Бори БЯЛИК
	na

В украинском селе Мануйловка
	Горьким.
	Так мы попали в Мануйловку и през
красно прожили лето. В Мануйловко po
дился наш вын Максим,

Алексей Максимович быстро перезнако-
мился с наиболбе передовыми кресуьяна-
ми, устроил хор из парубков и дивчат,
возникла мыель ставить спектакли, Рабо-
та закицела. Сами шили костючы, рас-
крашивали декорации. Алексей Максиио-
вич был и за режиссера, и за актера,

Ставили «Мартыпа Борулю», «Назар
(тодоля» и другие украанские  пьееы,
Ставили и русские — «Чужов добу
впрок не идет». Устраивали  импровизи-
рованные концерты, В’ пьесах и конце.
тах участвовали местные крестьяне, учи.
теля и нвизменно Алексей Максимовия,
Весело проходили спектакли, а еще весе.
лее — подготовка к ним. После спектаг-
лей часто устраивались вечеринки,

Алексей Максимович был очень your.
чен этими постановками. Когда. во второй
наш приезд в Мануйловку, в 1900 roxy,
я поехала в конце лета в Нижний снять
на зиму квартиру, Алексей Максимович
поручил мне убедить №. С. Станиелавско.
го прислать ему свой режиссерский эк-
земнляр «Возчика Геншеля», так как от
задумал поставить его в Мануйловее,
Прислать свой экземпляр Станиславский,
конечно, не мог, да и поздно было 1а3-
чивать новую пьесу. Лето кончилось, по-
ра было возвращаться в Нижний,

Алексей Максимович к этому времени
совсем окреп, все признаки болезни ис-
чезли. :

Дружба Алексея Максимовича с мануй.
ловцами не прошла бееследно: йз многих,
как мне рассказывали, вышли деятели pe-
волюционного движения 1905 и 1917-—
1918 годов и участники подпольного дви.
жения против немецких оккупантов,

Сейчае, как сообщают мне мои старые
друзья из.Мануйловки, это старинное yr
раинское село, полностью разрушенное
немцами,, быетро восстанавливается, He-
чалось восстановление и. комнаты-музея,
Возобновились традиционные торжеетвен-
ные народные с’езды памяти А, М, Гор».
Кого в день 6@го кончины,
	После смерти Алексея Максимовича
Горького колхозники украинского села
Мануйловка Полтавекой области решили
а pw aay wt хат KOMHAaTY-
	организовать в одной из хат Кое:
музей любимого писателя. В 1939 году
музей А. М. Горького в Москве прислал
в Мануйловку экспозиционный материал
и бюст Алекеея Максимовича работы
скульптора Н. Крандиевской.

С тех пор ежегодно, 18 июня (Дата
	смерти писателя), в Мануйловку со всех
cannon Уктаины  с’езжаются чествовать
	концов Украины с’езжаются Чет
память А, М. Горького тысячи людей. На
чптинге перед музеем выступают  пред-
	“ставители партийных и советских орга-
	низаций и местные колхозники, Сред
Teena omauttam Aterean Maren.
	которых многие помнят Алексея мавси-
мовича. _

.. В конце 1896 года Горький тяжело
заболел обострением туберкулеза легких,
первые признаки которого у него  появи-
лись еще раньше, Врачи предписали He-
медленную отправку его в Крым. Денег
не было. Получив из Литфонда сто РУб-
лей ссуды, мы приехали в Крым* и устрои-
лись в пансионе в Алупке.

Первое время болезнь туго поддавалась
лечению. Перелом наступил лишь после
того, как Алексея Максимовича, начал
лечить доктор Александр Николаевич
	‘Алексин, который вызывался из Ялты К
	наиболее тяжелым больным.

Большую часть дня, по совету Алекси-
на, Алексей Максимович проводил в пар-
ке. Как-то к нему подошла немолодая
стриженая дама с крупными чертами
приятного лица. У нее был Фотоаппарат,
которым она усердно снимала виды пар-
ка. Ей хотелось сфотографировать и Горь-
кого, на. что он согласился с неохотой.
Это была Александра Андреевна Орлов-
ская, урожденная — Ширияская-Шихма-
това из Мануйловки. Весной, уезжая к
себе, она уговаривала нас провести лето
в ее родном селе. Рассказывала о приро-
де, о чудесной реке Пеёл, товорила, что
там можно дешево и удобно устроиться,
		Труд, творчество, борьба
	SBE все чаще и чаще--и это вполне
естественно в наши годы великих трудовых
битв — вспоминаем, говоря о‘ Горьком,
замечательные слова, пройзнесенные им
в 1928 году в Тбилиси: «Если бы я был
критиком и писал книгу о Максиме Горъ-
ком, я бы сказал в ней, что сила, которая
сделала Горького тем, что он есть... за-
включается в том, товарищи, что он пер-
вый в русской литературе и, может быть,
первый в жизни вот так, лично, понял ве-
личайшее значение труда, образующего
все ценнейшее, все прекрасное, все вели:
коё в этом мире». Эти слова приобретают
для нас особенно волнующий емыел, если
мы вспомним, что они были произнесены
в том городе, где Горький начинал ‘свой
творческий путь, когда был сначала моло-
зобойцем, а затем отметчиком Тифлисских
железнодорожных мастерских. Сам Горь:
кий никогла не забывал 06 этой важной,
решившей его судьбу поре, его жизни. То,
что было им так ясно сформулировано в
1928 году, он высказал на языке искус=
ства еше в 1901 году, создав образ маши-
ниста Нила; в котором было что-то и. от
тифлисских железнодорожников ——: друзен
Горького, и от него самого, молотобойца
кузнечного иёха, и в котором вое это. 0с-
ветилось зарницами начавшегося револю-
дионного под’ема. С Езвой силой зазвучали
тогда слова Нила о радости жизни, о рз-
дости, которая в том, чтобы бить молотом
по красной, жгучей массе. металла, чтобы
мчаться на паровозе осенними ночами
сквозь пожль и ветёр, и главное, в. том,
	чтобы «вмешаться в самую гущу жизни...
	Тому-—помешать, этому-—помочь..:» 3

Труд и творчество изображались и до
Горького, но высшее, чего достигла пред-
шествующая литература, заключалось ли-
бо в сочуветвии людям труда, когда труд
понималея только как бремя, либо в про-
славлений творчества, ‘когда. оно понима-
лось только как нечто духовное. Горький
первый показал труд как творчество, рас-
крыв его духовное п эстетическое содер-
жание и начав тем самым новую эпоху в
мировом искусстве. Когда будет написана
история советской литературы, станет яс-
но; какоё огромное значение имела для сэ-
ветеких писателей горьковская repoHue-
ская поэзия труда. Тогда раскроются с но-
вой стороны романы Глалкова, показавшие
поэзию трудовых процессов; «Педагогиче-
ская поэма» Макаренко, созданная под
трямым влиянием Горького и рассказавшая
о могучей воспитательной силе <иволы
труда»: своеобразные произведения Ильи-
на, гле вся действительность, каждый
предмет, каждая вешь даны как воплоще-
ния человеческих деяний; замечательные
сказы Бажова, ограненные художником B
богатства рабочего фольклора; и все мно-
тообразные создания советских писателей,
	выражающие. новое мироощущение сС9вет-.
	ского человека, который, по выражению
Торькего, «наполняет время. своей рабо-
той и осознает весь мир как свое хозяй-
ство».
Но еще больнее значение имеет то, что
в произведениях Горького пафос твэрче-
ства оказался неразрывно слатым с пафо-
сом борьбы, что Горький признал достом-
ным высокого наименования творчества
лишь тот труд, лишь ту науку и то искус-
ство, которые направлены на вметатель-
ство ‹в самую гущу жизни», на благо на-
‘pora. }
	Вот почему OH рисовал как подлин*.
	ного творца рабочего-революционера Нила
и вот почему он, в сущности, отказывал
в праве на это наименование «детям солн-
ЦПа»-=тем ученым и писателям, которые
пытались спрятаться от жизни в «науке
для науки» или в «искусстве для’ искус-
ства», В образе Протасова в пьесе «Дети
солнйа» Горький показал ученого, который
стремилея разгадать загадки природы, но
створачивалея от всего, что происходило
вокруг и становился жалкой, трагикоми-
ческой фигурой. Горький не отрицал бла-
тих намерений Протасова, но тем более
сурово осуждал в нем THU ученого, чуж-
JH подлинно ‘революционной, подлинно
творческой науке.

Фигуры такого рода Горький изображал
в своих произведениях не раз. Писатель
Мастаков в пьесе «Чудаки» произноейт
много хороших слов о радости творчества,
о презрении к страданиям, о необходи-
мости видеть и показывать светлое в жиз-
ни, Он даже верит в эти свои слова, хотя
з «Заметке для артистов» Горький сделал.
характерную оговорку о Мастакове: «в
‘каждый данный момент некренен». Но Ма-
стаков не борется со злом, а отворачивает-
ся от ‘него, он сам признается; чт10 он
«хитрый», что он играет роль «блаженного
и дурачка», прячась эт ответственности
за свои поступки, за вее, происходящее
вокруг. И его творческая программа соот-
зетствует этой его жизненной позиции: он
хочет рисовать светлое в жизни, но peli.
тельно отказывается OT задач критики й
борьбы. Он говорит: «Я же не сатирик!»
Мы лучше поймем значение этих слов Ма-
стакова, если вепомним, что сам Горький
говорил в те годы о необходимости «нового.
Щедрина» и создавал такие произведения,
хак «Городок Окуров» и «Русские сказки».

Протасову и Мастакову близок и герой
незаконченной пьесы Горького «Яков Бо-
томолов»—инженер, мечтающий о преобра-
жении природы, но не вилящий, не желаю-
пой видеть, кому и чему служит в дейет-
внтельности вся его деятельность.

Товоря о Богомолове и о персонаже дру-
той горьковской пьесы-—вредителе Сомове,
pop. Юзовский писал, что это — «две
фигуры; о которых можно сказать, что они
полемическн направлены друг против дру-
та и представляют две непримиримых точ-
хи зрения на мир», что в их лице «вра-
ждебные философии воинственно сталки-
ваютбя друг с другом». Что же’ это за
«враждебные философии»? 0 «философии»
Сомова долго говорить не приходится, это—
чистейший фашизм. А философия Богомо-
това? Это; оказывается, социализм, ком-
мунизм, ибо Богомолов говорит о радости
труда и творчества. «Сила Богомолова не
в негативности; отрицании; сатире, кри-
тике; его дело — утверждение положитель-
ного начала в жизни,—указывает при
этом критик.-—0 Богомолове можно ска-
зать, что он: млаленец, устами которого
	№25
	ЛИТЕРАТУРНАЯ Г
			Тлаголет истина —— истина, принадлежащая
Горькому» !. Но в чем же заключается
истина Горького — в том, что человек,
‘пусть даже искренне, товорит о радости
труда, но не способен бороться ва то,
чтобы труд стал действительно радостью?
В том, что человек товорит о своей твэр-
ческой деятельности, He замечая, He
желая замечать той «детали», что сам он,
практически, лишь слуга жалкого тунеяд-
ка? В этом веем-— истина Горького?! Мо-
жет быть, не стоило бы вспоминать о
статье, из которой здесь приведены цита-
ты, если бы не одно обстоятельство.
Статья эта не прошла бесследно, она ока-
зала определенное влияние на группу на-
ших актеров, поставивших несколько сцен
из пьесы «Яков Богомолов». Эта постанов-
ка находится в полном соответствии с ука-
занным взглядом на героя пьесы. Здесь ве
‘передана вся сложность торьковекого от
ношения в этому герою, здесь не звучит
ни малейшей нотки осуждения по его ад-
ресу. Можно ли уливлятьея тому, что ав-
тор статьи «Сомов и Богомолов» OTRAHK-
нулея на эту постановку  вооторженной
статьей «Испытание сценой»? 2? Так «ис-
пытали» друг друга критик и актеры —
поемотрим, однако, как «испытала» эту
проблему сама жизнь.

Напомним, прежде всего, что такие o6-
разы Горькото, как Протасов и Богомолов,
отражая явления старой русской действи-
тельности и  свидетельствуя о борь-
бе Горького против мнимо «надклассовой»
позиции «детей солнца», против «науки
для науки» и «творчества для творчест-
ва», заключали в cebe, вместе с тем,
важное полемическое содержание. Они, эти
образы, были’ противопоставлены тем фи-
турам, которых сочувственно рисовали в
своих произведениях некоторые западно-
европейские писатели конца ХХ и начала
ХХ. века, — фигурам ‚ интеллигентов-гума-
нистов, пронивнутых стремлением  «тво-
рить добро», но органически не способных
бороться со «злом жизни». Авторы таких
произведений, отмечая этот недостаток
своих героев, выражали им сочувствие, но
не осуждение, ибо сами занимали, В сущ-
ности, такую же позицию и не могли или
	‘не хотели подняться до революционного гу-
	манизма, гуманизма борьбы. Действитель-
	ность уже не раз показала, что такая по-
	SHU почти всегда приводила к капитуля-
‚ции перед «злом жизни» и что Горький был
совершенно прав в своей переоценке «дэ
тей солнца», в низведении их из трагиче-
ского в тративомический план. Действи-
тельность сегодняшнего дня, судьба ряда
«мастеров культуры» Западной Европы ип
Америки подтвердили эТо с особенной на-
тлядностью. Разве мы неё видим сейчас,
Rak буржуазные ученые, помогающне ar-
рессивнейншим силам империализма гото-
вить орудия массового истребления, пы-
таются оправдаться ссылками на «вне-
классовую», «общечеловеческую», «коемо-
политическую» ценность: достижений науки
й техники? И что меняется на деле от то-
то, искренен ли при этом тот или иной
ученый, или только «в каждый данный
момент пекренен» пли просто лицеме-
‘рит,—факт остается фактом: их богомоло:
вы не только не столкнулись «воинетвен-
Но» с их сомовыми, а ужилиеь с ними и
помогают им. a я

Нет, одних слов о значении, о радости,
о величин труда мало! Они остаются пу-
стым звуком, если труд не соединен с
борьбой за  раскреношение труда, всан
творчество не подчинено’ ясно осознанным
передовым идейным ° целям. Значение
Горького заключается ив только в том, что
он раскрыт и показал духовное, физо-
софское, эстетическое содержание ‘труда,
во и в том, что так же глубоко раскрыл
и так же ярко показал ето общественно-
политичеекое содержание. . Роль труда B
процесее очеловечения человека — именно
эта тема нашла свое всестороннее освеще-
ние в работах Ленина и’ Сталина, поевя-
щенных бсопиалистическому соревнованию,
в их высказываниях о ростках коммуни-
стического отношения к труду. «Люди ра-
ботают у нас не на эксплуататоров, не
для обогащения ‘тунеядцев, & на себя, на
свой класс, на свое, советское общество,
где у власти стоят лучшие люди рабочего
класба, — говорил Товарищ Сталин, of-
ращаясь в стахановцам. -—= Поэтому-то
труд имеет у нас общественное значение,
он является делом чести и славы». Вот
это общественное значение труда, которое
одно только и может превратить его в
подлинно свободное и подлинно радостное
творчество, — первый раскрыл в художе-
отвенных образах Горький.

Не случайно в последних больших про-
изведениях Горького — в «Моих универси-
тетах», «Деле’ Артамоновых», «Жизни
Ranma Самтина»-—даны такие замечатель-
ные картины коллективного труда. Не слу-
чайно здесь играют такую важную прин-
пиниальную роль зарисовки редких момен-
тов; когда радость творчества вепыхивала,
в народе даже в условиях старой подне-
вольной жизни. На этих страницах горь-
ROBCKHX эноней лежит отевет статей
Ленина о социалистическом труде. А по-
священные этому вопросу развернутые вы-
ступления Горького последних лет были
прямыми  откликами на высказывания
товарища Сталина 0 труде как деле
доблести и геройства. Это проявилось , ¢
особенной силой в докладе Горького на
с’езде советских писателей, тде главное
значение имеет, в всущноети, указанная
тема: о труде как великой силё, ‘очелове-
чивающей человека. Для 1670, чтобы «вы-
прямить» человека, «выпрямить» его ду-
ховно и превратить в Человека с большой
буквы, —— необходим социалистический
труд. Вот этому новому, невиданному тру-
ду, такому труду, о котором прежде можна
было только мечтать, — и пел славу
Горький.

И если в социалистическом труде заклю-
чены уже зерна. коммунизма, и если имен-
‘но Горькому было первому дано запечат-
леть это в искусстве, то разве не яено,
что значение его творчества He может
уменьшиться со временем? Напротив, зна-
чение его будет расти и расти е каждым
нашим новым шагом вперед, с каждым
новым приближением нашей страны Е ком-
мунизму,

` 0. Юзовекий. «Сэмов и Богомолов». «Театр
№ 5—6 1946 г. erp. 68, п.

? Ю. Юзовский. «Испытание сценой». «Совет.
ское искусство» № 25 от. 20 аюня 197 2
	Алексей Максимович Горький
		з встреч с
	Л. ПАСЫНКОВ
	машина остановилась, потому что на
дорожке стоял Алексей Максимович. Он в
серо-голубой рубахе, повязанной светлым
шерстяным галстуком, в светлом костюме,
в азнатеков тюбетейке, в туфлях светлой
кожи итальянского покроя, мягких и удоб-
ных для больных ног. — ,

Наклоняет голову к окошечку автомо
биля. За стеклом вижу усы, выгоревитие
на солнце лет и Сорренто, жидковатые усы
старика. Горький всегда сутулилея, было
это, казалось, не только от худобы, неду-
та, но и от внимания к вешам, в Людям,
5 которым прислушивался, как музыкант
в звуку струны. H теперь он наклонился
крылато; открываемую дверпу придержи-
вает рукой, рука его бледна.

Мне трустно видеть 6го стариком.

Когда-то не узнал. его, когда увидел
впервые. Влюб: ленный в его ранние 10} -
треть, я увидел тогда сорокатрехлетнего
Горького в крахмальном белье, стрижено-
ro, без кудрей —— и не то что пережил
некое разочарование, а должен был
потратить минуту, чтобы примириться с
тем, что мой Горький, автор многих то-
мов любимых книг, уже немолод.

Он стар. Горький стар? Жаль!.. Я по-
щалея с тем, что и мне уже давно пе при-
надлежит, — с моей читательской моло-
достью, се тем временем, когда дрожащими
руками  Тазрезал — лазоревые ‘книжки
«Shania, , :

Позже тости пошли купаться на Мо-
скву-реку, —сижу с хозяином на плошалке
лестницы; Алексей Максимович рас спраши-
вает о прожитом, осторожно: осведомляется
о работе. ‘Говоря, о Кавказе; \ пербмежабт
беседу своими кавказскими историями,

— Вот вы пишете о пережитках. ро-
да, — говорит он, чертя `бескаблучной
туфлей по земле. — Одинок был там
нелавно человек, верно?

— Тенерь этого нет.

—щ Разумею! Нет и не можёт быть. Но
все ли сделано? Человека ‘нало mpKeb-
щить — пусть делает хоть самое незамет-
ное, но общее, советское дело, и непремен-
HO — пообширней...

Помолчали.

— Скажите, пожалуйста, кто ж он
был, человек, в-своем роду?

— «Лошадиная: дробь»! Tounure, У
Успенского справка о наличии лотхадей у
бедных крестьян — не лошадь на двот, &
лошадиная дробь.

— Ножалуй, так. Пожалуй, вы —
правильно. Что ж чувствовал этот чело-
век? Чувствовал, вероятно, — так, мол,
и должно быть!

Горький стёр начерченное на земле:

— Отсюда видно, Kak огромна роль
Иосифа Сталина. Человек он — npecae-
	дуУюшии в людях 100бь, и вилит он He
	телько назначение человека, а и значение.
А это очень, очень ‚важно...

Гости возвращаются с купанья. Алек:
сей Максимович, раздувая жилы на по-
датливо краснеющей шее, кричит, как пз-
рень на селе:

— 0го-го-го...

Й подмигивает мне, знай наших.

Он торопится к площадке, садится на
скамею, с удовольствием глядит на MOR-
рые лица.

— Ишь ты, — говорит. с завистью и
крякает.

Становится прохладно. Острей ‘тянет
снизу водой, табаки оживают, белые стре-
лы-цветы расширяются, распространяя
первое, предвечернее смутное благовоние.
Сътро.. Горький сидит на скамве, подняв
хулые плечи; в бледных усах играет рез-
вый, сгущающийся холодом ветерок. Алек-
сей Максимович тевнит, а может, и: не.
	жится, — в Сорренто ветра — горячие,
крутые, дыханье сирокко.

— Ишь, мокрые. — завистливо тгово-
	рит Алексей Максимович, глядя на ry-
ляющих, — ая — не могу сходить вниз;

сердие — ни к лешему, 167 а
фантазирует он. :
	Но он не хочет утешений,

— Ничего! — дланные ноздри чуть
раздуваются. —— Скоро станут изготовлять
алюминиевые. сердна, о чем и ставлю вас
	в известность. Вещь портативная, лег-
вая...
— Этого не будет, Алексей Максимо-
ВИЧ.
	Ему не нравится печаль, он притво-
ряется и хлопает собеседника по спине:

— Будет. — ИП выпрямляясь, говорит
якобы   3bIUHO: — Веененременно! Алюми-
ниевые сердца, а? Предиочтительно два
нметв; они не дороги, одно ношу в. груди,
другое запасное — в жилетном кармане.
Еели нужно — заменил, дальше пошел.
Практично и удобно. чорт. возьми.
	ны
	песа волк. Да, ручной волк. И на дочерей   Мнотое, о чем еще сегодня говорили —1
	превосходных советских писателях, pac
цвете театра, трудколониях, тайнах физ:
ческого устройства сердца, о Вавказе п
Угличе, о комсомоле, о Днепрогасе и 10.
стройке второй в мирё плотины-пломбы в
Аварии, в Гергебиле,— всё это сложилось в
`в день; неизменен был только один й3е
‚ритель времени — сам Горький. Всё тах
же он видел в каждом человеке его чело.
веческую равноценность, все так же 04
говаривал с людьми без «внутренних ди:
станций», все так же собеседник, — ви
б он ни был, — He попадал в состояние
господина Прохарчина, который «с Нап
леоном сравнялся», как у Jlocroeseron,
Горький оставался для всех близким, by:
дящим во всех бережную любозналел
HOCTS.. - а ow

Очень поздно. Шофер ссадил’ гостей,
кроме мёня, живущего на далеком кр
Москвы. у

— Читаю вто книги. А что, позволь
узнать, Горький высшее кончил? ~
—~ Her, Hpowrnre «Мой увиверси
ТЫ». , oo

— Все-таки учился в ИЕ &
не закончил?

— Her. On a 8B средней. школе №
Учился.

— Сам дошел?

— Cam.

— Ta-atl

Долго молчал шофер.

— А все ж, предвидится ему замена!

— Пока не предвидится.

_ Долго вертит баранку руля, петаит m0
улицам; осторожно спрашивает:

— А кого первого ссадня, —= как 0!

~~ Вритик.

Спрашивает:

— Может заменить?

— Нет. Горький очень большой ку
THR,   но не только критик.

— А второй?

= Редактор. Хороший редактор; 34
ной быть не может.

-— Hy, a молодой, которого туда Bea!

— Очень хороший писатель.

— Не может?

— Нет! Горького не может...

Спустя минуту:

== Извините. Давно вы работаете?

— Больше двадцати лет.

— А себя как полагаете?

Смеюсь:

— Насчет «замены» = ни-ни...

— Вот какое дело, —е груствым изум-
леньем протягивает шофер.

Он говорил так, точно великие учителя
жизни, неслыханной громадности писате-
ли не должны переводиться, так как э10—
в убыток государству, .

— Может быть, скоро будет?

Говорю:

— Но Горький — неповторим,

Шофеу, словно с укоризной, молчит 2
самсто Измайлова,

Схожу:

=— А все-таки, счастливый зы, —
вздыхает шофер.—Цельный девь uporo-
верили е ним,

„.Вепоминаю  старика-швейцара №
Кронверкском; 34 года назад каждему,
входящему в под’езд, старик говорил 6
улыбкой сочувствия, оглядывая — (а ви-
ден ли край рукописи. из кармапа wat
под бортом пальто:

— В Пешкову? Дома!

— А можно?

‚ — Раз дома — к нему всегда можло.
Он ждет. вас.
— Мена он не знает.
	— Эва, не знает. Оп всех знает и под
килает.
	Сторож парка, абхазен на Афоне, —
вслед удаляющемуся с молодыми людьмя
Горькому: -

— Каждый год жизни отдал бы eMy..
я уже считал провожающих: хватило 6
ему! ее

И еще раз сосчитал провожающих 118:

зами, с изумлением простого, но Невыйдл-
нимого желания, прибавил:
	— Но. полгода, вижу, отадт пт
	OS ENN EE

хватит. Ему б хорошо, и всявому челове
KY хорошо бы!

старика обратите внимание, ни одна не
вышла замуж... еланье есть, деньги
вод.

Й хохочет.

Он садится, Повесть, видимо, еще не
сложилась, Но уж в достаточной полноте
вырисовалась, как ряд наметок; эти на-
метки он и предлагал мне, гостю. А гость,
холодея, а затем и со страхом слушал.

На каком могучем сквозняке стоял я
тогда. Вто еще открывал мне так много,
дарил столько? Никто!

Ведь тот город, который «предлагал»
мне Алексей Максимович, существовал, —
это его Дрёмов в «Деле Артамоновых»: не
бумагоделательная то была машина, а-ко-
тел, не волк, а медведь. И веё это было
	прелложено мне! Мне? .
	Н какая вышла книга У этого неразо-
ряющегосея расточителя своих богатств.
Есть сорт темного «черного» перламутра.
Qn Tak же, как и белый перламутр, со-
храняет всю нежную тамму. Могучая, 606-
вая, бъющая в цель книга.

_ — А помните, Алексей Максимович,
какой сюжет вы мне однажды предложи-
ЛИ? — ВЫПАЛИВаЮ.

Алексей Максимович качнул головой, —
нет, не помнит, Я совсем ве убежден в
TOM, что он забыл, но я «великолушней»
его п не напоминаю ему подробностей.

. * xt

Надо ехать. Ночь. Пути — километров
пятьдесят.

Алексей Максимович взволнованно Улы-
баетея:

— Мне-то спать? Что выдумали!

Ему нужно было отдохнуть более полу-
суток назад. Пред тем как отпустить, ‘он
каждому — с серьезным видом — вотря-

_хивает руку и глядит в липо. С
  da одвой из дверей щелкают биллнар-
‚ные шары, развлекаются оба пофера.
	—щ Давы хоть не все сразу уезжайте, —
	молит Алексей Максимович.
	Прервав свой обед, состоящий преиму-
щественно из хл60а и огурцов, он прино-
сит белые картоны 6 навлеенными лило-
выми бумажными рисунками: олени. са-
	Змоеды, лопари. Ito дотевие рисунки, ско-
	пированные писателем Всеволодом Лебеде-
вым. Горький с радостью говорит о детях,
их таинственных и как бы преждевремен-
ных способностях.

После обеда Горький, не желающий,
видимо, 9106 я зазнавалея, обращается Ко.
мне и громко, к моему ужасу, говорит:

— А помните «Князя Myx»?
	— Помню, — товорю, леденея, = но
ВЫ-Т0... как вепомнили? .
— Ha уж помню. = Алексей Marcn-
	цович ноглаживает усы.

В 1915 или 1916 году я принес ему
роман «Анязь Мух» = произведение поз
раженческое; первым оно поразило и уло-
жило автора. Горький тогда мне коротко
сказал, что исторические романы некто
Флобер писал лучше меня. Я в этом не

бомневалея, но, услышав о  Флобере,
с’ежилея.
	Алексей Максимович поглаживает усы,
He спуская пристальных глаз:

— Здорово наворочено было!

Чувствую, мою работу он лучше пом-
нит, чем я сам. Неужели за эти шестна-
дцать громадных лет, живя исключительной
жизнью среди исключительных людей, он
сохранил в бездонной и подробной своей
памяти неудачу одного из бесчисленных
своих посетителей, молодых неумелых ав-
торов. <

Думаю, что Алексей Максимович через
всю жизнь помнит людей не только по
именам-отчествам, особенностям; и тут не
проста цепкая, нагая, как пять пальцев
и ладотка, память, а память сугубо TRop-
ческая, так как Горькому для подтвержде-
ния его идей нужен огромный материал.
Так вот какая нужна структурная почва,
выражаясь языком атрономов, чтоб в30-
шел такой обильный, ‘всегда обильный
урожай чуветва, мысли.

Вспоминаю тему. прелложенную мне
Горвким летом 1916 года.

Взять семью. Непременно маленький
городок, по-своёму серый, по-своему жи-
вопиеный. Родоначальник семьи затеял из
местных торфов готовить картон и обер-
точную бумагу или, к примеру, строить
комевенный завод... Жестокоствю родона-
чальник сконил денрги. = жестокостью и
недовданием семьи. Вот везут бумагодела-
тельную машину; сам Хозяин подставил,
для примера рабочим, плечо, а машина и
завались...

— И наш хозяин, — товорит Горький,
все еще не глядя на тобтя, блуждая
взглядом по окнам, — тут и дал маленько
соку. Но машину. всё же поставили. Xo-
зяин подлечился. И, когда давил рабочих,
вспоминали ему, как сам он лежал под
мантиной. _
	— Вы, конечно, по-своему... по-своему
постройте, — нетернеливо говорит  Але-
ксей Максимович п взглядывает. — Начав
© портрета, непременно продолжьте пор-
третами семьи. Слепые, жадные существо-
вания, ничтожные и обильные смерти.

Он ветал, стронув краем пиджака мунд-
WITVK папиросы и роняя ее на пол:

— Ворота представьте себе железные,
кованые, крытые медянкой. А? И. замки
на воротах. Зачем! Не один Замок, — про-
тестует Горький, — на одном васове два
	замка-——один другого пудовеи. [м. — Але-
	ксей Максимович поднимает мундштук. —
А на дворе — исхищенный из соседнего
	— Надоел я вам, — говорит один из
гостей. — Боюсь, зачастил.
С изящной шутливостью, подчеркивая
	мнимую свою угловатость, Горький про-
стирает обе руки и твердит с любовью, так
как он любит этого чрезвычайно одарен-
ного писателя:

—  Врете! Врете-с. Это вы врете, Пэ-
жалуйста, прошу.

Он провожает к дверям и, приглашая
жену писателя, произносит:

— Ho per приезжайте. ^ Станитю ла
	А № че

Bac!
Жмет еще раз руки уезжающим, при-
говаривая:
— И все это вы врете. .
Sarem Yyeamupaer B aptono6axn 7 Roa
	вращается. глаза его брызжут смехом, а
	трудь СиИло-устало дышит. Но он не мо-
жет, не умеет жить без людей... Лицо его
полней, чем два года назад: и розовей, но
лежит под полнотой и красками нечто тре-
вожащее.

Затем он провожает и нас. Пригнулся,
чтобы увидеть лица за стеклом машины,
выпрямилея и поглядел на небо. Табаки
сильно пахнут в холодной, московской
ночи, аромат проникает в автомобиль
сквозь запах бензина и лака. Внизу река,
лес.

От всего ночного веет особых грустным.
	сердце так благодарно, что он жив с
	Автомобиль бесшумно снялся. Алексей
Максимович стоит на пороге, в своих лег-
ких, с раструбами, итальянеких туф-
	© поднятыми жесткими плечами, сухая фи-
гура долго стоит, чуть крылато сутулясь.

Побежала ночная прохлада, побежали
деревни. стога с сеном, вырос бело-черный
шлагбаум, но он не по пути в Дрёмов, а в
Москву, город, в котором миллионы лЮ-
дей думают о Горьком, выросли е его кни-
гами.

Уезжаю с переполненным, уже старым
сердцем. Что ж держит за cepmne?
	То ли, что через тринадпать лет встре-
тились, как это нишут в грошевых рома-
нах, «точно вчера расстались». Нет! Не
вчера расстались, а тринадцать дет назал.