Больше бумаги
стране
	„На заседании секретариата
`Союза: советских писателей
	В декабре и январе на крупнейших цы,
люлозно-бумажных предприятиях (комб,
натах Балахнинском, Вологодском, Азуан
‘гельском, Краснокамском, Конлопожскои
ленинградских и других фабриках) работал
бригады Союза писателей и «Литературно
газеты» в составе 43 писателей и журн
листов Москвы и “Ленинграда.

На заседании секретариата Союза совет.
 ‘ских писателей ‘были заслушаны сообщения
руководителей бригад и редакции «Литер.
турной, газеты».

Рассказывая о своей’ работе и первых
  практических ее’ результатах, ‘руководит.
‚ли бригад А: Безыменский, Е. Долматов,
ский, И, Молчанов, А. Первенцев, А. Аз.
‘деенко выдвинули ряд практических мер.
приятий, направленных K TOMY, чтоб
обеспечить под’ем. бумажной промышле.
ности; : $ .

В прениях’ по. докладам ‘руковолителей
бригад ‘выступили. А, Барто, A. Pacay,

. Солодарь, председатель ЦК профсок.
за рабочих бумажной’ промышленности
т. М. Кузнецов. —
  Министр’ целлюлозно-бумажной промыи.
ленности  СССР тг Л. Грачев подчеркнул
в своем выступлении, что все бумажник
страны кренко почувствовали, что их по.
вседневный труд ‘находится в орбите вним.
ния советской ‘общественности: Orpomuyn
помощь оказывают. партия. и правительство
целлюлозно-бумажной промышленности,
Многое дано сейчас бумажникам. И он
должны мобилизовать все’ возможности,
‚все резервы ‘для  перевыполнения планоь,
На наших предприятиях люди поняли, что
производство ‘бумаги поставлено в один
`ряд с производством металла и угля. (о.
 знанием этого всё более‘и более проника.
ются.и поставщики ‘бумажной промышлен.
‘ности. Проделанная писательскими бриг.
‚дами работа может быть оценена, как нз.
чало большого наступления, в результате
которого должна ‘быть . решена: основная
задача —= выполнение пятилетки в четыре
‘года. Стахановцы бумажной промышленно:
сти надеются, что дружба писателей’ и ‘бу:
мажникбв будет продолжаться, ‘и помощь,
оказываемая писателями бумажной про,
мышленности; даст еще‘ большие резуль
таты. а г.

Генеральный секретарь Союза советских
писателей т. А. Фадеев ‘оценил работ)
бригад, как  положительную. Практик)
командировок писателей и журналистов на
предприятия бумажной промышленности
следует продолжить, привлекая к участию
‘в бригадах все более широкий круг лите:
раторов. :

Секретариат Coio3a советских. писателей
принял развернутое решение о дальнейшей
работе бригад писателей на предприятиях
целлюлозно-бумажной промышленности.

Секретариат утвердил постоянную комис:

За партийность
‘в’ преподавании литературы
	Всероссийское совещание
	заведующих кафедрами литературы педагогических
-в ичительских институтов :
	русской литературе, ‘которым из-за отеут-
ствия других пособий вынуждены пользо”
ваться студенты. С критикой журнала
Академии наук. СССР «Известия отделе
ния языка и литературы» выступил тов,
Фатов  (Черновцы), готметивший “волну
оторванность журнала ‘от’ актуальных
вопросов нашей литературы. . .

После заключительного слова докладчи-
ков началась работа секций. ^ На секции
русской литературы (руководитель проф.
Н;.Бродский) был заслушан доклад проф:
Н_ Глаголева о русской  революционно-
демократической критике.‹ Выступавишие В
прениях проф. Б. Мейлах, Tr, Гусев
(Челябинск), Назаренко (Псков) и другие
присоединились ‘к основным положениям
Н. Глаголева, отметив. в то же время и
некоторые существенные недостатки `докла-
да: мало внимания было уделено Белин-
скому и Герцену; недостаточно освещен
вопрос ‘о том, чтб. отделяет революционе-
роз-демократов от ‘марксистов. Интересно
	прошло = обсуждение доклада — Дон.
	oe ee
й

Е Ковальчик «Пути. развития советско
	литературы». В обсуждении приняли уза-
стие доценты А. Мясников, JI. Поляк,
В. Друзин, А. Дементьев (Ленинград),
проф. “С. Малахов (Смоленск) и другие

`товаринки, ‘обменявшиеся: своими соображе-

ниями ‘о. том, как должен строиться курс
советской литературы,
Секция заслушала также доклад проф.
	Л. Тимофеева об изучении теории литера
runt в ‘ГПеларгогических вузах. Выступив-
	туры в педагогических вузах. выступ?
ший в прениях тов. Гвоздарев (Ярославль)
отметил крупные ` недостатки учебника
	отметил крупные недостатки учебника
Л. Тимофеева по ‘теории литературы.
Доцент Н.’ Трифонов посвятил’ свой
доклад разбору недостатков в постановке
практических и семинарских занятий по
	литератуосе. -
	На секции западной литературы (руко-
	водитель доц. Р. Самарин) были заслуша-
	ны доклады доцентов А. AHHKCTa и
Е. Гальпериной, посвященные основным
этапам развития реализма в Западно-евро-.
пейской литературе. Обсуждение этих, как
и других докладов свидетельствовало . ©
несомненном. идейно-политическом. и науч-.
ном. росте преподавательских кадров пери-
ферии. Особенно интересными и содержа-
тельными были выступления тт. Неупо-
коевой (Вильнюс), Семенова’ (Ярославль),
Верижниковой (Орел), Чирковой (Чебокса-
ры), Канторовича: (Свердловск) и др.

В то же время следует отметить, что в
некоторых выступлениях сказалось оши-
бочное понимание важных вопросов исто-
рии западно-европейской литературы.
Полемизируя с Е. Гальпериной, Е.. Домб-
ровская заявила, что 1848 год не был пе-
реломным моментом для судеб буржуаз-
ного реализма. Еще большей путаницей
отличалось выступление И. Нечаева
(Калинин), который ‘вовсе отрицал не-
избежность кризисаси упадка литературы
	ЖИЗНЬ
	Анна КАРАВАЕВА
М. КОЛОСОВ
	° В мемориальные - комнаты обычно не
входят, а только стоят перед открытой
дверью, поперек которой протянут шнур,
как бы напоминающий: когда-то в этих
стенах была жизнь, а теперь это линь
предмет изучения и воспоминаний. Но все
мы, встретившиеся на-днях в музее Ни-
колая Островского, не только вошли в ме-
мориальную комнату, но и разместились в
ней так же непринужденно, как, бывало,
при жизни писателя сидели здесь по вз-
черам.

Так же мягко пламенеет свет лампы,
накрытой куском алого шелка; так же
расставлена знакомая мебель, а на’ столи-
ке возле кровати, как когда-то в рабочие
часы, стоит пишущая машинка, на вали-
ке которой белеет начатая страница, одна
из страниц романа’ «Рожденные бурей»,
Но не только эти, давно знакомые, пред-
меты создают внечатление продолжающей-
ся здесь жизни, а, главным образом, =
наша общая дружеская беседа. Среди нае,
старых друзей, находятся люди, с которы-
ми мы познакомились только сегодня ве-
чером. Это нисколько не’ ментает взаимно-
му пониманию и единодушию. B нашем
оживленном ‘разговоре нет решительно ни-
чего ‘ «музейного»; ‘напротив, все ды-
пгит ‘сегодняшним днем. И кажется, что
Николай Островский лежит тут же на
постели, запрокинув голову, и слушает
нас ©5 свзей обаятельной улыбкой, кото-
рая так часто. преображала его, на первый
взгляд, безжизненное лицо, — с улыбкой,
которая, к сожалению, не запечатлена ни
на олном портрете писателя...

Новые наши знакомые — разметчик
ленинградского завода «Красный выбор-
xen» Дубинин, мастер московского завода
«Фрезер» Пыжов, заместитель секретаря
комсомольской организации «Фрезера» Ки-
рилличев, журналист Лившиц и Алевтина
Зенко, секретарь Московского райсовета
Ленинтрада.

В нашей беседе то и дело сплетаются
воедино книга писателя и жизнь народа.
Годы войны и мира встают перед нами.
Как помогает нам в труде наша духовная
культура — культура социалистического
рбщества! Какой яркий свет бросает она
1алеко за пределы нашего государства...
Кто-то веноминает о письме, которое по-
лучила мать Николая Островского от юго-
славских юношей и девушек. Они прору-
бали в горах своей родины железную до-
рогу.и написали это письмо при свете
ночного костра. Й, видимо, им было очень
нужно, душевно необходимо нашисать это
письмо, как нам сегодня — сойтись
в музее Островского и дружно ‘поговорить...

Да, образ Корчагина живет в мире.

...В те трудные дни, когда сталинград-
ЦЫ-воины отстаивали каждый дом  свя-
щенного для нас города, а сталингралцы-
	Совещание белорусск
	МИНСК. (Наш корр.). В Минске состо-
ялась конференция руководителей кафедр
социально-экономических дисциплин, педа-
гогики и литературы.

Участники конференции прослушали ряд
теоретических лекций, докладов и обменя-
лись опытом работы. Много внимания. кон-
ференция уделила вопросам преподавания
литературы. Совещание заслушало доклады
доцента И. Гуторова о социалистическом
реализме, директора Института литературы
и языка Белорусской академии наук
	В. Борисенко — об актуальных проблемах.
	белорусского литературоведения ‘и задачах
преподавания литературы в вузах.

Участники литературоведческой секции
заслушали доклад доцента Московского
государственного университета им. Ломо-
носова С. Василенка «Горький и Купа-
ла», в котором было” конкретно продемон-
стрировано идейное и художественное вли-
яние Максима Горького на творчество
Янки Купалы и других белорусских писа-
телей: .

В те же дни Союз советских писатейей
БССР провел совещание критиков, писа-
телей, литературоведов и участников кон-
ференции о программах и учебниках по
белорусской литературе для средних школ.
	На совещании, так же как и на конферен-
	тони могут работать только старые опыт-
ные рабочие. Между тем, молодая бригада
не только научилась работать на прессе,
но и установила новый обычай: в каждую
смену увеличивать число онераций,

Старый металлист, непартийный боль-
шевик Иван Ильич Пыжов, вернувшись
после отдыха на свой родной «Фрезер»,
тоже поделился своими’ соображениями ©
некоторыми коммунистами и комсомольца-
ми. И на «Фрезере» появились корчагин-
цы —= отличники производства...

Каждый из нас, участников беседы, по-
нимает и чувствует одно —— самое глав-
HOG: если комеомольско-молодежная брига-
да присваивает себе, как высокую. честь;
имя героя любимой книги, это значит, что
мастерство молодых стахановиев окрашено
в цвета подлинной поэзии, и этот труд-
творчество предетавляет coho ory из
прекрасных черт того нового, в чем уже
дьинит коммунизм! Эта черта может про-
явиться лишь благодаря тому, что совет-
екий человек трудится, творит, действует
в огромной орбите сопиалистического с0-
ревнования и стахановского движения,
неустанно обогащаемого созидательной во-
лей трудового народа, его любовью к Ро-
дине. и его непрерывным культурно-ноли-
тическим ростом,

Живя в атмосфере трудового порыва,
молодой человек и девушка выбирают се-
бе девиз и пример, ‘их влохновляющий,
они следуют ему, как голос поющего еле-
дует мелодии и словам песени. В великом
наследстве нашей духовной культуры с9-
ветская молодежь находит много славных
имен. и. светлых образов, которые служат
ей примером и девизом.

«Да здравствует жизнь!» — так сказал
Николай Островский, ео ‚му. вручали
орден Ленина.

Жизнь вознаградила его; Она его’ He
уступила смерти.

И мы, писатели, гордясь героем, кото-
рый продолжает евое бытие в жизни, ви-
Дим в этом для еебя важное напоминание:
да ведь именно этого должен желать каж-
дый писатель! Именно о таком вторжении
	своего героя в жизнь и мечтает каждый
	Образ неугомонного, веселого; бесстрали-
ного Павки Корчагина, образ-девиз, ноэзия
на службе живой действительности нало-
минает всем нам, писателям, критикам,
поэтам: будем создавать, будем осмыели:
вать явления советской литературы не
только в пределах их узко-художествен-
ного бытия. но и в огромной сфере их
	служения народу.
	рабочие под огнем продолжали. в цехах
производить оружие, лейтенант Насхин на
заводе, находившемся уже на линий боя,
беседовал при свете лучины с комсомоль-
цами о том, есть ли предел мужества.
Воскресив в памяти любимый образ -ге-
рюя книги «Как закалялась сталь», он
доказывал, что’ мужество беспредельно.
если человек знает, за что воюет. Он ду-
Wad, что говорит только’ о `сталинградцах,
о людях фронта; он и не мог: догадаться,
что в это время, далеко на Урале, комео-
мольцы Ирбитского завода сговорилиеь на-
зывать самых передовых своих товарищей
корчагинцами. После войны они отправи-
ди в сочинекий музей Николая Остров-
ского поларок — дорогую вазу — ‘и ниеБ-
	MO, B KOTODGM просто’ и сердечно: поведали
	о том, как герой художественного произ-
ведения сошел со странии книги-и своим
примером. поддерживал людей и помогал им
в тылу ковать победу: -

06 этом письме ирбитских о комсомоль-
цев вепоминает теперь Григорий .Матвее-
вич Дубинин. Потомственный рабочий за-
вода «Красный выборжец», Лубинин. ме-
сяц тому назад отдыхал в Сочи, уже вы-
полнив свою пятилетнюю норму. В. сочин-
ском музее он задумалея над этим ниеь-
моем. Он живо представил себе дружную
кучку юных ирбитеких рабочих, которые
с молодой горячностью ввели Павла Кор-
чагина в свою жизнь, сделав его имя зна-
менем труда. Письмо растрогало Григория
Матвеевича. Ему ли, фронтовику, было не
знать, что многие молодые воины в частях
Советекой Армии и Флота называли себя
корчагинцами.

Теперь, в дни nocaenoenHod сталинской
пятилетки, ‘тю-новому свежо и волнующе
звучало напоминание ‘о Павле Корчагине,
	Дубинин рассказывает, как-он поделилея
	своими мыслями е отлыхающими и нашел
	среди них живой отклик. Вот они. “снова

ое I IEE Зе
	собрались теперь в Москве, его сочинские
товарищи: тут и 56-летний Иван Ильич
Пыжов и молодая девушка-москвичка Ва-
тя Федорова. Год тому назад она по с06-
ственному желанию перешла яз бухгалте-
рии в литейный цех завода «Шарикопол-
шинник» и стала мастером.

Для каждого из них книга и жизнь не-
фазделимы. Это замечательная особенность
советского человека. Дубинин из Сочи на-
писал секретарю своей партийной органи-
зации и вложил письмо в книгу «Как за-
калялась сталь» с автографом Екатерины
Алексеевны Островской, сестры писателя.
Сейчас, когда он рассказывает нам 06
этом, остановившись в столице’ ио пути
в Ленинград, он уже получил ответное
письмо с родного завода, — там уже на-
зывают корчагинцами молодых ребят из
бригады Журавлева. Они недавно. окончи-
ли ремесленное училище. На заводе вее-
гда считали, что на гидропрессе в 1.500
	В совещаний, созванном Министерством
просвещения и Академией педагогических
наук РСФСР, . приняло участие свыше 700
преподавателей литературы педагогических
вузов республики, а также представители
университетов, военно-учебных заведений,
Союза советских писателей, Министерства
высшего образования `СССР и ‘других
организаций. ‘Вузы союзных республик
	  также прислали своих делегатов.
	Открывая совещание, министр просвеще-
ния РСФСР проф. А. А. Вознесенский
указал на главные задачи, стоящие сейчас
перед преподавателями литературы в выс-
шей школе, и призвал участников. совеща-
ния к суровой большевистской критике
недостатков. пёдагогической и `научно-
исследовательской работы в вузах.

С докладом «Итоги философской ди-
¢KYCCHH и задачи литературной науки»
выступил  член-корреспондент Академии
наук СССР А. М. Еголин. Докладчик по-
ложительно оценивает появившиеся за. по-
следнее время работы советских исследо-
вателей («Ленин и проблемы русской. ли-
тературы» Б. Мейлаха, «О Горьком»
Б. Бялика, «Грибоедов и декабристы»
М. Нечкиной). Вместе с тем, А. Еголин
подробно остановился на’ принципиальных
ошибках и недочетах в ряде литературо-
велческих работ.

— В нашем литературоведении, — сказал
‘А. Еголин, — имеет место об’ективистское,
`аполитичное отношение к буржуазной
науке, к концепциям буржуазных учевых,
попытки амнистировать эти концепции.
Вместо непримиримости в борьбе со свои-
ми противниками некоторые’ литературове-
ды отдают дань академическим традициям
старых буржуазных школ. и стремятся даже.
в буржуазных ученых «видеть прежде
всего союзника по профессии, а потом уж
	противника» (А. А. Жданов). Забвение
партийности, невнимание к вопросам
марксистско-ленинской теории — таковы
	источники этих идейных ошибок.
Оживленные прения. вызвали, доклады
проф. А. ‘Ревякина о состоянии и задачах
преподавания литературы, в вузе и проф.
Н. Бельчикова ©. научно-исследовательской
работе кафедр литературы. Докладчики
дели конкретный анализ существенных
недостатков в работе литературных кафедр
и факультетов. Н. Бельчиков критиковал,
в частности, «Ученые записки» ряда. педа-
гогических вузов, оторванные от актуаль-
ных задач советского литературоведения,
посвященные темам отдаленного прошлого.
Выступавшие в прениях товарищи обра-
тились с серьезными и обоснованными пре-
тензиями к Министерству просвещения.
— До сих пор у нас еще нет хороших
учебников по литературе, — сказал тов.
Кравцов (Тамбов). — Министерство’ не
	на службе живой действительности напо-  Кравцов (1амбов). — Министерство He
инав® проем пам _ пиратолан  типтакам 1 привлекает к работе над учебниками для
	вузов широкие круги специалистов и пре-
	подавателей. . 1

Тов. Новикова (Тула) отметила, что
Министерство плохо руководит научно-
издательской деятельностью институтов.
Так, например, подготовленный к печати
сборник «Ученых записок» Тульского пе-
дагогического института 4 месяца про-
лежал в Министерстве просвещения, после
чего был возвращен обратно с отговоркой,
что никакой помощи в  рецензировании
сборника министерство оказать не может.

Тов. Жак (Саратов) критиковала -ми-
нистерство за то, что оно до сих пор не
дало ни программы, ни об’яснительной
записки к встунительному курсу по совет-
ской ‘литературе. Структура ‘этого курса
никому не известна, каждый читает его
по-своему, на свой риск и страх. Непра-
	вильным считает тов. Жак решение
министерства, отменившего кур литерату-
ры народов СССР.

К мнению тов. Жак присоединяются
	тт.Былов (Сталинабад), Климович (Москва)
и Пехтелев (Казань). Последний указал
также на недопустимое отношение к
курсу истории русской критики. Этот курс
то читается факультативно, то вовсе
	исключается, то вводится снова.
Тов. Михельсон (Краснодар) о подверг
резкой критике ‘учебник А. Цейтлина по
	‘буржуазного Запада. fou. Демешкан   сию по бумажной промышленности в со
ры с неожиданным славословием ставе: -А.  Безыменского (председатель)
`по адресу А. Н. Веселовского. Е. Долматовского (зам. _ председателя),
	А.
В
А.
А

Аграновского, А. Авдеенко, Н. Атарова

‚ Кожевникова, Л. Леонова, А. Литвака

Раскина, М. Молчанова; А. ой

. Прокофьева, Г. Фиша.
			‚‚ На секции было также проведено об-
суждение учебника по всеобщей литературе
М. Алексеева, В. Жирмунского, С. Мокуль-
ского и А. Смирнова (раннее cpeaHeBeKoabe
и Возрождение),

После окончания  секционной работы
участники совещания прослушали доклады
доц. А. Мясникова («Ленин и проблемы
литературоведения»), проф. Б. Еялика
(«Основные’ проблемы социалистического
реализма»), проф. Д. Благого («Мировое
значение русекой литературы»). доц..
Т. Мотылевой («Мировое значение совет-
ской литературы»), проф. П. Богатырева
(«Основные проблемы изучения славянских
литератур») и М. Скосырева. («Проблемы
изучения национальных литератур СССР»),
а также доклад зам, министра выешего
образования В. Светлова «Постановление
ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба»
	В. Мурадели».
‘Участники совещания с болыним пол’.
	}-емом приняли приветствие И. В. Сталину.
еж . к :
	ПДА НИЕ азс ии
	ИХ ‘литературоведов и критиков
	в результате чего участились случаи ис-
кусственной фабрикации кандидатов наук,
представляющих  низкопробные,  безгра-
мотные и аполитичные диссертации.
Выступавшие выражали удивление, по:
чему Академия наук и Союз советских
писателей БССР не издают сборников на-
учно-исследовательских ° работ, почему
университет и педагогический институт не
выпускают Ученых записок. Это тормо-
зит развитие марксистской науки и восри-
тание. научных кадров республики.

При обсуждении проекта программ по
белорусской литературе для средних школ
	выявилось, ‘что и Последняя редакция прог--
	рамм не отвечает требованиям советской
нколы. Особенно плохо составлена прог-
рамма для 5, 6, 7-х классов. В ней нет луч-
ших образцов белорусской литературы, нет
раздела о литературе Западной Белоруссии,
не представлена ‘литература ` народов СССР,
отсутствует индустриальная тематика. Ме-
	тодологический и методический ypoBeHb
программ крайне узок.
Совещание ‘решило’ созлать ‘комиссию
	из литературоведов, критиков и писателей
в помощь авторам программ и учебников
	по белорусской литературе, а также от-
	крыть дискуссии на страницах <„Итарату-
ры и мастацтва» по спорным проблемам бе-
	зорусского литературоведения.
	ции, отмечалась правильность выступлений
«Литературной газеты» с критикой про-
грамм и учебников по белорусской литера-
туре. Выступавшие указывали, что реци-
дивы буржуазного национализма, низко-
поклонства еще и сейчас  встречают-
ся в учебных, критических и научно-иссле-
Ддовательских работах. Так, в курсе по
фольклору доцент. Белорусского государ-
ственного университета Бараг приводил,
как образец. народной поэтики, -стилистиче-
ские приемы псевдонародной сказки «Че-
ловек — Солнце», раскритикованной «Лите-
ратурной газетой» и-осужденной постанов-
лением ЦК КП(б)Б. В своих фольклорных
записях и статьях доцент Бараг допускает
грубые идеологические ошибки, собирая и
популяризируя через печать примитивные,
‘антихудожественные и подчас вредные
«произведения».

В фольклорных записях Барага «паспор-
тизируются». безграмотные, косноязычные,
псевдонародные. выражения. И эту безгра-
мотность, вредную отсебятину Бараг’вы-
дает за народное искусство, дискредитируя
	этим народ и его поэтическое творчество.
	На заседаниях секции конференции и’ на
совещании Союза’ писателей указывалось
	также на слабое руководство аспирантами,
	Секретариат Союза. советских писателей
СССР утвердил комиссию ‘по проверке си:
стёмы распространения книг в составе:
Л. Лагина (прелседатель): С’ Кирсанова
(зам. председателя) И. Андроникова,
Н. Асеева, А. Дунаевского, А. Котова,
В. Лидина, М. Пришвина, А. Онуфриюка,
М. Тараканова, В. Федоровича, Г. Хесина.
	В помощь молодым писателям _
	КИЕВ. (Маш корр.). Украинское издатель-
ство «Советский писатель» приступило к
изданию книг «В. помощь начинающим
писателям».

В ближайшее время впервые на укранн-
ском языке ‘выходит’ книга М. Горького
«О том, как я учился‘ писать».

Готовятся, к печати книги Е. Адельгей-
ма «За партийность в литературе», Л. Пер:
вомайского «О работе поэта», И. Стебуна
	«О. боевых традициях ‚украинской совет:
ской. литературы».

- В первом полугодии. 1948 года Издатель
‘ство выпускает большой. сборник ‘статей
«Максим Горький о литературе» и сборник
«Украинские классики о литературе».
	25 ЛЕТ ЖУРНАЛА «МНАТОБИ»
	ТБИЛИСИ. (Наш. корр.). Литературная   философии, искусства, очерки о социалисти-
общественность Тбилиси отмечает в этом   ческом строительстве.
	В этом году «Мнатоби» опубликует лва
	новых романа — Д. Шенгелая и лауреата
	Сталинской
	премии /Л: Киачели. Роман
«Отен’ героя» посвяшен эпо-
	ликой Отечест-
	году 25-летие старейшего’ литературно-
художественного журнала «Мнатоби».
	NR EN A NEE

В. журнале печатаются. художественные   7 Л. Киачели
	произведения писателей 1 рузии, статьи по  пее обороны Кавказа в Ве
вопросам советского строительства, науки,   венной войне.
	мый насущный интерес и перехлестыва-
ет за страницы книги. «Жизнь не про-
щает руководителям неумения исправлять
свои ошибки и неспособности учитывать
новые условия; — пишет Лейтин, — не
могут простить Чистопаду этих  недостат-
ков и читатели «Кружилихи». Для каж-
ого читателя, знакомого е производством,
не подлежит сомнению, что если такой
Листопад за пределами романа Пановой
не откажется от «самоличного» метода
управления, то при дальнейшем росте за-
вода успешность его руководства кончат-
ся так же быетро, как-на страницах ро-
мана кончились успехи начальника цеха
Грушеного, не сумевшего работать в по-
слевоенных  усяовиях». Hak характерна
эта фраза: «за пределами романа», —для
читателя роман не кончается с его по-
следней страницей, герои повествования
продолжают жить и трудиться за преде-
лами романа, где-то совсем рядом с чита-
телем. Вот почему инженер Лейтин гово-
	рит о Шистонаде так заинтересованно, как
0 живом человеке, с которым, быть м0-
жет, завтра ему придется работать на
одном заводе. т

Широк круг читательских интересов и
произведений, на которые откликается
народ. Тов. Иващенко из’ города Дзау-
джикау пробует рассудить ‘поэта Анто-.
Кольского и критика Александрова в их
споре о новой поэме Семена Кирбанова,
ленинградец Бризгайло пишет о творче-
стве Бориса Полевого, агроном Хромов
разбирает рассказ Нагибива,  напечатан-
ный в «Огоньке», а колхозник_ Швейкин
из вела Красный Яр спрашивает, что сей-
час пишут те или иные поэтыьи: над чем
работает А. Фадеев. «По Этим вопросам
у нас здесь на селе возникла целая’ поле-
мика», — сообщает он. :

Нашему читателю ‹до всего есть дело.
он не пропустит плохую строку в новой
песне, усльшнанной по радио, заметит не-
точность в описании котельного пеха. Й
если он не поверит писателю в какой-то
	детали, он настороженно отнесется и: Ko
	всей книге. Начальник формовочного or-
				Злексей Максимович Горький, горячо
мечтавший в дореволюционные годы 0
приходе нового читателя, с необычайной
сердечностью и признательностью говорил
96 этом читателе-лруте на с’езде совет-
ских писателей: «...Читатель-друг, ‘кото-
рого так ‘страстно ждали честные. литера-
торы России ХГХ века и который явился,
любовно окружает нас и учит работать!»
Ошущение этой взыскательной и строгой
любви ни на секунду не покидает совет-
ского писателя — в тихом кабинете за
рабочим столом, в ‘дальней дороге или на
трибуне во время творческих вечеров и
встреч.

Советский писатель всегда и повсюду
различает волнующий гул своей невиди-
мой гигантской аудитории. Наш читатель
давно уже нерестал быть простым потре-
бителем литературы, он внимательно и
пристрастно склоняется над книгой, ища
в ней надежного советчика и единомыш-
ленника, сверяя ‘каждую строку е самой
жизнью, радуясь настоящей удаче худож-
ника, He прощая ни малейшей ва
или неправды.

Мне довелось познакомиться с письма-
ми читателей, приходящими ежедневно из
всех концов Советского Союза в редакцию
«Титературной газеты». Письма эта
очень” разнообразны и касаются веех во-
просов жизни. эдесь мне хочется. сказать
6 письмах, непосредственно относящихся
Е литературе. Достаточно только’ назвать
какую-то сотую или тысячную часть ав-
торов писем, узнать их професени, нере-
чистить края, где они живут, и темы,
какне нх волнуют, чтобы представить се-
бе, как многообразен и широк ежедневный
Живой поток читательевих откликов.

Нашет из армии старший лейтенант
	Тюльнихов, пишет из Риги врач Ynapr.
Вот на листке ученической тетралки с
	«Литературвая газета» выходит два раза.
	в нелелю: во средам и субботам.
	отлинеенными полями —старательно. на-
писанное лисьмецо краснодарской . школь-

ницы Давыдовей, :прочитавшей «hpymu--
	лиху». О литературных ‘диекуссиях Ha
страницах «Литературной газеты» пишут:
работник владимирской библиотеки Мельт-
цер, московский шофер Афонин, научный
сотрудник Энергетического института
Лейтин. Здесь записи Героя Советского
Союза Пустынцева, здесь письмо пенсио-
нера, инвалида Отечественной войны Ти-
мофея Вириллевича Некрасова, а вот но-
слание целой группы ленинградских сту-
дентов, влюбленных в стихи Владимира
Маяковского: Много дней . добиралось в
Москву из Владивостока письмо лаборан-
та Дальневосточной базы Академии .наУЕ
СССР Конопаева, откликнувшегося на не-
давние статьи о’ Досбтоевеком. Из Тбилиси
пишет читатель ШМаршюв, из. Норильска—
А. Дунаев. Новым стихам и песням Дол-
матовского посвящает свое письмо сель-
ский учитель из: Татарии Афанасьев.
Вдумчиво и обстоятельно ‘анализирует об-
раз тероя «Кружилихи» Листопада инже-
нер-экономист ° Станкостроительного ин-
ститута им. Орджоникидзе Петроченко.

—` Что побудило этих людей писать NHCb-
ма в «Литературную газету» в свободные
от работы часы, после ‘ночного дежур-
ства на занесенной снегами полярной ра-
дистанции или`в литейном цехе, осве-
щенном зарницами -плавок; — что заета-
вило этих люлей взяться за еро?‘ Кров-
ная. заинтересованность- во своей родной
литературе и твердая вера в. правду и
могущество писательского слова. Быть
может, в этих письмах ветретитея вам
не очень точно“ выраженная мысль, ино-
гда наивное ‘или оттибочное суждение. но
можно ‘поручиться, что вы не найдете
	здесь ни одного слова’ равнодущного, пу-
етого, брошенного на ветер. Это говорит
	Адрес ‚редакции в издательства:
отдел
	читатель — великий друг и судья, уче-
ник и учитель, это товерит › читатель-
неталлург или каменщик, скромный рядо-
вой. летчик или прославленный Герой Co-
ветского Союза, чья жизнь сама стала
повестью о настоящем человеке. Справед-
ливо писал в своих записках Константин
Симонов, что пришло время видеть ^ «не
ТОлько то, как писатель влияет на .чита-
теля, но и как читатель, за эти тридцать
лет сформнровавший новые требования к
литературе, как он фактом этих требэ-
ваний, фактом своего отношения к лите-
ратуре в свою очередь активно влияет на
нашу литературу».

Десятки читателей откликаются на. 0б-
суждение «Кружилихи» — нового романа
Веры Пановой. Здесь есть отзывы полэ-
жительные и отрицательные, -совпадат-.
‘щие и не. совпадающие с критическими
статьями 0 романе, но не в этом суть, —
для читателя это больше, чем дискуссия,
и больше, чем литературный спор, это
разговор о жизни и людях, о своей ее-
годняшней работе и мечте. Взволнованно
и трогательно пишет 06’ этом ленинграл-
ская читательница М. Пожидаева: «Спор
возник в педагогической среде; Оставить
его  неразрешенным нельзя. Я считаю,
что Лидочка из романа Пановой является
‘резко отрицательным. типом. Два педаго-
га выражают противоположное мнение.
Для меня этот спор является не просто
литературным диспутом. Вопрос Этот ме-
ня волнует. Воспитывая ‘двух ‘детей, я
всегда стараюсь привить им внутренние
качества, абсолютно ^ противоположные
«лидочкиным», и во всяком случае не хХо-
	чу, чтобы моя дочь была похожа на Ли-
	дочку». Макая священная  ответетвен-
ность ложится на плечи писателя, знаю-
mero, что его книга будет помогать wa-
‘тери., воспитывать своих детей — буду-
щих граждан  коммунистического обще-
ства! Инженер Лейтин, подробно разби-
рая образ директора Лнетопада, размыит-
ляет O том, каким должен быть настоя-
щий большевик-руководитель  послевоен-
	него завода, и снова спор приобретает ca-
	ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм - — Москва, Латгазета).
писем — К 4-60-02, междувародной жизни — К 4-64-61, н
	Типография имени И, И. _Скворцова=Степанова, Москва,

и веет свежей смолой и. хвоей, PopbEMi
дымом таежных костров, Рассказывая 0
своей замечательной . профессии, инженер
сам увлекается и находит для этого Ерз-
сочные и хорошие слова: «Как бы всех
нам хотелось побывать вместе с нашими
‘писателями в тайге на лесосеке. Разве. #e
привлекательна картина, когда В сильный
мороз-на лесной делянке рабочие  работа-
ют, разгорячившиеь, ‘только в тёлогрой-
ках. Не нужно. будет много воображения,
чтобы представить себе зитабеля тонких
деревьев крепежным лесом; установлен-
НЫМ В ШАХТАХ, превратить в бумагу ел
вый баланс, аккуратно уложенный темно-
‘серыми рядами, а мощные десятиметро-
вые бревна — в суда, баржи, пеняшие
водные просторы налией Родины. Вы 65
и не заметили, как быстро наступаки
сумерки, и увидели языки пламени Кост
ров, а высоко над зубчатой стеной старо-
го таежного. леез о поднимающиеся в высь
столбы темного посредине. и _ серебристо-
то по краям дыма. Вее это и составляет
поэзию севера, поэзию борьбы за ле,
‘Которая, будем ‘надеяться, Влохновит вас
на создание ‘художественных  произведе-
ний 0 советской лесной промышленности.
Слово за вами, товарищи писатели!»
Нам. думается, что писатели  откликнутся
на приглашение. советских, лесозаготовите-
лей, сделанное к тому же в такой поэти-
ческой форме.

Так говорит советский читатель со CBI
AM художником п певцом, так’ он диктует
ему свой ‘требования и пожелания, учи
его великой правде жизни, и писаталь,
даже оставаясь в кабинете. слышит в
тишине голос своего читателя — rode
правдивого и сурового, требовательного и
любящего друга.
			дела  верх-нейвинекого завода Сычев.
найдя в очерках уральского писателя
Б. Рябинина, опубликованных в альмана-
хе свердловского отделения Союза писа-
телей, целый ряд несуразностей и неточ-
ностей, технических ошибок и перевран-
ных фактов, кончает свое письмо строгим
и горестным упреком: «Своей техниче-
ской безграмотноетью автор не только на-
	смешил читателей, но и дискредитировал.
	почетное звание советекого писателя».
Донбассовец Малиненко, ‘детально разбирая
неудачное стихотворение, на которое ком-
позитором  Соловьевым-Седым написана
талантливая музыка, в заключение заме-
чает: «Обидно, когда за хорошим  напе-
вом скрывается плохой стих».
	( роли высокой идеи, большей и сме-
	лой мысли в художественном произвеле-
	вни говорит в своем письме донецкий
читатель Щененко: «Мыель — ведь это
и есть душа произведения, внутренний
мир его. Мыель новая, дерзающая, разру-
шающая старое и созидающая новое от-
крывает. произведению дверь в сердце чи-
тателя ‘и’ дверь в. вечноеть.. Мысль све-
жЖая, веегда зовущая вперед, двигающая
колесо самой жизни; создала успех пове-
сти В. Овечкина «С офронтовым- приве-
том», принесла славу  «Спутникам»
В. Пановой, возвысила записки А, Федо-
рова «Иодпольный. обком действует».
Наш читатель. хочет активно = ВЛИЯТЬ
на творческий процесс, заинтересовать
	писателя новыми темами, ‘назвать новых!
	людей, о которых еще не созданы книги.
Здесь стоит привести довольно обширную
цитату из письма инженера  Министер-
ства лесной промышленности В. Досталь,
живущего в Петрозаводске. Досталь гово.
рит о том, что в советской литературе
нет книг о нашей лесной промышленно-
	сти, и от страниц ‘его живого письма так
	Главный редактор В. ЕРМ

Релакционная коллегия: . Н.
А. КОРНЕИЧУК. О КУ
	M. MHTHH, H, ПОГОДИН, А.
	NH. АТАРОВ. А БАУЛИН. Б ГОРБАГОВ,
УРГАНОВ, Л. ЛЕОНОВ, А, МАКАРОВ,

ae an
	ТВАРДОВСКИЙ.

внутренней жизни и
		). Телефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы: литературы -и иск
наука и. техники — К 4-60-02, информации —К 119.94.