За большевистскую критику
	H CaMOKDHTHEY
	На открытом партийном собрании филологического факультета МГУ
	Два AHA продолжалось открытое партий-
ное собрание. филологического фата,
созванное но решению парткома МГУ.
	— Мы собрались для того, — сказа
секретарь. партийного . бюро факультета
nou. E. Ухалов, открывая собрание, —
	чтобы внимательно разобраться в TeX CHI-
налах, которые были даны нам: со страниц
«Литературной газеты». в статьях С. Ва-
силенка о программе по. фольклору, Б. Ага-
пова и К. Зелинского о книге В. Виногра-
дова «Русский язык», Г. Сердюченко 0
недостатках в современном языкознании и
др. Наша задача—вскрыть все недостатки
в исследовательской и педагогической
работе, наметить пути их исправления.

С обстоятельным, серьезным разбором.
трудов акад. ‘В. Виноградова выступил
проф. Т. Ломтев.

— Академик В. Виноградов имеет неос-
поримые заслуги перед русским ‘языкозна-
	нием, — сказал он. — Развернувшаяся
сейчас критика его работ имеет своей
целью не отрицание всей деятельности
	ученого, а помошь ‘ему в изживании сер
езных ошибок.

Проф. Ломтев говорит о том, что в кни-
ге «Великий русский язык», в. статье «Рус-
ская наука о.русском литературном языке»,
акад. В. Виноградов не раскрывает полити-
ческой сущности реакционных ‘лингвисти-
ческих течений и порой переоценивает их
роль в истории ыы: науки о языке.

Автор книги «Русский язык» старательно

приводит самые ничтожные высказывания
иностранцев, но обходит полным молчанием
суждения о русском языке революционе-
ров-демократов Белинского, Чернышевско-
го, Добролюбова.
_ Проф. Ломтев подвергает критике кон-
цепцию акад. В. Виноградова о происхожде-
нии русского литературного языка, считая,
что акад. Виноградов преувеличивает роль
старославянского языка и влияние евро-
пейских языков на русский.

Чувство тревоги за университет, за его
передовое место в культурной жизни стра-
ны заставило всех выступающих говорить
не только о книге В. Виноградова, но о
недостатках во всей работе на факультете,

Проф. Н. Глаголев указывает на небла-
гополучное положение среди лингвистов,
на отсутствие в этой области решительной
‘борьбы с буржуазными, немарксистскими
концепциями. ‘

— Обвинение по адресу некоторых наших
ученых в консёрватизме совершенно ‹спра-
ведливо, — говорит пооф. Н. Глаголев.. —
	У многих специалистов еще существует
традиция замалчивать или принижать ог-
ромные успехи современного языкознания.

Основным недостатком  книгн акад.
В. Виноградова «Русский язык» проф. Гла-
голев считает отсутствие в ней партийно-
сти в оценке теорий буржуазных лингви-
стов. В своих работах по истории науки’ о
русском языке акал. В. Виноградов со-
вершенно не показывает борьбы идеалисти-
ческого и материалистического направлений
в языкознании, мало того — в ряде слу-
чаев он явно переоценивает работы уче-
ных-идеалистов,

— На этом собрании, — сказал доцент
А. Белкин, — мы должны исправить те
ошибки, которые были допущены на засе-
даниях кафедр и Ученого совета. Наши
ученые, и в том числе коммунисты, не на-
ходятся еще на должной политической вы-
соте. Наша кафедра оказалась очень мяг-
кой и «приятной». Она не смогла понять
всей серьезности вопросов, поднятых «Ли-
тературной: газетой». А. Белкин останавли-
	вается на. ошибках в преподавании ‚литера-
	туры на факультете, на; статье проф. И. Ро-
	1812—1815 г. г.», где развитие русской ли-
тературы. ХТХ. века представлено как еди-
ный национальный поток.

Проф. Д.Благой признает справедливым
обвинение в. слабом развитии, критики и
самокритики на факультете.

— Мы ‘действительно очень мало спорим
или совсем не спорим. Взять хотя бы за-
щиту диссертаций. Называется это научным
диспутом, но чаше. всего никакого диспута,
т. е научного спора, у нас не бывает,
Выработалея стандарт отзывов. Сперва
похвалят диссертанта, потом сделают це-
лый ряд: существенных замечаний, а затем
следует традиционная формула: «Несмот-
ря на. это... заслуживает и т. д». Чаще
всего никто участия в обсуждении не при-
нимает. Затем диссертант благодарит, и на
этом обычно наш’ «диспут» и заканчи-
вается.

Аспирант В.Бутусов обвиняет деканат и
руководителей кафедр в том, что они
об’ективно давали установку не на развер-
тывание, а на зажим‘ критики и самокрити-
ки на факультете.

— Не была ли в свое время деканатом
по существу законсервирована деятельность
кафедры советской литературы? — FoBo-
рит тов. В. Бутусов. — Печатный орган на-
шего факультета «Доклады и сообщения»
превратился в какой-то аполитичный, «ар-
хеологический» вестник.

Об оторванности филологического фа-
культета от больших проблем сегодняшне-
го дня говорит секретарь Комсомольской
организации факультета тов. Бочаров,

— Ученый совет не занимается по-настоя-
щему воспитанием студенчества. Экзамены
показали, что многие студенты факультета
не понимают сущности статей о Достоев-
ском, напечатанных в «Культуре и жизни»
и «Литературной газете». А кто, как не
члены кафедры, должны были раз’яснить
это? Факультет готовит литературоведов,
стоящих в стороне от современного лите-
ратуроведения.

О значении выступлений «Литературной
газеты» говорит проф. Н. Чемоданов.

— Критика правильно указала мне на
ряд недостатков учебника, соавтором кото-
рого я являюсь.

— Здесь говорили о том, что у нас на
факультете нет настоящей деловой крити-
ки, — сказал проф. Р. Аванесов. — Но.у
нас нет еще и другого — умения прини-
мать критику, как это должно быть свой-
ственно большевикам. Я и сам, когда
меня упомянули в газете, воспринял эту
статью только как неправильную, но че-
рез 2—3 ‘недели, через месяц я увидел:
в том, что мне казалось неправильным,
есть очень много справедливого.

Выступивший на собрании акад. В. Ви-
воградов признал правильными критиче-
ские замечания о том. что он не показал
в истории науки о языке борьбы материа-
‚листического и идеалистического направ-
‚лений, что изложение лингвистических
теорий оторвано у него от общественно-
исторических условий. Акад. В. Виногра-
дов признает необходимость переработки
книги «Русский язык».

С оризнанием ошибочности своих вы-
	сказываний на Ученом совете выступили
доцент Е. Галкина-Федорук и аспирант
В. Архипов.

Большинство выступлений  свидетель-
	ствовало о том, что научные сотрудники
факультета осознали необходимость прин-
ципиальной критики и самокритики и стре-
мятся к коренной перестройке всей ‘идео-
логической работы. .

Остается только пожелать, чтобы это
стремление было подкреплено конкретными
	— Народные
	Сегодня в Большом театре  выступ-
лением двухтысячного сводного хора
откроется заключительный концерт
Всероссийского смотра сельской худо-
жественной самодеятельности.

Всероссийский смотр вызвал у мо-
сквичей большой интерес. В концерт-
ных залах столицы, где выступали сель-
ские певцы, музыканты, танцоры, чте-
цы, можно было встретить виднейших.
представителей музыкального и сцёни-
ческого искусства. Они внимательно
изучали песенное и музыкальное богат-
ство сельских хоров. и оркестров; ан-
	самбль народного танца СССР уже при-
ступил к постановке «Давыловской кад-
рили», с блеском исполненной ‘ярослав-
скими танцорами.

Впервые русское народное: искусство и
искусство других народов Российской
Федерации предстало перед зрителем в
таком всеоб’емлющем многообразии форм
и жанров. Особенной популярностью
пользовалось у москвичей хоровое пение,

Но не одно лишь народное творчество
было представлено на Всероссийском
смотре: Выступления участников ‚ сель-
ской самодеятельности  продемонстри-
ровали стремление колхозников К OCBO-.
	оскандалился
	В ИЛЬБЕНКОВ
	жаланти