Dawn рассматривает Италию как остров в
с запасом подмочевных товаров низшего ка.
ми вождями, — вот циландр для де Гаснерн,
вать им, что они должны делать для своего
		Тольятти заявях, что посол СТЛА в Италии
Папуасии, «где может высадяться колонизатор
чества для распределения их между туземны
вот цилиндр для Офорца, — а потом предписы
норого хозяина»,
	Владимир СОЛОВЬЕВ
	Тайны мадридского двора
	Генерал Клей, главиокомандующий
американскими войсками в Германии,
посетил Мадрид и вел переговоры 6
Франко.

Солнце встало спозараяку
У Тиргартенских аллей.
Из Берлина к дону Франко
“Едет в гости мистер Клей.
Ждут его в парадном виде
Два гидальго у колонн...
Освещен дворен в Мадриде...
— Здрасьте, мистер!

— Здрасьте, дон!
По началу для приличья —
		дважды Герой Conercecre Союза

Народ Италии победит!
	й присутствовал на сезде националь-
ной ассоциации итальянских партизан в
качестве члена советской делегации. Там
я познакомился е историей партизанского
движения в Италии, всотретилея c пред-
ставителями мощной армии Сопротивле-
ния. Я близко узная этих итальянских
патриотов, которые, — освобождая свою
страну, выбили  гитлеровекие войска из
крупнейших городов Италии. — Турина,
Милана, Болоньи.

У меня еще свежи в памяти их муже-
ственные, воодушевленные лица, их твер-
дая уверенность в том, что недаром по-
гибли 70 тысяч бойцов-патриотов.

Свободолюбивые  гарибальдийцы  боро-
лись за лучшее будущее, за самостоя-
тельную Италию, в которой никогда не
будет ни «своих», ни чужеземных фа-
шистов.

Мне ловелось побывать и на приеме у
нынешних. правителей Италии. (Я хорошо
помню хвалебные слова премьер-министра
де Гаспери и министра иностранных дел
трафа Сфорца по адресу партизан. Понят-
HO, что это было  лицемерием. Ведь со-
веем незадолго до того эти же самые
люди пытались оклеретать  итальянеких
партизан. Они даже хотели судить’ одного
из народных repoes Италии, командира
партизанского отряда: полковника: Валерию.
Национального героя обвиняли в том, что
он казнил без формального: суда Муссоли-
ни, приговор которому был подписан
итальянеким народом. :

Было совершенно ясно, что де Гаспери,
по велению. своих заокеанских хозяев, не
только старается зачеркнуть огромные
заслуги о лучших сыновей итальянского
народа в борьбе за честь Италии, но ro-
тов и на еще более провокационные дей-
CTBHS.

И в самом деле, не успел Трумэн 3за-
явить 0 заинтервеованности Америки в
развитии нынешнего «режима свободы» в
Италии и пригрозить «особыми мерами»
в случае прихода к власти подлинно: де-
мократических партий, как де Гаспери и
Офорча, Шельба м Саратат решили при-
HATS серию’ «предупредительных мер».
Они издали закон о запрете так называе-
мых  «полувоенных» организаций. Этот
позорный закон направлен непосредетвен-
на против истинных борцов за незавиеи-
мость страны. Героическим партизанам
грозят десятилетним тюремным заключе-
нием за. олну только принадлежность к
	ассоциации». зажонность существования
которой т определяется поли-
нией. ‘ ;
	Однако закон о «полувоенных» органи-
зациях не распространяется на явно звоен-
ные организации фаттистекого типа, как,
например, «Итальянская. армия свободы»,
возглавляемая  небезызвестным  воякой
«маршалом» Мессе. По  учзйерждению
авторов закона и де Гаспери, это ‘сборище
преступников преследует, якобы, «истин-
но демократические дели».

Так, нынешнее итальянское правитель-
ство решило опереться Ha фангистов, под-
держиваемых иностранными империали-
стаями.
	Как известно, 18 апреля в Италии 0у-
дут происходить ‘парламентекие выборы,
Чтобы лишить народ. законной власти;
де Гаспери и его хозяева уже повели на-
ступление на партизан’ и на другие про-
явившие себя в боях организации. При
этом люди. бояшиеся собственного наро-.
да, идут на все. Де Гаспери во всеуслы-
шание заявил: «Если надо итти в бой,
лучше итти в бой теперь... На нас лежит
ответственность за управление государет-о
вом и в наших руках находится сила». В.
этих словах слышится вонль обреченного.

Совсем недавно министр внутренних
дел Шельба цинично и грубо предупредил
избирателей о: том, что правительство го-
товится к выборам, как к войне. 200.
новых броневиков и 150 тысяч отбор-
ных полицейских будут обеспечивать
«свободу выборов». В Турине, Милане и
пригородах Рима спешно  подновляютея
змериканские броневики. для «предвыбор-
ных действий полиции». :

Римские лакеи Уолл-стрит хотят приз
вести в цепях итальянский народ к ур-
нам на выборы в первый республикан-
ский парламент!

Но народ не боится угроз. Я воочию
	убедился в этом, побывав в городах и в
сельских местноетях Италии. В Риме я
видел рабочий класс в дни всеобщей де-
кабрьской забастовки 1947 года. То была
могучая демонстрация трудящихся столи-
цы, борющихся за свои политические и
экономические права.

Заводы и учреждения столицы, в том
числе  правительственные организации,
прекратили работу. Стоял транспорт, были
закрыты магазины. «Хлеба и работы!» —
	SGNVDIIDL Mal aonb,
требовали демонстранты,
шли партизаны.

В те дни, как и теперь, де Гаспери пы-
талея напугать народ полицейскими рен-
рессиями. Полиция разгоняла бастующих,
производила обыски и аресты. Однако не
помогли де Гаснери даже войска, вызван-
ные в помошь полиции из провинции.
Итальянский «человек с ружьем» — сол-
дат — не подчинился приказам ‘командо-
вания. Солдаты братались с бастующими,

Вееобщая забастовка окончилась победой
трудящихся. Правительство вынуждено
было ассигновать 7;5 миллиона лир для
помощи безработным, а также уловлетво-
рить ряд других требований бастующих.

06 этом не следует забывать правитель-
ству де Гаспери!

Вместе с делегатами советских и юго-
славских партизан я совершил десяти-
дневную поездку по. северным районам
Италии. Около двух тысяч километров мы
проехали. на автомашинах. Мы побывали
во многих местах. И всюду убеждалиеь в
том, что не только в Риме, но и во ‘всей
стране демократия тотовитея к мощному
контрнаступлению.

Надолго заномнияея мне митинг в горо-
`де `Волонье. Свыше 30 тысяч горожан
собралиеь на ПЦьяцца Маджоре, чтобы
приветствовать представителей советского
народа: Участники митинга в своих вы-
ступлениях требовали создания подлинно
народного правительства.

В крупнейших промынменных  цент-
рах-—Турине, Генуе, Милане и Ливорно—
во время ветреч с рабочими и интеллиген-

хоча в PAU a he

В их авангарде

пией мы видели, какой боевой дух царит

в народе, каким отромным авторитетом
и популярностью пользуется итальянекал
коммунистическая партия. ;

В Сиенне мы побывали на конгрессе
‘испольщиков — крестьян-бедняков, ° арен-
дующих у помещиков землю на кабальных
условиях. Здесь впервые собрались люди
‘земли, чтобы выработать план борьбы за
свон права. Своими выступлениями участ-
ники конгресса показали, что крестьяне-
бедняки понимают, Какая сила заложена в

Встречи...

Речи...

„и. парад...
— Как, мол. ехали?

— Отлично!
— Как доехали?

— Олл райт!
— Как, мол, выглядит Европа?
— Опустевшие поля...
— Нет в Европе — а.
Нехватает Лаваля!..
— Ах, не троньте старых истин
И ушедших в быль имен...
Эхе-хех!.. закончил мистер.
— 0Охо-хох!.. ответил’ дон.
И добавил вновь вздыхая:
— Нынче каетесь, небось?
А ведь ось была какая?
Замечательная ось!
Покаталась, да сломалась,
Как доехала до пня...
И осталась только малость
От Франкфурта — до меня!
Сигаретку мистер скомкал, м
Нервно бросил в уголок.
— А, быть может, из обломков
Нам удастся склеить блок?
Дон. ответил:

— К о сожаленью,
Дело сложное, друзья.
Тут без долларов и Клея
Обойтись никак нельзя!
Тут, конечно, мистер дону
Выдал в долларах аванс:
— Ну, а Клей (с полупоклоном
Клей сказал) уже у вас!
И с улыбкою друг другу —
Непонятно почему —
Очень долго жали руку
Мистер — дону...

Дон — ему...
И довольны. чрезвычайно
Попрощалясь до утра...
Вот какие нынче. «тайных»
У. «мадридского. двора»!

НФ

_ Факты
без комментариев

`их организации. г

Поездки по деревням, встречи и беседы
с крестьянами показали нам, что рабочий
‘класс Италии имеет верного союзника В’ на

ИХ «НАУКА»
Французская газета «Фигаро» поместила
первой странице большую статью,

полную ошеломляющих открытий в обла-
сти астрономии.

— Коперник ошибся, — уверяет немец-
кий астроном Герц, — земля вертится не
с запала на восток, но как раз’в обратном
направлении, Е “

— Ничего подобного, — отвечает ему
аргентинец Новарро,—солние, которое мы
видим, — простая иллюзия, настоящее же
находится внутри земли, в районе Южного
полюса. :

Ето касается итальянского астронома
Панерони, то он только пожимает плечами
по поводу высказываний его двух коллег
и продолжает спокойно утверждать, что
«земля абсолютно плоская и неполвиж-
	ная».

ДЖАЗ В ЦЕРКВИ
	Недавно в одной из церквей города Бери
(Англия) появилось необычно много при-
хожан. Оказалось, что обычная проповедь
была Ha этот раз заменена 45-минутным
выступлением джаз-оркестра. Как сооб-
щает газета «Иоркшир пост», священник
А. Уэйзи раз’яснил: «Эте—не трюк! Людей
нужно привлекать в храм божий, а пропо-
ведник не может рассчитывать на то, что-
бы на его проповедь в церкви собралось
так много народу».
	У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ
	Как сообщает афинская газета «Элефте-
риа», греческая полиция произвела по при-
казу верховного прокурора из’ятия во всех
типографиях, издательствах и книжных
магазинах Афин; В число из ’ятых произ-
ведений, отнесенных к разряду «коммуни-
стической литературы», попали биографии
Гете и Рембрандта, а также... псалмы Да-
вида.
	ях Франции.
	и им подобные ‘озабочены одним: как бы
не потерять возможность наживаться и
оботащаться, беспредельна обогащаться.

Но не эта продажная клика олицетво-
ряет собой похлинную Францию.

Шамсон рисует образ храброго и ре-
шительного лейтенанта Давида. Немцы,
окружив его, предложили сдаться, Давид
продолжал стрелять. Слова <отетунление»
для него не существовало.

Лейтенант Рабо вместе с солдатами в
казармах Лурсина поет «Интёрнационал».
Еще до войны он, в рядах народного фрон-
та, боролся за демократическую Францию.

«Между поражением солдат на фронте
и реваншем клаеса господ Рабо увидел
тайную связь. 0б’ябнение разгрома Фран-
ции он нашел в сговоре Гитлера и Марти-
на и тех военачальников, которые не хо-
тели быть победителями. Не становилось
ли ясным TO, что оставалось, непонятым
в ужасающей путанице событий, в отчаян-
ных голосах солдат, кричавших о преда-
тельстве, но бессильных назвать по име-
нам предателей; не становилось ли все это.
ясным при виде той радости, которую ис-
пытывали сейчас Мартины и Белэги?..»

Шамсон в Этом романе, как и в «Кла-
дезе чудес», настойчиво ведет. своих ге-
роев к осознанию подлой сущности преда-
тельской буржуазии.

Перед честными и прямыми тероями
«Последней деревни» раскрываются  низ-
кие, проституированные души буржуа,
„для которых нет родины, нет Франции, ес
истории, ее традиций — есть только одно
	лице крестьян-бедняков.

Надо сказать, что этого единства пуще
отня боятся правящие классы Италии.
Боязнь собственного народа толкает их на
позорный сговор’ е имперналистами CITA
в ущерб национальным интересам страны.

Любопытен в этом отношении вопрос,
заданный мне на пресс-конференции олням
из журналистов. Нас, советских людей,
корреспонденты атаковали особенно энер-
гично. И вот один из них. стал рьяно до-
пытываться: ’ «Будет ли международная
организация партизан решать вопрос 6 но-
шении оружия?» Видимо, те, кто стоят за
спиной этого корреспондента, больше вее-
го боятся вооруженного народа!

Я раз’яснил этому дотошному малому,
что, по моему мнению, задачами между-
народной организации, если она возникнет,
будут: помощь партизанам, пострадавшим.
в борьбе с фашизмом; уничтожение остат-
ков фашизма. «А вопрос о ношении ору-
жия, — сказал я,-— должен решатьея в
каждой стране по-своему, в зависимости от
обстановки. Думаю, что вели бы греческим
партизанам предложили бросить оружие,
они его все равно не бросили бы...»

Перед от’ездом из Италии все делегация
партизан были приняты председателем
итальянского Учредительного собрания
Террачини. Он, между прочим, сказал:
«Слелующий конгрессе итальянских пар-
тизан с6берется в свободном Риме». Тер-
рачини выразил думы и чаяния всех дб-
мократических сил страны.

Нарол Италии уверен в этом. “Tt он

побелит!
	В. НИКОЛАЕВ
>
	ких дн
	Рис, Бор. ЕФИМОВА,

^^^)
	Азбука ипастеров и бизнесменов
	>
Б. КОМАРОВ
>
	рекомендует Карнеги. Впрочем, он rows
доказать пользу Улыбки все в TOM Re
практическом аспекте.

Во-первых, улыбка не стоит HBETO, Ho
дает много; во-вторых, она обогащает тох,
хто получает, и не обедняет тех, кто дает
в-третьих, никто не настолько богат, чт
бы обойтись без улыбки; в-четвертых,
улыбка создает счастье дома, мир нз р:
боте и завоевывает друзей; в-пятых, она
‘является самым хорошим средетвом против
трудностей; в-шестых, ее нельзя кутить,
взять взаймы, выпросить, украсть.
` Неплохой иллюстрацией к этим прато-
но-ханжеским рассуждениям 06  улыбе
могли бы послужить помешаемые в рас-
пространенных американских журналах
десятки фотографий неизменно улыбаюте-
roca небольшого человека в очках, сия:
того на фоне Белого дома, на рыбной лов
ле, на заседаниях правительства, на палу-
бе линкора. С одинаковой улыбкой эм
	человек подписывает драконовекие —3а80-
ны, . предлагает  изголодавшейся Европе
фарфоровые зубы, посылает войска
	в Витай и флот в Италию, наотрез отка-

зывается возвратить золото, принадлежз-
щее Югославской республике.
Такая улыбка, может быть, деловом

американцу и ничего не стоит. но обхо.
	дится она народам очень дорого. Даи мох-
HO ли всерьез принять эту  грамасу 38
	человеческую улыбку’

Всю продуманную им «опетему — взгля-
дов» мистер Барнеги излагает не столько
© железной убежденностью, сколько с пре-
дельной самоуверенностью. Но вот пер
воспаленным умственным взором оратора
неожиданно возникает вопрос: как надеж-
нее всего втемящить все то, 0 чем он го-
ворит, в головы тех, кому сие усвоить
надлежит? Этому вопросу посвящена 00.
‘бая глава, в которой речь идет о «вост:
тании человека». Эта глава выразительно
‘озаглавлена «Считайте собаку хорошей»,
Пусть вас это не удивляет. Ибо мистер
Карнеги подчеркивает, что некогорые п
его выводов сделаны на основе наблюдений
над шимпанзе, телятами‘и детьми.

«...Считайте собаку плохой, и вы © ус
пехом можете ее повесить. Но считайте вв
хорошей, и вы увидите, как она изменит:
ся», — заверяет Карнеги. Ссылаясь да-
лее на дрессировщика, который награждал
собаку куском мяса сразу же после вы:
полнения его приказания, Карнеги ¢
неподдельным  удивленией — спрашивает:
«Почему же здравый смысл, проявляехый
при обучении собак, не следует применять
для дрессировки людей?»

‚ Отнюдь не боясь всей чудовищности та-
кой аналогии, автор дает предпринимате-
лям ряд практических советов о том, как
заставить рабочих повысить  произвохи-
тельность труда с помощью «куска мяса».
Впрочем, в отличие от эпизода с собакой,
речь идет лишь о «символическом мясе»,
то-есть о заманчивых обещаниях, остаю-
щихся  невыполненными. Ибо Карнеги
убежден, что «духовный порыв», порож-
даемый, по его мнению, в рабочих <у\е-_
лой дреесировкой», не следует пи в Roe
разе «оскорблять повышенной — onnaroll
труда». Можно не сомневаться. что ини
пиаторы проведения закона Тафта Харе
ли не преминут воспользоваться этими об:
ветами «хрессировщика».

Одна из пентральных идей «трактата»
Карнеги определена так: «Иирюльник сна-
чала мылит, а потом бреет».

«Пирюльники» американской — peawmtt
усердно следуют этому правилу. Имени
по этой причине они, собственно, и вы-
пускают миллионными тиражами — книгь
подобные «моральному катехизису» Уолл-
стрит, сострянанному Карнеги. И, ободряе-
МЫЙ своими хозяевами, автор этой изуве]-
ской п, по сути дела, фашистской книги
осмеливается призывать: «Читайте каж-
дую главу дважды. Подчеркивайте самые
тлавные идеи, просматривайте книгу еж
дневно. Считайте ее рабочей, настольной,
ибо она должна помогать вам ежедневно».

Таков «заключительный аккорд» RAUNT
этого «улыбающегося гангстера», с пре
дельной ясностью выразивший все содер
жание морального кодекса пивилизованных
дикарей современной Америки.
			«Самая популярная из всех небеллетри-
стических книг нашего времени. Раскуп-
лено больше трех миллионов  экземпля-
ров», — эти строки напечатаны на Rpa-
сочной обложке книги Лейла Карнеги
«Как приобрести друзей и влиять на лю-
дей», изданной в Америке.

Дейл Карнеги был лектором «Инетиту-
	‘та красноречия и человеческих взаимоот-
`ношений». Однако, читая свои лекции, OF
	менее всего стремилея к тому, чтобы елу-
шатели ето завоевали себе лавры совуе-
менных Цицеронов или Демосфенов. Идя
навстречу аудитории, он придавал своей
«науке красноречия» весьма деловой,
	  практический характер. Не случайно 00`-
	явление о его лекциях так и начиналось
словами: «Исли вы хотите увеличить свой
хоход...»

По твердому убеждению Карнеги, амери-
	канцы стремятея обладать только такими
	знаниями, какие могут быть ими сразу

же реализованы на практике. — Людей
надо учить тому, как делать бизнес, «вы-
тодно продавать идею», — TonaepRusaer
Карнеги.

Одним из источников личного дохода ми-
стер Карнеги считает «умение обращатьея
се людьми». Автор ссылаетея в данном
случае на столь непререкаемый авторитет,
как Рокфеллер-младний: «Умение обрз-
шатьея с людьми-—такой же товар, как са-
Xap или кофе». Таким образом, куре лек-
ций Дейла Парнеги —. это своего рода
учебник по технике обращения с людьми,
специально предназначенный для  бизнес-
менов.

Насквозь реакционная в своем ханжест-
ве и предельно циничная книга начинает-
ся сенсационным рассказом о том, как
поймали в Нью-Йорке известното бандита
по кличке «Враули с двумя ружьями».
Такое начало является не ‘одной лишь
данью изуверской традиции американской
детективной литературы! Автор не слиш-
ком заинтересован в том, чтобы только от-
давать дань «традициям». Он сеылается на
«известных» гангетеров потому, что нахо-
пит в их высказываниях немало пенного
для подкрепления собственной точки зре-
ния. После уровавой и ожесточенной
схватки с полицией арестованный «Краули
с двумя ружьями» заявил: «Под этим ко-
стюмом бъетсл усталое, но доброе сердце,
которое. никому не сделало зла». Другой
еще более знаменитый гангетер Аль-Ка-
	„Ном to win friends and influence
people“, by Dale Carnegie. Pocket books.
Inc. New-York: 1947, pp. 238.
	шек», торгующих своей страной и наро-
дом, — важная задача, которая стоит перед
демократической французекой  литерату-
рой; в решении этой задачи одно из пер-
вых мест принадлежит Андре Шамеону:
	В страстных разоблачительных моноло-
	гах автор обнаруживает большое  публи-
цистическое дарование, силу и блеск. И
однако, несмотря на резкую памфлетность,
присущую романам Шамсона, в его послед-
них произведениях Франция предстает в
большой мере, как страна трагическая, об-
реченная, з не борющаяся. Герои произве-
дений Шамсона, мучительно переживая
падение Франции, начинают Узнавать
виновников величайшей национальной ка-
тастрофы, негодуют, но’ дальше этого
внутреннего, так сказать, монологичеекого
негодования не идут. Не случайно чуветво
неуверенности, колебания иногда даже
отчаяния охватывает героев «Владезя чу-
дес» и «Последней деревни».
	В свое время В. И. Ленин ставил в
большую заслугу Анри Барбюсу то, что он
в романах -<В огне» и «Ясность» отразил
важнейший процесс прозрения, происходив-
Win в массах французского народа под
воздействием первой империалистической
ROWHBI. \
	Но со времени написания романа «В
огне» прошло более тридцати лет. Во
Франции, которая тогда не имела комму-
нистической партии, в настоящее время
насчитывается свыше миллиона коммуни-
стов. Bee ato люди. которые от «прозре-
ния» давно перешли к борьбе. Француз-
зкие коммунисты были в первых рядах
народа, сражавшегося с немцами-захватчи-
ками, они руководили его борьбой и были
в ней самыми’ отважными и решитель-
	поне, ‘содержатель фешенебельных публич-
ных домов и оптовый торговец виски, счи-
Tal, что он «потратил всю свою жизнь на
то, чтобы доставлять людям высшее удо-
вольетвие, давать им возможность хоротто
проводить время».

Сославшиеь на столь высокие  мораль-
ные авторитеты, Карнеги делает следую-
	щий вывод: «Уж если эти люли не счита-
	ют себя виновными, то как могут считать
	себя виновными другие’ А посему вот

первый и главный завет обращения -¢

люльми — не обличайте». :
Опасаясь все же. что олних только
	`Ггангстерских заверений окажется в дан-
ном случае недостаточно, Карнеги мобили-
зует для подтверждения своего «тезиса»
все — от немецкого дисциплинарного уста-
ва до самого. господа бога, а между ними
без всяких стеснений ставит ‘имя Лин-
кольна.

Этот «тезис» Карнеги — «не обличай-
те!» — продиктован весьма конкрзтными
политическими  побуждениями. А эт0`и
требуется идеологам американского экенан-
сионизма, поджитателям новой мировой
войны, по заданию которых, в конечном
счете, и читает свои «проповеди» мистер

Карнеги.

Если первая часть его книги Носит
«теоретический» ‘характер, то остальные
ПЯТЬ частей, что называется, «берут быка
за рога». Чего стоят, например, одни
только названия глав: «6 способов застз-
вить полюбить себя» и «12 способов при-
обрести себе единомьпиленников».
	И вее эти 158 способов, по сути дела,
сводятся к одному — неограниченному
пользованию лицемерной демагогией.

— Лицемерьте во ‘всем, — с деловой
откровенностью рекомендует автор, — в
слове, в жесте, в усмешке. Олнако, —
предусомотрительно и даже опасливо ло-
бавляет он, — постарайтесь это делать
по возможности искренне.

Из всех приемов имитации искренности
автор считает наиболее действенным улыб-.
ку. Именно ту самую незлобивую, бело-
зубую, очаровательную улыбку, которую
так часто выдают за доказательство ето-
процентного американского олтимизма.

Рассуждение о пользе улыбки столь по-
казательно, что его стоит привести нол-
ностью. «Если хотите, чтобы люди люби-
ли вазе, — улыбайтесь», — наетоятельно.
	прозрения, несомненно, велика заслуга и
Шамсона, Но борющаяся Франция—и тог-
да, в годы порабошения, и сейчас, когла
отечественная буржуазия отдает страну в
кабалу Америке — это. прежде всего,
французские коммунисты.

Ряд произведений, появившихся в по-
следнее время, — мы имеем в виду книги
Лаффита «Ceux, аш viventy («Те, кто
живут»). Жоржа Коньо «Г”6уазопь («По-
бег») и некоторые другие, — свидетель:
ствуют о том, что образ коммуниста, борца
за подлинные интересы народа, начинает
занимать все большее место в демократи-
ческой литературе Франции. Этот факт—
чрезвычайно положительное явление, ибо
утверждение силы франпузской демокра-
тии — одна из важнейших задач сеголняш
ней Франции.
	№ сожалению, в романах Шамсона нет
образов коммунистов— людей, возглавля-
ющих Сопротивление и вею последующую
борьбу французского народа е реакцией,
в 10 время, как именно они являются до
конца последовательными и рептятельными
борцами с ней.

Последние романы Шамсона свидетель-
ствуют о его писательском росте: как
художник, он становится одним из наибо-
лее передовых писателей современной
Франции. Его дальнейшее творчество бу-
дет еще более плодотворным, если от изо-
бражения прозревшего народа он перейдет
к изображению героической борьбы, к ут-
верждению победоносной силы народа.

Гоман о трагичес
	Белед за романом «Кладезь чудес»
(недавно вышедшим на русском языке)
Андре Шамсон написал новый роман «Ее
dernier villagey («Последняя деревня»):
Злободневный по теме, роман этот отно-
сится к числу значительных произведений
французской демократической  послевоен-
ной литературы.

В’ «Последней деревне» дана реалисти-
ческая картина трагических для Франции
дней 1940 тода, показано начало того
национального бедетвня, которое пришлось
претернеть затем героям романа «Кла-
дезь чудес».

Разтром Франции, военная катастрофа
встает перед читателем, как небывалый в
исторни страны факт чудовищного преда-
тельства. Французская армия дезорганизо-
вана и брошена на произвол судьбы. Два
офицера, Рабо и Жирар, останавливают
бегущих He дороге солдат. Наскоро сколо-
ченный отряд хочет защищать деревню;
то была их родная земля, и ради ее. спа-
сения французские патриоты готовы были
жертвовать жизнью. В дни всеобщей пани-
ки солдаты пытались сопротивляться, за-
пиинали отдельные деревни. Но Франция
в целом была продана.

«Нужно драться, еще можно держаться
Ha линии ТГаронны, можно попытаться
контратаковать»,—кричит капитан Жирар
полковнику, отдающему приказ прекратить
сопротивление.

«Ham долг — драться», — поддерженвает
хапитана лейтенант Рабо.
	«Вы забываетесь; господа, — это при-
каз, который я вам передаю. Маршал Пе-
тэн заботится теперь о судьбах родины...»

Волею французских капиталистов стра-
на поставлена на колени перед завоевате-
лями, — к этому выводу приходят солдаты
H офицеры, изображенные Шамсоном.

Морис Торез не раз предупреждал фран-
цузекий народ об общественном бедствии,
которое может поразить Францию: он ука-
зывал на врагов: они находились в самой
стране. Еще в январе 1936 тода, на
восьмом с’езде коммунистической партии
Франции, Торез говорил:

«Предатели Франции — среди 200 се-
мейств, среди их сообщников и служите-
лей, среди тех, кто жертвует интересами
пации ради наживы и ради соглашения с
эксплоататорами других стран».

Значительность, актуальность романа
Шамсона и заключается прежде всего в
том, что автор рисует две Франции.

«Человек в гражданском», фабрикант
промышленного’ оборудования, возмущен
«идиотизмом» сопротивления, он негодую-
ще обрушивается на солдат, не желающих
слушать о перемирии: Офицеры отбирают
У солдат оружие; они боятея их больше,
	чем немцев. Сельские богатеи Мартины ий
	морфинист-аптекарь Белэг — отбровы 09-
щества — ратуют за немедленное прекра-
щение войны с немцами. Они горят жела-
	Глаеный редактор ‘В. ЕРМИЛОВ
	Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ.
	ко IE OOS EOS EI а

нием как можно скорее атаковать Россито,   ЧУВСТВО безграничной ‚алчности: р НЫМИ. - А. КОРНЕЙЧУК, 0. КУР! ке FOPBATOB,

Andre Chamson. «Le dernier village». РГАНОВ, Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,

Paris, Ed. „Мегсиге de France‘, pp. 253.

ненавистных им большевиков. Мартины  Срывание масок с французских «иуду-  В изображении великого социального М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИЙ
«Литературная газета» выходит два раза   Адрес редакции и издательства: ул. 95 Октября, 19 (ana телеграмм — Москва, Литгазета). Ть : —
3 Heneaio: To cpetam бе orme aucem —~ K 4-60-02, memaynapoanol muoHH К 464-61, ) лефоны: секретариат К 5-10-40, отделы: литературы и искусства — К 4-76-02, “BHyTpeunell мае в

науки и техники — К 4-60-02, информации — К 1-18-94,

издательство — К 4-98:63

ПВ Ка Е
	Пушкинская площадь. 5
		Типография имени И. И, Скворцова:Степанова, Москва,