Hca в музыке
	«Советская музыкальная культура». М —
	I, 1947, стр. 36). Трудно себе поедета-.
	ВИТЬ, 4TO эта бредовая илеалиетаческая
профанация могла получить печатное выра-
жение в книге советского автора, вышел-
шей к 30-летию великой годовщины...
Среди музыкантов прочно укоренилось
мнение, будто новаторство Скрябина-— шаг
	вперед в историй музыки. 910 Глубоко.
	ошибвочная, порочная точка зоеная. Нова-
торство Скрябина — не развитие, а раз-
рушение основ классической музыки, В
основе скрябинской гармонии лежит ди?-
сонане. Композитор сделал большой шаг
«вперед» — от тональной музыки в 2879-
нальной. Он отверг главные лады клае-
сической музыки — мажор и минор и 54-
зировалея на так называемых «еложных
ладах» (увеличением, дважды увеличением
и т. д.). Иногха ссылаются на ряд
примеров применения ‹увеличенных» газ-
моний в онерах Глинки, Ларгомыжекого,
Чайковского и др. Но характерно, что все
эти примеры относятся к изображению в
музыке нереального, неестественного, урод-
ливо-бантастического (Черномор, леший,
призрак графини и т. п.). Суть как раз
в том. что Скрябин неестественное превра-
	шает в нормальное; Te средетва, в BOTO+
	рым классика-реалисты прибегали в ис-
ключительных случаях и со специальной
пелью, для изображения чуждого человеку
мира. Скрябян применяет для выражения
своего внутреннего мира. Это ли не дока-
зательство антиреалистической сущности
новаторства Скрябина? То же можно  ска-
зать и о ритме, форме, фактуре его му-
зыки. Скрябин был первый среди значи-
тельных русских музыкантов, кто, изме-
HEB великой национальной традиции, от-
казался от нормальной. естественной п-
роконапевной мелодии. Он превратил. мело-
дическую линию в совокупность коротких
тем-символов. Не случайно и то, что твор-
чество Скрябина замкнулось в рамки иск-
лючительно симфонической и фортепиан-
ной музыки п было чуждо вокально-песен-
ному началу. ‘преобладавшему в русской
классике. Народное творчество, народные
мелодий Скрябин отвергал начисто.
Вопрос 0б отношении к творчеству осно-
воположниЕа русского музыкального мо-
дернизма имеет актуальное значение для
борьбы с наследием ‘модернизма в совет-
ском музыкальном творчестве. Вопрос этот
в свое время был поставлен Д. Житомир-
ским в статье, посвященной  «частниной»
реабилитации модерннетекого — «современ-
нического» направления. («Советская му-
зыка», 1940, № 9). Он был ебормулиро-
ван им так: «...вее то новое, что открыл
Скрябин в сфере экепрессионистской и им-
прессионистской выразительности, — мог-
ло ли ве это оказаться бесплодным для
дальнейшего развития советской музыки?»
Д. Житомирский отвечает на этот вопрос
следующим образом: «В пелом процесс ус-
воения скрябинского‘ наследия был исто-
ричеёки плодотворным». В качеетве поло-
жительного примера он приводит Шостае
ковича, чье творчество  «обогащено... {о-
стижениями Малера, Скрябина, Хиндемита,
Маясковекого...» Стало быть, влияние сич-
волиста Скрябина наряду с влияниями
экспрессиониета Малера и вонетрувтиви-
ста Хиндемита =— это «обогащение» твор-
чества советского композитора, а не нечто
чуждое ему и тормозящее его’ развитие.
Ревизионистекая ‘по ‘существу статья
	Д. митомирского ‘была воспринята како
	своего рода программа теми музыкантами,
	которые цеплялись за декадентекое «насле-
	que». © тем большей остротой надо. пове-
ети борьбу за разоблачение «тонкой» и
«гибкой в своих оттенках» защиты «ва-
следия модернизма». Борьба эта не будет
доведена до конпа, ‘если мы не полверенем
пересмотру некоторые «привычные» Uped-
ставления о явлениях предреволюциовного
	девадентетва, если мы не разгромим окон-
	Чательно буржуазно-либеральных идеали-
стических взглядов, с такой бесцеремонно-
стью распространяемых в нашей музыко-
	Капа о

декада
		Русская музыка, как и русская литера-
тура, законно гордится своими - прогрес-
вивными традициями. реализмом и народ-
ностью, высокой идейностью, связью с
жизнью, с передовыми движениями эпо-
хи. Эти принципы получили  замечатель-
ное выражение в тениальных творениях
Глинки, Мусоргского, Бородина, Чайков-
ского, Римского-Ворсакова и других кори-
ees музыкального искусства. Они выдви-
нули русскую классическую музыку на
первое место в мире и обеспечили ей не-
увядаемую славу. И в те годы, когда ку-
мир. западноевропейской интеллигенции
Вагнер в своих последних произведениях
шел к мистике и клерикализму. когда раз-
нузданная эротика Рихарда Штрауса a
судорожная экспрессия Малера сопернича-
ли в музыке Запада се изошренной чувет-
венностью Дебюсси, прелвещая закат и
маразм буржуазной музыкальной культу-
ры, русская классическая музыка несла
миру благородные этические идеалы, жиз-
ненную значительность идейно-эмоциональ-
ного содержания искусства, подлинную че-
ловечность, величие и красоту эстетиче-
вких принципов.

Начало ХХ столетия было временем
декадентства, идейного кризиса буржуазно-
PO искусства, усиления идеалистических
тенденций в различных областях культу-
ры. Не толвко в творчестве композиторов-
модерниетов, но и в некоторых произвеле-
ниях носителей классической традиция мы
наблюдаем в этот период симптомы кризи-
ва. Именно эти явления старательно o6-
ходятея или фалыпиво прикрашивалотся
музыковедческой литературой.

Накануне первой мировой войны, в пе-
риод распространения упадочничества я
уистики, Рахманинов написал  кантату
«Волокола» на слова Элгара По (перевох
Е. Бальмонта). Пессимастические мотивы
и образы жути, гибели, чертовшины, ко-
торыми проникнута поэуа По, получили
сгущенное вытажение в обработке симво-
листа Бальмонта. Они-то и увлекли Рах-
манинова, который создал  мрачнейшее

произведение, BO многом родственное
«Жизни Человека» Л. Андреева.

«Волокола» с удивительной  настойчн-
востью  пропагандируются нашими кон-
пертными организациями. Выпущенные в
концертам Московской филармонии прог-
раммы (ноябрь 1945 года) с эстетскам
любованием о описывают музыкальное в0-
площение «фатальности круга ‹ человече-
кой жизни», «видения тяжелого Фанта-
смагорического сна», «новые волны ужата
H отчаяния», «фантастический образ —
Вто-то черный там стоит»... бписывают в
0б’ективно-благожелательном. тоне, без те-
ни критического подхода, без намека ва
идейную характеристику, политическую
оденку. Вместо этого анонимвый автор
ограничивается по’ меныней мере двуемыс-
ленной фразой о том, что «Волокола» явя-
лись «новой ступенью в развитии комто-
зитора, воочию показав ero глубовую
связь с идейными (кавими!? — Б, Ш.) н
етилистическими исканиями своего’ време-
НИ». . : :
  И. Бэлза, автор очерка о С. В. Рахма-
‘нинове (1946), е восторгом отзываясь о
«необычно волоритном преломлении» Рах-
маннновых символики По — Бальмонта,
сводит философскую концендию кантаты
к воспеванию «неумирающей. красоты чело-
веческих чувств». На ту me позицию.
становитея и А. Соловцов, автор книжки о
Рахманинове (1947). 3

Мы хорошо знаем пену. «ибканиям» в
философии, литературе, искусстве периода
реакции и декадентства.

Сни, эти «искания», нашли отражение и^
в. музыке. Они задели и творчество таких
мастеров, как А. Лядов, многими нитями
связанного с классикой и народной пее-
ней, В годы 1908—1912 Ладов пишет
музыку к пьесе «Сестра Беатриса» Метер-.
	линка, оркестровые произведения «Нения»

ffl oe warns wl. an Е Ве.
	(«Скорбная песнь») по Метерлинку и «Из
Апокалипсиса». Идейный смыел этих
продуктов «модного» направления вполне
CCH и. казалось бы. должен быть выяв-

предложить новейшее «Бведение в фило-
софию» Гленна, который об’являет свою
философию не простое «елужанкой бого-.
словия», как это было в средние века, а
«добровольной a беззаветно преданной’
служанкой богословия».

Наряду с католическими‘ «новинками»,
скопированными ‘со средневековых 06pa3-
Цов, большое место в американском фи-
лософском экепорте занимает протестант-
ское мракобесие, вроде «персонализма»,
дия которого краеугольный камень фило-
софийи — теизм (вера в бога, как особую
«личноеть»), 8 «самое достоверное из
всех достоверностей — принцип недоето-
верности» (Флюеллинг), или вроде фило-
софий Уолтера Лоури. Этот фанатиче-
‘ский проповедник патологической мисти-
ки Кьеркегора откровенно заявляет, что
для Hero «последовательноеть — не for
весть какая драгоценность», что он «пред-
почитает ей теорий, оказывающие тони-
зирующее или терзневтическое — возлей-
ствие». В переводе с философско-мединяи-
ского диалекта это означает, что Лоури
‘нет никакого дела ло научного обоснова-
Hua ero теории. Его интересует лишь в03-
буждающее воздействие его «теоретиче-
ских» наркотиков на чувства для отума-
нивания рассудка.

В современной илеалистической” фило
софской литературе США широко распра-
странена пропаганла мифов вместо. знаний.
Тени Муссолини и Розенберга витают нал
американской философской реакцией
«Миф богаче нашей науки, — процове-
дует один из многих—Лональл” Оливер. —
Bes некоторой примеси мифа знание бес-
плодно и бесполезно».

Американские торговпы философскими
наркотиками могут предложить по сходной
пене и более изысканные светские, а не
религиозные формы схоластики, —напри-
мер, вышедший из недр средневековья
схоластический «реализу» Лжорлжа Сан-
TASHEI, утвержлающего, что’ наибольшей
реальностью  облалает то, что не су:
ществует. Сантаяна проповедует презрение

в нуждам и интересам народных Macc,
уход от борьбы за социальное пресбразо-
вание мира.

Американские философы-идеалиеты  м0-
гут предлолять и другой модный товар,
вырабатываемый 101 NvRoBoIcTROM быв-
	впворческой мы

ходили, подобно Булибину и Черепановым,
НИКАКИХ ШКОЛЬНЫХ курсов?» а
	это указание совершенно правильно. Мы
‘Но знаем. что Ползунов был вполне  :
	точно знаем, что Ползунов был вполне
знаком с наукой своего времени: мы не го-
ворим уже о таком гениальном изобрета-
теле оптических приборов и гениальном
химике-практике, как Ломоносов, который
своей теорией превосходил современную
ему науку. .

Мы можем сказать: даже; что русская
техника именно и отличается тем, что она
всегда была связана с наукой и имела
теоретическое обоснование.

пичны для русской инженерии Мен-
Aewees и Вышнеградевкий, Хуковский и
Ерылов, Чебышев и Чанлыгин.

Самая система русского технического об-
разования отличалась большей широтой,
чем хотя бы система образования инженера
в Германии.

Этот фаБт Гумилевским установлен, и В
то же время показано, 6 каким трудом
реализовалаеь всегда русская техническая
мысль и как часто она эвсплозтировалась
зарубежным капиталом.

Basra Л. Гумилевского-—талантдивая
Бнига, написанная е большим размахом.
Но в то же время местами она носит на
вебе печать недосказанноети и даже тороц-
ливости. .

1. Гумилевский очень умело, интересно и
доказательно рассказывает читателю о раз-
личных типах инженерного ума, рисуя
и Чаплыгина, Чернова, Жуковско-

Эти портреты--лучшая часть книги.
в ‘ro жё ррема рялом он просто цитирует
	Кусок из книги А. Бека -—— описание до-!
	менщика вураво:

А. Век написал хорошую книгу. Но он
писал ее с других позиций, подчинял дру-
гим заданиям. Его рассказ о Курако мог
послужить материалом для Гумнлевекого,
но не может стать органической частью
его книги.

В рассказах о старой русекой технике
автор не всегда находит правильные реше-
ния. Но истории русской техники сдела-
но мало, п тут самая скромная работа яв-
ляется открытием. Но Гумилевский, напри-
мер, совершенно пропускает Якова Бати-
щева, а между тем солдат Батищев был
воздателем ряда оригинальнейших станков
на Тульском заводе.

Ничего не пишет Гумилевский про Алек-
сея Сурнина и Захаву. Между тем токар-
ный станок создан Сурниных по крайней
мере на десятилетие раньше Модслея. Он
изготовлялея на заводе уже в 1813 году.
В 10 же время Сурнин создавал спелиали-
зированные станки, которые можно назвать
первыми автоматами.

_ Та задача, которую ставит перед собой
1. Гумилевский, чрезвычайно трудна; ее
выполнение должно, вероятно, стать делом
поколения, но, может быть, временно надо
брать более ограниченные залачи, но брать
	1 их глубже. потому что. зачевнывая из ог-
	ромного моря ложкой весе одну и ту же во-
ду, мы ‘не сумеем понять закона моря.

Некоторые характеристики в книге не-
достаточно показывают того или иного уче.
ного. Между тем такие люди, как Мен-
делеев или Мельников. должны быть ха-
вактеризованы иначе, чем Вытнеградский.

Вышинегралекнй был крупнейшим инже-
нером, он много сделал для русской науки,
но нельзя сперва рассказывать о Выигне-
градеком-инженере, а потом оговариваться:
«..вовершенно иной характер носила хея-
тельность Вышнеградекого в качестве ми-
нистра финансов в последние голы его
жизни, корла он изменил науке и полно-
стыю вошел в круг дельцов высптей марки».

Это не совсем так: Вышнеградскяй своей
буржуазной науке не изменял и ей елужил
все время и верно. До того, как он был
министром финансов, он был деятелем
частных банков, его звали профессором
плутократни.

1. Гумилевский написал интересную н
нужную книгу. Она умна и занимательна,
в ней по-новому связаны события. Но кни-
та эта могла бы (и должна) стать полнее.
	ке впе можно дописывать н дорабатывать,
	И. Гумилевский написал свою RHHTY
«Русские инженеры», чтобы рассказать
0б особенном, «неповторимом национальном
характере русекой творческой мысли».

1. Гумилевский начал заниматься  исто-
рией техники двадцать лет. назад. Одной
из его первых работ была книга об изобре-
татеде двигателя внутреннего сгорания без
зажигания — Дизеле. Исходной точкой в
этой работе являлось противоречие межту
развитием мировой техники и интересами
буржуазии отдельных стран.

Дизель изобрел двигатель, который был
выгоден прежде всего для стран, имеющих
жидкое горючее.

Для Германии того времени изобретение
Дизеля не было выгодно.

Таким образом, 1. Гумилевекому удалось
найти для своей веши внутренний кон-
фликт, который не был искусственно при-
влечен для оживления произведения, & ие-
ходил из внутренних законов явления.

Когда-то Л. Толстой говорил:  «Худо-
жественная литература ‘все только изобра-
жает типы характеров. А надо бы изобра-
зить тины Умов».

Русская литература давно ушла от ус-
ловного сюжета и расширила область ис-
кусства.

Герой нашей страны — наследник веей
человеческой культуры, он ведет ее даль:
ше. Наука и техника вошли в сферу вров-
ных интересов’ этого героя.

Овладение новыми знаниями происходит
съйчас, естественно, ив сфере советского
искусства. НЕ

И нам и всему миру чрезвычайно важно
знать философию ‘русской науки п руеевой
техники. Новая ‘история техники и фито-
софии техники не может быть историей
или философией изолированной техники.

На подступах в своей большой теме
Л. Гумиленский, кроме книг, посвященных
биотрафиям. отдельных инженеров, создал
книгу по истории авиации, книгу по исто-
рии железных дорог. Но задача. которую
он поставил перед собою сейчас, неизме-
раме сложнее прежних.

В книге «Русские инженеры» следовало
преодолеть старую систему расположения
Материала-— освободиться от членения тех-
ники по специальностям и, рассказывая о
русской инженерии, ‘показать в ней чёр-
ты русского национального xapaxrepa.

Внига состоит из четырех разделов:
«Розмыелы и инженеры». «Отличительные
черты русской инженерии», «Инженерная
наука в Роесии» и «Русские инженерные
решения».

Таким образом, каждый из этих разде-
лов обнимает материал из самых различ-
ных отраслей русской техники. И этот
материал, привлеченный автором книги,
очень обширен. Е

Одна из самых значительных задач, ‘по-
ставленных и`успешно разрешенных 1. Гу-
уилевским, заключается в ‘Том, чтобы раз-.
бить легенду о русеких изобретателях, как
0 самоучках. В «Русских инженевах» обо.
снованно. убедительно показано; что пора
нам оставить разговоры о «емегне», как о
единственном научном вооружении таких
талантливых пионеров русской инженерия,
как, например, Булибин иди, Подзунов, ...
` 1. Гумилевский нишет: «..биографии про-
славленного Джемеа Уатта, Джорджа. бте-
Фенсона или Михаила Фарадея идут вр9-
вень в биографиями. Кулибина, - Черенано-
вых и Ползунова. Фарадей было подмае-
терьем у перенлетчика. -Yarr, не: -окоя-
чивший даже ‘начальной колы. Училея
мастерству в лондонской мастерской” меха-
нических инструментов. Фарадей состоял в
совершенно таких же отношениях е fopo-
левским обществом в Лондоне, а Уалт-—=е
Глазговским университетом, в каких нахо-
дился Иван Петрович Вулибин с Петербург-
СЕОЙ академией наук. .

Почему же никто никогда ни в Росеии,
ни в Англии, ни еще где в мире не назы-
вал Фарадея или Уатта самоучками. хотя.
все знают, что и Фаралей и Уатт не про-

Jl. Гумилевский. «Руеские инженерь». «Моло.
дзя гвардия». 1947. 448 стр.
	Б. ШТЕЙНПРЕСС
.
	лен при характеристике творчества 1ядо-
ва. Но этого как раз и избегают критики,
заменяя идейно-стилистический анализ аб-
стравтно-эстетекими и апологетическими
суждениями (см. брошюру В. Васивой-
Гроссман, «А, Н. Лядов», 1945).

Но особенному извращению подвергает-
ся творчество Скрябина, являющегося,
бесспорно, центральной фигурой русского
музыкального модернизма. Здесь прочно
утвердилась вредная концепция, согласно
которой разрыв Скрябина с основами
классической музыки рассматривается как
прогресс, как более высокая ступень му:
зыкального искусства, а мессианско-экста-
тические устремления — как выражение
«роста революционной активности русско-
го народа в периол, непосредственно пред-
шествовавиий Великому Овтябрю». По-
следняя фраза заимствована из. статьи
И. Бэлзы «Великий новатор», помещенной
в «Советеком искусстве» 10 января 1947.
года. Статья эта прелетавляет крайнее вы-

ражение идеалистического направления в!
	нашем музыкознании.

Известно, что Скрябин рассматривал
‘свою музыку как воплошение собственной
философской конценции. «...Мир, — писал
Скрябин, — есть результат моей деятель-
ности, моего творчества, моего  хотения
(свободного)». Крайний индивидуализм
Бомпозитора, его мистические устремления
находили выражение то в неистовых взае-
тах и «огненном» дерзании («В пламе-
ни». «Поэма огня»), To в истоме,
эротической Bere («Поэма томления»,
«Танец томления», «Ласка в танце»). Если
в более ранних (и более ценных) сочине-
ниях Скрябина живое и поэтическое выра-
жение человеческих чувств Нередко берет
	верх Над магическими заклинаниями и ис-
ступленностью, то к концу жизни компо-
зитор создает ультрамодерниетекие произ-
ведения. В «Предварительном действии» Е
«Мистерии» Скрябин воспевает бога и
вкладывает в его уста слова, наподобие
следующих; «Смерти ‚белое звучание, я
свобода; я экстаз».

Й вот подобное понимание  «евободых»
И. Бэлза выдает за «веру в прогреесив-
ные силы человечества», подобные мисти-
ко-волюнтаристические проекты-—за «глу-
боко-оптимистическое ошушение мира»: и
«веру в морально-этическую силу искус-
ства», а индивидузлиетический «экстаз» —
за «образы борьбы и бури», родетвен-
ные... «дерзновенно-прекрасной «Несне 0
буревестнике» Горького!..

Используя ошибочные утверждения
А. В. Луначареког, И, Бэлза, А. Аль-
шванг («А. Н, Скрябин», 1945) в другие
превращают Скрябина в художника рево-
люции, провозвестника Великого Октября.
Но как на самом деле были чужды перело-
вому пролетарскому движению оеакчион-
но-символистекие «порывы» буржуазной
Янтеллигеннии, ее модные проекты «ева-
сения» человечества через искусство, ее
богостроительское «новаторство», родствен-
ное «Мистерии» Скрябина!

Весьма странное впечатление  произво-
дят попытки Й, Бэлзы прь детавить Скря-
бина-символиста как выразителя  «этиче-
ских идеалов народа». Впрочем, он сам
связывает эти «идеалы» с воззрениями...
мудреца Неферроху, за 2000 лет лов. 8.
(см. статью И, Бэлзы в сборнике «о. И;
Танеев и русская опера», M. 1940). Но
этого вму мало. Повтеряя тезис о том, что
музыка автора «Поэмы экетаза>. укренля-
ла вилы «в борьбе за высокие идеалы че-
ловечества», И. Бэдза связывзет это © от-
кликом композитора на «призыв: Фенина»,
«пророчески прозвучавший зше в дня ок-
тябрьской политической стачки. московско-
	ЗТруданкиеся женщины. города Парду- ›
-бице (Чехословакия) прислали в подарок.
женщинам города Балявина художест. ^
венно зыполневную  шиатулку © изо-
‘бражением на ней энизодов из чешекого
народного эпоса.” ‘,

алининцы в свою очередь готовят
жнителамо города Нардубице подарки,
воторые будут вручены им в день.
‘празднования бевобождения `Чехоеслова-
ки от немепко-фанистских захватчиков.
	НА СНИМЬЕ (справа налево): депута-
ты Калининского городского Совета
Т. Иванова, А, Фомичева и НЦ. Иванова
осматривают подан, полученные из
‘Чехосчовакии. © {2 2
	Фото Н, ЧАМОВА (Фотохроника ТАСО).
	_ ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
МЯГКОТЕЛАЯ КРИТИКА
	Постановление ЦК’ ВКП(б) об опере
В. Мурадели «Великая дружба» нашло горя-
чий отклик на страницах грузинской газе-
ты «Литература и искусство». В номере от.
29 февраля было помещено шесть статей
видных общественных деятелей и писа-
телей Грузии (И. Гришашвили, С. Клдиа-
швили, Д. Шенгелая и др.), разбирающих
методы работы современных грузинских
композиторов. Однако авторы всех статей
(в том числе и передовой) не называют
ни одного конкретного имени. говоря о
недостатках творчества композиторов
‚вообще. :

Такая «критика» мало способствует реали-
зации постановления Центрального Коми-
тета нашей партии.

Врач Г. ИОРДАНИШВИЛИ,

ТБИЛИСИ.
		В декабре 1947 года моя жена выписала
через Малгобекскую контору связи «Ли:
тературную газету», Она уплатила подпие-
ную плату за весь 1948 год и получила
квитанцию серии УШ № 11949.

В январе мы получили почему-то толь-
ко шесть номеров, а с 1 февраля доставка
газеты прекратилась вообще.

‚ При проверке оказалось. что заведующий
отделом пропаганды и агитации Малгобек-
ского горкома ВКП(б) тов. Жаворонков
отдал распоряжение работникам ‘конторы
связи, чтобы выписанную нами газету до-
ставляли не, нам, а... секретарю горкома
ВКП(б) по кадрам тов. Мамсурову. Просто
и улобно: с 1 февраля 1948 года тов, Мам-
суров без зазрения совести читает «Литез
ратурную газету», выписанную на наши
деньги, предоставив нам с женой любо-
ваться подписной квитанцией, . выданной
Малгобекской конторой связи,

Я считаю, что тов. Жаворонков исполь-
зовал свое служебное положение работни-
ка горкома партии и допустил самоуправ-
ство. Работники городской конторы связи,
выполнив абсолютно неправильное pacno-
ряжение ‘тов. Жаворонкова, нарушили” нн-
струкцию своего министерства. Я требую,
Чтобы немедленно были восстановлены мои
права подписчика «Литературной газеты».

Гвардии старший лейтенант В ЧВИЛЕВ.
	МАЛГОБЕК Северо-Осетинской АССР
	От редакции. Редакция «Литературной
газеты» полностью разделяет негодование
гвардии старшего лейтенанта В. Чвилева.
Присвоение руководящим партийным работ-
ником газеты, выписанной другим лином,—
случай, действительно, из ряда вон выхо-
дящий, Северо-Осетинскому обкому ВКП(б)

следует заинтересоваться  малгобекскими
нравами.
	го пролетариата в 19095 году» (И. Бэдза.   ведческой литературе.

eeee nt * 6% 6 ¢ f 2 2 3

Б. ppnena СПА о центр мра кобесия

Яркое проявление этого пропесса пред-
ставляет с0б0й, например, организация
пронаганды  философокого  илеализма в
армии США, в. частности, введение нрено-
давания  идеалистической философии в
овкупапионных войсках США в Европе:
`В американской армии ныне принята на
вооружение не голько атомная бомба. но
п реакционная Философия. Недавно изда-
 но «Введение в философию», написанное
для армии США философами-идеалистами
Хокингом, Бланшардом, Хенделем и Рен-
деллом. выказывающими большую 3860-
ТУ «0 спасении луши» и убежлающими,
	Что «тело есть лишь дух, отавший види-
	мым для пругих». Издана также философ-
ская хрестоматия для армии, включающая
пространные выдержки из человеконена-
вистнических писаний Гитлера.

* at
	Не ограничиваясь поддержкой философ-
ской реакции у г6бя дома, США экепор-
тируют ее ‘в порядке идеологической «по-
мощи» лушителям прогресса и  демокра-
THA в других странах. Рука 0б руку ¢
экономической и политической экепанси-
ей идет экспансия итеологическая.

Для включения  латино-лмериканских
стран в философскую «еферу влияния» в
США гозываются, в частности, межамепи
канские философские конферениии. Ш
вледняя состоялась в коние декабря в Ко-
лумбийском университете. OQcofine усердие
в этом направлений проявляет редакция
выхоляшего в США журнала феноменоло-
гов, последователей  виднейшего предета:
вителя неменкой реавционной философии
Эдмунла Гуссерля, пформивлих в США
свой межлунаролный центр и издающих.
здегь свой пентральный орган. Они шя-
‘око привлекают = латино-американеких
философов-плеалистов к участию в Ryp-
нале и сопровождают свой статьи резюме
	‚под редакцией Чарлза Мура, или «Berpe-
ча Востока и Запада» Норзропа,  ставя-
щие целью «еближение», «взаимопонима-
ние» между современными американскими
й китайскими и индийскими философами-
идеалистами.

Эвспансионистские происки США a
связанную с ними международную ‘пропа-
ганду философские оруженоспы американ-
ского империализма изображают, как рае-
гространение во всем мире «передовой ци-
вилизации», как идеологическую — «1о-
мощь» другим народам. Они утверждают
при этом, что США являются якобы пе-
редовой страной, наиболее свободной от
предрассудков и пережитков старины.

Две пифры, взятые из американских
источников, проливают некоторый свет на
этот высокий уровень культуры и 6в0б0-
ду от предрассудков.

Rak установлено спепиальной  пере-
пивью, в США существует 256 различных
религиозных сект и вероисповеданий.

Граждане США еженедельно расходуют
не менее 4 миллионов долларов на оплату
85 тысяч астрологов и иных «предеказа-
телей судьбы».

Перед американскими «нросветителями»
вселенной — непочатый край работы дая.
преодоления темноты у себя дома, но, яв
ляясь ревностными блюстителями мрако-
бесия, они, конечно; меньше всего заин-.
	 герзсованы в его искоренении.
	Вакую же духовную пишу предлагают.
на экспорт народам пругих страя идеоло-
ги американской реакции?

На первый план идеологические оруже:
носпы американского. империализма вы
двигают представителей’ старинного spars
прогресса — католической перкви. В ка
честве «новейшего достижения» философ:
‘кой мысли американские идеалисты Мо
гут предложить леклийи профессоров като:
лических университетов, труды Американ

ской католической философской ‘ассоциа-
пии, философские журналы, названия ко-
торых постатотно ясно говорят сами за
себя: «Новая схоластика», — «Фомист»
(т. ев. последователь средневекового бого-
слова Фомы Аквинского). Они могут
	эа& последние годы центр междунаред-
ной философской pearunn ‚ переместилея
из Германии в США. :

Немецкие ОН обра
в США вторую родину. Американская pe-
акция шороко использует их многолетний
опыт борьбы е материализмом. Ям предо-
ставлены кафедры в американских уни-
верентетах, для них организованы фило-
софекие журналы, их произведения ши-
роко: рекламируются в прессе: США.

Тех  фалософов-идеалистов, которые
остались в Германии, американцы исполь-

зуют в вачеетве своих ЯДеОЛОГЯЧеСКИХ

эмисеаров, Таков, например, экзистенциа-
лист Карл Яснере, которого американцы
поетавили во главе [Гейдельбергского унй-
верситета.

В сентябре 1947. года в Бавария co-
стоялась философекая  конференлия, на
которой американские воспитанники — не
мецких идеалистов в свою очередь обу-
чали реакпионному уму-разуму философов
Бизании.

Английская идеалистическая философия
все более срастается: с американской, пре:
вращаясь в ёе европейский филиал; Мно-
гие лидеры английского философского
идеализма (Уайтхел, (Стэйс) прочно осели
в США, заняв подобающее меето в рялах
заокеанских  ретрогралов. Другие (Как
Бертран Расселл) вернулись из США в
роли европейских миссионеров атомных
громил.

Поочередно. приезжали в США для «ин-
спирация» оба лидера французского экзи-
стенциализма — Этой философий идеоло-
гического вырожления и моральной ону-
стошенностя — Жан Поль Сартр и Аль-
бер Камю.

Вожаки американской реакпии, не жа:

лея средств на духовное растление нарл-

да, щедро оплачивают своих идеологиче-
	шего «Бенского кружка», — ухудшенное
издание средневекового номинализма под
этикеткой «семантической ° философии»,
этой новейшей разновидности’ суб’ектив-
Hore идеализма, предлагающей изучение
вещей заменить схоластическим ^‹анали-
зом» слов. Эта исевдофилософия об’являет
бессмысленными все основные категории
научного мышления и рекомендует
«устранить водораздел между наукой и
безумием». Она провозглашает химерами
прогрессе, свободу, демократию, убеждает
рабочих и колониальные народы, что ка-
питализи и империализм —- это не реаль-
ности, а пустые слова, лишенные всякого
емыела.

Американские  идеалисты предлагают
на экепорт также и продукт своей нацио-
нальной философской кухни — прагма-
TH3M, противопоставляющий  об’ективной
истине практическую выголу. He елучай-.
но родовачальник американского прагма-
тизма Чарлз Пире ныне посмертно. подни
мается на щит, и в Иью-Йерке yapemie-,
Но в 1946 голу философское общество его
имени. Философокая  галиматья Tapes,
соответствующая, , по. мнению  американ-
ских реакционеров, «луху времени», так-
же взята из арсенала средневековой схо-
ластики, — она. воспроизводит ехоласти-
чеекую доктрину“ Лунва’ Скотта.

Вполне себя проявила. как. средство для
засорения ‘мозговг. и томнотворная фило:
зофокая жвачка Джона “Льюи. Пропаган-
дируемая им вариация ‘прагматизма —
«инструменталиаи» на протяжении  иногих
лет служит в руках змерйканских реаж-
пионеров инструментом для фальсифика-
OHH философских и сопиологических идей
й понатий.
	Разумеется, есть в США и прогрессив-
ные мыслители. Среди них имеются лю-
	AH, понявшие великую правду диалекти-.
	ческого материализма (Фелзам); есть лю-
AH, хотя M He ставшие на позиции мар-
ксизма, но добросовестно информирующие
о нем (Соммервиля); есть и философы,
которые  ощунью, оступаясь, пробираются
из дебрей идеалистической философии Е
материалистическому пониманию природы
(Селларе). Прогрессивные мыслители В
вамих США разоблачают антинаучность и
реакционноеть господствующей — филого-
фии. Во всеоружии достижений подлинной
науки, кажлым своим открытием пода
тверждающей истинность п жизненность
диалевтического ‘материализма, они бьют
по мистике, фидеизму, лженаучности. —

Влияние п господство в США  идеали-
стической философин. обратно пропорпио-
нально логической силе ее аргументации.
Оно основывается не на опыте й разуме,
а Ha поддержке идеализма госполствую-
щим классом, который питает реавнион-
ную философию всеми экономаческими и
политическими ресурсами, находящимися
в его распоряжении, чтобы всячески yen-
лить борьбу против прогресеивных илей,
против. поллинной науки; против материа-
лизма.

Для вовременных реакционных ‘идед-
листов дело He B том, как «опровер-
гать» материализм. Важно его’ «0100
веррать». во что бы то’ ни’ стало, ‘елелуя
правилу: «Клевещите,  клевелтите, ‘что-
нибудь ‘да останется!» И материализм
«опровергается» в США повсеместно п по--
	вседневно. Цо тем не менее, из года в гол
	Бонечно, не все: реакпионные течения Поборникам реакции. приходится снова и.
	снова < опровергать» его.
	выступают в борьбе против научной фи-
лософий социального прогресса в от
крытым забралом.  Нарялу с откровенны-
ми мракобесами и мифологами. немало их
eAMHOMBILIACHHTH BOB NOSBHSAATCH OX Ма-
ской пеевдонаучности, блудливо подкапы-
Batch под устои подлинно паучного миро-
понимания. Ё таким течениям, нарялу ¢
упомянутыми выше прагиатизмом A. ce-
мантикай. относятея также «неореализм»
и «критический реализм», изошряющиеся
в фальсификации данных современного
		Сила правды такова’ что ее нельзя
искоренить, оня’ раетет из жизни, из” нау-
KA, из опыта  сопиальной борьбы. Война,
которую велет против материализма реак-
ционная. философия, — это. безнадежная
война прошлого против грядущего, война
старого, отжившего против нового, неодо-
aware. НЫ
	—з=]‹::.=,—=:,:————=:({ ЗА —
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
				ских оруженосцев, которые  стремятея на испанском языке  лля латино-амери-
распространить свов тлетворное воздей:   канеких читателей.

ствие на более широкие круги интелли- Не забывают идеологи американского
тенции и активнее включиться в экспан-   экепаноионизмиа и азиатские страны. Вы-
	сионистекую политику  англо-американ-
	ских империалистов,
	ходят специальные философские издания,
вроде «Философия — Восток и Запад»