[P4483 V3!
			O&

релинский в борьбе с космополитизмом   ^- ““бовския
		Я. ЭЛЬСБЕРГ

>
	Александр ЖАРОВ
	В живой и нерзеторжимой связи со
временем, с историей заключается сила и
слава советской поэзии:
	Особенности и задачи всей нашей поз-
зии в целом должны ясно вырисовываться
перед читателем и по тем стихам, которые
печатаются в областных альманахах.

Вокруг альманаха «Сибирские огни»
и журнала «Дальний Восток» cobpa-
лась группа интересных: и pasHo-
	образных поэтов. Они воспеваюЮют в своих
	стихах величие, богатство и строгую кра-
соту своего родного края, его сильных и
отважных людей, проставившихея на’ вой-
не и в труде — геологов и строителей,
охотников и лесорубов, исследователей и
новоселов, людей трудного ремесла и не-
легкой жизни. Важдый поэт делает это
по-своему, внося в большую тему совет-
ского Севера и Дальнего Востока свой жи-
	тейский опыт, свои наблюдения и впечат-
ления, свою биографию и поэтический тем-
	перамент. Нели А. Ольхон, вапример, наи-
более близок к фольклору, к былине и
песне, то В. Лисовскому дороги 06-
разы исторических герзев — Хабарова,
Дежнева и др. Если талантливый поэт
П, Комаров наиболее силен в лирических
миниатюрах-зарисовках, составляющих в
целом своеобразный дневник поэта, то мо-
лодой поэт С. Мельканов пытается нарисо-
вать галлерею портретов своих земляков.
Однако все эти стихи быют в одну точку,
об°’единенные большой и единой идеей.

Но и в своей областной сибирской
теме поэты должны быть разностороннее
и многограннее. Читателя утомляет одно-
образие в изображении людей Севера и се-
верной природы. Очень часто в этих сти-
хах живой человек с биографией, с име-
нем, с характером подменяется названием
романтической профессии и беглыми ан-
кетными сведениями o repose, Иногда
областные поэты совершенно  теря-
ются среди вековых сосен, непролазных
чащоб, таежных троп, кедрачей. Читате-
лю порою становится скучно от однообра-
зия мертвенных, неодушевленных, не со-
третых присутствием человека пейзажей.

Молодой поэт А. Ивенский опубликовал
	RHR CTHXOB @ COBETCRHX  золотоиска-
телях. Я заинтересовался названием
этого цикла. Вель очень же интересно
	узнать, как живут сегодня советские зо-
лотоискатели, кзков их быт и условия тру-
да, чем они отличаются от золотоискате-
лей старой царской России и от авантюри-
стов Джека Лондона. Я внимательно про-
чел весь цикл, в этом цикле есть все —
	«кремнистые пороги», «голубые реки»,
«хмурые сопкя», «глухие берега», и нет
HH одного слова 0 людях, ни единой
	живой души. Почему мы требуем от
рассказа, от очерка обязательного присут-
ствия в них жизненного, познавательного
материала и почему разрешается поэтам
бездумное чириканье?
То, что чириканье- посвящено  акту-
‘альной теме, никаким оправданием  слу-
жить не может.

Если в целом работу поэтических отде-
лов «Сибиреких огней» и «Дальнего Во-
стока» можно оценить положительно, 10
нельзя сказать того же самого о многих
других областных альманахах. Убогой н
бедной. ограниченной и неинтересной вы-
тлядела бы наша жизнь, если бы пришлось
судить о ней только по стихам областных
поэтов, печатающихся ‘в альманахе Rpac-
ноярекого края «Енисей», в молотовеком
альманахе «Прикамье» или в альманахе
«Томек». Много здесь можно встретить сти-
хов, лишенных каких бы то ни было про-
блесков мысли или чуветва. Таковы стихи
Г. Каратаева, опубликованные в «Енисее»,
или И. Степанова «Холодный включ» —
в «Советском Приморье», или С. Зяблин-
‘KOH, которая нанцечатала в альманахе
«Томск» абсолютно школьное стихотворе-
ние о тучках, в подзаголовке которого
так-таки черным по белому и сказано:
«Картинка». Bor rakix «картинок»
	водолаз доставил его на берег. Начинается
весна. В речные порты прибывают первые
караваны судов. Легкие и зодвижные ca-
молеты «У-2» впервые на Дону про
изводят удобрение весенних полей 6
воздуха. Хирург Николзева летит 8a
санитарном самолете в станицу  Цроде-
тарскую, чтобы оказать срочную помощь
колхознице Законалиной. В одном из це-
хов Ростсельмаша открылея филиал нзуч-/
ной библиотеки в большим выбором техниз
ческой литературы. Так, страница за стра.
ницей, листаем мы номера газеты «Мо-
лот»: кипучая и богатая жизнь одной из
многих советских областей захватывает нас,
и, честное слово, да не обидятся на меня
ростовские поэты, короткие газетные с00б-
шения оказываются куда интереснее, чем
многие стихи в их альманахе. Е

0 чем в это же самое время писали поз».
ты-ростовчане? Поэт А. Рогачев рас»
сказал сентиментальную историю 0 TOM,
как он купил на птичьем базаре птичку в
клетке и тут же, на глазах удивленных
мальчишек, выпустил ее на волю.

Поэт А. Фарбер предается  воспо-
минаниям детства, он припоминает «мла-
денческие годы «каравая», когда, дичась
снотворной тишины, играл я, © колючки
разрывая, залатанные матерью штаны».
Г. Хорошунов создает  очерелное ли-
рическое стихотворение об очередном дожде.

Многие альманахи продолжают печатать
безидейные, альбомные, аполитичные стипе*
KH, обнаружить которые былое бы более
естественно в приложении к журналу «Ни-
ва», чем на страницах советского альма-
наха.
	Г. Милова, например, в костромеком
	ольманахе печатает стихотворение «Под-
снежник»” ЕЯ
	Мой милый мальчик,
Среди зимы

Мне показалось,

Что это мы,

Что наша пуща,

Как сон, тиха,

Что ты — подснежник,
А я -— ольха
	` Далеко не все современники Белинского
до конца поняли глубокий смысл его
статьи «Взгляд на русскую литературу
1846 года» и других работ, где великий
критик со всей резкостью и последова-
тельностью обрушился на космополитиче-
ские, антинародные тенденции в занадниче-
ском лагере.

Блестящая полемическая атака неисто-
вого Виссариона была вызвана острой по-
литической необходимостью. Именно к тому
времени. ясно ‘обнаружилось, что под фла-
том борьбы со славянофильством в Кругу
«западников»  пропагандируются идеи и
взгляды, решительно враждебные демокра-
тизму, оскорбляющие чувство националь-
ной гордости, присущее народу.
	Белинский и’ Герцен, стоявшие на демо-
кратических и социалистических позициях
и боровшиеся за то, чтобы Россия стала
передовой страной мира, отрицательно отно-
сились к таким либеральным западникам,
как Корнг и Боткин, преклонявшимся пе-
ред западноевропейским буржуазным по-
рядком и его, культурой. Герцен нз-
зывал их  «идолопокяонниками» бур-
жуззной Европы. Белинский  критико-
вал и космополитические взгляды Валерья-
на Майкова. Эти западники недооцени-
вали самостоятельность, богатство и свое-
образие русской культуры и мысли. Эти,
по выражению Белинского, «пустоголовые
европейцы», «сторонники - фантастического
космополитизма», послушные и робкие
ученики каждой последней прочитанной
WMH западноевропейской книги, в сущно-
сти, были представителями русского бар-
ства, раболепетвовавшего перед  иностран_
щиной. В России они стремились лишь
несколько ограничить самодержавие и
установить буржуазный порядок, а Bilo-
следствии открыто стали лакеями царизма.
Ония не чувствовали биения пуль-
ва русской жизни. Русский народ, русское
врестьянство они презирали. В творческие
силы народных масс они не верили.

В одном пз своих писем 1847 тода
Белинский говорит: «Терпеть не могу-я
восторженных ° патриотов, выезжающих
вечно на междометиях или на кваеу да
каше; ожесточенные скентики для меня в
1000 раз лучше, ибо ненавиеть иногда бы-
вает только особенною формой любви, но,
признаюсь, жалки и неприятны мне спо-
койные скептики, абстрактные человеки,
беспачиортные бродяги в человечестве. Как
бы ни уверяли они себя, что живут ин-
тересами той или другой, но их мнению,
представляющей человечество’ страны, —
не верю я их интересам», ,
	Под «восторженными патриотами» вели-
кий критик разумеет здесь славянофилов
с их громкими, но лживыми и пустыми
патриотическими фразами и восклицания-
ми. Сам же Белинский был именно «оже-
сточенным скептиком», т. е. революцион:
ным демократом и патриотом. Ненависть
Белинского к- самодержавно-креностниче-
скому порядку проистекала из его нламен-
ной любви к русекому народу, Е будущей:
свободной России.

Вместе с тем Белинский был настоящим
интернационалиетом. Оп глубоко н страст-
но переживал судьбы: народа Франции —
страны, ‘которая играда тогда роль мирово-
то центра революционного движения. Как
поллинный патриот, Белинский беснотад-!

Из последней понты

НА КНИЖНОЙ ПОЛКЕ...
	В Киеве вышел очередной номер укра-
инского журнала «Блокнот амтатора» № 6
(84), издаваемый Управлением  пропаган-
ды и агитации ЦК КИ(б)У. В отличие от
предыдущих номеров, в очередном «блок-
ноте» редакция ввела полезный раздел
«Книжная полка агитатора». Но... пер-
вый блин вышел комом. Редакция  сооб-
шает агитаторам, что популярная повесть
лауреата Сталинской премии В. Пановой
«Спутники» — это «роман о советских лю-
дях — борцах за выполнение сталинской
пятилетки на производстве».

На книжной полке большинства аги-
раторов есть повесть В. Пановой, есть ли
она у т «Блокнота arirato-

pas? it

В развитии всех сильных сторон нацио-
нального характера русского человека,
свойственных ему «здравого: смысла, ясно-
сти и положительности в уме», «инетянк-
та истины», «широты и силы»,  <бодро-
сти, смелости, находчивости, еметливости,
переимчивости», Белинский ни видел путь.
Е тому, чтобы русский народ выразил «в
своей национальности наиболее богатое и
многостороннее содержание». Белинский 60=
релся за то, чтобы Россия стала «идеалом
человечества», и он надеялея, что Россия
одна из первых стран мира станет социа-
листической.

Говоря о роли русского поэта, Белин-
ский спрашивал: «Если он поэт поэт
истинный, то не должен ли сочувствовать
своему отечеству, разделять его надежды,
болеть его болезнями, радоваться его ра-
достями?» А холодного нисателя-коемопо-
лита, лишенного крепкой ‘связи со своим
народом, оригинальности, самобытности,
страсти, Белинский сопоставлял с челове-
ком, который говорит о себе, что он «его-;
рает любовью к человечеству, но что, не-  .
смотря на то, он никого в жизни своей не
любил в особенности, что никогда не бы-
ло у него ни друга, ни приятеля, ни бра-
та, ни сестры...» Такой писатель «веетда
готов писать о чем угодно и что хотите,
но обыкновенно пишет всегда под чьих-
нибудь влиянием». Анализируя же произ-
ведения великих русских писателей, кри-
тик решительно отметал попытки  Космо-
политов об’яснить русское литературное
развитие западноевронейскими влияниями.

Борьба, которую Белинский вел с кос-
мополитизмом, получила дальнейшее разви-
тие з русской революционно-демократиче-
ской литературе. Напомним только вы-
ступление Герцена против «немецких рус-
ских», щедринскую сатирическую характё-
ристику «желудочно-полового космополи-
та», как типа русских бар за границей,
изображение в романе Помяловекого «Брат
и сестра» космополитического, обезлячива-
ющего воспитания Андрюши Чебанова, на-
помним, как разоблачал Добролюбов «ран-
ний космополитизм» того «образованного
общества», которое «разорвало связь с на-
родом и потеряло смособности даже пони-
мать основные черты его характера».

Эти традиции имеют большое  принци-
пиальное значение и для развития  совет-
ской литературы и искусства. Tos.
А. А. Мданов на совещании деятелей со-
ветекой музыки в ЦА ВЕП(б) говорил:
«Интернационализм в искусстве рождается
не на основе умаления и обеднения нацио-
нального искусства. Наоборот, интернацио-
нализм рождается там, где расцветает на-
циональное искусство. Забыть эту исти-
ну — означает потерять руководящую ли-
нию, потерять свое лицо, стать  безродны-
NH  космополитами... Нельзя быть интер-
националистом В музыке, каки во всем,
не будучи подлинным патриотом своей
Родины».

Читая гениальные, неумпрающие
статьи Белинского, мы видим, что он не
только был нашим прямым предшествен-
ником, по до сих пор остается живым уча-
стником нашей борьбы, с. раболением. Hepes .
нностранщиной, с «безродными. космоно-
литами» и «беспачпортными бродягами в
человечествех-

Поэзия в областных
журналах и альманахах
	<
%
	но разоблачал отсталость царской кре-
постнической России по сравнению с 3a-
падной Европой и боролся против этой от-
сталости. Но вместе с тем он был ре-
щительным противником некритического
отношения к Западу. Он не хотел ‹ уста-
новления в России господства буржуазии
по западноевропейскому образцу, а стре-
мился в коренной революционно-демократн-
ческой переделке русской жизни.
	Ноэтому так резко обрушивалея Белин-
ский на «спокойных скептиков», на рус-
ских космонолитов, — тех, что насмеш-
ливо и с холодной иронией, без всякой’
горечи, болтали 06 отсталости России и
восхищалиеь  западноевропейским буржу-
азным порядком и его культурой. Это бы-
ли бесхарактерные,  бесстрастные, терпи-
мые ко всякой подлости господствующих.
п эксплоатирующих классов люди. Судьба
французского пролетария была им так же
безразлична, как судьба русского крестья-
нина. Нозднее они проповедывали moKop-
ность перед Кавеньяками и Тьерами.

«На свете много людей, известных под
именем «пустых»,—писал Белинский, —
они умны чужим умом, ни о чем не име-
ют своего мнения, а между тем и учатся
и следят за всем на свете. Пустота их в
TOM и состоит, что они заимствуют цели-
ROM, и их мозг не переваривает чужой.
мысли, а передает ее через язык, в том
же самом виде, в каком принял ее. Это
люди безличные, потому что чем человек
личнее, тем способнее. обращать чужое в
свое, то-есть налагать на него отпечаток
своей личности».

Выступая против безличных, пустых
космополитов, далеких от русской народной
mun, Белинский-критик заявлял: «У
себя, в себе, вокруг себя, вот где должны
мы искать и вопросов и их решения».

Он учил «мыслить самостоятельно, по-
русски».

Прогресс нации великий демократ рас-
сматривал, как рост народных масе, овла-
девающих культурой, передовой мыслью.
По словам Белинского, <... прогресе... совер-
изется национально. Иначе нет прогресеа.
Когда народ поддается напору чуждых ему
ндей н обычаев, не имея в себе. силы пе-
рерабатывать их  самодеятельноетью- себ-
ственной национальности, в собственную ве
сущность, — тогда он гибнет политиче-
CRM, .

Белинский решительно возражал против
противоноставления «национального» —
«человеческому». «Человеческое» он рас-
сматривал как высшее развитие нациб-
нального, пародного. Именно только  пол-
ное развитие национальности, только ду-
ховный, идейный рост народных масс спо-
сорен, по убеждению Белинского, придать
той или иной нации прогрессивное всемир-
`но-историческое интернациональное зкаче-
ние. Критик писал, что «чем многосторон-
нее, всеоб’емлютщее, глубже, общее содер-
жание народной жизни, чем больше в ней
истинного, разумного, действительного, —
тем чаловечественнее такой нарох, тем он
более бывает представителем  человече.
ства».

CH Te ee deer TS
		зльманахах.
	А ветер, ластя

‘Лицо любимой,

Шептал о счастье,

Что пронесли мы

В буйстве страсти

Неутомимой

На вешнем насте

Родной земли.

(Д. Лившиц. «На Запад», альманах «Томсн»),
	В одном из стихотвореняй тот же автор
онисывает дорогу, идущую в фронту, и
почему-то говорит о ней:
	Эти дороги, должно быть, меряны
Мерным шагом сивого мерина.
	Очень часто в стихах, посвященных тру-
довым подвигам советских людей, поэти-
ческое изображение отношения мастер» к
своему труду и творчеству подменяется су-
ХИМ, схематичным описанием того или
иного производственного процесса,  пере-
числением технических терминов и дета-
лей. Так составаяется техническая смета,
а не пишутся стихи!

0 поэзии, воспевающей труд и мастер-
ство, уместно поговорить на примере аль-
манаха «Литературный Донбасс», издавае-
мого лонецкой организацией Союза совет-
ских писателей. Мне совсем недавно снова
пришлось побывать в Донбассе. Насколько
все-таки жизнь донецкой земли содержа-
тельнее и полнее, чем то, что рисуют мо-
nombre поэты Донбасса. С кажлым лнем
	возрождается и восстанавливается этот
край — родина  краснодонских ° молодо-
твардейцев, земля непокоренных.

Почему же донецкие чоэты, за отдель-
ными исключениями, ограничиваются по-
BTOpeHHeM старых и привычных мотивов
шахтерской поэзии и довольствуются риф-
мой «копра — на-гора»? Почему они не
учатся у своих земляков донецких шахте-
ров— всегда искать новое и не останавли-
ваться на достигнутом? Сейчае в Донбас-
се появилась целая группа мололых 1109-
тов. Среди них — Б. Радевич, В. Горяи-
нов, В. Труханов. Однако руководство до-
нецкой организации не работает с ними,
предпочитая без особого отбора печатать
все то, что они пишут. В результате люди
не могут толком разобраться, что у них
хорошо, что плохо.

Е. Кузнецов пишет о Донбассе стихи
расплывчатые ‘и ‘общие. Если убрать из
них кое-какие названия южных населен-
пых пунктов, то можно смело. адресовать
эти стихи и Кузбассу, и Уралу, и Москов-
скому утольному ‘бассейну. Я говорю of
этом так резко и пристрастно потому, что
ведь нечатает «Литературный Донбасс» не-
плохие стихи И. Беспощадного, украинского
woata М. Упеника, М. Фролава.
	Прочитав стихи в ростовском альманахе
«Дон», я взял подшивку газеты «Молот»
за то же время, в какое писались ий нуб-
лЛиковались стихн, и начал листать газету.
Разнообразнейшие события происходили в
эти дни в Ростове, Шахтах, Батайске и
других городах и стэнинах. Шла зима co-
рок седьмого года: Ростовская облаеть го-
товилаеь выбирать своих прелетавителей в
	правительство Российской Федерации: кол-
	хозники области, не досыпая ночей, от-
строили и восстановили более двадцати
трех тысяч домов; Ростовский механиче-
ский завот пустил в ход первую в обла-
сти станцию высокой частоты для закалки
инструментов и деталей машин. Ожил, раз-
буженный пронзительными голосами паро-
возов, Батайский железнодорожный узел,
	на который немцы сбросили сорок четыре
тысячи тонн фугасных бомб. Снова сзаж-
женными лампочками в руках спустились
в шахту № 15/10 молодые забойщики.
Водолаз Костюк, работая на дне Азовекого
Моря, обнаружил увязший в тине немец-
кий реактивный снаряд большой разруши-
тельной силы. Рискуя жизнью, советский
	Не ‘обошелся без лирического щебетания
в альманахе «Алтай» и способный молодой
поэт М. Юдалевич, завершающий свое сти-

хотворение 0 загранице следующими ро-
манеными строчками:
	И песня без конца завянет,
И болью защемит в груди,
Чего-то и куда-то тянет,
Осталось что-то позади.
	«Чего-то и куда-то тянет» многих моло.
дых поэтов.

В ряде журналов, альманахов и поэти-
ческих сборников до сих пор продолжают
печататься военные стихи, в большинстве
своем переневающие и повторяющие моти-
вы нашей фронтовой ноэзии. Многократно
повторяются стихи о котелках,  кисете,
шинели и о прочих интендантеких пред*
метах.

Писать о войне сегодня нужно уже по-
иному, глубже осмысливая п обобщая вее
явления и события. И смотреть нужно нз
весь путь наш с высоты победы, с высо-
ты трех послевоенных трудовых лет, про-
шедших в нашей стране. В этом — секрет
удачи книг 9. Вазакевича, А. Гончара,
М. Бубеннова.

Поэтические отделы наших альманахов
должны обрести свее лицо, они должны CH
стематически руководить творческой рабо-
той поэтов. А сделать это можно только
тогда, когда они будут хорошо знать и
чувствовать насущные заботы своей обла-
ети, жизнь всей страны.

Нам дано жить в те годы, котдз свер-
шается, воплощается в жизнь, становится
явью многолетняя, веепобеждающая мечта
человечества о коммунизме. С нас, совре-
ненников, поэтому многое и спрашивается.

Мы живем и мечтаем, работаем и пи-
шем, твердо уверенные, что советская н6э-.
SHA, а значит, в том числе и. областная
поэзия, справится с задачами, поставлен-
ными перел ней самой жизнью.
	Придется отвепиить, тов. Чаи!
	Однако это предположение ° опровергает-
ся письмом директора издательства «Совет-
ский писатель» тов. Ярцева. «В первом
квартале текущего года типография отие-
чатала 1.200 тыс. оттисков вместо 6. мил-
лионов по правительственному заданию.
Заново типография набрала лишь.15 листов
вместо 910. «Московский рабочий» всяче-
ски уклоняется от заключения договора на
1948 год с издательством «Советский пи-
сатель».

Значит, ни письмом в газету, ни делом
тов. Чагин не хочет отозваться на резкую
и справедливую критику.

Кто же дал право тов. Чагину игнори-
ровать постановление правительства и от-
носиться ‘пренебрежительно к советским
читателям, к писательской общественности?
	В № 12 <Литературной газеты» от
11 февраля было напечатано письмо писа-
телей Н. Вирты, В. Инбер, Л: Никулина,
П. Замойского и Т. Семушкина, в котором
говорилось о систематических нарушениях
директором издательства «Московский ра-
‘бочий» тов. Чагиным постановления Совета
Министров СССР, обязывающего  печа-
тать в типографии «Московского рабочего»
2 миллиона листов-оттисков в. месяц для
издательства «Советский писатель».

На вопрос сотрудника «Литературной
газеты», когда же собирается ответить
тов. Чагин, он со своей стороны задал во-
прос: :

— А стоит ли отвечать? .

Может быть, не находя в себе доста-
	точно мужества, чтобы признать критику
справедливой, тов. Чагин рашил ответить
не письмом, а делом?

контрреволюции и интервентов: «Марш
Буденного» композиторов Покрасс на сло-
ва Д`Актиля, песня «Красная Армия всех
сильней» Дм. Покрасс на слова Н. Горина,
«Песня Воммуны» А. Митюшина на слова
Енязева и др. Эти несни положили начало
одной из главных традиций нашего песен-
ного творчества—традиции выражения из-
триотического духа советского народа, его
готовности к защите социалистической
Родины. Этот идейный мотив живет в
неснях всех периодов нашей жизни, — ив
песнях героических и в песнях длириче-
СКИХ.

Шли годы, всенародную любовь и при-
знание завоевали «Как родная мать меня
	провожала» Демьяна Бедного, «Молодая
твардия» A. Безыменского. Поэтам в ту
пору нередко приходилось писать песни 06з
композиторов, используя старую революци-
онную или народную музыку. Так делали
Д. Бедный и А. Безыменский, так делал
и автор этих строк, когда мариг пионеров
«Взвейтесь. кострами, синие ночи» при-
шлось ‘писать на классический оперный мо-
THB. :

Вскоре, однако, и композиторы стали
заявлять о себе. В канун первой пяти-
летки родилось несколько звучных несен
композитора А. Давиденко (лучтая из
них—«Вонница Буденного» на слова
Н. Асесва). Но всему Союзу прокатилась
оборонная песня «Полютико-поле» 1. Ёнип-
нера на слова В. Гусева и, наконец, тор-
жественно прозвучала «Широка страна моя
родная» И. Дунаевского на слова В. Лебе-
дева-Кумача, прославлявшая новый быт,
труд и отдых нашего народа, радость новой
Жизни.

Страна росла и крепла, все шире и
звонче разливалась советская песня. ‘Ta-
лантливое содружество поэта М. Исаков-
ского и композитора В. Захарова открыхо
новую’ страницу в истории советской пес-
ни. Появились также «Партизан Желез-
няк» М. Блантера на слова М. Голодного,
«Каховка» И. Дунаевского и М. Светлова,
	«В путь дорожку дальнюю» М. Базнтера
	С. Ваца и В. Дыховичного, «Махороч-
ка» К. Листова и М. Рудермана, «Смуг-
лянка» А. Новикова и Я. Шведова и
другие, на фронте и в тылу бытовала и
советская песенная лирика.

В 1941—1944 гг. появились новые
имена композиторов-несенников.  Некото-
рые из них работали и раньше, но за-
явить 0 себе громким творческим  го-
лосом они смогли лишь в военное время.
Тут прежде всего можно назвать В. Со-
ловъева-Седого, Б. Мокроусова, Л. Бака-
лова и М. Фрадкина, В. Сорокина, Б. Те-
 рентьева, С. Туликова, М. Табачникова.

Инерцией песенного творчества военно-
го времени живут и многие сегодняшние
песни, не только по тематике, но и 0
использованию приемов. Мы никак не
можем еще по-настоящему приблизиться к
темам мирного труда, к темам социали-
стического созидания. А это давно пора
сделать.

Было бы неверно думать, что темы Ве-
ликой Отечественной войны уже’ исчерпа-
ны в песне. Наоборот, монументальные
произведения о подвиге советского наро-
да могут быть и должны быть созданы
именно сейчас, когда время помогает наи-
высшему осознанию героизма страны и
ве победы. Разве не так было с лучшими
песнями о тражданской войне, родивши-
мися в перпод первой пятилетки?

Военные песни нужны нам как посто-
	янное напоминание 00 окружении, в ко-.
	тором живет страна. Но вместе © этим
народу необходимы  несни,  выражаю-
щие пафос мирного ‘труда, дела, ду-
мы и мечты советских людей. Над  co-
зданием таких песен и должны работать
сейчас ‘наши поэты и композиторы.
Народные песни выдерживают испыта-
ние многих десятилетий. Песни на стихи.
классиков неё забываются. Живут сегодня.
и лучные из советских песен, среди ко-
торых можно назвать «Каховку», «Мо-
скву майскую», «Песню о Чапаеве». Ho
есть песни, которые не звучат, не приня-

ты народом, хотя и написаны совсем He-
лавно,
	и С. Острового, «То не тучи, грозовые 0б-.
лака» братьев Нокрасе на слова А. Суркова,
«Орленок» В. Белого и Я. Шведова, «Та-
чанка» В. Листова и М. Рудермана, «В.
бой за Родину» 3. Вомпанейца и J. Ошани-
на, «Как у дуба старого» С. Каца на сло-
ва А. Софронова. Замечательно обработал
музыку Атурова в песне «По долинам и
но взгорьям» (слова С. Алымова) А. В.
Александров.

Советская песня стала активным участ-
ником жизни, одним из орудий воспита-
ния широких народных Macc. Накануне
Вежикой Отечественной войны многие на-
ши песни оказалиеь на вооружении  на-
рода. в его идейном арсенале:
	Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет, —
Как один человек, весь советский народ
	За свободную Родину встанет! 3
	— утверждал Лебедев-Вумач вместе с
братьями Покрасс.

Далеко не все предвоенные песни были
безупречны, и с сожалением приходится
вонстатировать, что в своем  профессио-
нальном кругу мы никогда об этом не
говорили во весь голое,

Новый нод’ем испытала советская пес-
ня в годы Великой Отечественной войны.
Песня стала другом фронтовика. Она по-
могала ему сражаться е врагами, защи-
мать Родину.

Сразу завоевали популярность и лю-
бовь лучшие песни военного времени:
«Священная война» А. В. Александрова
и В. Лебедева-Кумача, «До свиданья, го-
рода и хаты» М. Блантера и М. Исаков-
екого, «Вечер на рейде» В. Соловьевя-Се-
дого и А. Чуркина и многие другие.

Наряду с боевыми песнями, как «Мор-
ская гвардейская» 10. Милютина и В. 1е-
бедева-Кумача, «Песня артиллеристов»
Т. Хренникова и В. Гусева, «Песня 0
Днепре» М. Фрадкина и В. Долматовского,
«Шумел ‘сурово брянский лес» C. Rana a
	А. Софронова, «Разведка» В. Чистова и
	 . Ошанина, песня 0  пулеметчиве
	Hama композиторы часто бывают  не-.
взыскательными в выборе стихотворных
текстов. Приходится слышать и жалобы
композиторов на существующий якобы
недостаток песенных текстов. Думается,
что это утверждение не имеет под. с0б0Я
почвы. Следует чаше и внимательнее
знакомиться с книгами наших поэтов.
Так` сделал И. Ильин, создавший несколь-
ко романсов на слова С. Щипачева. В
сборнике того же С. Шиначева К. Листов
чалиел непесенный, на первый взгляд,
текст стихотворения «По дороге в 08х03»
й написал очень хорошую зетрадно-лирн-
ческую песню «Дождь». Тексты дая не-
сен надо искать в поэзии. Только не в
той поэзии, в какой искал их. например,
	композитор Н. Мясковекяй. писавший po--
	мансы на. стихи... 9. Гипниуе. Из масти-
ческих, декадентских стихов Гиппиус, кэ-
нечно, не может возникнуть ни созетекая
песня, ни советский романс!..

0 песнях не принято писать лаже ко-
ротких репензий. С этой дурной тралици-
	ей нало бороться. Такой вывот вытекает”
	и из постановления ЦЕ ВЁП(б) о музыке,
и из указания партии на значение крн-
	тики и библиографии в советской печати. _
	Много хороших песен поет советский
народ, но в свете тех требований, которые
пред’яваяет к искусству наша партия,
композиторам и поэтам предстоит еще
очень большая работа.

Мы обязаны создать и создадим новые
песни, красивые и сильные, песня, до-
стойные сталинской эпохи.

Великий Горький © трибуны I pee-
союзного с’езда писателей в 1934 гоу
	  Поставил перед нами именно эту задачу:
	«Мир очень хорош и благодарно услы-
шал бы голоса поэтов, если б они вместе
с музыкантами попробовали созлать пес-
ни,—новые, которых не имеет мир, 10
которые он должен иметь».
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 31 soem tiene Q
	 есня—наше оружие
	родным переживаниям — горестям,  Ва-
достям, надеждам.
0б огромном значении песни  товорил
	в свое время и Владимир Маяковский:
	Сеть ли наших золот небесней?
	Нас ли сжалит пули осаг
Наше оружие — наши песни.
		В другом, более позднем стихотворении
он снова поставил рядом, как два вида
идейного оружия, песню ий стих:

И песня,
и стих — это бомба и знамя.
	И голос певца
полымает класс.
	Ближайшими предшественниками совет-
ской песни явились песни революционно-
то подполья. Незадолго до революции 1905
года народ начал петь «Варшавянку»,
«Беснуйтесь, тираны!» (слова этих песен
принадлежат старому болышевику Г. ржи-
жановскому), «Смело, товарищи, в ногу»
(текст Л. Ралина); «Смело, друзья, не те-
ряйте...» (текст М. Михайлова), бессмерт-
ный «Интернационал» (русский  текот
А. Коца). Авторы этих песен не были 1п0э-
тами-профессноналами, так же как созда-
тели «Дубинушки», «Варяга», «Раскиву-
лось море нитроко». Но именно они яви-
лись предвестникамя и зачинателями с0-
циалистической песенной поэзии. Под
влиянием песен революционного подполья
возникли «Мы кузнецы» Ф. Шкулева, «Дер-
зости слава» Е. Тарасова, «Комаринская»
Демьяна Бедного и другие песни рабочих“
поэтов, созданные до революнии.

Голос народа широко и свободно зазву-
чал после великого Октября. Появились
песни в честь воинской доблести  совет-
ской страны, в честь ее вооруженных за-
шитников, громивних черные силы
	Большой разговор о советской песне на-
врел давно. Мы ждали, что его Фчнут
критики, литературоведы,  музыковеды.
dain и не дождались. Это происходит
Только потому, что до сих пор жанр пес-
ни недооненивается как в музыке, так
и в ноэзни. Мы часто слушаем доклады п
читаем статьи о проблемах поэзии. И, как
правило, песня замалчивается. Бак будто
за тридцать лет своего развития советская
песня не достигла определенных результа-
тов, как будто в этой области поэзии нет
своих насущных жизненных задач.

Tye истоки подобного. пренебрежения
критиков-и литературоведов жанром пес-
НИ?

Нам кажется, что оно является след-
ствиех не изжитых до конца тенденций
«чистого искусства». Эстеты и декаденты
сознательно ограничивали мир своего ис-
вусства, игнорируя запросы и интересы
народных масс. Они презрительно зачерки-
вали п песню, которая всегда была связа-
на с жизнью, с общественными и мораль-
ными стремлениями народа.

Отрицалась песня — первоисточник
поэзии, забывалось 060б0е родство музы-
ки и поэзии, в особенности поэзии лири-
ческой, хотя в последней, выражаясь
словами В. Г. Белинского, — «почти уни-
чтожаются границы, разделяющие поэзию
от музыки».

Творпами русской песни были Пушкин,
	Лермонтов; Рылеев, Баратынский, Дель“
влг, Языков, Некрасов, Никитин, Коль-
пов. Многие их стихотворения стали
	еше более популярными, будучи положе-
ны на музыку. Дело не только в мел0-
дичности, в музыкальности этих стихо-
творений, — дело в их идейном содер-
жании, в близости Е тем или иным  Н4-