сила идей коммунизма _

Н. РУБИНШТЕЙН
	Ww

«идеалов». Даллее даже плавалея, что
пюди «подозревают США в моральном и
интеллектуальном ° банкротстве». — Некий
Генри Хэзлитт- в’ статье, носящей любо-
пытное название «Доллары против комму-
низма», недавно обвинял правительство
	леток, ‘героев Великой Отечественной вой-   низма», недавно обвинял правительство
ны, Оно рождает новые трудовые подвиги   США в том, что большинетво его деятелей
	миллионов советских людей — строите-
лей Коммунизма.

Великая коммунистическая ‘идея’ yB-
лекла  двухсотмиллионный народ, под-
вяла его на борьбу за построение нового
общества, закалила его волю, сплотила
вокруг большевистской партии, вокруг
великих продолжателей дела Маркса и
Энтельса — вокруг Ленина и Сталина.

Разве не идеями «Манифеста» живут
народы стран новой демократии. смело
строящие новую жизнь B Tyme cBOuMA
путями к социализму? Разве не имн
живет и движется рабочий класс, трудя-
шиеся капиталистичеевих стран?

Вакое знамя  развертывают ° массовые
движения ‘трудящихся, kak не знамя
коммунизма? He только на европейском
континенте, но -и в Америке, Англии,
Asuna, Африке, Австралии коммуниетиче-
ская илея об’единила миллионы сознатель-
вых борцов — чаенов коммунистических
партий.

Индонезийский журнал «Голос Свобод-
ной Индонезии» сообщил, что’ инлонезий-
ская молодежь теперь «изучает учение
Маркса, Ленина и Сталина, имена кото-
рых раныше могли произноситься только
шопотом... Мы можем учиться у Ленина и
Сталина, как находить ответы на наши
проблемы»,

Тав далеко разнесся призывный Rand,
  воервые брошенный в мир Марксом и
Энгельсом. Й взоры человечества sce
‘более обращаются к отране, гле основные
программные  принцины «Беммуниетиче-
  ского манифеста» стали законом  обще-
ственной и. государственной жизни и 34-
пенатлены в  параграфах  Сталинекой
Вонетитупии:

Беенредельная преданность коммунисти-
ческой идее породила героев — людей,
чья жизнь, вся до конца, была  отлаиз
делу рабочего класса. В их.рядах славные
соратники великих Ленина и Сталина —
Виров и Дзержинский, Фрунзе и. Орд
никилзе, Куйбышев и Калинин.

Среди них мученики, геройски  погиб-
шие за лело Пролетариата, — Kapa Либк-
нехт и Роза Люксембург, Габриель Пери
й Семар. Эрнет -Тельмая и Грамши.

Что дало этим борцам невиданную силу
духа, устрашавшую врагов?

Что дало возможность Георгию Димитро-
BY превратить скамью подсудимого на
Лейнцигеком процессе в трибуну обви-
нителя фашизма и заявить на весь мир,
что вопреки террору озверелой буржуазия
колесо истории вертится и будет вертеть-
ся до окончательной победы коммунизма.

Что помогло истерзанному гестаповпами`
Юлиусу Фучику писать в застенке в
  ожиданий казни: «Мы выполнили свой
долг... жили мы для радости, за радосгь
шли в бой, за нее умираем. Пусть п0это-
му печаль никогда небудет связана в
нашим именем». so

Что движет греческими и китайскими
коммунистами. идущими на самоотвержен-
ную борьбу против реаклионных диктатур
Софулиса и Чан Кай-ти — этих найми-
тов американских империалистов?

Бессмертная идея. коммунизма деллет
людей героями, преврашает мужество,
храбрость, смелость из исключений в пра-
вило, в норму поведения.

Только эта илея поднимает человече-
ство к вершинам новой морали, потому
чт0°3а коммунистическим идеалом—исто-
рическая правота, за ним — будущее.

‹ И. что могут противопоставить. ему
	имоериалисты? Идеал американского. дол-
лара, господства банкиров” и промышлен-
ников Уолл-стрит?
	Недаром — американские  резкционеры
	«явно не знает настоящих доказательств
в пользу капитализма и против коммуниз-
ма». «Их так называемая зашита капита-
	лизма обычно носит Xapakfep  опразда-
ния», —~ жаловалея Хэзлитт.

Разве He симптоматично. что такого
	рода оправданиями занимается даме орга
магнатов американского империализма —
журнал «Форчун»? «Откликаясь» из сто-
	летие «Боммунистического манифеста»,
это журнал пытается «опровергнуть»
итеи  генпального творения’ Маркса и
	Энгельса. Но как?’ «Форчун» заявляет,
будто сутопические» ‘идеалы «Манифеста»
осуществлены... американскими капитали-
стами: «США-—это наиболее бесклассовое
общество, какое мы когда-либо видели...»
И лля вашей убедительноети незалачли-
	вый автор статьи расхваливает антираоо-
чие законы Тафта — Хартли! Но страх
перед завтралнним днем, как ни пытается
он скрыть это судорожной гримасой,—тя-
тотеет над ним и его хозяевами, Й забывая
	о «ниспроверженаи» идей «Воммуниетиче-
ского манифеста», ‘он предупреждает о
тяжелой необходимости надзирать за про-
изводительными силами, Чт0бы “AX не
постигла катастрофа... Да, трудно прихо-
дится апологетам  капиталистической сви-
стемы в наш век! °

`Не помогут американским империали-
	стам бевины и блюмы, шумахеры и сара-,
		раты, которые Ha манер «иетиных CO-
циалистов», разоблаченных Марксом и Эн-
тельсом в «Манифесте», сопровождают
каждое гнусное деяние буржуазии «социз-
листическии» словоблулием.

Призывным набатом ‘вее громче звучат
слова «Манифеста» для народных Macc
всего мира. Похоронным звоном отдаются
они в лагере империализма. И. если
тогда «Манифест» вызвал дрожь У
буржуазии, то сейчас империалиеты и их
пособники уже не могут скрыть своего
животнога страха. перед новым миром —
миром коммунизма.

Американские имперпалисты, их лейбо-
ристские и иные лакеи в сотнях книг, в
тысячах статей об’являют 0 «крахе
коммунизма», о его «несостоятельности».
Но почему же они тогда Tak страшатся
«коммунистической угрозы»? Почему они
вопят о том, что борьба Советского Сотоза
	за мир—<«коммунистическая пропаганда»!
Почему они об’являют любого честного
демократа в своих странах сторонником
коммунизуа? Почему английский буржуаз-
ный социолог Энджелл нотошно призывает
коммунистов отказаться от «той части
учения Маркса, которая делает капитализм
ответственным за войну»?

Почему бывший военный министр США
Стимеон заклинает американцев не ду-
мать, что будущее США «зависит от
предсказаний Маркса»?
	в: и 2
   Ие потому ли, что коммунизм выступает
	BO плоти и Крови, ПоЛлВыЫй  рионенаыл
сил и энергии? .

Не потому ли, что в наш век, orga
все дороги ведут к коммунизму, народные
массы все’ теснее об’единяются вокруг
коммунистической идеи. Вель на примере
тридцатилетнего существования = созет-
ского государства они убежлаются в том,
что трудящиеся теряют в коммунистиче-
ской революции только свои цени, а при-
обретают целый мир.

Притягательная сила великой коммуни-
стической идеи возрастает с о каждым
днем. Как бы ни бесновались наши враги.
	олно ясно, несомненно и бесспорно: чело-
вечеству осталось пройти куда более ко-
роткий путь до коммунизма, нежели TOT,
который оно прошло от февраля 1848 до
февраля 1948 года...
		Сороковые годы ХХ ‘века. Черная, реак-
ция властвует над Европой. Монархии
Луп-Филиппа, Виктории, Николая I,
Фридриха-Вильгельма IV в их министра-
ми, войсками, полицией, церковью, пар-
ламентами охраняют интересы фабрикан-
тов, банкиров, помещиков. Преес буржу-
азной  эксплоатации  завинчиваетея все
сильнее, . перегоняя: жизненные силы,
кровь и пот рабочих в нрибавочную стои-
мость, в прибыль хозяев. В зловонных
трущобах. Лиона и Парижа, Лондона и
Манчестера ютятся наемные ‘рабы кани-
тала. Каторжный труд, нечеловеческие.
условия жизни — голод, холод, болезни,
нищета обрекают фабочих на вымирание. _
Капиталистическая экеплозтация перепле-
таетея с феодальной. В России царит кре-
‘постное право, и столичные газеты нубли-.
куют на своих страницах об’яваения о
продаже крестьянских «Ayu». В’ Австрии,
Пруссии крестьяне отбывают тяжкую бар-
шину и несут оброк.

Глухие, предгрозовые раскаты слышатся
	BO всех европейских странах. Линенекие
ткачи поднимают знамя восстания.
«ВИТЬ, работая, или умереть,
стажаясь». — начертано на нем. В
	Антлии чартистекое движение порождает.
	волну демонстраций. и Стачек. В июне
1844 года <«Тайме» в страхе предостере-
тает британскую  буржуазию: «Война
дворцам, мир хижинам — вот ужасный
боевой клич; который может еше раз
прозвучать в нашей стране». В том же
году восстают силезские ткачи. Крестьян-
ские восстания стремительно нарастают в!
Россий -
	Но революционное движение рабочих
еще незрело. Его идеология туманна, уто-
пична. Это -— причулливое ‘переплетение
мелкобуржуазных ненаучных теорий. Его
организации беспомощны и несамостоя-
тельны. Пролетариат идет вслепую, wa-
ощупь, вразброд, неуверенно, — без про-
граммы, не зная маршрута, зачастую не
отличая врагов от друзей, союзников OT
противников.
	Й вот — тому назад ровно столетие—
молния прорезает о сгустившиеся тучи в
ярко освещает прошлое, современность: и
будущее Европы, всего мира, всего чело-
	вечества. эвучат . гневные и. мощные,
полные силы и уверенности, огненные
слова «Манифеста Коммунистической
партии». `

Поистине — это документ великой не-
нависти к  эксплоататорам. С каким
страстным гневом Марке ип: Энгельс за-
клеймили в нем буржуазию. лживую п
	яицемерную апологию строя, основанного
на частной собственности Ha средства
производетва. Как беспощадно они обли-
чили и пригвоздили к позорному столбу
Еласс капиталистов, открыто и бесстыд-
но эксплозтирующий пролетарнат.

«Манифест Воммунистической партии»—
документ борьбы угнетенных против уг
нетателей, рабочего класса против капи-
талистов. От первой до последней строки
зовет он к революционному действию, к
ниспровержению ` буржуазных — порядков.
Подобно тому, как расплавленная сталь
отливается в форму, так революционная
лава классовых боев первых  деся-
тилетий Х[ГХ века отлилавь в пламенные
строки «Манифеста». Когда-то былое ска-
зано, что страницы, написанные Марксом.
буквально еше дымятся от той горячей
борьбы, которая предшествовала их нпояв-
лению. Вольше всего это относится к
«Манифесту Коммунистической партии».

Но «Манифест» отнюдь не был продук-
том «социализма. чуветва».

Научный социализм Маркса и Энгельса
пришел на смену всем остальным формам
социализма, для которых, по словам
Ленина, характерны: «непонимание мате-
риалистической основы = исторического
движения,  неуменье выделить роль и
	значение Каздого класса вапиталистиче-
ского общества, прикрытие буржуазной
сушноети демократических нреобразований
	зами о «народе», «еправедливости», «пра>
ве» ит. Ш»...

В «Коммунистическом манифесте» пели
и задачи революционного. движения pabo-
чего класеа, его идеал — коммунизм —
предстали не как благое пожелание или
прекрасная, быть может,  несбыточная
мечта, а как неизбежный результат 05-
шественного развития. Марке и Энгельс
впервые превратили социализм в науку;
они открыли законы движения  обще-
ства п научно обосновали великую мие-
сию рабочего класса,

«Глевное в учения Маркса, — писал
Ленин, — это—выяснение. воемирно-исто-
рической роли пролетариата, как созида-
теля социалиетичеекого общества».

Говоря 0 марксизме, Ленин подчерки-
вал, что эта теория в самой себе внутренне
неразрывно  соедивяет высшую  науч-
ность с революционноетью.

Это дало коммунистической идее неодо-
лимую мощь, великую преобразующую,
мобилизующую и организующую силу.

На это указывал товарищ Сталин еще
в 1905 году. Выяеняя роль социалистиче-
ского сознания в историческом развитни,
он приводил строки «Манифеста», в коте-
рых говорилось, что: коммуниеты на прак-
тике являются самой решительной, всегда
побуждающей к пзижению вперед частью
рабочих партий всех стран:

«Идеологи побуждают к  дважению
вперед, и именно поэтому идея, социали-
стическое сознание, имеет великое значе-
ние для движения», — писал товарищ
Сталин: в

Открытие закономерности, необходимо-
сти прихода социалистического общества
на смену капиталистическому, сделанное
Марксом и Энгельсом, не имело ничего
общего с фаталистическим взглядом   Ha
историю, Революционный маркеизм рас-
сматривает борьбу пролетариага, как не-
обходимую активную силу исторического
развития. Вместе © тем участники этой
борьбы сознают, что они идут по столбо-
вой дороге истории, и это сознание уско-
ряет победу коммунизма.

В новую эпоху это сознание вырабаты-
вали, воспитывали У трудящихся Ленин и
Сталин.

«Манифест Коммунистической партий»
вот ‘уже целое столетие вдохновляет
и будет впредь вдохновлять поколения
борпов за дело: трудящихся.

«Эта небольшая книжечка, — говорил
Ленин 0 «Манифесте», — стоит целых
томов: духом ее живет и движется до сих
	пор весь организованный и борющийея
	пролетариат цивилизованного мира».
	о Идеи коммунизма зажгли огонь священ-
ной борьбы в сердцах лучших еынов ра-
бочего класса Росени, сплотили их в MO-
гучую когорту большевиков. Тюрьмы и
ссылки, виселипы ий каторга не’ странталя
стойких солдат революции. Руководимые
Лениным и Сталиным, они твердо и не-
поколебимо шли к цели -—= нобелонесной
	сопиалиетической  революнии, ведя 3a
собой маллионные массы.
Илеи_ «Коммунистического манифеста»
	звучали в лозунгах, с которыми Шенин и
Сталин вели трудящихся нашей страны
на штурм капитализма в октябре 1917 го-
да. Они веелали уверенность в победе в
сердца ‘бойнов Красной Армии, сражавших-
Ch He на жизнь, а на емерть с интервен-
тами п белогварлейцами.

Влохновляющая ‘сила коммунистических
идей неелыханно возросла, когда эти идей
воплотились в жизнь в нашей стране.
Уже более лвадпати лет’ назал товарищ
Сталин отметил, что программа  апролетар-
ской революпии, изложенная в «Манифе-
cre» и в «Принципах коммунизма»
	Энгельса, на девять десятых ОбУЩЕСТВАЕ:
на в Советеком Союзе.
	Сознание этой исторической победы
	——S
			Карл Маркс в рабочем кабинете,
	ПОКУМЕНТЬ
	ИСТОРИИ
	нифеста Коммунистической партии» ма  лиотеки искали в мемуарах и архивных
русском языке? Вопрос. этот в течение, документах. В «06бзоре важнейших дозна-
многих лет волновал  писеледователей, В  ний, проводившихся в жандармеких упра-
литературе, посвященяой ‹ истории «Маня-   влениях Империи за время с`1 января о
феста», нриводились различные даты. Не-   1 июля 1883 года по делам о государет-
которые авторы считали, что выход в свет! венных преступлениях», неожиданно было
первого русского перевода «Манифеста» обнаружено нмя Белинской: «Белинская Ан-
относится к началу 60-х годов, другие на-  тонина Иванова, из дворян, ученица, Харь-
зывали определенную gary — 1870 год.  ковской акушерской клиники; 26 лет..:
Эла дата ий утвердилась в библиографиче-  Связью обвинения Белинской © дея-

В каком году вышло первое издание ил книгу? Ответ на вопрос сотрудники 6и0-
	‘ских справочниках.

В одной из витрин юбилейной выстав-
ки, развернутой в ‘конференц-зале Инсти-
тута Маркса-——Энгельса — Ленина, лежат
первое русское издание «Манифеста». Па
этикетке, находящейся рядом 6 KHAO,
четко выведены слова: «Женева. 1869».
Это и есть подлинная дата русского изда-
ния «Манифеста». Установление этой даты
стоило научным сотрудникам института
‘долгих трудов. Изучая все, что связано ©
изданиями «Манифеста»; они извлекли из
архивов секретное *. донесение ° царской.
охранки от 8. ноября/ 1869. года. В лоне.
сении говорилось о залержании на почте
пакета, в котором находилея экземпляр
«Манифеста» на руеском языке. Это и по-
служило исходной точкой для уставовле-
ния точной даты первого русского перево-
да «Манифеста». } :

Научными сотрудниками ИМЭЛ сделаны
п другие пенные находки в области биб-
тиографии. важнейшего программного локу-
мента марксизма. Многие экспонаты юбп-
лейной выставки, демонетрирующей бога-
тейшее в мире собрание изданий «Мани-
феста», носят на. себе следы упорного
творческого труда.

В витрине, где лежат нелегальные pyc-

ские выпуеки «Манифеста», обращает па  проделанной работы нашли отражение

тельностью членов  харьковекого круб-
ка являются отношения с’ обвиняемым Ш..:
При обыске Белинской найден... гектогра-
фированный «Манифест Коммунистической
партии». : ,

Сколько немецких изданий «Манифе-

cra» вышло в Лондоне в год опубликова-
ния «Манифеста» (1848)? Долгое время
считалось, что три. Вводил в заблуждение
титульный лист книги, выпущенной Гирш-
фельдом. Он почти в точности воспроизво-
AMA титульные ‘листы ‘первых двух лон-
донских изланий. Совсем недавно научным
сотрудникам - -библиотеви ИМЭЛ»: удалось
установять, что Гиршфельд начал свою из-
дательскую деятельность только в 60-х
годах.
ВБиблиографы ИМЭЛ могут рассказать
еше о многом. 0 том, как она, слазая
шрифты и изучая соответствующую лите-
ратуру. выяснили местонахождение под-
польной типографии Центрального Вомите-
та РОДРИ, выпустившего в 1904 году
нелегальные экземпляры. «Манифеста»; о
сложных путях, какнми они пришли К
установлению дат пяти английских изда-
ний, выпущенных издательством Ривеа,
ит д

Результаты их кропотливой и любовно
в

себя внимание гектографированное издание,   полной библиографии всех изданий «Мани-
на обложке которого написано чернилами   феста», составленной библиотекой ИМЭЛ
слово «Белинской». Кто такая Белинекая   к 100-летвю тениального творения осново-
й какой подпольный кружок выпустил эту! положников марксизма:
	разными, якобы социалистическими фра-  вдохновило строителей сталинских  пяти-! горько сетуют на отсутствие необходимых
	ane

Юрий ЖУКОВ
	7 = * 7
Из записной книжки корреспондента чают от них? Большинство запросов посвя-   на Бродвее, как компании юнцов, — пар- преступлениям (есть и такой комитет в   Улыбаясь Судьям, она подробно рассказала
щено одной теме; как найти богатого му- ней е небрежно повязанными галстуками этой благословенной стране!). ‘возглавляе- 060 всех деталях убийства и лобавила, что
	статистике, в ОША разводится каждая
третья супружеская чета,
Чем ближе знакомиться е бытом этой
	 1етраны. тем больше убеждаешьея B TON,
	насколько глубоко отравлена ее жизнь
растлевающим ядом аморальной по самой
своей природе социальной системы, основ-
ным и единственным стимулом которой яв-
ляется стремление к наживе. HW тут не-
вольно обрашаеться к острым, разящим;
словно клинок. чеканным словам великого
документа, столетие которого мы отмечаем
в эти дни: буржуазия «... не ‘оставила
между людьми никакой другой связи, кро-
ме голого интереса, бессердечного «чието-
гана». Воледяной воде эгонетического pac-
чета потопила она священный трепет pe-
лигиозного экетаза, рыцарекого энтузиаз-
ма, мещанской  сентиментальноети. Она
превралила личное достоинство человека в
меновую стоимость... Буржуазия сорвала
се семейных. отношений их трогательно-
сентиментальный покров и свела их к
чисто денежным отношениям».
Просматривая запиеи, относянтиеся к не-
давней поездке в Соединенные Штаты, пе-
ребирая  мноРочисленные вырезки из
американских газет, я припоминаю десят-
ки историй, которые, показывают, что
нравы и обычай в мире бессердечного чи-
стогана и теперь, спустя много лет, все те
же, разве что низость и мерзость этих
нравов проявляются еще. пиничнее и
откровеннее. Я не буду говорить об узком
мирке пресловутой «тысячи американ-
цев»-—и без того немало напиеано и рас-
сказано о том, какие‘ свинекие нравы B
нем парят. Значительно более показатель-
но то ‘влияние, какое оказывает «религия
доллара» на психологию средних классов
США.   и
Начну с такой летали: У америкачско-
го обывателя при чтении ежедневных га-
зет  огромным успехом пользуется с елени-
фический отдел. поевященный ^ вопросам
семьи ий ‘брака. Важдая; газета имеет сво-
era «оракула», дающего читательнипам
советы на вее случаи жизни, С какими же
вопросами обращаются ‘американки к -сво-
им «оравулам» и какие наставления полу-
		tart ae ит идти чаи  иное,

щено одной теме; как найти богатого му-
ma? «Пе будет ли плохо для меня, если я
попробую выйти замуж за моего  шури-
на?» — деловито спрашивает читательни-
ца «Дейли миррор».—Вы имеете шанс, и

он ваш, если вы захотите этого», — не
менее деловито отвечает консультант До-
роти Дике. «Дорогая мисе Дикс! — взы-

вает к «оракулу» другая  корреспьвдент-

ка, — я до смерти влюблена в женатого

мужчину, и’он меня ‘любит... Я все делаю,
чтобы заставить’ его жену ‘развестись е
ним». — «Вы напрасно тратите время,  —
холодно ответетвует «оракул», — направь-
те свой огонь по другому адресу»,

Некий консультант доктор Попено sa-
CT умилительно-глубокомысленный совет
богатой вдове, сыновья которой ссорятея
из-за пользования автомобилем: «Это ваша
мащина, миесие В. Вак старшая из участ-
ников спора. как женщина и мать, вы
имеете приоритет в праве пользования ею.
Каждый из ваших сыновей должен пла-
тить (!) за пользование автомобилем.
Предоставлять машину следует предпочти-
тельно тому, кто спешит на свидание, Пря
равных условиях предпочтение отдается
тому, кто первым подал заявку, Если вы
поставите это на деловую основу. я ду-
маю, вам нетрудно булет превратить ваш
автомобиль из предмета раздоров в источ-
ник удовольствий...»

Советскому читателю полобные настав-
ления могут показаться дичью, бредом, ми-
стификацией. Он не приемлет идею брака
по расчету, он: не предетавляет себе, как
можно переводить на язык торговых Tep-
минов отношения. между матерью и леть-
ми. Но в мире, где семейные отвошевия
уже сто лет назад были ‘сведены к де-
нежным отношениям; подобные нравы в
порядке вешей. Нужно ли пояенять, как
пагубно сказываются эти пиничные. ого-
ленно-безнраветвенные «принципы» бур-
жуазной. морали на неихологни мололежя
Соединенных Штатов. лышашей отравлен:
ным воздухом растленной бульварной зи-
тературы, развратного. американского ки-
чематографа, оголтелого американского ра-
дип,

Морлобой, пьянство, употребление нар-
котиков. разврат считаются в определен-
ных кругах американской молодежи’ свое-
образным признаками’ Молодечества: ли-
хости; Мне не раз прихолалоеь наблюдать
	н всклокоченными волосами и девчонок в мый судьей города Утика Уолшем,
	брюках, с нарумяненными  Физиономи-
ями, — проводят вечер, Пошатываясь. они
слоняются в обнимку из одного бара в
другой, поглощая виски с содой стакан за
стаканом; смотрят за пять центов, приль-
HYB K Meike киноавтомата, непристойные
короткометражные фильмы; гогочут Had
	порнографическими открытками, свободно
продающимиея в ночных книжных магази-
нах: ныряют в битком набитые данеинги,
где пляшут дикие танцы. Й так из вечера
в вечер, из месяца в месяц.

Следует ли после этого удивляться рас-
пушенности змериканской молодежи? Во
время моего пребывания в Нью-Йорке
бульварная ‘газета. «Дейли Ньюс» затеяла
одну нз тех дурацких анкет, которые пуб-
ликуются ради сенсации. Репортеры этой
газеты подходили на улипе к девушкам и
в упор задавали вопросе: «Пошли бы вы во
второй раз гулять с мужчиной, который ve
догадался поцеловать вае при прощании?»
И вот что отвечали им американки;

Эллен Больер, Эльмхерст, Квинз: «Вели
бы он не попытался поцеловать меня на
прощанье, я почувствовала бы. что он не
заинтересован BO мне, и мне стало бы, по
меньшей мере, не по. себе. За целый год
только один мужчина не пытался «меня по-
целовать на прошанье после первой нашей
встречи. Это, конечно. был елюнтяй, и я
с ним больше ни разу ве гуляла»,

Студентка Тоби Пейгер. Бронкс: «Па
практике десять из десяти мужчин, при-
машающих Bae Ha прогулку, стараются
Bac поцеловать уже ‘в первый вечер, Тем
не менее, я пошла бы во второй pas ¢
мужчиной, если бы он He пыталея меня
поцеловать, чтобы посмотреть, что он
собою представляет».

Ассистентка зубного врача Эллен Сюрен-
ко. Бронко: «Да, я встретилась бы во вго-
рой раз просто’ из любопытства, Его’ пове-
ление Я рассматривала бы, как вызов. Но
если бы он и в0 второй раз не попытался
	меня поцеловать, то я была бы уже  лучил в вачестве арендной платы.
наетороже». 06е° девицы оказались хроническими
И вее ответы — B TOM Re AYKe... пьянчужками. Бетта Грубер, в частности.
	эта легкость в мыелях необыкновенная   заявила в суде. что она «плохая девушка».
сплошь и рялом приволит американскую   что она систематически пьет с 13-летнего
мололежь ‘к весьма печальным” поелел--  возраста п что ‘перел “убийством она 0бо-
ствиям. Не случайно в сентябре прошлого   пла ‘со своам приятелем все ‘бары A BUTT.
	года Об`единенный комитет по! половым   ла «около пятнадцати стаканов виски».
	мый судьеи города этика Фолшем, вы-
нужден был отметить рост половой  пре-
ступности в стране. По данным американ-
ской статистики, только за 1946 год в
Соединенных. Штатах было арестовано за
половые преступления, распутное поведе-
ние и ‘бродяжничество 29.600 женшин.

не испытывает никаких угрызений coBe-
сти. Репортеры в.своих отчетах расхвали-
ли ее светлые кудри и «по-детски. улыба-
ющееся лицо». Узнав’ об этом, Грубер за-
явила: «Когда меня посадят Ha электри-
ческий стулои состригут кудри, я кому-
нибуль пошлю их»... :
		Сколько таких историй случается в
США каждый день! Один из видных аме-
	риканеких скриминалистов доктор Дэвид
Дресслер и журналист Beppa Стюис недав-
но опубликовали весьма. поучительные
	Данные 0 росте женской преступности в
США. «Стиль преступлений меняется, каб
меняются обычаи и фасоны шляп, — по-
вествуют авторы. = Пора признать, что
преступные женщины стали для Hac Te-
перь серьезной угрозой. Большинство лю-
дей считает, что женщины проявляют
меньше › склонности -к. насильственным п
преступным действиям, ‘чем мужчины.
Но опи уже изменились, и теперь такое
убеждение является чистейшей иллюзией.
Наша культура

Что и говорить, рост женской преетуп-
ности в США находится в полном соответ“
CTBHA с «радикальными ‘изменениями. аме-
риканекой культуры»! Вели в 1933 гу
в США было арестовано за тяжелые пре-
ступления 22,948 женщин, то в 1946 го-
AY это число утроилось. В 1946 году, по
сравнению с 1933 годом, было арестовано
в пать раз, больше женщин за проститу-
цию и преступления и вдвое больше 38
грабежи и убийства. «Женшины теперь не
	ограничиваются тем. что присоединяются
к бандам преступных мужчин. — пишит
Пресслер в Стюйе. — часто они сами on-
	танизуютсвой преступные ‚группы... Жен-
щины леперь занимаются и такими пре-
стунлениями. которые’ требуют большого
Физического напряжения и смелости. В
1946 году 699 женщин были арестованы
за убийства, 874 — 34 грабеж. 4.358 —
за попытку ограбления. Около 500 аресто-
ванных женшин имели при ‘себе оружие.
Многие жентаны были арестованы за кра-
RY автомобилей. хранение краленых ве-
шей, поджоги, подлоги, продажу наркоти-
КОВ»... я

Таковы моральные устои «империи лол“
Лара».
		Все более массовым явлением становит-
ся среди американской молодежи алкого-
лизм. В воскресном приложении к газете
	«Нью-Йорк джорнэл энд америкен» я ппо-
	читал как-то такое письмо: «Мне дваднать
пять лет, Я замужем. Мое несчастье состо-
ит в 10м, что я слишком много пью. Мой
муж приносит выпивку домой, и это очень
хорошо, так как иначе я ухожу из дому и
много пью, чего он не любит... Что мне
делать?» Консультант газеты, некая Мар-
гарет Джильберт. пренебрежительно отве-
тила: «Еели вы °в самом деле хотите
бросить пить. обратитесь в лечебницу для
алкоголиков. См. телефонную книгу».

Я показал эту переписку одному амгри-
канскому журналисту. Он пожал плечами:
«Что вы хотите? У нас в стране четыре
миллиона алкоголиков. Так что ‘же. прика-
жете няньчиться с каждым из них? Дай-
те срок, — 06 этой миссис позаботятея
полиция и суд»...

Этот разговор мне’ вепомнилея несколь-
ко дней спустя, когда в газетах появи-
лись отчеты о двух сенсанионных процес-
сах, которые происходили одновременно в
разных концах Америки. В городе Санта-
Анна (штат Калифорния) судили 18-лет-
нюю Бьюлу Луизу Оверел: вместе со ево-
пм любовником Джорджем Гоалум она уби-
ла своих богатых родителей ‘и, чтобы за-
мести следы, взорвала яхту, на борту ко-
торой было совершено убийство. — моло-
дой наследнице не терпелось быстрее 3a-
владеть капйталами папаши, В, городе
Юрбен (штат Иллинойс) судили. 20-летнюю
Бетти Грубер, застреливатую сотрудника
туристского лагеря. чтобы забрать у него
1:700 долларов, которые он только что по-
	Право же, нет на земном шаре другой
страны, в которой ханжество процветало
бы столь пышно, как в Соединенных Шта-
тах Америки.

Вас оштрафуют и отдадут под суд 38
нарушение нравственности, если вы, упа-
си боже, на минуту енимете на пляже ев
годовалого ребенка купальный костюм, что-
бы выжать воду: но никто не возьмет под
сомнение пристойность бурлеска — этого,
с позволения сказать, театра, в котором
на протажении пелого вечера только ий де-
лают, что раздевают донага актрис пол
гогот и свист публики. Это зрелищный
бизнес.

На вас будут смотреть, ‘Rak на пропа-
шего человека, если вы не будете посе-
шать по воскресеньям церковь. Но вы глу-
боко ошибетесь, если подумаете, что амерн-
канпы ходят в перковь молиться. В аме-
риканской перкви не тратят времени попу+
сту — здесь на ходу заключают сделки,
смотрят кинофильмы, танцуют, а что ва-
сается вымаливания прошения у всевыт-
него, то на то есть священнослужители;
они замолят все грехи, — было бы им
уплачено. Это церковный бизнес.

Если американеп, живущий в одном из
центральных штатов, захочет развестись ©
супругой, он не пойдет к местному судье—
он знает, что законы этих штатов. горой
стоят за незыблемость брачных уз. Он от
‘правится на вокзал, купит билет до Лас
Вегаса или Рино и назавтра очутитея в
обетованной для всех жаждущих развода
земле: по законам штата Невада, развол—
нустяк, и весь бюджет этих двух горолов
построен на обслуживании богатых «тури-
стов», ищущих возможности развестись без
трула: к их услугам десятки отелей, юри-
дических консультаций, ресторанов, теат-
ров легкого жанра, ювелирных магазинов.
те можно продать старое обручальное
ROABMO TW купить Новое © камнем для 0че-
pepo помолвки, -—соглаено американской
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА