Елена ЗЛАТОВА
		У писателей Jennurpaza
® писателеи пенипграда
	Дискуссия о поэзии
	ЛВНИНГРАД. (Наш корр.). Три дня
продолжалась в Доме писателя им. Мая-
ковского дискуссия о поэзии. С докла-
дом «Русская поэзия в 1947 году»
выступил А. Тарасенков. Изложив основ-
ные ноложения доклада на ту же тему,
сделанного им на собрании в Москве (см.
«Литературную газету» от 4 февраля),

Тарасенков дополнил свои высказыва-
ния отдельными примерами из творческой
практики ленинградских поэтов. С содо-
кладом о публицистической лирике высту-
пил И. Эвентов.

— Несмотря наряд интересных и значи-
тельных произведений опубликованных
поэтами в 1947 году, итоги минувшего го-
да свидетельствуют о том, что современ-
ная русская поэзия отстала от прозы, — с
этим выводом, заключавшим обзорный ‘до-
клад А. Тарасенкова, согласилось боль-
шинство товарищей, выступавших в пре-
HH AX.

Анализу причин отставания поэзии были
посвящены многие выступления.

— В каждом, кто любит советскую поэ-
зию, в частности лирику, — указала
О. Берггольц, — 1947 год не может не
вызвать чувства неудовлетворенности и
тревоги. В лирических стихах 1947 года,
однообразных по тематике, — интонации,
эмоциям, нет под’ема, борения, характерных
для лирики военных лет. Поэзия занялась
констатацией: была война, теперь на месте,
где шли бои, мы строим, восстанавливаем;
глубокого, идейного развития послевоенной
темы незаметно. 7

Чувства и мысли советского народа дол-
жен передать поэт, выражая в индиви-
дуальном то общее, которым мы живем.

— Некоторые критики, _— продолжает
О. Берггольц,—неправильно понимают тинпич-
ное, как нечто среднее. Они устанавливают
незыблемую шкалу поступков для людей
тех или иных профессий... Подобного рода
требования затрудняют движение лириче-
ской поэзии, приводят к безличным, равно-
душным стихам.

А, Гитович решительно не соглашает-
ся с мнением докладчика, что в поэме
С. Кирсанова «Небо над Родиной» виден
значительный шаг внеред в творчестве это-
ro поэта.

— Можно ли нам, русским поэтам,
которым дан могучий арсенал  поэти-
ческих средств, — замечает А. Гитович,—
всерьез. говорить о «новаторствез Семена
Кирсанова? Беда некоторых поэтов’ и кри-
тиков состоит в том, что, оставаясь наедине,
	_Усьма читателей
		«— Назовите книгу украинекого пи-
сателя, выпущенную за последнее время,
в которой ярко и убедительно были бы
показаны процессы, происходящие сейчае
	На селе» — такой вопрос был задан

украинским писателям на совещании в
ЦЕ RIE(6)Y.
	зал ответил на него молчанием.

Вопрос был задан украинским нашим
товарищам, HO и мы пе можем He заду-
матьея: что назвали бы в отвег русекие
пиезтели, если бы вопрос был адресован
иМ?.

Конечно, «С фронтовым приветом»
В. Овечкина и его жа сборник рассказов,
«Чарому» Н. Тощакова, «Каменный бор»
Геннадия Фиша, «Алтайский хлеб» С. Вру-
шинского и «Обыкновенные люди» В. Фо-
менко. Эти книги принесли и продолжают
приносить большую пользу. Но нужно ет-
дать себе ясный отчет в том, как этого
мало не только но количеству названий,
но, главным образом, по охвату жизнен-
ных явлений. В послевоенной  пятилетке
деятельность советекого человека набирает
такой темп, что, пока пишется и издается
книга, жизнь успевает обогнать ее и вы-
двинуть новые явления и проблемы. И
Только тогда может рассчитывать произ-
ведение на долгую жизнь, когда оно хва-
тает далеко вперед.

Но ныенно поэтому нам нужно 0собен-
но внимательно и бережно рассматривать
ве т, что пишется у нас сейчае инте-
ресного, свежего на деревенские темы, в
TOM числе и то, что, может быть, еще не
стало книгой и пока доходит до читате-
ля разбросанным по журнальным и та-
зетным страницам. В этой статье нам хо-
чется обратить внимание читателя на pac-
сказы Ефима Дороша, входящие в Цикл
«Деревенские портреты», печатавшиеея в
«Отоньке» в течение прологе года.
	Могущество человека, вооруженного по-
ниманием законов развития общества и до-
стижениями передовой науки, ‹ безгра-
нично. Вот убеждение, лежащее в основе
этих расеказов.
	В рассказах Дороша разлит нетороплн-
вЫЙ и светлый юмор, который рождаетея
из неноколебимой уверенности в торжестве
сил, устраняющих зло, и в победе жизие-
утверждалющей правды.

Прочный, добротный мир обступает чи-
тателя, мир, созданный «красивой рабэ-
той» и творческой мыслью человека,
установившего самый справедливый строй
на земле. Живонисны и плаетичны детали
этого мира — те говорящие детали, кото-
рые открывают впимательному взгляду ав-
тера и читателя стоящие за ними ботк-
шие явления.

Атмосфера душевного здоровья и 6по-
койной уверенности наполняет  раесказы
Дороша. Их населяют деятели и жизнелю-
бы, которых не иепугаешь никакими
трудностями. Потому-то их сочная народ-
ная речь так щедро пересынана шутками
и лукавыми намеками, потому так полна
достоинства и приветлива их повадка, по-
тому так нетернимо восстают они против
всего, что может задержать их движение
к всенародному › счастью.

«Старая русская литература и  живо-
пись, — пишет Дорош в своем очерке
«Обыкновенная деревня», — оставили нам
сбраз пахаря, идущего за сохой, и сеятеля
	с лукошком. Советская Литература и жи-
BONACh, B ПОЛНОМ cooTBeTeTBuH е ‘действи-
тельность, изображают крестьянина па
мощном тракторе с многолемешными пау-
гами или рядовыми сеялками. По сути
сво6й это один и тот же рабочий пропеее,
	Но ТОЛЬКО Во втором случае он произво-
дится более совершенными ‘орудиями. А
вот образ крестьянина, занятого искузст-
венным опылением ржи, — это прянцини-
ально новый образ».

Союз науки и труда, ставший повее-
дневным фактом, высокая агротехника,
применяемая в массевом порядке,—вот то
принципиально новое, что характерно‘для
жизни колхозной деревни на новейшем ее
этапе. Поэтическое разрешение этой темы
дает Доролг в рассказе «Царь природы».

Вдовая колхознипа приходит к поедее-
дателю сельсовета Бублейнику с жалобой
на сынишку, который не хочет учиться.

«— Ну, скажи, приворожил его кто до
той бригады!»

«— Нехай девчонки учатся... Они учи-
тельками, та докторицами мечтают быть.
А мне и в бригаде хорошо... Я колхозни-
ком буду», — упрямо говорит Ваеилек.

«— Мужиком ты будешь, а не колхоз-
ником!» — гневно возражает ему Бублей-
ник, и, взяв для наглядности муляж ябло-

Центральные технические курсы Мини-
стерства‹ путей сообщения существуют
в Москве вот уже 11: лет.
	На этих курсах обучались и получили
квалификацию техников многие тысячи же-
лезнодорожникоз, в том числе зачинатели
стахановского движения на транспорте: со-
ставители поездов тт. Краснов, Кожухарь,
Герои Социалистического Труда тт. Голуб,
Чернов, Делов и др.
	Знания, почерпнутые на этих курсах, не
только помогли всем этим товарищам успеш-
но спразиться с руководящей работой на
средних, даже старших командных должно-
стях, но открыли для наиболее успевающих

дорогу в высшие технические учебные заве-
дения.

Но, вопреки требованиям жизни и инте-
ресам дела, Главное управление учебными
заведениями Министерства путей сообщения
намерено ликвидировать Центральные тех-
нические курсы. Об этом говорят следую-
щие факты: до сего времени нет приказа
о новом наборе курсантов, хотя он должен
был быть издан еще четыре месяца тому
назад. Здание курсов и лаборатории пере-
	3 мая 1947 года я принял пасеку сель-
хозартели имени М. Горького Бзугинского
сельсовета. Пасека состояла из 43 пчело-
семей, из которых 8 семей были больны
американским гнильном_
	За сезон 1947 года пасека перезыпол-
нила план по медосбору, роению и сбору
воска. Я бережно хранил народное добро,
вкладывал в него всею свою силу и мно-
голетний опыт. Но когда сезон подошел
к концу, меня вызвал председатель колхо-
за К. Г. Шахмелнкян и приказал выдать
ему с колхозной пасеки, без оформления
документов, три семьи пчел.

Я отказался выполнить незаконное при-
казание т. Шахмеликяна. Тогда Шахмели-
кян снял меня с работы, а правление ис-
ключило из членов колхоза.
	Вмешательство районного отдела сель-
ского хозяйства помогло мне восстановить-
ся на прежней работе, но за те Ю дней,
которые я отсутствовал, ва пасеке было
похишено 38 рамок с медом (100 кило-
граммов) и из зимовки 79 рамок (200 ки-
лограммов). Об этом возмутительном фак-
те стало известно Адлерекому  райсовету
	УЧЕБЫ СТАХАНОВЦЕВ
	дано Московскому
транспорта.
	ва, долженствующий изображать земной
шар, он рассказывает мальчику о движе-
нии облаков и распределении влаги, о
структуре почвы и травопольной системе.
Речь Бублейника — простая и образная
это вдохновенный гимн научному земледе-
лию. Он забывает уже о мальчике, сидя-
чщем перед ним, и обрушивается на неви-
AWMOTO своего противника ‘и постоянного
«оппонента» — председателя — соседнего
колхоза, у которого «в завтрашний день
заглянуть — очи сленые! Так мужик же
он, а не колхозник.` Бе колхозник так
сделает, что будет вея наша земля, как
это яблоко, краснвая и полезная. Колхоз-
ник——царь природы!»

Колхозник — категория прежде всего
социальная; как бы ни были великн за-
воевания науки, она не сможет сделать
крестьянина «царем природы» ни при ка-
ROM общественном устройстве, кроме co-
циалистического.

Закономерно поэтому, что в «Деревен-
ских портретах» Дороша рядом се фигурой
Бублейника стоит. фигура совретаря рай-
кома Давиденко. Рассказ «Новый секре-
тарь», где мы знакемимея е «полной авто-
биографией» Давиденко иЗ уст словоохот-
ливого  райкомовекого mogepa Василия
Оверкиевича, посвящен теме, весьма слабо
разработанной в нашей литературе: ^ это
раесказ о стиле партийного руководства.
Василий Оверкиевич, у Которого «глаз на
секретарей опытный», помнит разных: и
Матвея Трофимовича, который был «B
идейности силен», помнит и Влаеия Као-
повича, «сильного в практике», при ко-
тором район был первым по области, п
Валериана Калениковича, у которого стиль
работы был «безвыездный».

«Нрикипит к телефону, ровно малое дй-
тя в цацке, и дудит в тую трубку, чисто
косач на току — аж очи сплющит ‘от
удовольствия. А то еще совещания любил
`сбирать. В самую пахоту або в жнива изо.
вех восьмидесяти колхозов председатели
скачут, на восьмидесяти конях, Ha восъ-
мидесяти ходах, с восемьюдесятью кучера-
ми, — одно слово, Мамай степью идет. И
зудит им Валериан Каленикович. по бу-
мажке... про умелое использование тягла
и рабочих рук». -

Наконец, расеказчик повествует о новом
секретаре. Перед читателем возникает
обаятельный образ большевика, душев-
ного и умного человека, который хорошо
знает, что «живому человеку перед теле-
фоном душу свою открывать не интерес-
но». Ноэтому он «веегда меж людей».

0браз секретаря райкома, при которм
район ‘«загудел, как мотор, когда искра
ету дана», возникает ив других расска-
зах цикла. 0 нем вспоминают, приводят
в пример его умелый подход к людям, ему
	водражают.

нам становится ясно, каким
большим авторитетом — политическим,
хозяйственных и моральным ‘—— поль-
	SYCTCA этот коммуниет у руководимых им
людей; и мы верим, что OH может напра-
вить их волю и разум к осуществлению
коммунистических идеалов.

Потому так естественно звучит лирико-
патетическое заключение рассказа «Новый
секретарь»:

«— Миллионы миллионов семян прини-
Maer сейчас в себя земля, кормить будет
	каждое зернышко, поить... И войдут они в
силу, в богатый рост; & с ними весь Haur
район, вся область, Bea бебкрайняя дер-
жава советская. Как подумаешь, о что и
твоя здесь работа, и Balla, товариш, и вон
того дядьки, какой, бачите, за теми ха-
тами крайний гон 66 своей сеялкой про-
	ходит, и давиденкова, — как подумаешь
про это, так ровно из дальней дали ком-
Мунизм до тебя проглянул».

Радостное и светлое восприятие мира в
рассказах Дороша определяет собою его
отношение к явлениям отрицательным:
зле в большинстве случаев представляется
ему не только устранимым, но и устра-
ненным уже. Портрет горе-руководителя
Валериана Калениковича, конечно, убий-
ственен, но автор как бы успокоен тем,
что существование Валериана Каленико-
вича отнесено в рассказе к давно про-
шедшим временам; а в настоящем времени
Дорон словно не находит более  об’ектов,
против которых стоило бы направить оет-
рие пера.

Есть в рассказе «На свадьбе» лицо,
нарисованное автором. презрительно ис
отвращением, — бывший муж  Федосьи
Макаревны Безутлой, пробирающийся по
жизни своей «частной» тропкой. 0 нем
устами деда Ярошенко говорится, что он
«средь наших трудностей ни ‘тебе «за»,

ни тебе «против», & так — воздержав-
шийся», т. в. это опять-таки нечо, хотя
и бесполезное, но и безвредное уже.

«Оппонент» Бублейника лишь  упоми-
нается в рассказе, также не видим мы и
того директора Васильковёкого  плодосов-
х0за, на которого обрушивает свой гнев
депутат Совета — Ганна Сергеевна («Де-
путат») за то, что тот сгубил сады.

Но ведь отрицательные явления, еще
существующие в нашей действительности,
Увы, He призраки; они, к сожалению,
весьма реальны, и изображать их нуж-
но—нужно не только «для полноты кар-
тины», а потому, что великолепные лоло-
жительные качества наших людей ярче и
выразительнее всего проявляютея в борь-
бе, потому что правда наша-—воинствую-
щая правда!

Изображенные вне борьбы, положитель-
ные герои часто приобретают черты неко-
‘Торой благостноети. Оттенок этот есть и в
раесказах Дороша, и в превосходной
книжке очерков В. Фоменко «Обывновен-
ные люди». Фоменко дает отличные пори-
реты новаторов сельского хозяйства, но
они часто остаютея самодовлеющими, зам-
кнутыми, и мы не знаем, как соотносят-
ся достижения передовиков е общим
уровнем, как; какими путями  рас-
пространяетея их влияние на массы.
Увлекательно расеказывает, о _свеей ра-
Gore огородник Сасов (из одноименного
очерка), но его страстная проповедь ме-
тодов «сухого полива» обрашена един-
ственно к автору очерка. Садовник дед
Гузий рассказывает нам о борьбе за сады.
Но это опять-таки етноситея к тем вре-
менам, когда воевала со своим бригадиром
и Прасковья Максимовна — тероиня рас-
сказа Овечкина. Мы же знаем, что новое
не приходит без борьбы с0 старым, — ме-
няютея только ее формы, и их-то и обя-
зан вилеть писатель.
	Б апреле прошлого года появился в
«Правде» рассказ ‘Овечкина «Лумы 06
урожае», где речь идет именно 06 этих
новых формах борьбы за новое.

Это рассказ 0 том, как знатная стаха-
новка, мастер высоких урожаев Стенани-
да Грачева становится главным и ‘един-
ственным предметом забот  предеедателя
Гартели — «не она для колхоза, а колхоз
для нее»: для нее создаются особые уело-
вия, ей в первую очередь даются уло-
брения, на ее участок посылаются дая
срочных работ  колхозницы из других
  звеньев, потому ‘что она — главный ко-
зырь, которым председатель артели  при-
крывает плохое положение колхоза в це-
лом. Этот рассказ бил точно в ‘цель. До-
вазывать сейчас преимущество передового
научного земледелия и пользу высокой
агротехники почти излинтне: «Разве толь»
во какой-нибудь столетний лед станет
возражать против науки», —говорит герой
рассказа Овечкина. «Надо не забывать, —
‘замечает, он, — для кого и для чего твон
рекорды нужны. Если район сеет сахарной
‘свеклы, скажем, гектар нятьеот, a Y Te-
бя—три тентара,—это же капля в море.
Ты одна своим сахаром государства не
накормишь. Надо работать так; чтобы A
другие прочие могли твой опыт перенять».

Это — главное, потому что путь к
воммунизму-—это не путь олиночек-передо-

виков, а широкая дорога миллионных. на-
‘`ролных маее.
	Разве не 06 этом пишет звенБевая
А. Фадеева, депутат Саратовского об-
пастного совета, в своем великоленном
страстном письме, озатлавленном «Почему
наш колхоз недобрал с гектара шестьдесят
	нудов зерна!»  («Известия», 25 марта
1948 г.).
«У нас, — пишет ona. — сложил=
	ся какой-то неправильный, вредный взгляд
‘на колхозное поле: этот участок «высо-
коурожайный», значит, ему уделяется п
внимания больше. а это «хозяйственный
посев», к нему н отношение  так-себе.
Как будто хозяйственный посев является
чем-то второстепенным, как будто он не
составляет бопатетва колхоза и  государ-
ства»

Какой воинствующий, советский харак-
тер виден в каждой строчке этого письма!

В олном из очерков Дороша колхозники
рассказывают ему о том, что побудило их
применять последние агротехнические но-
BHEKH, что послужило толчком для их
творческой мысли.

—= Беседа агронома, — сказал один.

— Газета, — сказали второй и третий.

Завидна участь писателя, которого кол-
	АОзники назовут в числе тех, кто помо-
тает им двигаться вперед.
	жине вдовы, беден и настух. Он с черной
бородой, огромный, в побуревшей черкеске
и в старой войлочной шляпе. Вдову зовут
Нисааф, и сама она, как это имя, печаль-
ная и еле слышная, Ничего, пастух разбо-
татеет. Осенью ему дадут воз кукурузы за
то, что он пасет стадо. Вот только бы по-
любила его Нисааф... Когда он, возвраща-
ясь с поля, заходит к ней в хижину, она
делится ‘с ним ужином. Ну что х, что
только чурек и молоко! Но’ведь из ее рук.
И на душе у Аслана мир. Ничего, он раз-
богатеет. Но как-то раз зашло стадо на
землю князя. Вняжеский джигит стал
тнать стадо, и одна корова упала в ов-
par и убилась. Вав раз корова вдовы.
Аслан рвет на себе одежду. За что Аллах
его’ наказывает? Мулла об’ясняет: за то,
что: Аслан шадит врагов, а врагами мулла
считает русских. Надо их убивать. Аслан
берет винтовку, чтобы убить русского.
Вогда он подетерег русского и прицелился,
тот узнал его, и Аслан его узнал. Этот
русский был друг Аслана. печник Михаил.
	Нет, Аслан не хочет убивать русских! Вот
	трактир, и он в него входит. В обмен на
винтовку ему лают водки. Только просят
вести себя поскромнее, потому что в трак-
тире гуляет князь со свитой. Аслан вету-
пает в бой с этой свитой, среди которой
и джигит, загнавший корову в овраг. Ас-
лан ранит его кинжалом. Ранит он также
	н князя. Бежать! Он бежит, но ‘куда
скрыться? И русский, которого хотел
убить Аслан, прячет Аслана у себя в
	доме.
	институту инженероз
	повышение квалификации  стахановце3;
выдвинутых на средние командные долж-
ности на железнодорожном транспорте, где;
как известно, значительное количество таких
должностей занимают практики из среды
новаторов-лунинцев, язляется насущно-необ-
ходимым делом. Однако начальник Главного
управления учебными заведениями Мини:
стерства путей сообщения тов. Белоусов
зЗидимо, этого не учитывает.
	Мы думаем, что выразим общее мнение
всех железнодорожников, окончивиих Цент:
ральные технические курсы, а также и тех
стахановцев, которые собираются начать
учебу, сказав, что мысль об упразднении
такого учебного заведения неправильна.
Центральные технические курсы должны
быть сохранены!
	Слушатель курсов, депутат Верховного
Совета СССР, Герой Социалистического
Труда А. ЗВЕЗДИН.

Секретарь парторганизации курсов
Л. СИДОРОВИЧ,
	депутатов трудящихся, который 8 января
вынес решение:
	 ) Считать невозможным оставление
тов. Шахмеликяна на посту председателя
колхоза.
	2} Материалы о хищении и разбазариваз
нии колхозного имущества передать след-
ственным органам для привлечения винов-
ных к ответственности,

Дело передали прокурору Адлерского
района тов. Клочкову. И что же дальше?
До марта этого года Клочков упорно мол-
чал. Несколько дней назад мы напомнили
прокурору о его прямой обязанности —
привлечь виновников расхищения народного
добра к ответственности. Но прокурор от-
казался выполнить свой долг и попросил его
«не беспокоить», заявив, что его, Клочкова,
эте дела не касается.

Я удивлен тем, что прокурор потворз
ствует расхитителям колхозного добра.
Прокурор неправ, заявляя, что это не его
дело. Это его дело, это наше дело!
	сочи.

НАШЕ ДЕЛО!
	Из редакционной почты
		OHH предночитают Гумилева и НЦве-
таеву, а, выходя на трибуну, клянутся
„Маяковским! Когда Кирсанов называет. се-
бя последователем Маяковского, — это Не:
правда!

Отставание поэзии, по мнению А. Ги-

fF

РЕЧЬ ИДЕТ

В редакцию «Литературной газеты»
пришло письмо с Ново-Лялинского бу-
мажного комбинага: его прислали ма-
	мемного возонната;, его прислали ма-
стер тов. Быкова, стахавовки-рабогнины
тт. Соколова и Лаптева. Е.
	«В нашей стране имеются’ два. целлю-
лозно-бумажных комбината: Ново-Лялин-
ский и Сегежский, которые вырабатывают
	миллионы бумажных мешков для ряда
отраслей народного хозяйства. Бумажный
мешок стал наиболее распространенным ви-
дом тары. Он вытеснил из цементной про-
мышленности дорогостоящую деревянную
бочку, а-в химической промышленности с
успехом заменил остродефицитный джуто-
вый мешок. Наши предприятия не могут
удовлетворить возросшую потребность про-
мыщленности в бумажной таре.
	Между тем комбинаты ‘находятся под
	ПЕТ ЗАБОТЫ О
	‚ товича, связан с тем, что, в отли-
чие от прозы, ноэзия на протяжении мно-
гих лет подвергалась вредному влиянию
декадентства. Многие из поэтов, даже луч-
‘щие из них, теряли драгоценное время 2B
поисках мнимого. новаторства.

— Постановление ЦК ВКИ(б) об опере
В. Мурадели «Великая дружба», — под
черкивает А. Гитович, — сыграет величай-
шую роль в дальнейших судьбах нашей
поэзии.

Идейно-эмоциональный уровень лирнки,
вопросы преемственности классических тра-
диций, ложного и подлинного новаторства,
проблема «вживания» в современную тему
поэтов, выросших в годы войны, — все эти
вопросы явились  стержневыми. На этих
вопросах подробно останавливались ленин-
градский поэт М. Дудин и участвовавшие
в собрании московские критики Б. Рунин,
Д. Данин, И. Гринберг. В. Лифшиц, говоря
о публицистических стихах, справедливо
заметил, что в них должна присутствовать
не только тема, но и сам поэт. Б. Рунин
привел слова Маяковского: «Я сам расска-
жу о времени и о себе», видя в них не-
расчленинмую формулу содержания совет-
ской лирики.

Горячие споры вызвало творчество
В. Шефнера. Некоторые ленинградские: поэ-
ты (В. Лифшиц; А. Чивилихин и др.)
упрекнули А. Тарасенкова, Б. Рунина и
Д. Данина в том, что, критикуя Шефнера,
они ограничиваются разговором об ошибоч-
ных тенденциях в его творчестве, не заме-
чая последовательного усиления’ реалисти-
ческих тенденций в стихах этого поэта.

О недостаточно широкой тверческой  ра-
боте поэтов-ленинградцев говорил А. Про-
кофьев, указавший, что в плане ленинград-
ского отделения издательства «Советский
писатель» имеются только ‘три книги
стихов, причем две из них — переводы.

На собрании выступили также Вс. Азаров,
С. Орлов. Б. Лихарев, Н. Браун, Т. Хмель-
нинкая, Б. Кежун, П. Ойфа, Т. Трифонова,
Л. Хаустов; А. Чепуров. В выступлениях
молодых поэтов, в особенности Л.. Хаусто-
Ba, сказалось неправильное стремление к
безудержному восхвалению своих ровесни-
Ков и друзей.

OH пронизан. Это печальный тон, но за
звуком печали вдруг слышишь тнев и
уверенность в победе.

Лружба с русским народом вывела Ка-
бардинцев к лучшей жизни, — вот какую
идею отражает рассказ Геунова.

Очень обидно, что издатели альманаха
не сопроводили произведений, опублико-
ванных в нем, никакой документацией.
Вогла был написан рассказ Х. Теунова,
неизвестно, как неизвестно это в отноше-
нии других произведений сборника.

Это тем более обидно, что русский чи-
татель очень мало знает литературу Ка-
барды: . .
	В альманахе помещен еще’ один рассказ
о бедняке старой Кабарды. Он называется
«Пуд муки». Батрак выпросил у помещи-
ka пуд муки. Требуя благодарности 3a
оказанную поддержку, помещик выматы-
вает из батрака последние силы. Пул му-
ки превращается в такую тяжесть, из-под
которой бедняк никогда не освободится.

И тут, как в рассказе «Аслан», звучит
печаль в соединении с угрозой. Бедняки
только и ждут мгновения, когда протянет-
ся к ним рука помощи...
	Пусть эта мука, богачи,
Сегодня не страшна вам,
Но скоро гневные лучи
Сверкнут мечом кровавым.
Но скоро смолкнет ‘детский крик,
И, вспыхнув, треснут горы,
И вдоль аула большевик
Проскачет, знаем, скоро.
	Отихи принадлежат тому же автору.
которому приналлежит и рассказ, — Али
Шогенцукову. В образе большевика, кото-
рый прискачет в аул, автор олицетворяет
русский народ. Именно вусским народом и
была  протянута рука помощи беднякам
Кабарды... Все произведения, помещенные
	угрозой прекращения. выработки бумаж+
ных мешков из-за отсутствия... иголок. +

На протяжении двух с лишним лет
наши комбинаты добиваются размещения
закава на изготовление иголок, но без-
успешно. Подольский механический завод
отказывается от их изготовления потому,
будто бы, что такая ‘иголка ими еше не
освоена(?). Это нам не совсем понятно,
так как наши комбинаты работают на про»
	тяжении многих лет иголками, изготовлен» -
	ными именно Подольским заводом.
Прилагаем образец иголки, ранее изго-
товленной этим заводом».
	Да, иголка аккуратно воткнута в письмо!
И трогательно: вместе с ниткой, которой
шьют бумажные мешки. Это одна из тех
иголок, которые выпускал до войны По-
дольский завод и производетво которых
OH «осваивает» уже три года!
		Редакция «Литературной газеты» по-
лучает десятки писем, в которых чита-
тели указывают на невнимание к биб-
лиотекам со стороны местных советов.
Многие библиотеки требуют ремонта, не
получают топлива, им не отпускают
	средств на текущие расходы.
Нубликуя эти. письма, редакция «Ли-
тературной газеты» уверена в. том, что
указанные недостатки будут устранены.
Тов. Малышев пишет, что на восстанов-
ление разрушенного немцами здания библи-
отеки в г. Сталино (Донбасс) еще в 1947
году Министерство народного просвещения
УССР ассигновало 500 тысяч рублей. Вос-
становительные работы взял на себя по до-
говору начальник строительной конторы
№ 309 тов. Котанский.
Прошел год. Деньги остались неизрасхо-
дованными, так как тов. Котанский к вос-
	становлению библиотеки не приступил.
Библиотека размещена в. недостроенном
здании.
	В этом году лов. Котанский снова’ по-
лучил ассигнование и. заключил новый до-
говор. Но вот ‘наступает второй квартал.
Приближается строительный ‘сезон, а под-
готовки к строительным работам не видно.

Читатель Д. Борисов рассказывает, что
библиотека“при клубе имени Дзержинского
в г. Переяславле-Залесском” Ярославской
области, призванная обслуживать несколько
тысяч рабочих фабрики «Красное эхо», не
	в альманахе, проникнуты любовью к pyc-
скому народу, к Москве, к товарищу Ста-
лину. В стихотворении «Привет Москве»
Алим Кешоков пишет:
	Я в детстве часто восходил на скалы,
Чтобы увидеть звезды над Кремлем!.,

У Адама Шогенцукова в стихотворении
«Сталину» есть такие строки: :
	дрче, чем весенний буйный цвет,
Наша жизнь цветет с тобою, Сталин!
Даже старики на склоне лет

Снова молодыми сердцем стали.

Ты заветы Ленина хранишь
Нерушимо, твердо, крепко, свято.
Солнцем человечеству горишь,
Никогда не знающим заката.
	А стихотворение о Москве — «Город мо-
гучий, город побед!» Амирхан Шомахов
заканчивает так>
	Славься, старейший из всех городов,
Гордостью горцев ты стал навсегда,
Город, овеянный славой отцов; —
Вместе с тобою цветёт Кабарда!
	О том, как жила и боролась маленькая
горная страна в годы Великой Отечествен-
ной войны, как горсточка  кабардинцев
противопоставила немецкому нашествию
свою национальную гордость, свою совет-
скую честь, беззаветно борясь с чибленно
превосходящим врагом вплоть до дней
возвращения родной Советской Армии,
рассказал адыгейский писатель °Тембот
Керашев в прекрасном очерке «В боевом
строю». Повесть «Бульте счастливы»
Ю. Либединского, долгое время жившего в
Кабарде, выделяется среди произведений
	альманаха эрелостью маетерства:
	Герой повести — кабардинский юноша—
учится в Москве: здесь он встречается с
	имеет достаточного количества книг совета
ских писателей. Библиотекарь приглашает
читателей на коллективную читку новых
произведений. Е

Не лучше обстоит дело и с классиками
сочинения Толстого, Горького, Тургенева;
	Лермонтова, Пушкина разрознены. Произ-
ведения Чернышевского, Белинского, Доб
ролюбова, Герцена отсутствуют.
Культотдел НК профсоюза’ работникоз
льняной и. пеньковой — промышленности
СССР и областной коллектор Когиза мало
интересуются состоянием библиотеки и ев
заявками на книги. Время от времени они
высылают тощие посылки со случайно поз
	добранными книгами, залежавшимися ‘на
складах.

“ee

_ Читатели Б. Бирюков, В, Гаврилин,
	И. Веткина и А. Белая пишут, что моское-
ская библиотека-читальня ‘имени Yloxpos-
ского нуждается в срочном ремонте,

Из трех читальных залов олин ‘закрыт
совсем, а другой, самый большой, наполо-
вину пришел в негодность. В дождливыв
дни и во ‘время оттепелей с’ потолка пото-
ками, льется вода. В одном зале потолок
уже обвалился, в другом-—того гляди обваз
лится.

Исполком Молотовского районного Совета
депутатов трудящихся отлично обо всем
этом осведомлен, но никаких мер не приннз
мает.
	русской девушкой, уроженкой Кабарды;
Они становятся мужем и женой и возвра-
щаются на родину, чтобы работать для ве
процветания. Повесть написана рукой:
опытного писатела.
	Составителям альманаха, которые склом-
	RO поставили свои имена не на титульном
листе книги, а на самом последнем, там,
где обычно стоят сведения о типографии и
техническом редакторе, можно пред’явить
некоторые претензии. .

Вызывает сожаление отсутствие в книгё
произведений двух других зачинателей кз-
бардинекой прозы, упомянутых в преди-
словии, — Мухажира Канукоева п Acrep-
би Шартанова; тогда как последний из
них написал повесть «В окопах» 0
Великой Отечественной войне.
			Юность литературы
	стали грамотными, и изобретает алфавит.
Теперь он может распространять свои сти-
хи, направленные против угнетателей, п
он это делает. Его преследуют, во он не-
преклонен... :

Жабардинские поэты, мне кажется, дол-
жны были бы задуматься над тем; не
является ли жизнь Бекмурзы Пачева, ко-
торая в свое время привлекла внимание
	А. М. Горького, еще не написанной поэмой?
	Бекмурза Начев дожил до победы совет-
ского строя, и таким образом старый про-
светитель увидел свой народ не только
	трамотным, HO и свободным, строашим в
	братской семье советских народов. комму-
вистическое будущее своей ролины:
	В 1947 году Вабарда отметила десяти-
летие со дня смерти Бекмурзы Tavera,
провозгласившего ° на склоне лет такую
здравипу:
	Пускай из самой крепчайшей стали
Стоят ворота моей страны,

Чтобы республики вырастали —
Светлы, как солнце, как сталь, сильны!
Чтоб никогда мы не уставали

Итти по ленинскому пути!

Чтоб продолжал неуклонный Сталин
Путем завешанным нас вести! e
	Центральное место в альманахе занима-
ет превосходный рассказ Хачима Теуно-
ва 0 жизни кабардинцев до революции —
«Аслан».

Пастух Аслан полюбил вдову, у которой
двое детей. Знает ли 0б этой любви вдо-
ва? Может быть, и знает... Бедность в хи-
	Альманах «Вабарда», выпущенный (9-
1030м советеких писателей Вабардинской
АССР, открывается стихами _ Бекмурзы
Пачева; замечательного поэта и одного из
славнейших сыновей кабардинского на-
рода.

Бекмурза Пачев был зачинателем кабар-
линской литературы. Он первый в Кабар-
де стал именно. писать стихи, в то время
хак до него они только пелись. Вспомним,
ведь письменность появилась у кабардин-
цев лишь после установления советекой
власти... Как же мог Бекмурза Пачев пи-
сать, если не было письменности? Он сам
изобрел алфавит! Вот и оцените лич-
ноеть-—простой горец в маленькой стране,
угнетаемой царскими чиновниками и мест-
ными феодалами, совершает дело, род-
ственное подвигам великих гуманиетов...
Пачев и был великим гуманистом, мечтав-
шим просветить свой народ и вдохнуть в
него силы для борьбы за лучшее будущее.
	Ь - сожалению; составители альманаха
не поместили полной биографии Бекмурзы
Пачева. Но и тех отрывочных сведений о
нем, которые рассыпаны по статьям, по-
мещенным в альманахе, достаточно, чтобы
увидеть картину замечательной жизни. В
начале ее — драма юноши, которому не
удалось соединить свою судьбу с любимой.
C разбитым еердцем юноша покилает 10-
лину. Годы странетвований открывают ему
тлаза на мир. Он хочет, чтобы кабардинцы
	«Кабарда». Литературно-художественный аль-
мавах Союза советских писателей Кабардияской
АССР. Кн. первая. Нальчик, Кабардинское Гос,
изд-во. 1948 г. 207 стр.
	Хозяйственное и культурное строитель=
ство в Вабардинской АССР, выдержавшей
натиск немецко-фашистских захватчиков
и восстанавливающей свои сплы, мало от-
ражено в альманахе «Кабарда». Надеемся;
Что в следующей его книге недочеты будут
исправлены. Залогом этому служат произ-
ведения писателей, успешно пинущих ‘на
языке народа, не имевшего до установле-
ния советской власти своей письменности.
Кабардинская проза — новый, еше небы-
валый жанр. Писатели Кабарды. опиралисв
на опыт других литератур Советекого Сою-
за и в первую очередь, конечно, русской
литературы. Прозанческие произведения
Али Шогенцукова и Хачима Теунова говоз
рят 0 том, что преодолены немалые трут-
	ности. А: преодоление трудностей знамену-
ет рост.
		ИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
				это рассказ о бедняке, который хотел
получить от жизни немного и все же ни-
чего не получил. Он и не мог получить.
потому что на пути бедняка К его даже
маленькому счастью. стояли волки перкви
и власти. Излагая содержание рассказа,
мы не могли передать тот тон; которым