Юбилей
	Алишера Навои
	СТАЛИНАБАД. (Наш корр.). Литератур:
ная общественность Сталинабада готовится

к 500-летнему юбилею великого узбекско-
го писателя Алишера Навси.
	За творческую научную критику
	Итоги обёиждения книги проф. Б. Кедрова «Энгельс и естествознание?
	Недавно в Институте философии Акаде-
мии наук СССР происходило обсуждение
книги проф. Б. Кедрова «Энгельс и есте-
ствознание», в котором участвовало более
200 научных работников — философов, фи-
зиков, химиков, биологов. “Обсуждение
прошло на серьезном научно-теоретическом
уровне. Книга подверглась острой и прин-
пипиальной творческой критике. В ряде
выступлений были рассмотрены не только
проблемы, нашедшие свое освещение в КНи-
ге, но и поставлены новые вопросы,  BbI-
‘двигаемые естественными науками и тре-
	бующие теоретического. обобщения.
Почти все ‘выступавшие приветствовали
самый факт появления в нашей философ-
	‘ской литературе книги, посвященной вопро-
‘сам теоретического естествознания. Однако
	‘многие положения работы проф. Кедрова
вызвали ряд серьезных возражений.

Резко отрицательную оценку книги да
проф. А. Максимов. Он утверждал, повто-
ряя свое мнение о книге, высказанное им
в статье; напечатанной в газете «Культура
и жизнь», что автор занял неправильные
исходные философские позипни. Основные
пороки книги: эклектичность, догматизм,
примиренческое отношение к буржуазным
воззрениям. - .

К ero мнению присоединилея проф.
	Г т > oe a
‚3. Белецкий, который считает, что. работа
	эта является по сути дела изложением ес-
тествознания на основе гегелевской логики
и натурфилософии. :
Большинство участников  обсужления —
профессоры C, Basesun, 2. — Блохин-
цев, М. Марков, Г. Васецкий, Б. Кузнецов,
Д. Иваненко, Г. Александров и др., при-
	 знавая удачными некоторые разделы 5иа-
	rH, указывали на ее весьма существенные
недостатки и принципиальные ошибки.

По мнению многих выступавших, автор
сумел дать критику агностико-идеалисти-
ческих взглядов известных физиков Бора,
Дирака, Гейзенберга и других буржуазных
ученых. Заслуживает внимания и попытка
автора применить развитые Энгельсом по-
ложения диалектического материализма к
сложным вопросам естествознания. Удачна
глава о Менделееве в. разделе, . посвящен*
ном истории химии. Представляет интерес
попытка автора, на основе взглядов
Энгельса, разработать теорию классифика-
ции наук. — :

Однако достоинства книги в значитель-
ной мере снижаются серьезными -недостат-
ками и ощибками. Доказывая несостоятель-
ность и Ложность’ «принципа. неопределен-
ности» Гейзенберга (учения о принципиаль-
ной невозможности одновременного наблю-
дения над импульсом и движением электро-
на), проф. Кедров применил недопустимую
пля философа-марксиста ошибочную терми-
нологию ‘о «границах природы» и «грани-
цах познания».

— Во многих случаях проф. Кедров под-
меняет творческое историческое освешение
	вопросов догматическим, допускает схема-
	тизм, — указал проф. Балезин. — Б книге не
нашли исторически правливого и научно
обоснованного отражения роль и вклад уче-
ных нашей страны в развитие естествозна-
ния, совершенно не освещено значение на-
учных открытий Ломоносова, Бутлерова,
Столетова и других выдающихся русских
ученых. Автор дал некритическую оценку’
научной роли Jlapyasse, Дальтона, Mopaem-
мера.

— Современная .MapKCHCTCKad книга по
теоретическому естествознанию должна 0с-
вемтать проблемы ‚естествознания с точки
зрения новейших достижений науки. Oc-
вешение этих проблем в работе проф.

Эва стэмт на. уровне развития. науки
	энгельсовской эпохи. Автор не pa3’-
ясняет, что понятие эфира, о котором
писал Энгельс, отвергнуто современной фи-
	зикой. Не освещены с точки зрения. совре-
менной науки вопросы © теплоте, о законе
сохранения энергии, о сложности и MHO-
гообразии физических форм движения. Да:
же разбираемый автором «принцип неопре-

деленности» — это уже в известной мере
взерашний день т — FOBOPHA проф.
Иваненко.

— Тема книги ОД ан очень важ-
на и потому, что ныне в естествознании
борьба межлу диалектическим материализ-
мом ‘и ‘идеализмом проходит особенно оет-
ро, и потому, Что диалектический материа-
лизм покоится Ha всемирно-исторической
практике рабочего революционного движе-
ния и на гранитном фундаменте современ-
ного естествознания. Нельзя поэтому удов-
летвориться тем, что работа проф. Кедрова
	‘представляет собой лишь более или менее
  удачный комментарий к «Диалектике при-
		роды» Энгельса, =— отметил проф. Алек-
сандров. — Она не раскрывает того, как шло
развигие теорелнческого естествознания
после Энгельса. Ей недостает политической
остроты, воинственности, связи с современ-
	\сида, его коллеги и патроны
	«<
М. МАРКОВ _
—
	ших Алтинское соглашение», Па этом
«основании» Асида счел возможным
требовать «возвращения Янонии Вуриль-
ских островов»! Вазалоеь бы, уже одно

Такое заявление с головой выдает Асида,

как  отолтелого  милитариста, * который
должен быть оешительно  отетранен от

всякой политической деятельности. Но на

деле Асида получил повышение — в
нынешнем правительстве он уже не толь-
ко министр иностранных дел, HO и
премьер. Само собой’ разумеется, что он
остался и на посту главного «связного»
при американском штабе. Этот махровый
милитариет представляется генералу Мак-
артуру наиболее подходящим лицом На
пост премьер-министра. Такой не станет
противиться превращению Японии в «аме-
риканский авнаносец».

Министры, вошедшие в состав кабине-
Ta ACHIAa, —— грязные дельцы © фашист-
ским прошлым. Достаточно назвать заме-
стителя премьера правого . социалиста
	Суехиро Нисио. Вместе с другим лидером.
	т. социалистов, вознным преступни-
ком, ‘ростовшиком Комакици Мацуока (он
же председатель нижней палаты парла-
мента) Нисио не раз получал от янонских
‘дельцов крупные взятки но. 200.000: иен
и болыне за срыв ‘рабочих забастовок.
Нисио также был рекомендован” за свои
заслуги перед фашистской военшиной в

парламент в 1942 году 4 aKTHBHO yuacT-
	вовал в деятельности «Ассоциации содей-
‘етвия трону через’ промьниленноеть», Bo
время войны Нисио вел шовиниетическую
пропаганду и о восхвалял японскую имие-
риалистическую экспансию.

Другой миниетр — «социалиет» ПЦиоеа-
буро Мидзутани: стяжал себе «славу» вы-
могательством денег у подчиненных. Чи-
новники возглавлявиегося им мианистер-
ства торговли и промышленности никогда
не брезговали «материальными  выраже-
ниями благодарности» со сторовы спеку-
лянтов, которым они помогали обходить
законы. Чудовищные цены, существую-
шие ныне на японском черном рынке, до
известной стенени об’ясняютея  дополни-
твльными расходами на взятки правитель-
ственным чиновникам. По официальным,
явно преуменьшенным ланвым, только за
пернод с сентября 1945 года по декабрь
1946 гола 11.669 японских  правитель-
ственных чиновников были преданы суму
за взятки, воровство, шантаж.

С правыми сопиалистами Асида свазы-
вает тесная дружба. Но его собственному
выражению, «демократы никогда не пой-
дут на отмену соглашения с солиалиста-
ми, по которому последние обязались не
проводить социалистической политики».
Без колебаний они полписали соглашение
	HO ПОДИТИЧеСвиИМ, oROHOMHMCCKIM HCO
циальным, вопросам, являющееся  прог-
раммой’  нравительетва  Асила. Первый
	пункт соглашения гласит: «Будут пред-
приняты усилия кв привлечению  ино-
странного капитала». Koro после этого
могут обмануть вое столь же торжествен-
ные, сколь и лживые заверения новой
	коалиции 0 том, что онз будет стремить-’
	ея к «лостижению независимости напио-
нальной экономики»? Не к независимости.
а к еще большему превращению Японии
BO «вепомогательный концерн CITA» aé-
дут планы янонеких реакционеров.

Японекому народу. новое правительство
He принесет ничего, кроме усиления
голода, инфляции, безработицы и полицея-
ского террора. Очевидное предательство
правых социалистов еще больше разобла-
чит их в глазах народных  маее. Это
ускорит создание широкого н прочного
национального фронта, который поведет
борьбу за поллинно демократическое на-
‚родное правительство в Японии.
	первых собраний клуба: 1) «Почему я не
считаюсь с некоторыми правилами прили-
чия»; 2) «Как заставить мужчину влюбить-
ся»; 3) «Лучшие оправдания перед р
‘когда приходишь поздно домой».
	вы н Ротовящийся к политической карье-
ре, —- готовый фашист, которому только
нехватает свастики на рукаве,

Под впечатлением этих открытий Вингс-
блад решает пополнить свое представление
9 неграх. Эн проникает в среду негритян-
ской интеллигенции и находит людей, ко-
торые своим культурным обликом, лемо-
кратичностью н моральной отзывчивоетью
настолько отличаются от Рода Олдвика и
	-   других цивилизованных дикарей из эур-
в  кхазно-менанекого круга B котором OF
	жуазно-мещанекого круга, в котором он
зырое, что Вингеблалу кажется, что впер-
вые в жизни он попал в человеческое об-
шество, ,

«Кризис» наступает: на заседании феде-
рального клуба, на котором Род  Олдвик
торжественно оновещает своих . собратьев
lO «расе -госнод» о существовании «негри-
тянекого заговора» нротив «американского
образа жизни». Вингеблад берет слово.
Опровергнув наветы Олдвика, он информи-
рует собравшихся о своем  негритянеком
происхождении. «Да, я негр,  джентль-
	Члены клуба, выслушав Нила Вингебла-
да, обнаруживают глубочайшее волнение:
как, они сидели за одним столом с Her-
pom!.. Ну, знаете, это уж сляшком! Его
исключают из клуба. Знакомые отнатыва-
TCH OT Herd, Kak если бы выяснилось,
что он. повинен в каком-нибудь. страшном
  H позорном преступлении. Правление бан-
ка увольняет его. Начинается новая жизнь
Нила  Вингоблада. Он — безработный
негр.

В следующих главах, где повествуется
о том, как Кингеблад безуспешно ищет ра-
‘боту о нодвергается издевательствам 60
‘стороны своих согражлан, Синклер Льюис
дает читателю ‘чрезвычайно интересные
сведения о практике расовых прееледова
ний в северных штатах США, раскрывая
некоторые секреты американской сомияль-
ной кухни. Действительно, в северных
штатах пегров не волокут по улниам го
рода е веревкой на шее. Это пока не пири-
нято. Однако имеется тщательно разрабо-
танная техника «холодного линчевания»,
которая при «умелом непользовании» дает

] =
<

_ Хитеси /

Левятого марта на токийской бирже
царило небывалое оживление. В течение
полудня акпии прядильной, шелковой и
	тяжелой промышленности повысились на.
	30 я более иен. Об’яснялея этот бум
довольно просто: покровитель янонских
биржевиков — генерал Макартур  мило-
стиво согласилея выставить свою‘ канди-
датуру на поет президента США. Как тут
не возликовать всем представителям
«дзайбацу», «момбацу»,  «тумбацу» и
«камбапу» (монополистов, земельной
аристократии, милитаристов и бюрокра-
тов)! Ибо если нынешний «еёгун» —
верховный правитель — Япония уже
сейчае Tak много сделал для возрождения
и ‘укрепления японской реакции, то легко
представить, чего она может ждать от
него; когда он войдет. в Белый лом.

`Предвкушая подобную < перспективу,
японекие дельцы заранее стараются раз’яс-
нить  магнатам. Уолл-стрит, что помещать.
американские доллары выгоднее в Японии.
чем в Греции п Турции. Макартуру этого
об’яснять не приходится. Не случайно ни.
один подлинный представитель народных
масс не был допущен генералом: Макарту-
ром в состав правытельства, хотя в
Японии со времени капитуляции” создает-
ся уже пятый кабинет.

Японские кабинеты попрежнему cBep-
таются и создаются закулисными деятеля-
ми: политическими агентами  «дзайбацу»
под прямым присмотром и контролем аме-
риканских гаулейтеров.

В правительственных органах работают
три с половиной тысячи представителей
крупных торгово-промьниленных фирм, ко-
торые ‘официально. именуются «спокутаку»
(«внештатными»). Они имеют в некото-
рых случаях даже большее влияние, чем
министры, на службе у которых они но-
минально состоят. «Некоторые из этих
лип, — пишет корреспондент американ-
ского ‘агентетва  «Интернэйшнел Ньюс
сервис» Хэндлмэн, =— фактически ‘были
боссами в отношении министров кабине-
та».

Многочисленные министерские  перета-
совки, смена ярлыков, кампании 32 ¢0-
здание новых партий, вся  суетливая
возня японских политиканов ‘преслелует
одну цель — помешать подлинно демо-
кратическому переустройству социального,
экономического и политического уклаза
страны.

Вот почему совсем недавно  сониал-
предатель Tomy Катаяма уступил свое
место премьер-министра одному из лидб-
ров «демократической» партии _Хитоси!
Асида, ибо рост народного возмущения
политикой правительства Катаяма создал
угрозу интересам японских монополистов:

Ватаяма в Японли, как и Рамадье во
Франции, действовал непосредственно по
американской указке. Тайные расчеты
Макартура  выболтал  токийский  кор-
респондент «Нью-Йорк таймс» Tapper:
«Массы японского народа все более п
более недовольны существующим  режн-
MOM. замена кабинета Батаяма кабинетом
Асила может задержать тот’ лень, когда
это недовольство выльется наружу».

Олнако состав нового кабинета Асида и
его программа неё остэвляют никаких е9-
унений о его будущей политике, которая
в состоянии лишь усилять ‘возмущение
народа. Асида — ставленник Японских
монополий, теснейшим образом евязанных
с американским капиталом, крупных под-
рядчиков,  разбогатевших на поставках
оккупационным войскам. спекулянтов и
прочих «нуворишей». Прелетавляемую им
«демократическую» партию финанеируют
крупный подрядчик Сугавара, глава

электрокомпании «Спова»  МХинохара,
	ЧЕМ ОНИ ВОЗМУШАЮТСЯ
	„Чондонский «Гаймс», описывая положе-
ние в освобожденных районах’ Китая, воз-°
мущаеётся тем, что там любая девушка
«может выйти замуж за того, кто ей нра-
вится».
		физики, пролив. вученых», Создана ‘’ правительственная комиссия
проноведующих  иррационализм И МИС Bo Cae? М ИИ председа.
тику. Обильный естественно-научный и фи- ar opera а аджикской CCP
лософский материал не использован авто _ мамовым. В состав комиссии входят
пом для разгрома современной идеалисти- писатели, ученые, литературоведы. .

ace S Ha таджикский язык уже переведено

Е О ЗАВ ур
eo

около 5 тысяч строк из поэмы «Фархад в
Ширин». Книга издается Таджикским го.
судерственным ^ издательством ко Akt
юбилея поэта, Вудет издан сборник сти.
хов, написанных Алишером Навои на тад.
жикском языке. Над составлением  сбор-
ника. работает старейший таджикский пи.
сатель Садридлин Айни.

Писатели и научные работники Таджик.
ского Филиала Академин наук CCCP н
‘Института’ истории, языка и литературы
‘пишут статьи 0 жизни и деятельности
классика узбекской литературы. Канди:
‘дат филологических наук писатель Абдул.
гани Мирзоев работает над статьей «На:
вой ‘и таджикские классики». у

Статьи «Жизнь и литературная деятель-
‘ность Навон», «Герои произведений Ha.
вой». «Навои — просветитель», «Фархад и
Ширин» и другие ‘пишут писатели, ле
тературоведы и‘ критики С.  Улуг-Задь,
А. ДПехоти, Х. Нигматуллаев, Хусейн-Задь,
Эти статьи будут печататься в. журнале
  «Шарки Сурх», а некоторые из них уже
опубликованы в республиканских и 05:
дастных газетах. Накануне юбилея Назон
  о жизни н творчестве поэта будет прочи.
тан цикл лекций на предприятиях, в кол.
хозах и учебных заведениях.

‚Республиканская публичная библиотека
готовит большую выставку произведений
Навои на узбекском, таджикском и рус
’ском языках. В середине мая в Сталинабз.
де и областных центрах ‘республики со.
	т. Г 4 а
ческой реакции; Книга в значительной мере
аполитична, обращена в прошлое (к 60—
80-m годам XIX croneTux), недостаточно
использует работы Ленина «Материализм и
эмпириокритицизм» и Сталина «Анархизм
или социализм?» Отвлеченно, вне конкрет-
по-исторических условий ставит она вопрос
о международном характере науки, научных
открытий.

В своем заключительном слове проф.
Кедров. согласился со многими, критически:
ми замечаниями выступавших. Он признал
неудачными термины «границы познания»,
«мировое естествознание» и’ т. п. Однако
по ряду наиболее принципиальных вопросов
он. не соглашаясь с критикой, настаивал на
	anna 1 5 т
`своёй точке зрения, считая ее правильной.
	Так. например, отвергая обвинение в аполи-
тизме, он утверждал, что не ставил своей
задачей освещение вопросов современного
естествознания, и что если бы перед ним
стояла такая задача, то ему надо было
писать не на тему «Энгельс ‘и естествозна-
ине». Сама тема, мол, ограничивала его оп-
ределенными рамками.
Подобные аргументы, конечно, совершен-
но неубедительны. Кому же после философ-
ской дискуссии и выступления тов. Жла-
вова не ясно, что любое историко-философ-
ское произведение должно быть ‘обращено
к актуальным задачам Философии и что
воинствующего материалиста не могут и не
должны связывать никакие «рамки» избран-
пой темы?! Разве не являются современ-
	экспортер Иваи, а через банкира ares
Курусу (занявшего в новом кабинете пост
председателя Совета экономической стаби-
лизации) Асида получает. субейдии от
финансовых кругов.

Нынешний премьер Асида, благосклон-
но и без промедлений утвержденный на
этом посту Макартуром, давно известен,
как самый верный н предавный слуга
японских империалистов.  Разбойничий
захват японцами. Маньчжурии вдохновил
в свое время Асида, профессионального
дипломата, на литературное творчество в
духе Геббельса. Из материалов, лежащих
сейчас 063 движения в токийской проку-
ратуре, явствует, что в бытность редак-
тором газеты «Джапан таймс», органа
японского министерства иностранных дел,
Асида издал 84 специальных выпуска,
усердно рекламировавших «антикоминтер-
новский пакт», дружбу с гитлеровской
Германией и фашистекой Италией, а так-
же янонский «новый порядок» в Маньч-
mypun. Когла японские разбойники напа-
ли на Витай, не кто иной, как Асида,
возглавляя миссию «доброй воли» в
США. откуда Япония получала основную
	массу военных материалов. = Успешно
справившись с этой миссией, Асила
напоавляетея в Бухарест  разлобывать
	горючее для императорской армий.

Как человек, чья преданность японской
реакции находитея вне всяких ‘сомнений,
он был рекомендован в 1942 году нра-
вительством .Тодзио в состав парламента,
составленного сплошь из. «отборных»
махровых реакционеров, и назначен совет-
НИКОМ Информационного бюро — главного
рупора японской фашистской пропаганды.
Верность генералу  Тодзпо” Аида проде-
монстриревал тем. что вотупил в фашист-
скую «Ассопиапию помощи трону».

Неудивительно, что и после войны
Зеида под покровительством  Макартура
пытается продолжать прежнюю деятель:
WOCTH. Америзанские оккупационные
власти предоставляют ему полную свободу
действий.

Чистка не коснулась Асида. В кабине-
те Силехара ему был предоставлен
портфель министра здравоохранения (это
министерство ведало всеми вопросами,
связанными с трудом). dhecToRO подавляя
рабочие забаетовки, Асида произносил
	‘елеиные речи о необходимости «согласия
	между трудом и капиталом».

31 мая 1947 года’ Асида был назначен
министром иностранных дел и начальни-
ком бюро связи между японегим  прави-
тельетвом и оккупационными властями.
Японское министерство иностранных дел—
это настоящее фашнетское ‘гнездо. После
капитуляции Японии оно осталось совер-
шенно нетронутым ‘и получило в лице
Асила достойного руководителя. «Пред-
ставители  яненского МИЛа, — писала
английская о газета «Ньюс крониЕл», —
нащунывают слабые места в броне едино-
го фронта союзников. Япония, — указывают
они, — может явиться момным союзником
против коммунизма и удобным ‘трамили-
ном для союзников».

Штаб Макартура подогревает . эти
надежды японских мнаитаристов. Он не
только донуекает, но и прямо инспирирует
антисоветские выналы. последьнней Араки
и Тодзио. Чувствуя за собой тверяую под-
держку  Мэкартура, Асида осмелилея c
неслыханной наглостью заявить: «Япония
приняла Потеламекую декларанию. во опа
	не являлась одной из сторон, подписав-
ЗАДНЕЕ НАНА ННЕННННИ
	Факты без комментариев.
		КУЛЬТУРТРЕГЕРЫ УПРАЖНЯЮТСЯ
	По сообщению газеты «Трибуна популар».
в Рио-де-Жанейро (Бразилия) организован
клуб для насаждения американской культу-
ры и совершенствования в английском языке.
Вот темы докладов, сделанных на одном из
	ными, актуальными все положения ленин-
ского трула «Материализм и эмпириокри-
тицизм», посвященного кризису  естество-
знания конца Х!Х — начала ХХ века? Раз-

BAN FEO Ue eee eS

i re
стоятся торжественные собрания, посвя

щенные
поэта.

юбилею

oe

великого

i

узбекского
	Советская поэзия понесла большую fo.
терю. В расцвете творческих сил безвре-
менно скончался поэт Алексей  Недогонов
Автор хорошо известной советскому чита:
лелю поэмы «Флаг над  сельсоветом» в
  многих талантливых стихотворений, ‘печа-
тавшихся на страницах” советской прессы,
А. Недогонов каждым своим новым пройз-
ведением доказывал, ‘Что его творчество
приобретает все большую идейно-художе:
ственную зрелость.

Участник войны с белофиннами, офи:
nep Советской . Армии в годы Вели
кой Отечественной войны, А. Недогонов
одним из первых. русских поэтов создал
	ве не вооружает нас идейным оружием для.
борьбы сегодня это произведение, Hani,
санное 40 лет назад?

Некоторые авторы считают, что. «акту-
альным» можно ‘быть только, если пишешь
на современную ‘тему, и что с переходом
к вопросам «историческим» можно повер-
нуться спиной к современности. Oro. ~
ложная установка! <...В историю можно по-
зволить себе углубиться лишь -настоль-
ко; — говорил В. И. Ленин, —. насколько
это безусловно необходимо для разрешения
задач, стоящих перед. нами».

Подлинно большевистской“  воинствен-
ностью и партийностью. должна быть про-
никнута каждая философская книга, на ка-
кую бы тему она ни была написана. Пови-
димому, еще не все философы осознали
это. Опасность об’ективизма, аполитизма
остается пока реальной опасностью. Аполи-
тизм проявляется в различных формах и,
	в частности, в TOM, что. марксизм, иЗЛат АЕ   послевоенный период крупное  поэтиче-
ся иногда столь; догматически. и профессор- ское произведение о людях советской
ски-бесстрастно, в отрыве от. злободневных   деревни. Чуткий и отзывчивый 10 He
	  туре, А. Недогонов был требовательным к
себе и к своим друзьям, когда речь 14-0
достоинствах новых поэтических произве:
девий. Всегда полный творческих sample
лов. ищущий их наиболее яркого художе:
‘ственного воплощения, А. Недогонов №
жалел ‘душевной энергин, лучших качеств
своего чистого поэтического темперамента
для того, чтобы советская поэзия была
‘достойна народной любви и заботы:

Память 0 молодом поэте-коммунисте
  прекрасном товарище, настоящем совет.
ском человеке Алеше Недогонове.: навсег-
дла останется в наших сердцах.
	А. Фадеев, И. Тихонов, Бор. Тор’
батов, Вс. Вишневский, Конст, Ca
монов, М. Исаковский А. Сурков
А. Твардовский, Л. Леонов, П. Ан:
токольский, С. Михалков, С. Щипа-
aes, A. Жаров, А. Макаров, Н. Ата
ров, М. Алигер, Е. Долматовский,
Н. Асеев, С. Васильев, А. Ковален:
коз, В. Инбер, А. Софронов, С. Наров-
чатов, М. Матусовский, И. Сель-
винский, М.  Луконин, С. Гулзенко,
Е. Ковальчик, Л. Шапиро, Н. Гриб.
ues, П. Воронько, М. Светлов, П,
Шубин. М. Голодный, Я. Смеляковь
	задач современности, что перестает быть
боевым революционным оружием. переуст-
ройства мира. Эта. опасность весьма серь-
езна в наши лни, когда борьба коммунисти-
ческого мировоззрения ‘против всех форм
буржуазно-империалистической реакции в
науке, политике, идеологии приобретает осо-
бенно яркий наступательный характер, ког-
да усиливаются бешеные нападки реакцион-
ного лагеря на материалистическую. науку,
на марксизм и коммунизм. . ;

Чутко прислушиваясь к голосу. критики,
решительно отбросив нетерпимость к кри-
тике, смогут. наши философы выполнить
свои научные задачи,

Обсуждение книги. проф, Кедрова сбли-
зило физиков, химиков и философов
для дальнейшей плодотворной работы. Об-
суждение показало, что разработкой проб-
лем теорегического естествознания должны
заниматься и философы и естественники.
Среди наших. физиков, химиков и биологов
есть немало таких, которые делают ценные
теоретические философские обобщения в
своей области. Задача состоит в том, чтобы
не только наши философы следили за
	‘развитием естествознания, но и естествен-
ники все больше и глубже овладевали фи-
лософией и в творческом содружестве
двигали вперед и философию и естество-
знание. =

‚ п. вышинскии

В. Замятин, А. Кононов, Е. Праль
ников, А, Межиров, В. Тушновь
А. Тарасенков, Д. Данин, П. Слетов
И. Френкель, Н. Мирный, А. Ли

тов, С. Мурашев, А. Блатин, M.

Котов. : в
	ла весть о рабочем движении, не проник
«русский, вопрос», не проник ВОЛЬНЫЙ 8
тер классовой борьбы.

‘Читателю становится душно — в атм0сфе-
ре обостренных . расовых. и национальных
конфликтов, в которых угнетенные реагя
руют ва великодержавный шовинизм YrHe-
тателей лишь взрывами ответного «защит
ного» шовинизма, на «ненависть к UP
пым» — «ненавистью к белым». Писатель,
столь внимательно изучающий амерлкан
скую жизнь, как Синклер Льюис, не имеет
права ве знать, что среди американцев,
Rak негров, так и белых, в принадлеяа-
щих к привилегированным классам, ет
немало людей. которые понимают связь па-
рящего в США расового и национального
гнета с тосподством  монополястического
капитала.

И, тем не менее, «Королевская кроёь»—
прогрессивное. явление в современной 8м
риканской литературе. Логика фактов,
изображенных Льюисом, лолает  заключи-
тельные слова жены Кингеблала‘ — «М
идем виеред» — не пустой фразой. Эт
люди вовлечены в борьбу, истинные №86
штабы которой они еще не представляют
Низ Вингеблад вернулся с войны, думая
что США воевали с целью уничтожить 2:
шизм и помочь установлению демократии
во всем мпре. Кэгла он ходит по городу в
	лениям американской жизни не вызывает
	сомнений. Он считает их позорными И
престунными. Он также отдает себе отчет
в той опасности, которую эти явления та-
ят для американского народа в целом.

Что же хочет рекомендовать мастатый
американский писатель своему народу,
чтобы рассеять кровавый туман расизма?
Читатель не получает на этот вопрое сколь-
ко-нибудь удовлетворительного ответа. Ро-
ман обращен в. первую очередь к «ередне-
му классу». Представьте себе на мгнове-
ние, говорит Льюис своему читателю, что
Bac, процветающего белого джентльмена,
развлекающего гостей за коктейлем пош-
лыми расистекими остротамн; или вашу
белую, как сахар, жену, или вашего брата,
или вашего друга постигла судьба Нила
Вингеблада н что это именно вам снится,
будто вас линчуют, и что вы проснулись
ночью в холодном поту.

Синклер Льюис верит или лелает вид,
910 верит в возможность воздейстРовать на
совесть американеких имущих ‘классов при
помощи воспитывающей сатиры. Эта пози-
‚ция. тесно связана с настойчивым. стрем-
лением искать лекарство от бедствий ка;
питализма, не выходя 3a пределы сапи-
талистических отношений. Писатель вербу-
ет положительных героев только из <«срёд-
него класса» и буится, как огня, передо-
Boro рабочего и фермера, а тем более. —
коммуниста.
	ee Ee -  Поисках заработка, натруживая искале
Дело здесь не только в конечных выво-   ченную ногу, у него рождается горькая

дах, которые мог ‘сделать и не сделал пи-  мысль, что он пролил кровь. защищая

АЕ ЕАН ИЗ.
	сатель, Чонытка трактовать вопросы расо-
вого и национального гнета в современном
капиталистическом государстве вне общей
проблематики борьбы с  кацитализмом
приводит к узкому и принаженному #306-
ражению жизни, Нисатель нлотно законо:
патил все шели, чтобы в роман не проник-

ee eee Aver nang “Meee та

‘право белых американцев отказывать че).

ным американцам в работе». Это тольк
начало тех размышлений, которые прах
стоят американскому народу, если он х6
чет жить не в Соединенных Ливчующи
Штатах, а в условиях подлинной народной
демократии.

“Главный релактор В. ЕРМИЛОВ.

Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУЛИН, Б.
А. КОРНЕЙЧУК, О. КУРГАНОВ,
М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРПОВСКИЫ.

ГОРБАТОВ,

Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,
	внутренней жизни и

издательство -- К 4-98-63
		а ее В, K 4-£6-02,
информации —К 1- 18. 94 usaatrenpetan — м 4.09 29
	на Севере не менее кровавые результаты,
чем на Юге. —

Пресловутое право заходить в бащие
рестораны, селиться в общих отелях п
учиться в общих школах — не более, чём.
URIS и лицемерная т для загра-
НИЦЫ.

Paspaaka. романа разпертываетея B 06-
становке происходящего в Гранд Рипаблик
«холодного» негритянекого погрома. По
мановению невидимой палочки, на улицу
выбрасываютея тысячи негров: квалифи-.
цированные снециалисты, рабочие, офици-.
анты ресторанов.

Преследования, которым подвергается
Вингеблал, становятся все более невыно-
симыми. У него есть выход: бежать в дру-
гой город, гле его никто не знает; и снова
стать «белым». Но в этом мягком, незло-
бивом человеке. вырабатываются новые ка-
чества, которых он в себе не подозревал.
Заполняя очередной. ‘опросный лист в кон-
торе по найму, он с непоколебимым. унор-
отвом пишет в графе «рава»: негр. Он
желает принять бой здесь, в своем городе.

‘Последняя линия борьбы: = это его дом.
Вингоблад еше тешит себя уверенностью,
Что его дом—это его креноств. Но в качеет-
ве первого предупреждения соседи убивают
его собаку. Соведские дёти травят малень-
кую дочку Вингеблада. Когда он и после
этого отказывается уехать, респектабель-
ные «линчеватели северного тина», как их
называет Льюис, решают применить юж-
ную методику и вышвырнуть упрямого
негра силой. Заручивитиеь согласием поли-
ции, они производят налет. Кучка смелых
людей, негров и белых, собпрается в доме
Вингеблада, чтобы оказать ему поддержку.
Пронеходит вооруженная схватка, в ре-
зультате которой полиция арестовывает
Кингеблада и его жену Вэстел. «Ну, по-
шли! Вперед!» — командует полиемен,
толкая арестованных в полилейской маши-
ве. «Мы идем вперед», — говорит Bac-
тел. .

Этими словамп оканчивается  ромав
Льюиса, принадлежащий, бесспорно, к его’
лучшим произведениям моследних лет.
Отношевие автора к изображенным им яв-
	итгазета). Телефоны: ‘секретариат — К 5-10
	вауки и техники — K 4-60-02,
	СОЕДИНЕННЫЕ ЛИНЧУЮЩИЕ ШТАТЫ
	Поврежденная нога мешает Кингебладу
отдавать, как прежде, свободные часы
спорту, и в поисках развлечения он реша-
	CT ногрузиться в генеалогию, чтобы рае-
	путать семенную легенду, во которой в
жилах Кингебладов якобы течет королев-
	‘ская кровь. Первые же архивные ноиски
	приводят в ненредвиденному результату.
Выясняется, что с материнской ‘сторовы
семья Нила ведет родословную от негра.
Одна капля негритянской крови делает
человека негром — гласит доктрина аме-
риканского расизма. А, следовательно,
завтра мать Вингеблада, он сам, его ребе-
нок будут. об’явлены неграми ‘или, что то
же, — социальными париями, об’ектами
тиекриминации и преслехования.
	вингеблал хранит свою тайну иро себя.
Опа мучит его, но одновременно ипроизво-
лит во внутреннем мире сопиальных и мо-
ральных предетавлений этого американско-
го обывателя знаменательный переворот.
Вначале это страх, что кто-нибудь узна-
eT о его негритянском происхождении и
унизит, оскорбит его, выгонит из автобуса
или из ресторана. Потом он приглядывает-
ся к окружающим его людям и начинает
видеть их по-новому. Его ближайшие род-
ные, которых он привык любить и ува-
жать, полны грубейших социальных и
национальных предрассудков. Их анекдоты
ий шутки о неграх, как и о других людях
не англо-саксонской расы, понлы и не-
пристойны. Что касается его друзей и со-
бутыльников, почтенных граждан города,
всех этих коммерсантов, адвокатов п нае-
торов, которых он привык считать «зна-
меносцами демократии». то это — банда
реакционеров и погромщиков, тупых, са-
модовольных мешан, готовых на все ради
защиты своего привилегированного  ноло-
жения. Его школьный товарищ Род Oa-
двик, вернувшийся с войны в ореоле ела:
	«Соединенными Линчующими  Штата-
wu» назвал США Марк Твэн. Он написал
статью под этим заглавием в связи с тем,
что телеграф принес весть о линчевании
негра в его родном штате Миссури.

Теме расизма, парящего в’ американ-
chow: буржуазном обществе ь нашн дни,
посвящен роман «Королевская кровь» крун-
ного американского романиета Синклера
Льюиса; вышедший в Америке в 1947 году.
Роман заслуживает приетального внимания
читателя. Чудовищная дискриминация и
преследование негров, изображенные В
книге Льюиса, происходят: не среди хлоп-
ковых полей Юга, а в типическом городе
так называемого «среднего Запада», обыч-
но рекламируемого американскими иетори-
ками и еоциологами. как оплот -американ-
ской демократической траднции. ‹ Синклер.
Льюис находит для этого города праличест-
вующее название — Грэна Рипаблик, что
означает Великая Реснублика.

Американен Нил Кингеблал, уволенный
из армии после тяжелого ранения, возвра-
щается в родной город: Шо своему сони-
заьному положению Винтгеблал  принадле-
жит к грунпе населения, называемой в
США средним классом, то есть к обеене-
ченному слою мелкой буржуазии. Он слу-
`вит_ в банке, пользуется расположением
начальства и рассчитывает на успешную
карьеру. У него собственный дом в арис-
тократическом районе, где живут люди при-
вилегированного социального круга, ком-
- мерсанты, адвокаты, врачи. Атлетически
сложенный, розовощекий и рыжеволосый,
он вызывает восхишение друзей и знако-
мых. Он счастлив в семейной жизни i
обожает маленькую дочку. Он не’ залумы-
заетея над содиальными проблемами.

»Kingsblocd Royal  by Sinclair Lewis.
Randome House. New-York, 1947.
	«Литературная газета» выходит ‘два ‘раза
	в неделю: по средам и субботам.

‚ Адрес редакции ‘и ‘издательства: ул. 25 Октября, 19. (для телеграмм — Москва, Литгазет:
и oe 3. г отдел писем — ‘К 4-60-02, международной жизни — К 4-64-61
	Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская влощадь 55°