На передовые :
_ ПОЗИЦИИ! :
	Мы публикуем сегодня статью украни-
	ского писателя Любомира Дмитерко «Пе-
	ое о Mey OEE. Ц, UU. друщова с
писателями, художниками и композито-
_рами города Виева, состоявшуюся на-днях
в ЦЕ ЕИСб)У. В своем обстоятельном, изо-
_биловавшем замечательными примерами и
	фактами выступлении товариш Хрущев
	призывал художественную интеллигеннию
	с УВЕ <

Советской Украины широким фронтом
выйти на передовые позиции борьбы за
урожай 1948 года, вмешаться в ход ве-
	севнего наступления на полях Родины —
	стихами и песнями, газетными выступле-
HHAMH и книгами, в которых подлинный
‘герой наших дней — человек трудового
подвига — был бы, наконец, не только
назван, а показан воочию.

Нигде в мире, кроме нашей страны,
нет такой тесной связи между искусством
и народом. Только у нас может состояться
такая деловая и в то же время глубоко
романтическая ‘по своему содержанию
встреча государственного деятеля с ма-
‚стерами искусства.

Много лет назад в своей речи на Г Вее-
союзном  с’езде советских писателей
А. А. данов говорил: «Наша партия все-
гда была сильна тем, что она соединяла и
соединяет сугубую деловитость и практич-
ность с широкой перенективой, с постоян-
ным устремлением вперед, с борьбой за
построение коммунистического общества.
Советская литература должна уметь пона-
зать наших. геровв, должна уметь. загля-
нуть в наше завтра. Это не будет утопией,
ибо наше завтра  подготовляется  плано-
мерной сознательной работой уже сегодня».

Ната советекая литература создавалась
на переднем крае борьбы народа за социа-
листический строй жизни.  Перелистайте
книги «Библиотеки избранных произведе-
ний советской литературы»=—вы не най-
дете там ни одной, которая была бы пло-
дом трудов. одинокого художника, — пусть
талантливого, HO оторваниого от жизни.
Наши лучшие книги рождались в желез-
HOM потоке таманской армии, в партизан-
ских отрядах дальневосточной тайги, у
Костров чапаевских бивуаков, на ново-
стройках сталинских пятилеток, на кол-
хозных полях и на полях спажений Вели-
кой Отечественной зэйны. Чем драматич-

нее была борьба нового со старым. наро-   шатольетво
	тдающегося с отмирающим, тем более оп-
тимистична была наша литература, по-
тому что ее оптимизм — в самом духе
нашей борьбы, в самой атмосфере преоло-
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
renee ene aca anne nee EMME AE ECD
		ратуры, вое более при-
обретающей силу. прав-
вые дивого документа вели-
кой жизни советского

народа.
] В призыве” товарища
ЦИИ . Хрущева. обращенном к
художественной — интел-
. лигенции Украины, вла»
стно звучит тробование времени. Третий,
решающий тод послевоенной пятилетки
должен мобилизовать советских писате-
лей — их волю, их труд и способности.
Народ ждет арках и увлекательных
книг о своих лучших людях — о Героях (0-

циалистического Труда.

Читатели горячо приветствуют также и
появление маленьких, но дорогих нам и
важных брошюр и книг самих стаханов-
цев, мастеров индустрии и сельского  хо-
зяйства, открывающих для веех свой пе-
редовой опыт. Долг писателей — помочь
стахановцам в работе над их книгами.

Есть и еще одна активная форма вме-
шательства писателя в жизнь — газета!
Практика бригад, направленных Союзом
советских писателей и «Литературной га-
зетой» на предприятия бумажной промыш-
тенностн, наглядно показывает, какую
пользу может принести вмепательство пи-
сателя в жизнь — и для ненпосредствен-
ного роста продукции заводов и фабрик н
для не менее ощутимого роста идейно-ху-
дожественного сознания самих писателей.

Именно там, на заводах, на колхозных
полях, можно увидеть, как создаются сэ-
циалистические отношения между людьми,
можно наблюдать новую силу историн —
волю и разум советского” народа, там,
в атмосфере социалистического соревнова-
НИЯ, можно найти такое изобилие челове-
ческих талантов, такое многообразие ин-
дизидуальностей, о каком могли только
мечтать великие писатели-реалисты прош-
лого.
	Оперативное участие писателя в жизни
помогает созданию высокохудожественных
идейных произведений. Материал действи-
тельности, яркие жизненные впечатления
откладываются в ‘сознании художника,

творчески перерабатываютея И, — Пусть
не сразу, а в течение длительного периоду
времени, — кристаллизуютея в синтети-

ческих образах. Оперативное вмешатель-
ство в жизнь вовсе не требует торопливого
писания: наоборот, чем богаче материал
наблюдений писателя, тем больше времени
требует глубокая художественная обра-
ботка этого материала. -
Так сливаются воедино две стороны од-
ного дела: конкретное и оперативное вмс-
шатольство писателей в борьбу  совет-
ских людей за выполнение пятилетнего
плана в четыре гола и обогащение совет-
свой литературы ндеями и чувствами, сю-
жетами и героями нашей  воинствующей;
	Дружба науки
и труда -

Когда кончается учебный день и пустея
ют аудитории вуза, ученые расходятся ‘па
цехам Авторемонтного завода, расположен“
ного ‘по соседству с Московским автоме“
ханическим институтом. :

«Аремз» — отнюдь не отсталое предз
приятие, которое надо «вытаскивать» или
«брать на буксир». План 1947 года он вы»
полнил в октябре..Но научные сотрудники
института пришли сюда для того, чтобы
в тесном контакте с инженерами, техника-
ми, стахановцами, рационализаторами еще
выше поднять культуру производства, уско-
рить внедрение новейших технологических
процессов, способствовать техническому
прогрессу предприятия.

Двухмесячная совместная работа коллекз
тивов института и завода завершилась со-
ставлением сводного рационализаторского
плана. Профессор М.. Егоров, возглавляю-
щий кафедру «Технология машинострое-
ния», главный инженер завода А. Соболев
и сотрудники технического отдела завода
‘разрабатывают поточную технологию про-
цесса изготовления поршней. Научные со-
трудники кафедры «Автотранспортные дви-
гатели» совершенствуют приемы испыта-
ний отремонтированных двигателей. Работ-
ники кафедры «Инструментальное npows-
водство» вместе с начальником инструмен-
тального цеха инженером Н. Рекеда и на-
чальником технического отдела завода ин

женером Н. Вахуркиным заняты ‹ улуишез
	внем конструкции и производства инстру-
мента и общей рационализацией заводское‘
	го инструментального хозяйства. [lo чер-
тежам института началось изготовление‘не-
которых приспособлений. Металловеды ин-
ститута—доценты Г. Николаев и М. Пяти-
горский вместе с заведующей заводской
лабораторией Л. Ануровой создали хоро-
шо оборудованную металлографическую ла-
бораторию.

Работники института организуют на за
воде’ курсы иностранных ‘языков, проводят
консультации для инженеров, желающих
защищать диссертации на соискание уче-
ной степени.

В цехах запестрели плакаты о научно
популярных и общественно-политических
лекциях для рабочих и инженерно-техни-
ческих работников. Лекционной пропаган-
дой руководит понент Б. Фалькевич.
	— Каков же экономический результат
содружества науки и труда?

Отвечая на этот. вопрос корреспондента
«Литературной газеты», инженер. С. „Крас-
нов, возглавляющий бригаду учёных Авлто-
механического института, сказал:

— Мы надеемся, Что в итоге. совмест»
ной работы нам удастся повысить срок
службы отремонтированного мотора’ при-
мерно на 50 процентов. Это сэкономит
народному ‘хозяйству „ многие миллионы
рублей.

Патриотическое движение‘ по _ оказанию
научно-технической помощи ‘ученых пред-
приятиям в выполнении пятилетки в четы-
ре года началось по инициативе Ленин-
градского ‘института инженеров ‹железно-
дорожного транспорта. Его примеру после-
довали уже более 30 вузов Москвы и
10 научно-исследовательских _ учреждений
Академии наук СССР и министерств.

Движение развернулось нетолько. в. Мо-
скве и Ленинграде; но и по всему Совет-
скому Союзу. г )

Об эффективности научно-технической
помощи ученых производственникам свиде-
тельствует, в частности, такой пример:
благодаря творческому содружеству кол-
лектива сотрудников Московского выеше-
	го технического ‘училима-им. Баумана с.
	`рабочими и инженерамн Первого- государ-
‘ственного  подшипникового завода’ ‘им.
“Л. М. Кагановича в цехе шариков произ-
водительность труда возросла втрое. Во
столько же сократилась себестоимость про-
дукции. Выпуск изделий увеличился в че-
тыре раза, причем количество продукции
особого класса точности повысилось в де-
сятки раз.

г
	К 100-летию со дня смерти В. Белинского
	пазахетан чтит память
великого русского критика
	АЛМА-АТА. (Наш корр.). В Казахстане
образован: комнтег по проведению 100-летия
со дня смерти великого русского критика
В. Г. Белинского, В составе. комитета: —
ученые, писатели, литературоведы, - руково-
дящие партийные и советские работники. -

Казахское государственное издательство
выпускает однотомник произведений В. Г.
Белинского об’емом в 35 печатных листов
и сборник его статей в переводе на казах-
ский язык:

Майские. книги журнала «Эдебиег жеэне
искусство» и альманаха «Казахстан» носвя-
щаются памяти великого кригика. Готовят-
ся к печати труды казахских литературове-
дов о Белинском. В. Малинковский закан-
чивает книгу «Эстетические взгляды’ Бе-
линского», кандидат филологических наук
Б. Шалабаев нишет работу «Проблемы кри-’
тики и Белинский». -

В апреле в Алма-Ата состоится респуб-
ликанская конференция писателей, литера-
туроведов и работников искусств,  посвя-
щенная В. Г. Белинскому и современным
проблемам литературной критики. .

Большая выставка, отражающая жизнь и
творчество великого. критика, откроется в
республиканской публичной библиотеке ИМ,
Пушкина. Выставки, посвященные - литера-
турно-общественной деятельности писателя,
устраиваются также з Караганде, Чимкен-
те, Семипалатинске и Кзыл-Орде.
	В открытых аудиториях, учебных заведе-_
	ниях, клубах и избах-читальнях состоятся
литературные вечера памяти В. Г. Белин:
ского.

B Kasaxcxom госуларственном yuHRepcHTe-
те и в Педагогическом институте учрежде:
ны две стипендии имени В. Г. Белинского.
		ВНР УРША

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА 714 ПМ
СОВЕТСКИХ. ПИСАТЕЛЕЙ СССР [    ial
		Среда, 24 марта 1948 г.
	Ne 24 (2407)
	__ Побмир дмитерко 9 -(СЕ-ЫЕЕ ЧАСТУПЛЕНИЕ
	Над Киевом еще проносятся  свиреные
мартовские метели, а в степях Черноморья
уже началось весеннее настунление. Пер-
вые звенья, неутомимые разведчики вели-
кой и могучей армии украинского колхоз-
ного крестьянства, вышли на поля. Украи-
на вступает в борьбу за сталинский уро-
жай 1948 года.

Фундамент будущей победы закладывал-
ся еще осенью прошлого года, дружные
входы озимых — это не дар природы, это
результат упорного труда людей.

Мы пережили засуху 1946 года. Такой
засухи не было за последние пятьдесят
лет. Такой засухи еще ни разу не было
в нынешнем двадцатом веке. Случись
она в любой другой стране, она отбуосила
бы сельское хозяйство на несколько лет
назад. А’ ведь 1946 год был к тому же
первым послевоенным годом! Благодаря
кояхозному строю, Укранна в следующем,
1947 году не только не уменьшила, но,
наоборот, расширила посевную площадь
на один миллион гектаров. В настоящем
году статистики смогут зафиксировать рас-
нгирение плошади посевов на Украине еще
на три миллиона гектаров. .
	© большим напряжением работали укра-
инекие трактористы до войны. Но вот вес-
ной прошлого года работало 64 проц. трак-
торов по сравнению с довоенным парком,
‘H выполнили они работу не на 64 проц,
‚а на 77 проц. довоенного об’ема.

Теперь перед тракториетами стоит важ-
ная задача: полностью перейти на пахоту
плугами с предплужниками. На Украине
уже немало трактористов, показывающих
образцы такой работы. Лучшим примером
могут служить Прасковья Ангелина и ее
ученики. :

Много интересных вопросов, задач, про-
блем стоит перед колхозным крестьянством
Украины, перед партийными, советскими
работниками и культурно-просветительны-
ми учреждениями республики. 0 них яр-
	рой Социалистического Труда, буквально
преследовала мастера высоких  урожзев
Марка Озерного, желая получить у него
семена выведенных им сортов кукурузы.

Кукуруза Марка Озерного часто прэвра-
щается в своеобразное «яблоко раздора».
Во время последнего республиканекого со-
вещания передовиков сельского хозяйства
Озерный явился на совещание и препод-
нес тов. Хрущеву два кочана кукурузы
колоссальной величины. Федор Дубковен-
кий, увидев их, заврзал на месте. Ему,
видимо, хотелось получить на семена хотя
бы один кочан. Ло такое желание вырази-
ла н молодая звеньевая, впервые участь
вующая в республиканском совещании.
Пикита Сергеевич отлал ей оба ‘кочана.

— А Дубковецкий...тот себе достанет, —
улыбаясь, сказал товарищ Хрущев.

Тов. Хрущев говорит также и о тех, кто,
прикрываясь званием колхозника, работает
плохо, срывает выполнение планов. On
приводит разительные примеры. В Полтав-
ской облаети в олном и том же Глобинеком

районе имеется  лва колхоза: име-
ни товарища Сталина w «Hose
життя» («Новая жизнь»). В 1947 roy
	нлощадь засева кукурузы в колхозе имени
Сталина составляла 60 гектаров, в кол-
х03е «Нове життя» — 95 гектаров. Но
урожай в первом колхозе был намного
больше, чем во втором. Это и неудиви-
тельно, потому что в колхозе имени
Сталина нет колхозников, не вынолнивших
минимум  трудодней, а в колхозе «Hore
життя» их слишком много. Агротехниче-.
ские мероприятия и необходимые работы
сталинцы провели во-время и в нужных
размерах. Этого’ не сделали колхозники
из колхоза «Нове життя» и получили не-
измеримо меньше на трудодень, потеряв за
год такое количество кукурузы, которым
можно было откормить 420 голов свиней
весом один центнер каждая. Сколько же
сала, колбас и кожи пропало только в 0д-
ном колхозе!

Второй пример: два соседних колхоза в
Смелянском районе Киевской области —
«Серп и молот» и им. Кирова. В первом
колхозе под просо засеяли 52 гектара, во
втором — 89 гектаров. В первом колхозе
389 членов, а во втором — 488. Нов
первом колхозе не выработало минимума
трудедней всего 35 человек, то-есть 9
  процентов, а во втором — значитель-
но больше. Первый колхоз во-время
п хорошо осуществил необходимые работы,
  второй работал плохо. Результат: в «Cepue
`и молоте» урожай 26,8 пентнера проса_е,
  гектара, У кировцев -— 5 нентнеров.. Каж-
Abi колхозник получил на трудодень: в
колхозе .«Серй и молот» 2,7 килограмма
зерна и 7 руб. 17 коп. деньгами, а в
колхозе имени Кирова — 0,5 килограмма
зерна. -

Есть еще на селе. лодыри, ‘спекулян-
ты. Шо ним надо открыть беспощадный
огонь в первую очередь нашим публици-
стам, сатирикам, юмористам. .

До неузнаваемости. изменился облик ук-
раинского села, изменилась судьба кресть-

янина. Инвалиды, вдовы, сироты в старом,
доколхозном селё были в тягость близким,
родным, обществу. Теперь инвалиды рабо-
тают в колхозах, приносят пользу общест:
ву. Среди них есть награжденные и Герои
Социалистического Труда. Не знает  кол-
хозное село ни горькой вдовьей судьбы, ни
браков но расчету, ни экономической за-
висимости женщины.

А каким станет колхозное село в скором
будущем!

Необходимо покончить с ограничен-
ными горизонтами некоторых  работни-
ков, считающих, что нужно восстанавли-
вать только села, разрушенные = нем.
	валь только Cela, разрушенные = нем-
цами, а в уцелевших селах, мол, строить
	`нечего.—Неверно!—говорит товарищ Хру-
щев. — Каждый колхоз в течение года
легко может построить в среднем десять
новых домов, светлых и солнечных. Дома
эти нужно давать передовым людям
колхоза, а также тем, кто женится, на
выплату. В маленьких селах нельзя иметь
всех тех удобств и культурных услуг, ко-
торыми пользуетея город. Поэтому мы’ за
большие  села-города. В таких Rpyl-
ных селениях протяжение пути к полям
значительное.  Покрывать такое рас-
стояние ежедневно утром и вечером
нельзя — лишний расход времени, горю-
чего, человеческой энергий. Для этого не-
обходимо, чтобы были созданы благоустро-
енные полевые станы, обеспечивающие
нормальную жизнь колхозникам во время
летних полевых работ. :
	———АИНИИНИНИИНИННО ЗАНОСА
	7]

Колхозная Украина развернутым фрон-
том наступает на новые земли. Масси-
вы песков на юге республики покры-
ваются садами, лесами. Рисовые планта-
ции возникают в знаменитых днепровеких
плавнях, известных нам из истории Запо-
рожекой Сечи. На Украине растут ке
только рие, но и хлопок, кок-сагыз и
другие ‘ценные технические культуры.
Украинская колхозница Агриппина Пар-
музина дает с гектара земли 160 цпент-
неров кок-сагыза. Труды Пармузиной и
многих других новаторов сельекого хозяй-
ства свидетельствуют о том, что мы стоим
на пути в полному освобождению от импорта
натурального каучука.

Рассказ тов. Н. С. Хрущева об ирпеньской
пойме звучит, как увлекательная сказка.
Но эта сказка — быль. Ее создали мечта-
тели. Не праздные мечтатели, бесномош-
ные в соприкосновении с реальной дей-
ствительностью, а мечтатели-творцы, пре-
образователи жизни. Большевики.

Недалеко от Киева в Днепр внадает реч-
ка Ирпень. В течение веков она создала
пойму .с заливными лугами и непроходи-
мыми болотами илощадью от 8 до 10

тысяч’ гектаров. Осока, татар-зелье да
миллиардные тучи комаров.
Здесь будет расти картофель, десятки

видов овощей, возникнут фабрики по пе-
реработке овощей. Огороды и полевые
участки не будут зависеть от капризов
погоды. Будет проведена еистема искус-
ственных орошений. Ирпеньекая пойма
полностью обеспечит овощами и в боль-

пой степени молоком и мясом столицу (0-

ветской Украины с ее многосотгысячным
населением. -

В прошлом году впервые на ир-
пеньской пойме в колхозах начались
большие работы. Здесь уже появились

подлинные энтузиасты освоения бросовых
земель, среди которых выделяется звенье-
вая Варвара Карненко. Осенью 1947 года
был подведен первый итог труда. Звено
Варвары Карпенко собрало 410 центнеров
картофеля с гектара. Колхозница с гордо-
стью показывала всем ` картофелину весом
в 1,4 кг. Среди других специалистов в
райсне ирпеньской поймы работает и мо-
лодой советский агроном, зачинательница
движения пятисотниц на Украине Мария
Демченко. -

Изложенное выше — только ‘отдельные
штрихи грандиозных  преобразовательных
работ, ведущихся на Украине в колхоз-
WOM cease.

Тов. Хрущев обращается к участникам
ветречи. — =

— Назовите мне книгу украинского ни-
сателя, выпущенную за последнее вре-
мя, в которой ярко и убедительно были
бы показаны процеесы, происходящие сей-
Час на селе?

В-зале молчание.
_ — А раз так, — продолжает тов. Xpy-
щев, — раз таких книг еще нет, то у нас
к вам большая просьба — напишите та-
кие книги.

— Колхозникам нужны стихи, частуш-

ки, песни, агитплажаты, юморески. Их мож-
но и нужно создать как можно быстрее, —
‘товорит товарищ Хрущев и тут же предо-
стерегает: — Беда многих наших писате-
лей заключается в том, что они пытаются
быстро создавать романы и повести, пьесы
и поэмы, требующие глубокого знания
жизни и упорного, кропотливого труда.

— Покажите героя, — товорит он, —
да не говорите нам, что он герой. Опишите
его так, чтобы мы сами узнали в нем под-
линного героя наших дней.
	Я пишу эти строки сразу же пос-
ле встречи, взволнованный всем услы-
шанным. Я почти не заглядываю в
блокнот, пишу по памяти. Я всноминаю
лица своих товарищей по труду, их
воодушевленные разговоры после встречи.
Олно чувство, одна мысль владеет нами—
00 активном вмешательстве в жизнь. Мы.
должны написать книги о цветущей кол-
хозной Украине, о человеке-гуманисте,
преобразователе природы. :

Для того чтобы написать такие RHHTH,
советские писатели должны выйти навстре-
чу весне, в бой за урожай вместе со свои:
ми героями. Мы знаем походную жизнь.
Нам к ней не привыкать. В годы войны
мы сражалиеь за то, чтобы строить ‘и тво-
рить на нашей прекрасной земле. Поля
зовут нас. Нас ‘ожидает почетный труд
сеятелей. Как бы это ни понимать — в
прямом или переносном смысле. — наше
	место там, на переднем крае весеннего на-
стунления.
	Среди экспонатов музея есть. кости мамон-
та и ископаемого носорога.

В дни, когда фашистские захватчики
вероломно ‘напали на Советский. Союз,
молодежь Жергалантуя пошла на фронт
защищать свою Родину. O воинских
подвигах молодых бурятов свидетельству-
ют вырезки из фронтовых газет, немецкие
автоматы, ножи и другое трофейное
оружие. Те же, кто оставался в селе, са-
моотверженно трудились, помогая фронту.
Тысячи пудов хлеба, шерсти, мяса и мас-
ла ‘сдал колхоз в фонд обороны страны. И
как драгоценная реликвия, хранится в
военном ‘отделе ‘музея телеграмма товарища
Сталина, в которой великий вождь, привет-
	Пе жж EEE IEEE! AER NAA

ления черных сил, пытающихся противо-’ неповторимо прекрасной действительности   ®® Говорил Н. 0. Хрущев на состоявшей-
	ся на-днях в Ц №1(5))У встрече с ли-
вателями, художниками и композиторами
города Киева.

`Выетупаение тов. Хрущева было насы-
щено цифрами, фактами, разительными
примерами и сравнениями,

Долго длилась эта беседа о славной ук-
	‘раинской земле, о ее золотых людях, взра-.
	щенных и воспитанных партией Ленина—
Сталина.
	Прежде. веего 0 наших замечательных
	‚ боветеких людях,
-^ © чем бы ни говорил тов. Хрущев = 9
зерне или о свекле, о кукурузе или о жи-
BOTHOBOICTBE, ~—- в ето словах звучала
гордость за людей украинского колхозного
села, вера в них, твердая, непоколебимая
вера!
т Вот зачинатель колхозного движения на
	С каждым годом растет. во веем мире
благородное влияние идей и образов совет-
ского искхества. Сила Этого влияния. —
	‚ стоять победному шествию коммунизма.
Чем ближе в жизни советский писа-
	_ тель, —— не как праздный путешественник
и сторонний наблюдатель. но как Участник
	_ жизни, ее непосрелетвенный созилатель.—  ! В Неразрывной связи с жизнью нашего
	А ИННА
	народа. В дальнейшем укреплении этой
связи — основа ‘большого искусства
Социализма.
	TM правдивее и талантливее его -произве-
ление. В этом находит свое об’яенение и
060бое качество нашей послевоенной лите-
	ОТКРЫЛОСЬ ВСЕРОССИИСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ
	Вчера в Москве открылось’ Всероссий-
ское соБещание библиотечных работников.

В Краснознаменном зале Центрального.
Дома. Красной Армии ‘имени М. В. Фрунзе
собралось свыше пятисот делегатов из
различных районов Российской Федерации.
В числе многочисленных гостей‘ прасут-
ствуют представители. библиотек Украин-
ской, Белорусской. Узбекской, Грузинской,
Литовской, Латвийской, Армянской и дру-
гих союзных республик, а также. предста-
вители культурно-просветительных учреж-
	начальника Управления пропаганды и аги-
тации. ЦК-ВКН(6) Л. Ф. Ильичев, секре-
‘тарь ЦК ВЛКСМ Н. М. Михайлов.
Председатель Комитета по делам куль-
турно-просветительных учреждений при
“Совете Министров РСФСР Т. М. Зуева
выступила с большим докладом о состоя:
	нии и задачах библиотечной работы а g ROO TG
РСФСР. Директор. Государственной биб. Украине Федор  Дубковенкий. Двалцать
лиотеки СССР имени В. И. Ленина В. Г.  ПЯТь лет существует колхоз «Злобуток
	Олишев: сделал солоклад о роли рекомен-
дательной библиографии в руководстве

овтня» («Завоевание Октября»), и два-
дцать нять лет председательетвует в нем
Федор Иванович — изумительный хозяин,
чуткий ‘человек, отличный знаток своего
дела, еше на заре колхозного движения
сумевший сколотить молодой, но крепкий
‚актив. В лихолетье войны Федор Ивано-
вич эвакуйровал часть колхозного добра, и
после войны колхоз быстро ветал на ноги.
В 1947 году «Здобуток Жовтня» собрал
в среднем с гектара по 17,6 центнера зер-
новых и по 394. центнера свеклы. Это в
среднем!

Осенью 1943 года наши войска освобо-
дили город’ Переяслав над Днепром, в:о-
следствии переименованный в Переяслав-
Хмельницкий. 0 приднепровеких лугов при-
шла старая, измученная преследованиями
женщина и назвалась Оленой. Хобтой. Имя
ее было известно и. до войны. Немцы ис-
вали ее, хотели заставить работать на ок-
купантов. В последние месяцы перед на-
шим наступлением Хобта пряталась в
днепровских камьннах. Сегодня о ней с
любовью н восхищением говорил руково-
дитель большевиков Украины.

В разграбленном немцами родйом кол-
х0зе Хобта начала разводить цынлят и
вместе с другими активистками создала
колхозную птипеферму. По примеру 0зер-
ного и Пармузиной она вступила в борьбу
за высокие урожаи кукурузы и кок-сагы-
за. Ее результат: 75 центнеров кукуру-
зы, 80 центнеров кок-сагыза, 95 центие-
ров ячменя с тектара.

С теплым юмором рассказывает -Н. С.
Хрущев, как 65-летняя Хобта. ныне Ге-

УЛАН-УДЭ. (Наз корр.). Далекр-далеко
в Сибири, там, где когда-то «и в ночь, и
средь белого дня» тайком пробирался к
«священному морю Байкал» одинокий
беглец-каторжанин, ‘раскинулся ныне’ кол-
хозный улуе Жергалантуй.

Ни в одном‘ атласе мира вы не найдете
точки, отмечающей этот улус, затерявший-
	ся среди глухих таежных Лесов. Тысячи
	вилометров отделяют его от мировых
центров. и много дней надо потратить.
чтобы добраться. до селенгинских просто-
ров Жергалантуя. ^^ -

Но. почему о’нем` знают и в Москве и
в Нью-Йорке, в Улан-Баторе. и в Белграде?
Что привлекло сюда маршала Чойболса-
на, приезжавшего в улус с делегацией
Монгольской Народной Республики, быв-
шего вице-президента США. Генри Уолле-

` са, посетившего Жергалантуй в 1944 году,
	И тысячи экскурсантов—рабочих, KOAXO@HH-
ков, студентов, Школьников, - направляю-
	‚щихея в знаменитый бурятекий колхоз и?
	разных уголков Бурят-  Монгольской АССР?

Зайдите в Колхозный’ _музей- Жерга:
лантуя, внимательно осмотрите его экспо
наты, наглядно отображающие прошлое и
настоящее далекого бурятского улуса, и
вы получите ответ на этот - вопрос.
	„Перед вами убогая деревянная посуда
	дений и писательской общественности   чтением и самообразовании.

Москвы. . По докладам развернулись“ оживленные
В. работе совещания. принимают участие   прения. ;
заместитель председателя Совета Минист-  Сегодня совещание продолжает. свою

ров РСФСР И. П. Далматов, заместитель ! работу.
	Привет лучшим друзьям книги!
	Радостно сознавать, что сегодня в нашей
Москве, столице Советского Союза, гостят
и работают, обмениваются своим бесконеч-
	но разнообразным творческим опытом доро-!
	гие нам люди, которых с любовью прове-
дили в путь из сотен городов-и сел их
преданные друзья — благодарные совет-
ские читатели, самые ‘Лучшие читатели В
мире!

От всего сердца желаем вам, дорогие
товарищи библиотекари, плодотворной ‘pa-
боты и ощутимых успехов в деле коммуни-
стического воспитания наролных масс!
	Первым друзьям книги, настойчивым и
вдумчивым пропаганднстам коммунистиче-
ского мировоззрения, энтузиастам социали-
стической культуры, советским библиотека-
рям — наш горячий привет!

Писатели советской страны ^ вместе со
всем народом хорошо знают и высоко’ це-
HAT самоотверженный труд большого отря-
да нашей интеллигенции; — библиотечных
работников, приобщающих , ‚ Молодежь К
культуре и воспитывающих в читательских
массах ту творческую, действенную любовь
к книге; которая’ отличала и отличает луч-
ших людей человечества — Маркса и Эн-
гельса, Ленина и Сталина.
	А. ФАДЕЕВ, К. СИМОНОВ, Н. ТИХОНОВ, Вс. ВИШНЕВСКИЙ, Б. ГОР-
БАТОВ, А. СОФРОНОВ, Г.  БЕРЕЗКО, Н. ВИРТА, Н. ЕМЕЛЬЯНОВА,
А. ЖАРОВ, Вс. ИВАНОВ, А. ИГНАТЬЕВ, Л. ЛЕОНОВ, В. ЛИДИН,
С. МАРШАК, А. ПЕРВЕНЦЕВ. H. ПОГОДИН, М. ПРИШВИН, Л. СЕЙ-
ФУЛЛИНА, А. СЕРАФИМОВИЧ; С. ЩИПАЧЕВ. И. АНДРОНИКОВ:
	Очаги коммунистической культуры.
	Свыше 900 делегатов приехало в Моск-
ву со всех концов ‘страны на Всероссий-
ское совешание библиотечных работников.

Корреспондент «Литературной газеты»
обратился к некоторым делегатам с прось-
	Якутска ‘писатель Амма Аччыгыйа — ав-
лор романа «Весенняя пора», переводчик
на родной язык романа Л. Толстого «Анна
Каренина».

— Книгохранилище, созданное в 1995 ро-
	бой рассказать о. деятельности библиотек.   ду, — говорит директор библиотеки В.М.
Ниже мы печатаем высказывания участ-  Тимофеев, — насчитывает сейчас. более
ников совещания. ^. 600 тысяч книг на русском, якутском и
	АКТИВ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
	Семнадцать лет работает В. А, Шубина
в Боровицкой сельской библиотеке Мура-
шинского района Кировской области. Она
с гордостью рассказывает об активе биб-
	лиотеки — учителях, колхозных счетово-
дах, медицинских работниках:
— _ Счетоводы - колхозов руководят
	десятью  библнотеками-передвижками, —
говорит тов. Шубина.

— Сейчас у нае 3200’ книг. Мы стремим-
ся расширить круг читателей и часто чи-
таем вслух. книги, беседуем с колхоз-
никами о прочитанном, ‘устраиваем выставки
сельскохозяйственной литературы, состав-
ляем библиографические обзоры и рекомён-
дательные списки литературы.

— Наша библиотека своей пропагандист-
ской деятельностью способствовала пост-
ройке электростанции в колхозе «Искра».
Сейчас мы оказываем помощь колхозникам
в подготовке к весеннему севу.
	ОДНО ИЗ КРУПНЕЙШИХ КНИГОХРА-
НИЛИЩ СЕВЕРО-ВОСТОКА

«Мне хорошо знакома дорога в научный
зал. Здесь я знакомлюсь с литературой
различных народов и эпох. Злесь изучаю
труды классиков  марксизма-ленинизма.
Они помогают мне. разбираться в общест-
венной жизни, которую: я’ стремлюсь ото-
бражать в своих произведениях».

Такую ‘запись’ оставил в книге отзы-
вов Государственной научной. библиотеки
	других языках народов ССОР, а также на
английском, французском, немецком, испан-
ском, итальянском. Это одно из: крупней-
ших книгохранилиш северо-востока СССР.

До революции грамотность коренного.
якутского населения исчислялась ничтож-
ной цифрой — 0,7 процента. а сейчас
Якутская ACCP — республика сплошной.
грамотности. Количество массовых библио-_
тек возросло с трех до 73. Мы устроили в
1947 году 148 книжных выставок. Подготов-
лено к печати несколько научно-библиогра-.
фических работ. Наша библиотека награжде-

на недавно почётной грамотой Верховного
Совета ‘республики.
	`В ГОРАХ. ДАГЕСТАНА
	Ахты — один из высокогорных аулов
Дагестана. Заведующий Ахтынской район-
ной библиотекой Шихрагим Идрисов, рабо-
тающий в ней уже 13 лет, рассказывает:

`— Наш район населен `лезгинами. До’
революции у нас не было библиотек. Cefi-
час в нашей районной библиотеке насчиты
вается 6300 книг на русском, азербайджан:
ском, лезгинском и других языках.

Лезгины читают на родном языке произ-.
ведения’ классиков ‘марксизма-ленинизма.
художественную и научнозпопулярную ли-
тературу. С большим успехом прошли не-
давно читательские ‘конференции и лите-
ратурные вечера, посвященные А. С. Пуш-
кину,  Сулейману  Стальскому, Гамзату
Цадасе; В окрестных аулах’ созданы Три
передвижные библиотеки.

Счастье Жерзалантуя
	н ветхая одежда, допотопная coxa —
«аросонг» и деревянный плуг — «анзага».
Их рукояти отполированы  мозолистыми
ладонями многих поколений земледельцев.
Бытовая утварь 4 допотопные орудия
изнурительного труда — немые свидетели
безрадостной и полуголодной жизни оби-
тателей старого бурятского улуса.

Но стоит лишь перейти в соседнюю
комнату, и вы уже в ином мире. На фото-
графиях, рисунках и макетах — тот же
улус, ставший теперь колхозом. Восемь
тракторов обрабатывают его noi. C
каждым годом увеличивается посевная
площадь и растет урожай. В колхозе —
	Установлена дата погребения
А. С. Грибоедова
	ТБИЛИСИ. (Наш корр.). До сих пор не
была установлена точно дата погребения
А. С. Грибоедова, могила которого  нахо-
дится, как известно, в Тбилиси. Недавно
в архиве Министерства внутренних дел
Грузинской ССР. обнаружена «Книга за-
писей Сионского собора», в которой точно.
указано время погребения’ великого ‘рус-
ского писателя,

Запись гласит:

«Часть третья о умерших в 1829-м году
Тифлисского кафедрального Успенского
собора... Число смерти — генварь 30. Кто
именно помер и кем погребен — министр
ero императорского величества Александр
Сергеевич Г рибоедов. Погребение отпевал
		a к *_
Грузии с свитою. Число погребения —
июль 18. Кто какою болезнью ‘помер —
Убит персианами в Тегеране».
Теперь можно считать окончательно
установленным, что А. С. Грибоедов, зло-
дейски убитый в: Тегеране 30 января
1829 года, был похоронен в Тбилиси, в
пантеоне  Мтацминдской (святая ropa)

Зы д
	мельница, маслозавод, водопровод. Теле-   Зталина, в которой великий вождь, привет-
фонный коммутатор на 100 абонентов   ствуя колхозников, благодарит их за
соединяет все общественные здания и Помошь Советской Армии.
	многие дома колхозников.

По вечерам жители Жергалантуя_соби-
раются в своем колхозном‘ клубе, зритель-
ный зал которого рассчитан ‘на шестьсот
человек.

Колхозники сами создавали свой музей.
Школьники сделали гербарий местных
растений, собрали большие коллекции
полезных ископаемых. В музее вы Увидите
более трехсот чучел медведя, белки, собо-
ля, колонка и другого промыслового зве-
	ря — все это дары местных охотников.
	Закончилась война, и к мирному труду
вернулись жергалантуйцы. С каждым днем
умножаются богатства артели, улучшаетея
жизнь колхозников. Теперь они задумали
построить для музея новое каменное зда-
ние. Мысль об этом подал ‘один из первых
его . организаторов =— парторг’ колхоза,
депутат. Верховного Совета Союза CCP
Тогочи Данзанов. В небольшом помеще-
HHH музею стало уже невозможно разме-
стить все экспонаты, отображающие
счастливую, зажиточную жизнь далекого
	бурятского улуса Жергалантуя.