Новые памятиики столицы
	В этом году Москву укра” о
Чколору и пионеру Павлику Морозову,
	Памятник Горькому
	писателя (проект скульптора _
леяная бригадой скульпторов
отливается в бронзе в мастерс
	На Пионерских прудах
	Г. Мотовилова и архитектора dl
скульптура» бронзовая фигура пи

Память о Чкалове будет уве!
устанавливаемой на площади нер
и архитектора В. Андреева).

К 1мая в детском парке име!
пресненский район) сооружаетс
нменем которого назван парк (п!
вича и архитектора М. Оленева).
		устанавливается, в оо
ppa И. ПТадра, архитект
оров нод руководством
стерских Дворца Советов.
‘лах звоздвигается памят

Г. Полякова). Отлитая
исателя уже доставлен
-ковечена в монумент
ред Курским вокзалом
	еева).
парке имени Павлика I
сооружается памятник
	кву украсят четьтре новых памятника —
	в сквере у Белорусского в
архитектурное оформление
солетвом народного худож
	ка Морозова (Брасно-
ник  герою-пионеру,
льптора И. Рабино-
	Геннадий ФИШ
			тастика вместо науки’
	Л. КЛИМ
	Л. КЛИМОВИЗ.

торы старых: теорий заимствования.  Тол-
стов лишь неуклюже пытаетея прикрыть
захудалую ветошь новой маской. ‘Ho суть
остается ‘старой. Как и его предшественни-
	ки. Голетов доходит до : прямого издева-
	тельства. над дорогими каждому русскому
человеку национальными образами. Даже
образ казака Ильи Муромца он об’являег
не русским. Вспомнив «гипотезу» Миллера,
хазарскими связями. об’ясняющего появле-
ние библейского имени у Ильи Муромца,
Толетов заявляет, что будто бы «в обра-
зе «старого казака Ильи Муромца» перед
нами встанет герой юго-восточной степной
«Хазарской» Руси, задолго до возвышения
Киева несшей на’ себе тяжесть вековой
борьбы с вторгиимися с востока‘ ордами
центральноазиатских кочевников, действи-
тельный прообраз героев будущего казаче-
ства ХУ! и следующих веков. И в эпи-
тете «казак», прочно сросшемся с образом
Ильи, мы не можем не видеть лишь видоиз-
менение древнего имени «хазар» с тем же
значением — «воин, охраняющий границы
народа». Так что Илья Муромец, выхо-
дит, не «старый казак», а «старый хазар»!
Между тем, общеизвестно, что Илья Му-
ромец предстает в образе «старого казака»
	в былинах ХУГ-ХУП вв., в эпоху смуты,
	когда казачество имело огромную полити-
ческую силу. Неужели не ясно, сколь не-
лепо об’являть Илью Муромца «хазаром»!
Выдавать же хазар за «прообраз будущего
казачества» — значит глумиться над слав-
ной историей русских казаков.

С. П. Толстов договаривается до того,
что отказывает в творческом и оригиналь-
ном гению азербайджанской литературы
Низами. В «Искандер-намэ» Низами гово-
	рит о битвах Искандера (Александра Ма-
	кедонского) с русскими. Этот рассказ от-
ражает бытовавшие в Азербайджане вос-
поминания о походах русских. на Каспий и
в Азербайджан, а также сведения о Руси,
известные в ХИ веке в Закавказье.

Но у С. П. Толстова на этот счет свое
«особое» мнение. Он выдвигает «гипоте-
sy», по которой «руссы в рассказе Низами
поставлены на место народа, упомянутого
в одном из ранних источников © походах
Александра и носившего имя, звучащее
близко к имени Рус... Это роксоланы...
Даже сюжет борьбы руссов с амазонка-
	ми, — пишет далее Толетов, — тянется
от Захария Ритора (греческого автора
УТ в. — Л. К.) к Низами, воплощаясь У
	последнего в описание поединка пешего
гиганта-дикаря из рядов руссов с прекрас-
ной «китайской» амазонкой-лучницей... Ви-
димо, в этих событиях (!) ‘отражен новый
исторический этап в процессе слияния
степных и лесных протославянских (рок-.
соланских и венедских) элементов».
«Доказывая» эту фантастическую «до-
историю», С. П. Толстов начинает искать
слово «Русь» всюду, — например, «в назва-
нии Аму-Дарьи, Аракса Геродота, в ныне
существующем имени реки Арыси, в назва-
нии древней страны Усрушана (Чз—Ки$--.
ап), по соседству с которой Александр дал
свой знаменитый бой скифам, послужив-
ший прототипом битве Александра с рус-
сами у Низами». В итоге этих наукообраз-
ных сближений получается, что свое имя
русские приобрели от библейского народа
«рош», вторгнувшегося в УШ в. до н. 5.
среди других северных племен из понто
каспийских стран в Переднюю Азию!
Далее оказывается, ` что’ не только BMA
русского народа, но и названия ‘русских
городов не совсем русские. Они будто бы
являются синонимами названий, лежащих
в основе древних азиатских народов и го-
родов. Этим путем С. П. Толстов додумы-
вается до того, что синонимами являются
@реднеазиатский Cora, крымский Судак и
	Суздаль. Отеюда же, по Г!олстову,. происхо-
	дит название Ростова Ярославского. При-
чем имена этих городов ему кажутся
«эпитетами»,-‘заменяющими табуированное
имя верховного ` божества древних ким-
меро-массагетов... — т
Tax, по Толстову, античный Юг дал
Северу не только ‘название Руси, имена
наших богатырей, но и ‘названия. городов и
T. :
Можно было намного увеличить перечис-
ление «открытий» С; П. Толстова. Но,
пожалуй, достаточно и сказанного. Отме-
тим еще лишь, что в его «этюдах» приве-
дены «сравнительные таблицы тамг», имею-
щие целью доказать, что родовые знаки
русских князей неоригинальны и что это
	также. определяется будто бы сущшество-о
		этим высоким определением Пушкина
указание на то, что «Русалка» — вещь
грубая из мира славянских ‘суеверий,
сказочная основа которой, может быть, и
хороша для берегов Днепра, но для берегов
Сены явно не подходяща».

Как видим, по мнению И. Нечаева, на-
звать великого русского национального
писателя поэтом-коемополитом — зна-
чит недурно’ разобрать его творчество.
Клеветнические измышления `Клаво 0
«Русалке» и русском народе, если верить
автору, лишь «немного» не вяжутся с
этим высоким определением.

И. Нечаев сообщает далее, что «6o-
лее об’ективной попыткой разобраться в
николаевской России и её культуре яв-
лялась критика Сен Жюльена». В чем же
заключается эта «об’ективная попытка»?
Оказывается, вот B чем. «Сен Жюльея
говорит, что Россия — страна очень мо-
лодая, что она только что вышла из не-
вежества и бескультурья, а потому не
может быть и речи, чтобы она не имела
наряду с отрицательными и ноложитель-
ных качеств». Подобные высказывания
Сен Жюльена И. Нечаев приводит неод-
нократно. Пушкин — «экзотнческое явле-
ние в мировой литературе», «второстенен-
ное явление. в сравнении с SALLARHOeBDO-
нейскими поэтами» ит. п.

И. Нечаев цитирует все эти -оскорби-
тельные для русского народа высказыва-
ния, не давая им никакой оценки.

Он сообщает, что, по мнению Сен
ЖВюльена, Молтавский бой в «Полтаве»—
«это только привесок, испортивший все в
угоду патриотизму», что Сен Жюльен
	«просто третвровал Ввгения’ Онегина, -ис-
	и издательства:
отлел
	Адрес редакция
	вавшей системой «государств, тесно связ
занных между собой политически, нахо
дившихся в тесных политических взаимо-
отношениях и оформлявших эти взаимоот-
ношения родственной связью между дина-
стиями..» В действительности, близость
рисунка родовых знаков у разных народов
об’ясняется. прежде всего тем, что в их
основе лежат элементы растительного или
животного орнамента, который не может
не иметь общих черт.
	<..Могучие образы русских (некогда
роксоланских) ‘львов каменных peaberpos
Владимира», — как кажется С. П. Toa-
стову, — протягивают в XII в. «линию
	идеологической и политической преемствен-
ности между массагетской  государствен-
ностью античности и русской  государет-
венностью средневековья».

Невероятно узок и беден мир в изложе-
нии С. П. Толстова. Все яркое, ценное
было якобы создано в какое-то отдален-
ное время, где-то у далеких от нас южных
морей, в’ Месопотамии, Иране, Афгани-
стане, и с назойливой нудностью  повто-
ряется на Руси в последующие энехи.

Надо утратить чувство национальной
гордости, чтобы доказывать, что русское
народное творчество лишено всякой само-
‘бытности и оригинальности. Нельзя забы-
вать того, что богатыри русского былин-
ного эпоса являются в народном представ-
лении носителями героических sept рус-
ского народа. .

По Толетову выходит, что человечество
движется по какому-то замкнутому кругу,
	ничего нового не происходит, все в жизни   2
	народов повторяется.
<..Древняя политическая,
	<..Древняя политическая, хозяйственная
и культурная истбрия, — пишет он, — на-
	столько тесно переплела исторические
судьбы. народов различных областей нашей
великой страны, что совершенно не слу-
чайно те же политические об’единения,
которые создавались на заре истории, мно-
гократно возобновлялись на той же (или
близкой) территориальной основе».

Далее следует прямое прославление
Золотой Орды. Читаем: «Период  фео-
дальной раздробленности ослабил, естест-
венно, эти связи (будто бы столь идеаль-
ные в древности. — Л. К.), но порвать
их не смог. И не случайным поэтому яв-
ляется об’единение Хорезма, Поволжья,
Черноморья, Предкавказья и Руси в рам-
ках Золотоордынского государства. Хотя
оно сложилось в результате вмешательства
внешней силы, но составные его элемен-
ты были связаны между собой прежде и
остались связанными и тогда, когда эта
внешняя сила сошла на-нет. Не случайно
сама Русь, оставив позади себя период
феодальной раздробленности, реализовала
старые замыслы Святослава и вновь в рас-
ширенном виде восстановила то политичес-
	кое единство, которое намечалось на заре
	‘нашей истории».

По этой вредной, идеалистической кон-
ценции получается, что феодальная раз-
дробленность нарушила якобы тесные связи
между мощными. цветущими государствами
древнего Юга, но Золотая Орда их вос-
становила. Затем политическая сила Золо-
тоордынского государства «сошла на-нет»
(именно так сказано об уничтожении та-
таро-монгольского ига!), но по существу
все-де осталось по-старому. Русь «реали-
зовала старые замыслы Святослава», и, на-
конец, Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция «завершила» этот про-
цесс «созданием братского союза народов
нашей страны».

Таким образом, наша революция в трак-
товании С. П. Толстова становится «заверше-
нием» замыслов Святослава, будто бы еше
в Х веке пытавшегося реализовать одну
«из важнейших тенденций хозяйственного,
культурного и политического развития на-
родов нашей Родины», Вот до каких неле-
пых реакционных утверждений дошел в
своих изысканиях С. П: Толетов!

*
* x

Статья С. П. Толстова, как указано в
сборнике, является переработанной стено-
граммой доклада на сессии Отделения исто-
	‘рии и философии Академии наук СССР и
	на сессии по этногенезу славян.

Пеевдонаучные; реакционные измынгле-
ния С. П. Толстова, искаженно’ предста-
вляющие ход’ исторического -развития на-
родов. нашей страны, оскорбительно ли-
шающие русский. народ национальной само-
бытности и творческой оригинальности, пред.
лагались вниманию такого весьма автори-
тетного ученого собрания, как сессия
Отделения истории и философии Академии
наук, очевидно, по поручению Института
этнографии. Неужели Инсгитут этнографви
	разделяет эти реакционные взгляды?
	ходя из своей концепции о примитивности
Пушкина»,—й спокойно следует дальше.

И. Нечаев стремится подробно `обриео-
вать отношение Мериме к Пушкину. Эта
тема сама по себе не может не интересо-
вать русского читателя. Однако из запу-
танных рассуждений И. Нечаева он не вы-
несет никакого представления 0б отноше-
нии французского писателя к Пушкину.

В его изложении получается, что в
России вообще никто из критиков и писате-
лей не оценил по-настоящему Пушкина, я
только один Мериме понял его гениальность.
О знаменитых статьях Белинского И. Не-
чаев не вспомнил ни разу.

После об’ективистекого изложения чу-
их взглядов И. Нечаев начинает pac-
крывать собственные воззрения. Он пи-
шет: «Крымская война и все бывшие до
нее годы, когда Россия выступала в роли
реакционной силы в Европе, способетво-
вали отрицательной оценке русской куль-
туры реакционными кругами Запада».

Таким 0бразом, автор здесь изображает
всю Россию единой и неделимой реакцион-
ной силой, зачеркивает мировую роль рус-
ского революционно-освободительного дви-
жения.

В статье «А. М. Горький и западно-
европейская литература» доцент В. Ван-
слов дает не просто 06з0р высказываний
Горького о зарубежных писателях. но
стремится раскрыть нз этом матернале
отношение великого писателя к литера-
турному наследству.

Всем известно, как глубоко связан
Горький с русской действительность,
как самобытен и оригинален его талант,
как велико мировое значение основопо-
ложника советской литературы. В беседе
с начинающимн писателями «0 том. как
я учился писать» и в pale других статей
	Горький рассказывает о роли жизненного

Автор работы «Из предистории Руси (Па-
леоэтнографические этюды)» * С. П. Тол-
стов—востоковед, исследования которого по
древнему Хорезму представляют значитель-
ный научный интерес. Что касается «Палео-
этнографических этюдов», то ценность их для
науки весьма сомнительна. Не считаясь ©
фактами, автор стремится представить да-
лекое прошлое Юга нашей родины и смеж-
ных восточных стран как некую сложную
систему могучих древних государств, взаи-
модействие и влияние которых на племе-
на Севера будто бы обусловили культур-
ный и политический облик позднейшей
России. «Обосновывая» эту ложную  кон-
цепцию, С; П. Толстов пытается возродить
давно оставленные наукой взгляды, как,
например, -теорин В. Стасова и Ве. Миле
лера о неоригинальности русского эпоса и
-его восточном происхождении,

«.. в русском былиннем ‘эпосе, — ни-
шет С. П. Толетов, — мы находим мощ-
ные пласты, восходящие к..; сармато-алан-
ским эпическим традициям. В этом отно-.
шении особенно важен образ Рустама, на
русской почве отложившийся в. образе
сказочного богатыря Еруслана Лазареви-
ча, сохранившего не только имя, но и от-
чество своего восточного собрата: С дру
гой стороны, по’ линии сюжетной Рустами-
ада перекликается с комплексом былин;
группирующихся вокруг центрального об-

аза русского былинного эпоса — Ильи
Иуромца. >
	Эта связь, раскрытая в свое время Ста-
	совым и Миллером, сейчас может быть
обоснована еще более широко». (Полчерк-
нуто здесь и дальше мною. — JI. K.).
	Как известно, В. Стасов и Вс. Миллер,
считая, например, что былины об Илье
Муромце полностью’ сходны с их ‘источни-
ком — сказаниями 06 иранском богатыре
Рустаме, старались доказать не только во-
сточное происхождение наших былин, но
и т6, что русский былинный эпос ничего
национально-самобытного не содержит, а
является всего лишь неполным и отрывоч-
вым пересказом восточно-арийского эпоса,
попавшего на Русь через посредство
тюркских народов.

И вот, С. П. Толстов считает, что эта
реакционная теория Стасова и Миллера,
пытавшихся. опровергнуть оригинальность
и своеобразие русского народного творче-
ства, сейчас может быть обоснована еще
более широко.

Ничего не изменяет в этом и следую-
шая оговорка Толстова; . Е .

«Если для дискуссии времен выхода
работ Стасова и Миллера вопрос стоял о
том, является ли наш эпос заимствован-
ным с Востока — из Индии и Ирана, как
считал Стасов, или от тюрко-монгольских
кочевников, как думал Потанин, или с За-
пада, как доказывали их противники, —
то теперь стоит вопрос об общности исто-
ков русского, иранского, среднеазиатского
эпоса, восходящих к скифо-массагетской и
сармато-аланской среде, одинаково уча
ствовавшей в формировании нашего народа
и братских народов нашего Востока».

Повторяя свои старые ошибки, С: П. Тол-
стов совершенно произвольно образы рус-
ских богатырей Ильи Муромца и Еруслана
Лазаревича об`являет не только «двойни-
ками» восточного Рустама, но и «родными
братьями» воинственного героя германского
средневековья Сигурда-Зигфрида, мусуль-
манского Али, христианских «святых», древ-
негреческого бога Персея, а также «близко
родственными» библейскому Самсону, Ге-
раклу и др. ;

Не ясно ли после этого, что разговоры
о «доисторической общности» у Толстова
только прикрывают старые теории заим-
ствования буржуазных филологических
школ? Толстов лишь создает видимость,

будто главные источники заимствования
он нщет не на Востоке или Западе, а на
Юге. we

>
	Вслед за’ этим C. И. Толстов пытается
доказать «равенство» Рустама с древне-
иранским и ‘древнеиндийским богом Мит-
pot. А. раз. Илья Муромец и Рустам
«двойники», то и Илья Муромец и другие
русские богатыри уравниваются © Митрой
да и к тому же восходят к Геродоту!

Итак, по Толстову,. все ведет на Юг! Но
этот «Юг», как видно из ‘приложенной
к статье Толстова схематической“.-карты,
помимо прикаспийских областей, охваты-
вает Месопотамию, Иран, Афганистан, За-
падный Китай, значительную часть’ Тибега
н Индии: Из, рассуждений Толстова_ сле-
дует, что к этому «Югу» надо прибавить
еше древние Иудею и Грецию. То-есть
речь идет о тех же, прежде всего, инозем-
ных территориях, где безуспешно пыта-
лись найти истоки русской культуры ав-
	*%0. Ui. Толстов. «Из предистории Руси
(Палеозтнографические этюды)».  Сборник