Н, ЕМЕЛЬЯНОВА.
		_В Союзе советских.
_ писателей CCCP
` ТВОРЧЕСКИЙ СЕМИНАР
	Недавно в „Ленинграде состоялась твор-
ческая конференция-семинар русских пи-
сателей северных” и западных республик
и областей СССР, В конференции приняли
участие 40 писателей Эстонии, атвий,
Литвы и Карело-Финской республики, Ар-
хангельской; Ленинградской, Вологолской,
Великолукской, Мурманской, Новгородской
и Псковской областей, а также около 80
молодых писателей‘ Ленинграда.

Участники конференции заслушали док-
лады и лекции виднейших ленинградских
литературоведов.

На семинарских занятиях. были обстоя-
тельно разобраны произведения  прозаи-
ков, поэтов, драматургов и критиков —
участников конференции, .

Секретариат Союза писателей СССР, за-
слушав отчет бюро комиссии по работе с
русскими писателями о ленинградской ли-
тературко-творческой конференции, нашел
целесообразным провести’ такие же конфе-
ренции-семинары русских писателей Даль-
него. Востока. Средней Азии, Закавказья.
	Поволжья и других республик и краев
СССР.
		Секретариат Союза писателей СССР сов-
местно с Огизом решил созвать 29 марта
Всесоюзную конференцию редакторов и
представителей редакций русских альма-
нахов и журналов, издаваемых в республи-
ках, краях и областях страны.

На конференции будут сделаны обзоры
альманахов и журналов, вышедших в
первые годы новой сталинской пятилетки.
С докладом о прозе, напечатанной в 060-
зреваемых журналах и альманахах, высту-
	‘пит Е. Ковальчик. 0 ‘поэзии — М. Мату-
	совский, o6 очерках и публицистике —
Е. Кригер и И. Рябов, о критике и лите-
ратуроведении. — С. Трегуб.

В конференции, которая продлится семь
дней, примут участие видные московские
прозаики, поэты, критики и литературоведы
	и свыше 30 представителей редакций альъ-
	манахов и журналов.
#*

Секретариат Союза писателей CCCP
принял предложение МК ВЛКСМ органи-
зовать в’ апреле конференцию комсомоль-
ского актива, посвященную итогам истек-
шего литературного года. Участники кон-
феревнии заслушают доклады о прозе,
драматургии, поэзии и примут участие в
обсуждении произведений, опубликованных
в 1947 году.
	В КОМИССИИ ПО ТЕЗРИН
ЛИТЕРАТУРЫ И НРИТИКЕ
	Состоявшееся  на-лнях заседание ко-
миссии по ‘теории литературы и критике
Союза советских писателей, было посвя-
щено обсуждению второго номера журнала
«Новый мир». Доклад сделал Ф. Левин,
в прениях приняли участие Е; Ковальчик,
Е. Книпович, (А. Тарасенков, С. Бабены-
шева, В. Озеров, М. Кузнецов, ВБ. Яков-
лев, 3. Кедрина. Выступавшие отметили
интересную повесть П. Шебунина «Ma-
маев курган», начатую  печатанием во
втором номере «Нового мира». Одобрение
большинства участников обсуждения вы-
звали новые стихи Я. Смелякова и: записки
инженера УТ. Гюдвойского о людях завода
«Серп и молот»,
	Серьезные упреки были высказаны по
адресу критического отдела. Несмотря. на
то, что в номере есть несколько удачных
статей («Космополиты от литературоведе-
ния» А. Тарасенкова, рецензии 3. Keapu-
ной, Н. Атарова, Ф. Александровой), отде-
лу .B целом нехватает ясного, пролуман-
него плана.

Поверхностным, лишенным больших обоб-
щений считают выступающие обзор Л. Су-
боцкого «Заметки о прозе 1947 года». К
тому же Л. Субоцкий дает неправильное,
космополитическое толкование советского
патриотизма, который в этой статье‘ прел-
стает оторванным от национальных: патрио-
тических традиций. :

В, Куриленков в статье «Большевиетские
традиции революционной поэзии». преувели-
чивает роль рабочей поэзии в истории рус-
ской литературы, искусственно отрывает
советскую литературу от русского и ми-
рового классического наследства.
Важный и нужный раздел «Ha 3apyGeox-
ные темы». представлен в номере не-
уначно. Статья А, Исбаха «О «жрецах че-
ловеческого духа» и предателях рола че-
лсвеческого» представляет собой простой
монтаж цитат. Она легковесна и не отве-
чает тем серьезным требованиям, которые
советский читатель вправе пред’явить к
этой теме.
	Заслуживает одобрения стремление ре-
дакции «Нового мира» дать интересную,
живую, эмоциональную рецензию, своего
рода «книжную новеллу». Но в работе
этого отдела есть еще много непродуман-
ного. Случаен подбор рецензируемых книг,
статьи ‘часто лишь внешне завимательны,
и не дают ясного представления о солер-
жании произведения.
	На заседании были обсуждены общий
характер и направление дальнейшей рабо-
ты комисеии по теории литературы и кри-
тике. р

+t

В новый’ состав комиссии вошли: С. Ба-
бенышева, Б. Бялик, Д. Данин, А. Еголин,
В. Ермилов, В, Кирпотин, Е, Книпович,
Е. Ковальчик (председатель), М. Кузнецов,
А. Лацис, Ф. Левин, Ю. Лукан, А. Мака-
ров, А. Марьямов, Т. Мотылева, В. Озеров,
3. Паперный, К. Потапов, Л. Скорино,
А. Тарасенков, В. Щербина.
	НОВАЯ ПОЭМА ВЕРЫ ИНБЕР
	Секция поэтов Союза советских писате-
лей организовала вечер, посвященный об:
суждению первой части новой поэмы Веры.
Ивбер «Путь воды». Написанная ‘в форме’
лирического дневника, первая часть поэмы
рассказывает о поездке поэта в Tere-
ран, о ve путевых впечатлениях, о жизни
и судьбе иранского народа, находящегося
под двойным гнетом — своих Шахов a
английских капиталистов, о людях, быте
H природе этой страны.

Поэма была встречена сочувсгвенно. В
обсуждении приняли” участие поэты и кри-
тики — М. Голодный, А, Яшин, Д. Кли-
мов, В. Тушнова, А. Коваленков, А, Си!-
ковский, А. Барто, М. Луконин, Г. Шен-
гели, 1. Антокольский, С. Васильев, А. Со-
фровов, Ф. Левин,
	ОБСУМДЕНИЕ СТИХОВ С. НАРОВЧАТОВА
	Ведавно состоялось заседание секций
NO33HH, посвяшенное обсуждению новых
стихов Сергея Наровчатова.

В прениях выступали П. Антокольский,
Я. Смеляков, М. Светлов, С. Васильев,
М; Луконин; Е. Долматовский, М, Бзуков,
С. Островой, Г. Левин и др.

Отмечалось, что лузшие стихи С. Наров-
чатова рождены войной. Они эмониональ-
ны, ярко окрашены  ораторскими интона-
циями. Но есть у поэта и стихи, написан-
ные сухо, невыразительно. Пренебрежение
к мастерству. сказывающееся в некоторых
стихотворениях С. Наровчатова, снижает
политическую остроту и воспитательное
значение этих произведений.

новому расцве!

советской IV,
	зыки обязывают советских композиторов
внимательно и чутко относитьея в MY*
зыкальному творчеству народа. «Музы-
кальное HCKYCCTBO родилось из народной
песни и танца. Величайшие композиторы
BCEX времен черпали из этого источника...
В произведениях русских композиторов
песенное * начало, напевно@ть были всегта
их основой. В музыке Глинки, Бородина,
Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайков-
ского пела душа народа, их музыка была
	результатом —— по слову Нушкина — их
	«лирического волнения».

Советские музыканты обладают бога-
тейшим музыкальным наследством, кото-
рое надо ценить, изучать и разрабаты-.
вать. 06 этом говорил в своем. выетунае-
nau Ю. Шапорин: «Мне кажется стран-
ным и диким, что в то время, когда pyc-
ская музыкальная культура влияет на
иностранную, когда на основе русской му-
зыкальной культуры создаются даже це-
дые школы, когда в. последнее время дова-
зано большое влияние Глинки на сканди-
навскую музыку, некоторые наши крити-
ви недостаточно ценят наше музыкальное
наследство».

Вопрос о недостатках музыкального об-
разования, о недопустимом ‹ положении в
консерваториях, где. руководящую роль
играют деятели, примыкающие к формали-
етическому направлению, затпонули в сБ0-
их речах тт. Т. Ливанова, П. Серебряков
и другие. .

Не удовлетворили собравитихея выступ-
ления композиторов, представляющих фор-
малистическое, антинародное направление
в музыке. Д. Шостакович, А. Хачатурян,
В. Шебалин, В. Мурадели не сумели пра-
Вильно и самокритично опенить допужен-
вые ими ошибки и наметить пути к их
преодолению.

На заключительном заседании тов.
А. А. Жланов произнее большую зечь, в
которой полвел итоги совещания по во-
просам музыки и поставил вопросы, имею-
шие важнейшее значение для Развития
советского искусства в целом. Тов. №ла-
нов подчеркнул, что глубоко отибаются
	Te, RTO полагает, что нет поводов  гово-
‚рить о борьбе ‘направлений в музыке. что
‘никакой ревизии основ классической му-
 SBIRE якобы нё производится и что, сле-
`довательно, не о чем спорить. «Посколь-
KY такого рода маскировка имела место.
na вопросе о б005бе двух направлений
cxenyer огтановитьея подробнее».
Действительно, мы имбем очень
п хотя внешне и приврытую бор бу
лвух Направлений в советской музыке.
Onna направление пролетавляёт здоровое,
прогрессивное пачало в советской музыке,
основывающееся на признании огромной
роли класеического. наследетва и, в част-
ноети, традиций русской музыкальной
школы, на сочетании высокой илейности
й сслержательности музыки, ее правливо-
сти и реалистичности, глубокой. органи-
ческой связи © народом, его  музыкаль-
вым, песенным творчеством, в сочетании
е высоким професенональным мастергтвом.
Другое направление выбажает чуждый го-
ветекому искусству формализм, отказ пол
флагом мнимого новаторства от` класеиче-
ского наследства, отказ от народности My
SHIEH. от служения наролу в угоду об-
служивания сугубо — интивилуалиетиче-
гких переживаний небольшой группы из-
‘бранных эстетов.

Это направление осуществляет замену.
естественной. красивой, человеческой му-
зыки музыкой фальшивой, ° вулегарной,
зачастую просто патологической. При этом
особенностью ` второго направления яв-
ляется то. что оно избегает фронтальных
атак. прелпочитая скрывать свою  реви-
зионистскую  деятельноеть под маской
якобы согласия с основными положениями
сопиалистического реализма»,
`Товариш Жданов разоблачает  подлин-
ную сущность’ формалистического искус-
ства, оторванного от народной почвы, чу-
ждого традициям классиков и наносяще-
ro явный вел развитию советской музы-
ки, «Как бы ни клялись вышеупомяну-
тые композиторы. что они стоят обеими

ногами на почве классического  наслед-
ства, нельзя ничем локазать, что сторон-
AKA формалистической школы  поолол-
	жают и развивают традипин классической
музыки. Любой слушатель скажет, что
произведения советских композиторов
формалистического толка в корне не по-
хожи на классическую музыку. Для клас-
сической музыки характерны  правди-
вость и реализм. умение постигать един-
ства блестящей художественной формы и
глубокого содержания, сочетать высочай-
mee мастерство с простотой и лоступно-
стью. Влассической музыке вообще, рус-
ской классической музыке в особенности,
чужды формализм и грубый натузализм.
Для Hee характерны высокая пдейность,
основанная на признании истоков клас-
сической музыки в музыкальном  Творче-
стве. паролов. глубокое уважение и зю-
	бовь к народу. его музыкеги песне».
Критикуя пагубную для развития со-
ретской музыки ориентацию известной
	части композиторов. а современную fhyp-
жуазную музыку, проникнутую  упалоз-
выми настроенияуи, тов. А. А. Жданов
дает глубокий анализ подлинного интерна-
ционализма в искусстве. «Кели  неслело-
вать историю нашей русской, а затем с0-
ветской музыки, то следует сделать вывод,
что она выросла, развивалась и преврати-
лась в могучую силу именно потому, что ей
удалось встать на собетвенные ноги и
найти свои собственные пути развития.
давшие возможность раскрыть богатства
внутреннего мира нашего народа. Глубоко
ошибаются те, кто считает. что раснвет
национальной музыки, как русской, так
равно и музыки ‘советских народов, вхо-
дящих в состав Советского Союза, озна-
чает какое-то умаление интернапионализ-
ма в искусстве. Интернационализм 8
искусстве рождается не. на ‘основе умале-
ния и обеднения национального искусства:
Наоборот;  интернационализм рождается
там, гле расцветает напионалт.нае искус-
ство. Забыть эту истину — означает по-
терять руководящую линию, потерять
евое липо. стать безродными космополи-
тами. Опенить богатство музыки других
народов может только тот варол, который
имеет свою выбоко развитую музыкаль-
ную культуру. Нельзя быть интернанио-
налистом в музыке, как и во веем, He
будучи подлинным патриотом своей Роди-
HE}.

Эти мысли товариша Аьданова имеют
прямое отношение и в литературе, в науке
о литературе, где elle “He изжиты ло конца
элементы раболепия. перед буржуазной
культурой. Недооценка напиональной само-
бытности русской литературы, ее мирового
значения приводит к космополитизму, Е
потере чуветва национальной гордости.

Отоль же важны и плолотворны для
развития советской литературы ‘и выека-
‚зывания тов. А, А. Жданова о новатор-
стве подлинном и мнимом. <... Новатор-
ство, — указывает тов, ланов, — не яв-
ляется самоцелью; новое должно быть луч-
ше старого, иначе оно не имеет емысла...
Ведь нельзя же назвать новаторетвом вся-
кое оригинальничание, всякое кривляние и
вихляние в музыке... А «новаторетво»
формалистов, к тому же, вовее и не но-
В0, ПОСКОЛЬКУ от Этого «нового»  отлает
духом современной упадочнической  бур-
жуазной музыки Европы и Америки».
` Большое значение для творческой прак-
тики деятелей советского искусства имеют
мыелн тов. Жданова о традипнях и эпи-
гонстве, об отетавании музыкальной кри-
тики, о натуралистических извращениях,
о роли программной музыки, «Совершенно
очевидно, что нрограммной музыки стало
меньше. или ее почти совсем вет. Дело
HOWTO до того, что содержание выпущен-
ного в свет. музыкального произведения
приходится об’яснять уже после появле-
ния его на свет. Народилась esas но-
вая профессия — истолкователей  музы-
кальных произведений из среды прияте-
лей-критиков, которые стараются по JH
ным  догадкам расшифровывать задним
числом  содержапие уже обнародованных
музыкальных произведений, темный смыел
которых, как говорят, бызает не совсем
ясен лаже для их авторов. Забвение про-
граммной музыки есть тоже отход от про-
трессивных традиций».

Призывая композиторов учиться у Елас-
сиков русской музыки, черпая в их насле-
дии все лучшее, необходимое для дальней-
шего развития советского искусства, тов.
А. А. Иманов говорит о необходимости по-
вышения профессионального мастерства, об
умении сочетать простоту и доступность е
высокой художественноетью. Формалисти-
ческое направление опасно для советской
музыки, ибо оно представляет собой геро-
стратову попытку разрушить храм искус-
ства, созданный великими мастерами му-
зыкальной культуры. Й в заключительной
части своего выступления тов. ЗАданов
призывает всех, кто дорожит званием с0-
ветского композитора. повернутьея лицом
в своему народу, доказать свою с10е0б-
ность служить народу, отдавая себе отчет
B TOM, что «наша партия, выражая инте-
ресы нашего государства, нашего народа,
будет поддерживать только здоровое, про-
грессивное направление в музыке, напра-
вление советского социалистичеекого. bea-
лизма».

Две’ важнейшие задачи стоят перед co-
ветекими композиторами. Главная задача
развивать и совершенствовать советскую
музыку. Другая задача состоит в том, что-_
бы отстаивать советскую ‘музыку от нро-
НиЕновения в нее элементов буржуазного
раенада. Тов. Фланов: высказывает мысль,
имеющую огромное значение для веех ра-
ботников советского искусства, ЗАРИ.
й культуры:

«Не надо’ забывать, wro CECP является
	сейчас подлинным хранителем обтиезело--
	веческой музыкальной культуры тав же,
как он во всех других отношениях яваяет-
ся оплотом человеческой цивилизации и
культуры против буржуазного распада и
разложения культуры. Надо учитывать,
что чуждые буржуазные влиявия 43-33
гранины будут перекликаться с пережить
ками капитализма в сознании некоторых
представителей советской ‘интеллигенции,
выражающимися в несерьезных И диких
стремлениях променять сокровищницу со-
ветской музыкальной культуры на жалкие
лохмотья современного буржуазного искус-
ства. Поэтому не только музыкальное, но
и политическое ухо советских комнозито-
ров должно быть очень чутким. Ваша
связь с народом должна быть как никогда
тесной. Музыкальный «елух на вритику»
должен быть очень развит. Вы должны
следить за процессами, которые происходят
в искусстве на Западе. Но ваша задача за-
ключается не только в том, чтобы не до-
пускать проникновения буржуазных влия-
ний. в советскую музыку. Задача заклю-
чается в том, чтобы утвердить превоеход-
ство советекой музыки, создать могучую
советекую музыку, включающую в себя
все лучшее из прошлого развития музыки,
которая отображала бы сегодняшний день
советекого общества и могла бы еше выше
	поднять культуру Нашего народа и ег
коммунистическую ‘сознательноетвь»,
Таковы общенародные,  общегосуларет-
	венные задачи, стоящие пПерел нашим ис-
куеством. Партия большевиков неустанно
стремится к тому, чтобы деятели искусства
создали совершенные произведения. .40-
стойные нашего народа и его великих
дел. Для этого нартия последовательно в0-
оружает работников литературы, ‘кинемз-
тографии, театра, науки программными до-
кументами, которые выражают новые тре-
бования советекого народа, вступившего в
историчеекий период. построения коммуни-
стичеекого общества, Таким иИрограмуным
документом является и постановление
ЦЕ ВЕП(б) «0б опере «Великая дружба»
В. Мурадели», в котором сформулированы
насущные задачи советекого музыкального
искусства. Это постановление показывает,
как глубока забота партни об удовлетворе-
ний духовных потребностей советского на-
рода. -

Исторический доклад товарища А. А.
данова «0 журналах «Звезда» и «Ме-
пинград» вдохновил советских писателей,
вызвал новый под’ем творческой энергии.
В новом выступлении тов. Жданова, посвя-
щенном вопросам музыки, получили даль-
нейшее развитие принцичцы коммунистиче-
ской эстетики. В нем с большой силой вы-
свазаны те требования. которые партия
прел`являет к деятелям искусства.

Сборник, в котором собраны материалы
советания деятелей советской Музыки в
ЦК ВКП(б) и опубликовано выступление
тов. А. А. Жланова, окажет действенную
помощь в деле повышения всей вашей
идеологической работы. Советская худиже-
ственная ннтеллигенная Halter в эм
книге ясную программу своего труда й
творчества.
	библиотекарь
	сти-проделала ПУТЬ, СХОЖИЙ с ПУ
И. Н. Смирнова. Когда вернулись рабочь
воевавшие с Колчаком, она получила ил
поряжение принять ‘библиотеку, И
тоже стала ` сама разбираться в КОТА
так неожиданно попавших в 6 верен
На первых порах у н6е было три чит,
теля. Она помнит, как первым пуить
железнодорожный = мастер  Ширинит
Теперь у товариша Рельковой книги в
трех языках: русском, татареком, каза
ском, и три © половиной тысячи чита
лей. Поселковые  агитаторы Постот
обращаются в библиотеку за материалу,

— Жадность какая-то у наего нау.
да развилась на книгу, и, знаете, пи
большего огорчения, чем отпустить чате,
теля без книги, а это часто бывает, кии
у нас недостаточно. Ведь я своему чип,
телю не предложу  кое-вакую  книжу
чтобы только отделаться. Читатель до
ко мне за насущным хлебом для ду,
душа его открыта всему, он болеет ни
недовыработку, и за международные и.
	ложнения, а в художественной книге
хочет решить свои вопросы RUsHn, ey
нужна настоящая книга...

ye

В лалеком Хабаровеке работает
	1927 года Д; В. Вравченко, Она — y.
меститель директора краевой библиотени
Жизнь огромного ‘молодого края можи
проследить ив истории этой библиотек
Когла-то, в 1894 году, организованная
филиалом Русского географического обще
ства, она имела ограниченный круг’ чат.
телей’ все больше--иселедователи Даль
него Востока: Постепенно библиотека ст
ла пополняться: в 1932 года ей выделил
«лва обязательных экземпляра». Вов
мя войны библиотека получила вов
большое помещение. Сейчас в библиотен
наблюдается такой наплыв читателей, чт
пришлось прекратить обслуживание уч.
шихся. Участники, всех экспедиций, №
приезжающие в край специалисты pale
тают в ней. Чтобы удовлетворять поте.
ность в художественной книге, приходит
выделять библиотечный филиал на зам
ды и устраивать литературные вече,
Провели обсуждение многих кн 4
журнала «Дальний Восток».

— Вома мы устроили книжную №№
ставку, рассказывает Д. Е, Вравченко,--
й открыли для обозрения все ваши fH
‘ные фонды, экскурсовол совсем Y Hac t
ног обилея; ‘без конпа шли ‘экевурени №
$30, из учреждений. из воинских части,
Потом стали постунать просьбы продлит
выставку. Мы выпустили путеводитель т
книжным  полкам. На читательских конф
ренциях - аудитории. у нас He BMOMalN
желающих...
		Товарип
	Мне было лет. двенадцать, когда oTer
повел меня в частную библиотеку, откуда
можно было брать любую книгу Ha дом.
Именно это и поразило меня в большой
сумрачной комнате, — ‚огромное ` количе-
ство книг, из’ которых мне’ дадут любую!

Помните ли вы ’ошущение счастья,
когла библиотеварь достает с полки тол-
стый том с истрепанной по краям бума-
гой, заглянув в который, вы уже замети-
ли печальное личико Флоренс и гордую
осанку старого Домби? Как бежишь но
темной улице, прижимая в груди книгу,
ожидая ‘минуты, когда раскроешь ee H
начнешь жить необыкновенной, во много
раз расширившейся жизнью, захлебываясь
счастьем или горюя с новыми друзьями!
И каким важным в жизни человеком ста-
новится тот. в чьей воле выбрать для вас
такую нужную: вам книгу. Этот человек,
соединяющий читателя с книгой, —челевек,
делзющий огромное дело: он Momer
открыть перед вами весь мир, но может и
равнодушно сунуть вам в руви «Ключи
счастья», которыми ровно _ ничего Н3
открывается... -

о И до революции были библиотекари,
пытавшиеся помочь в выборе книг своим
читателям, но новые отношения между
читателем и библиотекарем начали скла-
дываться только после революции. В
библиотеки пошли новые люди, стремив-
шиеся расширить свои знания путем са-
мообразования и не’ знавшие, как при-
	ступить к делу. Эти читатели обращались.
	к ‘библиотекарю с вонросом «что читать!»
Новые библиотекари сами только вще
взялиеь За новое для них дело — нести
просвещение в массы путем подбора тех
необходимых советекому человеку книг,
которые показали бы ему, что `про-
исходит около него. ‘и научили ‘бы его
найти свой путьв открывшейся перед ним
широкой перспективе труда и ‘творчества
на благо родимой страны.

Вее эти тридцать лет, вместе с рестом
потребностей советского читателя, росло и
ощущение ответственности библиотекаря
за то дело, какое ему было  поручево:
перед ним были люди, жадные к знанию,
й они прел’являли все более широкие
требования. Виблиотекарь стаповилея тем
активным участником. социалистического
строительства, проводником культуры. в
массы, которого, наконец, дождался совет-
ский читатель,

Значимость профессии ° библиотекаря
еше не вполне опенена так. как она того
заслуживает; мы только. сейчас понимаем,
какой неоценимый друг. вырос за эти
тридпать лет для нашего читателя и как
расширилиеь гранилы этой профессии.
			-“Вьииел из печати сборник материалов,
ésarzapaewanil «Совещание деятелей со-
Ветевой музыки в ЦВ ВКП(б)». B нем
опубликованы стенограммы речей, произ-
неёсенных на совещаний в ЦЕ ВЁП(б), где
обсуждались вопросы состояния и разви-
тия советской музыки в. связи с итогами
общественного просмотра оперы. В. Мура-
дели «Великая дружба».

Ёнига представляет огромный интерес
для советской интеллитенции, для всех,
кото волнуют судьбы советского искус-
ства. Свыше 70 композиторов, дирижеров,
музыкальных критиков, музыковедов бы-
ли приглашены на совещание. В его ра-
боте приняли участие секретари ЦЕ ВВП (6)
tr. A, А. \данов, А. А. Кузнецов; М. А.
Суслов, Г. М. Попов. Товарищ Жданов в
своих выступлениях дал глубокий анализ
современного состояния советской музыки
й наметил программу ее дальнейшего раз-
РИТИЯ.

`Открывая совещание, тов. А, А. Жданов
BO вступительной речи подверг резкой и
всесторонней критике оперу В. Мурадели
«Великая дружба» и деятельность Воми-
тета по делам искусств, оказавшегося не-
состоятельным в деле руководства искус-
ством. Он подчеркнул, что нёудача оперы
заключается в бедности её музыкального
содержания, в отсутствии  мелодичности,
в попытке заменить мелодию  сумбурным
набором крикливых звукосочетаний, My-
зыкальные пороки произведения  соединя-
	ютея с пороками лваматургическими —
	искусственностью фабулы, исторически
фальшивым освещением тех событий. ко-
торые легли в основу содержания оперы.

- «Мы должны, сказал тов. А; А; Ядв-
нов, — По. всей справехливости опелить
значение провала оперы Мурадели. Если
опера является высшей, синтетической
формой искусства, которая сочетает в с6-
бе достижения всех основных видов музы-
кального и вокального искусства, то не
удача оперы, появившейся после много-
летнего перерыва, означает серьезный
провал советского музыкального искус-
ства. Это не частный случай, и поэтому
его нельзя свестн к творческой неудаче
Мурадели».

‚ Тов. А, А. Жданов предложил деятелям
советской музыки обсудить причины про-
вала оперы и общее положение дел в 06-
ласти музыкального искусства. Он выра-
зил сомнение в том, что известные реше-
ния. Центральвого Комитета по вопросам
илеслогии, приведшие к перестройке в
литературе, кино, в работе драматургов
и. философов; нашли необходимый отклик
в-среде музыкантов.

„Выетупивтие в прениях Композиторы
и музыкальные деятели подробно и ropa
ч0 обсудили вопросы, поставленные тов.
лановым, о причинах провала оперы
«Великая дружба», о нёобхолимости ра-
зоблачения формализма, развития реали-
стического направления в музыке, об уси-
лении внимания к классическому наесле-
лию, 0 состоянии музыкального образова-
НИЯ, .

Большинство. выступавших подвергли
резкой критике положение лел в области
музыкального творчества, разобрали онгиб-
ки композиторов формалистичеекого TOARA,
осулили нездоровую атмостеру, паривтую.
в Оргкомитете Союза советеких  компози-
TODOB,

T. Хренников остановилея на #н6д0-
статках нашей симфонической: МУЗЫКИ В
причинах слабости музыкальной  крити-
КИ. Фактически Получилось так, что 9е6-
тыре-нять композиторов усерлно ° пропа-
тандировались Филармониями и были Co”
вершенно выключены из сферы — возлей-
	ствия на них общественного мнения. «Они
превратились в этаких музыкальных ca-
вовников, они совершенно были лишены
той критической атмосферы, в которой
должны выращиваться таланты даже са-
мых крупнейших по дарованию  люлей...
Вель у кажлого компознтора бывают удач-
ные сочинения, бывают неудачные. Ho
сочинения этих комнозиторов-сановников,
все без разбора, опенивахиеь раболеп-
ствующей критикой нашей как сочинения
по меньшей мере гениальные. Bee их
недостатки, неудачи, ошибки не замеча-
лись критикой, и мололые композиторы
следовали слепо за этими корифеями, ча-
сто’ возводя в догму их ошибки и недо-
стати». 9т0° и привело, по мнению
Т. Хренникова, к упадку нашей симфони-
ческой музыки. «Народ потерял. доверие
в композиторам большого симфонического
	жанра. Если раньше первые исполнения
музыкальных  произвелений посещались
из любопытства то сейчас  мобопатных
	становится все меньше и. меньше».

Многие ораторы пытались  вокрыть
причины появления музыкальных произ-
ведений; чуждых народу, не отвечающих
его вкусам и требованиям, Одна из таких
причин, по мнению В. Захарова; состойт
в том, что композиторы отгородились от
народного творчества, пренебрежительно
относятся к народной песне, нео желая
«спускаться» до нее. «По-моему, наобо-
рот, — говорит В. Захаров, — этим ком-
чпозиторам нужно было бы дотянуться до
народной песни. Композиторы убеждены,
что они понимают русскую народную пес-
ню или имеют правильное представление
о ней, а я должен сказать, что они He
знают н не хотят знать народную песню...
С песней нужно знакомиться таким обра-
30M, чтобы знать, как ев поет народ, нз-
до прочитать много книг, нужно знать,
когда люди ее сочинили, кто сочинил; ка-
хие чувства вкладывались в песню и так
лалее. Еели бы эти наши композиторы
снизотли, спустились с Олимпа на греш-
ную землю. если бы ставили вопрос так:
что же я, композитор, должен дать сейчае
стране, когда идет борьба за пятилетку?
Чем я могу помочь в этой пятилетке? To-
ria было бы другое дело»,

О необходимости рептительного преодо-
ления недостатков в нашей симфонической
и оперной музыке говорили тт. А. Голь-
ленвейзер, Ю. Шапорин, В. Держичекая,
Е. Батульская, В. Городинский, И. Не-
стьев, М. Гнесин и хругие музыкальные
деятели. Проф. А. Гольденвейзер напомнил
о том, что традиции великой русской му-

—=——=.
«соващазие леятелей советской музыки в
	НЕ ВКИ()». Издательство «Правда». 1938 год,
111 ето. Е
	Я ГАЗЕТА
№ 24а
	ЛИТЕРАТУРНА

9 eis
		р
		фонов
		И. Н. Смирнов был  краеноармейцем,
	‚ когда в 1920 году его позвал Комиссар!
	Tonka и, указывая на забитые яшики,
‘сказал: «Вот, надо учинить библиотеку.
Ты грамотный человек, возьмись»: ‘И. HH.
Смирнов взялея. С тех пор прошло 28 лет,
Внига нашла верном и бескорыетного
друга. Нет в Костроме читающего человё-
ка, который бы не знал Смирнова: Он
работал во всех отделах городской, а по-
том областной библиотеки. Потом он
стал ее директором. Он - собрал хля нее
фонды из помещичьих усадеб и монасты-
рей. Стоит только послушать его расека-
зы в первом парижском излании «Капита-
ла» Маркса или 0 TOM, Rak ему удалось
приобрести дельвиговекую «Литературную
газету», чтобы понять, как он любит и
знает. книгу.

Он рассказывает о том, как в 1926 ‘TO
ду пришла в библиотеку работнипа одной
из фабрик Субботина, потом привела
мужа, через несколько лет — дочь. а
теперь дочь холит в библиотеку 00. своей
маленькой лочкой.
	— Удивительно. как изменился ‘чита
	тель, — рассказывает товарищ Смирнов.—
В библиотеку приходят люди большой
культуры, настоящих, глубоких. знаний.
Их интересуют капитальные труды. Воз-
вращая книгу, они дают подробные отзы-
вы, Это — партийные работники, препо-
даватели техникумов и общеобразователь-
ных школ, Учитывая, что читателям наи-
более интересно, мы подбираем литературу
ий составляем картотеки. Целый ряд руко-
водящих работников и ученых Костромы;
а также. и приезжих обращаются в нам за
консультацией. Но главный наш чита-
	тель — молодежь. Юноши и девушки при-  й библиотекарю,
	холят с просьбой порекомендовать им. что
	читать. Мы учим их работать нал книгой.   Ддоточенной тишине,
	При участии горкома комеомола проводим   стравицы ‘перелистывавмых книг. как 65
	литературные вечера _
писателей. :

$

в. *
	вечера с участием местных   отгороженный от шумной жизни, работает
	наш советский библиотекарь, Но он слы-
шит четкий пульсе жизни нагей страны #
участвует в этой жизни своим упорных,
	В. П. Гоголева, библиотекарь из te
  рода ‘угля — Ленинска-Вузнепкого, ри
сказывает: ‘ :

— Читатель моей библиотеки — mu
тер. Это читатель с большим культурных
‘запросом. Он из забоя выйдет,—ему ви
ace узнать, ‘что Лелаетея a свете пт

стране, cle он хозяин... Я устроила в:
ставку «изны Topapuma Craanua>. Movs
этой выставки 9’ меня 0тбоя не было —
«дайте биографию Сталина». А ве у м
5° экземиляров! Или «Коммунистический
Манифест» г— и много экземпляров, 3
все нехватает. —

Й еше ставили. перел собою залачу: в
можешь выдать: внигу,—сумей ее. заменить
не отпускай человека се пустыми   py Raut.
Наш советский библиотекарь долж
 ‘разбиратьея во всем: в историй партий, в
литературе, в учебных пособиях. Yrodw
консультировать, ‘ надо самому звать
‘Повышать свое образование нам необхо.
димо, читатель. наш не дает стоять №
		месте!.. .
	Да, советский библиотекарь рабам
среди массе — среди рабочих,  колхозни
ков; служащих, и ‘связь его с советских
читателем — ‘связь друга, поэтому №
возможно перечислить всех методов №
совместной работы, Советская  культи
непрерывно растет, заслуга в этом пи
надлежит, ‘наравне в народным’ учителем,
	В тысячах нацих. библиотек, в 600
оченной ТИШИНЕ: гле ‘тихо шелестят
	С. С; Белькова — ‘библиотекарь одного
	из золотых приисков Свердловской обла:   самоотверженным трудом.
	В третьем номере литературно-художе-
ственного альманаха «КубанЕ» (Красно-
дар, 1947 г.) нам особенво запомнились
	строки из позмы Петра Чихачева <Сча:
стьеё»:
	И ему ночами снится,
Как, вливаясь в тишину,
Белокурая пшеница
Нодошла к его окну.

Й совсем но-человечьи,
Поклонившиеь за окном,
Михаилу ‘тихо шепчет
Колосистым языком:
«От вниманья и заботы
Урожаи хороши.

Я за качество работы
Благодарна от души!
	Ознакомившись с альманахом «Кубань»,
мы испытываем острое желание «влиться
в тишину», и тихо (а еще лучше— громко)
шептать колосистым языком разные сло-
ва.

Нам очень хотелось бы шепнуть ред-
коллегии альманаха, что ей стоило бы
вдуматься в ‘некоторые, совершенно спра-
ведливые утверждения пшеницы, несмот-
ря на всю белокурость послелней.
	От вниманья и заботы
Урожаи хороши!
	ЫЕ ПЕРЕПЕЧАТКИ
	лнтературно-художе- и опечаток. Тут и главы из книги П. ИГ
	натова «Подполье Краснодара», давно из“
данной в Москве; и рассказ А. Первение-
ва «Единство», перепечатанный из журна:
ла «Октябрь» Ne § 3a 1947 ron, н очерк
Б. Верткина «Рождение славы», выпущен:
ный отдельной брошюрой краевым изда-
тельством, и стихи В. Лигвинова, И. be
лякова, П. Симонова, А. Исакова, yxe
помещенные в сборнике «О Родине»
	-- Катерина, Катерина,
меня не узнаешь! —
	  изумленно вскрикиваеёт внимательный ЧТЗ:
	тель, встречая стихотворение В. Литвинова
«Кубань, земля моя», перепечатанное из...
предылущего номера того же альманаха
«Кубань».

Неужели редколлегия‘ альманаха. счи-
тает, что стихи В. Литвинова с одного
раза «не доходят» и нужно’ их вдалбливать,
перепечатывая из номера в номер?

Мы не приводим здесь список опечаток,
стилевых погрешностей, вопиющих приме»
ров. редакторской небрежности. Их. слиш-
	ком, много. И мы не можем повторить 3За-
явление пшеницы’
		д за качество работы
Благодарна от души!
	Нам хозется сказать  пругое,
поэтов «Кубани»:
	Ах, «Кубань». моя «Кубань»,
Золотой початок...

Почему ты вся. «Кубань»,
Из перепечаток?
	Эх, «Кубань», моя «Кубань»,
Что это за петли?
Редколлегия твоя

Думает ли. нет ли?
	Очень здоровая мысль! М не только
	пшенице впору!
	А то сейчас ловерчивый читатель аль-
манаха попадает в положение героя той
ке поэмы:
	Заглянул солдат в машину,
На спине вскипает (2) дрожь.
— Катерина, Катерьна,

Ты меня нё узнаеть!
	Дрожь вскипает на спине читателя по
многим причинам. Ибо альманах «Кубань»
№ 3 состоит, в основном, из перепечаток