получили монополисты и в других обла-
	риже он на все лады расхваливал мни-
мое благополучие и процветание салаза-
ровской Португалии. Он воекурнл очеред-
ную порцию фимиама дяде Сэму и заявил
о готовности верой и правдой служить
американским хозяевам.

В октябре 1947 года в Лиссабон пожа-
ловала миссия из США: десять сенаторов
и три представителя комиссии по военным
делам конгресса. По поручению самого
Трумэна  усердетвующие «миссионеры»
изучали возможности осуществления «пла-
на Маршалла». He нреминул побывать в
Лиссабоне заместитель начальника англий-
ского генерального штаба генерал Фрэнк
Симпсон. Затем в устье реки Тахо бровили
якорь американские военные корабли под
командованием адмирала Конолли.

Португалия не случайно привлекает
взоры англо-американских империалистов.
Маленькая страна занимает шестую чаеть
Циренейского полуострова, Она расположе-
на в центре океанских и морских путей.
Здесь средоточие трех континентов — Ев-
ропы, Америки и Африки, важнейших
международных авиационных линий. США
ий Англия уже хозяйничают в заморских
владениях Португалии, которые в двадцать
три раза превышают площадь самой Me-
трополии. Поджигатели войны крайне 3a-
интересованы в том, чтобы вее эти стра»
тегические районы с гаванями и острова-
ми, аэродромами и портами находились в
надежных руках. Военные и штатские,
дипломаты и коммерсанты почтительно
окружают Салазара, ежедневно навещают
его, инспектируют армию.
	В Шиссабоне еще не успели забыть ви-
зита командующего ‘американскими  в03-
душными силами в Европе Лимея, как
вдруг приехал новый гость — ‘замести
тель начальника штаба военно-воздушных
сил США генерал Ванденберг. Племянник
поджигателя = войны сенатора — Ван-
денберга прибыл в сопровожденни целой
CBHTH военных чинов, постоянным место-
пребыванием которых ныне являются
Азорские острова. Генерал встретился ‹
Салазаром, с министром иностранных дел.
Эн вручил почетные награды португаль-
CRONY военному министру Сантье Коста п
другим  салазаровеким офицерам. После
пышных официальных церемоний Ванден-
берг сразу приступил к делу. Он направил-
ся на португальские военные базы, а TAR-
же в районы, где смептио строятея амери-
Канские аэродромы. Генерал ножедал лич-
но осмотреть эти работы и убедиться в
ценности баз, угодливо отланных Салаза-
ром. Небезинтересно отметить, что амери-
канский гость одно время возглавлял етра-
тегическую разведку США.

После серии таких визитов американцы
нашли Салазара «весьма полезным чело-
веком». Акции его необычно поднялись на
той бирже, где вершат свой бизнее тор-
говцы человеческой кровью.

Фашист Антониу ди Оливейра Сала-
	зар — свой человек в обществе торгантей..
	колонизаторов, захватчиков, вынашиваю-
щих планы новых кровавых авантюр. И
уже хлопочут его новые хозяева о том,
чтобы принять фашиетекую страну в
члены организации 05’единенных наций.

В авангарде «спасителей христианской
цивилизации» ныне выступают кровавый
«каудильо» Франко и еги политический
пвойник Салазар. На них теперь делают
ставку вдохновители и организаторы фа-
шистокого «треугольника Вашингтон =—
Мадрид — Лиссабон».

Поддерживаемый Уолл-стрит,  Салазар
«выходит в люди». Но «премьер-министр
	корпоративной республики» и его хозяева
	упустили Из виду главное — португаль-
ский народ.

Несмотря на неописуемый террор, . ца-
рящий в стране, силы демократии и влия-
ние борцов 3a свободу и независимоеть
Португалии растут. Душой этих сил яв-
ляется португальская коммунистическая
партия. Эта партия работает в подполье;
и все же именно она сплачивает все про-
грессивное в стране, боретея за нацио-
надьное достоинство и честь португальско-
		стях хозяйства. Bee это привело в еще
большему разорению масс, ухудшило и без
Того бедственное положение трудящихея в
этой стране фашистской диктатуры. Рост
цен и разнузданная спекуляция сделали
Жизнь простых людей невыносимой. Еще
ужасней участь населения португальских
колоний — Гвинеи, Анголы, Мозамбика,
Макао, Тимора, где парит неограниченный
произвол.

Прежнюю любовь к бесноватому «фю-
реру» и «луче» Салазар сменил на лакей-
скую преданность Трумэну — Эти —
Бевину — Маршаллу. С империатистами
Америки и Англии он заключает соглаше-
ния, наносящие удар по экономике стра-
HEE H ее национальюй независимости,
Не пмея сколько-нибудь серьезной под-
держки в народе, Салазар, как Bceria,
ищет опоры у нноземных боссов.

В мае 1946 года, когда другие страны
выступили против послевоенного исполь-
зования их национальных территорий Ан-
глией и Америкой, Садазар, продлив преж-
нее соглашение, предоставил Великобрита-
нии и США военно-морские ‹ и  военно-
воздушные базы на Азорских островах.

Английское правительство не замедлило
напомнить, что Великобритания — «веко-
вая защитница» Португалии. В Лондоне
немедленно активизировалось «Англо-пор-
тугальсков общество», призванное укрен-
лять связи между Англией и фашистеким
режимом Салазара. На обеде, устроенном
этим обществом, Эттли высокопарно гово-
рил о «духе близости» между «двумя ве-
ликими морскими державами». Так лейбо-
ристские правители породнились с крова-.
вым диктатором.
	Столь же родственным чувством к Сз-
лазару воспылали и американские реак-
ционеры. Магнаты Уолл-стрит не екры-
вают того, что они хотели бы укрепить
режим Салазара, хотя бы под предлогом
«защиты христианской цивилизации».
Именно с этой целью Соединенные Штаты
отправили весной 1947 года в Португа-
лию «летающие крепости» и транепорт-
ные самолеты, а Англия-—радарные уста-
НОВКИ. и
	В то же время, словно по сигналу, ре-
зкционная печать Англии и Америки на-
чала расписывать «заслуги» Салазара в
борьбе с «мировым коммунизмом». Перед
Салазаром открылись двери в гостиную...
Португалия, не принятая в организацию
0б’единенных наций, была приглашена на
заседание комитета европейского экономи-
ческого сотрудничества. Португалии отво-
дено место в «плане Маршалла» и в си:
creme «запалного блока».
	Церед тем. как отправить в Париж сво-
	его министра иностранных дел Ваэйро да
Marra, Салазар решил посоветоваться с
Франко.
	У лиссабонского «фюрера» и мадридеко-
го «каудильо» давние связи, Еще до фран:
кистского мятежа Салазар  предоставаял
убежище фалангиетеким вожакам,  скры-
вавшимея от испанского народа. Bo spe-
мя гражданской войны в Испании Солазар
всячески способствовал. успеху Франко.
Через Португалию шло финансирование и
снабжение мятежников, Португалия была
первым государством, признавшим Франк»,
Затем последовал договор о дружбе и не-
нападении, а в 1942 году был заключен
так называемый «Иберийский союз>—пи-
ренейское издание пресловутого  «анти-
коминтерновского пакта».
	После окончания второй мировой войны
Салазар внешне пыталея ‹отмежеваться»
от прежних связей с Франко, но друже-
ские отношения между Мадридом и Лисел-
боном не прекращалиеь. Португальская
гвардия в 1946 году совместно с испан-
ской полицией воевала против партизан.
Методы франкистского террора усердно
копируются в Португалии.

«Где-то в открытом море» состоялась за-
душевная ветреча двух пиренейских пала-
чей. Салазар получил от старшего партне-
ра течные инструкции и возвратился в
Лиссабон в отличном настроении...

Каэйро да Marra действовал в соответ-
ствии с полученным напутетвием. В Па-
	Аоты и Ми
	`Ириводим дословный перевод отрывка из радио-
	беседы, переда
	нной 9 февраля в 13 часов 30 минут из
па проводилась на неменком. языке и
	у1ондона. Беседа проводилась Ha немецком. язык
называлась «Из лондонских заметок Ганзеля Вера»,
			ig
‚ «Я расскажу вам
	о событиях, происшедших на прошлой
	неделе, которые показывают, что собой представляет Англия.
На прошлой неделе выступил с речью премьер-министр
Англии Эттли и сообщил, что правительство подготовляет
издание закона, запрещающего повышение заработной платы,
жалованья и прибылей. По мнению английского правитель-
ства, данное мероприятие вызвано угрозой инфляции. Этот
	закон особенно необ
помощи.
	иятие вызвано угрозой инфляции. Этат
ходим в Момент ожидания американской
	В связи с этим интересно привести следующее сообщение,
помещенное в газете «Манчестер гардиан»: «Америка наме-
	ревается послать
странам 1 миллион
	в подарок нуждаюн
американских кошек,
	нуждающимся европейским
‹ кошек, которые должны
	будут истребить крыс, седающих часть продовольствия у
нуждающихся европейцев. Американское общество по охра-
че животных заявило в связи с этим протест, в котором
указывает, что количество крыс и мышей в Европе недоста-_
точно для прокормления одного миллиона чистокровных
американских кошек».
	Как ни говорите, а важность американской помощи остает-
	сея неоспоримой...>»
	Роды
	отва! Скульштор стремился вытравить 86
человеческое из своих фигур, и нужно
признать, что это ему удалось. Выраже-
ние «лица» матери убедительно  свиде-
тельствует ‘0 ее дегенеративноети. «Дитя»,
повидимому, унаследовало умственные спо-
собности родительницы. Й 06 этом изу-
верском, проникнутом тупой злобой к че-
довеку создании. английская и американ-
ская критика, захдебываясь от восторга,
писала, как о теннальном произведении
современного искусства.
	В одной из своих етатей Генри Мур пч-
вал о пресыщенности современного обще-
ства старым искусством, о необходимости
«здорового примитива», Возможно, что
именно в поисках этого «здорового прими-
тива» скульптор начал возрождать «тра-
дуции» каменного века, Во всяком случае,
журналисты сообщили, что Генри Мур,
отвернувшийся от античности, изучает в
Британском музее художественные  изде-
лия доисторической эпохи. Думается все
же, что вкусы современных незндерталь-
цев, обитающих в комфортабельных и
многоэтажных «пещерах» Лондона и Нью-
Йорка, значительно грубее, чем вкусы их
		Рис. 0. ВЕРЕЙСКОГО
	Факты 693 комментариев
		Греческий принц Петр в своей речи на
завтраке, устроенном в его честь, заявил:
«Моя страна является острием копья
американской ‘внешней политики».
	ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ...
	Американец Аллэри Хайтаун отправился
1 июля прошлого года в кругосветное пу-
тешествие, которое он совершает пешком,
толкая при этом перед собой тачку...

По истечении шести месяцев Хайтаун
сообщил, что тачка находится в отличном
состоянии, но он износил 10 пар обуви и
истрепал 18 пар перчаток. По сообщению
газеты «Лантерн», ‘Хайтаун считает, что
ему предстоит еще пробыть в пути 12 лет
й что за это время он «израсходует» 240
пар обуви и 438 нары перчаток.
	_ ПОД БЛАГОТВОРНЫМ ВЛИЯНИЕМ
ДОЛЛАРА
	Паступление ‘реакции в ШМране находит
свое выражение также и в попытках вновь
принудить всех женщин в обязательном
порядке носить плотную чадру. Как сооб-
щает не без удовлетворения агентство
Рейтер, многие торговцы стали отказывать-
ся продавать товары женихинам, не нося-
щим чадры. Возглавляющий эту кампанию
видный мусульманский лидер Кашани, счи-
таюшийся потомком Магомета, заявил:
«Женщина без чадры. вызывает серьезное
возбуждение чувств» и потому является
«воплощением порока».
	БАНДИТ ПРИВЕТСТВУЕТ ТРУМЗНА
	10 сообщению газеты «Ром ‘дейли аме-
рикэн», итальянский бандит Сальваторе
Джулиано, скрывающийся на острове Ся-
цилия, обратился « Трумэну с «лослани-
ем», в. котором просит его принять Сици-
лию «в состав американской федерации»
в качестве 49-го штата.

Джулиано заверяет Трумэна, что борьбу
«против коммунизма» и за присоединение
итальянекого острова‘к США ‘будет вести
не он сам, а «другие», и, таким образом,
Америка не будет скомпрометирована от-
крытым «союзом с разбойником».
	ЛОВИОСТЬ НОГ ИМПЕРАТОРА
	Японская газета «Нинпон таймс» с во-
сторгом поведала своим читателям‘ о том,
что император Хирохито является одним
из немногих людей, которые могут взять
веер пальцами ног и  обмахиваться им,
«Таких талантов, — по утверждению газе-
ты,—всего несколько во всем мире».
		В Мексике недавно умерла обладатель-
ница одной коллекции. Эта коллекция,
как сообщает «Вельт ам. монтаг», насчи-
тывает 15,000 предметов и собиралась. в
течение 50 лет, Она состояла из предме-
тов, ставших причиной чьей-либо смерти,
например, апельсинной корки, на которой
поскользнулея человек, проглоченной бу-
лавки, черепицы с крыши, упавшей xa
	проходившего мимо пешехода, ит. п.
	У Мопассана есть страшный рассказ
«Мать уродов», повествующий о женщи-
не, желавшей скрыть свой «грех»—уни-
чтожить своего ребенка еще до его появ-
ления на свет. Она родила чудовище со
сплюснутым черепом; удлиненными KO-
нечностями и паучьями лапками. Содер-
‘атель балагана приобрел у нее урода за
нятьсот франков. Нежданный заработок
векружил женщине голову. — «Ею овла-
дело настойчивое желание народить  дру-
тих уродов, чтобы сколотить себе ренту,
наподобие буржуа. Так как она была пло-
довита, ее затея удалась, и она, пови-
димому, научилась придавать разнообраз-
ную форму своим уродам, в зависимости
от давления, которому она подвергала их
во время беременности...»

Творчество современного. английского
скульптора Генри Мура невольно застав-
ляет нас вопомнить этот рассказ.

Генри Мур — «отец уродов», которыми
он торгует с неменьшей ловкостью. He-
жели тероиня новеллы Мопассана. Полу-
чает он, впрочем, за свои чудовища го-
разло больше, чем эта женщина, и ето
создания выставляются для обозрения не
	в балаганах, но в музеях, галлереях, ук-
рашают они и частные собрания  бога-
тых «ценителей искусств».

Мать уродов все проклинали, а Генри
Мура восхваляют и осынают почестями.

Речь идет о «первом скульшторе Вели-
кобритании»; о нем написано в Англии
довольно много. Выставки его произведе-
ний именуются «событием» в хулдожест-
венной жизни Англии и США. Один из
восторженных поклонников скульштора —
Альфред Франкфуртер сравнил его с До-
нателло, Гудоном и Роденом.

Другой критик,  перещеголяв Франк-
фуртера, сопоставил «великого британца»
се Микельанджело.

Статуи Генря Мура —— бесформенные
	  тлыбообразные фигуры, в которых только
	очень пылкое воображение может распо-
знать человека, Вот, например, бронзовая
труппа «Семья»: отец, мать и ребенок.
Урод, изображающий «отца», лишен го-
овы; шея заканчивается раздвоенным
обрубком, венчающим это сооружение. У
«матери» вместо. толовы нечто вроде гири;
глаза находятся непосредственно на лбу,
носа нет вовсе.
	Только яростная, животная ненависть к
человечеству могла внушить  скульштору
эти уродливые и искаженные образы.

«Прославленная» статуя Генри Мура
«Мать и дитя» очень характерна для
его «творческой» манеры. Это два горил-
зообразных истукана с деформированными
телами. Головы, напоминающие каменную
опухоль, лица, лишенные лба и подбород-
Ба, призваны воплотить тему  материн-
	Другим «шедевром» Генри Мура являет-
ся вто монументальное изваяние «Три
стоящие фигуры». На этот раз Генри Мур
изобразил своих уродов в вертикальном
положении, хотя обычно. предпочитает при-
Давать им горизонтальное или сидячее по-
ложение. В новом творении Мура уже
вовсе нет ничего человеческого.  Гигант-
ские; нелепо вытянутые фигуры © птичь-
ими головами облечены в какие-то стран-
ные хламиды. Ada у этих. чудиш нет.
Единственный глаз помешается на том ме-
сте, где должен был бы находиться лоб,
а, рот, вернее, гигантская пасть, занимает
место, ` природой предназначенное для носа.
По уродетву и бесформенноети это созда»
ние Генри Мура является елва ли не газ
	мым «совершенным» в его творчестве,

Семья уродов, рожденных  плодовитым
английским скультегором, огромна: лежа-
щие, сидящие, облокотившиеся,  припод-
нимающиеся каменные пресмыкающиеся, с
головами, свернутыми на бок, или вовсе
безголовые, с чудовищными животами и
длинными и фазлутыми конечностями,
ящуры и птеродактили, изображающие че-
ловека.

«Творчество» Генри Мура, исполненное
жестокой ненависти к духовной и физиче-
ской красоте человека, является одним
из ярких свидетельств полнейшего выро-
кдения современного буржуазного искус-
ства. Это искусство’ может порождать
только уродов и торговать ими, как под-
тая тварь из рассказа Мопассана,
	А. ГОЗЕНПУД

Эльмар ГРИН
	We знавшие даже в надлежащей степени
Финского языка.

Газета «Кансан  лехти» в. № 32 за
1911 год рассказывает например, о сле-
дующем курьезном происшествии в суде:
«Некий судья в Або спросил у девушки,
обвинявшейся в детоубийстве, кто склонил
ве на преступление. — «Пахолайнен (т, е.
лукавый) попутал». = отвотила девушка.
	Судья занес в протокол: «Девушка с0-
верлгила Убийство при участии некоего
мужчины по. Фамилии Пахолайнен». Й
	после этого исполнительные власти усерд-
но разыскивали «Пахолайнена», пока, на-
конец, дело не выяснилось».

данном случае врад ли имеет место
подобное недоразумение. Наоборот. Если
присмотреться внимательней, то станет
яеныйм, что судья и обвиняемые, пожалуй,
слишком хорошо понимают друг друга, и
ST0-10 и является главным тормозом в ра-
боте суда.

Уже начало процесса показало, что кое-
кто проникся самыми теплыми симпатия-
ми к укрывателям оружия. Прежде веего
вейм излал закон, по которому максималь-
ное наказание, угрожающее этим  фин-
ским фашистам, ограничивалось восемью
годами каторжных работ. Затем последо-
вало столько поблажек в смысле свободы
передвижения и общения с внешним ми-
ром, что обвиняемые почувствовали себя
Чуть ли не «тероями дня».

Взаимопонимание между судом и TaaB-
ными обвиняемыми выразилось еще и в
том, что суд принялея освобождать их из-
под стражи одного за другим. Одним из
освобожленных оказалея полковник Хух-
тала. Касаяеь его личности, газета «Ва-
паа сана» замечает, что он «отличался
составлением фальшивых покументов, что-
бы инспекторы СЕЁ не смогли  разобла-
чить интриги заговорщиков». И далее та-
Зета добавляет: «Ero освобождение было
столь трудным делом, что. потребоваловь
даже вмептательство верховного сула».

Верховный суд освободил также Кастре-
на, этого «заклятого фашиста», как назы-.
	вают ето в Финлядии, занимающегося
разведывательной и шпионской  деятель-
	ностью против Советского Союза; и гене-
рала Разпана, использовавшего по согла-
шению со своим приятелем Айро подчи-
ненную ему дивизию для доставки на тай-
ные склалы военного снаряжения. На ка-
ком основании последовало освобождение
этих преступников — остается загадкой.
	Освобожден, Кроме того, депутат сейма
Кивеля. Это понадобилось для того, чтобы
он мог продолжать руководить существую-
щей «опорной сетью», Шстати сказать,
именно Аивеля’ ведал распространением
брошюры Айро среди лиц, замешанных в
укрывательстве оружия.
	Налицо, как будто, достаточно тесное
взаимопонимание между судом и обвиняе-
мыми, можно еказать — чрезмерно  тес-
ное. В связи с этим возникает вопрос: до
какой степени может продолжаться это
сближение взглядов и симпатий между
судьями и обвиняемыми, и к чему, в кон:
це концов, оно приведет, если имать в
виду, что и 06з того уже достигнуты пря-
мо-тави сенсационные‘ результаты. Шут-
ка ли: в течение годичного ‘процесса вы-
явлены многие деслтки новых и нэвых
преступников, материалы одного только об-
винения составляют 50.000 страниц, из-
держки государства в’ связи с ведением
судебного дела достигли нескольких десят-
ков миллионов марок, а число содержа:
щихся под стражей сокращено за этот же
период до восьми человек. Спрашивается,
сколько их останется под стражей. если
ироцесе протянетея еше полгода? Не рас-
считывают ли втихомолку сулья вообще
прекратить процесс «за отсутствием обви-
няемых»7..

Значит ли все это, что не найдется сей-
час в Финляндии судья над недобросовест-
ным еулом’ Такой судья есть. Его муже-
	кто готовился вызвать новое Еровопроли-
Tue, OW знает подлинную вину каждого.
И если суд, уже доказавший свои симпа-
тии к подсудимым, примет на веру чье-
нибудь показание о том, что’ «Нахолайнен
попутал», то финский народ этим не
обманешь. Финский народ видит, куда
клонят судьи, и пред’являет своп требо-
вания.

«Реакция мобилизует силы для защиты
укрывателей оружия», — предупреждает
газета «Ванаа сана». Почему так беспре-
пятетвенно действовали заговорщики? По-
тому что к ним примкнул тогдашний на-
чальник госуларетвенной полиции  Саар-
нио и тлавный начальник полиции Воские
миес. Лостойным внимания является тот
факт, что даже в сейме защитой фаши-
стских преступников горяче занялись де-
цутаты Вивисало и Койвието, а в прес-
се — газета «Суомен сосизлидемокраатти».
Последняя дошла до того, что в день кон-
фискации бронпоры Айро сочла уместным
процитировать часть его наглых высказы-
ваний,

Чьи пластинки наигрывают эти грам-
мофоны? Разве сейм согласен с депута-
том Койвисто в том, что укрытие в тай-
ных складах вооружения почти для. двух
ДИВИЗИЙ — это не преступление? Разве
мирный договор не требует, чтобы в Фин-
ляндии не существовали тайные воец»
ные организации? И разве может осме-
литься истинный друг демократии высту+
пить с защитой фашистских тирыватадей
оружия в парламенте?

Чакие вопросы задает суду nepxonmutt
судья страны — народ, решивший во ATO
бы то ни стало добиться справедливого
приговора. :
	Мы тоже со вниманием слелим за этим
	созданных отделов. В одном пятом отде-
	лении в настоящее время находится Ha
рассмотрении 150 дел. Виновных в совер-
шении преступления насчитываются  де-
сятки и сотни, однако под стражей со-
держится... восемь человек, Остальные гу-
ляют на свободе,

лнако венцом всех событий, связанных
C подобными методами ведения процесса,
явилась брошюра генерала Айро. — Здесь
мы уж просто разводим руками.

В самом деле, обвиняется человек
В престунной деятельности, водержится
цод стражей в тюрьме, а вот взял и на-
писал брошюру, направленную против тех,
кто вздумал его сущить. Он ваписал, а в
Тампере ее отпечатали п почти сразу. же
распространили весь тираж-—около 4.000
экземпляров.
	И если бы не сильный нажим со сторо-
ны демократической общественности Фин-
ляндии, то еще неизвестно, подверглось
бы конфискации или же не подверглось
это произведение воинственного фагиста,
в котором он на 167 страницах, воохва-
ляя себя, обрушивается с обвинениями на
правительство Финляндии, ва ныненитего
президента республики, на Союзную кон-
трольную комнесияю и на Советский (0103.
	Этот вопиющий факт, как справедливо
отмечает тазета «Тюэкансан  саномат»,
«надо считать не только последствием до
странности мягкого обращения с укрыва-
телями оружия, HO и доказательством
опасного усиления фашистекого влияния
в Финляндии». Так-то так, но, видимо,
финекая юстиция не может решиться OT-
бросить столь блестяше примененные” в
судебном леле «новые методы».

Задумываясь нал странным топтанием
суда на одном месте в этом важном поо-
130сё. невольно задаешь себе вопрос: «Мо-
жот быть, все дело в том, что судья и
обвиняемые не. совсем понимают друг ADY-
га?» Бывали ий такие случан в. практи-
ке финского суда, особенно в то время,
когда руководящие  чиновные посты
сплошь и рядом занимали шведы, подчае

Суд долгий и милостивый
	«Закон, что дышло, — куда повернул,   виновности устанавливают в суде путем
	сопоставления индивидуальных показаний
свидетелей и обвиняемых, причем послед-
ние изолированы друг от друга и от внеш-
него мира. Наивные мы люди!.. В Фин-
ляндии изобретены (или кое-где заиметво-
ваны) новые методы, значительно уско-
ряютщие судебный процеее, ибо, очевидно,
олинаковые показания заранее  сговорив-
шихея преступников доставляют гораздо
меньше хлопот суду.

Газета «Вапаа сана» напоминает, что
«на определенной сталии дело е тайных
складах оружия «раселедовал» сам гене-
рал Айро». Таким образом, мы имеем воз-
можность ознакомиться со следующим ори-
ргинальным достижением выешего военно-
то суда Финляндии: «расследование» пре-
ступления поручено главному организато-
Ту этого же преступления, тенералу Айро!
Действительно, кому, как не ему, допод-
линно известны все детали разбираемого
дела? Он возглавлял его. Он проводил свои
решения в жизнь. Ему и карты в руки.

’ Генерал Айро вкупе се другим укрыва-
телем оружия генералом — Мякиненом
начали с того, что попытались замять де-
ло. Полностью им это пе удалось. Однако
путем допросов обвиняемых,  произведен-
вых Мякиненом, главари организации по-
лучили возможность выяснить, что сле-
дует предпринять, чтобы скрыть правду и
представить дело в самом невинном све-
Te, если за него вее же придется отве-
чать... Отсюда «достижения» суда почти
за целый год,

Реть в практике суда еще одно любо-
пытное нововведение. опрошено полицией
по делу о тайных склалах оружия около
пати-нести тысяч лин. более или менее
	виновных. Помимо третьего отделения, су:
дебным разбирательством занят ряд Вновь
	тула и вышло», -— товорили в стародав-
ние времена. Оказалось, однако, что эти
давно забытые нравы и 10 сей день cy-
ществуют в практике судопроизводства У
нашего сбверного соседа -— Финляндии.

В самам деле, как отнестись к той уди-
вительной метаморфозе, которая произош-
ла недавно с судебным процессом над ор-
ганизаторами тайных складов оружия?
Группа людей совершила поступок, оха-
рактеризованный, согласно законам Фин-
ляндии, как преступление. Каждому из-
вестно, что должно за этим последовать.
Преступнику пред’являют обвинение, его
арестовывают, назначается следетвие, и
затем суд выносит приговор.

Олнако финская юстиция придерживает-
ся ипых правил. „Да, закон признает
преступлением  ‘злостное  укрывательетво
оружия и новую подготовку к войне про-
тив Советского Союза в тот период, когда
уже действовало соглашение о. перемирии.
Да, признанные виновными в этом были
арестованы и привлечены к ответственно-
сти, Но с тех пор вот уже в течение де-
сяти месяцев происходит нечто совсем н6-
понятное.

Газета «Вапаа сана» в номере от
13 января пишет, что председатель
третьего отделения высшего военного’ су-
да «вначале вел процессе так, словно на
нем речь шла не о военных  преступле-
ниях, а о вреде, который нанесли коровы
посевам соседа... Он позволил обвиняемым
в зале заседаний суда свободно общаться
друг в другом, с защитниками и посто-
ронними лицами. Таким образом, обвийяе-
мые ‘имели. возможность услышать, какие
показания давали следетвенным властям
другие лица».

Понетине, странный способ ведения су-
па. Ло сих пор нам казалось. что степень
	ственный голос громко звучит со страниц Странно  затянувшимся процессом, ибо
демократической печати, Это голое фин-  Всем сердцем любим СПОвОЙНЫЙ, мирный
ского трудового народа, голос совести, ТРУД.

Финляндии.    ЛЕНИНГРАД
	Ne eae
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
		Финский народ We желает повторения
бессмысленной войны и поэтому внима-
тельнейшим обралом следит за ходом про-
цесса, ди требует сурового наказания тех,