Все дороги
	к коммунизму
	Сто лет назад родилась
	Советское социали-
стическое — государетво
одержало в прошедшей
войне `всемирно-истори-
ческую победу над чер-
ными силами фашизма.
Великая победа эта до-
стигнута благодаря то-
-MY, что нашу страну
возглавляет партия, ру-
ководствующаяея , во
всей своей  деятельно-
сти учением Маркеса —
	ПРОЛЕТАРИИ

ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИЙИТЕСЬ!
	АА УТРА   ао мати
ик о   TT VA\. ем о
		до пан.“  ВдОХНОВвенная   Энгельса — Ленина — Сталина, благода-

«песнь песней марксизма», гениальное   ря тому, что советский народ безразлель-
трение Маркса и Энгельа — «Мани-  но предан коммунистическим илезлам.
№. вла: ЕТ аб

№ 17 (2400)

Суббота, 28 февраля 1948 г.

Цена 40 коп.

тт
		Ванда ВАСИ ЛЕВСКАЯ
=>
	аатояиствческого мира, вею внутреннюю
ето гнилость и подчеркнули полную невоз-
можность для него найти выход из тупи-
ка. Что касается нашего государства, то
все его. развитие непреложно доказывает
огромное и непререкаемое превосходство
системы социализма, безграничность ее
возможностей и перспектив.

Перед гитлеровским нашествием не уе-
тояли государства, которые в течение мно-
гих лет распространяли легенду о своей
непобедимости и мощи... Й эти государ-
ства рухнули от первого удара, прогнив-
шие изнутри, из’еденные червем измены и
внутренней слабости.

Советская Армия встретила натиек вра-
	‚та, вооруженная пламенным нцатриотизмом
	и оснащенная современной техникой. На
полях битв, в смертельных схватках раз-
давался героический клич: «Воммуниеты,
вперед!» И коммунисты шли вперед, от-
правлялись на самые трудные участки й
до последнего хыхания, до последней Rau-
ли крови сражались за свою Родину, за
свободу во веем мире.

В глубоком тылу, на заводах и фабри-
ках, в совхозах и колхозах коммунисты
работали, не нокладая рук, показывая
вдохновляющий пример и являясь авангар-
дом в великих трудовых усилиях всего
народа, не щадившего ничего в борьбе за
победу.

И Советский Союз победил. Побелил под
руководством коммунистической партии,
под водительством Сталина, И победил не
	только для себя. Он освободил другие на-
	роды и государства от ига гитлеровской
оккупации. Советская Армия — армия-
освободительница. Разгромив фашистскую
Германию, Советская Армия вместе с тем
освободила все человечество от грозившей
ему гибели.

- Еще не успели отзвучать последние
залпы второй мировой войны, а народы
Советского Союза е новыми силами пря-
нялись за мирный труд, продолжая своей
	путь — вперед к коммунизму. Бапитали-
	стические государства беспомощно мечут-
ся, стараясь любой пеной и за любой счэт
«устроить» свои безнадежно  пошатнув-
шиеся дела. Мы слышим стоны линчуе-
	мых негров, гул выстрелов в Инхонезий,
	Битае и Индии.

В стране Советов живет несколько де-
сятков народов. И полностью сохраняя
свой язык, культуру и чувство своей на-
циональной гордости, они в то же время
являются единым великим народом —
советским народом, который. ссобща  cpa-
жалея под знаменем партии Ленина —
Сталина за свою Ролину и сообща строит
теперь во влохновенном порыве величест-
венное здание ‘коммунизма.

В капиталистических странах человек
труда живет под вечным страхом, он тре-
пещет перед угрозой нового кризиса, он
боится новой волны безработицы, он дро-
жит перед опасностью быть выброшенным
на улицу. .

Любой советский гражданин смело cMo-
трит в будущее. У нас сульба человека и
его труд не-зависят и не могут зависеть.
от биржевых колебаний, от финансовых
махинаций, от афер капитала.

В то время как Англия снова и снова
снижает потребление продуктов и даже
Америка вводит известные ограничения, в
то время как нарол Франции голохаот, ибо
	цены вее растут, а заработная плата со-
кращается, — у нас в стране, спустя два
с половиной года носле невиданно тяже-
10H и разрушительной войны отменена
карточная система, снижаются цены ив
результате. денежной реформы, вызвавшей
завиеть во всем потрясаемом инфляцией
капиталистическом мире, значительно ук-
реплен куре рубля.

В то время как.буржуазная культура,
оторванная от народной почвы, стала ны-
не злейшим врагом народа, мы создаем
новую, подлинно народную воциалистиче-
скую культуру, близкую и понятную тру-
дящимея всех стран.

Капиталистический мир в поисках спа-
сения делает отчаянную попытку об’еди-
Нить силы на «плацдарме» бешеной анти-
советской травли, направленной против
всего честного, передового, подлинно демо-
кратического.

Но коммунисты противопоставляют лжи,
фальсификации, клевете — факты, свиде-
тельствующие о том, что путь, которым
идут они, есть единственный путь про-
гресса, освобождения труда, счастья чело-
вечества.

И не только само победоносное сущест-
вование Советского Союза и достигнутые
им успехи являются доказательством силы
и непреодолимости коммунизма.

Мы видим, как государства. `соблаз-
	ненные призрачным блеском доллара, ква-
тастрофически нищают и теряют евою не-
зависимость, а страны новой демократии,
решающую силу которых составляют рабо-
чий класс и его авангард — коммунисты,
твердо и уверенно держат путь в буду-
mee. .

Испытания войны послужили суровой
проверкой стойкости людей и правоты
идей. :

Bo французском движении Сопротивле-
ния ведущая роль принадлежала коммуни-
стам. Они ни при каких условиях не по-
зволяли врагу торжествовать победу; они
погибли, но не сдавались.

Воммунисты стояли во главе  югослав-
CRAX партизанских отрялов. Коммунисты
вели в бой польскую Народную армию.
Й сейчас коммунисты всего мира твердо
защищают ту линию, на страже которой
стоит Советский Союз, — линию мира и
демократии.

С гневом и презрением отворачиваются
пролетарии всех стран от тех, кто, при-
крываясь вывеской «социализма», таким
путем старается скрыть  предательскую
антинародную сущность свфй. политики.
Трудящиеся видят, что коммунисты во
всех странах мира последовательно и не-
устанно борются против фашязма, про-
тив угрозы новой войны, против нацио-
нальной и расовой дискриминации, против
уничтожения независимости народов B
стран, против” закабаления их англо-аме-
риканскими империалистами.

Й высоко, свободно а гордо реют крас-
ные знамена Советевого Союза нал. мил-
	лионными рядами коммунистов, партийных.
	и непартийных большевиков, которые сво-
ей жизнью, кровью, борьбой отетояли co-
циалистическую Родину и ныне своим тру-
дом продолжают строить ее, — все более
сильную, все более прекрасную.

Й сколько бы ни бесновались наемные
агенты капитала, распространяя ядовитую
клевету и угрожая новому миру атомной
бомбой, ничто не поможет ни им, ни их
хозяевам. Капитализм не спасут никакие
уейлия карликов, стремащихся повернуть
историю вспять. Человечество неуклонно
идет вперед. Вперед — в коммунизму!
	«Призрак бродит по Европе — призрак
коммунизма. Все силы старой Европы 05’е-
	данвяаноь дан овящеовнои  травлий 91019
призрака...»
Сто лет назад были написаны эти стро-
	ки. Ото лет назад мечтам и вымеыелах
коммунизме был противопоставлен «Мани-

фест» самой коммунистической партии. И
в нем прозвучали простые, четкие, ясные
и полные исторического смысла слова о
борьбе классов, о законах развития чело-
вечества, о великой исторической роли ра-
бочего класса, о его задаче низвержения
капитализма и создания нового общества
без гнета й эксплоатация. В «Манифесте»
содержалась беспощадно трезвая оценка
того, что есть и пророческая мыель, раз-
двигающая завесу над тем, что будет.

С тех пор прошло сто лет. Но страния-
цы «Манифеста Коммунистической пар-
тии» не покрылись за это время архивной
пылью. «Манифест» стал знаменем тру-
дового человечества, борющегося за свой
права, и все его основные положения бли-
стательно подтверждены всем ходом раз-
вития истории.

Перечитайте сейчас те места, где Марке
говорит- о неуклюжих в своей беспомощ-
ности и провокапионных обвинениях, вы-
двигаемых теряющей голову буржуазией
против коммунистов. и вы убедитесь в
том, что ‘и теперь, спустя сто лет, эти об-
винения раздаются на.страницах херстов-
ской прессы, в выступлениях. правых лей-
бористов, в реакционной кампании, которую
ведет гибнущий мир капитализма против
нового мира социализма.

Сто лет назад, при жизни Маркса; «Co-
юз коммунистов» насчитывал двести-три-
ста членов. Более двадцати миллионов
коммунистов, огромная, сплоченная и мощ-
ная армия борцов сражается ныне за побе-
AY того дела, чье неизбежное торжество
провозгласил «Манифест».

В развитии марксизма наступила новая
	  эноха. Ленинизм, т. е. марксизм энохи им-
	периализма и пролетарских гГ2волюций,
восторжествовал не только в теории, но и
на практике.

Ленин и Сталин создали героическую
партию большевиков — партию нового
типа, воплошающую в реальной действи-
тельности идеи коммунизма.

На одной шестой земного шара, в стра-
не победоноеного социализма, изо дня В
день все дальше и дальше прокладывает-
ся путь к коммунизму. То. что для твор-
пов «Манифеста Коммунистической пар-
тии» было ясной, но все же отдаленной
целью, в которой предстояло итти сквозь
бури грядущих лет, сейчас стоит перед
народами нашей страны, как близкая, зри-
‘мая цель; и к ней приближает нас каждый
день напряженного труда, каждый чае са-
моотверженной борьбы.

Воммунисты обладают теперь не только
четким знанием законов развития обше-
ства, твердой убежденностью и умением
ясно предвидеть будущее, то есть тем, ато
было и у Маркса сто лет назал. Они
обогащены огромным опытом практическо-
го строительства коммунизма. Они стоят
во ‘главе могучего социалистического го-
сударства. И в то время как кризисы,
безработипа, вечный страх катастрофы тя-
готеют над всеми государствами капита-
листического мира, с каждым днем прибли-
жающеговя к своей гибели.—наш путь—
	это путь вперед, в полной победе комму-
	`низма. законы развития истории, о Еото-
‘рых говорил «Манифест», работают на
нас.

Минувшая война и послевоенный перя-
01 предельно обнажиали всю слабость F3-
	но предан коммунистическим идеалам.

Международный авторитет нашей Роди-
НЫ сейчас велик, как никогда. Справедли-
BOCTh и могущество  социалистического
строя оказывают вдохновляющее ‘влияние
на народы всего мира.

Это благотворное, живительное влияние
сказалось в первую очередь на странах
Юго-Восточной Европы. Народы — этих
стран, воодушевленные геронческим- при-
мером советского народа, свергли власть
фашизма и реакции и ныне самостоятель-
но, своим особым путем идут к социализму.

Во всем мире непрерывно растет много-
миллионная армия трудящихся,  выету-
пающая под боевыми знаменами коммуниз-
ма. И не только в Европе, но и в самых
отдаленных “уголках земного шара, в ко-
лониальных и зависимых странах все ярче
разгорается пламя борьбы порабощенных
против поработителей, угнетенных против
угнетателей.

Иупериализм, как загнанный зверь, не
собирается сдаваться без боя. Охваченный
звериной ненавистью к демократии и коу-
мунизму, он изошряетея в изобретении
способов борьбы за продление сроков сво-
его существования, лихорадочно отращи-
вает «атомные когти». Отсюда и бешеная
подготовка новой мировой войны; отсюда
и потоки джи и клеветы против СССР и
стран новой демократии; отсюда и спешная
мобилизация  социал-лакеев всех сортов,
числом поболее, пеною подешевле, прово-
димая при одновременной ставке на в03-
рождение фашизма (опять-таки, при пря-
мой поддержке тех же сопиал-лакеев).

С непоколебимым спокойствием и верой
в собственные силы‘ смотрит новый мир
социализма и демократии на конвульсив-

ное беснование старого мира капитализма
		Ee

фест Воммунистической партии». `Социа-
лизм перестал быть мечтой, «золотым
сном» человечества и превратилея из
утопии в науку: В этом программном ло-
вументе с гениальной простотой и  ясно-
стью были ‘изложены принципы научного
коммунизма, поистине всесильного учения,
которое доказало неизбежность гибели ка-
питализма и научно определило историче-
скую роль рабочего класса, как могиль-
щика капитализма, как созидателя нового,
коимунистического общества _
	«Буржуазия не только выковала ору-
жие, несущее ей смерть, — подчеркивали
Маркс и Энгелье, — она породила и лю-
дей, которые направят ‘против Hee это
оружие...» Словно могучий набат, прозву-
Чали эти вещие слова Maprea и Энгельса.
	С тех пор проныю сто лет. Человечество
шагнуло из девятнадцатого века в двадца-
тый, На календаре истории сменились
эпохи. Мир вступил в эпоху торжества
коммунизма и неотвратимо  приближаю-
щейся гибели капитализма.
	ченин называл «Манифест Коммунисти-
ческой партии» небольшой книжечкой, ко-
торая стоит целых томов, потому FTO
«духом ее живет и движется до сих пор
весь организованный и борющийся проле-
тзриат цивилизованного мира». Сталин
более сорока лет назад писал, что учение
марксизма 0 непримиримой классовой
борьбе — это «лучшее оружие в руках
пролетариата», оружие, при помощи кото-
рого пролетариат завоюет политическую
власть и затем экспроприирует буржуазию
пля установления социализма.
	Бессмертное учение Маркса и Энгельса,
обогащенное и двинутое вперед Лениным
и Сталиным, указывает трудящимея веего
	мира путь к освобождению от капитали-
стического рабства и вдохновляет их НЗ
революционную борьбу.
	han бы ни старались англо-американ-
ские империалисты и их лакеи из право-
социалистического притона «третьей си-
лы» столкнуть человечество со стоябового
пути развития, с пути, маршрут которого
был намечен Марксом и Энгельсом еще
ото лет назад, — все их старания обре-
чены на провал: «мы живем в такой век,
когда все дороги`ведут к коммунизму»
(В. М. Молотов).
	\изнь подтверждает эту истину еже-
дневно и ежечасно. Еще в 1934 году
товарищ Сталин предвидел, что новая мй-
ровая война «поставит под вопрос само
существование капитализма в ряде
	стран...» На наших глазах сбылея этот
гениальный сталинский прогноз. В итоге
второй мировой войны последовал полный
крах крупнейших  фашистеких держав,
служивших опорой всей международной
реакции. Из цепи капитализма выпал по-
вый ряд звеньев. В послевоенном мире
силы реакции слабеют, а силы демократии,
социализма гигантеки выросли и продол-
жают расти.
	Священное знамя коммунизма олинцетво-
	_ряет с0б0ю ум, честь и совесть нашей
эпохи. Не только в Советской стране, но
и в других странах коммунистические
ндеалы воодушевляют миллионы людей к
героической борьбе. Влияние передовых
идей века благотворно сказывается и в
борьбе, и в творчестве — науке, культу-
ре, искусстве. «Нельзя считать случайно-_
стью, что ныне лучшие произведения ли-
тературы принадлежат перу писателей, ко-
торые чувствуют свою неразрывную идей-
ную связь с коммунизмом» (В. М. Молотов).
Отромное воспитательное воздействие ком-
мунистических идей, способствующее Mo-
	ральной закалке ‘борцов ‘за лучнее буду-
щее человечества, указывающее путь к
этому будущему, является могучим ору-
	HEM, разящим врага и приближающим
	срок гибели капитализма.

0 грозном «призраке коммунизма» пи-
сали сто лет назад. Марке и Энгельс. Вом-
мунизм стал живой реальностью в эпоху
Ленина — Сталина. И как бы ни старалея
разлагающийся капитализм приостановить
ход историй, — ему это не удастся! Крот
истории роет хорошо. Вее дороги в на
век ведут к коммунизму! {
	Декада литовской литературы -
	Приезд писателей
Литвы в Москву
	Вчера для участия в декаде литовской
литературы в Москву приехали видней-
шие писатели и артисты республики во
главе с председателем Союза советских
писателей Литвы H. Шимкусом.

Вместе с делегацией прибыл предсела-
тель Президиума Верховного Совета Ли-
товской CCP тов. Ю. Паленвис.

На Белорусском вокзале гостей ветречз-
ли московские писатели во главе с a. Tu-
XOHOBEIM,

Товарищ Ю. Палепкис в беседе с нашим
корреснондентом сказал:

— Мы выступим в столице ССР 6
творческим отчетом, чтобы показать наши
первые скромные достижения и послушать
критику русских писателей. Мы стремим-
ся продолжать и крепить традицию {py
	оы с русским народом, литература которо-
	го имела и имъет огромное значение для
развития ‘литовской литературы.

— Большое ‘счастье для нае, — ска-
зал И. Шимкус,—енова оказаться в Mo-
скве. Наша кровная связь ве Москвой ста-
ла особенно прочной в годы Великой Оте-
чественной = войны. ‘Вместе с москвичами
	мы’ защищали  серлие нашей Родины от
	немецко-Фаптистских захватчиков, вместе
с ними боролись 3a освобождение
Литовской республики, которая была.
оккупирована лютым врагом. Нам радост-
но снова встретиться с русскими писате-
лями в Москве, гле каждый ‘ИЗ нас чув-
ствует себя, как в родном доме.

Читовская литература пошла по ши-
рокой дороге соппалистической культу-
ры, и мы надеемся, что сумеем создать
высокохудожественные произведения, до-
стойные величественной эпохи сопиализма.

Декада литовекой литературы начинает-
ся сегодня большим вечером в Колонном
зале Дома союзов. Вечер откроет А. Фа-
деев. Вступительное блового литовекой ли-
тературе скажет Ю. Палепкис.

С чтением своих произвелений высту-
пят писатели: В. Вальеюнене, №. Корса-
кас, 9. Межелайтие, В. Миколайтис-Пути-
нае, В. Мозурюнае, Т. Тяльвитие, И. Ших-
кус. Переводы произведений  латовеких
поэтов прочтут В. Державин, В. Звягин-
цева, И. Сельвинский, Н. Тихонов и
П. Шубин.

После’ литературной части состоится
конперт, в котором примут участие за-
служенные артисты Литовекой CCP:
А. Сташкевичюте, К. Гутаускае, Ю. Ма-
жейка, участники Государственного народ-
ного ансамбля литовской песени танца
под руководством И. Швядас и московские ”
артисты — М. Михайлов, Е. Гоголевз;
Ц. Мансурова, Н. Шпиллер, В. Аксенов и
Н. Першин.

В течение декады литовские гости вы-
ступят в Доме культуры имени Ленина
	(Трехгорная мануфактура), перед студен-
	ческой аудиторией — в клубе Московеко-
го университета, в Доме актера и в дру
гих аудиториях столипы.

В Центральном доме литераторов учает-
ники декады встретятся с писательской
общественностью Москвы. Злесь будет от»
крыта выставка литовской книги.

Союз советских писателей СССР посвяз
тит специальное заседание президиума во
просам литовской литературы,
	К 80-летию со дня рождения А. М. Горького
	28 марта исполняется 80 лет со дня ро-
	ждения А. М. Горького. Литературная и
научная общественность Москвы отметит
эту дату, связанную с именем родоначаль-
ника советской литезатуры. юбилейными
	ника советской литературы, юбилеиными
заседаниями писателей, ученых, литерату-
роведов.
	Научные доклады о творчестве великого
писателя будут заслушаны на об’единенной
сессии отделения литературы и языка Ака-
демии наук СССР и Института мировой
литературы. Институт готовит ко дню
Горьковского юбилея два новых печатных
исследования: монографию «Максим Горь-
кий. Жизнь и творчество» и коллективный
труд об одном из самых значительных про-
изведений — Горького — «Жизнь Клима
Самгина».

„Большой интерес представляют новые
экспонаты музея А. М. Горького в Москве,
приобретенные в последнее время.
	В Большом зале Московского Дома уче-
ных 25 февраля открылся третий цикл Ло-
MOHOCOBCKHX чтений. Собралась учащаяся
молодежь столицы — старшеклассники
средних школ, ‘студенты вузов, рабочие
предприятий, молодые специалисты, комсо-
мольский актив,

Собрание открыл секретарь ЦК BJIKCM
тов. А. Климов. Он сказал, что Ломоносов-
ские чтения, организованные Академией
наук и Центральным Комитегом ВЛКСМ в
1945 году для увековечения памяти великого
	русского. ученого, стали хорошей традицией
_в жизни советской молодежи. Такая форма.
	пропаганды научных достижений позволяет
широко и планомерно приобщать наше мо-
	«ИСТОРИЯ ВТОРОИ
	Причудливая вязь китайских вероглифов
украшает обложки книг, переданных недав-
но музею Всесоюзным обществом культур-
ной связи с заграницей. Это переводы про-
изведений Горького на китайский язык,
изданные в прошлом году в Китае.

Среди других новых приобретений музея
обращают на себя внимание первый кигай-.
ский ежегодник под названием «Изучение
Горького» (вышел в 1947 году) и книга
«Биография Горького в иллюстрациях», вы-
пущенная Советско-Китайским ‘обществом
в Шанхае к десятилетию со дня смерти
великого писателя. В разделе «Ежегодни-
ка» под названием «Горький и мы» опубли-
кованы письмо Горького Сун Ят-сену и
обзор писателя о путях китайской револю:
ции. Ряд китайских писателей выступает в
книге с исследовательскими статьями о
Горьком.

Е. П. Пешкова передала в дар музею
ряд фотоснимков из семейного альбома.
	лодое поколение к самым актуальным проб-
лемам естествознания, техники и общест-
венных наук. В Ломоносовских чтениях
принимают участие виднейшие ученые стра-
НЫ.

Яркую речь произнес на собрании акаде-
мик В. Образнов.

С первой лекцией третьего цикла Ломо-
носовских чтений на тему «В. И. Ленив и
И. В. Сталин — корифей науки» выступил
	член -корреспондент Академии наук СССР
П. Поспелов.
Весь цикл. намеченный ва текущий
	учебный год, содержит одиннадцать лек-
ций по проблемам литературы, философии,
астрономии, химии, физиологии, геологии и
т. п.
		. . 8
США и так вазываемыми странами «оси»
во главе с гитлеровской Германией. В кни-
ге отображена борьба Советского Союза
за коллективную безопасность против фа-
шистской агрессии.

Книга дает представление о коренном
различии между внешней политикой СССР,
стремившегося к организации коллективной
безопасности, и’ политикой Англии, Фран-
ции и США, способствовавших развязыва-
нию войны фашистскими агрессорами.
	Ломоносовские чтения
		Слан в печать первый том большого
коллективного труда-—«История второй ми-
ровой войны», издаваемого’ Институтом
истории Академии наук СССР.

‚ (События второй мировой войны будут
освещены в двух-трех томах.

_ Первый том охватывает период с 1918 по
1939 год и показывает возрождение герман-
ского империализма после первой. мировой
войны, экономические и политические взай-
моотношения между Англией, Францией,