ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИН
	Ne 25 (24

Отмечая восъхидесятилетие со дня рож-
дения Горького, мы вновь и вновь испы-
тываем чувство национальной гордости:
Могучий русский народ, создавший  ге-
ниальную литературу, философию,  пере-
довую науку, обогативший мир ‘учением
Яенина— Сталина — высшим достижением
русской и мировой культуры, — выдвинул
великого художника, чье творчество озна-
меновало переход человечества к новой
исторической эре — к коммунизму.

В 1893 году Энгельс писал в предис-
ловин к итальянскому изланию  «Вомму-
нистического Манифеста»:

«Теперь, как и в 1300 г., наступает

новая историческая эра. Ласт ли нам
Италня нового Данте, который  запечат-
леет час рождения этой новой, пролетар-
ской эры?»
Энгельс не мог знать, когда писал эти
строки, что в одной из газет, выходив-
ших в городе Тифлисе, в 1392 году на-
печатал свой первый рассказ молодой
писатель, которому история повелела за-
печатлеть в могучих художественных 0б-
разах час рождения новой эры. Не
Италия, а наша родина, которая, но вы-
ражению товарища Сталина, «... была
беременна революцией», дала миру нового
тения, чей богатырский творческий раз-
мах выражал неисчерпаемую силу pyc-
ского рабочего класса, русского трудового
народа.

В творчестве Горького иредетая образ
нового хозяина земли, «Человека нового
человечества». В пьесе «Мещане» впер-
вые в историй мировой литературы был
воплощен образ революционного пролета-
рия, с его романтической  готовноетею
«штурмовать небо» и с его трезвой хозяй-
ской повадкой строителя и созидателя. В
лице паровозного маптиниста Нила в ли-
тературу пришли те миллионы «малень-
ких великих людей», которые, по елову
Горького, создают все пеннейшее, все пое-
красное и разумное на земле. И поишли
они уже не только в качестве «унижен-
ных и оскорбленных», но в новом исто-
рическом качестве завтрашних хозяев po-
длины. Слова-формулы Нила произносили
вместе с ним миллионы людей:

«Хозяин тот, кто трудится»...

Никогда еше в литературе не было
столь весомых слов!

«Права не дают, права берут»...

«Нет такого расписания движения, кд-
торое бы не изменялось»...

Весь образ Нила был проникнут той
отромной творческой, новаторской,  рево-
люционной энергией народных масс, 0
которой сказал товарищ Сталин в статье
«Российская социал-демократическая пар-
тия и ее ближайшие задачи»: <... вели-
кая энергия рождается лишь для великой
пели».

Эта великая энергия, активное, творче-
ское отношение к жизни и характеризует
торьковекого героя. Жизнь для него —
творчество и неустанная борьба за свободу
творчества. ;

В пьесе «Враги», в романе-ноэме
«Мать» и в ряде произведений Горький
воплотил образы передовых людей челове-
чества — большевиков, учеников Ленина.
и Сталина, борнов за коммунизм. Bee
лучшее, что сделано ‘Горьким,  вдохнов-
лено партией большевиков, воспитывавшей
своего художника, вдохповлено дружбой
писателя с Лениным и Сталиным, сурово
критиковавшими его ошибки, чутко и
мудро помогавшими ему итти вместе с
партней. создавать свои лучшие образы.

Начало нозого мира и конец, крах, сви-
реная и отвратительная агония старого
мира — вот коренные темы горьковекого
творчества.

Труд для Горького — основа человеч-
ности; только люди труда и являются
людьми в подлинном смысле этого сло-
ва, — такова истина, впервые на языке
хуложественных образов выраженная Горь-
ким. Людям труда противостоят не-люди,
человенополобные, утратившие все’ чело-
веческое: так характеризовал Горький
лагерь мировой реакции —— «касту лю-
дей численно ничтожную, совершенно без-
ответственную и уже безумную», порож-
дающую фашизм во всех его разновидно-
	сетях. мечтающую ‘00 истреблении. миллио-
	нов людей.. Разоблачая в своих страстных,
трозных памфлетах «группу всемирных
трабителей: и убийц», Горький говорил с
смерзенибмы и гпевом, что она, «морально
разлагаясь... воспитывает все большее
количество воров, мошенников, бандитов».
«Банкир родит бандита», — эти слова
Горького подтверждаются все новыми фак-
тами. В самом деле, разве отличишь  ка-
кого-нибуль американского › банковского
дельца, вроде Гарримана, Форрестолла,
Таллеса, или банковекого лакея Трумэна
от’ тангстера?  Безответственная каста
убийц, поджигателей войны, пытающаяся
навязать всему мифу бандитские Hien
дикого насилия и господства над всеми
народами, — иден, облеченные ›в «док-
трину Трумэна» или «план Маршалла», —
таков современный гангстеризм в Поли-
THERE. )
В своих очерках об Америке Горький.
издевалея-над идейным п моральным убо-
жеством тупотоловых властителей амери-
канской жизни. Он создал их синтетиче-
екий образ в лице одного из «Королей
республики» — некоего миллионера.

<— Что вы делаете с вашими  день-
	-тами?
	— Я делаю ими еще деньги:
— Зачем?
		— Чтобы сделать еще
теньги. :
— Зачем? — повто-
ил я.
ыы Он наклонился ко мне,
опираясь локтями в руч-
КИ И ки кресла, и с оттенком
некоторого любопытства
спросил:
— Вы сумасшедший?»
Стремление к созиданию, любовь в
творчеству, к труду, вообще какие-либо
интересы, не связанные с  «деланием
денег», — все это кажется  владыкам
Америки «сумасшествием». Поэтому они
е такой легкостью и превратили бы, —
если бы могли! — весь мир в развалины:
ведь, кроме денег, для них нет никаких
ценностей на земле. Не ясно ли, что имен-
но они и являются безумцами, одичавшим
зверБем, самое существование которого
опаено для человечества.

«Америка, — товорит миллионер. нари-
сованный Горьким, — лучитая страна ми-.
pa... Американцы — лучшие люди. зем-

ли. У них больше всего денег. Никто не
имеет столько денег, как мы. Поэтому к
нам скоро приедет весь мир»..

Разве это не голое мартазлов, трумэ-
HOB, даллесов со всей характерной тупо-
етью мертвенных интонаций, свойствен-
ных нечеловеческому голосу доллара!

Маниаков наживы и убийства, коман-
дующих т странах буржуазной  демокра-
тии, Горький считал. «существами низ-
шего типа». Он говорил, что писатели
должны уметь ‘показывать  ‘трагиномиче-
скую сущность этих уродливых существ;
в частности, авторы книг для детей
должны ‘уметь показать своим читателям
«уродливо-смешную жизнь миллионера,
забавную жизнь чиновников церкви»...
Титература должна уметь раскрывать
жалкую, презренную сущность хозяев со-
временного буржуазного мира’и их сла-
бость, обреченность. /

«Вот, папример, Уинстон Черчилль,
он, конечно, уже He человек, а что-то
неизмеримо худшее, он — весьма харак-
терен, как существо, у которого классо-
вый признак выражен совершенно идеаль-
но, в форме его. консерватизма и звери-
ной ненависти к трудовому народу Союза
Советов. Но если драматург возьмет ето
только C этой стороны, — только kak
существо ненавидящее, -— это будет не
весь Черчилль, и потому — не живой
Черчилль... Он, вероятно, обладает еще
какими- нибуль придатками к основному
своему уродетву, и мне кажется, что, на-
верное, это придатки убогие, комические.
Я совершенно уверен, что У этого лорда
есть что-то очень смешное, чего он сты-
дится, что тайно мучает его и отчего он
так злобно пишет свои книги».

Да, у всех этих существ, у разнообраз-
ных черчиллей и трумэнов, есть нечто,
что «тайно мучает» их: страх перед си-
лами демократии, перед своим народом и
перед трудовыми людьми всего мира, тай-
ное сознание обреченности всех своих
«планов» и «доктрин», чувство своей
слабости, несмотря на все виды вооруже-
ния, имеющиеся в их распоряжении. 0т-
TOTO-TO они так злобно пишут евои кни-
ги, свои наглые «послания»,  оттого-то
OHH разражаются на весь мир такой по-
стыдной военной  истерикой, в которой
столько же злобы, сколько и страха.

Торький выразил веем своим - творче-
ством непоколебимую уверенность мил-
лионов простых людей в непобедимой силе
демократии и социализма.

Будущее — за нами, за людьми, по-
хобными торьковскому Нилу, Павлу Вла-
сову, за людьми трула и творчества, а не
за сумзсшедними.  бессильными в своей
ярости врагами труда, культуры, свобо-
ды, врагами самой жизни человечества.
«Делателям -жоллара» не удастся их чер-
ный замысел — бросить человечество в
пламя новой войны. Порукой этому —
неизмеримо возросшее в наши дни могу-
щество лагеря демократии и сопиализма
во всем мире, творческая воля советских
людей, строящих коммунизм под мулрым,
вдохновенным руководством партяи  боль-
евиков и великого друга и учителя
Гор-кого, вождя советских народов
И. В. Сталина. В сталье «Иравла сопиа-
лизма» (1934 г.) Горький писал:

«Непрерывно и все быетрее растет в
мире значение Иосифа Сталина, человека,
который, наиболее глубоко освоив энер-
ти и смелость учителя и товарища свое-
то, вот уже десять er достойно заме-
щает его на труднейшем посту вождя
партни... Отлично организованная Воля,
проницательный Ум великого теоретика,
смелость талантливого хозяина, интуиция
‘подлинного революционера, который умеет
тонко разобраться в сложных качествах
людей и, воспитывая лучшие ‘из этих ка-
честв, беспощално бороться против тех,
которые метают первым развяться ло вы-
соты, — поставили его на место Ленина.
Пролетариат Союза Советов горд и сча-
гтлив тем, что у него такие вожди. как’
(Сталин и другие верные  побледователи
Ильича...»

Для Горького Ленин и Сталин являлись
гениальным воплощением всех самых
лучлтих черт миллионов простых людей,
тружеников и созидателей. Великий тру-
женик, Горький нежной и страстной лю-
бовъю любил «тех, кто трудится». и не-
навидел паразитов, убийп, челевенопедоб-
ных,

«Побетим мы», — говорит Павел Вла-
сов. герой романа «Мать».

Побеждает воля к своболе и счастью. к
творчеству и созиданию, к миру и лруж-
бе народов. Побеждает дело демократии
ий сопиализма, за которое отдал все свои
силы и самую свою жазнь великий pyc-
ский писатель, строитель коммунизма,
друг и цослелователь Ленина и Сталина—
наш Горький!

Накануне 80-летия со дня
рождения А. М. Горького
	HA 66 ЯЗЫКАХ НАРОДОВ СССР
	45 миллионов экземпляров книг А. М:
Горького издано в нашей стране. в совет-
ский период. Это в сорок с лишним раз
больше общего тиража произведений вели-
кого писателя, вышедших в свет при ца-

ризме.

Книги основоположника conercKog лите-
ратуры ‘изданы на 66 языках народов CCCP,
Многие из этих народов — адыгейцы, кара-
чаевцы,  кабарлинцы, лезгины,  Ногайцы
и др. — получили сваю письменность толь-
ко после Октябрьской революции.
	Лучшие произведения А. М. Горького
многократно переиздавались за иоследние
30 лет. Например: «Мать» выдержала
110 изданий, «Детство» — 85, «В людях» —
55, «Мои университеты» — 65.
		1 орький
		К 125-летию со дня рождения А. Н. Островского —
	НА ЗАСЕДАНИИ ЮБИЛЕЙНОГО КОМИТЕТА
	25 марта под председательством П. И.
Лебедева состоялось второе заседание
Всесоюзного ‘комитета по ознаменовавию
195-летия 60 дня рождения великого рус-
екого драматурга А. Н. Островского. Бы-
ли заслушаны и обсуждены сообщения
Министерства просвещения РСФСР, Все-
союзного общества по распространению нз-
учных и политических знаний, Гослитизла-
та и издательства «Искусство» 0 подго-
товке к юбилею. }

Президент Академии наук С. И. Вавилоз
сообщил о докладах и лекциях, посвящен-
ных Островскому. которые проводит в
	Москве, Ленинграде и других городах
СССР Общество по распространению науч-
ных и политических знаний.
	полного 1!6-томного собрания сочинений
писателя, куда войдут произведения, ста-
тьи, письма и непубликовавшиеся до сих
пор варианты пьес. Первые четыре тома
выйдут до конца этого года. Массовыми
тиражами булут выпушены  однотомник
произведений Островского (200 тысяч экз.).
и сборник пьес. Готовятся к печати био-
графия великого драматурга, книга , воспо-
минаний о нем и сборник «Островский в
русской критике».

Общий тираж изданий выпускаемых
только Гослитиздатом, достигает 2.500.050,
экземпляров.

В выешнх учебных зазедениях, школах,
детских домах состоятся научные сессии,
конференции, вечера и утренники, посвя-
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР.
	Су
	ббота, 27 м

НИВОЙ ПОЧИН
	Требования на рекомендованные кнаги
приходили ежедневно. Польза дела была
	чт)   доказана. Тогда директор достал бумагу,
	еще немного денег и начал выпуск библи-
ографических памяток по основным вопро-
	‘сам сельского хозяйства: «Что читать аг-
	POHOMY о травопольной системе земледе-
лия», «Что читать заведующему живот-
новодческой фермой о заготовке кормов».
Эти памятки с точным адресом (одни для
агрономов, другие для бригалиров или
	‘Животноволов). короткие, толковые. ‘давали
	уже круг чтения по специальноети, помо-
гали следить за новинками.

Через несколько месяцев у библиотеки
было больше двухеот сельских абонентов,
регулярно получавших книги, — среди
них Герой Социалистического Труда ди-
	‘ректор совхоза, Ф. Бойко, секретарь Саль-
	ского райкома депутат Верховного Совета
РСФСР И. Березин, знаменитая звеньевля
Герой Сопиалистического Труда В. Роман-
ченко, агрономы, бригадиры, председатели
колхозов,

Ни одна из тысяч выеланных за год
колхозным абонентам книг не пропала —
все были возвращены, и их состояние
свидетельствовало о заботливости, о вы-
соком уважении к книге. С кажлым
месяцен научная библиотека находила
новые формы живой связи с чита
телем. Уже издано двенадцать библио-
графических памяток, восемь листовок.
В дополнение к этому — больше двадцати
плакатов-листовок, посвященных — памят-
ным для народа датам, каждая из них с
большим, внимательно составленным тек-
стом. Составлены и изданы два волидных
справочника— «Писатели Советского Дона»
и «Советский Дон в Великой Отечествен-
ной войне».

В составлению памяток, листовок при-
влечены местные профессоры, агрономы,
писатели. Энтузиасты-библиотекари Bannan
торячую поддержку в среде ростовской
интеллигенции,

Библиотека стала в ряды активных
борцов ‘за выполнение решений февраль-
ского Пленума. И она сумела вести вею
эту большую работу без дополнительных
LiraTos, без специзльных ассигнований.

В работу включилась и молодежь и
опытнейцие специалисты. Н. Лашевич
наладил непосредственную живую связь
© районными библиотекарями, претоянно
	Тод © небольшим тому назад работники
Ростовской научной библиотеки имени
Маркса собрались обсудить только 910
полученный номер газеты, Номер истори
ческий: в нем было опубликовано реше-
ние Нленума ЦВ ВЕП(б). Новые гранди-.
озные задачи, ноставила партия перед
ЭЛЬСЕНМ ХОЗЯЙСТВОМ.

Uno должна предпринять научная биб-
лиотека? Можно, например, вывесить В
читальном зале соответствующие лозунги,
список литературы, провести читатель
скую: конференцию, организовать лекцию.
Это библиотека обязана слелать. А чт
она Момет сделать? Именно так поставили
вопрое работники библиотеки.

Что, если отказаться от обычного пра-
вила всех публичных библиотек — вы-.
дачи книг за нределы читального зала.
только HO межбиблиотечному абонементу?
Что, если установить непосредственную
связь с читателями: высылать агрономам;
председателями бригадирам колхозов,
районным партийным работникам книги,
которые могут помочь им выполнить ре-
шения партии?

Кое-кто пришел в Ужас: это нарушение
всех традиций, это поведет к разбазарива-
нию‘ книжных фондов, с таким трудом
восстановленных после войны.

Довод серьезный. Но’есть примечатель-
ная особенность в нашей жизни, прояв-
ляющаяся все резче, все чаще. Едва 4e-
ловек или коллектив поймет, что может
поднять работу на новую ступень, Kak y
него является чувство обязанности обу-
ществить новую идею, какие бы труд-
ности ни стояли на пути. И весе меньше
у нас людей, которые  пренятетвия
между  <оледовало бы» и  «еделано»
взвешивают так старательно, что и BOB-
св отказываются от осуществления илен.

Вопрос был решен положительно, Через
вее районные газеты и по радио научная
библиотека  оповестила, что принимает
требования на высылку колхозникам по
‘почте нужной им сельекохозяйственной

литературы. Абоненты должны только
дать обязательство вернуть книги 10
Арочтении.
	Писем, конечно, было множество. Но
требований на; определенные книги —
сравнительно немного. Большинство корре-
спондентов спрашивало: что нужно про-
честь, чтобы научиться лучше работать?

И тогда из первого решения естествен-
Но возникло BTOpOR! нужно дать читате-
IAN рекомендательную библиографию. Ва-
ким путем? Проше всего, конечно, пись-
умами, отвечая на полученные запросы.
Библиотекари нашли это простое решение
недостаточным. Получены десятки запро-
сов, а почему их не сотни? Очевидно,
письма прислали только самые заинтере-
сованные работники. Нужно побудить
прислать свои требования и тех, кто по-
стеснялся или He догадался написать в
библиотеку о том, что пополнить знания
хочется, з какие книги просить — не-
известно. Рекоменлательную библиографию
надо издать и разослать по колхозам.

Тле взять на это деньги, бумагу? Из-
дательекая деятельность не предусмотрена
ни сметой библиотеки, ни пленом снабже-.
ния. Проще всего признать идею полез-
ной, но неосутиествимой. Директор библио-
теки В. Вейцман начал е малого: издал
листовки, посвященные: отдельным кня-
гам. самым важным для колхозников. В
каждой листовке дана аннотация и раз’яс-
нено, чем книга важна для читателя.
Обошлиеь эти листовки очень недорого
п рассылались бесплатно. Помог леньгами
отдел культпросветработы при  облиепол-
коме.

четыре года. Издается новая серия библио-
графических памяток.  Организуетея фи-
лиал библиотеки на крупнейшем заводе
сельскохозяйственного ие. —
«Ростеельмаше»_
	Библиотекарь филиала молодой комму-
нист Михаил Готьзан становится  попу-
лярным на заводе человеком. Он обелу-
живает по 200—250 человек в’ день. За
книгой приходят и директор завода, и
конструкторы, и стахановцы. Нехватает
книг. Главному конегруктору завода при-
ходится взять на себя дополнительную на-
грузку: установление очередноети  полу-
чения работниками завода новинок техни-
ческой литературы.

Библиотека принимается за организа-
цию выставки, посвященной под’ему сель-
ского хозяйства. Но тут — обечка: нехва-
тило денег. Справедливость требует на-
звать тех, кто проявил полнейшее равно-
душие к живому делу. Казалось бы, 05-
ластное управление сельского хозяйства
должно было в первую очередь оказать
самую горячую поддержку начинаниям
библиотеки. И действительно,  агрономы
управления составляли аннотации и ли-
стовки для библиотеки. Но начальник
управления тов. Петрищев не нашел в0з-
можным уделить для осуществления вы-
ставки и для других начинаний библиоте-
ки ни копейки из больших сумм, отпу-
шенных ему для агротехнической пропа-
ганды. А когда на слете передовиков сель-
ского хозяйства тов. Вейнман хотел рас-
сказать, какую помощь готова предоста-
вить библиотека колхозам, и познакомить
участников слета с книжными новинкл-
ми, тов. Петрищев попросту не предоета-
вил ему слова.

Еще обиднее, кола  бюрократическое
равнодушие проявляют товарищи по рабо-
те. Центральный коллектор научных биб-
лиотек с поразительным бездумием попол-
няет библиотеку. Деньги он получает впе-
ред и шлет, что вздумается, в том числе
совершенно ненужные, но зато дорогие
книги. Он не пожалел даже двух экзем-
пляров сорокарублевого сборника m0’ opra-
низации труда свекловичных совхозов.
Таких совхозов в области нет, к тому же
	  прислан только третий выпуск еборника,
	970 уже вовсе бессмысленно. Приходят
книги о выращивании ранних овошей на
Крайнем Севере и 0б ухоле за виногрални-
ками в Куйбышевской области. Литерату-
ра к выборам в Верховный Совет и в ме-
стные советы прислана в количестве
вполне достаточном, но, к сожалению,
через несколько месяцев после выборов.

Я привел эти примеры, чтобы показать,
как безответственноеть и равнодушие все
еще соседствуют с энтузиазмом, © под-
линно партийным, социалистическим от-
ношением к труду.

Обогащенная новыми предложениями,
осулцествленная волею коллектива, перво-
начальная идея сегодня кажется уже не-
достаточной даже тем, кто высказывал
сомнения год тому назад. Сделано больше,
чем предполагали вначале: лумали взойтя
на ступеньку, — одолели лестницу. Естест-
венный для нас путь.

Такова судьба плодотворной идеи в на-
шем обществе: весь коллектив библиоте-
ки, ученые, писатели были втянуты в
дело, и опыт Ростовекой библиотеки, на-
до думать, уже подхватывают в других
областях.

Такова природа советского человека:
сегодня перед коллективом ростовских но-
ваторов стоит все тот же вопрос, как
гол назал: а что еше можно сделать?
	И когла заведующая библиотекой Маг-
китоторекого дворца металлургов тов. Кон-
стантиновекая говорит, тто ей присылают
много ненужных книг, лежащих в Магни-
тогореке мертвым грузом и, несомненно,
с нетернением ожидаемых в других ropo-
дах, — чувствуется беспокойство rocy-
дарственного человека об интересах чита-
теля.

С трибуны своего совещания библиоте-
кари больше говорят о недостатках в ра-
боте. И все-таки, о чем бы они ни гово-
рили, как бы ни критиковали свою рабо-
ту, каждое выступление дополняет образ
лучшего друга книги новыми яркими
шйрихами. :

Слушая выступления делегатов, неволь-
но представляешь себе, как истощенные
люди, нагруженные книгами, с трудом
плелиеь через весь осажденный Ленинград.
Так библиотекари «Красного  треуголь-
ника» спасали от фащистских бомб. книж-
	ный фонд завода. Живо прелставляеить се-
	бе, как (66-летняя москвичка Любовь Ни-
колаевна Содман- Михайлова, избранная °в
президиум совешания, приходила в воен-
ные госпитали, чтобы почитать раненому
воину. Пять тысяч читок провела в дни
войны эта самоотверженная труженица!
Рилишь. как шатают по хдорогам. занесен-
	ным снегами или размытым весенним по-*
	ловодьем, тысячи добровольных помошни-
ков сельского библиотекаря — пионеры-
книгоноши. И хочется от всей души по-
жать руку участнице совешания Ёвгении
Тимофеевне Андреевой, отдавшей полвека
жизни маленьким читателям Смоленской
детской библиотеки...

Поделившись онытом, \ ознакомившись
с работой лучших библиотек страны, де-
пегаты совещания скоро раз‘елутся по до-
мам, чтобы с еще большей энергией тру-
	ВИЛЬНЮС. (Наш корр.). Общественность
Литвы торжественно отмечает 80-летие со
дня рождения А. М Горького, оказавшего
огромное влияние на развитие литовской ли-
тературы, искусства, культуры.

В буржуазной Литве книги Горького наз
холились под запретом, переводчиков их
преследовала полиция. Большинство произ-
ведений Алексея Максимовича было пере-
ведено на литовский язык и издано за пре-
делами буржуазной Литвы. Но несмотря на
запрет, наиболее прогрессивные деятели
литовской литературы не прекращали ра-
боту над переводами. В 1903 году была в
первый раз переведена «Песня © Соколе».
Четыре раза переводилась «Песня о Bype-
вестнике». Наиболее удачный перевод ее
сделал в 1913 году Балис Соуога. Писатель
В. Монтвила перевел в 1937 году «Бывших
людей», а в 1940 году — повесть «Мать»:
В 1936 году ноэт Антанас Венцлова пере-
вел «Мои университеты».

В Центральном Государственном архиве
Литовской ССР обнаружены недавно HH
тересные документы о первых постановках
в Литве пьес «На дне» и «Мещане». Bo
время этих спектаклей молодежь громко
произносила с балкона революционные ло-
зунги. Рабочие устпоили возле театра де
монстрацию. В архиве сохранились тре-
вожные донесения полицейских властей,
после которых постановки  горьковских
пьес были запрещены.

Только при советской власти произведе-
ния Горького стали достоянием всех тру-
дящихся Литвы. В первый же год после
установления советского строя в ‘Литве
было издано 40 тысяч экземпляров книг
великого русского писателя. После осво-
бождения республики от немецкой оккуза-
ции его произведения вышли стотысячным
тиражом. К 80-летию со лня рождения
Горького выходят в новых изданиях
«Мать», «Детство», «Мои университеты» и
другие его книги.
		АНЬ. (Наш корр.). Народ Татарии
увековечил память великого русского пи-
сателя, открыв в 1940 году в столице ресз
публики музей. Здесь собраны материалы,
отображающие жизнь Алексея Максимо:
вича Горького в Казани.

Музей пользуется болыной популярно
стью. Только за один 1947 год его. посе*
тило свыше 12.500 человек. Научные. ра-
ботники музея выезжают в районы респуб-
лики с выставками-передвижками, устраи-
	вают лекции и читки произведении А. М.
	горького, проводят литературные «среды».

В последнее время музей пополнился
рядом новых экспонатов, картин н скульи-
тур, в их числе картины «Алексей Пешков
в крендельной у хозяина Семенова» — ху-
дожника А. Фаттахова, «Алексей Пешков
в семье Евреиновых»—художинка Г. Жит.
	кова и большая скульптура «Алексей
Нешков» — К, Счастнева. :

——_2--—-—-—
	Дав советенему государству
	100 тысяч томов личной
библиотеки Н. А. Рубакина
	Государственная библиотека СССР имени
В. И. Ленина получила в дар редкое со-
брание книг в 100 тысяч е лишним томов.

Это личная библиотека известного рус-
ского библиографа Николая Александрови-
ча Рубакина, завещанная им Советскому
Союзу незадолго до смерти, ° последовав-
шей полтора года назад в, Лозанне.

Собиранию библиотеки А. Н. Рубакин
посвятил большую ‘часть своей 84-летней
Жизни,

Его собрание считается одной из самых
больших личных библиотек мира, В 470
больших ящиках, доставленных в Москву
	из Швейцарии, находится принадлежавшая
Рубакину личная библиотека А. Герцена,
нелегальные русские революционные изда-
ния, начиная с пятидесятых годов прошлого
столетия, множество уникальных  из-
даний по вопросам науки, литературы,
искусства, беллетристические и научные
произведения самого Рубакина,
	Об огромной ценности библиотеки Рубаз
кина можно судить и по тому, что ее кни-
гами часто пользовался Владимир Ильич
Ленин, живя за границей и будучи лично
знаком с русским библиографом. Книги,
прочитанные В. И. Лениным, находятся
среди томов, полученных сейчас из Швей-
царии. :

Вся жизнь русского писателя и библио-
графа была посвящена служению книге.
Преследуемый царским  самодержавием,

А. Рубакин эмигрировал за  гра-
ницу. Там он написал книгу «Россия в
цифрах», на которую неоднократно ссылал-
ся В. И. Ленин в своих статьях. Большую
известность приобрел основной. библиогра-
фический труд Н. А. Рубакина — «Среди
книг», В трех томах автор попытался дать
систематический обзор русской литературы
по всем отраслям знаний. Во втором изда-
нии этого труда принял участие и
В. И. Ленин; написавший для него статью
«О  большевизме». В апреле 1914 года
Владимир Ильич опубликовал в журнале
«Просвещение» ренензию на книгу «Среди
книг» и, отметив некоторые существенные
недостатки работы Н. А. Рубакина, высоко
оценил ее в целом.
	«Ни одной солидной библиотеке без со-
чинения г-ва Рубакина нельзя будет обой-
тись», — писал Ленян-
	Присланное в дар Советскому государ-
ству ценное собрание книг Н. А. Рубакина
является, по’ существу, его второй личной
библиотекой. Первую он составил, еще
живя в Петербурге. Она насчитывала более
100 тысяч томов.

Задолго до Великой Октябрьской рево-
люции, перед, от’езлом в эмиграцию, библно-
граф’ безвозмездно передал свое первое со-
брание книг городу.

В 1919 году Н. А. Рубакин основал в
Лозанне институт библиопсихологии, кото-
рым и руководил до самых последних дней
жизни, Живя за рубежом, Н. А. Рубакин
поддерживал связь е родиной, следил за
ее успехами, вел обширную переписку с
советскими научными учрежнениями.’ Роди=
	не он завешал и труд своей долголетней
жизни — библиографические работы’ и
исключительную по своему богатству Лич-
ную библиотеку:
	  НО возникло второв: нужно дать т а РЕВ НН ие р Е
ее fifamamantain Eta, -HHCTDYETBDYCT Wx. Заведующий! межбибли-
	отечным ‘абонементом, работник с почти
50-летним стажем М. Рабинович любовно
подбирает. книги AIA Новего контингента
сельских : читателей.

Что можно еше сделать? Когда этот
вопрос ставишь себе упорно, ежедневно,
то ответы приходят сами cobch — их
подсказывает жизнь.

Можно открыть филиалы библиотеки в
крупных совхозах. Придумано, облумано и
осуществлено. Можно послать передвижки
для колхозных полевых етанов. бкомплек-
тованы и посланы. Можно вести и устную
пропаганду книги, Секретарь партийной
организапии библиотеки, опытный библио-
граф М. Г. Бригадиров берет на себя эту
работу. Он елет из района в район, бе-
седует с колхозниками, консультирует аг-
рономов, делает больше ста устных биб-
лиографических обзоров.

Что можно сделать вще? Помощь работ-
никам сельского хозяйства’ оказалась дей-
ственной. Почин ленинградских рабочих
подоказывал следующий шаг — организо-
вать такую же помошь работникам про-
мышленности в вытолнении пятилетки в
	РНИИ, ПАИНМИИНИНИТНИИНАНИ
	стл  Говорит библиотекарь
	спепиальное решение о библиографической
рекомендательной литературе. Встати, на-
поминает тов, Олишев, в тот год указате-
лей было издано в два раза больше, чем
сейчас. Государственная научная библио-
тека, Академия наук, Институт мировой
литературы имени Горького почти не вы-
пускают библиографических указателей.
	«Что читать’» — спрашивает читатель,
«Что рекомендовать?» — разводит рука-
ми библиотекарь, работающий вдали от
больших городов. лишенный возможности
посоветоваться с опытным  библиографом.
Многие областные библиотеки — Горьков-
ская, Ростовская, Кировская — по своей
инициативе начали излавать рекоменда-
тельные указатели. Почему же Москва,
пентр советского книговедения, плохо по-
могает десяткам тысяч библиотек?
	QO многом давно пора окончательно до
говориться. Справедливые упреки выска-
заны по адресу Комитета по делам куль-
турно-просветительных учрежлений при
Совете Министров РСФСР, и КБогиза, и
ВИСПО. Почему, например, профсоюзные
библиотеки, обслуживающие  многомилли-
онную армию промышленных рабочих, ио-
оставлены па второе место по снабжению
книгамя? Разве единетвенные в Магнито-
торске и Сталинске профсоюзные библиоте-
ки. насчитывающие десятки тысяч чита-
телей. менее значительны, чем районная
библиотека в Галиче ити областная в ho-
	cTpome!
Появление на трибуне  замести-
теля директора Когиза тов. ИТиряева
	было ветречено в зале большим оживле-
пием, которое само по себе говорит и о
серьезных претензиях, пред’являемых этой
организации, и о том, что она еще слиш-
ком медленне перестраивает свою работу.

«Правильно распределять и правильно
рекомендовать книгу»,—вот мыель, кото-
poll проникнуто большинство выступие-
НИЙ. :
	Из Лкутии и сальских степей, с побе-
режья Варенцова моря и с гор. Дагестана
приехали в Москву верные друзья книги—
передовой отряд советской интеллигенции.

Двадцать четыре года не видела Москва
такого широкого слета библиотекарей.
Были совещания, семинары, конференпии,
но такого бользшото с’езда не было ¢
1924 года.

Сколько перемен произойло за это вре-
мя! На стендах выставки, устроенной в
фойе Центрального дома Врасной Армии, —
имена и названия крупнейших библиотек,
возникших одновременно с новыми горо-
лами. Во многих областных центрах по-
явились библиотеки-гиганты, которыми
могла бы гордиться любая столица мира. По
общему количеству библиотек наша страна
уже давно выпила на первое место. Цифры
Талуют, наполняют гордостью. Еще до
вейны в СССР одна библиотека. приходи-
лась на 2.197 человек, в то время как в
США — на 20.330 человек, в Италии —
на 20.211, в Японяй — на 70 тысяч.

В Советском Союзе насчитывается 250
тысяч библиотек. с общим количеством бо-
лее полумиллиарда книг.

Убелительные материалы выставки от-
ражают невиданный размах библиотечного
строительства. Возник ряд проблем, нако-
пились многочисленные вопросы, кажу-
шиеся на первый взгляд второстененными.
Но для людей, находящихся, как сказала
одна из делегаток, «в передовых окопах
культурного фронта», второстепенных BO-
просов нет.

Миллионы советских люлей занимаются
самообразованием. Вуда они приходят за
помошью? В библиотеки! К сожалению, не
только маленькая сельская библиотека не
может дать исчернывающий упазатель ли-
тературы. но даже столина пе в состояпии
BAK следует ндхочь читателю.

Лиректор Государственной библиотеки
CCCP имепи Ленина В. Г Олишев напоми-
	большинство  выступле-  диться на благо народа.
	В добрый час, друзья.
	В Гослитиздата осуществляется издание щенные творчеству великого драматурга,   нает, что в 1940 году ЦВ ВВШ(б) принял