Сталинс
	забота _
о литературе
	Сталинская премия — наивысшее’ вы-
ражение всенародной признательности за
тверческий новаторский труд, епособствую-
щий нашему движению вперед, к комму-
HHSMY.

Присужление высоких наград - авторам
пучших произведений, опубликованных за
Год, стало традиционным ежегодным празд-
Ником всей советской литературы. В ны-
нептнем году этот праздник особенно. рз-
достен и значителен. Высокого признания
удостоен тораздо более широкий круг ли-
тературных произведений, чем в прошлые
годы. Тридцать васемь советских литера-
торов — прозаики, поэты, драматурги, ис-
вуествоведы, литературоведы и кпносцена-
ристы увенчаны званием лзуреата Сталин-
ской премии, ;

Этот знаменательный факт  свидетель-
ствует о непрерывном могучем росте со-
ветской литературы и о том животворном
воздействии, которое оказывает на развя-
тие всего нашего искусетва постоянная
забота и пристальное внимание партии.
Исторические постановления Центрального
Комитета ВКШ(б) по вопросам литературы
и искусства идейно вооружили советеках
художников, помогли им освободитьея ог
всяческого балласта, тормозившего движе-
ние внеред, и выйти на широкую прямую
дорогу служения народу.

Итоги минувшего литературного года.
радостны и значительны не только благо-
даря обилию книг, получивших широчай-
	шее читательское признание и отмеченных
Сталинской премией. Знаменательно то,
что большинство этих книг посвящено
важнейшим проблемам сегодняшней нашей
жизни, волнующим каждого читателя. Эти
проблемы вытекают из нашей общей
борьбы, из общего неустанного труда, в
котором созидается светлое здание комму-
НИЗ.

Тлавнейшую свою задачу советский пи-
сатель видит в том, чтобы со всей зор-
костью художника находить в наших AW-
дях новые черты, рожденные социалиети-
`чекими отношениями. Подменая, отте-
Had эти черты в образах своих героев,
писатель помогает коммунистическому BOC-
питанию народа. В этом именно и заклю-
чается высокое призвание художника, В
этои — его доля, которую вкладывает он
в общий вдохновенный созндательный труд
советских людей. В этом сила социали-
стического реализма —- могучего оружия,
которым пользуется наша литература —
передовая литература мира.

Вячеслав Михайлович Молотов говорил:

«Нельзя считать случайностью, что
ныне лучшие произведения литературы
принадлежат перу писателей, которые
чувствуют свою  неразрывную  идейную

‚связь с коммунизмом. В нашей стране
«коммунизм: вобдушевляет к влохновенному
труду, к героической борьбе за Родину, к
высокому идейному творчеству». :

Вниги, пьесы, стихи,  искусствоведче-
ские и литературовелческие работы, кино-
сценарии, удостоенные Сталинской  пре-
мии, получили широчайшее признание
советского читателя прежде всего потому,
что это произведения подлинно партийные,
проникнутые идейностью самого высокого
накала.

Необычайне широк тематический лиапа-
зон этих произведений, поражает богатство
и многообразие проблем, затронутых в них.

Самоотверженный подвиг советского
человека в боях за Родину; возвращение
в мирному труду; творческое вдохновение,
охватившее наших людей в напряженной
борьбе за о осуществление сталинской

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ

СТРАН, СОЕЛИНЯИТЕСЬ
		ОВЕТСКИХ. ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	послевоенной пятилетки;
К a Я гордое чувство советеко-
го патриотизна, высокое
сознание своей  пере-
довой роли, — роли
творца истории; образ
большевика, идущего
вперед, прокладывающо-
го своему народу дорогу

е в счастью, — вот 0¢-
новные темы лучших
кинг, написанных в

1947 тоду и улостоен-
ных Сталинской премии.

Воины и созидатели, пламенные патрио-
ты Родины, борцы за коммунизм — тако-
вы герои Павленко и Вубеннова, Эренбур-
га и Грибачева, Гончара и Недогонова и
других писателей, чьи труды удостоены
всенародного признания.

Таковы результаты подлинного,  дей-
ственного вторжения нашей литературы в
советскую жизнь. И этот плодотворный,
единственно правильный для нашей. ли-
тературы путь указала писателям партия.
° Партия большевиков a ee Центральный
Бомитет призывали наших писателей к
непримиримой принципиальности, высокой
илейности, страстной большевистской пар-
	тийности. Для того, чтобы выполнить евою’
	‚Ночетную роль учителя миллионов совет-
ских людей, советская литература должна
сама всегда учиться у своего нарола, жить
его побуждениями, его чувствами: мыс-
лить одними помыслами со своим народом.
Наша литература должна вести  постоян-
ную борьбу против безилейноети, ‘атоли-
тичности, против’ всех проявлений низко-
поклонства перед гнилой «культурой»
буржуазного декаданса. .
Мудрая, чуткая сталинская забота о
росте родной советской литературы исклю-
чительно плодотворно сказалась на лите-
ратуре 1947 года. В списке отмеченных
Сталинской премией лучших произвелений
	этого года примечательно обилие новых
имен, количество молодых, бильных голо-
сов, которые, прозвучаво впервые, сразу
же завоевали признание и любовь чита-
теля.

Так выполнение одного из основных
указаний партии — подлинное вторжение
писателей. в окружающую их жизнь, —
немедля вызвало ответную волну: мощный
приток в литературу людей, обогащенных
больнтим жизненным опытом, стремящтихея
поделиться своими мыслями с самым ши-
роким кругом своих соратников по труду
и борьбе.

Снова и снова радуют нае успехи мно-
гонапиональной литературы Советского
Союза, ярко отразивитиеся в присуждении
Сталинских премий. Произведения Сосюры,
Турсун-Заде, Якобсона, Танка, Вербабаева,
Керашева, Судрабкална завоевали  иро-
кое признание читателей, они стоят в
ряду выдающихся достижений нашей про-
зы, поэзии, драматургии;

Литература наша стала подлинно народ-
ной. Она является носительницей самой
передовой идеологии п вдохновляет живо-
творными идеями Маркса -— Энтельса —
Ленина .— Сталина миллионы людей во
всем мире. Она непрерывно пополняется
свежими снлами и крепнет качественно:
Эти причины’ обувловили значительные
побеть. достигнутые советекими писателя-
ми В 1947 году и yoentannbre Сталински-
ми премиями.

Радость по поводу этих м остествен-
на и закономерна.

Однако высокое признание общих наших
успехов должно явиться для каждого совет-
кого писателя не поводом к самоуепокое-
нию, но действенным призывом  пролол-
жать путь вперед, набирая новые темпы,
не отставая от своего народа.

Так, и только так может советская ли-
тература достойно ответить на заботу
‘партии, пестующей и направляющей наше
искусство, чтобы сделать его достойным
	великой страны, великого народа, великой
		ЛАУРЕАТЫ СТАТИНСКИХ ПРЕМИЙ
		А; И. Недогонов
	В. Н. Сосюра
	р С. Роматов
	А. М. Якобсон
	Б. В. Асафьев
		Суббота, 3 апреля 1948
	Цена 40 коп.

В Совете Министров “CCCP

_ О присуждении Сталинских преми
за выдающиеся работы в област
_ Литературы и кинематографии 3a 194;

‚ Д. Художественной _
кинематографии _
Премии ПЕРВОЙ степени в размере 100.600 рублей
	1. Пырьеву Ивану Александровичу, заслуженному деятелю
искусств РСФСР, режиссеру, Помещикову Евгению Михайлови-
чу, Ромнову Николаю Васильевичу, авторам сценария, Павлову
Валентину Ефимовичу, оператору, Нрюнову Николаю Николае-
вичу, композитору, Лалыниней Марине Алексеевне, заслужен-
ной артистке РСФСР, Дружникеву Владимиру Васильевичу,
артисту. Андрееву Борису Федотовичу, артисту, Васильевой
Вере Кузьминичие, артистке — за цветную  кинокартину
«Сказание о земле сибирской».

2. Понсному Маркт Семеновичу, заслуженному деятелю
искусств Туркменской ССР, режиссеру, Смивновой Марии Ни-
колаевне, автору сценария, Марецной Вере Петровне, народной
артистке РСФСР, Урусевскому Сертею Павловичу, оператору —
за.кинокартнну «Сельская учительница».

3. Ромму Михаилу Ильичу, заслуженному деятелю искусств
РСФСР, режиссеру, Волчек Борису Израилевичу, оператору,
Аисенову. Вееволоду Николаевичу, заслуженному — зртисту

их ть
	РОФСР, Тзнину Борису Михайловичу, заслуженному артисту
РСФСР, Астангову (Ружникову) Михаилу Федоровичу, заслу-
женному артисту РСФСР, Названову Михаилу Михайловичу,
артиету, Манлелю Семену Соломоновичу, художнику — за
кинокартину «Русский вопрос». :
	Премии ВТОРОЙ степени в размере 59.000 рублей
	Т. Раппопорту Герберту Морицовияу, заслуженному деятелю
искусств Эстонской ССР, режиссеру. Лауру Хуго Тыновичу,
народному артисту Эстонской ССР, Лаате Лие Карловне, арти-
стке, Раяла Лембиту Якобовичу, артисту — 3a кинокартину
«Жизнь в цитадели».

2. Козиныеву Григорию Михайловичу, режиссеру, Герману
Юрию Павловичу, автору сценария, Скоробогатову Константину
Васильевичу, народному артисту РСФСР. Москвину Андрею
Николаевичу, заслуженному деятелю искусств РОФСР, опера-
тору, Енею Евгению Евгеньевичу, заслуженному деятелю
искусств РСФСР, художнику — за кинокартину «Пирогов».

3. Ирматову Камилю, заслуженному деятелю искусств  Уз-
бекской CCP, режиссеру, Исматову Асату, заслуженному арти-
	Re ar

‘ету узбекской ССР, Хамраеву Pasaxy, заслуж ному артисту
ее с ЧЕ И he gle gp ай oe

узбекской ООР — за кинокартину «Алишер Вавои». —

4. Барнету Борису Васильевичу, заслуженному артисту
РСФСР, режиссеру, Кадечкинову Павлу Петровичу, артисту,
Уманснему Морицу Борисовичу, художнику, Блейману Михаилу
Юрьевичу, Исаеву Константину Федоровичу, Манлярсному Иси-

дору Борисовичу, авторам сценария, — за кинокартину «По-
двиг разведчика».
	Е. Хроникально - документальной
° Кинематографии
Премии ПЕРВОЙ степени в размере 100.000 рублей

1. Нопалину Илье Петровичу, режиссеру, Сеткиной-Нестеро-
	вой Ирине Фроловне;. режиссеру, Агапову Борису Николаевичу,
заслуженному деятелю искусств Латвийской ССР, автору еце-
нария, Фроленко Владимиру Анисимовичу, оператору, Халуша-
кову Рувиму Борисовичу, оператору, Иофису Евеею Абрамо-
вичу, руководителю цветной лаборатории киностудии «Мос-
фильм», — за цветную  кинокартину «День победивитей
страны».

2. Слуцному Михаилу Яковлевичу, режиссеру, Тасину Георгию
Николаевичу, режиссеру, Нричевсному Абраму Григорьевичу,
оператору, Богдану Константину Ивановичу, оператору, —
за цветную кинокартину «Советская Украина». :
	Премии ВТОРОЙ степени в размере 50.090 рублей
	1; Степановой Лидии Ильиничне, режиссеру, Киселеву Фе-
дору Ивановичу, режиссеру, Бачелису Илье Израилевичу, авто-
ру сценария, Доброницкому Виктору Васильевичу, оператору,
Семенову Сергею Андоеевичу, оператору, — за кинокартину
«Москва — столица CCCP». .

2. Кристи Леониду Михайловичу, заслуженному деятелю
искусств Латвийской ССР, режиссеру, Гурову Сергею Николае“
вичу, заслуженному деятелю искусств Латвийской CCP, pe-
muccepy, Соколову Борису Александровичу, оператору, бемину
Алексею Георгиевичу, оператору, — за кинокартину «Советская
Латвия».

3. Бойневу Владимиру Николаевичу, режиссеру, Манкасееву
Борису Константиновичу, оператору, Ошурнову Михаилу Фело-
ровичу, оператору, Щекутьеву Александру Гавриловичу, опера-
тору, Вихиреву Николаю Александровичу, оператору, — за
цветную кинокартину «День воздушного флота СССР».

4. Венжер Ирине Владимировне, режиссеру, Бубрику Самуи-
лу Давидовичу, режиссеру, Вэлянову Ивану Ивановичу, опера-
тору, Трояновскому Марку Антоновичу, оператору, — за цвет-
ную кинокартину «Всесоюзный парад физкультурников 1947
года». ?
	И. Г.. Эренбург
	Совет Министров Союза ССР постановил” присутить Сталин-.
	ские премии за выдающиеся работы 1947 тода в области:
	береза».
	А. Лудожественной  прозы
	1. Бубекнову Михаилу Семеновичу -—— за роман «Белая ^

2. Павленко Петру Андреевичу — за рачан «Счастье». и
	3. Эренбургу Илье Григорьевичу — за роман «Буря».
Премии ВТОРОЙ степени в pasmepe 50.000 рублей
	1. Гончару Александру Терентьевичу —— за роман ‘«Знаме-
		2. Казаневичу Эммануилу Генриховичу-—эа повесть «Звезда».
3. Нербабаеву Берды Мурадовичу, заслуженному деятелю
	искусств Гуркменской СОР — за роман «Решающий шаг».
	4. Ностылеву Валентину Ивановичу — 3a трилогию «Иван
ный».

5. Пановей Вере Федоровне — за роман