К 100-летию во дня смерти
В. Г. Белинского. _.
	Страна чтит память
великого критика _
	15 апреля в московском Доме ученых
под председательством А, А. Фадеева, со
стоялось второе заседание Всесоюзного
комитета по проведению 100-летия со дия
смерти В. Г. Белинского.

Комитет заслушал доклад о ходе подго-
товки к памятной дате в союзных республи-
ках — Украине, Белоруссии, Грузии, Азер-
байджане, Армении, Казахстане, Туркмении
и Латвии. . ЗЕ
	Подготовка к знаменательной дате ши
роко развернулась по всей’ стране. Вы“
пускаются однотомники произведений Бе»
линского, сборники его статей и статей о
нем, монографии, брошюры, популярные
биографии и. плакаты. Культурно-просветн-
тельные учреждения и союзы советских
писателей братских. республик проводят
доклады и лекции, посвященные жизни и
деятельности великого революционного
демократа.

Подробно ‘рассказав ` собравшимся о
‹ мерах, проводимых Украинским республикан-
ским комитетом, А; Е. Корнейчук сообщил,
что в Киеве, Харькове и Львове открыва-
ютсябольшие выставки, посвященные жиз-
ни и творчеству В. Г. Белинского. В Киев-
ском государственном университете имени
Шевченко будет проведена научная сессия
гуманитарных факультетов. Госполитиздат
УССР выпускает. двухтомник ‘избранных
рые а философских работ Белин-
ского. Государственное издательство _ УК-
раины издает десятитысячным тиражом
  однотомник произведений великого крити-
ка в 30 печатных листов, биографию
Белинского тиражом`в 30 тысяч экземпля-
  ров.

Ответственный секретарь Союза  совет-
ских писателей Армении Сирас рассказ
зал, что отдельные произведения Белин-
ского издавались в Армении еще до
Октябрьской революции. Научными работ-
никами произведены розыски этих старых
изданий, напечатанных на армянском
языке. Обнаружено около 50 статей, в
том числе напечатанная в [861 году
статья Белинского о поэзии.

Ф. М. Головенченко сообщил об изланин
сочинений В. Г. Белинского и о предстоя-
щем выходе в ‘свет сборника воспомина-
ний о великом критике.

Комитет обсудил план выставки, посвя-
щенной жизни и деятельности В. Г. Be-
линского, которую устраивает Государ-
слвенный литературный музей.

В обсуждении докладов приняли участие
тт. А. А. Фадеев, Н. А. Михайлов, С. В.
Кафтанов, Д. Т. Шепилов, А. А. Вознесен-
ский, В. П. Волгин, А. М. Еголйн,
А. С. Гундоров, Н. Л. Бродский, Н.Ф. Бель-
чиков, Е. Н. Медынский и другие,

a чаынуннаи
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ. СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!
	№ 31 (2414).
	Уироплять м развивать лучшие
_ Национальные традиции
	Товарищ Сталин на  ХУГ партийном
г’езде говорил, что при соцнализме «на-
нии не только не отмирают, а, наоборот,
развиваются и расцветают».

Буржуазно-крепостническай строй xy-
шил и угнетал народы, всячески пытался
помешать развитию их национальной
культуры. Советская власть предоставила
каждому народу право и возможноеть—
не на словах, а на деле — укреплять и
развивать лучшие национальные традн-
ции, строить новую культуру -—— социали-
стическую по содержанию и националь-
ную но. форме.
	успехи наших братских литератур —
	замечательное свидетельство благотверно-
го влияния социалистического строя на
развитие и совершенствование напнональ-
ной культуры любого из народов СССР.
За тридцать лет существования совет-
ского государства раскрылись родники
национального гения в наредах, возрож-
денных к жизни. Обогащаяеь опытом I
достижениями старпих братских литера-
тур и в первую очередь великой русекой
литературы, эти национальные таланты
окрепли, возмужали и вошли в общее русло.
социалистической культуры, сохраняя всю
свою национальную свежесть и неповтори-
MOCTS,. -
_ Огромные достижения социалистической
культуры, поражающей богатством нацио-
нальных форм, продемонстрировали всему
	миру величие и правильность  ленинскв-
сталинской национальной политики, од-
ни! из основных принципов которой яв-
тяется утверждение равноправия наций,
тлубокое понимание того, что без нацио-
нального развития немыслимо развитие
человечества.
Ленин писал о том, что «интернацио-
нальная культура не  безнациональна»,
что мы стоим за такую интернациональ-
ную культуру. в которую от каждой на-
циональной культуры входит ве перело-
вое, последовательно демократическое и
сопналистическое содержание.
- Космополитизм глубоко враждебен ин-
тернационализму.
Космополит — это человек, чуждый
своему народу, своей родине, ев лучшим
традициям, обычаям. культуре и искус-
ству. Об’являя себя «гражданином мнраз,
он стирает границы между народами, Sec-
церемонно отбрасывает понятия  нацио-
нальной самобытности и независимости.
Вредоносное, обессиливающее и разла-
тгающее влияние космополитических «тео-
рий» в свое время прекрасно понимали
Белинский, Герцен, Щедрин и многие дру-
тие представители великой русской лите-
ратуры. Белинский гневно обрушился на
современных ему космонолитов — пред-
ставителей. буржуазно-дворянского ‘Либера-
лизма, заклеймив их презрительной клич-

кой «беспачпортных бродяг в человече-
стБе». ‘Он блестяще доказал. что Этим
	«сторонникам фантастического космополи-
тизма», болтавшим о превосходстве `За-
падной Европы, равно‘ чужды интересы.
как русского. крестьянина, так и фран»
пузского: пролётария. «Желудочно-половы-
ми космополитами» уничтожаюше назы-
	вал Салтыков-Шедрин русских бар, вос-
хищавиихся буржуазными  западноевро-
пейскями порядками. 7
Плейки космополитизма — порождение
буржуазного мировоззрения, культуры экс-
плбататорского общества, для хозяев ко-
торого там и отечество, где нажива.
Ныве эти индейки подхвачены‘ идеолога-
ми империализма, в том числе правыми
социалистами, которые меряют все — и
человеческое достоинство, и национальную
честь и независимость, и государетвен-
ный суверенитет, и народную свободу —
одной меркой: долларом, фунтом, франком.
В наше время стало особенно очевид-
но, что некоронованные короли империз-
листической Америки являются смертель-
ными врагами свободы и независимоетп
народов всего мира. Международные союзы,
блоки и группировки, поспешно сколачи-
ваемые по «нланам» и «доктринам» аме-
	риванских политнков и дельцов, означают
на леле стремление уничтожить свободу, не-
	ji ЧИНЬ зависимость и счастье
  у народов. Империализм от-
рицает национальную не.
d   tt зависимость и самобыт-
р Л ll ность, -— космополитизм
служит этой же цели.
Вред п порочноеть  космополитических
«теорий», отрицающих самобытность и
оригинальность. национального характера,
ясны каждому человеку, которому дороги
народные судьбы и интересы.
Наше советское понимание нации ©
предельной, исчерпывающей ясностью и
глубиной раскрыто товарищем Сталиным

в недавней речи на обеде в честь Фин-
ляндекой правительственной делегации.
	«Многие не верят, что могут быть рав-
ноправными отношения между большой и
малой нациями, — сказал он. — Но мы,
советские люди, считаем, что такие отно-
шения могут и должны быть. Советские
люди считают, что каждая нация, — все
равно — большая или малая, имеет свои
качественные особенности, свою снецифи-
ву, которая принадлежит только ей и ко-
торой вет у других напий. Эти осбобен-
ности являются тем вкладом, ‘который
вносит каждая нация в общую сокровищ-
ницу мировой культуры и дополняет ее,
обогащает ее. В этом смысле все нации—
ий малые, и большие, — находятся в одина-
ковом положении, и каждая нация равно-
значна любой другой нации».
	Вне национального в области культуры,
искусства немыслимо истинное  творчест-
po.  «Интернационализм в искусстве
рождается He на основе умаления и
обеднения национального искусства. На-
	оборот, интернационализм рождается там,
где расцветает национальное искусство.
Забыть эту истину —= означает потерять
руководящую линию, потерять свое лицо,
стать безродными  космополитамн» (А. А.
Жданов).

А между тем, еще ветречаются пу
нас в отдельных кругах интеллигенции
люди, которые. готовы забыть о лучших
традициях своего народа, о его нацио-
нальной гордости ради Toro, чтобы
щегольнуть западной «новинкой», форма-
листическим вывертом или сомнительной
эрудицией космополита.
	Олной из важнейших задач советской
	литературы и  исгусства,  призванвых
воспитывать в наших людях  чуветво
советского патриотизма, национальной
гордости, являетея задача беспощадного
	последовательного разоблачения космоно-
литических теорий, их буржуазной сушно-
сти. Эту важнейшую политическую зада-
чу наше искусство выполняет еше хдале-
	ко недостаточно. Между тем влияние кос-
	мОНолиТичЧеских Вэглядов До сих пор Chd-
зывается в различных областях нашего
искусства и науки.

Ряд музыкальных критиков поспешил
об’явить «старомодной» великую музыку
Мусоргского, Глинки и Чайковского. Не-
которые незадачливые последователи Ве-
селовского повернулись спиной к русской
литературе и занялись старательным вы-
черчиванием бессмысленных  междуварол-
	ных «маршрутов» отдельных = CIOMETOS,
образов, мотивов и деталей. Отдельные
язывовелы 40 сих пор из’яеняютсея на
	свогобразном академическом «волапюке» и:
	завыли о том, что русский язык =— это
язык Ленина и Сталина, родной язык
революции и свободы. Нередко в работах
некоторых наших литературоведов, крити-
ков, искусствоведов, историков проскальзы-
вают, вольно или навольно. то в прямой,
	то в завуалированной форме, положения,
заимствованные из арсенала  космополи-
тизма. :
	; Писатели, деятели науки и искусства,
критики и литературоведы всех братеких
	советеких народов должны вести реши-
тельную борьбу с проявлениями кос-
мополитизма и низкопоклонства перед
	буржуазным оападом в искусстве, в нау-
ке, в быту, в сознании отдельных пред-
ставителей интеллигенции, чтобы с
честью выполнить свою святую  обязан-
ность — воспитание народа, в духе 00-
	ветского патриотизма — великой движу-
шей силы нашего социалистического 06-
		ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕАЕЙ СССР
			ое
	Италия
	 Рим сегодня — это ‘город плакатов и! ится и финаненруется вся избирательная
зУнтов. Буквально все стены OrDOMEEIX   GopE6a официального правительственного
	лозунгов. Буквально все стены огромных
зданий сплошь заклеены  предвыборными
афишами. Тротуары усеяны листовками.
Их разбрасывают с крыш, из окон домов,
из трамваев, автомобилей и game ¢ Be-
лосинелов. : ue

18 апреля нарсх Италин будет выби-
рать 574 депутата и 237 сенаторов. В
31 oxpyre страны выставлено 5.623 кан-
дидатуры от 45 политических партий и
труннировок. В снисок Народного хезокра-
тического фронта включены 572 канди-
дата. : :

Сегодня — последний день предвыбор-
ных митингов, собраний, докладов. И ноэ-
тому так кипуч этот день. Многотысяч-
ные толпы оживленно комментируют но-
следние выступления политических лиде-
ров, опубликованные в утренних газетах
и непрерывно передаваемые по  радно.
Плакаты, аншлати, листоввн призывают
итальянцев на выборы.

На улинах и площадях столицы  итет
настоящая «битва плакатов». Вот
огромный плакат, на котором изображены
врет и щит — предвыборная эмблема
христианско-демократической партии. C
другого плаката, возвышающегося над
отелем, умильно улыбается «дядя Сам».

Такое сочетание избирательных илака-
тов вовсе не случайно. Реакционные си-
хы страны открыто связывают предвыбор-
ную кампанию © так называемой» «беско-
рыстной помощью» Соединенных Штатов
‘Америки. По заокезнскому рецепту стро-
	На стройках пятилетка
	о а официального  правительственного
блока. Влика де Гаспери, руководствуясь
приннипом «все средства хороши», изо-
дня в день провокационно  бообщает о
«коммунистических заговорах», организует
фашистекие погромы.

Стремясь любой ценой добиться  боль-
шинства на выборах, де Гаспери запуги-
вает избирателей, a «овятой престол»
трозит им даже отлучением OT церкви,
вели они будут голосовать за Народный
‘фронт. .

`Для руководства избирательной борьбой
реакционного блока в Италию прибыли
официальные и частные представители
США. Спасов этих «наблюдателей» воз-
тлавляют — личный представитель Тру-
узна при Ватикане Майрон Тэйлор, пол-
ковник Полетти, бывший эмеряканский
губернатор Рима, американский «король
рекламы» Гуидо Орлзндо. Все эти визите-
ры развернули демагогическую кампанию.
которая, по их мнению, должна создать
внечатление, что если де Гаспери проигра-
ет на выборах, дело может дойти до от-
крытой американской интервенции,
	р итальянских газетах сообшаетея. что
	из секретных фонхлов правительства США
	на «покупку выборов» в Италии отпуще-
но 20 миллионов долларов. Теперь от фя-
нансирования реакционных политических
партий официальные предетавители США
уже перешли в дипломатическому  шан-
тажу и «демонстрации военной силы».
Военные — корабли США патрулируют
	ПАРИТ АЗИИ АВ
	18,5 километра, она свяжет ближайшую
станцию Правдинск с территорией строи-
тельства ГЭС. Мошные экскаваторы заго-
товляют грунт для булущей дороги. Ве-
реницей тянутся к насыпи грузовики-само-
свалы с землей. Насыпь растет на глазах.
И скоро по этой ветке уже помчатся со-
ставы с материалами и оборудованием.
	Оставив позади себя Правдинек, мы
	вступаем в правобережную пойму Волги:
	Ее просторы необозримы. В поименной по-
росли лесорубы прорубают широкие про-
секи для высоковольтной линии  электоо-
передачи от системы Горьковской. госулар-
ственной райониой электростанции. Плот»
ники сооружают опоры дла подвески про-
водов, землекопы роют. котлованы под опо-
ры: прежде чем стать поставщиком энер-
гии, строящаяся ГЭС временно будет ее
потребителем. ,
	Вверх по Волге, в 53 километрах. от
	  города Горького, стоит древний Городенцы-—
	ровесник Москвы, тоже основанный Юри-
ем Долгоруким. Здесь, близ города, раз-
вертывается площадка будущей ГЭС.

На левом берегу поймы, отделенные от
нас пятикиломегровым расстоянием, в го-
лубоватой весенней дымке маячат  призе-
мистые избы деревень Тарханово и Жел-
тухино: Там сейчас тихо и лаже безлюдно.
Но это временная тишина. Придет срок (он
приближается. с каждым днем), когда и
здесь начнется горячая страда. Пока же
шум стройки несется с правобережья, где
уже сотни рабочих, инженеров и техников
развернули  полготовительные работы. В
первых строительных бригадах мы встре-
тили немало днепростроевцев, обогащенных
опытом. сооружения крупнейшей советской
гидроэлектростанции. bet

На правом берегу сооружаются вспомо-
гательные предприятия — механические
мастерские, лесокомбинат, гаражное хозяй:
ство, электрическая подстанция и времен-
ный рабочий поселок на несколько тысяч
человек. - ты 1 .

Строительство Горьковской ГЭС будет
механизировано ` неизмеримо больше, чем
любая из прежних подобных строек. Почти
	на 100 процентов механизируются земляные
	вдоль итальянских берегов. Государствен-
ный денартамент предполагает ко дню
выборов направить в итальянские воды
2 военных кораблей, из них 3 авиз-
посца, 6 крейсеров, 14 миноносцев.

18 апреля над Римом пролетят эекад-
PHA сверхмощных «летающих  крено-
стей». Один из американских репортеров,
находящийся на борту уже стартовавшего
в Evpony бомбардировщика,  радирует:
«Летающие крепости» продемонстрируют
над Италией силу западных держав».

Так бесперемонно американские «де-
мократы» вмешиваются во внутренние де-
ла Италии, стараясь навязать ей свою
волю, свою политику. ~

Но народ готов отстаивать свою свободу
и независимость.

Эмблеме «Креста п щита» противостоит
на выборах «эмблема Гарибальди» — cHN-
вол всех прогрессивных сил, поддержива-
ющих Народный демократический фронт.
В эт подлянно народное 0б’едине-
ние входят миллионы мужчин и женщин.
Кроме социалистов и коммунистов, в `со-
став Народного фронта входят партии де-
мократии труда и социально-хриетианская,
труппа депутатов республиканской пар-
тии, социалистическое движение проле-
тарского единства, «христианское движе-
ние за мир» и многие ‘ассоциации пере-
довых итальянских интеллигентов. 910—
итальянский народ. это — люди, которые
хотят быть хозяевами своей судьбы.

fl. 3BAHUEB
		КАСААЛ
		  HYTb MW насыпать земли в два раза: больше,
чем Ha Днепрострое. Первая очередь Горь-
ковской ГЭС должна вступить в эксплоата-
цию в 1953 году.

Что будет представлять собой новый
гидроузел?

В состав Горьковского гидроузла войдут
гидроэлектростанция, сооружаемая в. русле
Волги. у правого ее берега, водосливная
железобетонная плотина длиною в 336 мет-
ров, земляная дамба протяжением 12,6 ки-
лометра и двухетупенчатый шлюз для про-
пуска судов и плотов. Управление  стан-
цией и шлюзом будет ЕЮ механизи-
ревано.- :

Llmo3 pa3Mectatca Ha meBom Gepery Вол-
ги. Между его ступенями образуется аква-
торий площадью свыше трех квадратных ки-
лометров. Он сможет служить затоном для
судов. По плотине будет проложена шос-
сейная дорога, связывающая празый берег
Волги с левым. .

Плотина поднимет горизонт воды в ре-
ке над уровнем паводка более чем на 10 мет-
ров. Выше плотины образуется водохрани-
лище площадью ‘1800 квадратных километ-
ров — это и будет новое море, в пять раз
большее, чем «Московское». :

Берега водохранилища подступят к неко-
торым кварталам окрестных городов —
Чкаловска, Кинешмы, Юрьевца, Пучежа,
Из зоны затопления на более высокие ме-
ста будуг переселены целые деревни соб-
шим числом около 6 тысяч дворов. Для
‘защиты ценных сельскохозяйственных тер-
риторий от  затопленця будут насыпаны
земляные валы протяжением до ста кило-
метров. и. ;
`’ Вот несколько цифр, характеризующих
‘об’ем ‘работ’‘по ‘сооружению  тидроузла:
предстоит вынуть 12 миллионов и  насы-
пать 29 миллионов кубометров земли; уло-
жить миллион кубометров ‘бетона и желе-
зобетона; смонтировать 12 тысяч тонн ме-
таллических конструкций и механизмов; за-
‘бить 4 тысячи тонн nInyHTOB {металличе-

ских свай).
Все оборудование для Горьковской гидро-

электростанции будет создано на заводах
Советского Союза.
	Р. ВАСИЛЬЕВ
	ГОРЬКИЙ. (Наш. спец. корр.) «Будущим
поколениям не придется решать загадки
дна нового моря. Мы оставим им точные
данные о нем, ибо сможем изучить его
еше до того, как это. море займет свое

место на карте».

Эги слова инженера `Главгидроэнергостроя
тов. Загородникова. сказанные им еще в
Москве, вспомнились мне в тот момент,
когда я оказался на: «лне» гигантского
водохранилища. Оно разольегся ‚близ ро-
дины великого русского писателя — горо-
да Горького. Вода приведет в движение
турбины Горьковской тидроэлектростачии,
лишь немногим уступающей. по масштабам
другой ее новостройке послевоен-
ной пятилетки `Камской- гидроэлектро-
	станции. Это булет еше одно звено в cH-
	стеме использования гидроэнергетических
ресурсов Волги, грандиозная  реконструк-

ция которой начата по инициативе товарища
Сталина.
	Иваньковская, Угличская и Шербаковская
гидроэлектростанции, созданные на верхней
Волге, вступили в строй, и на географиче-
ской карте СССР ‘появились TPH новых
«моря» — три обширных волжских `водо-
хранилища. Ho это. лишь начало. Геогра-
фической карте предетойиг еше претерпеть
немалые изменения. Горьковская ГЭС од-
на из первых делает на это заявку. Новая
стройка сталинской: пятилетки принесет не
только новые географические понятия, но
и в значительной степени изменит эконо-
мический облик огромного края. Здесь вы-
	отдельных пред-  растут многочисленные промышленные пред;
Hy, чтобы с   приятия. Станция’ снаблит электроэнергией
	народное хозяйство Горьковской, Иваноз-
ской, Владимирской, Ярославской и Ко-

стромской областей, улучшит электроснаб-
жение Москвы. :
	Эта грандиозная стройка уже живет. боль-
шой полнокровной, жизнью. : ;

Миновав‹ ‘оживленные улицы города
Горького, через 20-25’ минут мы под’езжа-
ем к дальним подступам будущей гидро-
электростанции. Еще никаких сооружений
не существует, но ориентиры, ‘приметы
большой стройки встречаешь на каждом
шагу. Прокладывается ширококолейная же-
лезнодорожная ветка. Протянувшись На
	Тысячи экспонатов выставки,  организо-
ванной Северным отделением восточного
факультета Государственного ордена
Ленина ленинградского университета и
музеем Арктики, отображают трудовую
	Р жизнь. быт и культуру народов. советского
	Крайнего Севера. Какой необычайный путь
прошли они за годы советской власти! Мы
идем от стенда к стенду, и перед нами все
глубже раскрывается величие побелы, ко-
торую одержала здесь, на Крайнем Севере,
ленинско-сталинская национальная политика,
политика нерушимой . дружбы и братства

народов. \* й
	Открывают выставку экспонаты, носвя-
шенные прежней жизни народов этого. да-
лекого ‘огромного края ‘нашей страны. Про-
копченная, черная от дыма яранга. Возле
счага чукчанка зубами отдирает остатки
	мяса с оленьей шкуры — так. обрабатыва-
ли тогда меха. Жалкое существование вла-
	чили не только чукчи. HO и ненцы, эвенки,
ханты, манси, якуты, нанайцы и’ другие се-
верные народности. Они были обречены
царским самодержавием на Иа от
болезней и голода.   Я

Об освоении Крайнего Севера давно Меч-
тали передовые люди России. «Усугубиться
может Российская слава, соединенчая бес-
примерною пользою через изобретение Во-
сточно-северного мореплавания в Индию. и
Америку», — писал великий русский уче-
ный М. В. Ломоносов. Шли голы, проходи-
ли песятилетия, но мечта оставалась `Меч-
той. Осуществить ее ‘оказалось под силу
только партии большевиков, ‘советской вла-
CTH, освобожденному народу.
	Первый всесоюзный.
с‘езд композиторов
	19 апреля в Колонном зале Дома: сою-
зов откроется первый Всесоюзный ©’езд
советских композиторов. р

500 делегатов с’езда, выбранные на
местах, представят музыкальную ‘общест.
венность всех 16 ‘республик,

С докладами «30’ лет ‘советской музы-
кии ‘задачи советских. композиторов»
выстунят председатель оргкомитета Союза
советских композиторов Б. В. Асафьев и
генеральный секретарь Т. Н. Хренников.
Представители союзных. ‘республик в со-
докладах осветят развитие советской му-
зыкальной культуры и музыкальное твор-
чество народов СССР 3a 30 лет. С’езд
обсудит и утвердит проект устава и в
Грет правление Союза.

Заседания будут сопровождаться кон-
цертами, в которых делегаты ознакомятся
с лучшими советскими музыкальными про-
	изведениями, как русскими, так и нацио-

нальными. а
В Москву прибыли первые делегаты

`с’езда: из Узбекистана ‘— народные арти-
	сты республики М. Ашрафи и Т. Сады-
ков, из Киргизской ССР — народный
артист республики М. Туманов, из Грузин-
	ской ССР — народный артист республики
композитор Д. Аракишвили. a
В беседе с нашим корреспондентом
	Д. Аракишвили заявил: 1

— Грузинские композиторы ’с большой
радостью. приезжают на первый в истории
советской музыки Всесоюзный с’езд  ком-
позиторов. Ностановление ЦК ВКП(б) об
опере Вано Мурадёли «Великая дружба»
‘указывает нам путь нашего творчества.
Этот путь — глубокбе творческое освое-
ние традиций русской и мировой класси-
ки, создание‘ музыкальных произведений,
отображающих жизнь’ социалистического
общества, Мы надеемся, что с езд сыграет
большую. роль в. дальнейшем развитии
советской музыкальной культуры и, в
частности, грузинской музыки.
	реали
			Предвыборное «чудо» г-на де Гаспери
	На страницах реакционной итальянской печати широко рекламируется
	Рис. Бор. ЕФИМОВА,
	о «чуде» в Ассизи, где будто бы начала «двигаться» статуя мадонны.
	Движущаяся
	«мадонна доллароза»
	Протянувшись на  и бетонные работы, а ведь предстоит вы
		Освоение Северного морского пути Н3>
чалось по инициативе товарища Сталина.
	В разведку пошли моряки, ученые, летчики,
	радисты, картографы... Схемы, карты, фото-
графии показывают, как, преодолевая ог-
ромные трудности, ° упорно` продвигались к
намеченной пели отважные советские люди.

Вот макет парохода «Сибиряков». Его
команда первой проходит в одну навигацию
великий путь с запада на восток. Путь от-
крыт! Все новые караваны судов бороздят
полярные воды. Возникают новые полярные
станции. За Полярным кругом _ устанавли-
вается регулярное. воздушное сообщение.
Аэросани и вездеходы везут. » продоволь-
ствие, медикаменты, литературу.

В краю снегов и непуганого зверя бы-
стро растет ‚индустрия. Все’ больше угля
выдают на-гора шахтеры Чукотки: По-рекам
Заполярья плывут плоты строевого леса. На
железной дороге Кировск-- Апатиты  элек-
тровозы тянут тяжелые поезда. Круглые
сутки визжат электропилы Пеледуйской
судоверфи на Лене, Шлюзы, плотины, дам-
бы и опять шлюзы: ‘это крупнейшее со-
оружение нашей эпохи — Веломорско-Бал-
тийский канал имени Сталина, Морские cy-
да из белого моря идут прямо на Балтику,
в Ленинград. у

„. Под фотографией домика в селе Ку-
рейка, где товаришг Сталин отбывал послед-
нюю ссылку, помещена’ цитата ‘из книги
В. Швейцера’ «Сталин в Туруханской ссыл-
Ke», $ .

«Сталин не раз говорил. нам, что’ более
забитый, запуганный и нишенствующий. на-
pon, чем на Севере, вряд. ли можно найти
еше где-нибудь...
	ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ РУССНОЙ
КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ ‘

Завтра, в связи: с первым Всесоюзным
с’ездом советских композиторов, в. Госу-
дарственном ценгральнсм музее музыкаль-
ной культуры в Москве открывается боль-
шая выставка.

Ее цель — отобразить реализм, демокра-
тические идеи, народно-песенные основы
русской классической музыки.

Главный раздел даег. представление . о
жизненном и творческом пути величайших
классиков русской музыки — Глинки, Чай-
КовСкого, композиторов «могучей кучки» —
Мусоргского, Римского-Корсакова, `` Боро-
дина. В этом’ же разделе‘. сосредоточены
экспонаты, характеризующие“ деятельность
Даргомыжского,. Серова, Стасова, Балаки-
	рева, Антона Рубивштейна, представителей
петербургской и московской музыкальных
	школ конца ХХ и начала ХХ веков — Та»
неева. Аренского, Рахманинова, Скрябина,
Глазунова, Лядова,

Экспонаты подчеркивают мировое значе-
ние русской классической музыки и. ее
роль в музыкальной культуре СССР. Об
органической связи русской народной Me-
лолий с классической музыкой свидетель-
ствуют, в частности; документы, относя-
шиеся к КГлинке, Чайковскому, Римско-
му-Корсакову и, Мусоргскому, широко
использовавшим в своем ‘творчестве Hapoa-
ные песни.

На стендах воспроизведены высказыва:
ния Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Г рибое-
дова, Герцена, Белинского, Добролюбова,
Одоевского, Стасова,’ Серова, утверждав-
ших принципы. реализма ‘и народности в
русской классической музыке. ‚Здесь же
экспонированы автографы композиторов, их
живописные ‘и скульптурные . портреты,
нотные рукописи, художественные пано-
рамы, воссоздающие ‹ места; где жили и
творили русские композиторы.

Выставка организована отделом научно-
исследовательских учреждений Комитета
по лелам искусств при Совете Министров
СССР. В день ее открытия. в Большом
зале, Московской консерватории ‘состоится
собрание’ композиторов ‘и ‘музыкантов, на
котором. будуг продемонстрированы в кон-
цертном исполнении лучшие образцы рус-
ской классической музыки.
	— Возродить этот народ, создать для

людей Севера, как и для всего народа,

подлинно человеческую жизнь — наш свя-
щенный долг...»

Большевики выполнили свой долг... В ка-
ждом населенном пункте советского Край-
него Севера есть теперь школа, больннца
или фельдшерский пункт, клуб, кино, pa-
дио. В тайге и тундре возникли сотни бла-
гоустроенных поселков. Выходят. десятки
газет на языках местных национальностей.
На стенде рядом с газетами — сотни книг.
«Вопросы ленинизмах И. В. Сталина на
якутском языке, «Дубровский» А. С. Пуш:
кина ‘на эвенкском, «Муму» И. С. Турге:
	нева на’ нанайском, много учебников,
художественных произведений Ненецких,
чукотских, якутских писателей и поэтов.
	Среди манси, хантов, долган уже немало
врачей, педагогов, художников и артистов.

Открытие выставки было приурочено к
научной конференции, посвященной изуче-
нию языков, фольклора, истории, этногра-
фии, экономической теографии и культур-
ного’ строительства народов северо-востока
Азии. Выставку нужно сохранить ни обя-
зательно пополнить ‘новыми ‘экспонатами.
Здесь нет почему-то материалов за послед-
ние годы. Между тем только в Якутской
АССР за это время вновь открыто 46 школ,
создана ‘база Академни наук СССР. Недо-
статочно полно отражает выставка’ Участие
народов Севера“`в Великой Отечественной
войне и, главное, — ‘обуществление работ,
намеченных на Крайнем Севере планом по-
слевоенной сталинской нятилетки. ^