Растить
		_№ 20 (2403)
		Закончилась декада
HTOBGKOM литературы
	8 марта, в заключительный день декады
литовской литературы, состоялось заседа-
ние президиума Союза советских писате>
лей СССР. .

После доклада председателя Союза 66
ветских писателей Литовской CCP тов»
И. Шимкуса развернулись оживленные пре-
ния, в которых приняли участие А. Сурков,
А. Караваева; К. Корсакас, Л. Малюгин #
	другие. :
С краткой речью выступил генеральный
секретарь Союза советских — писателей
А. Фадеев.
Председатель Президиума Верховного
Совета Литовской CCP tos. 10. Tlaneuxue
	вручил группе московских литераторов Hee
четные грамоты за популяризацию литов=
ской литературы ереди братских советских
народов,

*¥,*

Бюро национальных комиссий. ССИ
организовало обсуждение литовского ли-
тературно-художественного журнала «Перга-
ле». С отчетным докладом о pe-
дактор журнала Ю. Балтушис.

— В последнее время‚—сказал Ю. Бал?
тушис, — журнал «Пергале» достиг неко-
торых успехов: повысился идейный уро-
вень, улучшилось литературное качество
материала. Все значительные послевоен-
ные произведения наших писателей впер-
вые напечатаны на странийах «Пергале».
Однако наша. деятельность до ‘сих пор
страдает существенными недостатками,
Прежде всего это относится к лите-
ратурной критике, которая еще слаба, а
порой и ошибочна. Насущные проблемы
литературоведения не’ разрабатываются. В
журнале мало прозаических произведений,
	рассказывающих с современной Литве. У
редакции не было четко продуманного
плана ознакомления читателя с творче-
ством писателей других республик.

После ХУ пленума ЦК КН(б) Литвы и
пленума правления ССП Литвы, векрывших
значительные недостатки- в нашей  ра-
боте, намечены меры к повышению каче-
ства журнала.

В подробном разборе. деятельности
	журнала за 1947 год литовский критик
Б. Нранскус отметил, что тематическая
актуальность напечатанных в журнале
произведений является положительным
качеством, но, к сожалению, многие про-
	изведения художественно бледны. Слабой
стороной в работе отдела поэзии является
отсутствие крупных поэтических произве=
‚ дений на советские темы; нередко g CTH-
хах дают себя знать пережитки декадент-
ства.
	Доклады вызвали оживленные прения, в
которых проявилось искреннее желание
московских литераторов помочь своим
литовским товарищам. И. Альтман  под-
черкнул, что для плодотворной деятельно-
сти редакции «Пергале» особое значение
имеет программа журнала, которая должна
отличаться широкой перспективностью.

Г. Санников (журнал «Октябрь») отме:
TH, YO в центре внимания журнала
должны быть политические злободневные
темы. В выступлениях В. Кирпотина, Л.
Блюмфельд, Г. Ломидзе, И. Жиги отмеча-
лнсь недостатки журнала и возможные
способы их устранения, «Пергале» удов-
летворительно знакомит читателей с но-
выми произведениями литовских писателей,
но еше He является организатором
литературы.

Подводя итоги обсуждения, П. Скосырев
заверил редколлегию «Пергале», что бюро
национальных комиссий окажет работе
журнала необходимую помощь;
			он. в его труде хоть ис-
корку истинного таланта
и серьезного, ответствен-
ного отношения к лите-
ратурному труду.
BaATh Отпугивание начинаю-
щих литераторов крити-
ческой дубинкой, а так-
СИЛ Ы же и наплевательское
отношение к писатель-
скому труду, выражаю-
щееся в  печатанин  недоработанных,
незрелых произведений, в захваливая
нии таких произведений «на корню»,
еще до того, как читатель успел по-
знакомиться с ними, — все это, в конечном
счете, явления одного порядка и равной
вредоноености. За ними одинаково екры-
вается отсутетвие подлинной партийности,
идейной страстности, горячей заинтересо-
ванности в общем нашем большом и от-
вететвенном деле.

Молодые писатели идут в литературу из
самых глубин народа. Большая группа ав-
торов, после войны  напечатавших свои
первые произведения и быстро снискав-
ших читательское признание, принадлежит
Е числу‘ тех сынов советского народа,
которые на передовых позициях фронта,
с оружием в руках отетаивали свободу и
независимость нашей Родины. `

Пополнение в нашу литературу приходит

из заводских цехов и с колхозных полей.
Это новая интеллигенция страны социализ-
ма, не порывающая самой тесной связи во
своим народом, живущая его интересами,
выражающая его думы.
’ В литературу они приносят с собою
прежде всего отличное знание жизни, по-
нимание пройсходящих событий, нзступа-
тельный порыв, которым горят строители
коммунизма.

Этим начинающим писателям Часто но-
достает и теоретических, исторических по-
знаний, владения формой, знания законов
литературного мастерства.

Тут-го и необходима влумчивая, умная
критика, которая могла бы направить пи-
сателей в сторону нужных поисков, по-
мочь в дальнейшем. совершенствовании.

Всячески нужно приветствовать начи-
Hanne Союза советских писателей Украи-
ны, который затеял издание специальной
библиотеки в помощь начинающему  писа-
телю. Но гораздо чаше. приходится слышать
жалобы на то, что творческая молодежь,
стремящаяся . прими в литературу, не
находит необходимой . поддержки. Такие
сигналы получены, например, в ряде пи-
сем, адресованных нашей релакции из
Грузии. Поступали такие жалобы и из ря-
да других республик.

Забота о судьбе начинающих литерато-
ров является кровным делом» не  толБ-
ко для писательских организаций, HO H
для комеомола.

В прошлом году Центральный Комитет
ВЛЕСМ и правление Союза советских
писателей — СССР провели в Москве
специальный семинар — совещание мо-
лодых писателей, созванных из всех
республик и областей Советского Союза,
Этот семинар принес пользу не только его
непосредственным участникам. Он помог
составить представление 06 огромных
творческих резервах нашей литературы.

Участники вовещания были разбиты на
группы; к каждой группе были прикреп-
лены опытные мастера нашей литературы.
OHH рассказывали о принцицах литера-
турного творчества, проводили  разборы
произведений, привезенных в Москву мо-
лодыми литераторами. Это, несомненно,
оказало плодотворное действие на даль-
нейпгую работу творческой молодежи. Шо
сохранилась ли в дальнейшем связь меж-
ДУ этой молодежью и теми мастерами, ко-
торые работали с участниками. во время
короткого их пребывания в Москве? Мо-
mer быть, лишь в’ отдельных немногих
случаях. Большинство же мастеров даже и
не пыталось установить такую связь и
поддержать своей творческой помощью тех
` начинающих писателей.

Заботливо выращивать молодые творче-
ские кадры — одна из основных задач
Союза советских писателей. Эту задачу
  должен считать своим личным, кровным
делом также.и каждый наш писатель в
отдельности.

Такому заботливому воспитанию лите-
ратурной молодежи учил нас Горький.
Этому повседневно учат нае партия, ee
Центральный Комитет. и лично товарищ
Сталин. В умнем,  заботливом,  проник-
нутом подлинно партийной требовательно-
сетью отношении к созревающим творче-
еким резервам — залог дальнейшего роета
и развития советекой литературы, помо-
тающей партии большевиков и всему на-
шему великому народу в разрешении’ ве-
`личайшей исторической задачи — в 1п0-
‘строении коммунизма в нашей стране.

[ANY IPL TAN i)
pacima cose TTA DT RTT AY
	0 K

On,
	Среда, 10 марта, 1948 г.
	И воспитывать
молодые силы

Появление все новых и новых имен на
обложках книг и на страницах литератур-
ных журналов ярче всего свидетельствует
0 неуклонном развитии нашей литературы,
в непрерывном и здоровом ее росте. Послед-
ние три года были отмечены появлением
новых писательских ‘имён, сразу завоевав-
ших любовь и доверие читателя. Этот
приток свежих сил может еравнитьея по
размаху разве лишь с первым нернодом ста-
новленяя советской литературы, когда e-
сятки людей впервые взялись за перо,
чтобы поделиться с читателем страстными
мыслями своими 0б открывшемся их взору
булущем Родины.

Литература наша зарождалась не ках
литература созерцателей, но как бурная
летопись, которую ведут сами творцы
истории.

Сама жизнь непрерывно вводила в. нз-
ту литературу новые и новые силы.

Так произошло и теперь, — смело и
уверенно прозвучали в советской” литера-
туре новые голоса поколения, прошедшего
суровую закалку Великой Отечественной
войны и вступившего в величайший исто-
рический период, когда под строительные
ми лесами начинают обрисовыватьея нре-
красные очертания грандиозного здания
коммунизма. :

Эти новые голоса влились в нашу ля-
тературу настолько органично, чтё невоз-
можно сейчас говорить о значительных
Литературных явлениях последнего трех-
летия, оставляя в стороне книги, стихи и
Бесы, которыми дебютировали авторы, до-
толе не известные широкому читателю,
либо даже впервые  испробовавиие свои
силы в литературном труде. Возможен ли
серьезный, полновесный разговор о литера-
туре, в Е оказались бы обойденными
КНИГИ Вершигоры и Веры Пановой,
a a `Трина и Виктора Некрасова, Ге-
оргия Березко и Александра Гончара, Ми-
ханла Бубеннова и Семена Бабаевского,
повести Эм. Казакевича и В. Авдеева, рас-
сказы В.Лукащевича, С. Антонова, Е. Во-
робъева, И. Северцева, стихи Алек-
cea  Нелогонова, Михаила  Луконина,
Александра Межирова, Сергея Наров-
чатова, Семена Гудзенко, Николая Гриба-
цева!

Обилие новых имен, обилие удачных и
значительных дебютов стало возможным
в нашей литературе прежде всего благода-
ря постоянному вниманию и отеческой за-
Gore, которые всегда проявляла и прояв-
ляет. по отношению к молодым творческим
силам партия большевиков.

‘Эта горячая отеческая забота ска-
залась недавно в том серьезном указа“
нии, которое было сделано нашей литера-
турной критике Ha страницах газеты
«Культура и жизнь».
	В редакционной статье «Дубинка вместо
	критики» газета  предостерегала против.
такой критики, которая может ‹ затруд-
нить привлечение талантливой молодежи к
творческой литературной работе.

«Задача критики, —= говорилось в-той
He статье, — состоит в том, чтобы еме-
30, решительно поддерживать  художест-
венные произведения, проникнутые чув“
ством нового, раскрывающие внутренний
мир советского человека — строителя
коммунизма».

В этом необходимом напоминании еще
раз сказалась постояяная, действенная за-
бота партии о судьбах нашей литературы,
о перспективах ве укрепления и развития.

Недоброжелательная критика способна
отшибить у молодого писателя _ вея-
кое желание совериенствоваться и
продолжать свою литературную работу.
Ничего, кроме огромного вреда для совет-
ской литературы, критический скуловорот
при помощи ‘тяжелой критической дубинки
принести не может.

Заботливейший садовник нашей литерз-
туры Алексей Максимович Горький на
протяжении ‘Всей своей жизни показывал
пример того, как внимательно и чутко
следует прислушиваться к молодым голо-
сам, вступающим в литературу. Горький
несмотря на огромную загруженность ли-
тературной, редакторской и общественной
работой, всегда находил время не только
прочитать каждую полученную им руко-
пись, но и подробно, ласково и сурово от-
ветить автору, разобрать все погрешности,
обналежить человека, если только заметил
	Рис. Бор. ЕФИМОВА,
			на  сельскохозяиственную выставку. UH
видел изумительные плоды родной зем-
ли—лары свободного труда. ;

В Сибирь, в свою деревню он вернулся
19 июня — через три дня началась вой-
на. И опять Большая сторона призвала
	Нивиту  Серенко. Сапер-разведчик, он
прокладывал в верховьях Волги дорогу
танкам, Разрывная пуля покалечила ру-
ку. Уехал в Сибирь, поклявшись помо-
тать оттуда победе.

Так люди делают историю, и так борь-
ба воспитывает человека.

После войны == засуха. Страна взве-
лпивала на ладони каждое зерно.

Колхозники” Алтайского края показали
высокий пример социалистической созна-
тельности-— щедрой мерой принесли ypo-
жай во закрома государства. Выделялся
подвиг артели «Страна Советов». Cro
тысяч пудов хлеба! Требования плана
‘давно уже остались позади. Но все тяну-
лись к элеватору обозы. Волхозники сдз-
вали зерно из собственных, личных за-
пасов. Е

Й тогда страна вновь услышала имя
Никиты  Серенко. 06б0зы снаряжал он.
ие сави доставили на элеватор его
хлеб.
	эимой стояли такие морозы, когда не
только металл, но и дерево поет, когда
снег пол полозьями уже не скрипит, а
ревет. Кандидат в депутаты Никита 0е-
ренко поехал к избирателям. Он хотел
повидать побольше людей, и потому ветре-
чи часто устраивались прям6 так — на
улице. В санкам выносили стол, В полу-
шубках, в надвинутых шапках, в заин-
девелых платках собиралиеь селяне. И
начинался разговор о прошедших и о 6бу-
ЛУШИХ ДНЯХ.
	Весна’ на Алтае. Холедные зори. Баг-
ряные озера ‘в плоских берегах. Тракто-
риеты в распахнутых полупгубках; еве]-
кают медные путговины почошенных сол-
датеких гимнастерок. Алтай первым подал
толос в перекличке колхозных земель. Го-
лоса были обращены к великому Сталину.
Никита , Серенко с дружным артельным
коллективом обещал вырастить урожай
еще болбе высокий, чем прежде. Дни про-
ходили в больших и малых заботах.
	Он чувствовал себя депутатом не толь-
ко там, в Москве, в зале с мраморными
колоннами, но и на борозде колхозного
поля, когда обучал молодого пахаря ма-
стеретву. хлебороба.
	Ha этот pas колхоз ‘ дал  тосударетву
	двести тысяч пудов зерна. ,
Недавно 8 Барнауле собралбя _ краевой
	ПН АИИНЦНИСО EET ET TE SEE
	Анатолий СОФРОНОВ.
	Мы мерзли в. окопах с тобой пол
: ‘Смоленском,

Брели среди. пепла в тиши деревенской,

Мы были под Ржевзом, мы были под
. ‚ Мценском;

К- Москве отступали в суровую осень,
Топтали на пажитях наших колосья.

Мы силу врага узнавали наощупь,

Мы дрались за каждую речку, за рощу.
Слепыми, метельными, злыми ночами

Мы песен не пели, мы больше молчали, —
Такими мы были когда-то, вначале.
	Не будем с тобой вспоминать остановки,
Ночные броски и короткие дневки— 2
(Не раз обрывался ремень у винтовки), —
Дубленая кожа и та протиралась,

А как же солдатской, своей
г доставалось?
На желтых ладонях бугры да мозоли, _

Да клочья шинели на вздыбленном поле...
Еще оставалось далеко до цели,

Еще нам He кланялись минские ели,

А все-таки мы по пути веселели!
	Мы шли по лесам и полям опаленным,
Мы рядом сражались и нощно и денно,
Мы знали друг друга в полку поименно.
Теперь ты уже’ для меня современник,
Работник, кующий истории звенья;
Всему, что когда-то в салютах звучало,
Ты знаешь, кто дал и конец и начало.
Давай же, посмотрим мы мирной порою,
Кто зданье великой победы построил,

И кто тебя вывел, товарищ, в герои.
	Я помню: гудел экскаватор над степью,
Гремели лопаты, железные цепи,
И пыль подымалась под ветром, как пепел.
Готов котлован был, чтоб встретить
фундамент,
Бетон был замешан твоими руками;
Цемент и песок и увесистый гравий
Под солнцем степным желваками играли;
Легли арматуры железные. ветки,
Нетляли по синим путям вагонетки, —
Ты волю свою закалил в пятилетке.
Е #
Леса пятилеток — хорошая школа!
Друзья пос бригаде — сыны комсомола.
И трудно бывало, а был ты веселым,
И в стужу и в зной выходил ты утрами,
Трамваем, пешком, перелеском, буграми, —
Умывшийся, стриженый, смелый и ловкий,
К заводу спешил ты в рабочей спецовке;
Спешил до гудка ты, траву приминая,
	Встречала прохладои тебя проходная,
	Знакомая, близкая, просто родная. р

а

УНИВЕРСИТЕТ МУЗЫК

Союз композиторов организовал при
Центральном доме работников искусств
	Университет музыкальной культуры.
Университет должен оказать творческую
помошь молодежи в освоении классическо-
ro наследия русской музыки. Для этой це-
ли К преподавательской работе привлека-
ЮТСЯ виднейшие музыковеды, композиторы
и исполнители. Программой университета
	В капле воды отражаетея мир. В сло-
ве ` порой отражается целая эпоха.
«Власть имущие» — как резко выра-
жена в этих двух словах вся система ST-
ношений в старом мире, где власть при-
надлежит клике госнод.

У нас это выражение умерло, а если
вспомнить его, то оно прозвучит совер-
шенно по-новому. Власть имущие — это
народ.

Я подумал, 06 этом, ветретившись ©
Никитой Серенко, депутатом. Верховного
Совета РСФСР. Вчера около полудня он
прибыл в Москву, на сессию; и на перро-
не Северного вокзала мы снова товорили
© ним 06 алтайских делах.

Это коренной сибиряк. У него ‘темное,
сызмальства обожженное ветрами лицо и
большие руки, знающие, что такое работа
на земле. Он крепок, как сибирский
кедр, — в сорок восемь лет ни одного се-
дого волоска. Это человек труда.

«Обыкновенная» жизнь? Нет!

В жизни каждого нашего человека
столько чудес, что хватило бы и на де-
сятерых.

Его спросили в пути:

— Так ваша фамилия Серенко? Ники-
та? Шо отчеству. Васильевич? Из колхоза
«Страна Советов»? Ну вот, наградили
вас золотой звездочкой, поздравляю co
званием Героя Социалистического Труда.

В странах Запада, где так много кри-
чат о «демократических традициях», кре-
стьянин и сегодня остается на’ положений
серого быдла, там он — предмет насме-
шек для любого бездельника, там, он во
власти ростовщиков.

Разве таков наш крестьянин?

На станции Киров, выйдя на нербон,
Никита Серенко купил свежий номер га-
зеты и прочитал Указ. В Москве — но-
вые поздравления. Телеграммы” с Алтая.

Скромный человек, он застенчиво улы-
балея и на приветствия отвечал:

— Ну да, конечно, много еще нам
нужно сделать. Так и колхозники нака-
зывали сказать.

Он приехал из Сибири.

Глядя на запад нашей Родины, в Си-
бири говорят: Большая сторона.

Двадцати лет Никита Серенко впервые
отправилея в эту Большую сторону, «за
камень», то-есть вюда, за Уральский хре-
бет, — бить Врантеля и англо-франеуз-
ских интервентов, защищать молодую 50-
ветскую власть. Это был первый его шаг,
как человека государственного:

Спустя лвадпать лет он опять пересек.
Уральский хребет — приехал в Столицу

«Певченковские чтения»
	для молодежи
	КИЕВ. (Наш корр.). Большой популярно-
стью в столице Украины пользуются «Шев-
ченковские чтения» для молодежи, орга-
низованные республиканским Обществом по
распространению политических и научных
знаний и ЦК комсомола Украины.

Драматург А. Корнейчук открыл ‘цикл
«Певченковских чтений» вводной лекцией
«Жизнь и творчество Т. Г. Шевченко».
Видные украинские литературоведы Ф. Яс-
требов, Д. Копыця. С. Шаховской высту-
пили с докладами об общественно-полити-
ческих взглядах Шевченко, о его поэзин,
лирике и прозе.

`9 марта, в 134-ю годовщину со дня рож-
дения великого кобзаря. критик И. Стебун
сделал доклад «Шевченко — родоначаль-
ник новой украинской литературы».

В «Шевченковских чтениях» принимают
участие народные артисты СССР и Украи-
ны, Государственный симфонический ор-
кестр УССР, заслуженная академическая
капелла «Думка».
	агротехнический с’езд. Передовики сель-
ского хозяйства  заседали в лучшем
здании города. В с’езду была  подго-
товлена выставка. Прибыли агрономы,
ученые из Новосибирска, из Омска.

Много и хорошо. говорили на с‘езде о
колхозе «Страна Советов», — дела его
людей обогатили опыт земледелия. .

Учаетник с’езда Никита Серенко при-
слушивалея не только к тому, что говори-
лось о возделывании яровой пшеницы. Его
интересовало многое. Очень заинтересова-
лн ето колодцы системы инженера Боя-
риннеза.
	5 нисьме к товаришу Сталину от хле-
	боробов Алтая. опубликованном уже после.
	с’езда, говорится, что в етепи будут по-
строены 250 трубчатых колодцев. В по-
	исках резервов плодородия земледельцы
заглянули в глубины подпочвенных пла-
стов. Изучаются те водные потоки, что
медленно движутея сквозь пески в извеч-
ной тьме, на глубине в двадцать, пятьде-
сят, ето метров. Десятилетиями бредут
нод землей эти воды се высот алтайских
гор. Там, в торах, бесследно исчезает ог-
ромное количество осадков. Ириспело вре-
мя отыскать HX и поднять.
	Колодцы Бояринцева стоят дешеве и
дают больше воды, чем считалось  в0з-
можным получать. Таким образом, мы,
	может быть, находимся на подступах к
решению гигантской  народнохозяйствен-
вой задачи. На повестке дня — обводне-
ние засушливых степей за счет подземных
вод и поливное земледелие в местах, где
люди с трудом находили пресную воду
даже для питья.

На с’езде алтайских хлеборобов я при-
сутетвовал при разговоре Никиты Серен-
ко с инженером Бояринцевым.  Инженер-
ирригатор верит, что в одной Вулундин-
кой степи можно оросить таким путем
миллион гектаров илодородной земли;

— Миллион? А как вы думаете, можно
было ‘бы уточнить эту цифру? — вдруг
спросил Никита Серенко. Спросил он
обычным, свойственным ему тоном —
мягко, екромно, но именно тут увидел я
вею необыкновенность этого простого че-
ловека новой деревни. Это был уже не
обычный разговор колхозника с инжене-
ром, это была беседа со спепиалистом-но-
ватором советского депутата, вилаяшего
государственный горизонт нового открыв-
шегося дела. В этом человеке чувствова-
лась твердая воля народа, который его из-
брал, творческая воля людей, по праву
имущих власть > Е
	Современник
	/10 Советскому Союзу
	з ® Вышел из печати первый. номер науч-
но-популярного журнала «Наука ни
жизнь» — орган Всесоюзного общества по
распространению политических ни научных
знаний; В журнале представлены разделы:
«Наука на службе пятилетки», «Богатства
нашей родины», «Ученые нашей страныз,
«Критика и библиография», «Новости
науки и техники» и «Хроника».

@ Всесоюзная выставка изобразительно-
го творчества детей организуется Шент-
ральным Комитетом ВЛКСМ в чесль 39-
летия Ленинского комсомола. исполняюще-
гося в октябре 1948 года. Выставка от-
кроется в августе,

`В оргкомитет выставки вошли президент
Академии художеств СССР А. Герасимов,
хуложник К. Юон, скульнтор В. Ватагин
и др. .

< 40 лет литературной деятельности
одного. из старейших поэтов Северной
Осетии — А. Гулуева отметила общест-
венность гор. Дзауджикау.

Первые произведения Гулуева были на-
печатаны в 1907 году в тифлисской газете
«Новая жизнь». Гулуев — автор четырех
сборников стихов на русском и осетинском
языках. ‘Его перу принадлежат переводы
произведений Пушкина; Лермонтова, Не-
красова и Шевченко,
	@ Строительство нового здания Госу-
дарственной публичной библиотеки нача-
лось в Сталинабаде. Это булет одно из
красивейших сооружений города, В подва-
	лах его разместится книгохранилище Ha
один миллион томов.

@ Альбом иллюстраний советских ХУ-
	дожников К произведениям А. М. Горь=
кого выпускает массовым тиражом изла-
тельство «Искусство» к 80-летию со дня
рождения великого писателя. `

Альбом состоит из рисунков художников
А. Герасимова, Б. Дегтярева, Д. Шмари-
нова В. Конашевича 5. Иогансона,
А. Пластова, С. Герасимова, Кукрыниксы,
А. Кравченко.

® Заканчивается печатание первого `то-
ма «Словаря современного русского лите-
ратурного языка», включающего буквы
«А» и «Б». В него входит все лексиче-
ское богатство русской литературной речи
ХХ—ХХ веков. Словарь подготовлен к
изданию Институтом русского языка Ака-
	демии наук CCCP (Ленинград). Полный
об’ем издания — 15 томов.

De
	ТВОРЧЕСКИЙ СЕМИНАР
НАРОДНЫХ ПОЭТОВ -
	ХАБАД. (Наш корр.). Народные пев-
цы — поэты Туркменистана — бахши
с‘ехались в столипу республики на месяч-
	ный семинар, организованный Туркмён-
спой государственной филармонией. Они
изучают на семинаре решения ИК
ВКП(б) и ЦК КП(б) Туркменской ССР по
вопросам литературы и искусства, елуша-
ют лекции о творчестве великих русских
композиторов.

По окончании семинара бахши выедут
в аулы, где ‘выступят с ‘музыкально-пе-
сенными импровизациями перед колхозни-
ками во время весенней посевной кампа-
		Ты: был в пионерском отряде горнистом,
Ты был комсомольцем, ты стал

. коммунистом;
Ты можешь быть слесарем, зодчим,

министром, —

Любые ‘пути тебе в жизни открыли,
Лишь было бы сердце да были бы крылья,
Да воля большая, да творческий разум, —
Захочешь, — добьешься ты многого. разом,
Лишь был бы таким, как в отряде когда-то,
Как был в Сталинграде и Ржеве солдатом,
И в песне; и в деле, как сокол, крылатым!
	Давно мы с тобой поснимали шинели,
Давно мы военные песни не пели, —
А петь их когда-то мы славно умели!
Приходят на смену другие’ мотивы:
Рокочут станки, подымаются нивы;
Плывут. по просторам, широким,
бескрайным
Рожденные в новых заводах комбайны.
Стоит на мостках, на железных ступенях
Рожденное в буре войны поколенье, —
Ему никогда не бывать на коленях!
	Новыцвели в поле у нас гимнастерки,

Но взгляд наш такой же приметливый,
зоркий —

И видим мы все, что творится в
Нью-Йорке,

Что злобно готовят для нас в Вашингтоне...

Лежат на штурвале комбайна ладони,

Глаза и сердца и поступки — спокойны, —

Мы были в Берлине, мы видели войны;

Мы мирные люди, советские люди,

Чехлы мы надели на жерла орудий,

Но если тревога, — солдатами будем!
	Солдатами будем повсюду, доколе

Не кончится битва народов 3a волю,

За счастье народов, за светлую долю.

Из пепла’ отчизну свою: подымая,

Трудом вдохновляем народы Китая,

Дорогой идем созидательной, мирной,

И. слышат нас в Греции, в Индии, в Бирме.

Когда на трибуне стоим Ассамблеи,

Нас слышат в Триесте и слышат в
Бомбее, —

И головы вверх подымают смелее.
	Мы в первом ряду, современник, с тобою,
Готовы на подвиг, на деле любое, :
Судьбою со всем человечеством слиты,
И наши дороги’ народам. открыты:
	И слышатся песви Советской России
	В Белграде и Праге, Варшаве, Софии; -
И смотрят с любовью. на нас за кордоном
Рабочие Сены’ и доков Гудзона,
	Мы в первом ряду; современник, и с нами
История встала под красное знамя!
	предусмотрено также изучение различных.
форм музыкальных произведений, структу-
ры и драматургии оперы.

В ° университете будут заниматься
700 слушателей. Каждая лекция сопровож-
дается музыкальной иллюстрацией произ-
ведений Глинки, Чайковского, Мусоргско-
го, Рахманинова и других великих русских
композиторов. _

Курсы по переподготовке беглых надьференцов, гавриловичей и тому подобных миколайчиков.