&>
“$
	Война была великой школой зрелости
для миллионов советских людей. Такой
школой стала она и для Николая  Алек-
сеевича Беликова, в прошлом рядового
бухгалтера. Поеле демобилизации перед
Беликовым встал вопрос: где применить
свой новый опыт, вула пойти работать?
	  Боглха в Миниетеретве сельского хозяйства
	ему предложили должность ревизора, он
охотно согласилея. :

Беликова назначили ревязором в Глав-
ное управление Северного Кавказа и За-
кавказья. Человек. обстоятельный, он
старательно изучал специальную литерату-
ру и ждал боевого крещения—первой ре-
визии. Но проходили дни, недели, месяцы,
а руководители ‘главка не торопились.
Беликов пробовал заикнуться: как же,
мол, с ревизией, когда поедем? Ему отве-
чали: успеешь! Трудно было понять смысл
этого ответа. В подчинение главка (е-
верного Кавказа и Закавказья входили
сотни районов и сотни MTC. № в
главке ревизоров не беспокоили. В те-
чение четырех месяцев Беликов и его то-
варищ по работе ежедневно приходили в
главк и... изнывали от безделья. Посте-
ценно их превратили в мальчиков на по-
бегушках: ответить на бумажку, подигить
дела, сходить в банк вместе заболевшего
кассира — такова была  высокополезная
‘деятельность двух молодых  ревизоров в
течение месяцев, И только когда они от-
крыто возмутились и“ заявили протест, на-
чальство сдалось: ревизоров послали на
первую ревизию. :

Беликов поехал в Ираенодарский край.

Ему вскоре удалось векрыть антигоеу-
даретвенную практику заниженного плани-
рования в некоторых  машинно-трактор-
ных станциях. Особенно тщательно изучал
он Вуйбышевскую МТС, хотя директор ее
Скворцов с неохотой допустил ревизора до
архивов. Директор очень любил почет и
славу, но стремилея достичь их не обыч-
ным честным советским путем, ас но-
мошью мошеннических комбинаций.

Цредвоенная норма выработки мягкой
пахоты на трактор в Куйбышевекой МТС
составляла 948 та. На 1943 год Оквор-
HOB, с ведома крайземотдела, взял норму
в 497 га и, конечно, легко выполнил ее,
На 1944 год он устанавливает... 413 ra
(т. е. на 84 га меньше прошлогодней) и
дает 521 га ‹ (перевыполнение!). 1945
год: норма 456 га (т. е. на 65 меньше
фактической выработки  прораого года),
сделано — 694 га (перевыполнение!).
1946 год: норма 500 га (т. е, на 194
уеньше фавтической выработки пропелого
года), выполнено — 736 га (опять пе-
ревынолнение!). 1947 год: норма 625 га
(т. е. на 111 меньше фактической выра-
ботви прошлого года), выполнено — 799
ra (еще раз перевыполнение!). —

За перевыполнение плана тракторных
работ руководителям МТС полагалиеь пре-

История
	ные в инструкции по составлению  годе-
вых отчетов МТС,
6 декабря 1946 гола министр сельского
		хозяйства CCCP тов. Бенедиктов of’
являет виновным в составлении не:
брежной инструкции взыскание  (при-
ваз № 968). А на той лень,
	1 декабря, появляется приказ (№ 1127(&)
за подписью. тов. Лобанова, в котором
первый заместитель министра изничтожает
ревизора Беликова: «за нарушение трудо-
вой дисциплины» и «неудовлетворитель-
ное» выполнение задания ревизору об’яв-
ляется «етрогий выговор е предупрежде-
нием». (Характерная деталь; самому Бе-
ликову приказ не показали, а втихомолку
подшили к его делу).

19 февраля 1947 года Беликова отетра-
няют от работы и направляют в распоря-
жение управления руководящих кадров, 8
3 марта увольняют по «сокращению
штата»,

Чтобы покончить е фактической сторо-
ной дела, следует оказать, что спустя
гри недели после окончательной расправы
с Беликовым главный организатор ее Xo-
дропетный был разоблачен, как участник
уголовного дела расхитителей из Калуж-
ского облземотдела.

Таковы факты. Такова история © том,
вав в Министерстве сельского хозяйства
ереди бела дня был вышвырнут молодой
ревизор ‘только за то, что он ноемел вы-
ступить” на защиту кровных интересов
государства,

Читатель поймет, почему мы придаем
делу Беликова широкую огласку. Ревизор
министерства— немаловажное звено налтего
государственного аппарата. Это — бди-
тельный часовой, призванный стоять на
страже интересов государства и бороться
CO всеми антигосударственными явлениями.

Ревизор вокрыл основной изян —
антигосударственную практику занижен-
него планирования в МТС Кубани. Но тем
самым он обнаружил крупнейший -из’ян и
в работе своего главка, причастного к
вскрытым безобразиям: тлавк механиче-
ски штамповал планы края и выплачивал
из государственного бюджета ‘премин
Скворцовым за то, что они,.. обманывали
гоеуларетво. Проверка низового звена 0б-
	нажила крупные недостатки в работе Ми-
	нистерства сельекого хозяйства СССР. Но
как только Беликов это еделал, непосред-
ственные виновники сумели опорочить ре-
визора и избавиться от чего.
	(0 всей резкостью были названы пороки.
	внутриведомственного контроля в докладе
министра финансов на второй сессии Вер-
ховного Совета РСФСР,

Случай расправы е ревизорем Белико-
вым -— исключительный, Но он все же
свидетельствует о неблагополучии в орга-
низации внутриведомственного контроля.
Нужно обеспечить такую постановку дела,
при которой нельзя было бы чинить пре-
пятетвия смелому, инициативному контро-
лю, защищающему кровные интересы со-
	he   ЦИЗлисТического

государетва.
	Е. КНИПОВИЧ
	КОГДА ОТСУТСТВУЕТ
ВДУМЧИВЫЙ! РЕДАКТОР
	В журнале «эЭнамя» есть хорошая тра-
диция, которая сложилась еще в дни вой-
ны и особенно ‘окренла в послевоенные го-
ды. Нарялу с художественной литерату-
рой, журнал постоянно печатает записки,
дневники, воспоминания «бывалых лю-
дей», прошедших боевой путь в частями
армии и флота, в партизанских отрядах,
в большевиетеком подполье.

Титературная ценность таких докумен-
тов различна. «Люди е чистой совестью» -—
записки П. Вершигоры -— стали первой
книгой нового талантливого писателя. Что
же касается, например, радиста И. Кири-
ленко, то рано еще предполагать, будет ли
OH продолжать свой литературный путь.
Ho ero опубликованным в «Знамени»
` запискам под названием «Плешут холод-
‘ные волны» в выешей стенени  свой-
`‘ственен талант советского человека —
‘уменье увидеть в делах наших людей
главные черты советекого народа — лю-
‘бовь к Родине, чувство товарищества,
нравственную силу.

Этот талант — человечный ‘и гфаж-
данский — помог И. Кириленко и как
литератору. Материал подчиняется ему.
Тхавное -—— люди и их подвиг — на пер-
вом плане произведения, подробности He
загромождают повествования. И. Кири-
ленко очень мало говорит о себе. Но уме-
нье радоваться и изумлятьея  нраветвен-
ному богатству товарищей раскрывает и
внутренний облик самого рассказчика.

«Теплоход «Кахетия» — записки воен-
ного врача 0. Джигурды — продолжает
серию документальных произведений, на-
печатанных в «Знамени». Материал, поло-
женный в основу этих записок, — драго-
ценен, Черноморский теплоход, назван-
ный в записках «Кахетией», был пере-
оборудован в военный транспорт и совер-
шал рейсы uo Черному морю осенью
1941 — весной 1942 года.

Базируясь на порты кавказского побе-
режья, он перевозил, чалие всего в осаж-
денный Севастополь, войска, боеприпасы
и продовольствие. Из Севастополя он уво-
зил в тыл раненых защитников города.

Условия, в которых совершалиеь рейсы, _
	были очень тяжелыми. Налеты вражеских
бомбардировщиков,  артобстрел,  птормы,
обледенения, — множество опасностей  по-
вседневно угрожало «Кахетии» и ее эки-
` пажу. 10 июня 1942 тода теплоход был
потоплен на севастопольском рейде враже-
скими самолетами.

«Вахетия»> была нловучим госпиталем.
Личный состав корабля включал многих
врачей, фельдшеров, сестер, санитаров и
всанитарок. ‘Невзирая на тяжелую ofcra-
Г новку, люди «Кахетии» трудились упорно
и самоотверженно, выполняя свой долг пе-
ред Родиной и ее ранеными защитниками,

Как же рассказала 06 их работе 0. Джи-
гурда, участник славных дел «Вахетии»?

В ее записках. мы найдем волнующие
страницы о защитниках Севастополя, гор-
дых своими боевыми традициями, мужест-
венных в беде и страданиях. Ееть в произ-
ведениях хоропие, . живые образы некото-
рых работников «Кахетии». Вот два друж-

ных санитара — Цимбалюк и Бондаренко.
	Один из них пожилой, другой еще очень
молод. Один — флегматик, другой — сан-
ГВИНИЕ, однако это не мешает их хружбе.
0ба они — лучшие санитары корабля, И
своими успехами они гордятея сообща,
Если хвалят Бондаренко, он тотчае воск-
лицает: «А Цимбалюк!» Если хвалят
Цимбалюка, он, помолчав, медленно епра-
птивзет: «И Бондаренко? Он того... хоро-
ший»,

Очень любит 0. Джигурда свой ко-
рабль-——красавицу «Кахетяю», изображает
ее как живое существо. Вновь и вновь,
несмотря на трудности, упрямо «чапает»
«Кахетия» в очередной рейс — «чал-тук-
TYR, чап-тук-тук».

И все же, кончая записки, читатель
испытывает чувство разочарования. Bee,
что ееть в них ценного, он собрал по ку-
сочкам, восстановил сам. Автор мало по-
могал ему.

_ То, что 0, Джигурде нехватает изобра-
	О. Джигурда, «Теплоход «Кахетия», «Знамя».
	1948, №№ 1, £
	‚зительных средств, — это еще полторя.
(«Милая блондиночка» или «толстенькая
девушка» — более выразительных пор-
третов в книге не найти).

. Гораздо хуже то, что запиекам этим не
свойственен тот человечный, талант, кото-
‘рый мы с такою радостью ощущали в
большинстве прочитанных воспоминаний
об Отечественной войне. 0. Джигурда мало
умеет радоваться и удивляться своим то-
варищам, видеть и изображать их сущ-
ность, которая и слелала этих аюдей ¢o-
ветскими патриотами, членами боевого
коллектива, He следует замалчивать лич-
ных недостатков наших людей. Но если
прежде всего увидеть в человеке главное,
социалистическое, тогда мелкие,  лич-
ные недостатки не раздуются непомерно,
мусор и хлам не будут закрывать чело-
веческое лицо. Вот, например, старшая
сестра — Надя Мешкова. «Об’ективные
показатели» здесь таковы. Надю — в
условиях 1941 года! — в числе лучших
четырех работников теплохода отправили
за отличную работу на отдых. Надя —
тоже в 1941 году — в числе первых
шести работников получила правительет-
венную награду. Казалось бы, есть в чеяо-
веке такие черты, которые нельзя не за-
метить и не отметить. А в записках мы
узнаем только, что Надя  старательна,
исполнительна, «вежлива до приторноети».

Слишком часто 0. Джигурда выхвигает
на первый план мелкие черты, слабые
стороны человека. В сандружиннице Ког-
тевой больше всего запоминается ее мелоч-
ное ‘самолюбие, в докторе  Масленнико-
вой-—склонноеть к флирту, в Старошин-
ской — страх перед опасностью. Вообще.

о страхе, который испытывают ее това-
рищи, 0. Джигурда, сама явно  чело-
век смелый, товорит слишком охотно. Й

TO тоже неправильно. :

t

В военных дневниках №. Симонова
(«Знамя» № 5—6. 1945 г.) есть олин
	поучительный энизод. В 20-х числах ав-
ryeta 1941 года под Одессой автор вместе
с фотографом Яшей Халином и полковым
комиеваром Балашовым оказалея на пози-
циях наших минометчиков. Шо ним били
румынокие минометы. Но Яша Халип чув-
етвовал себя обязанным по долгу службы
с фото и наших воинов, — хотя
сделать это можно было только стоя выше
окопа, на открытом месте, под обстрелом.

«У меня, — пишет К. Симонов, —
имелось довольно отчетливое желание лечь
на землю рядом с минометчиками или
весть в ним в окоп. Думаю, что такое же
желание было и у Балашова. Но это. ко-
нечно, исключалось, ибо не могли же мы
coranrns Ha поверхности одного несчаст-
ного Яшу Халина. ;

В ответ Ha ворчание Яши, что при
такой погоде не известно, какая нужна
выдержка, я довольно нервно — мне тоже
было не по себе — еказал ему, чтобы он.
снимал на «тТик-так».

— На «тик-так»? — воззрилея на
меня Яша. — На «тик-так» я не моту,
у мёня руки дрожат, — и этим искрен-
	‚Ним признанием навсегда подкупил меня,
‘ибо, несмотря на т0; что ему было очень
страшно, он все-таки продолжал снимать
дрожащими руками и по еввоей профессио-
нальной привычке снимал отвратительно
‘долго и тщательно».

Думаю, что в этом эпизоде соотношение
страха и мужества показано гораздо пра-
вильнее, чем в записках 0, Джигурды.

Не умея увидеть самое главное и зна-
чительное в людях, 0. Джигурла и в е0-
бытиях не может отделить главное от вто-
роетепенного, не может справиться е нод-
робностями, эпизодами.

В записках то чрезмерно вылезет цот-,
ленькая, отдающшая  сплетней, история
«романа» врача Ветровой с летчиком М.
то анекдот о морском суеверии, соглаено
которому надо следить, чтобы крысы не
бежали в корабля. ;

Несомненно, что в недостатках записок
о теплоходе «Кахетия» повинна и редак-
ция журнала «Знамя». Она должна была
помочь автору организовать материал,
должна была убрать то мелкое и ненуж-
ное, что заслоняет от читателя ценные и
интересные стороны занпиеок.

Не видеть, как чернильные пятна по-
выступили на пальцах,

Не обрадоваться, что веснушки сошли
с липа.
	И этот епотыкающийся ритм, эта наро
читая шероховатость стиха, эти вымучен-
ные, претендующие на оригинальность,
Но Памятные еще по старым, имажиниет-
ским стихам В. Шершеневича,  риф-
мы характерны не только для данного
стихотворения, но и для многих стихов
Луконина, вошедших в сборник «Сердце-
биение». ~
	Никогда я не забуду,
Сколько буду на войне,
Взбудораженную Буду,
Потонувшую в огне.
	— так начинает ©. Гудзенко  стихотворе-
ние, посвященное большой, хорошей теме,
и это ловкое, но явно неуместное жонгли-
рование словами,  продолжающееся п в
заключительной строфе («Мы до поздней
ночи будем битву в- Буде вепоминать» ),
резко снижает звучание стихотворения в
целом.

Можно было бы привести немалое при-
меров подобных же ритмических «HOR
шеств», нарочито звонких сочетаний и из
произведений других поэтов. Как ни ста-
раютея авторы этих произведений пленить
нас эффектными созвучиями, вроде «плыл
плавный дождь» или «соловьи кочетам не
чета: о любви не поют кочета», как ни
«оригинальны» они в своих каламбурах
й остротах («мы замерзаем. но не прозя-
баем», «тоска шалашей продувных» п
	и DOPE PAAR A В
в)

читателя эти строки оставляют
равнодушным.
	Формалистические HHI

CRH и выкрутасы
так же умертвляют мысль и чуветво. Kak
мае Г
	По следам
одного письма в редакцию

Sd

миальные, Скворцов и его друзья Hanepen-
но занижали планы, скрывая от государ-
ства свои производственные возможности,
и нагло залезали в государственный кар-
ман, получая в ряде случаев премии,
якобы, за отличную работу. *
Продолжая ревизию, и даже задержав-
пишеь дольше назначенных сроков коман-
дировки, Беликов обнаружил, что КУЙ-
	бышевская МТО не была исключением На-
		Кубани. Выяснилось, что в течение
июля— октября 1946 года десятки МТС уже
выполнили ‘установленные годовые пла-
ны тракторных работ: почти в середине
года. вдруг оказалось, что им нечего’ делать.
Планы многих МТС были явно  заниже-
ны-—никакого иного вывода из этого
факта сделать было нельзя. Ревизор под-
считая выплаченные в 1946 году по краю
премиальные. Оказалось; что это — co-
лидная сумма в несколько миллионов руб-
лей, из которых многие десятки, если не
сотни тысяч, были, попросту говоря, уво-
рованы.

С чувством гнева возвращалея Беликов
в Москву в Министерство сельского хозяй-
ства СССР. И здесь на ревизора посыпа-
лись удары, один сильнее другого.

Для ‘точности следует сказать, что
сначала ему предложили кончить дело
миром — признать, что °он «напутал»,
«отибся»... Возможно, что авторов этого
предложения — заместителя начальника
тлавка Северного Кавказа Ходронетного и
начальника  планово-финансового отдела
Овчинникова --ввела в заблуждение изве-
стная в русекой литературе фамилия pe-
визора. Чеховекий Беликов — этот «че-
ловек в футляре» —боялся всего на свете,
опасаясь, «как бы чего не вышло». Но
иной характер был у советского ревизора
Беликова.
	Од не пошел на компромисе. Вот тогда-
‘то и началась расправа. Главным ее вдохно-
вителем был Ходропетный. С похвальной
откровенностью заявил он Беликову:—Вы
подайте заявление об уходе по собствен-
ному желанию. Заранее подыскивайте
себе работу. Вее равно я добьюсь вашего
увольнения.

Несколько позже в действие вклю-
чилея Овчинников. Используя. свое поло-
жение парторга главка, он на заседании
партгруппы обвинил Беликова в наруше-
нии трудовой дисциплины — в опоздания
из поездки. Не разобравшиеь в существе
цела, не выслушав толком ревизора, нарт-
трунна об’явила ему взыскание. Беликов
не сдается, он пишет зам. министра тов.
Лобанову, обращает его внимание на. стон.
ные веши, которые творятся в главке
вокруг планирования и премирования на
Кубани. В это же время в: газете «Социа-
HHUTHUeCKOe земледелие» появляется рез-
вое письмо Беликова, в котором он указы-
вает на ошибки министерства, допущен-
	ААА СВАО ERENT ERY EH}
	Одна из лучших стахановое Камского бу-
мажного комбината — сортировиициа бумаги
	айкова,

ПЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР
ВЫПОЛНИЛА ПЛАН .
ЯНВАРЯ И. ФЕВРАЛЯ

- Претириятия Министеретва  пеллюлоз-
	Предприятия Министерства  целлюлоз-
ной и бумажной промышяенноети СССР
выполнили план первых двух месяцев
1948 года на 107,3 процента.

Заместитель министра целлюлозной и
бумажной промышленности СОбР тов.
А. Е. Извеков в беседе с нашим сотруд-
ником сообщил:
	— Наша промышленность, выполнив
план первых двух месяцев третьего
решающего  тода пятилетки, увеличила
выпуск валовой продукции в  срав-
нении с первыми двумя месяцами
пролелого года на’ 19 процентов: по цел-
тюлозе — на 28 процентов, бумаге —-
106 пооцента, газетной бумаге —
	9 процентов и тетрадям -— 956 проценатов.

Наибольших успехов добились Валинин-
традский целлюлозный комбинат № 1,
выполнивший план января и февраля на
107,1 процента, Камский бумажный ком-
бинат—105,3 процента, Балахнинский—
105 процентов. 0собо следует отметить
Кондопожекий комбинат, частично 8В906-
становленный в первом квартале текуще-
re гола. Его коллектив успенгно еправляет-
ся св заданием по выпуску газетной бу-
маги.

Yenexam бумажной промышленности CO-
действовало то большое внимание, кото-
рое оказывает SyMamunran советская 06-
щественность,

ee +

Презилиум Cowsa боветеких писателей
Украинской ССР недавно заслушал  До-
клал управляющего республиканским 6y-
мажным трестом тов. Сильченко о работе
бъмажных предприятий Украины. Ирези-
	AMYM создал. енециальную ROMHEC Hi0 и
выделил бригалы писателей, которые в
ближайшие лни выезжают на бумажные
	фабрики.

——__ }_
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
«КПЕРЕДИ» И «КЗАДИ»
	Ко мне обратились ученицы средней
школы и с коварным видом спросили:

— Откуда взялись слова «кпереди» и
«кзади»? Вы учитель русского языка. По-
жалуйета, об’ясните нам!

Я твердо им ответил: Таких слов в рус-
ском языке кет.

Девочки тут же показали мне учебник
Цузмера «Зоология» для 6-х и 7-х классов
средней школы, вынущенный Учпедгизом в
1946 году. К своему удивлению я там про-
чел:

«Тело окуня заострено кпереди и кзади».

Я почувствовал себя пристыженным, но
все же упорно повторял: «Эти слова выду-
мали в Учпедгизе. Я туда напишу».

Редактора Учебно-педагогического изда-
тельства Министерства проевешения РСФСР
тл. Лагутина и Герасимов сообщили мне,
что «эти слова существуют в Академиче-
ском словаре». Однако в толковом сло-
варе русского языка я их не нашел. .

Как же быть?
	ХАРЬКОВ. Учитель Е КОРОТИН.
	похода Семена Дежнева
	»

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.), Научная
общественность Ленинграда готовится от-
метить исполняющееся в этом году
300-летие героического плавания Семена
Дежнева, впервые прошедшего с Колымы
на Анадырь вокруг Азии, Как сообщил
корреснонденту «Литературной газеты» пре-
зидент Всесоюзного географического обще-
ства академик Л. С. Берг, памяти замеча-
тельного русского землепроходца посвя-
щается специальное заседание, на котором
советские ученые выступят с докладами о
походе Семена Дежнева. Намечается изда-
ние научно-популярной литературы о его
плавании.

Необычайная судьба постигла первосте-
пенное географическое открытие Дежне-
ва. Его отчеты о плавании  пролежали
	в якутском архиве 88 лет. Лишь в 1736 году ‚ 1648 года. От места крушения до уетья
	экспедиции   этой реки Дежневу
	FINE PAR зежнезу и ео товарищам
пришлось итти пешком десять недель.
В своих «отписках» (отчетах) якутско-
	му воеводе Семен Дежнев приводит инте-
	ресные географические и этнографические
сведения. Отчеты Дежнева-проанализирова-
ны в географических трудах академика
	И. С. Берга и неоспоримо доказывают при-
	оритет русского землепроходца в открытии
пролива между Азией и Америкой, назван-
ного впоследетвии Беринговым.

Академик Л. С. Берг опровергает также
попытки = американского иселедователя
Ф. Гольдера в его сочинениях о русских
исследованиях на Севере и в Тихом океане
спорочить открытие Семена Дежнева.
	шли по булыжной мостовой»), то у чита-
теля рождается ощущение  назойливого
штамна.

Повторяютея в стихах Шипачева и дру-
гие эпитеты и метафоры, одни и те же
ритмы, интонации, рифмы. Из двадцати
пяти стихотворений’ военных дней, вклю-
ченных в сборник «Избранное», шестнад-
цать написаны одним и тем же размером.

Ушакова трудно упрекнуть в недо-
статочном владении формой. И, однако, он
позволяет себе публиковать такие строки:
«И вот встает Донетчина, нак на волнах,
пред нами, расцвечёна,  размеяена  раз-
личными (!) дымками.. Тав, новым днем
услышанный, степной,  первостаненный
(1) ветает Донбасс возвышенный, вернее,
вдохновенный»... А о похоронах павшего
	воина, Ушаков повествует следующими
строками:

С бойцом мы прощались повзводно,
речь
	сам произнес генерал,

и сводный оркестр благородно
над ним не Шопена играл —
вея степь от салютов гремела,
все пушки рыдали навзрыд...
Да, немцы попортили тело —
не знаем,

кто нами зарыт.
	Что же после всего этого приходится
сказать о более молодых и менее опытных
поэтах, в творчестве которых отдельные
удачные стихотворения или строфы соеед-
отвуют с беспомощными в поэтическом
	‘отношении строками, литёратурными штам-
	пами, безвкусиней. Я. Козловский, описы-
вая грозу, рассказывает, как «по-над яром
медленно  перевернулея гром» и «пошел
хлестать по шляхам ‘и `но злакам одушев-
ленный ливень проливной», велед за чем,
вопреки всем законам природы, «над свер-
внувшей степью ата легла пред-
грозовая тишина». Л. Татьяничева непри-
	нужденно рифмует костра — роса, хрус-
ТАЛЬНЫЙ — недавно. быль — богатырь,
Н. Трячкин засоряет евои стихи мното-
численными псевдонародными словечками
H оборотами, вроде «соседиха», «предиха»,
«пихает в 101», «марш ¢ песняком».
«почте отрекаться в стране русаков от
	санок фартевых, от злых рыеаков».
	участник Великой северной экспедиции
Г. Миллер отыскал эти документы в. Якут-
ске и опубликовал их, заявив, что Дежнев
открыл пролив между Азией и Америкой,

Казак Семен Дежнев, родом из Великого
Устюга, летом 1648 года был послан на
реку Анадырь «для прииску новых He
ясачных людей». Он шел из устья Колымы
на  воеток’ морем на кочах, небольших пло-
скодонных парусных судах. Ha его коче
находилось 25 человек,

Обогнув большой мыс, именуемый ныне
мысом Дежнева, суда попали в бурю.
Долго носило их по морю, а потом выбро-
сило на берег, к югу от устья реки Ана-
дырь. Это произошло около   октября
	HOOT 0 моментах самого различного поряд-
в&: «Десантною славой студентки твои
знамениты, кирпичные избы твои черепи-
цею крыты», «Так наступают азиаты во
	славу родины евоей. У вих халаты поло-
	саты, у них папахи до бровей». (Kar
будто бы сила туркменов, именуемых для
рифмы азиатами, определяется расцветкой
их халатов и об’емом напах), Что можно
сказать о таких, например, строках, как:

Со своей скатив дороги

Горя каменную глыбу,

Твой народ трудолюбивый

Рубит лес и ловит рыбу,
—~ кроме того, что это просто плохие
стихи, особенно неуместные в произведе-
нии, посвященном большой теме.

И можно лишь удивляться той опера-
THBHOCTH, с какой поспешила ‘редакция
«Нового мира» в рецензии А. Гатова рас-
хвалить эти стихи Долматовского,  нося-
щие явные следы спешки, отмеченные
печатью ремесленничества.

В поэтическом активе С. Шипачева есть
искренние, задушевные строки о любви и
дружбе, о еветлом и радостном мироошу-
щении советского человека. В поэме «До-
мик в Шушенском» Шипачев нашел яс-
ную и убедительную форму для раекры-
тия большой, волнующей темы. Но пусть
вам поэт глазами взыскательного худож-
ника взглянет на свои лирические‘ стихя
последних лет. Не почувствует ли он вам
то удручающее однообразие художествен-
ных средетв, которым отмечены многие
из них. Такие метафоры и сравнения,
как «командир на фланге от пыли стал
ведым», или «не шевельнется лист отяже-
левший, ему, как в губе, тяжело в пы-
ли» рождают яркое зрительное предетав-
ление. Но когда пыль становитея чуть ли
‘не единственным признаком фронтовой
обстановки («тополя в пыли», «нековекою
` ПОкрылись пылью ялевые сапоги», «бен-
зином, пылью каждый куст пронах», «де
грому из пыли рватьея в высоту». «не
померкли от военной ныли боевые звезды
на броне». «танки. у которых на гусени-
цах пыль Ивропы всей», «новгередекой
раскаленной пылью ты опять  вотаешь
передо мной», «танки, белые от пыли,
		Оплошь и рядом недостаточное владе-
ние формой ведет к двусмыслицам, смые-
ловым нелепостям, противоречиям,

Разве не прямо противоположные обра-
зы тем, какие имел в виду поэт, вызы-
вают строки 0. Васильева. «Подмоеков-
ные, ветром. стали полосованные места.
Я-то видел, как вы пылали, значит, с0-
весть моя чиста»,

Что хотел сказать Я. Козловский вто-
рой строкой следующего двустишия. «И
время пробили куранты, победа встала на
снегу»?

Чрезмерное пристрастие к словесной
игре, к формальным вывертам также не-
редко обедняет стихи наших поэтов.
	Перед_ нами сборник стихов М. Луко-
нина. Участник войны, он с большим,
искренним чувством пишет о виденном п
пережитом; в наш сегодняшний день его
лирический герой входит уверенно и твер-
AO, сильный евоей светлой верой в буду-
щее, настойчивостью и твердостью в борь-
бе за достижение цели:
	Не за утешеньем — утешать
Переступлю ‘порог.

То, что я сделал, к тебе спеша,

Не одолженье; а долг...

В этом зареве ветровом

Выбор был небольшой —

Но лучше притти с пустым рукавом
Чем с пустой душой.
	Но инотда одного голоса чувства поэту
кажется мало, — и вот начинаются нои-
ски необыкновенных ритмических ходов,
броских рифм, особых интонаций, поиеки,
иногда приобретающие. самодовлеющий ха-
рактер.

М. Луконин написал стихотворение 06
смерти друга, зананчивающееся прекрас-
ными словами «А всли бы в марте, тогда,
мы поменялись местами, он сейчас обо мне
написал бы вот это». Но в этом стихотво-
	Ззыскательность поэта о
	Можно ли с точностью, равно приемде-
мой для каждого читателя, определить, в
чем заключается подлинное совершенство
поэтической формы?

Иные утверждают:

— 970 дело вкуса.

Но есть все же одно определение, кото-
00е не зависит от личных вкусов и может
быть одинаково применено ко всем поэти-
ческим произведениям, без всякого исклю-
чения. Совершенство формы достигается
лишь тогда, когда форма не напоминает
о себе читателю ни неуклюжестью стиха,
ни формалистическим изыском.

С благородной простотой и в To me
время е сильным и искренним поэтиче-
CRAM чувством рассказывает А. Твардов-
ский в поэме «Дом у дороги» и о радости
труда, и о боли разлуки, и 0 теплоте
дружбы, и о светлом огоньке надежды,
Задушевно и глубоко поэтично говорит
	А. Булешов с’ восстановлении разрушен-
Horo дома. .
Тучка —и та загляделась,
Залюбовалась работой.
Стала над домом,
И дальше ей плыть неохота.

Стала, Стоит. И порою

Людям сдается:

Это не тучка, а первый дымок над
трубою

ЗВъется. 2
	Примеры такой же чудесной, волную-
шей простоты, высокой поэтичноети чув-
ства, облеченного в ясную, прозрачную
форму, можно привести и из десятков ети-
хотворений других поэтов. Но нужны ли.
эти примеры? Нужно ли доказывать. ято
в стихах лучших наших поэтов’ влубина
содержания сочетается с высоким совер-
шенетвом поэтической формы, что чуветво,
ИЕ аси таит Еж ре - = eee

которое горит в душе ноэта, выражается
в лучших стихотворениях е той искрен-
ностью и простотой, которая не может
не вызвать ответной волны в душе чи-
тателя. И именно поэтому должны мы со
всей серьезностью говорить о недостатках,
которые встречаются в творчестве отдель-
ных поэтов, о том пренебрежении поэти-
ческой формой, которое ведет к серости и
однотонности одних стихотворений, & НОд-
мене искреннего чувства поэтическим
петампом в других, оправдывает пеэтиче-
	CRYO И. всякую иную  неррамотноеть в

nes ИИ
	ТРЕТЬИХ.

На бедность музыкальной формы, на
однотонность и убожество отдельных
музыкальных произведений, на пренебре-
жение «изящной, красивой, ясной музы-
кальной формой» указывало постановле-
ние ЦЕ ВКП(б). Это указание застав-
ляет вепомнить многие поэтичесвие произ-
ведения, печатающиеея на страницах Ha-
	цих журналов, сборников и альманахов.
Не кажется ли порою при чтении такого
рода произведений, что автор их забыл об
отнюдь не второстененном обетоятельстве,
важном для поэта, а именно, что в стихах
должна быть... поэзия.

Евтения Долматовеного мы знаем как
ноэта, который создал немало плоизвеле-
	ний, нашедигих путь кв еердну читателя.
	подкунающих искренностью, — теплотой,
убежденностью. Его последний сборник
«Ровесники» недавно заслуженно п9-
	лучил положительную оценку на етрани-
Цах «Литературной газеты». Но вот Дол-
	матовский выпустил книгой пикл стихов.
	«Созвездье», посвященный ‘шестналнати
республикам Советекого Союза. Наспех
сколоченные строфы, необязательные 06-
	разы и сравнения, случайные эпитеты,
привлекаемые подчас только потому, что
они хорошо «укладываются» в размер или
рифмуются с нужным словом, — таков
облик этой КНИГИ. *

В один ряд, в одной строфе  товорит
	Е EM од чЕВИа
рении есть и четверостинтия, вроде следую-

Mero: \
Велым пятном

На снегу выделяться,
Руки не перележать и встать не си-

“a ay AS

умерщвляет _ Их бедность поэтической
формы. Нренебрежение Kk совершенетвова-
нию  мастеретва неизбежно о приводит к

тому, что большие Идеи и мысли теряют
свою впечатляющую, волнующую еплу.
Тем самым Е А 422.2... =
	HTBCA,
	воспитательная
учание.
	ее Зо Ра снижаетея
роль поэзии, ee идейное зв