их ПРЕМИИ
		5. Г. Казакевич
		С. ОБРАЗЦОВ
	©. ОЛЕША
	СЧАСТЬЕ КОММУНИСТА
	В 1898 году в солнечную Ялту приехал   стом райкома партии и, внося в дело боль:
	ly SS EES Зе РЕ До, РЕ А-а

тяжело больной туберкулезом русский пи-  шевистскую страстность, вдохновляет лю-
о чтобы поселиться в ней навсегда. дей на трудовые подвиги.
очти год прошел, прежде чем удалось Воропаев —= человек большото и чисто-
	изыскать средства на ностройку скромного   го сердца. Напрасно пытается он. забыть  .

me Tw: .
	дома. Дом пришлось выстроить высоко на о любимой им Горевой и даже предноло-
горе, возле татарского кладбища: учлетки  жить возможность тихого безлюбовного
в фешенебельных, близких к морю кварта-  «счастья» с другой женщиной.  Чуветво
лах были дороги. Нриехавшего нестерпимо   требовательноети к себе не позволяет ему
раздражала буржуазная пошлость тогдаш-   удовлетвериться подделкой вместо большой,
ней Ялты, роскошь беспечной жизни б0-  настоящей любви.
	гачей оскорбляла его. 0 том, как он чув-
ствовал себя чужим в этом  благодатном
краю, как был неёсчастлив и одинок, как
медленно угасал в своей «теплой Сибири»,
написано ^во многих книгах, ибо человек
этот был гордостью и славой Россини —
Антоном Павловичем Чеховым.

‘Спустя почти полвека, весною 194. то-
да, в один из крымеких городов, сожжен-
ных немцами, приехал отставной полков-
ник Советской Армии Алексей Вениамино-
вич Воропаев. Полковник болен и одинок.
Настоящая жизнь, как он полагает, кон-
чена, он «вывалилея из счастья, как из
самолета». С первых дней юности его род-
ным домом была армия; по состоянию здо-
ровья он вынужден был расстаться с ней;
oT любимой и горяче любящей его женщи-
ны он бежит по собственной воле, не чув-
ствуя за собою права связывать ее буду-
щее талантливого врача со своей судьбой
инвалида. Полковник Воропаев  смиряет
свое гордое сердце, его мечты ограничива-
ются получением на берегу моря маленько-
го клочка земли и домика — невеселой
Жизнью чужого всем, одинокого холостяка.

0 том, как оказалась мнимой эта «меч-
та» полковника, как обманулея он в при-
роде своего собственного, советского харак-
тера, чуждого всякому покою, как властно
поставила его советская действительность
в центре жизни, полной творческого ки-
пения, — 060 всем этом рассказал писа-
тель Ш. Павленко.

Далекая Ялта чеховских времен, груст-
ная история великого писателя, одиноко
умирающего среди равнодушной толпы, не-
вольно всплывает в памяти по контрасту,
когла узнаешь историю нравственного и
физического воскресения рядового совет-
ского гражданина, полковника Воропаева.
Нолвека назад оказалея ужасающе одинок.
среди благодатной Ялтинской природы один.
из лучших людей России. В этом не было
вины самого Чехова, виною были уродли-
вые формы жизни.

Воронаева ждала иная судьба.

В мире произошли большие перемены—
неизменными остались море и горы и вы-
соков’ нежное небо, но переменилея лик
жизни и изменились дюди на нашей земле.

Чехов вепоминается и потому, что с
06060й силой и требовательностью вы-
разил в CBOEM творчестве тоску о нор-
мальном человеческом счастье, веру в бу-
душую умную, смелую жизнь, полную тру-
Да и творческих дерзаний, которая. только
и принесет ечастье людям. Роман же
П. Павленко так и называется: «Счастье».

го герой — коммунист Воропаев плохо
знал сам себя, полагая, что сможет тихо п
мирно дожить дни в своей хате с краю.
Стоило только Воропаеву заняться ноиека-
ми площадки для будущего дома, как он
делает неожиданное для себя открытие, что
он ищет «не жилья, а людей, к которым
можно было бы приленить евою судьбу».

Вокруг — лихорадка созидательных бу-
дней: приехавшие из разоренных немцами
станиц колхозники обживают район, осва-
пвают незнакомое им хозяйство: — вче-
рашние -хлеборобы становятся виноградаря-
Мн, Это не так. просто — люди тоскуют по
родным местам, иногда опускаются руки,
но над всем этим берет верх готовность в
подвигу, любовь в новому, — даже когда
оно трудно, —— живительное беспокойство
их советского хаВактера.

ЕВоммунистическое начало, лежащее в
основе характера Воропаева, оказывается
сильнее случайных, вызванных болезнен-
ным состоянием настроений: Он’не может
не сознавать ответетвенности за сульбы ок-
ружающих, с новой силой в нем пробуж-
Дается энергия передового бойца — ком-
муниета, руководителя и организатора лю-
тей. Он становитея штатным пропаганти-

_Б. №. Кербабаев

Сложный, показанный со всеми своими
жизненными противоречиями образ  боль-
шевика Воропаева в романе  по-челове-
чески красив. Ш. Павленко удалось пока-.
зать этот характер, как закономерное, ес-
тественное явление нашего советекого об-
шественного строя. Душевные качества Во.
ропаева не’ есть нечто присущее. только
ему. В большей или меньшей етепени они
свойственны и другим героям романа. Горе-
ние идеей, жажда подвига, любовь к новому,
кровная связь с коллективом; чуветво:еоб-
ственной ответственности за судьбы страны
и народа присущи и председателю колхоза
Цимбалу, и молодой паре Поднебеско, п
ученому виноделу Широкогорову, и. многии
другим представителям советоких людей,
вышедшим «на передний край человече-
ства». Воронаев становится желанным ру-
ководителем, близким, родным ‘для всех
этих людей именно потому, что в нем эти
качества выражены острее. и полнее.

Люди охотно и добровольно признают
его своим учителем, но и сам он многому
с пользой учится у них,

Не может быть у советского человека
личного счастья в старом понимании этого
состояния души —— есть только одно ‘свет-
лое Счастье, являющееся долей общего на-
родного счастья, справедливо утверждает
П. Павленко в своем романе. р

С большой художественной силой пока-
зана писателем’ красота новых  взаимоот-
ношений между советскими людьми, чув-
ство единой семьи, пронизывающее наше
общество снизу доверху.

Крепка и неразделима наша семья, по-
коление наше. «Война всех перероднила,
никого чужих, все родственники!» — го-
ворит старый колхозник Цимбал. Перерод-
нила, вонечно, не война, а четверть века
сознательного, тероического труда совет-
ских людей под руководством родной пар-
тии, Идея коммунизма овладела массами и
стала несокрушимой силой, определяющей
_мотущество страны содиализма. Война про._
‘верила крепость, единство народа, связан-
ного общим устремлением к коммунизму.

В послевоенный период советские люди.
вступили, обогащенные сознанием с00-
ственной мощи, сознанием того, что «отны-
не и вечно будем мы стоять перед глаза-
ми человечества как самые сильные и
справедливые люди на земле!..» Именно это
сознание и вызвало к жизни отличающую
послевоенный период атмосферу духовного
здоровья и бодрости, трудового энтузиазма
ни невиданных темпов, которую так превос-
ходно передал П. Павленко в своем романе.

Значение книги П. Павленко в том, что
В ней с большой художественной силой pac-
крыто самое существенное в нашей эпо-
хе — ведущая роль партии в создании и
укреплении неизмеримого превосходетва со-
ветской жизни, нового поколения людей
над буржуазным миром © ero дикими,
уродующими человека законами жизни.

Партия большевиков выступает в романе
как душа и разум народа, вдохновляющая
сила всех его достижений и ‘побед. И 0б-
раз великого Сталина возникает в книге
естественно и  чеобходимо, ибо BCH
жизнь советских людей озарена светом
сталинского гения.

Глава, в которой Воропаев встречается
во Сталиным, — одна из лучших в романе.

По-сталински точны, лаконичны и глу-
боки замечания, которые делает Сталин в
романе по поводу рассказа Воропаева о
состояний района и о людях, в которыми
он работает. На реплику Воропаева, что
район нуждается в умных людях, «Сталин
негромко засмеялся... — Делать надо Ум.
ных людей, товарищ полковник, — быетро
и как бы приказывая, сказал Сталин. —

они свалятся вам на голову из Москвы.
Как же так? Нигде не сказано, что хоро-
шие работники родятся только в Москве».

Внимательно расспрашивает Сталин Во-
ропаева о людях района, и в репликах его
сквозит отеческая забота о сульбах каждо-
	го. Быетро набрасывает он перед взором
Воропаева перспективу будущего.
Герои книги вилят свою сегодняшнюю
	деятельность «..главою из увлекательного
романа. Она была подсказана Сталиным, и
всем хотелось дописать ве Kak можно
быстрее».

Co страниц книги как бы незримо стру-
ится вдохновляющая энергия повседневно-
го героического бытия советских людей. И
не случайно эту книгу полюбил народ. Для
многих она явилась как бы путеводителем
в устройстве их собственной жизни. При-
мер Воропаева вызвал желание подражать.
Так, в Крыму многие из демобилизованных
офицеров, прочтя. книгу, устремились, по-
добно Воронаеву, в гущу жизни и называ-
ют себя «воропаевцами».

Да, «Счастье» П. Павленко — очень
живая книга! Читая ее, словно беседуешь
с хорошим советским человеком, большим
умницей, И хочется много и красиво ду-
мать о больцтой судьбе наших современни-
ков, о сегодняшнем счастье и о прекрас-
ном будущем народа.
	ценные черты ‘национального характера,
то же можно сказать и о многих героях
	Советские художники имеют счастье и
	право показать, пак социалистическое 00-
	Среди книг 0б Отечественной войне, вы-
шедших в свет уже в послевоенное Bpe-
мя, «Белая береза» М. Бубеннова зани-
мает, бесспорно, одно из первых меет.
	RP ее Dg >

_ Это повесть о том, как, отступая, т9р-   _ ти
пя временные поражения, Советская Ар- [щество и тосударство хало возможноеть
мия закалилась, научилась воевать й   раскрыться всем силам. веем  задаткам,;
побеждать. всему богатству. заложенному в народной

3 { Ч.   Массе. каю очистилиеь, закалилиеь, нри-
	Война показана. в внитге №, весе
как величайшая проверка советских лю- обрели новую мащь и 1980, био:
J J ческое качество все лучшие черты труде’

th mAh
	вого народа.

Герои М. Бубеннова защищают сециали“
стичесную родину. Когда враг уже занял
все окрестности деревни, Макариха, пожи-
лая колхозница деревни Ольховка, 93
страшно берет на себя тяжелое задание—
сжечь оставшийся в свирдах хлеб, чтобы
он не достался оккупантам. И все женщи-
ны села, все старики. (молодые мужчины
либо в армии, либо ушли в партизаны) с
опасностью ‘для жизни укрывают от 33»
хватчиков колхозное зерно. ‘Все они защи“
щают сообща завоеванное, новые, социали-
стические формы труда и жизни, защи-
щают право своих детей расти свободными,
учиться, работать на общее благо. Они
защищают социализм, вошедший в быт,
сердце, плоть и кровь советского народа.

М. Бубеннов не стирает разницы между
авангардом и массой, между теми, кто ру-
коволит. воспитывает, идет впереди, и те-
	‘MH, кто следует за руководителями. Но
	художник показывает, что  вачествАми,
откристаллизовавшимиея в авангарде,
масса насыщена, как океан солью, что
подвиги лучигих, достойнейших вырастают
на почве массового героизма всего наро-
да. Командир партизанского отряда Бояр“
кин не мог вы развернуть широкого дви
жения в тылу врага, если бы он, KOM:
мунист, носитель основ и принцицов с
ветской власти, в новых, тягчайших уело-
РИиЯях оккупации не чувствовал 33 собой
всенародной поддержки.

Роман в живых человеческих образах и
судьбах раскрывает народность советской
власти и высокую идейвость  советекого
народа-—«великих маленьких людей», ря-
довых тружеников, воспитанных двадцати“
пятилетним существованием советского го-
сударетва.

И недаром беспартийный старик-инва

лид, колхозный счетовод Осип Михайлович,
представ перед судом. фашистских захват:
чиков, называет себя большевиком.
° Ме весе терои М. Бубеннова идут сквозь
военные испытания тем прямым ‘и широ-
ким путем, как Озеров и Яхно, Андрей
Лопухов и Юргин, Степан Бояркин и Осип
Михайлович, Макариха и Марийка.

В сознании некоторых людей еще жи-
вут в той или иной мере пережитки прош-
лого, им свойственны рожденные этими
пережитками слабости и колебания. Ta-
ков в романе М, Бубеннова отец Андрея—
Ерофей Кузьмич. Из прошлого Ерофей
Кузьмич принес не столько ненавиеть к
ботатеям-собственникам, сколько зависть
в ним. Собственническая метта о счастье
	нивогда окончательно не умврала B. ero
‘сознании,
	И все же при всей своей отсталости;
при всей двойственности его отнонения к
новому, социалистическому миру, Ерофей
Кузьмич в дни оккупации не может OROH-
чательно оторваться от народа. Медленно;
окольной дорогой он все же начинает
приближаться к той единственной, вбе-
побеждающей правде, которая определяет
Bee действия людей Ольховки в дни
войны. :

Не такова судьба командира батальона
Тозневого. В этом образе М. Бубеннов 10-
казал, до какой низости и мерзости можот
докатяться отщепенец, которым движет
животный страх за свою жизнь.

Роман М. Бубеннова еще не закончен;
Следующие книги его раскроют перед на-
ми дальнейшие судьбы его героев. Но ни
сейчас читатели уже ероднилисв с Андреем
н Марийкой, с Озеровым и Юргиным-—6
	этими правдивыми и поэтическими 0брз-
зами наших современников и сограждан.

ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
	Панферов
	дей. Она отметает все чужое и се 5
каляет все живое, сильное, советское.

_ Полк, которым командует майор Воло-
шин, отступает в окрестностях Ржева, По
осенним лесам. Вея природа Подмосковья,
	родная русекая природа точно овеяна то”
	вогой, горем. чувством нависшей’ над 1о-
диной опасности. Й эта’ горькая красота
края, е резкой силой вотающая перед, гла-
зами бойцов в суровую ветровую военную
осень, как бы питает тот гнев, ту веру в
жизнь и победу, которыми живут в0е ге-
	рой вниги.
	Полк получает задание задержать про-
движение противника, пока чаети наши
переправятся через реку Вазузу. Началь-
ник штаба полка и заместитель командира
капитан Озеров тщательно разрабатывают
план операции. Но их расчеты ‘сорваны
неумелыми действиями командира полка.
Командир — майор Волошин -— не трус
и УЖ тем паче не враг. своего народа.
Он — кадровый военный, поднявшийся из
гущи трудящихся масс, боец гражданской
войны, дважды онагражденный за храб-
рость.

Но советский народ рос и мужал день
ото дня, а майор Волошин оставалея все
тем же, каким он был двадцать пять лет
тому назад. Это окостенение, оторванность
от вамых глубоких процессов, происходя-
ших в жизни страны и народа, лишают
Волошина в трудные дни 1941 года «пита-
тельной среды», а тем самым и твердой
веры в успех, в победу, Поэтому разгром
полка, в котором Волонгин, правда, отча-
сти повинен, становится для него концом
Жизни, катастрофой,

Совсем иное значение имеет неудачный
бой под Вазузой для других людей полка—
для катитана Озерова и комиссара Яхно,
для бойцов Лопухова и Юргина, Дегтере-
ва и Умрихина, для всех уцелевших сол-
дат и офицеров. Для них в этом временном
поражении заключен величайший урок.
Растут; закаляются, приобретают новые и
драгоценные качества все оставшиеся в
живых участники боя.
	Бойцы узнают, что воля и мужество
советского человека помогают ему востор-
жествовать над железной, бездушной тех-
никой врага. Командиры понимают, что
полк не уничтожен и не побежден, нока
в нем живет сила организации, ненависть
Е врагу и вера в победу.

По ночному лесу, в окружении врага
продолжает итти регулярная и боеспособ-
ная воинская часть. И ведут ее передовые,
лучшие сыновья советского народа, коман-
диры-коммунисты, те, кто шли в войне,
«незаметно и прочно завоевывая то. вели-
кое право, какое имеет только человек,
пдуший внереди».

Повествование в книге и кончается тем
жестоким ударом, который. полк: — теперь
уже под командой Озерова — наносит вра-
ту под Москвой.

Полк получил пополнение,  обмундиро-
вание, оружие, но началом его новой,
победной жизни все же остается та страш-
ная осенняя ночь, когда в самом пораже-
нии он остался непобежденным, когда он
приобрел новое боевое качество в тягчай-
ших испытаниях,

Эти общие, массовые изменения, проис-
ходившие в первые месяпы войны, М. Бу-
беннов сумел показать в каждом создан-
ном им человеческом образе. Но не автор-
ским комментарием, нет. Действия героев,
развитие их характеров раскрывают перзд
читателем эти перемены. 3 :

Все это относится прежде всего к основ-
ному герою произведения — бойцу Андрею
Jonyxony.
` Путь отступления ведет Андрея через
родную деревню Ольховку. Так входит в
роман. семья Лопухова — его красавица
жена Марийка, его отец Ерофей Кузьмич,
его мать Алевтина Васильевна, его млад-
`ший брат Васятка. И так соединяются две
сюжетные линии романа-—военная и граж-
данская.

История краткой побывки Андрея в
семье дазт нам возможность заглянуть в
его прошлое, как бы увидеть «довоенного»
Андрея.

Андрей Лопухов, тихий, задумчивый па-
рень, ничем особенным не выделялся в
родном колхозе. И только горячее сердце
Марийки, вокруг которой вились все парни
окрестных деревень, угадало, какая спо-
койная, всепобеждающая сила, какая во-
ля и затаенная страсть живут в этом мол-
чаливом юноше. Андрей, как кремень, в
котором дремлют енопы жарких искр. Cy-
ровые удары войны обнаруживают все его
вкрытые силы и возможности.

Долог и труден  предетоящий Андрею
путь. Но «вечным», «бессмертным».
назвала мужа Марийка в чае разлуки. И.
читатель верит вместе с ней-—Андрей
вернется победителем. В образах Андрея и.
Марийки гармонически сливаются начала.
национальные и социалистические. Это рус-
ские, советение люди, в которых налили.
свое развитие и приобрели новое; социали-
стическое качество все лучшие и драто-
	Максим Танк
	ИСТОРИИ
	хословакии незбежно оказываются в иер-
вых рядах истории. Они организаторы и
руководители подпольного движения и
партизанской борьбы. Вокруг них спла-
чивается все честное и передовое.

о Это раскрыто в романе так же полно и
‘очевидно.

_ Вот почему «Буря» — эт10 настоящий
псторический локумент.

Героев своей книги Эренбург знает.
Оп их не выдумывает. а только описывает
такими, какими увидел.

Й события автор знает. Каждое собы-
тие — и маленькое. и большое. И горо-
да, и страны. Знает широкое небо над
Ерасной плошалью, горбатые улицы ста-
	рого Виева, рыболовов на берегу Сены,
запах крови, простоту человеческой
смерти.
	Роман Эренбурга кажется не написан-
ным, а записанным как дневник, Rak KOD-
респонденция © мест.

И это не педостаток романа, а его сила.

Множественность, кажущаяся  калейдо-
скопичность тоже не ‚недостаток романа,
потому что «Буря» вовсе не простой мон-
таж документов, фактов и фотографий,
> Так записать войну на протяжении ше-
сти лет и на пространстве от Волги до
Таманша мог только человек, находивший-
ся внутри событий,

Эренбург был в Испании, когда ее на-
род боролея © Франко. Он находилея в
Париже, когда туда вошли немцы. Эрен-
бург был подлинным бойцом Советской
Армии в течение всей Великой Отечест-
	венной войны, а по окончании ройны OH
	ездил в Америку и потом вновь во Фран-
ЦИЮ.

И никогда и нигде он не оставался со-
зерцателем, ничто не рассматривал изда-
ли. Он вмешивалея в события, Он уча-
ствовал в них со всей присущей ему
страстью и темпераментом.

После романа «Падение Парижа», пос-
 a8 всех ‘корреспонденций С фронта, после
активной ‘борьбы с фашизмом, которую
вел Эренбург каждой строчкой  тазетной
статьи, каждой фразой публичных вы-
ступлений, он не мог не написать романа
«Буря», ибо в нем — итог целого периода
ЖИЗНИ,

И, может быть, самое ценное в романе
то, что, хотя все’ события завершены,
конец романа не теряет ощущения исто-
ричности, то-есть перспективы времени.

Вот последние слова двух людей, про-
шедших сквозь всею «Бупю»:
	«—Щ Товорят, больнюй. огонь ветер’ раз-
	дувает...

— Тюбовь?

— Все. И любовь. И жизнь. И народ...
fl, когда летел, думал — что стало с
народом, какой он тенерь большой! И го-
pe ero, и гордость, и путь...»
	призывающий к миролюбию, @уржуазный
	сынок, ворующий у отца деньги, полицей:-

свъиз-взяточники, девица, получающая при-
зы за восемнадцатичасовые танцы, моло-
дой человек, из которого капиталист хочет
  сделать в будущем некоего «фюрера»...
Словом, пьеса показывает капиталистиче-
ский мир в лице его разных представите-
лей, одинаково циничных и жадных к на-
живе.

Хотя действие пъесы и происходит, как
сказано у автора, «в начальные годы бур-
жуазной эстонской республики», — тем не
менее она является вполне современной,
изображая лютую ненависть капитала к
трудящимся массам.

замечательно и то, что автор изобра-
жает капиталистов с теми оттенками, кото-
рые свойственны капиталистам новой фор-
мацин. Эти капиталисты, чуя свою гибель,
стремятся найти себе оправдание, произно-
сят слова о класеовом мире, о самих себе,
как о слугах общества и государства. Тем
	о р РИ р.

weer a eee KE

страшнее звучат эти слова в устах героев!
	нъесы якобсона, что тут же эти герой да-
ют распоряжения об убийстве рабочих из-
за угла.

Какой бы философией ни оправдывал
капитализм свое существование, его гибель
неизбежна. 06 этом говорит пьеса. Нет
братьев, нет «своей крови и своей плоти»,
есть два лагеря, два класса. Вогда капи-
талист призывает своих братьез вепом-
нить, Что некогла они составляла одну
«кренкую эстонскую семью», братья отве-
чают, что они-—не братья ему, а люди, ра-
ботающие на его предприятии, Это одна
из лучших сцен в бурной, насыщенной по-
литической страстью пьесе, которая за-
канчивается ‘словами рабочего:

«Нет, мы нё разгромлены... Мы проиг-
рали ‘это сражение... как проигрывали
иногда и раньше... это верно. Но это ни-
чего не значит — прилет время. и наш
	удар поразит вас тем сильное... придет
время, и мы всей пятерней, кулаком, Ry-
валдой стуввем по вашим воротам!»
	Все в романе И. Эренбурга, начиная ©
его названия — «Буря», находится в
движении во времени. И время это идет
рывками, — то мчится, то тянется, то,
сделав круг, устремляется вперед.

Тромадное количество событий. Страны.
Горола. Люди. И все это разномастштабно
	и разнозначимо. Нотому что такова жизнь.
	Действие происходит в Советском Con-
зе, во Франции, Германии, Англии.

Лица людей то приближаются к нам
так близко, что можно заглянуть в зрач-
ки, то отдаляются и смешиваются с ли-
цами многих.

Люди нового мира, воспитанные совет-
ским строем, — Сергей Влахов, доктор
Врылов, его дочь Наталиа, Осип Альпер,—
честные, мужественные, окрыленные ве-
ликими идеями коммунизма. Й люди: аго-
низирующего капитализма — от фазниста
Августа Ширке до петэновца Берти и
американского майора Смидла, которого
трулно отличить от немецких фашистов.
Люди большие, прекрасные,  люди-герой
и ничтожные ‘обыватели, негодяй, Mep-
завцы. ;

Эти люди живут, они в пространстве,
во времени, в лействии. И поэтому они
	разные не только между собой. Важдый
	разный в разное время, потому что время
меняет каждого.

То огромное движение, которое харак-
териз®т весь роман от первой до нослед-
ней его страницы, позволило Эренбургу
пропустить каждое событие и каждого че-
ловека сквозь фильтр большой темы.

И от главы к главе все отчетливее ста-
новится закономерность любого, даже са-
мого маленького события или  человече-
ской судьбы.

Вячеслав Михайлович Молотов сказал:

«Мы живем в такой век, когда все доро-
гп ведут к коммунизму». -

Ведущая роль коммунистов. в opste 6
фашизмом За демократию и счастье наре-
дов и есть та большая тема, на которой
построена эренбурговская «Буря».

Отромная роль советской страны в ми-
нувшей войне, ‘в сегодняшнем движении
мировой истории, сила нашего строя и
его превосходство над всеми другими, —
вот что является внутренним содержанием
романа.

Сила советских людей в том, что у них,
как говорит один из героев романз Эрен-
бурга, «не просто государетво, у них
тосударетво плюс идея... У них не просто
сильный характер, у них сильный харак-
тер плюс идея». Эта идея — коммунизм.

Роман «Буря» раскрывает это полно и
	очевилно в событиях, в судьбах, в любви,
	в смерти, в борьбе, в. победе.
И носители этой идеи в других стра-
	нах——коммунисты Франции, Болгарии, Че-
	аврами Сталинской премии увенчан
эстонский драматург Аугуст Якобсон, на-
писавший пьесу «Борьба без линии фрон-
та». ®

Действие пьесы развертывается В одном
из провинциальных городов Эстонии в те
тоды, когда эта республика еще была
буржуазной, На нескольких предприятиях
из-за снижения заработной платы проис-
ходит забастовка. Рабочие стойко борютея
против натиска капиталиетов, но, в ре-
зультате целого ряда провокаций, их со-
противление оказывается все же подав-
ленным.
	Сюжет, в котором отражена борьба тру-
да в капиталом, всегда  величественен.
В данном случае этот сюжет обработан
драматургом, владеющим сильной реали-
стической кистью. Получилось произведе-
ние, способное глубоко волновать сердца
зрителей и читателей.

В числе действующих лиц-—пять братьев,
разошедшихся по разным путям:

Двое из них — рабочие, один стал вра-
чом, младший — просто пройдоха, а есть
в этой семье п капиталист... Этот капита-
лист и приобретает лесопильню, где рабо-
тают два его брата — рабочие. Тотчас
же он предлагает обоим занять админи-
стративные посты, но братья отказывают-
ся, понимая, что они станут  ренегатами
по отношению к остальным рабочим. Тог-
да капиталист назначает управляющим
лесопильней младшего брата, авантюриста.

Вогда вспыхивает забастовка, капиталист
надеется, что его братья — рабочие ока-
жутся на его стороне. Ведь «своя кровь
п своя плоть»! Но как раз они-то борются
против брала— хозяина с нанбольшей яро-
Стью.

Поетавив в разные лагери именно брать-
ев, автор усугубляет конфликт драмы,

В пьесе целая галлерея образов, Все
они хорошо вылеплены. Несколько разно-
видностей капиталистов, продажный ре-
дактор, инженер — наемник капитала,
врач, называющий себя  сопиалистом и
	ЯРОСТНАЯ ПЬЕСА
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
о __. №27