П. ЗАМОЙСКИИ
	са партийно
	_ Перед советскими историками стоят
важные задачи; неустанно разоблачать
буржуазную историческую науку и фаль-
сификаторов истории, бороться с безидей-
ностью, аполитичностью, с проявлениями
низкопокзонства перед буржуазной  нау-
5ой, всемерно развивать советскую науку.

Недавно Министерство высшего образо-
вания СССР провело всесоюзное совеща-
ние заведующих кафедрами истории СОСР
высших учебных Заведений, посвященное
обсуждению вопросов преподавания п
дальнейшего развития советской истори-
ческой науки.

В центре внимания совещания было об-
суждение книги проф. Н. J. Рубинштей-
на «Русская историография». В книге
проф. Рубинштейна, как в фокусе, от-
разились все основные ошибки и недоче-
ты, еще свойственные некоторым наптим
историкам. Поэтому обсуждение ее вызва-
ло большой интерес у собравшихся, и по
важнейшим вопросам, затронутым в. ней,
развернулась оживленная дискуссия.

Среди исторических наук историогра-
фия, естественно, должна занимать веду-
щее место, как наука, имеющая большое
теоретическое ‘и методологическое значе-
ние. Дореволюционные историки не много
сделали в этой области. Поэтому для со-
ветских историографов здесь обширное
поле деятельности. Однако проблемам
историографии у нас до сих пор уделя-
лось мало внимания. Причиной этого бы-
ли неизжитое до сих пор в отдельных
наших научных исторических учреждени-
ях стремление обходить теоретические во-
просы и наличие элементов ’ аполитично-
сти, об’ективизма, отсутствие подлинной
боевой партийности у некоторых  истори-
ков. 9%

Книга проф. Рубинштейна представляет
собой первую попытку создать советский
учебник русской историографии. Ho &
трулу этому автор полошел с неправиль-
ных позиций. Ёнига написана им в духе
«профессорского» об’ективизма. В ней мо-
нотонио сообщается. о том, что на смену
схнему историку приходит другой. aro
	взин историк дополняет другого И.Т. 1.
	Автор стремится сохранить за собой пози-
цию стоящего в стороне, «беспристраетно-
10», т. е. равнодушного наблюдателя. Он
находится: под явным влиянием  хорево-
	мюционных историографических работ. Б
книге отсутствует - глубокий научный
марксистекий анализ русских  дворян-
	ских и буржуазных исторических школ.
	«Домаркеовская «социология» и исто-
риография, =— писал Фенин, — в луч-
нем случае давали накопление сырых
фактов, отрывочно набранных... Марксизм
указал путь Е всеоб’емлющему,  всесто-
роннему изучению процесса  возникнове-
ния, развития и упадка общественно-эко-
номических формаций...»

Автор книги «Русская петориография»
не руководствовалея этим положением Ле-
нина. В результате чисто об’ективистско-
То подхода к анализу развития обществен-
ной мыели и исторической науки у Н. Л.
Рубинштейна получилось, что марксист-
ская историческая наука явилась простым
продолжением буржуазной исторической
науки. Он не провел четкой границы между
марксистской историографией и предше-
ствующей ей буржуазной, которая в тому
же не подвергнута им научно-обоснован-
ной глубокой критике.
	Опибочные, немаркеистские исходные
\озиции помешали проф. Рубинштейн
дать правильное определение предмета ис-
ториографии как науки. «Задача русской
историографии, — пишет он, — дать ис-
торию развития русской исторической на-
уки в условиях развития руеской исто
рии, в связи с общим развитием обще-
	ственной и научной мысли и с непоеред-
ственным ростом конкретного историческо-
го знания» (стр. 13). В этом  определе:
нии нет даже намека на то, что историче-
ская наука, в том числе и историография,
носит Классовый, партийный характер.
именно © немарксистским определе-
нием предмета историографии у автора;
	Письма —
читателей
	ДАИТЕ СПРАВОЧНУЮ
ЛИТЕРАТУРУ!
	У нас издается много технической лите-
ратуры, но большинство книг посвящено
узко специальным вопросам. Эти книги
большей частью и заполняют витрины и
	полки книжных магазинов. Попробуйте, одна-
	ко, достать столь нужную : для огромной ар-
мии наших инженерно-технических работ-
ников справочную техническую литерату-
ру и, в частности, справочники для энер-
гетиков. Их нет совсем на книжном рынке.

А ведь нужда в такого рода литературе
очень велика. Почему сейчас в нашей
стране, обогашенной новым опытом пере-
довой техники, не издают ‘справочников,
подобных TeM, что издавались ранее?
Ведь были пятитомная «Справочная книга
для электротехников» («СЭТ»), девятитом-
ный «Технический справочник транспортни-
ка» («TCT»), двухтомная «Инженерная
справочная книга» Астафьева, «Справочная
книга электромонтера» («Электром») и
многие другие. Теперь эти книги ста-
ли библиографической редкостью, Hx
можно купить только по баснословной
цене у букинистов. Да и польза от них
сейчас невелика — уж очень они устаре-
ли. А взамен их ничего ‘не издается.

Но что говорить о «солидных» справоч-
никах, когда даже карманного «Справоч-
ника — записной книжки для инженера»
наши издательства не удосужились выпу-
стить!

Что мешает Г остехиздату, Эвергоиздату
и другим ведомственным издательствам
заполнить этот пробел?

Нам не нато справочников  Луббелля, Фау-
ля, Хютте и других «иностранцев». Наша
отечественная наука и техника шагнули
Далеко вперед. На их базе развивается на-
ша промышленность. Так дайте же скорее,
товарищи издатели, работникам этой про-
мышленности удобные, содержательные
	многотиражные справочники, отражающие
	сегодняшний день нашей техники! Дайте
	карманные справочники, содержащие необ-
ходимый минимум формул, справок и рас-
четных таблиц. Сотни тысяч  инженерно-
	технических работников скажут вам за это
	спасибо! :
Инженер-энергетик Д. СКРЫПНИК
	В ЗАЩИТУ ЧЕРТЕЖА
	Миллионы людей нашей страны связаны
с техникой. Она вошла во’все области на-
родного хозяйства и в городе, и в дерев-
не. Умение читать чертежи — элемен-
тарное требование технической грамотно-
		Между тем, Гостехиздат не издает ни
ебников по техническому чертежу HH
	учебников по техническому чертежу, н
методических разработок, ни руководств.
	Не лучше обстоит дело и с чертежны-  В сторон
ми принадлежностями, которые должен из- — an
готовлять Главмервеспром. Готовальни   директор.
достать трудно: они дороги и низкого ка- Мы во
	готовлять  Главмервеспром. — Готовальну
достать трудно: они дороги и низкого ка:
чества. Рейсшины и чертежные доски —
еще более дефицитный товар. редкостью
стала мягкая резинка для карандаша. Цир-
кульные наставки на: карандаши, так на-
зываемые ‘«козьи Ножки», настолько пло-
х0 сделаны, что изготовление их следует
признать бесполезной тратой денег и вре-
мени.

Все это крайне тревожит нас, препода-
вателей черчения, готовящих кадры для
социалистического ` строительства. Миллио-
ны учащихся ремесленных училинт, сред-
	них школ, техникумов и вузов должны по-
лучить необходимые условия для обучения

gs
	графической грамоте.
	Преподаватель черчения 31 РУ.
техник ИВАНОВСКИЙ.
	От редакции: Совет Министров РСФСР
3 апреля 1948 года принял постановление,
обязывающее Министерство местной про-
мышленности и Управление промкоопера-
ции увеличить производство  школьно-
письменных и чертежных  принадлежно-
стей.

Интересно знать, какие меры. предприни-
мают названные учреждения, а также Глав-
	мервеспром, в ведении которого находится
завод готовален, и Гостехиздат AAR noe
	ного обеспечения учащейся молодежи хо-
рошими чертежными принадлежностями и
необходимой технической литературой!
	jo
	Мы говорим
О ЧУТКОСТИ
	Михаил М. потерял на фронте обе ногн,
Советское государство позаботилось о нем
Он получил новую профессию. стал часо.
	вых дел мастером.
	Но два раза в год Михаилу М. аккурат-
	во напоминают о его увечии. Райсобес

елезнодорожного района гор. Москвы, Е
котором состоит на учете Михаил М., сис.
тематически вызывает его на медицин-
ское переосвидетельствование.

Зачем? На этот недоуменный вопрос от-
вечает инструкция, подписанная министром
социального обеспечения РСФСР таз.
	А, Н. Суховым. 28-я статья, параграф ИС

a RS
этой инструкции гласит: .
«В случае неявки инвалида войны В
установленный срок на переосвидетель-
ствование во врачебно-трудовую  эксперт-
ную комиссию `(ВТЭК), выплата пенсии
приостанавливается. > .
	Итак, дабы ве потерять пенсии, ин-
валид, потерявший руку или ногу,
обязан каждые шесть месяцев итти во
ВТЭК, нести справку в Райсобес, терять
время, с№ова и снова вести бесконечные
разговоры... .

Начальник _ ВТЭК Железнодорожного

Е. = 56
	EE FE EEN EE tN

района тов. Старцева согласна с тем, что
этот порядок` нелеп. И, тем не менее, в
подведомственном ей учреждений выписана
очередная справка № 12182 Виктору Ю..
в которой, вопреки здравому смыслу, ука-
зано: «Назначен срок переосвидетельство-
вания 14 июля 1948 года».

А Виктор Ю. с тех пор, как в 1945 го-
ду у него по бедро: была ампутирована
нога, прошел уже пять комиссий. Врачеб-
ное заключение было, разумеется. всегла
одно: ноги нет. И все-таки 14 июля он
должен булет вновь «доказать» свою инва-
лидность, пройти сложные клинические ис:
следования. : :

Почему же нельзя карточки инвалидов,
категория инвалидности которых неизмен-.
	на, переложить в особый ящик и не трево.

жить людей только для того, чтобы сде:-
лать очередную бюрократическую пометку
в личном деле?

Кажется, ‘просто. Ан нет, не могут до
этого додуматься в Министерстве социаль-
ного обеспечения РСФСР.
	А.
	сть в исторической науке.
	$
Проф. В. СВЕТЛОВ
	прежде всего, связана его фальшивая, не
соответствующая действительности, чуж-
дая марксизму конценция: русская исто-
риографическая наука представляет собою
бледнее отражение  западноевропейской
науки, запоздалый пересказ идей Запада.
Через всю книгу проводится мысль, что у
русских историков как в мировоззрении,
так и в понимании исторического процес-
са не было ничего своего, оригинального.

В книге проф. Рубинштейна принижает-
ся роль русских ученых-историков. Но ней
	получается, что основы русской историче-.
	ской науки были заложены не русскими
учеными, а учеными  западноевропейских
тосударств, и, в первую очередь, немца-
ми, Русские ученые рассматриваются
проф. Рубинштейном как простые подра-
жатели, последователи немецких истори-
ков и философов. Особенно принижает он
исторические заслути Ломоносова, Герце-
на, Добролюбова, Белинекого, Чернышев-
екого и, наряду с этим, всячески преуве-
личивает роль приехавших в Россию не-
мецких историков: Байера, Миллера. Шле-
цера, Фишера и др. При этом особую за-
слугу Байера автор видит «в постановке
им варяго-русского вопроса», из которого
вытекает пресловутая норманская теория
«0 призвании варягов», не выдерживаю-
щая никакой научной критики.
	«Подлинным представителем русской
	науки» проф. Рубинштейн считает Шле-
цера, а между тем Шленером был вытви-!
	нут лженаучный ‘германофильский тезис,
будто бы русский и другие славянские на-
роды получили семена цивилизации че-
рез посредство немцев. И  этого-то
псевдоученого немца, клевешущего Ha
русский народ, проф. Рубинштейн счита-
ет основоположником русской историогрз-
фии и «благожелателем дел русских»!
Проф. Рубинштейн ‘сообщает также,
будто бы Эвере «первый в русской исто-
риографии подошел к раскрытию  законо-
мерности исторического развития» (стр.
232). Между тем, известно, что Эверс, вос-
питанник Геттинтенского университета,
занимался русской историей, не зная да-
же руеского языка, слеловательно. совет-
	шенно ясно; что серьезного отношения в
русской исторической науке он не имел.
	Нроф. Рубинштейн принижает русекую.
	‚ историческую науку, не видит ее самостоя-
тельности, оригинальности и искажает
факты, пытаясь доказать, что истоки
русской науки восходят к немецким уче-
НЫМ.

В действительности, основоположником
русской исторической науки был Ломоно-
сов. Ломоносов положил начало  ан-

тинорманскому направлению в ней,

вырвал ее из «немецкого пленения». Его
труд «Древняя российская история»— труд
борца за честь русского народа, за честь
его культуры, языка, исторли.

В книге проф. Рубинштейна не показа-
на напряженная борьба, которую вели.
выдающиеся русские ученые — Л-

моносов и другие — с иностранцами в pyc”
ской исторической науке.

_Преклонение автора книги «Русская
историография» перед немецкой истори-
ческой и философской наукой настолько
велико; что даже выдающиеся. представи-
тели русского народа—революционеры-де-
мократы сведены им на положение меха-
нических подражателей философским си-
стемам Гегеля и Фейербаха.

Проф. Рубиннмейн вообще отрицает
какие-либо заслуги Чернышевекого в 0б-
ласти русской истории.
	Серьезнейшим недостатком работы проф.
Рубинштейна является также То, что в
ней, по существу, отсутствует специаль-
ный раздел, посвященный возникновению
и развитию марксистской исторической
	науки в России. Этому о вопросу
в ней уделяется лишь некоторое
место в разделе «Русекая  историче-
	Chat Наука в период империализма».
Великая преобразующая роль _ марксиз-
ма-ленинизма в исторической — нау-
Re, таким образом, оказывается: зату-
шеванной, и марксистоко-ленинекая исто-
риография дается в книге не как, новый
этап в науке, а как заключительное звено
развития буржуазной исторической науки.

В книге отсутствует также раздел, ос-
вешающий развитие русской исторической
науки в советский период. He показано
великое благотворное влияние на нее тру-
дов В. И. Ленина и И. В. Сталина, указа-
ний большевистской партии.

Обсуждение книги’ проф. Рубинштейна
показало, что автор ее не смог. paspe-
шить взятую им на себя задачу. Внига
проф. Рубинштейна лишена главного —
того, что делает труд ученого живым и
нужным, — в ней нет марксистско-ленин-
ской ‘партийности.

Необходимо написать новый учебник
историографии, который будет правильно
ориентировать учашуюся молодежь.
	Создание подлинно  марксистоко-ленин-
ского  учебкика по историографии —
дело огромного политического значения.
Нужно создать квалифицированный ав-
торекий коллектив, вовлечь в него так-
же и работников периферии. Необходимые
для этого силы у нас имеются. Следует
привлечь к этому делу также наших мэ-
`лодых историков, не допуская вредной мэ-
нополии отлольных ученых.

ty

Другим вопросом, вызвавшим на сове-

щании длительное и оживленное обсужде-
ние, был доклад академика И. И. Минца о
проекте «Программы по истории СССР»
(для исторических факультетов  государ-
ственных университетов и педагогических
институтов).
’ Обсуждение показало, что в проекте
«Программы по истории СССР», подготов-
ленном группой историков `под руковод-
ством академика И. И. Минца; имеются
весьма существенные недостатки. В част-
ности, вопрос о смене общественных фор-
маций не нашел в программе достаточного
отражения, нет ясного указания на TO,
что Киевская Русь явилась колыбелью
трех братских народов: русского, украин-
ского и белорусского. Недостаточно осве-
щен также волрос о’ славянстве; не выде-
лен специально раздел 6 послевоенном
развитии советского государства; весьма
слабо и недостаточно показано развитие
культуры советского народа; в.. проекте
программы содержатся серьезные ошибки
идеологического порядка.

Серьезной критике подверглась. также
работа журнала «Вопросы истории». Уча-
стники совещания справедливо указывали
на то, что журнал этот еше не возгла-

вил в должной мере борьбу против вра-
Жждебных марксизму современных буржуаз-
ных учений в области историй.

На совещаний указывалось также на
то, что Институт истории Академии наук
CCCP, в частности сектор историй совет-
ского периода, не руководит” хеятельно-
стью многочисленных коллективов совет-
ских историков, в TOM числе историков
	периферии, не оказывает им, должной но=
	мощи, слабо организует научную разра-
ботку вопроеов истории советского обще-
ства.

Совещание руководителей кафедр исто-
рии СССР показало, что за последние годы
значительно выросли в идейном отнойге-
нии кадры советских историков. Выступ-
ления историков, прибывших с перифе-
‘рии, отличались идейной зрелостью и пар-
тийной остротой.

Дискуссия по книге проф. Рубинштейна
«Русекая историография» показала уменье
кадров историков критически оценить на-
следетво, оставленное нам старой истори-
ческой наукой, умение ставить и разре-
шать новые, важные и актуальные воп-
росы дальнейшего развития советской
исторической науки. Уроки только что
проведенной дискуссии по вопросам исто-
риографической работы принесут. большую
пользу работникам исторического фронта.

Пол новой. кровлей.
	работы на пять таких мастерских. Скоро
будем выпускать плитки для отепления
			Давнее воспоминание оживает во мне
в подробностях, воскрешая картину де-
	ревенского бедетвия.
...Тревожно забарабанили в окно и KTO-
то, пробегая, закричал;
	— Гори-им!
Мы с хозяином, у которого я ночевал,
выбежали ва’ улицу: Горела средняя,
	самая большая изба. Сквозь столб желто-
го, гуетого дыма, прорезая его, показался
огненный нож. Словно разведав, он скрыл-
ся, а через. некоторое время выметнулось
пламя и уже, лохмато-грязнов, взвилось и
загудело.

Й как всегда во время пожара в дерев-
нях, поднялся ветер. Восмы дыма и огня
начали клониться то в одну, то в другую
сторону. Скоро рядом взвилась еще струй-
ка дыма, принялась расти, и вот уже и
здесь появился разведчик огня. Вымахну-
ло пламя. А ветер, словно оцьянев, уси-
лилея, бешено качнулся в другую сторо-
ну, бросился на соседние дома. Полетели
отненные «галки», и на глазах У всех
задымились соломенные крыши.

Й как же не вепомнить все это, когда
держишь в руках легкую, немного -шерша-
вую, огнеупорную плитку пластмассы из..
ржаной соломы, из той самой соломы, 50-
торая так легко. воспламенялась.

Над получением пластмассы из соломы
с 1941 года работает маленькая лабора-
тория. Для нишевой промышленности тре-
буется много тары. Она изготоваяетея из
лега Ффареры картона стекла металла.
	1еса, фанеры, кКартова, сговла, мозалле.
Нельзя ли найти более: дешевый матери-
ал? Нет ли такого сырья?

Окззалось, есть! Й запасы. его в стране
просто неисчернаемы: многими десятками
миллионов тонн производит его ежегодно
наша земля. Это — озимая солома, хлоп-
ковые отходы, камыш, осока, картофель-
	вая ботва, стебли кукурузы, льняная и
конопляная костра, полсолнечная и прося-
	ная шелуха, мох, верхний слой . торфа,
сорные травы и т. д. При неслож-
HOH обработке, на простой аппарату-
	ре из этого сырья получается простой и
дешевый строительный материал — им
можно общивать стены зданий снаружи и
внутри, утевлять полы и потолки и, что
самое важное, использовать его для кров-
ли. Называется этот удивительный мате-
риал — бемит (по начальным буквам фа-
милий изобретателей: М. Бимбал, А. Езер-
	ского ий В. Малеева).
	Уже создано немало мастерских и це.
хов, практически осуществляющих замеча:
тельное изобретение инженеров.

В Москве, при заводе «Клейтук», боле
трех лет работает цех, изготовляющий бе
мит из бумажных отходов. Он выпустил
свыше полумиллиона квадратных метров
кровельных плиток. В Карловке, Полтава
ской ‘области, выстроен завод по произ
водству бемита из соломы. Мощность за:
вода — 120 тысяч квадратных метров
плит в год. Приступают к строительству
бемитовых цехов в Воронеже, Краснодаре,
Вязьме, Ташкенте,

В Кексгольме и Кондопоге, где отходы
бумажного производства, сбрасываемые в
озеро, губили рыбу, скоро будут пущены
бемитовые цехи. В далеких северных pat.
онах строит бемитовые мастерские Глава
ное управление Севморпути. Намечены по:
стройки даже на острове Диксон, в бух:
те Провидения, Тикси, где сырьем будет
служить мох.

Й только организаций, которые должны
были бы двинуть это. важное изобретение
на сёло, где и нужда в строительных ма.
териалах велика и запасы сырья отрон»
ны, — только эти организации бездей:
ствуют. :

Между тем в`степных районах страны
ежегодно пропадают миллионы пудов 59.
ломы.

Кто бывал в Сальских степях, тот ви-
дел, конечно, как в ночном небе вспыхные
вдруг огромное зарево.

— Не пугайтесь, — с горечью скажет
вам здешний житель.  -— Это наше «юж-
ное сияние». Сжигаются старые скимы
соломы.

Этому «южному сиянию» придется поз
гаснуть. Солома — она составляет почти
2/3 урожая по весу — должна найти, цаз
конен, полезное применение.

Десятки тысяч соломорезок, жмыходроз
билок, шаровых мельнини и  кормозапар-
ников, которыми оснащены и оснащаются
вухнй колхозных ферм, должны получить
	Новую нагрузку. На этом оборудовании
солома, камыш, костра вполне могут
1быть превращены в бемит. Так успехи
	иоланизации исподволь подготовили в03-
можность создания в колхозах новой х9-
зяйственной отрасли: производетва стро
ительного материала из бросового расти
тельного сырья. Здесь етопт сказать, чт
в 1950 году в стране будет получено не
менее 25 миллионов тонн соломы. Или
	Но широким полям мы мчимея на ма-
шине в ‘совхоз смотреть одну из первых
бемитовых установок.

Нае встречает пожилой человек с заго-
	„чт г г - < < ъ ь 2
			релым, приветливым лицом. Это директор   только 1 процент ее использовать AIA Be
	готовления бемита, можно — получить
160 миллионов квадратных метров пли:
ток. Миллионы домов. можно покрыть ими!

Для этого нужно лишь. чтобы кто-либо
всерьез занялся организацией дела. Нуж-
на широкая пропаганла достоинств и 610
	совхоза.
Мастерская рядом е. водяной мельницей.
	5 сторонке — солома.
— 910 ин есть наше сырье, — говорит
	Mar вошли в мастерскую. Внимательно
	доски — принялся я изучать простое, как выпечка   собов производетва бемита. Нужны показа:
	хлеба, производство.

Из котла, вмазанного в низкую печь,
рабочие черпали разварившуюся соломен-
ную сечву и несли ее к дробилке.
В дробилку лилась из бака вода, ра-
бочий вилами подбрасывал сваренную сеч-
ку. Сечка, разбитая в массу, стекала из-
под дробилки сквозь решетчатое дно в
	большой чан, в середине которого враща-
	лись лопасти мешалки.

В небольшом котле варилось смолистое
вещество — пек, а рядом, в колоде, бы-
ла подготовлена глина. Ее тщательно сме-
шивали с кипящим пеком. Эта смесь дает
соломенной массе крепость и водонепро-
нипаемоеть.

Вынутые из-под пресса отжатые ‘плит-
RH клали на волнообразную поверхность
стола и формовали их деревянной скалкой.
°Толщина плиток около сантиметра.

Сушат плиты летом на’ солнце, & в. не-
настные дни — в 0с0бо устроенной су-
шилке, зимой — на морозе.

— Оборудование. может изготовить лю-
	бая мастерская МТС,— рассказывал дирек-
тор. — Вы знаете; сколько У меня зака-
	50в на кровельные плиты? Хватило
	—_ ДОЛОЙ
	120-летие со дня рождения А. Н.
Островского отметила и газета «Советское
искусство». Сделала она это так, что чи-
татели ее пришли в крайнее изумление.

10 апреля газета опубликовала портрет
великого драматурга, на котором он
изображен уже старым человеком с окла-
дистой седой бородой. «Советское искус-
ство» уверяет, что портрет написан арти-

aan at, iAX i. ща
	стом Малого театра М. П. Садовским в
1851 году.

В_ письме в «Литературную газету»
a Tn о з
	Re se SLO

А. Лазаревич, М. Юровская и А. -Файбу-
сович выражают свое недоумение:

«Правда ли, — пишут они, — что А. Н.
Островский выглядел стариком в 1851 го-
ду, когда ему было всего 98 лет?»

Отвечаем: неправда. Газета «Советское
искусство» напутала. Более того; М. П.

адовский не мог написать этот портрет
в 1851 году, так как в это время ему
‘было... всего 4 года.

Портрет, опубликованный в № 15
«Советского искусства», относится не K
1851 голу, как уверяет редакция, а к пос-
ледним годам жизни драматурга. Он на-
писан М. П. Садовским по фотографии,
снятой в .80-х годах.

ee
*

Газета «Советское искусство», пере-
путавшая даты, не оказалась одинокой в
искажении биографии А. Н. Островского.

В № 15 журнала <Огонек» на стра-
вице 4-й изображен дом. о котором сказа-
HO, что это — «Дом в Голиковском переул-
ке в Москве, где родился А. Н. Остров-

ue te ae ee rm
	OE а

ский». Во всей этой подписи отвечает
действительности лишь первое слово —
«дом». Но только находится он He в
	Бас БВУ №
Москве, а в Щелыкове. И. Островский B
нем не родился, а умер.
	110 следам выступлений
	тельные стройки, rae бы каждый
колхозник увидел, какими. отличными
свойствами облалает новый. строительный
материал. Нужны листовки и плакаты;
брошюры и техфильмы, которые расска-
зали бы миллионам людей о том, как ¢
помощью простейших механизмов, имею-
щихся в каждом колхозе, наладить нере-
работку соломы в бемит,

Почему этого нет хо сих пор? Почему
стоят в стороне от большого и нужно
дела Главсельстрой при Совете Миниетров
РСФСР, почему Сельхозетройпроект Мини:
стерству сельского хозяйства не нацели
вает колхозных строителей на использова
ние нового материала? Почему не делает
того же Комитет по делам архитектуры,
	Который тоже проектирует жилое строг:
тельство на’ селе?

Сейчае изобретатели бемита работают
над новым составом, который сделает
	плитки абсолютно отнеупорными.

Ветер не снесет эти плитки, дождь пе
промочит их и не легко возьмет огонь:
Радостной ‘и культурной деталью войдут
они в пейзаж преображающейся на наших
	бы   глазах колхозной деревни.
			В том же номере на странице 7-й изоб-
ражена аллея, названная «Любимой рощей
Островского близ Шелыкова». Опять не-
‘правда! Это не роща, а парк щелыковской
усадьбы, непосредственно примыкающий к
дому, который «Огонек» попытался пере-
нести в Голиковский переулок.
	Исторические изыскания «Огонька» по
поводу биографии Островского этим не
ограничились. Не обошел он и творчество
драматурга, проявив и на этот раз гораз-
до больше: бойкости. чем освеломлевноети:
	Под заголовком «75 лет назад» журнал
сообщает, чта первое представление «Сне-
гурочки» состоялось весной 1873 года в
бенефис В. И. Живокини, который-де ис-
	олаял в этом спектакле роль боярина
Бермяты,

_ Это — очередная ошибка Василию
	Игнатьевичу Живокини в 1873 году было
66 лет, и к этому времени ов уже оста-
вил сцену. «Снегурочка» же впервые была
поставлена в бенефис сына Василия
Игнатьевича — Дмитрия Васильевича Жи-
вокини. Он-то (а не его отец) и исполнял
роль боярина Бермяты.
	Коснулея «Огонек» и постановок Мало-
го театра. В сцене из комедии «Бешеные
деньги», изображенной на странице 9-й,
почти все обозначено правильно... Исключая
лишь то, что Телятев, которого играл
артист М. Климов, назван Васильковым, а
Васильков, роль которого исполнял артист
Н; Яковлев, — Телятевым.
	Но сравнению

совершенно бледнеют такие «мелочи», как

то, что артистка Багорская в журнале

названа Багарской, а Барабошевы из коме-

с этими ‹открытиями»
	дин «Правда хороню, а счастье лучше» —
Барабашевыми
	«Литературной газеты»
	er eeseree

На Тихом окезнё случаются тайфуны, #
	хаторые вырывают в корнем - столетние
церевья. Но это наименее  распро-
втраненный ©10соб заготовки леса К
	Тому же в лесных краях нашей Ролины
	зифунов не бывает. Для того, чтобы ева-
хить дерево, люди там употребляют обык-
зовенные пилы. Для того, чтобы эти пилы
были острыми, требуются напильники.
Нехватает  напильников. — значит, не-
хватает леса: Нехватает леса — значит,
нехватает строительных материалов,
нехватает целлюлозы, бумаги, школьных
тетрадей и прочих предметов, которые
производятся из древесины.

Месяц назад в «Литературной газете»
была опубликована статья «0 том,
хак мелочь стала проблемой». В
статье речь шла о том, что наши xeco-
рубы испытывают острую нужду в
напильниках дая точки пил. Шо вине
Министерства станкостроения мелочь (то-
№еть напильники) превратилась в ‘пробле-
Му (то-есть в отсутетвие НаПиЛЬНИКоВ),
решить которую, по твердому убеждению.
ресорубов, должно было бы все то же Ми-
ристерство станкостроения.

Статья вызвала отклики. В редакцию.
поступили письма от лесорубов, от работ-.
ников напилочных заводов. Откликнулся
В министр станкостроения тов. Ефремов.
х Бак и следовало ожидать, тов. Ефремов

своем ответе признает, что статья тов.
uma «правильно ставит вопрос о” недо-
ртаточном обеспечении  лесозатотовитель-
ных организаций напильниками Aig TOW
Би пил».

Далее тов. Ефремов сообщаете «Даль-
Нейнее увеличение выпуска напильников
= повышение их качества зависело от
фолучения стали». Тов. Ефремов жалуется
На завод № 259 Министерства  сельхоз-
Машиностроения и на Омутнинский завод

иннстерства черной металлургии, кото-
рые поставляют сталь для производства
Напильников.
	- —=—=—— ene
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 вы ке ND 31 -
	МЕНЕЕ, ЦЕНОЮ ПОДОРОЖЕ.
		что  лесорубы вынуждены выходить на
делянки с тупыми пилами?

Каково положение на самом заводе?
лан  пропылого года по напильникам
ДТИ (для точки пил) выполнен на 36 нро-
центов, в январе нынешнего года нз 46
процентов, в феврале на 51 процент. Мо-
жет быть, это общее отставание: ‘завода?
Отнюдь нет. По некоторым видам напиль-
НИКОВ достигнуты. поистине  головокружи-
тельные цифры. Так, по группе фрезерных
напильников план прошлого года’ перекрыт
более чем вдвое, Февральский план вы-
пуска тарированных напильников выпол-
нен на 577 процентов, специальных ро-
	зорных напильников на 218 процентов и
и».
	Б чем же дело? Почему сердцу директо-
ра Миаеского завода тов. Вохминцева так
близки фрезерные нзпильники? Может
быть, именно в них’ испытывает наша
промышленность особенную нужду? Да
ничего подобного. Наоборот,  заводекие
склады завалены продукцией такого рода.
Почти на 900 тысяч рублей напильников-
надфилей, нз 250 тысяч бархатных на-
пильников, на 100 тысяч фрезерных
лежал мертвым трузом на складах Мнас-
ского завода.

Ларчик открывается просто: ` пилоточ-
ные и слесарные напильники дешевы
и выпускать. их невыгодно. Поэтому до-
рогие сорта  напильников, не находя-
щие сбыта, запускаются в производство.

Это, конечно, прямой ущерб государет-
венным интересам, HO aTO единственная,
видимо, для тов. Вохминцева возможность
рапортовать о выполнении плана по вало-.
вой и товарной продукции.

«Самое постыдное заключается в том, —
пишет тов. Веротовский, — что’ такая
антигосударственная практика не счи-
тается на заводе прелосулительной.. »
	& считают ли ее предосудительной в Ми-
нистерстве станкостроения? Или там в00б-
Ще ‘не знают, что такая практика су-
ществует (и, может быть, не только на
Мнасеком заводе)?

`Богда же; в самом деле; мелочь пере-
станет быть проблемой?
	F
			Плохо, конечно, что напилочная сталь
ноступает нз станкостроительные заводы
в недостаточном количестве и невысокого
вачества, но, честное слово,  лесорубам
достается от этого куда хуже, чем тов.
Ефремову: пилить-то все-таки им.

Да и напраено это— кивать на. Петра.
у, хорошо, станкостроители, положим, жа-
луются н3з плохое снабжение сталью. А
ну, как если сталевары начнут кивать
из горняков — деекать, руды маловато, —
& те в свою очередь пожалуются на не-
хватку кренежного леса, & лесорубы...
впрочем, тут мы возвращаемся к нашей
теме-—=в напильникам.
	«Со своей стороны Министерство стан-
костроения, — сообщает тов. Ефремов, —
ставит перед coSeli задачу дальнейшего
значительного о повышения выпуска нз-
ПИЛЬНИкОВ ДЛЯ ТОЧКИ пил, Коллегия ми-
нистерства. с привлечением директоров: нз-
пилочных заводов специально рассмотрела
этот вопрос, а также утвердила план ор-
ганизационно-технических мероприятий по
внедрению... оказанию... повышению...»

Ну что ж, раз «специально рассмотрела»
и «утвердила», то нам остается только,
пожелав тов. Ефремову успехов, поставить
На этом деле точку, тем более, что даже
министр лесной промышленности тов. 0р-
тов в беседе с сотрудником «Литературной
газеты» злверил общественность в том,
Что, по-его твердому убеждению, лесорубы
в осени нанизьники получат. Дай-то бог,
тов. 9рлов!.; .

На этом деле можно было бы поставить
точку, если бы в редакцию не прибыло
еще одно письмо — письмо читателя из
Миасса.

Тов. Верстовский пишет: «Много сей-
Час говорят на Мнасском напилочном з3-
воде о статье Г. Фиша. Людям как бы
стал яснее смысл их работы, они отчетли-
Bee HW глубже поняли государственное зна-
чение своего труда. Часто крихолится
	‚ очышать вопросы: кто же виноват в том,
	«ИОГДА ЖЕ МЫ ПОЛУЧИМ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ КЛИШЕ?
	kane В марте Пресс-клише начало выпу-
b клише с новой матрины, посредствэм

ere BM
	I OE

которой получается более четкое изобра-
жение.
	д, “м делали клише без фаце-
TOB, c GymaxHoR panovnanenS Pir Kevan

~~ + AE ANE

WiacTMacca коробилась, и. клише имели не-
	EE АИ ИФА

приглядный вид. В настоящее время этот
недостаток устранен, Новая матрица дала
возможность изготовлять клише с фацетом
н без бумажной прокладки».
	Нод таким заголовком 20 марта 1948 го-
да «Литературная газета» опубликовала
письмо ответственного секретаря районной
газеты «Кзыл-юл» Татарской АССР тов. Р.
Тухватуллина,

Заведующий  Пресс-клише ТАСС тов.

- Мелешкив сообщил редакции:

«В феврале‘ этого года бригада инжене-
ров-химиков закончила нсследовательскую

ты Е

Raye tp orn temewee ne!
	а

работу по изысканию более стойкого мате-
Знала. лаюнгего. ворона  ...~
	Е ао СТЬ
дающего высококачественную мат-’н без бумаж