Рассказ

Вяч. КОВАЛЕВСКИЙ IB iP
	На рёзком фоне светлого неба, как He
экране, медленно спускалась ‘на Tpoce
связка толстых железных прутьев. В дон-
ное отвёрстие со стороны стремянки вошли
еще трое рабочих. Когда до прутьев мож
но: было ‘уже. дотянуться рукою, они р93-
вернули связку В воздухе, заводя концы
прутьев, насколько позволял ‘Трос. во
вход донного отверстий, и Начали разби-
рать связку, устанавливать прутья вдоль
Стенки, опуская их нижними концами пря
мо в бегушую воду. ; -:

Отсюда, из глубины отверстия, тде Я
стоял. все лвижения ‘рабочих ‚рисовались
силуэтно, как черное Ha ослепительно бе-
лом. Вскоре появился еще один силуэт.
Это была девушка в комбинезоне. Едва
	ступив- на поперечную доску BOAMOCTAOS,

oe ЕАК,
	служившую мостиком. между правой сте-
ной и левой, она больше уже ни на одну
секунду неё оставалась без движения. По ее
разким жестам и по энергично  мевелящим-
ся губам и открывающемуся рту гразу бы
ло понятно, что она распоряжается и дает
указания. :
Потребиость что-то вспомнить начинала
овладевать мною, и мне казалось, что, не
будь такого навязчивого грохота воды, я
поймал бы в памяти то, что искал. В это
время начали рвать толом камни в, карьере
около Царской пристани. И эти взрывы,
поданные, как чёрез заглушку, сквозь тол-
щу водяного гула, дошли ло меня звука-
ми далекого’ боя и сразу подобрали мне
ключ к ораторбким. жестам. девушки.
закрыл глаза н. все вономнил. И когда она
подошла к листу фанеры, прикрызавшему
мешочки с цементом, и быстро — раз-раз —
нарисовала схему крепления эстакады и
белыми крестиками наметила, в каких ме-
стах сваривать железные стержни, я уже
знал, чьи это пальцы держат кусочек мела
и заправляют пряди волос под. косынку.
	Мне захотелось ‘зайти со стороны света,
чтобы увилеть ее всю, и я прошел по
мосткам к выходу из донного отверстия.

Да, ato была Шура Медведева. Она
очёнь ‘Изменилась. От её бледности He
осталось ‘никаких следов — она поправи-
лась и пополнела. Здесь, на доске над
бегущей водой, стоял уже совершенно
другой человек, чем там, у Шебенки. слов-
но Шура Медведева не вернулась с войны,
осталась Там навеки, а здесь. об’ясняется
жестами и командует старшая сестра Шу:
ры Медведевой, которая, может быть, кое-
что и расскажет о. той, невозвратившейся...

Жи

Ha паз а слышая на фронте в тридцатой
	Не раз я слышал на фроте ео.
ous и бт соллах. и от офицеров: <: «Ме:
	ня спасла Шура Медведева», или «Если
бы ue ‘Шура Медведева, я бы истек
кровью». .

Tee in im
	Я спросия о ней парторга медсанбата,
лейтенанта медицинской службы Веру Ни-
колаевну Тихомирову, вдумчивую, нетороп-
ливую. женщину лет тридцати восьми, —
волосы у нее были совершенно седые. Она
мне ответила: :

— Шура Медведева — недоступная де-
вушка. Для некоторых она даже грубая.
А тлавное, она принципиальный враг люб
ви на фронте. Она считает любовь на
фронте глупостью, говорит, что все лич-
ное, интимное должно быть отложено на
«после войны» Шура — прекрасная Ком-
сомолка. Мы готовим ее в комсорги.

Скоро мне представился случай погово-
рить самому с Шурой Медведевой. После
недавнего ранения она ‘была еще слаба, и.
се временно: провели приказом в роту вы.
здоравливающих. Здесь и состеялея наш
неожиданно для обоих откровенный раз-
говоо © Любви.

1Шуру ныльзя было слушать спокойно. _

Она переживала заново ‘то; ‘что расска-
Зывала, говорила порывисто, но с большими
паузами. Остановки нужны ей были для
того. чтобы шаг за шагом, еще и еше раз
перебрать в памяти то, что не переставало
ee МУЧИТЬ. :

— Я была девчонкой. Это было еще в
самом начале войны, под Москвой. Я уви-
дела этого человека в самый разгар боя.
Так неудачно получилось, что узел связи
и полковой медпункт оказались вместе,
в подвале кирпичного дома. Нас; несколь-
ко девушек из медсанбата, подбросили в
полковой медпункт для усиления. Очень
много было раненых, и нас послали помо-
гать...

Она ‘покраснела. И каждый раз, когда
она так краснела, у меня возникало к ней
что-то похожее на чувство благодарности,
как будто этим она выражала свое доверие
ко мне. Она сидела против меня уже какая-
то другая, вдруг совершенно преображен-
ная силою своих воспоминаний.

— Ну хорошо, — сказала она, — рас-
скажу по порядку. Наружную дверь вы-
шибло взрывом. У Нас в подвале задуло
всё коптилки. Только что я’успела зажечь

OMMYHDBI ЖИ!
	сах иезуитских колледжей, а во-вторых,
они, будучи на службе, всегда. усердно
готовятся неё в предстоящей войне; а в
той, которую они проиграли».

Конечно, де Голль, как и его друзья—
Морие: и Робер ПЕуманы, Жорж Brio,
‘Kas Mok, с еше большим усердием. про-.
дают Францию _иБЮ-йоркокой бирже и го-
сударственному департаменту, чем Тьер
и Жюль Фавр продавали ее Бисмарку и
берлинскому штабу, но, помимо того, ны-
нешние. «доблестные» государственные му-
жи Фравции сделали еще один роковой дя
их несчастной родины дальнейший шаг,
Ha который. все-таки не отважиливь их
духовные отцы п. предшественники... $

И Тьери ФюдБ Фавр знали, что даже
одной только отдаленной угрозы русского
неудовольствия и намека на динломатиче-
ское вмешательство оказалось достаточным,
чтобы Бисмарк мрвовенно сбавил контри-
буцию с восьми миллиардов до пяти. А
позднее — в 1875 году — лишь вето
Горчакова спасло Францию от нового на-
шествия немецкой орды. HM как бы им
обоим — Тьёру и Жюлю Фавру — ви
хотелосв подольститься к Биемарку, все-
Taki HM п В голову не признаю в угоду
ему. демонстративно ссориться с Россией,
чтобы сделать Францию совсем уже бес-
помощной перед лицом немецкого победи-
теля и безжалостного грабителя. —

_А вот Жорж Бидо по прямому приказу
Даллеса пошел ‘на демонстративное ухуд-
шение отношений, — уже не с царской
Россией, а в могущественным Советским
Союзом, другом “и защитником свободы и
национальной независимости веех народов,
Ничего не  ноделаещь! С кем: велят ° с60-
	Акад. Е; ТАРЛЕ . Д еле
	Eag много самых живых ассоциаций с
современностью пробуждают в нас воспо-
ыинания о Парижской Коммуне! И, может.
быть, ни в одной области политичеекой
жизни STH ассонвации не являются Ta-
ками живыми и яркими, как именно в
области внешней политики.

Март 1871 тода. Перед нами два лагеря.
На одной стороне—французекие коммуни-
сты, социалисты, радикальные республи-
канцы. Для этого лагеря победа бисмар-
KoRCKOR Пруссии над их родиной была
ностерцимой обидой неё только потому,
что нриносила ¢ собой чувство  жгучего
национального унижения. Они видели в
этой победе злобное и издевательское тор-
жоство всемирной реакции, возглавляемой
Бисмарком,— этим типичным выкормышем
ост-эльбекого дворянства, — над великими
принцинами всех трех французеких pe-
золюций — 1789, 1830 и 1848 годов.

Н всюду в Европе люди, близкие им
по убеждению, страдали, как и они, от
Этой двойной обиды — 38 Францию и за
идею революционной борьбы.

«Что может быть для страны  горше
участи быть попираемой пятой лихтен-
штейнца?» — с горечью восклицал Сал-
тыков-Щедрин. И воодушевляемый  нена-
вистью к этому наглому прусскому сапогу,
топчущему великий народ революционных
традиций, наш бессмертный сатирик с
тревогой думал о том, «каким только
истязаниям бисмарковская Пруссия нод-
вергнет ненавистную ей страну р
которая так часто била тревогу »!.

Когда коммунары овладели Парижем,
когда еще не исчезла у них надежда на
то, что за Парижем в их лагере окажется
pea страна, тогда не было у них более
задушёвной мечты, как возобновление
борьбы против немецкого нашествия.

Приемотримся теперь к другому лагерю,
Е большинству Национального собрания,
начавшего свои заседания в Бордо и пере-
ехавшего затем в Версаль. Этот лагерь Т9-
	же имел в тот момент свою совершенно
точно и ясно очерченную пель. .
Госполствуюшее буржуазнов большин-
	ство даже не нуждалось в том, чтобы его
признанный вожль ий рувоводитель Адольф
Тьер раз’яснил ему, какова должна быть
эта цель: истребление коммунаров и всех
HN сочувствующих огнем и мечом и, как
необходимая для этого предпосылка, —
скорейшее примирение с прусским победи-
телём любой ценой, лишь бы поскорее!
Запахло кровопролитием, запахло новы-
ми избиениями пролетариата в еще боль
ших размерах, чем это было в июне 1848
года, и Тьёр оказался тут как тут.
Маркс давно (еще до Коммуны) заметил,
что Тьер всёгда оказывался тут как тут,
ъотда нужно было убивать народ. Тьбр,
автор двадцатитомной «Историй Вонсуль-
	ства и империи», где крайне красноречя-.
	BS, хотя и с чрезмерной, слишком уж
сорочьёй болтливостью. ‘проповедывалиеь
Abe «истины»: во-первых, французы поч-
ти ‘ всегда завидывали шапками любого
врага и супостата и Только потому ушли
в 1812 году из Робени, что Кутузов ока-
залея «невежественным варваром» в воен-
нем искусстве вн не умел воевать «по-00-
разованному»... А вторая идея этой двад-
патитомной пропаганды ‘завлючалась В
чом, что, вобственно, вое войны Наполед-
нз были оборонительными, и неё виноват
этот миролюбивый государь B TOM, что
ему приходилось всю жизнь защищаться
от неугомонных соседей, обижавших ero...

Барабанный шовинизм Тьера породил бес-
численных учеников и подражателей и в
историографии и в публицистике, а сам
Тьер сдёлался как бы олицетворением
сверхпатриотических чувств, не допускаю-
	со мной беседовал товарищ Из областной
  газеты «Большевик Запорожья».

‚А ‚роту выздоравливающих под Ста
рою Руссой помните?

— Там тоже писатели у нас бывали.
Своя. дивизионная была газета и фронто-
вая, приезжали от. центральных газет.

Для того, чтобы она меня слышала, мне
приходилось почти касаться губами ее уха,
но, вместе с Тем, трохот воды раз’еличял
нае так. словно между’ нами простирались
  ‘многие километры’ и мы. разговариваем по
рации; и это не живое человеческое ухо, а
просто деталь аппарата. ‚для переговоров,

Ta eae COU oe
	jo CORP ry ey ee ne
до прежней Шуры я больше никогда: #6

доберусь.
Между тем Шура почему-то покраснела,
	словно читала мои мысли. Она встряхнула
головой: (этого жеста у нее я раньше не
знал) и, взглянув на ручные часы, крикну-.
ла мне в ухо: :

Ж— Меня ждут, — чёрез полчаса у нае
диспетчерское совещание. Если вам нужен
Материал для газеты, найдите начальника
участка, — он Вам расскажет лучше меня.

Ценко хватаясь за прутья стремянки си

быстро перебирая ногами, Шура. начала ка-
рабкаться вверх на гребень плотины. Я за-
прокинул голову. и посмотрел ей вслед,
Она так торопилась, словно боялась, 410
не успеет попасть на облако, которое в-
этот момент проходило как раз над ‘плоти-
ной: , . :
В этот день я видел Шуру Медведеву
ещё несколько раз. Она не замечала моего
присутствия. Просто она была поглощена
своею работой, и все личное — тем, более
какие-то там воспоминания — сгорало Ha
‘Закале ве энергии; как  шелуха, отпадало,
как окалина с хорошо прокатанного листа
стали. и:

Куда бы я ни пошел по плотине, я. в610-
  ду натыкался на ее имя. или на’ ее. порте
‘рет: первая строка’ Доски почета посвяща-
лась Александре Медведевой — произво-
дителю работ, на участке плотины; у вхо-
да в контору висел большой поясной порт- ^
Грет Шуры Медведевой, написанный клее-
выми красками, а на самой двери конторы
‘я увидел расписание: политзанятий по изу»
чению (Краткого курса истории ВКП(б),
которыми руководила комсорг „Медведева,
_Я уже не говорю о том, Что среди портре-
тов лучших  стахановцев, помещенных в
специальной витрине’ в парке культуры й
отдыха, был, конечно, и.ё&е портрет. Пока
я находился в конторе; то и дело кто-ни» >
будь входил и спрашивал: «Где Александ-
ра Ивановна?» или:. «Где Шура Медведе-
ва?» Она нужна была всем, . .

_ Koraa fipauecau из. планового, отдела Ra
подпись ведомость с показателями выпол-

Гненных норм. я пошел вместе с посыльным
  разыскивать Шуру Медведеву на плотине
и лолго ходил следом за’ нею йо участку
‘работ. Это было тем более удобно, что она
Не обращала на меня никакого внимания,

„” Мне повезло: я увидел, какой она мо-
  жет быть резкой и властной, когда Wa
проезжей части плотины  она- запретила *
бригалиру класть асфальт на грязное бе-
-тонное ‘основание. Она приказала при ней
полтащить резиновый шланг и заново  прэ-.
дуть сжатым воздухом место. укладки at .
фальта, смахнуть мусор и пыль. Тут же
бна похвалила другого бригадира за ‘19,
что он придумал удачную конструкцию
переносных металлических ограждений ас-`
фальтируемых участков. : -

`В это время ее позвали на мост, переки-..
-нугый через. шлюзовую камеру. ‚ Здесь
только что сбросили с машины железные
‘стержни для арматуры, Вдоль моста ‘была’
 запроектирована:“ железобетонная “коробка *
под ‘кабели. Коробку еще’ не вабетонироваке
ли. ‘во уже обшили` деревянной опалубкойх
Шура легко спрыгнула в коробку и мелом,
на досках опалубки сяелала чертеж, что.
 бы арматурщики знали, в каком порядке.
‘укладывать в коробке железные стержни
для вязки арматурной сетки. в:

С моста `она пошла опять на плотину—
„давать указания, в каких местах сверлить
‘бурки для укрепления специальных” конбт-#
рукций, поддерживающих коленчатую дру-
бу—«хобот» из железных коробок, —по кото».
рой для ускорения работ собирались по-
давать бетон с плотины прямо к донному.
отверстию, Е: - т

-- Когда он ушел, я опомнилась WH Bante
себя в руки. С этих пор получалось так;
что мы довольно ‘часто ‘виделись. A crapa-
лавь избегать встреч, но разве это зави.
село: от меня одной? В один прекрасный
день меня проводят приказом -K нему `в
полк связисткой, Я сопротивлялась, ровори-
ла, что я медицинский работник, * меня
не стали слушать. Тут, конечно, неизбеж-
но получилось так, Что мы часто встреча-
лись. Но я не, теряла голову. Я чувство-
‘вала. что я ему нравлюсь, но Я избегала
с. ним разговаривать. Старалась не оста-
‘ваться с ним одна. Если он. приходил, я
уходила. Я знала, что если я что-нибудь
скажу ему, то у ‘нас может пойти дальше,
4 это сейчас ни к чему, Бывало, идет бой,
связь работает, много людей слышно а
проводе, но я всегда узнавала его. голос.
Меня злило, что я невольно ищу его голос
среди ‘других голосов.

— Я взяла себя в руки. Мне ‘помогло
то, что я узнала причину моего перевода.
Оказывается. это по его просьбе меня Ha

рт
	значили. кю нему в полк: Это меня возму-
	тило болыше всего, Разве можно в такое
время устраивать на войне свои личные
дела? ,   .

= Я потребовала, чтобы меня отправили’
обратно в медсанбат. Он Меня позвал К
себе в землянку и говорит: «Шура; что ты
плачешь? Разве. ты оне видишь, что (я тебя
люблю? Хочешь работать’ медсестрой, мы
тебя переведем в санитарную роту. Сего-
дня мы идем в бой. Людей нехватает. ‚Шу-
ра, идем с нами». — Он положил мне ру-
ку на плечо. И эта рука решила все: мне
было приятно. что он дотронулся до’ меня,
я поняла, Что если останусь, то. этим не
окончится, Мне стало стыдно. Разве за
этим я шла на передовую? ;

Я ничего ему не сказала, сняла’ руку
с плеча, молча ушла и самовольно яви-
лась в медсанбат. Ему я отправила запи-
ску: «Не ищите меня. Больше я к вам He
приду никогда». Начальник медсанбата
‘приказал написать на меня рапорт за ca-
моволку, сказал, Что’ это дизертирство. Я
приготовилась сесть под арест. Но. вече-
ром, ‘действительно, началось наступление,
и нас, несколько девушек, послали в полк,
в медпункт, на усиление. :

_-= И вот, как только мы пришли на
ПМП, санитары говорят: «Командир полка
лежит раненый никто `подползти к нему
не может — немны ведут огонь, не пу-
скают». Я ‘с ума сошла. Бегу Ha перело-
вую. Расепрашиваю — никто ничего тол-
ком не скажет. Кто-то видел, как у него
кровь хлещет изо рта, а помочь невозмож-
но; другие говорят — убит. Я побёжалз
`дальше, Я кричала, я плакала, я не могла
	себе простить. Мне все казалось, — будь я
около него, этого бы не случилось, я емог-
	ла бы 6му помочь. спасла’ бы его. Ни
сумки со мной: не. было, ни _бинтов-нй-
чего. Как бы я могла ему помочь, если
бы нашла? Раненые стонут, а я иду; ни:
чего не соббражаю... Наконец, один ухва-
тил меня за полу шинели и остановил си-
лою. Наклоняюсь над ним —. He oH. XO-
чёт что-то сказать и не может — лицо
разбито, вся нижняя часть изуродована.
Полушубок в клочьях. Человек’ истекает
кровью. Я ий сама уже выдохлась, нет сил.
	Он не отпускает, держит шинель. Я. ему
сказала: «Успокойтесь. я сейчас вас пере-
	вяжу. А у самой необыкновенный страх
какой-то. Не от огня нет. Вся трясусь
Надо бы достать из его полевой сумки
индивидуальный м а я боюсь дотро-
Нуться до сумки, ви она заминирова-
на. В лицо ему fone ‘не могу посмотреть.
	Я попыталась встать, HO он вцепился в
шинель и неё пускает. А дыхание у
Herd Такое, что слышу — эще немного и
	настанет конец, Зачем его мучить перевяз-.
кою? Но как только я, это подумала, мне
стало стыдно своей слабости. Я сказала’
себе: «Это, Шура. ты вебе уловку ищешь:
потому что боишься ‘открыть сумку». И я
заставила себя открыть’ сумку. И первое,
что я увидела, — свою. собственную заипи-
ску: «Не ищите меня, Больше я к вам не
приду никогда! Потом я ничего ‘не пом-
ню. Меня подобрали’ около него. Опозназ
ли его по документам...

И, сказав это, Шура вялым, каким-то
безнадежным движением руки, с таким вы-
ражением лица, что теперь, мол, уже бес:
полезно. отпираться, полезла в карман. гим*
настерки. вынула из нёго и положила на
	щих мысли, что Франция может быть. ког-
	да-либо не ‘права: или не победеносна:

Но в марте 1871 года в нёистово пат-
риотической душе Тьера даже и борьбы
никакой не возникло, и сомнений ни Ма-
хейших не поднялось. «Виемарк вчера был.
врагом, но сегодня OH желанный друг 4)
естественный союзник против общего н6-
приятеля, революнионного Парижа. Пусть.
номожет, пусть вернет из плена нужную
для подаваения Воммуны французскую ар-
	мию. Это главное! Хочет взять Эльзас:
Пусть берет! Хочет брать `Лотаринеию?
Пусть берет! Хочет восемь миллиардов
	франков золотом контрибуции’ Нусть и их
берет!» Бисмарк уже ва этими восемью
миллиардами и руку протянул, бо тут его
внезапно смутил гермайский посол в Петер-
бурге, техеграфировавигий ему шифрованно,
что парь «кажется, хмурится» по 10-
воду непомерных немецких аппетитов,
Принилось удовольствоваться пятью  мил-
лиарлами.

° Но уже зато Бисмарк «на совесть» н9-.
мог Тьеру одолеть их общем врага: pep
нул из плена армию Мак-Магона.

10 мая 1871 года был подпыган @ран-
ко-германский мир, а 21 мая началась та.
страшная «кроваван неделя», которая кон-
чилась лишь 28 мая у стены Пер-Латтеза.
после бомбардировки; пожаров; яростлой
рукопашной борьбы, убийств и расстрелов
тридцати тысяч коммунаров.

Оба соратника имели основание  обме-
пяться кренким рукопожатием: Тьер из-
бавилея от социальной революции, Вие-
марк — от очень беспокойвшей его, как мы
теперь знаем, перспективы  прооджения’
войны; чреватой‘ всякими’ военными” и ди-
пломатическими неожиданностями.

пустя восемь лет после событай
1870—1871 годов старый фельдмаршал и
бывший тлавнокомандующий Гельмут фон
Мольтке в ответ на слова одного прусско-
го гвардейского офицера, что он, мол,
в 1871 тоду уже не беспокоилея отноен-
тельно исхода войны, иронически заметил:
«В самом деле? Вы неё беспокоились? НУ,
а вот я очень беспокоился!.. » Гибель Ком-
муны была победой французской буржуа-
3HH, шедшей за Тьером, и немецкой, шед-
шей за Бисмарком. Общей их победой над
французским трудовым народом...

Таковы воспоминания, пробуждаемые
годовщиной 18 марта. Но разве нам необ-
ходимы эти календарные меты, чтобы пом-
нить о Воммуне н ве палачах вообще или
о тогдашнем национальном предательстве
со стороны экеплоататорских классов, в
частности? Разве «текущая политика» >0-
тя бы той же Франции не приводит влол-
не естественно и нёизбежно на мыель со-
бытия и нмена деятелей минувших вре-
мен? Есть, правда, и некоторые отличия:
	Вонёчно. не бог весть Какие умственные _
	атлеты были деятели тогдашней  реак-
ции, -_ Но все-таки покрупнее, чем те-
перь, когда, говоря словами партизана
Дениса Давыдова, «все смешались шашки
и полезли из щелей мошки да букашки».

Не то, что с Тьепом, но даже с немуд-
рящим маршалом Мак-Магоном, которому
так туго давалась грамота, не идет в
сравнение, например, хотя бы предлагаю-
щий с8бя в спасители отечёства де Голль.
С Тьером де Голль имеет только to 0б-
щеёе, что выражает большую готовность
расстрелять когда угодно и сколько угол-
Но коммунистов, которые попадут кавим-
либо случаем когда-либо в его руки. Ас
Мак-Магоном де Голля роднит разве только
классический афоризм Влемансо: «Фран:
цузекие генералы отличаются обыкновен-
но двумя свойствами, —= во-первых, они
заканаивают свое. общее образование 4
	умственное развитие в начальных клас-
	Ничего не ‘ зоделаень! С кем велят ^ с60-   чтоб ‘они? не` лезли в глаза.
риться, е тем и ссорьея! И поменьше; во-- Мне захотелось зайти со ‹

ЕЕ ВЕ быв т
		обе, рассуждай!

Шуманы, Бидо, Влюмы и п боятся
своего народа. Им Трумэн Маршалл
кажутся нужнее для ат француз:
ской плутократии, чем казался Tsepy
Бисмарк, потому что опи видели, как CO-
временная французская паутократия совсем
Недавно оросилась за спасением даже нё. в
Адольфу Тьеру, а К Адольфу Гитлеру... Не
до жиру, быть бы живу..

Когда Эдуард Даладье успешно прохал в
Мюнхене в сентябре 1938 года Гитлеру и
Герингу Чехословакию, а уж, кстати, тем
самым и Францию, когда впоследетвни TOT
же Далальёе свою мнимую,  притворную
«войну» против гитлеровской Германии
начал только тем, что засадил в тюрьму
сразу несколько тысяч коммунистов и на
этом покончил «военные» действия, то
это были с его стороны вполне последова-
тельные логические ` поступки. Слуга в
защитник «двухсот семейств», сосущих
все соки из трудового народа Франция,
непременно должен был прежде всего 00ез-
вредить единетвенную франпузскую пар-
тию, которая в самом деле, всерьез хотела
воевать против Гитлера, a we сдаваться
ему, — партию, которая ясно видела, что
эти «двести семейств» ждут не дождутся
(как и большинство министров) воцарения
гитлеровского «порядка» во Франции,

Именно эта элинственная  франнузсвая»
партия — коммунистическая партия ве-.
дет теперь борьбу за честь и CBO
boxy ‚французского народа. Знамя Па-
‘рижской Воммуны осеняет истинных па-
‘TpHOTOR’. ‘и демократов Франции: Й ника-
REM НЬЮ-ЙбрЕСким золотым ‘мешкам, ника-
„ким парижеким пигмеям, покорно выпол-
‘няющим волю, американских хозяев, ни-
каким достойным преемникам и подража-
телям Адольфа Тьера и Адольфа Гитлера
не уластея отерочить на-лолгий срок свою.

грнбель. КВолеснипа истории, которую они
	так усердно. стремятся ЕН ВСПЯТЬ,,
раздавит. их.
	ный фельетон для фабричной стенгазеты,
другое обсуждается в нарткоме фабрики,
где принимаются оперативные ‘меры, тре-
тье «пикирует» на стол миниетра. _
Писем много потому, что володарцы по-
настоящему «болеют» за свою фабрику.
Как было бы хорошо отобрать наиболее
интересные и важные письма и — нелым
ящиком отнравить их ‘прямому адресату:
Министерству целлюлозно-бумажной  прэ-
мышленности. Во небольшой ящик номе-
стились бы н ‘письма о специальных склад-
ских помещениях (их нет, а цехи зава-
лены готовой продукцией!), и 06 изразно-
вой облицовке чанов (они остро нуждаюте
ся в этом), и о чернило-пролитных боях
за клуб и ясли (они sce еще заняты ми-
	зициеи), и 06 обветшалых полах и потол-
ках, и о котельном хозяйстве, требующем
	безотлагательного ремонта.
	ПРАВО НА ВНИМАНИЕ
	Осяованная в 1520 году Невекая пи-
счебумажная мануфактура-—ныне Ленин-
традская бумажная фабрика имени Воло-
дарского — вот уже более ста лет пройзвь-
диг высшие сорта бумаги.

На превосходной бумаге этой фабрики
печатаются труды Ленина и Сталина, из-
дания Академии наук СССР и Академии
художеств. Таких фабрик в нашей стране
TOIbHO две. а 10 качеству и разнообра=
	зню продукции «Болодарка», — как ве
тюбовНо называют рабочие, — лучшая в
Советском Союзе.

Фабрика ‘по праву горлитея не только
	своей бумагой, но и теми, кто ее делает.—=
энтузиастами бумажной промышаенности,
среди которых есть и ветераны с полуве-
ROBLIN стажем, и молодые  стахановцы.
Никто не скажет, что фабрика имени
Володарского работает плохо. Фабрика ре-
тулярно выполняет план, и качество ве
продукции находится на высоком уровне.

Вазалось бы, все в порядке. Цлан вы-
полняетея. Бумага хорошая. Чего же еще
можно требовать от фабрики? Конечно,
пегко представить себе положение дел на
«Володарке» ясным и безоблачным, как
погожий летний день. Между тем. облака
видны лаже сквозь крышу одного из пехов.
	Аорсшо, да не дюже
	Всякому, кто побывает на фабрике,
становитея ясно: работать можно лучше,
производлительнее. Необходимо устранить
все, что мешает фабрике работать в пол-
ную 6в0ю мошноесть. Многое можно 6едв-
лать своими силами. Что же мешает ра-
боте?

Мешает увеличить вынуск продуЕция
почти полное отсутствие малой механиза-
пин. Дереванные полы должны быть заме-
нены асфальтовыми. Сейчас по ветхому
деревянному полу паккамеры идут по рель-
сам убтарелые вагонетки, их © трудом тол-
кают несколько человек.

Дворы между цехами замощены булыж-
ником. На фабрике есть автокар, который
в0 много раз облегчил бы погрузку ий раз-
грузку. Ho автокар He может ходить по
булыжнику. Залить асфальтом дворы —
не такой ym титанический труд. Не так
сложно поставить имеющуюся на фабрике
упаковочную машину, освободив этим де-
сятки рабочих рук, занятых тяжелым и
неблагодарным трудом. Ничего сверх’естест-
венного от руководства фабрики не тре-
буетея. Все это вещи вполне достижимые.

Почему же их нет? И почему есть
	много такого, чего не должно быть? Нам
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 а № 22
	кажется, что причина тут общая. Ио ней
стоит поговорить подробно.
Ясли и «если»
	Если учесть, что большую часть рабо-
чего колаёктива «Володарки» составляют
женщины й что каждая пара умелых
рук — 9т0 новые тонны бумаги, то
станёт ясно, что уход с фабрики в ноябре.
и декабре 1947 года девяти хороших ра-.
ботниц — болышая потеря для производ-
ства.

Причина у всех одна: если бы при

фабрике были ясли, то матери остались
	‘бы на своих рабочих местах.
	стол фотокарточку командира полка, на’ Я возвратился в контору участка и спро-
которой я ничего не мог разобрать под! сил у парторга: ‘откуда :у 1Пуры Медведе-.
	черными пятнами крови.
		вой опыт производителя. работ, о ведь она
недавно была на фронте? Парторг сказал
мне. что Шура  демобилизовалась, еще в
1943 году после ранения; она окончила
трехгодичный техникум, и что жажда н
зоркость к работе у нее такая. что ве
можно поставить куда угодно; рабочие так
уважают Шуру Медведеву и любят, чо
OHH 6е никогда ни на каком в не.
подведут.

Я спросил:

— А семья у. нее есть?

В разговор вмешалась бригадир бето!-
щиц Блена Комлеёва:

— Как же, у Шуры Медведевой заме-
чатёльная девочка! у

— Ha wet, — перебил её napropr.—3t0
воспитанница, а сама Шура у нас незамуж-
HAA

Вечером я уезжал со строительства. По-
средине: плотины движение застопорилось:
	паровой кран подавал .к донному отвер-
стию бетон и загородил проезжую часть
плотины. : a,
	Неожиданно раздался громкий. крик Шу-
ры Медведевой, хотя дело ужё происходи-
ло на расстоянии не менее чем. полкило:
метра от водопада. Она кричала:
	— Товарищ капитан, товариш капитан!
Я так’ привык опять к своей довоенной
гражданской ‘опежде, что. мне.и в голову
не могло притти, что это бна зовет меня,
	Шура подбежала. к Машине, сама откры-
ла дверцу кабины и закричала, стараясь
быть ближе к моему уху. словно ‘нас все
еще, прололжал раз’единять грохот падаю-
щей воды: : ,
‚— Товарищ капитан, посмотрите, прав
да, хорошая девочка?— Она протянула мне
фотокарточку и, густо покраснев, сразу
напомнила мне ту’ самую Шуру из роты
выздоравливающих.

‚— Это дочь командира полка. Как л8е
капли воды! Правда, хорошая? Мать 34:
мучили немцы. Я ее разыскала’ взяла ce
	 e, Теперь это моя’ дочка. Правда, хбро:
	шая? ры

`В это время подбежала девушка в ко“
бинезоне и, запыхавшись. проговорила: _
 — Александра Ивановна. к телефону в
	monroe . т
— Простите меня, — крикнула. Шура.
Не: обижайтесь на меня. У нас очень Много

работы. -
	это начинание? Необходимо Возобжовлиь
эпыты переработки рисовой воломы. Booty
сложности транснортировки большого #0-
личества соломы следовало бы обсудить в0-
прое о постройке бумажной фабрики в

каком-либо из крупнейцеих PHCOBOATECREK
РАЙОНОВ.
	- И. НАТАЛЬИН,
кандидат сельскохозяйствённых наук.
	Должно быть, сейчас, на мостках, я смо-
трел на нее очень пристально. Шура это
заметила. Она взглянула на свой руки, за-
пачканные ржавчиной и цементом на 6тре-
мянке, и, думая, что лицо у нее тоже
грязное, несколько раз’ провела по ‘лбу
	ТЫЛЬНОЙ стороною ладони.
	фитиль в одной гильзе, — все смотрим >
дыру от двери, ждем немцев, приготовили
гранаты, а вместо этого ВХОДИТ . коман-
дир двенадцатого полка, майор... Ну, од-
ним словом. майор, командир тысяча две-

Я невольно улыбнулся. Тогда она стала
ко мне спиною и несколько мгновений
смотрела себе под ноги, на волу, бегущую
по донному отверстию, о чем-то задумав-
шись  Лва nesta она обзорулась в wor
	ним словом, майор, командир тысяча. две
сти двенадцатого полка:

— Мне трудно вам это передать... He-
сколько моих подруг и товарищей убило
в этом подвале, а раненым я ничем не могла
помочь. Этот подвал был конец света для
нас — смерть. А он вошел, как наше спа-
сение. Можно сказать, он пришел и вос-
кресил нас из мертвых. Сильный, спокой-
ный, большой. Сел к аппарату, взял труб-
ку и тут же рапортовал комдиву. что У
него достаточно сил для контратаки. И на:
Wan команловать...
	— Намцев отбили, стало легче; Раненых
	вынесли. Люди ушли вперед. Командир  `
	полка расчистил. на полу место от. мусора,
убрал обвалившиеся кирпичи и сел рядом со:
мною, где стоял ‘аппарат, Он признался
мнё, что очень устал — не спал двое су-
ток. Прислонил голову к моему плечу и
затих. Мне было очень хорошо от ` того,
что. такой большой, сильный, а-сидит, как
ребенок. Я думала — пускай он так уснет,
отдохнет. Он затих, и я думала — спит.
A он вдруг взял мою руку и поцеловал в
ладонь. Так делала моя мама, и я не удер-
жалась и заплакала, Моя мама погибла В
Москве во время бомбежки. Но он ве ви-
дел слез — он в самом деле заснул: Он
заснул, прислонившись к Моему плечу.
Мне. было очень неудобно сидеть на полу
с вытянутыми ногами: ноги затекли, пле-
	чо ныло. Но я нё шевелилась, терпела:
пускай человек отдохнет — это нужно
нам всем, нужно ‘для победы. Настанет
	утро. ‹меня. отзовут, я вернусь в медсан-
бат, а он пойдет со своим полком. А те-
нерь пускай спит. М я терпела. Он про-
спал часа полтора.
	Рассказ полностью пезатаетея в альманахе
«Гол ХХХЬ.
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	шись. Два раза она обернулась в. MOK
сторону, потом резко встрихнула головой
й продолжала отдавать распоряжения.

Пытаться разговаривать в шуме воды
было напрасно. Я поднялся на несколько
перекладин стремянки и остановился, как
на площадке, на узкой доске в ‘начале по-
моста, соединявшего вдоль. плотины все
донные отверстия между собою. Несмотря
на соседство водопада, здесь... все-таки,
казалось тише: не: было, как в донном от-
верстии, такого ощущения, что воздух, ко-
торым ты дышишь, спрессован.

Я стал ожидать Шуру.

Она. оставалась внизу повольно. долго:
Но вот показалась белая косынка, вот. ве
плечи, видные мне сверху, а вот и вся она
на ярком свету. Шура мельком взглянула
на меня и опустила глаза. Я ‘думал, что
она захочет остановиться, и че: уступил ей
места на доске. Но Шура отстранила’ меня
рукой ¢ дороги и, уже поставила sory Ha
железный прут стремянки, чтобы лезть вы-
ше. Тогда я протянул свою руку и оста-
новил ее, дотронувшись до рукава спецов-
KH. -

Я спросил:

— Вы Шура Медведева? . 1

Она ничего не разобрала ‘и пддетавила
свое ухо к моему рту. Я крикнул еще раз:

— Вы Шура Медведева?

Тогда она’ быстро повернула свою голо-
ву и припала к моему уху: .

— Да! Что вы хотите от меня?

И так все время, пока длился этот диа-
лог на железной стремянке, то один из
нас, то другой подставлял евое ухо.

— Я» писатёль. Мы с вами встречалие
на фронте. Вы помните меня?

— Простите, у нас очень много бывает
писателей и журналистов. Даже беголня
		Надо сказать, что коротенькое словеч-
KO «если» можно Часто услышать на
«Володарке».

Если бы имелся клуб, то вечера, собра-
ния н-вся культурная работа не проводи-
лись бы в лесном и ноприснособленном
помещений столовой. ;

Если бы существовал. клуб, туда пере-
ехала бы ютящаяся сейчае в тесноте и в
обиде, а главное, в холодной комнате биб-
лиотека, насчитывающая: 1. 6.000 томов.

Если бы в клубе было интересно. пли
бы спектакли, демонстрировались фильмы,
работали кружки, насколько ярче и весе-.
лее проходили бы часы досуга.

Все это было бы возможно, если бы
помещение клуба и яслей не было заня-
то 24-м отделением милиции (начальник—
тов. Байков). А Байков не сидел бы в

комнате, предназначенной для «ползун-
ков», и дежурная камера не помещалась
бы в читальне, если бы председатель Во-
лодарского райсовета тов. Дмитриев вы-
полнил приказ Совета Министров С6СР
от 26 сентября 1947 года об  освобож-
дении клуба фабрики.

А если бы председатель Ленинградского
городского ` совета. тов. Лазутин всерьез
заинтересовалея этим” делом и понял вею
его политическую важность, то отна-
ли бы все предыдущие «если».

Но пока что — «если» заменяют ясли,
да заодно — и клуб.
	. очтовый ящик
	На фабрике имени Володарского в пе-
хах, на лестнице, в столовой, висят.
небольшие фанерные ящики с надписью
«Писателям». Эта мысль родилаеь’ на од-
ном из совещаний с рабкоровеким активом
и полностью себя оправдала. Рабочие,
мастера,. инженеры пишут о том’ что их
волнует, вносят ‘полезные предложения,
сигнализируют о неполадках больших п
малых, 0 необходимости реконструкции
энергетического хозяйства п о сквозняках в
прелбаннике. Каждое письмо имеет свою
судьбу: одно превращается в стихотвор-
	Были бы нисьма 4 0 жилье. ‚ Фабрика
остро нуждается в жилых домах, и они.
запроектированы. Строятся ли оня? Her.
В министерстве знают об этом: отроитель-
ство утверждено и стройматериалы отпу-
щены. Правда, вместо 3000 кубометров.
	щены, правда, вместо 5099 кубометров
получено 200 кубометров. Почему же не
	видно никакой заботы о жилишном строи:
	тельетве /
	Ha примере фабрики имени Володареко-
го отчетливо видно, как недопустима само-
успокоенность. Когда в работе прорыв,
каждому ясно, ‘Что его надо  ливвидиро-
вать, добиться хороших показателей. Но
BOT эти показатели достигнуты, надо дви-
таться дальше. И здесь-то иногда люди
не ставят перед собой больших рее. д0-
вольетвуютея малым.

В самом деле, если бы фабрика я В
глубоком прорыве, план систематически
не выполнялся, качество продукции рез-
ко снизилось, — тогда бы, наверно, заби-
ли тревогу и в местных организациях ив
миниетерстве.
	А так, что же: клуба и яслей нет. но
	 бумагу-тб’ делают хорошую. По двору ве
	Может ходить автокар, но план-то выпол-
няется. В одном из цехов можно, нё вы-
ходя из номещения, увидеть Над головой
звезды и облака, — но фабрика-то Bee
равно работает... Какие же еще могут
быть разговоры! И воцаряетея нехорошее
обывательское спокойствие. т

Нет, нельзя примириться © этим! Сер-
дечной заботой надо уметь ответить на
честный и плодотворный труд бпаянного’
коллектива старой фабрики.  Володарцы:
заслуживают дружеского внимания миня.
	Бригада Союза‘ советских писателей и
«Литературной газёты»:

п. ДАЛЕЦКИЙ, А. РАСКИН,

Е Ти ИМОФЕЕВ.
	РИС И БУМАГА
	лому обычно сжигают. Незадолго до `Оте-} это начинание?
		чественной ВОЙНЫ. проблемой  использова-
ния рисовой соломы начали заниматься.
Всесоюзная опытная рисовая станция. где
я работаю, отгрузила, вагон соломы Киев:
ской опытной фабрике Института бумаж-
Ной промышленности.. Нам прислали об:
разцы изготовленной из’ нее бумаги. Пре-
красная была бумага! Почему заглохло
	Из рисовой соломы, как уже давно из-
вестно, можно вырабалывать бумагу выс-
ших сортов. В нашей стране посевы риса
непрерывно увеличиваются, но рисовую
солому почему-то считают ненужным от-
ходом. При обмолоте риса засоряются соло-
мой многие тысячи гектаров полей, что
усложняет их”вепашку, Разбросавную: с0-