Город, встающий из пепла

Зокани ивается т
	an

В Белом зале’ Московского дома архи-
тектора на-днях демонстрировалась выстав-
ка, посвященная необычайной теме — вто-
рому рождению города Воронежа. Эту вы-

сек РЕФ 9

Заканчивается проектирование больших
архитектурных комплексов на центральной
плошади города — имени 20-летия Октяб-
ря: Дом Советов, Дом областной библиоте-
ки и Театр оперы и балета. Постройка
	этих зданий начнется в 1949 году. Вторым
	ставку  устроваи р Oe
vay HORUMOCHTAABHVIO GacTbh своего’ творче-
	как документальную часть свое се
ского отчета президиуму Союза советских
архитекторов.

Стенды выставки «читались», словно вол-

крупнейшим ансамблем, формирующим архи-
тектурный облик нового Воронежа, будут
здания университета. Главными фасадами
своих корпусов университет выйдет на
	вновь проектируемый центральный ОУль-
вар, открывающий вид на реку и на зареч-
ные ‘дали. Проектируется также второй
центральный бульвар, берущий начало от
проспекта Революции и отделяющий дело-
вой пентр Воронежа от его жилых кварта-
лов. Два монументальных жилых здания
	нующий рассказ о замечательном мужестве
и героическом труде советского народа.
Они вели от кладбищенских пейзажей раз-
рушенного на 90 процентов областного
центра через ожившие магистрали сегод-
няшнего Воронежа к его завтрашиему дню,
когла он не только предстанет в своем
`повоенном цветушем виде, но и приобре-
	довоенном цветущем виде, но и BPeOUPe.
тет новые черты подлинно социалистиче-
ского горола, ‘воплошающие сталинскую

башенного типа, воздвигаемых на проспек-
те Революции, составят своего рода «про-
пилеи» этого бульвара,

революции, более поло-
вины уже отстроены или
	заботу о человеке.

Воронеж — один из пятнадцати старей-
ших русских городов, пострадавших от
войны и восстанавливаемых наряду со Ста-
линградом по решению правительства, Уже
сегодня, через два года после этого реше-
ния, воронежекие улицы оживлены и жиз-
нерадостны, и хотя кое-где еще сохрани-
лись завалы от взорванных врагом зданий,
но снова сверкают асфальтом главные го-
родские магистрали и плошали, ‘приведены
	Начаты изыскательские работы по pac-
ширенню ‘и углублению реки Воронеж. Ре-.
ка должна украсить город, превратившись.

в голубую магистраль шириной до двух.
	‚километров,

С. ИППОЛИТОВ.
	‘HA СНИМКАХ: восстановленные здания го-
родской гостиницы (сверху) и универмага
(внизу).
	Фото А, Становова.
	СН

в порядок мостовые и ‘тротуары, все глав-
ные улицы освещены матовыми фонарями.

Израненный город надевает живописный
зеленый наряд. Восстановлен его прекрас-
ный центральный парк культуры и отдыха
имени Л. М. Кагановича, служивший аре-
ной ожесточенных сражений, благоустрое-
ны городские сады‘и скверы. В’ 1947 году
посажено. 95 тысяч декоративных,

отстраиваются. Заново
восстановлены здания
Государственного банка,
гостиницы, Гэсударст-
венного драматического
тватра, Дома культуры
с богато  отделанным
зрительным ‘залом и ме-
ханизированной сценой,
	фруктовых деревьев и кустарников, разби-   кинотеатр <«и1ролетарии»
то Б тысяч квалоатных метров цзетников и   на 800 мест, школы. Го-
		род-герой снова  стано-
вится крупным научным
центром: работают 8
высших учебных заведе-
ний. 12 техникумов-
		то 5 тысяч квадратных метров цзетников и
10 тысяч газонов.
	Около десяти тысяЧ4 новых жилых по-
мов уже заселены. Из 45  многоэтаж-
вых зданий, которые поднимутся на
руинах главной магистрали — на проспекте

Нужно лв сейчас доказывать, что толь-
KO методом  социалистичесного реализма
можно правдово изображать характер че-
ловека!

Эететическими позициями  Сахновекого
‚определяются и его взгляды на роль совет-
кого режиссера. «Суть режиесерского
искусства, — пишет Сахновский, — 3a-
каючаетея в том, чтобы выразить в спек-
такле образы автора, чтобы проблемы, раз-
решаемые автором, стали бы его, режис-
cepa, собственными проблемами, его поззи-
ей» (стр. 49).

Чегко заметить, что 9710 — отказ от
идейного, философского, художественного
осмысливания будущего спектакля, Kak
произведения искусства, отражающего
жизнь. Эта мысль проходит красной нитью
по всей книге.

Мы решительно против такого взгляда:
‚ставя пьесу, советский режиссер обязан
подходить к ней не 06° ективистеки, ке как
«интерпретатор», а как страстный борец
за большую человеческую правду.

Из всех работ В. И. Немировича-Дан-
ченко Сахновский выбрал в качестве по-
ложительных спектакли «Братья Rapama-
зовы» и «Бесы» Доетоевекого (стр. 133).
Сахновский игнорирует мысли
Ленина и А. М. Горького по поводу «Бра-
  тьев Барамазовых» и извращает общеиз-
вестный факт из истории МХАТ. Вепоми-
	ная о постановке «Братьев Варамазовых»,
	B. OH. Вемирович-Данченко критически
подходит к этой работе и цитирует него-
дующее письмо. А. М. Горького от 27 но-
ября 1913 года. В. И. Немирович-Данчен-
`Ко приходит к выводу, что «искусство не
‚ может быть аполитично, даже по своей
природе». Эту мысль он называет «непо-
колебимой формулой», которая выработана
в жарких схватках напряженностью бла-
тородной мысли, «какой не знала теат-
ральная идеология за все века своего Cy-
ществования». («Из прошлого», 1938,
стр. 220—221).

Вот к каким выводам, вопреки мнению
	Сахновского, пришел великий советский ре-
	жиесер. Сахновекий же считает, что Пе-
мирович-Данченко правильно следовал за
Достоевским и Что «режиссер видит слож-
ный, больной мир, замещая поэта в с03-
дании спенической жизни». Сахновский
вастойчиво рекомендует глядеть ва мир
	только. глазами автора, пассивно следовать
	за ним, как сам Сахновский следует за
Рейсдалем, «мудрым прозорливием» Пира-
нези и философией Лостоевского, находясь
	«в плену рожденных ими впечатлений»
(erp. 52).

Нам нужен не просто режиссер —
«организатор»  смектакля,  «интерирета-
тор». цьесы. «Современное, — писал
К. С. (Станиелавекай, — может стать
вечным, если OHO несет в 0206 боль-
	шие. вопросы, глубокие идеи». Han
нужен режиссер — художник и мыслитель.
Советский режиссер  осмысливает фи-
лософскую и политическую идею спек-
такля и в связи с этой идеей находит глав-
ное зерно; единое сквозное действие, направ-
ление и цель спектакля. Без такого понима-
ния задачи нет настоящего советекого ре-
жиссера, для которого принцип партийноести
искусства является главным. Ни слова об
этом мы не найдем в книге Сахновекого,
проповелующего . Теорию стихийности,
«хвостизм» в искусстве режиееуры.

Для того, чтобы двигать театральное
искусство вперед, мы должны до конца
разоблачить мешающие нам вредные тео-
рии. Сахновский — не последователь Ста-
ниславского, а эпигон Вельфлина, Гамана и
реакпионногю — историка И. Е. Забелина.
«Мысли о режиссуре» — это книга эпи-
тона формализма, пдеалистической ‘эсте-
тики и реакнионной историография.

Та +

‘Raxne ВЫВОДЫ мы должны сделать из
обсуждения этой книги?

Комитет по делам искусств и. президиум
Всероссийского театрального общества за-
были 0б илейной работе с - режиссерами.
Многие: режисверы отстали в идейно-твор-
	ческом . отношении и находятся в. стороне
oT больших проблем социалистической
эстетики,
	Мнегие Halla театроведы теоретически
беспомощны, пробавляются  эклектичеекой
окронкой из  декадентеких  тватральных
теорий. Пренебрегая принципами  маркеи-
	стеко-ленинекой эстетики, они оказывают-
	ся ве снособными выйти за прелелы эм-
пирического и суб’ективистекого анализа
явлений искусства. 0б’единение театраль-
ных критиков при ВТО работает изолиро-
	ванно от литературоведов. и литературных
	критиков. JTO He может не принести вреда
теории театрального искусства.

Редакция газеты «Советское искусство»
не занимается вопросами эстетики театра.
Решение ЦЕ ВКП(б) от 26 августа 1946 г.
отмечало крупнейшие недостатки  теат-
ральной нечати п особенно «Советского
искусства». Положение за это время не
улучшилось. Яркий образец —- вредные
статьи «Советского искусства» в защиту
реакционной книги В. Г. Сахновекого.
	Широкое обсуждение книги В. Г. Сах-

Новского «Мысли о режиссуре» во Всерос-
сийском театральном обществе и Государ-
ственнем институте театрального. искусст-
ва привлекло к себе внимание нашей
театральной общественности.
о «Титературная газета» (в статьях «Вос-
хваление идеализма и низкопоклонства»,
№ 4, и «Адвокаты идеализма ип низкопок-
лонства», № 8) обратила внимание на
ошибки книги В. Г. Сахновского. Задача
режиссеров,  театроведов и педагогов
ГИТИС заключалась прежде всего в том,
чтобы дать правильную оценку глубоко
ошибочной, вредной книге.

Этого, к сожалению, не произошло. Ни
в докладе Г. Бояджиева, ни в выступлени-
ях режиссеров и тватроведов не было. серь-
езной попытки проанализировать «Мысли
	о режиссуре» с принципиальных позиций.
	марксистско-ленинекой эстетики. ода ис-
ключением А. Мапкина и Е. Холодова, ни-
ЕТО не постаралея вскрыть порочную ме-
тодологию режиссера, историка, театрове-
да, автора многих работ В. Г. Сахновекого.
Более того: многие из выступавших —=
й в первую очередь Б. Захава — пыта-
хись полностью реабилитировать  илеали-
стическую, реакционную книгу.

Некоторые режиссеры и театроведы, же-
лая вывести «Мысли о режиссуре» за
«линию огня». ссылаются На TO, 4TO B
этой книге преобладают импрессиониетские,
порой сумбурные высказывания  режис-
сера, не претендующие на научность. Ap-
тумент, рассчитанный на наивность оппо-
нента! В. Г. Сахновский получил специаль-
Hoe философское образование в Фрейбург-
ском университете (1904—1907 гг.) и
окончил курс в Московском. универслтете
HO историко-филологическому ‘факультету
{1910 г.). Он был профессором. Универси-
тета им. Шанявского и других о высших
учебных заведений и многие годы читал
Курс историй литературы, искусства, теат-
ра. Он был руководителем кафедры режис-
суры в ГИТИС.

Редактор книги и автор предисловия &
ней Н. Горчаков пишет: «Краткий  пере-
чень прочитанных за эти годы Василием
Григорьевичем курсов дает полную ха-
рактеристику его обширных п pasH006-
разных познаний». Но ни Н. Горчаков, ни
другие апологеты книги даже не попыта-
лись уяснить, каков характер  «разнооб-
разных познаний» В. Г. Сахновского и в
чем суть его методологии и эстетики.

В своей работе В. Г. Сахновекий  при-
влекает материал из разных областей ис-
вусства. Почти в каждой главе автор ана-
зизирует произведения живописи,  скуль-
птуры, архитектуры: Он говорит о Рейе-
але, Бургиньоне, Греко, Тинторетто, Поле
Веронезе, Моне, Франсе Гальсе,  Гольбей-
не, Типиане, Бернини mA лругих мастерах.
Но странно: мысли В. Г. Сахновского, ка-
завшиеся его защитникам «оригинальны-
ми», «искренними»,  «проникновенными»,
на деле оказываются копией взглядов
буржуазного  искусствоведа,  формалиста
Генриха  Вельфлина. (Г. Вельфлин —
«Основные понятия истории искусств»,
изд. Академия», 1930 г.).

Из многочисленных примеров приведем
‘несколько.

У Сахневеного:

Стр. 51—0бычно Рейсдаль дает силуэ-
ты пологих под’емов, масса листвы у него
грузная, отдельные формы не обособлены...

У Вельфлина:

Стр. 6— Рейслаль любит давать си-
туэты пологих Нод’емов... масса листвы
у него компактнее...Он сообщает пейзажу
свовобразную грузность... @н не позволяет
	отлельным формам обособляться друг от:
друга...

У Сахновского:

(тр. 89 — «Улица» Моне — картина,
в рисунке которой решительно ничто не
соответствует форме, известной нам 13
	природы. Н0, глядя на эту картину, мы
убеждены в существования всех ее дета-
тей, ибо изображена жизнь...

Скажут, это импрессионизм. Но почему
же мы одинаково вилим и кружевные во-
ротники, написанные Франсом Гальсом, й
	упоительно верно сделанные,  тшательно
выписанные детекие (?!) вышивки, и
мелкие ювелирные изделия в портретах
	Гольбейна. А вель Франс Галье не выпи-
сывал воротники и изображал кружева на-
подобие белой мерцающей массы.

‚ У Вельшлина:

Стр. 25—26 — Картина оживленной
улицы, как она написана хотя бы Мо-
не, — картина, в рисунке которой ничто,

решительно ничто не соответетвует тому,
что мы привыкли считать формой, изве-
стной нам из приролы, — картина с та-
кий явным несоответетвием знака й вещи,
конечно, еше невозможна во времена Рем-
брандта, однако в основе своей  импрес-
спонизы сущеетвовал уже тогда.

Стр. 27 — Ha свопх портретах Голь-
бейн тшательнейтим образом выписывает
летали вышивок п мелких ювелирных из-
телий. Напротив, Фране Гальс полчас писал
		И. АЛЬТМАН
.
	кружевной воротник наподобие белой
мерпающей массы.

У Сахновеного:

Crp. 51 — Пейзажи Рейсдаля-—закон-
ченные композиции в великолепном собра-
нии картин голландской кисти. В них
ширь пространства, красота бесконечного,
те, что способны были понять художники
барокко.

У Вельфлина:

(тр. 170 — ... Чувствуется лишь 0ез-
граничная ширь пространства... и картина
является типичным примером красоты бес-
конечного, которую впервые способен был
понять барокко.

И так далее...

Нас, конечно, интересует ход мыслей
В. Г. Сахновекого, а не приведенные тех-
етуальные совпадения. Мы имеем дело не
в заурядным плагиатом, a с единством
эстетических взглядов Сахновского и Вель-
флина. Вельфлин изучает искусство толь-
ко с точки зрения формы. Сахновский не-
однократно подчеркивает, что искусство не
отражает реальность жизни (стр. 47 и
др). Он сознательно уравнивает понятия
«реальность» и «быт». Изображение же
больших процессов 8 жизни, т.е. подлин-
ной реальности, он подменяет суб’ектив-
ным отношением художника к действитель-
ности, его интересуют лишь «черты ре-
альности с точки зрения художника» (стр.
47, подчеркнуто Сахновеким). Не случай-
но Сахновский считает «идеальным зри-
телем» Дон-Кихота, живущего среди хи-
мер (стр: 46).

Конечно, у каждого. художника свое
собственное видение мира. Но задача со-
ветского режиссера как раз в том и зак-
лючается, чтобы его видение мира совна-
дало с видением народа и правдиво отра-
жало жизнь.

Вельфлин считает, что искусство живет
своими собственными законами, незавиея-
мыми от законов общественного развития.
Он утверждает формальную «схему виде-
ния», искусство не отражает действитель-
ности, а дает «знаки», «символы» этой
действительности. Следуя за Вельфлином,
Сахновекий отрицает нано теорию
отражения.
°’ В искусстве барокко, пашет Вельфлин,
“знаки изображения совершенно  отдели-
лись от реальной формы. Видимость торже-
ствует над бытием» (стр. 26). Такова же
позиция Сахновекого. Его идеалом являет-
ся искусство определенных представителей
барокко.

Восхищаясь тем, что пейзажи о многих
художников барокко «решительно ничем»
не напоминают натуру. Сахновский неол-
нократно подчеркивает, что режиссер дол-
жен черпать материал He из. реальной
	жизни, а из Мира искусств.

Эстетика Сахновекого — это эстетика
Вельфлина и кантианна Рихарда Гамана:
Не случайно поэтому Сахновекий чгвори-
рует искусетво великих русских мастеров,
насыщенное драматизмом социальной борь-
бы (одно единетвенное — в пять слов! —
упоминание о Репине на стр. 50).

В том, что Сахновский восхищается
искусством  западноевропейских  ктасеи-
ков живописи, нет ничего зазорного. Ho B
вниге Сахновского мы не находим призна-
ков самостоятельного, советекого эстетн-
ческого мышления, автор превозносит ху-
пожников определенного рода,  хуложе-
	ственный метод, чуждый сопиалистиче-
кому реализму. Внига «Мысли о режис-
суре» — характерный пример рабекого
подражательства,  экзальтированного п,
буквально,  самозабвенного. преклонения
перед реакционной, формалистской  эсте-
тикой буржуазного Запада.

Всякий непредубежденный © ° читатель
легко может заметить, что чуждая нам ме:
тодология Сахновского распространяется
не только на живопись, но я на’ искус-
ство в пелом. Вина Сахновекого не в том,
что он не понимал сущности этой «эсте-
THRHY, & 8 TOM, ITO, отлично понимая ее
сопиальное содержание, внедрял ее ‘идеа-
лы в метолику преподавания.

Кажется, яено, что примирить метод
Вельфлина — Сахновекого или Гамана —
Сахновекого е методом  сопиалистического
реализма нет никакой  возможноети, O3-
нако эклектики пытались представить
ошибки Сахновского как «частные», будто
бы не снижающие достоинств его книги...
Читатель не найдет в «Мыслях о режис-
	суре» ни малейшей попытки показать, в
	чем состоит метол сопиалистического реа-
лизма в театре. Не в этом ли лостоинетво
книги? Ш дело нё в том, что этот метод
ни разу лаже не назван автором. Дело в
том, что Сахновекий признает другой me-
TOS, возрождая идеалистический раппов-
ский лозунг «психологического реализма».
Отсюла — абстрактное = идеалистическое
определение романтизма и реализма и
игнорирование революционной романтики.
	Бетреча
с разведчиками недр
	Десятки геологических экспедиций кажз
дое лето отправляются в близкие и отда-
ленные районы Советского Союза. В них
принимают участие люди. разных возрастов,
разной научной квалификации; разного: опы-
та, но все они воодушевлены единым стрем-
	лением: найти!
	С теми, кто наступает!
	Вчера B оапорожье вручали ордена и
медали инженерам и каменшикам, бетон-
щикам и электросваршикам, архитекторам
и кровельщикам, отличившимея при вос-
становлении первой очереди завода «Запо-
рожеталь». Этот завод до войны был кра-
вой и гордостью вашей страны. Красой н
гордостью был восстановительный труд
людей, поднимавигих из руин домну и ги
гантекие цехи, ‘Чтобы вернуть заводу из
Днепре былую славу «жемчужины юж-
ной металлургии».

На втором году послевоенной пятилетки
строители Запорожья дали слово великому
Сталину обеспечить выпуск етального ли-
ста. Начиная с июня прошлого года, они
начали вволить в строй об’екты поистине
гигантекого масштаба. Запорожцы  по-
казали, как советские люди, применяя‘ пе-
редовые социалистические методы труда,
решают. большие и сложные задачи.
	В третьем тоду пятилетки строители
приняли решение: в ‚кратчайший срок воз-
родить полностью. «Запорожеталь», возро-
дить досрочно — в 1949 году. \

Но в те дни, когда людям вручаются.
награды, когда пожимают рука тт. Дым-
шину и Румянцеву, Недужко и `Шегалу,
Чудану и Макаровой и сотням других
	стахановцев-рабочих И инженеров,
применявшим — передовые методы труда,
обогащенным большим. опытом. —= нал
	«запорожетроем» не развеваетея Втасное
знамя нобедителей соревнования. Знамя,
KOTOpOe: запорожцы держали несколько
месяцев полрял,. ушло от них. Другие
оказались победителями в вопиалистиче-
ском соревновании. _
	В чем дело? Что случилось? Может
быть, уехали из Запорожья лучшие люди?
Может быть, оскудела творческая мыель
инженеров и стахановцев Запорожья? Мо-
mer быть, решили люди почить Ha лав-
рах? : ;
	Нет. остались в запорожье те же люли
	И так же горячи их серлиа!
	В строй гигантов возврашается подня-
тая советскими людьми «Запорожеталь».
Товарищи-металлурги-—И. Коробов, И. Бе-
лобров, Н. Гончаренко, Н. Коробов, под-
держите растущий завод и не ставьте его
воестановителей под удат!

Ново-Враматорский мапитностроитель-
ный завод прекрасно проявил себя в пе-
риод пуска первой очереди «Запорожета-
ли». А сейчас завод, задерживает сдачу
сложного ‘оборудования — кабины для
разливочного крана на MapTeHe  грузо-
под’емностью в 260 тонн, а также тележ-
БИ вопомогательного под’ема.

На стройке нет леса. Начальник Укр-
снаблеса тов. Юринов получил твердое за-
дание—дать «Запорожетрою» 400 вагонов
в первом  кваргаме. Прошло ’ почти лве
трети этого срока, а тов; Юринов отгру-
	зил всего 1096 вагонов: Управляющий тре-
стом «Стройлеспром» тов. Семенов должен
	был обеспечить отгрузку 216 вагонов ле-
са в феврале, а отправил седьмую часть.
В Запорожекой области: нет лесов, и если
тт. Юринов и Семенов не выполняют пла-
нов, то этим они посалят стройку на мель.
А в то же время заместитель начальника
Главчермететроя Приднепровья тов. Pac-
кин советует запорожнам... пилить вта-
лы «на месте» — из не существующего
	За годы советской власти почти заново
создана карта подземных богатств нашей
страны, зе

Жизнь советского геолога, отправляюще?
гося за рудой в далекие и трудно доступ-
ные области нашей Родины, очень интерес-
на. Часто бывает он там, где до него еще
‘не ступала человеческая нога. Его маршру-.
том руководит государственный план. Таин-
ственные законы горообразования,. бесконен=
но отдаленные но времени извержения по-
гасших и действующих вулканов, моря,
существовавшие на нашей планете миллиол
ны лет назад, диктуют ему направление. И
он идет по самым трудным дорогам, зная,
что его поиски необходимы народному хо-
зяйству сегодня, как воздух, как вода, ко+
	торую, он, кстати сказать, сам открывает в

песках безводных ПУСТЫНЬ.
	Состоявшаяся в Центральном. доме лите-
раторов встреча писателей с геологами за-
ложила начало их дружбы. Открывая вечер,
Леонид Леонов тепло приветствовал гостей
и первое слово предоставил министру гео:
логии СССР’ тов. И. И. Малышеву,

Тов. Малышев подчеркнул, что за один
только 1947 год Министерством геологии
обследована площадь, равная территории
Италии и Германии. Надо шире привлекать
	И   внимание общественности к жизни и работе
	в Приднепровье леса. Директора заводов   обследована плошадь.
	металлических конструкций в Днепропет-
nopere и Запорожье тт. Бориеенко и
	мук «По-сосвлеки» не’ подали на плешал-   наших геологов. Писатели могут. почерпнуть
БУ еше ни одной тонны металлических   много интересных тем для своих бупущих
	конструкций для уникальной.
JOMHEL. о
	Уместно только, пожалуй, дополнить
рассказ сообщением © том, что фамилии
пелого pala  нераливых — поставщиков
	произведении, Советский геолог должен
стать достойным героем современных роз
манов, повестей, пьес.

О своей работе на Алтае ио том, как на-
чинал свою индустриальную историю этот
	поставщивов   крупнейший в стране горнорудный район,
	встречаются в списке людей, получивших   рассказал академик И. ©, Григорьев. On
	орлена за ‘участие в восстановлении пер-   указал, что богатейший советский Алтай
вой очереди «Запорожетали». Но, очевил-   еще не получил до сих пор надлежащего
HO, иные награжденные забыли, что для   освещения в художественной литературе.
	Профессор В.‚ М. Крейтер говорил o po-
	советеких людеи правительственная Ha-
	града — 510 He только признание поош-   мантике героических буднен наших теоло*
	гов, о трудных условиях работы в тайге,
среди льдов и снегов, на движущейся лаве
вулканов.

Большой интерес у слушателей вызвал
	рассказ ‘профессора Д. И. Яковлева о дол:
	ABIX заслуг, но и призыв работать впрель
тучите, ударнее!

Концентрация строительных усилий на
тех об’ектах, которые споеобны быстро
	Что помогало до сих пор запорожетроев-
‘пам побеждать?” Развитие социалиетиче-
ского соревнования, ° партийно-масеовая
работа, умелая’ расетановка сил на pe-
щающих  учабтках, твердый и четкий, не
знающий отклонений, график стройки,
‘отличное понимание того, что значит на-
правление главного удара. Так, может
	быть, забыли 060 всем этом запорожцы’.
	Het, не забыли,

Запорожцы отстали в соревновании по-
тому, что их оставили без подлержкя. de-
TOM прошлого года знаменитый монтаж-
ник Запорожья Иван Румянцев подробно
знакомил. меня е организацией дела в
бригаде трубопроводчиков. Работа новато-
ров требует соответствующей организапя-
онной подготовки. Для того, чтобы Иван
Румянцев действовал безошибочно и быет-
po; монтируя сложнейшие паронроводы.
нужно иметь под рукой все необходимое—
HW во-время! Чтобы укладывать кирпичи
так, как это делает Анна Макарова, надо
иметь много кирпичей, и должны они по-
Паватьея точно в намеченные сроки. Вели
	_   Этого нет, график будет сведен к ничего
	He стоящему клочку бумаги, концентра-
‘ция уеилий бригал превратится в фие-
цию, разговор oO направлении главного
удара станет пустой фразой.
	В прошлом году страна чутко отклик-
‘нулась на нужды Запорожья. Но запо-
рожны че хотели быть ижливенпами, —
они строили собственные кирпичные за-
волы, Леревообделочные. комбинаты, прэ-
извохили механизуы, старались как мож-
но меньше обременять друтих заботами.
Однако есть веши, которых на самой
стройке не сделать, их нужно получить
со стороны.

Приближается пуск первого Maprena,
лолгожданный момент получения запорож-
CRO стали, а стахановцы-строители стоят
в ожидании волнистого железа, которое
необходимо для того, чтобы закрыть кор-
Wye злания. Запорожнам нужны рельсы,
подкладки для рельсов. Днепропетровский
завод имени Петровского, Макеевекий 4a-
вол имени Кирова, Енакмевский завод вы-
полняют свой обязательства «60 скрипом».
Гипромез — проектный институт Мини-
стерства черной металлургии — не то-
ропитея co слачей проектов  металличе-
	оправдать сделанные вложения, приносит   голетней и самоотверженной работе 110 0C-
победу; это было доказано в прошлом го-   воению пустыни Бедпак-Дала.
	Первая встреча, ‘естественно, носила’ тор:
жественный характер. Вслед за этим долж-
ны начаться рабочие будни.

И тогда писагели не будут в долгу пе:
ред людьми великого трудового подвига,
без открытий которых вряд ли возможна
сегодня сама жизнь.

И. РАХТАНОВ
И. ФРОЛОВ
—— +O,
	Но следам выступлений
«Литературной газеты»
	ду на опыте ударной стройки в запоро-
жье. В нынешнем году такая вонпентра-
ция предусмотрена в общегосударственном
плане и бюлжете страны. Мег’ опрелаляем
	первостепенные площалки, мы не расиы-   без открытий
	ляем средетв. на всякие лругие строитель-
ства, мы боремся за ввод в действие удаг-
ных 0б’ектов. Это мудрая государственная
политика расходования свъыне 60 милли-
арлов рублей, ассигнованных по новому
Государственному бюлжету на строитель-
ство, и она даст стране возможность в
	кратчайшие сроки обогатиться новыми   «Жизнь книги надо продлить»
	производственными мошностями.
	Немыелимо представить себе, чтобы на-
ступающая армия была лишена необходи-
мого снабжения и подкреплений. Сейчас,
когла мы начинаем жить и работать” 00
новому Государственному бюджету, важно
привовать внимание к тому, чго запорож-
цы оказались изолированными в своем
наступательном порыве. Из этого факта
нужно сделать решительные и глубокие
выводы, чтобы избавить и запорожетроев-
цев, и других строителей от многих не-
приятностей в будущем. Сопиалиетиче-
ская взаимопомощь, строжайшая дисцин-
лина среди людей, связанных единством
плана, должны обеспечить победу етрои-
телей, ведущих огромное концентрирован-
ное наступление в нынешнем году.

С теми, кто наступает, ‘лолжны быть
работники смежных производетв, постав-
щики материалов и оборудования, люди с
горячими верднами, люли больших устрем-
лений, способные за важлым свойм шагом
увидеть завтрашний день страны, умею-
щие всякую мелочь соразмерять с огром-
ной поставленной пелею_
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	Нод таким заголовком <Литературная
газета» поместила в № 4 от 14 января с. г.
	письмо зав. оиблиотекой Первого госу-
дарственного подшипникового завода
М. Фрадкиной и корреспонденцию тов.
	Б. Любимова. Авторы -сигнализировали
том, что в Москве’ и в других городах
нет переплетных мастерских, которые об-
служивали бы библиотека и отдельных
граждан. . .

Начальник управления промысловой ко-
операции apa“ Conere Министров РСФСР
тов. П. Кравчук в связи с этим сообщает,
что в газете «совершенно. правильно был
поставлен вопрос о необходимости расши-
рения сети переплетных мастерских и о
недостаточном участии ‘в этом деле про-
мысловой кооперации РСФСР»,

В. связи с возросшим спросом ва пере-
плетные работы со стороны‘ населения и
библиотек и постановкой этого вопроса
«Литературной газетой», —говорится в’ при-
казе по Управлению промысловой коопера-
ций при Совете Министров › РСФСР, —
предложено не позднее   марта с. г. от-
крыть в’ разных городах (Москва, Ленин-
град, Куйбышев, (Саратов. Молотов, Ста:
линград, Омск, Горький, Новосибирск и
др.) 56 переплетных ‘мастерских для прие-
ма заказов от населения и выполненяя на
	гоговорных началах переплетных работ
для библиотек.

PHUPSTETATSASUSHARARS ERAT!

TEASE SECRET ERERADESHEE

Saas eens

_ письмо в таакшю Дедобросовестный критик
	тут», пытаясь отнести ее к декабрьскому
перевороту 1851 года, хотя в 6-й строфе
песни речь идет об осаде Парижа в 1870—
1871 гг. Тут. же он  опротестовывает
мой неправильный перевод слова Реппы! в
другой песне Потье, хотя в своем собст-
венном переводе: этой песни он делал при-
мерно TY же ошибку. :
	Я хотел бы спросить редакцию «Нового
	мира», неужели ова че знает слов Ленина
о. существовании ов каждой национальной
культуре элементов демократической ‘и
социалистической культуры и, следова-
тельно, о необходимости для советской
науки изучать эти демократические эле-
менты,  игнорируемые на Западе? Если
А. Гатов отрицает значение огромного лла-
ста. французской политической поэзии, то
неужели редакния не понимает, какая это
серьезная ошибка? Я хочу спросить’ также
редакцию «Нового мира», почему она не
читает рецензируемых книг (хотя бы в Це:
AMX удержания ренензентов от. сведения
личных счетов) и почему она поручает, от-
ветственное дело рецензирования некомпе-
тенгному автору, в результате чего чита-
тель получил искаженное представление о
моей книга?
	Доктор филологических наук,
	муны: все STO, якобы, «незначительные
поэты, писавшие недолговечные  пронзведе-
HHA». Заявление варедкость невежествен-
ное, а главное, ° совершенно недопустимое
для советского критика.

Об’являя, что я написал не ту книгу,
которую мне нужно было написать, А. Гатов
недоволен решительно всем и, в частности,
той главой с Потье, о которой он только
и высказывается. В частности, я обвинен в
незнании «восторженного очерка» И «пер-
	вого в мире отзыва о Потье», который  при-
	надлежит М. Л. Михайлову (инициалы ко-
торого А. Гатов перепутал). У читателя мо-
жет создаться впечатление о существовании
большой статьи, не знать о которой мне
была бы непростительно. Но у. М. Михай-
лова есть хотя и очень сочувственные, но
лишь беглые высказывания © встрече с
Потье в одном из парижских, салонов. А.
Гатов сообщает об этом, намекая на мое
намеренное желание игнорировать русские
источники, и указывает (желая создать впе-
чатление, что и этот источник мною игно-
рируется) на заметку ©. Потье в лооктябрь-
ской «Правде», хотя я упоминаю © ней на
стр. 245.
	Тут же А. Гатов дает смешное по
своей развязной неосведомленности толкэ-
	Я много лет работаю над изучением ис-
тории французской революционно-демокза-
тической поэзии Х!Х века. Около десяти
лет ушло только на то, чтобы найти воэ-
зию Парижской Коммуны, ненавидимую и
замалчиваемую буржуазной критикой, Издан
пока лишь первый том моего труда «Поэ-
ты Парижской Коммуны», где я ставил
себе задачей рассказать о том, кто были
поэты-коммунары, какова была их поэзия,
й желал назвать — спасти от забвения —
имена всех вообще писателей Коммуны.

В номере первом «Нового мира» появи-
mach ‘ецензия А. Гатова. написанная в
чрезвычайно раздраженном тоне, который,
возможно, обусловлен моими словами о
том, что в статьях А. Гатова о Потье «не-
мало фактических неточностей».

Увы, oT этого я че отрекаюсь и теперь,
переволы А. Гатова из Потье вообще счи-
таю неважными, а порою даже унизитель-
	ными для памяти великого Французского
пролетарского поэта.
He имея достаточной квалификации
	для суждения о книге в ‘целом, А. Га-
тов тем ве менее об’являет ее неудачной,
Зная только одного Потье. ов находит, что
‘незачем было мне писать квигу © всей поэ-
зии Коммуны. Он_ © барским пренебреже:
нием отрицает всю прочую поэзию Ком-
	«Литературная. газета» выходит ABa pasa
в. неделю: по средам а субботам.
	Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУЛИН, Б. ГОРБАТОВ,
А; КОРНЕЙЧУК. О. КУРГАНОВ. Л. ЛЕОНОВ. А МАКАРОВ.
	ТВАРДОВСКИИ.

а.
ства — К 4-76-02, внутренней жизни и
	5—0112°
	вание песни Потье «Воров расстреливают   профессор Ю, ДАНИЛИН.  ских конструкций доменной neq.   М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А.

Адрес редакции и ‘издательства: ул. 25 Окиября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат —К 5-10-40, отделы: литературы и иск
отдел пасем — К 4-60-02, международной жизни — К 4-64-61, пауки и технака — К 4-60-02, информации — К 1-18-94. издательства
	‚ Типография вмена И, И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5