В. ЛОБАНОВ
Жизнеутверждающее
искусство
	И, ЧАИКОВ

Срели лауреатов Сталинской премии —
Четырнадцать живописцев. Виервые успе-
‚хи советских художников занимают такое
значительное место среди достижений дру-
гих деятелей намей культуры.

Эти успели и лостижения определяются
не толко богатетвом талантов. которыми
облалатют народы нашей Ролины, нд и не-
устанными заботами партии и правитель-
ства о леятелях искусства.

Творчествс художников, награжденных
Сталинокими премиячи, проникнуто чув-
ством нового, нреланностью нашей совет-
ской Родине и 6в людям. Кажлая картина

ждением гортости советского человека. его
беспрелел` ной  любап к сонпалнетической
действительности,

нуи и стилистическую направленность
творчества художников. Произведения но-
вых сталинских лауреатов, из ROTODKIX
многи — мололежь, только что покинув-
шая хуложественные школы, выражают

тельного искусства.

В пастоящее время вне нашей страны
Яельяя. наовать ни OtHore RABOTACHA, Ko-
торый ‘Tronsa бы с такой  убеждающей
правлой, волнующей страстностью и лю-
бов-ю к изображземому событию, как 60-
ветевие художники.

В. Серов, И. Тоидзе, М, Хмелько -в0с-
возлают исторические события,  покаяы-
Ra? вожлей соватекого народа.

В картине В. Серога «В. И. Ленин иро-
возглангает советевую власть» занечатлена
знаменательная ноябрьская ночь семна-
‘дцатого года, крывшая новую эру в
‘истории человечества. Е

Эта горлость определила общую идей

является волнующим, образным  утвер-.

лучшие тенденции  советеного  изобрази-

Нронавеление И. Тоилзе «Выступление.
	И. В. Сталина на торжественном _заведа-
нии, посвященном 24-й годовщине Веля-
кой Октябрьской социалистической рево-
аюцин», проникнуто высоким  патриоти-
ческим чувством, верой в победу совет-
ското народа.

Молодой, только что сомедлий co школь-
ной свамьи украинеи М. Умелько в картине
«За великий русекий нарол!» изображает
торжественный прием ‘в Кремле 24 мая
1945 года. Чувство радости. гордости 60-
вотского человека хорошо передано в ЭТУ
	ярком, монумептальном полотне. В. нем
показан великий Сталин, поднимающий
	тост за русский народ.
	Идейной насышенностью и психологи-
ческой глубиной отличаются картины
A. Бубнова «Утро на Буликовом поле»
и В. Нузырькова «Черноморцых».

А. Бубнов в величественном былинном
стиле воссоздает образы неустрашимых
запитников родной земли, героически от-
стаивавших ее от врага много столетий
назад. В. Пузыреков показывает их до-
блестных потомков, смело и самоотвержен-
HO воевавтих с врагом в грозные дни
Великой Отечественной войны.

Покоряет своей романтической вззолно-
BAHHOCTDIO картина В. Орешникова
«В. И. Левин на экзамене в универбите-
те»: пленительно живописное изящество
висти Г. Мелихова, автора картины «Мо-
лодой Тарас Шевченко у В. П. Брюллова»;
носхищает изобретательноеть и уменБе
А. Лактионова («Письмо © фронта»); не-
большая картина Я. Ромаса «На плоту»
очаровывает своей любовью к красоте
родной земли. .

Авторы сумели создать полотна большой
жизненной правды, они рассказали о вол-
пующих событиях превосходным живопие=
НЫМ ЯЗЫКОМ.

Их картины убедительное доказатель-
ство высокой илейности и профессиональ-.

ного мастерства советеких живописцев,
умеющих взролновать п затронуть лучшие
стороны человеческой души.
	Значительных ‘успехов в портретной
живописи добились художники В. Ефанов
	  (портрет В. М. Молотова), старейший. мас-
	‚тер. пепхолотичел^вог” портрета Н. Улья-
foe (портрет №. С. Станиславского) и
. Вютов (портрет: Я. Д Зелинского).

При всем различии творческих приемов
ий художественных темпераментов эти жни-
‘вописцы умеют за внешними чертами уло-
вить внутренний мир, показать советского
человека во всем богатстве его духовного
облика,

Эти го достоинства отличают картину
«М. Горький читает тт, Сталину, МолотоРу
и Воротилову свою сказку «Девушка и
смерть» и портреты А. Яр-Вюавченко, а
	‘также рисунки Е. Пибрика «Есть такая
партия!». «Денин. , Разливе», сумевшего
воплотить в них обпазы вождя революций,

Новый отряд сталинеких лауреатов, ере-
ди’ которых много молодежи, — яркое,
блестящее локазательство здоровья, силы,
‘возмоностай соватекого жизнеутвержтато-
		А. ЯБЛОЧКИНА
			Л. Фрейман, В. Клетниек,. Б. Румниеце,
B. June.

Спектакль «Глина и фарфор» говорит о
творческом росте латвийского театра Дра-
мы, 0 том, как благотворное обращение к
темам современности содействует расцвету
актерских дарований.

Воплотить на сцене живые образы яа-
ролных героев, рассказать 0б их подвигах.
соверменных во имя дорогой и любимой
матери-родины, — задача благородная и
почетная. ‘

С этой залачей хорошо справилея кол-
лектив Минского драматического театра
имени Я. Купалы, поставив пьесу А. Мов-
зона «Константин Заелопов».

«Вонетантин Заслоков» = омектакль о
знаменитом белоруеском паутизаня, Tense
Советского Союза Купетантина Заслонове,
который возглавил борьбу с фатистекими
захватчиками на cram Ontta — круп:
ном железноторожном узле Вэлоруссяя,

Участники спохтакля BN главе с плота
новщиком К. Санникорым проделали боль-
нтую работу нал пьесой, которая имела рад
существенных нелостаткор. Тоатр во многом
дополнил и Углубил пъееу: то, что подчас
было только намечено драматургом. в
спектакле получило широкое развитие: эс-
кизные авторекие зарнесвки артисты ва-
полнили живыми, искронниии чувствами.
В. Платонов, неполняюзщий роль Заслопова,
рисует образ отважного советекого челове-
ка сясным, находчивым умом и непреклон-
ной волой. Актер подчеркивает ем муже-
CTRCHHVIO решимость. силу характера.

Образы товариней Заслонова — мастб-
	oa Вропли и Ави Врушитны созлали арти-

ты Г. Глебов-Сорокин и Й. АыаЕович-
Платонова.

Герон спектакля «Константин  Заело-
нов» — скромные, пяловые советские лю-
ди; для которых готовяость к подвигу 3a-
ложена восамом HX характере.

Геропческий пернод Великой Отечествен-
ной войны оживает па сцене в спевтакые
Харьковского укпаинского лэзматичеекого
театра пмене Т. Шевченко «Генерал Вату-
THAD.

Еели в «Вонстантине Заслонове» раскры-

`ваетея перед зрителем образ партизанского

вожака, то 3106ь вобоозлается многогран-
ный, сложный облик выдающегося полко-
водца, освободившего от гитленовских ale
хватчиков столийу Советской Украпны.

В этом спектакле мастар украинекого
спепического искусства М. Крумтельнит-
кий выступил как постановщик (вместе с
1. Дубовикам) ип как пеполнитель оенов-
ной роли. М. Крушельницкий раскоывает
внутренний мир. своего героя. Нвобыкно-
венное богатство и смелость его ‘творче-
ской мысли, его душевное благородство

Творческий успех М. Врушельнилкого
разделяет А. Сердюк, исполняющий роль
члена Военного совета генерала Сергеева.
Его Сергеев — вастоящий советский дея-
тель, подлинный большевик, чье упоретво,
воля и энергия помогают осуществлению
стратегического плана Верховного Главно-
команлования.

Артисты Л. Антонович-Будько (тенерал
Швиденко), Ф. Радчук (ординарен Прохор)
также создали интересные и выпуклые
сценические образы.

Общему решению спектавля в героиче-
ском плане  способотвовал Художник
В. Греченко, чья работа отличается вырпа-
зительным лаконизмом и сдержанной стро-
гостью.

Спектакль Азербайджанского Государет-
венного драматического театра имени
Азизбекова «Утро Востока» воскрешает на
сцене исторические события недавнего
прошлого. Пьеса 9. Мамедханлы, действие
которой происходит в период становления
советской власти в Азербайджане, пока-
зывает борьбу бакинского  пролетарната
за свободный Азербайджан, разоблачает
политику английских интервентов, пытав-
шихся превратить’ страну в английскую
колонию.

`Постановшик А. Искандеров, артисты
Д. Афганлы, М. Лавудова, М. Алиев,
С. Ахундов, Д. Гаджиев, К. Вязим-Заде
создали живой спектакль большого опти-
мистического звучания, прекрасно офору-
ленный художником Н. Фатуллаевым.

Достижения советской — театральной
культуры свидетельствуют о непрерывном
движении нашего театра вперед, о
стремлении не останавливаться на достиг-
HYTOM, O TOM, что в ближайшем будущем
нап театр поднимется на новые вершины
сопиалистического искусства, помогая вос-
питанию нового человека.
	ра арии И. Д. ЧЕРНЯХОВСКИЙ
УЕ tak * ie
 блалинокой премии Н. В TOMORONO.
	Появление новой галлереи сценических
образов, отмеченных Сталинскима премия-
ми, и новых имен деятелей театра, удо-
стоенных  почетнейшим званием лауреа-
Ta, — праздник всей многонациональной.
театральной культуры нашей Родины. На
этом празлнике равноправно ветречаются,
демонстрируя свои выдающиеся достиже-
ния, нарялу со старейшим из руесвих тез-
тров — Малым, театры Латвии и_Украи-
ны, Белорусспи п Азербайлжана.

Спектакли, показанные этими театрами,
раскрывают перед зрителем насущные
проблемы настоящего. Е

Основной конфликт современности —
борьба нового со старым — стал главным
стержнем двух пьес, одна из которых п0-
казана на сцене Государетвенного Акаде-

мического Малого театза; а другая постав-

лена театром Драмы Латвийской ССР.

Первая из этих пьес — «Великая си-

ла» Б. Ромашова--говорит о путях развй-
тия советской науки, о борьбе с превлене-
виен перед буржуазной «культурой» Ка-
питалиетического Залала.

Пестановщики В. Зубов п Н. Петров
вместе с актерским коллективом создали
интересный, волнующий спектакль, посвя-
щенный советскому человеку, который от-
дает все свои силы  соцяалистическому
строительству, емело преодолевает трудно-
сти на пути к новым побелам. На спектак-
ле в Малом театре зритель не только вни-
мательно следит за конфликтом между пе-
редовым советских ученым, профессором
Лавровым, и директором научно-исследова-
тельекого института, карреристом. ий обы-
вателем Милягиным, — он активно уча-
ствует в этом плейном столкновении про-
тивоположных воззрений,

Н. Анненков создал образ подлинном
ученого-большевика, со всей страстностью
борющегося за приоритет советекой науки,
Его Лавров-—человек смелый, дерзающий,
экепериментирующий. ,

Лруга семьи Лавровых — академика
Абуладзе, сохраняющего, несмотря на своя
семьлесят лет, юношескую живость мысли,
сочетающуюся с МУДРЫМ. знанием жизни,
прекрасно играет В. Владиелавекий. Ap-
тист отказался от наиболее легкого, чисто
жанрового пути решения роли. Он сумел
передать все внутреннее богатство этого
человека, его многосторонний ум, чуткость
и привципиальность,

Сочными и яркими красками нарисовал
портрет профессора Милягина Ф. Григорь-

ев. Милягина, привлекающего сначала

внептней «симпатичностью», актер постс-
пенно блестяще разоблачает, убедительно
показывая, как умиленное  восхваление
всех заграничных «достижений» приводит
& потере самого главного —= чувства rop-
доетн советского гражданина.
Замечательные образы воветоких жен-
щин с большой искренностью и теплотой

воплотили Е. Турчанинова, играющая mp

стую русскую женщину (мать Лаврова), и

Е. Гоголева. исполняющая роль Шлавлий.

Лавровой. Неболыную эпизодическую роль
жены Мнилягина — Евдокии Федоровны —
артнетка В. Шатрова сыграла с большим
TARTOM, юмором и настоящим мастеретвом.

Пьеса Арвида Григулиса «Глина и ‘фар-
фор» показывает борьбу трудящихся мо-
лолой советской республики Латвии е пе-
режитками буржуазного  моровоззрения, с
проявлениями ограниченной = мещанской
идеологин,

Пьеса проникнута пафосом созидатель-
ного труда, самоотверженной борьбы за по-
строение коммунистического общества.

Этот пафос © большой силой звучит и в
спектакле театра Драмы, ен поета-
впла Вера Балюнас-

Старый мастер фарфорового завода _Ма-
тие Атвасар честно выполняет рядовые
производетвенные работы, но с100б изго-
товления фарфора высшего качества он
держит в секрете, отказываяеь сделать
общественным достоянием свое открытие.

Художница Кайва находится в плену
индивидуалистического мировоззрения. Она
не сразу понимает, что подлинное искус-
ство рождается в живой связи с широки-
ми народными массами, что именно Ha-
род — веисчерпаемая сокровищница ду-
ховных ценностей.

Но вокруг них вырастают молодые, з1о-
ровые побеги нового, жизнь опрокидывает
прежние понятия, опровергает . взгляды

Байвы и Атвасара, меняет их убеждения,
Социалистическое сознание все глубже про-
никает в жизнь латышекого народа, кото-
рый перестрапвает свое хозяйство и куль-
туру.

Яркие образы этих людей создали арти-
ты А. Амтман-Бриелит, Р.  Зандереон.

Генерал-полковник В. и. ЧУЙКОВ
CHYAOHTYPHi epee? рядазы даурважа
& ‚В ВУ

алинской премии Е ЧЕТИЧА.

Картина лаурёата Сталинской премий художника А, И, ЛАКТИОНОВА.
			СОКОЕ. ПРИЗВАНИЕ
	Слышишь женский плач. Предемертный
	Йонае Таллат-Велшша удостоен Сталин-
	ской премий первой степени за «Аантату   крик патриотов, расстреливаемых фашист-
	скими палачами. Но музыка мужает, зовет
вперед, на борьбу. И, наконец, величест-
венный финал кантаты. Литва стала ®-
ветской республикой. Возрождается жизнь;
Радуются дети. Дикует народ, он пот
славу великому Сталину,  принесшему
освобождение Литве.

Й в самом сердце звучат строки поэмы
Саломеи Нерис о Сталине, на которую на-
писад свою Kanrary Taasar-Rermma:
	Нас греет сталинское пламя,
Открыл ворота к солнцу aul
Земля с цветущими полями
Кладет ему земной поклон.
О нем везде легенды снова
Творит народная молва,
И славит Сталина родного
Освобожленная Литва!
	  Эти слова у нас на устах и сегодня.
` Когда в консерватории узнали о присвое-
‘нии Сталинской премии нашему Таллат-
_Келшша, мы собрались на митинг. Кажло-
‚му хотелось выразить свои чувства. Мы
говорили о заслуженной награде талантли-
вого композитора и о той ответственности,
которая ложится на наш коллектив. Нуж-
но учиться у великих мастеров бороться
в проявлением формализма в музыке, соз-
давать глубоко: народные произведения.

На-днях подводились итоги конкурса на
  лучшее исполнение русской классики на-
шими студентами, Иеполнялось  свы-
ше 150 произведений великих русских
композиторов. Многие романсы были перо
ведены на литовский язык. Отмечены н-
сколько лучших исполнителей, среди них
— Ученики Таллат-Велиша.

Пользуясь случаем, мы через «Литера:
турную газету» просим передать привег
‚ствие от профессоров, преподавателей и
студентов консерватории  Таллат-Келиша,
который сейчас находится в Москве па
в’езде композиторов.

К. ГАЛКАУСКАС,
заслуженный деятель искусств
Литовской ССР, профессор,
	AQPCTBEHHOFO академического театра оперы
и балета в Ташкенте, паряду с автором про-
екта академиком А. Шусевым, Сталинская
премия первой степени присуждена Ha
родным мастерам: Мурадову Уста-ППтрину,
почетному академику Академии наук Уз-
бенской CCP; Асланкулову Ташпулату,
народному художнику Узбекекой СОР: ху.
дожникам Джамолову Усто Кули, Валтаеву
Абдулле, Ахмарову Чингизу, Джураеву Бал-
та, Лжураеву Джамалу,

Новый театр в Ташкенте — HAO] BIOX-
Новенного братского содружества русского
зрхитектора и узбекских народных маете-
ров. Это крупнейнтее сооружение столицы
Узбекской CCP, Ero зрительный зал pace
считан на 1.400 мест. Построенный по
принципам классической архитектуры, 1е-
атр выражает черты зодчества, характер-
ные для Узбекистана.

Портики главного фасада и лоджии 60-
ROBEIX фасадов служат прекрасной защи-

той от зноя и являются летними открыты-
ми фойе.

Помимо зала-музея п зала, посвященного
великому узбекскому поэту Навои, в теат-
ре шесть зал-фойе, в которых представле
о искусотво областей республики. Здесь
показано народное мастерство — богатей-
шая орнаментальная резьба по дереву и
мрамору. В содружестве с архитектором
творчество народных мастеров приобрело
Новов звучание как р содержании, так И
в трактовке орнаментальных композиций.

Новый творческий тепех Алексея Викто-
ровича Щусева и узбекеких мастеров —
большая победа советской архитектуры,
	о Сталине». Это большая радость для всех
литовских композиторов и особенно для
Hac, профессоров Вильнюсской консерва-
тории, которые вместе в Таллат-Келиша
готовят новые кадры музыкантов Совет-
ской фитвы: :

“Мы горячо обсуждали историческое по-
становление ЦЕ ВЕП(5) об опере В. Мура-
дели «Великая дружба». Сколько блатодар-
ностей было высказано нашей мудрой нар-
тии за сталинскую заботу о развитии нод-
линно народного музыкального искусства.
Большую радость вызвало это постановле-
ние и у профессора Таллат-Велиша. «Теперь
плохо придется формалистам, — смеясь го-
ворил он, — но зато музыка выиграет,
она получит всестороннее развитие. Мы,
композиторы, всегда черпали свое вдохнове-
ние у народа и пишем для народа. В этом
наше призвание».

Мы аплодировали словам профессора,
потому: что знали, что это не декларация,
а голос сердца. И; Таллат-Келиша прошел”
школу у известного русского композитора
Лядова. училея служить своим, искусством
народу у Чайковекого, Глинки, Римекого-
Корсакова. От великих русских компози-
торов  Таллат-Келиша унаследовал пре-
красные традиции классической русской
музыки, понятной и доступной народу.

Korga Tazaat-Réanma nam впервые играл
свою «Вантату о Сталине», мы были вос-
хищены ее высокой музыкальностью, глу-
бокой народностью. Литовский народный
лайн, положенный в основу кантаты, де-
лает ее особенно близкой и понятной. на-
роду. Слушая кантату, о многом раздумы-
ваешь, многое веноминаешь. Переносинться
в прошлое, слышилть страдающий стон уг-

нетенного Фаптистским правительством
литовского народа: «
	Нам были все пути ` заказаны,
И родина была тюрьмой,
И были руки крепко связаны;
И вся страна была немой.
	Мастера советской скульптуры
	Советская скульптура за последние
годы достигла значительных  усиехов в
своем развитии. Вепоминаетея, е каким
энтузиазмом скульшторы откликнулиеь на
призыв В. Й. Ленина о монументальной
	пропаганде, нз постановление Совета Ha-
	родных Вомиссаров о создании памятников
деятелям революции, литературы и искус-
ства. Но наши художники, в большинетве
своем, тогда еще не были подготовлены к
этому, и только немногим из них удалось
дать значительные произведения,

Путь, пройденный советской скульпту=
	рой, показал, каких больших уепехов до-
бились наши мастера.

Широкое развитие получил у нас жанр
портрета. Скульпторы стремятся к реали-
стическому изображению вождей Великой
Октябрьской революции, выдающихея лю-
дей нашего времени — деятелей науки, ис-
кусства, сопиалистического труда, к рас-
крытию типических черт современного пе-
редового человека.

Правительство, присужлая  Сталинекие
	премии, отметило именно тех художников,
которые успешно, каждый в своем плане,
разрешают эти проблемы. Лауреаты
Сталинских премий 1947 года принадае-
ma? к числу наиболее активно и плодо-
творно работающих скульпторов старшего
поколения. -

Первая премия присуждена П. Томскому
за скульптурный портрет генерала армии
И. Д. Черняховского. На творчестве
Н. Томского в большой мере сказались
лучшие традиции русской школы ХХ ето-
летия. Глубина и содержательность замые-
ла, завершенность его выражения, чистота
реалистических приемов отмечают лучшие
произведения этого художника. .

Цервой премии удостоен a ctapefiunt
скульптор Грузии Я. Николадзе за скульп-
туру <В. И. Ленин в эпоху создания
«Искры». — Первоклассный портретист,
Я. Николалзе верен своему atanpy. Of cos-
	`дал целую галлерею образов деятелей гру-
зинской культуры. Новая его. работа орга-
‘нична для творчества этого художника и
свидетельствует о дальнейшем росте ма-
  стера. -
  3. ‘Asryp, народный художник Белорус-
`сии-озн йз талантливейших  советеких
‘скульпторов. Скульптурный портрет Ф. 9.
Дзержинского, удостоенный Сталинской
премии 2-й степени, выдержан в свойст-
венной 3. Азгуру скупой, лаконичной ма-
‚вере и раскрывает строгий и волевой 06-
‘раз рыцаря социалистической революции.
3. Виленский, изображая простых co-
ветских людей — колхозников, рабочих,
искренно и тонко передает психологию
отдельных образов, На этот раз екульштор
поставил неред собой задачу воссоздать
облик П. И. Чайковского. Его трактовка
образа великого русского композитора от-
личается подлинной поэтичностью.
Большой интерее представляет скульп-
турный портрет гвардии генерал-полковни-
ка В. И. Чуйкова работы В. Вучетича.
Достигнув значительного портретного
сходетва, художник дал героический 0брзз
советского полководца, подчеркнул веду-
щие черты характера советского воина.
Советские художники создали ряд та-
лантливых произведений, правдиво изобра-
жающих нашу действительность. Но нам
надо еще много и неустанно работать, что-
бы достигнуть вершин мастеретва русеко-
го классического искусства. Учась у ве-
ликих художников прошлого, мы должны
искать новые формы, которые в еще боль-
ей степени соответствовали бы духу. на-
шего времени. Дальнейшим этапом’ разви-
тия советской скульптуры должен быть
переход от индивидуального реалистиче-
ского портрета к типическим, обобщенным,
монументальным образам, от отдельных
скульптурных фигур — к сложным ком-
позициям, выражающим величие нашей
эпохи.

ec aoe

ия ево иное иена нниви во ово сани соевое аоазивовосоавос

уть длительных творческих поисков
сопряжен для художников © само-
отверженным трудом. Особенно сложен этот
путь у архитектора. Его работа не завёр-
тает труд, а, наоборот, служит началом
	еее мс   деятельности огромного коллектива, лесят-
	ков и сотен людей различных профессий—
от рабочего-строителя до инженера и ху-
дожника.

Сооружение нового здания — величай-
шее удовлетворение для архитектора. — В
	`: советской стране это чувство обогащается
	сознанием выполненного долга перед своим
народом. Советскому зрхитектору дано ис-
пытать счастье, не сравнимое ни с каким
	счастьем, —— признание народа.

В числе новых лаурезтов Сталинских
премий по архитектуре — известный co-
	ветский зодчий Алексей Викторович Шу-
сев, третий раз награжденный этим выео-
ким званием.
	Алексей Викторович ПГусев приналлежит
	A поволению советских архитекторов, Ha-
чавших свою деятельность еще до револто-
ции. В полном блеске талант зодчего про-
явился в последнее тридцатилетие. Ero
творчество отличлется стремлением развить
традиции отечественной архитектуры. В
этом направлении А. Шусев не идет лег-
ким путем использования отдельных дета-
лей древнерусской архитектуры. Раскрывая
принцип групиировки об’емов, характерную
полихромноеть русской архитектуры, о6о-
бые свойства отечественных строительных
мзтериалов, он ищет облик современного
архитектурного сборужения, Примером ре’
	ВДОХНОВЕННОЕ СОДРУЖЕСТВО
		шения подобной задачи у А. Щусева яв-
ляется широко известный Казанский вокзал

в Москве и целый ряд других зданий, в
ADSHTeRTYpE которых использовано свое0б-
разное богатетво национального русского
зодчества.
	А. Щусев хорошо знает и высоко ценит
произведения мировой классической архи-
тектуры. Но это понятие ‘не ограничено у
него временем, эпохой или школой. Влас-
сическим для него является то, что вы-
держало испытание временем, то, что епо-
вобно вдохновить художника на поиски но-
вого, советского в архитектуре,

В этом направлении у А. Щусева есть
достижения, которыми законно гордится
весь советский народ. Сооруженный по его
проекту в Москве на Красной площади
мавзолей Ленина является шедевром совет-
ской мемориальной архитектуры. Здесь вод-
чий нашел своеобразное решение советского
мемориального сооружения, — являющегося
одновременно и архитектурным памятником
анохн и трибуной народных празднеств п
демонстраций,

Участвуя на заре своей деятельности в
археологической — экспедиции в Среднюю
Азию, А. Щусев проникся глубокой лю-
бовью к творчеству народов Востока.

Тщательное изучение восточного зодче-
ства помогло А. Шусеву в голы советской
власти творчески подойти в культуре
	братских народов Советского Союза и стать
непревзойденным мастером  социалистиче-
ской национальной архитектуры. Он создал
такие крупные сооружения, как здание Ин-
етитута Маркса—Энгельса-—Ленина в Тби-
лиси, Государственный академический те-
атр оперы и балета в Ташкенте, удостоен-
ные Сталинских премий, проекты зданий
Академии наук Казахской ССР в Алма-
Ата, вокзала в отолине `Молдавекой ССР—
Кишиневе и др.

Отношение архитектора к национальным
зрхитектурным традициям выражает высо-
ков чувство уважения советских людей к
достижениям культуры больших и малых
народов, так замечательно сформулирован-
ное недавно товарищем Сталиным в речи
Ha обеде в честь Финляндской правитель-
ственной делегации: «Советские люди счи-
тают, что каждая нация, — все равно —
большая или малая, имеет свой качествен-
ные особенности, свою специфику, которая
принадлежит только ей и которой нет у
других наций. Эти особенности являются
тем вкладом, который вносит. кажлая на-
ция вобщую сокровищницу мировой куль-
туры и дополняет ее, обогащает ее».

В последнем произведении А. Щусева
особенно ярко сказалось лрагоценное уме-
ние группировать вокруг себя мастеров
народного искусетва, применять их fora-
тый опыт, За архитектуру здания Госу-