«Великая дружба» В. Мурадели. Booay-
шевленные этим постановлением, украин-
ские авторы работают над целым рядом
новых произведений, о которых рассказал
оратор. Он разоблачает заявления некото-
рых музыкальных деятелей Украины 0
том, что своеобразие украинской’ музыки
уберегло ee or влияния  Формалистов.
Творчество украинских композиторов не
избежало  эстетеко-формалистических из-
вращений, причём этот порок часто вов-
падал с элементами реакционного буржуаз-
ного национализма.

Это выразилось, в частности; в TOM,
№ формалисты пытались изолировать
украинскую музыку от творчества вели-
ких русских композиторов, под непосрел-
отвенным влиянием которых воспитыва-
лись лучшие композиторы Украины.

Ви время войны, рассказывает тов. Ве-
ревка, у украинских композиторов окрепли
дружеские творческие связи с компози-
торами других совелеких республик. Вме-
сте с туркменскими, узбекскими,  казах-
екими и дагестанскими авторами  компо-
	зиторы Украины создали ряд  музыкаль-
ных произведений. 90 содружество 000-
гатило как украинских композиторов, так
й их коллег из братских республик.

`о мере развертывания прений обнару-
жилось; что далеко Ae все ораторы про-
явили должную непримиримость к онас-
ности формализма. Упоминания о форма-
лизме и о конкретных носителях этого
зла полчас носили скорее характер акаде-
мического спора и не отличалиеь той
большевистской страстностью, без которой
невозможно выкорчевать ‘вредные плевелы.
Некоторые ораторы, в частности узбекский
композитор М. Атшрафи, отнеслись в фор-
Малистическим извращениям с неким бла-
годушием. Даже интересная, в целом, речь
маститого грузанекого композитора Д. Ара-
кишвили He была свободна от этого недо-
статка. Оратор нарисовал картину творче-
ского энтузиазма, каким охвачена вся с0-
ветокая страна и ве неот’емлемая часть
Грузинская СОР. В грандиозный созида-
тельный труд советского народа вложены
и усилия творцов музыки. Тов. Аракиптвя-
ли показал, что успехи и расцвет грузин-
ской музыки опираются. на лучшие тра-
лиции музыки великого руеского народа.
Олнако, говоря о формалистических  извра-
шениях, он изобразил этот проявившийся
й В грузинской музыке порок, как некое
«веяние из пентра», Которое-де не пред-
ставляет опасности и будет легко и быстро
преодолено гоузинекими композиторами.

Делегаты Т. Сотников (Ростов) и А. Но-
виков (Новосибирек) высказали  нелоуме-
ние по поводу того, что конкретные носи-
тели формалистического зла, упомянутые
в постановлении ЦК ВЕИ(б) or 10 февра-
ля, хранят молчание. Из них выступил
лишь один В. Мурадели. Но и это единет-
венное выступление не обнаружало глу-
бокого понимания им причин собетвенных
оттибек, Правильно оценив постановление
ЦЕ ВЕП(б) как реальное выражение за-
боты большевистской партий о советокой
музыке и её творпах, В. Муралели, одна-
Ro, не дал серьезного плеологического ана-
daa собетвенных заблуждений.

Примером боевой критики была яркая
течь белорусского композитора Л. Лукаса.
Oparep критиковал содоклал А. Богатыре-
ва. в котором. по ето словам. положение
	АНАНАСА ААРОН
	Советские люди.
	- СЕЛЬСКИЙ КНИГОЛЮБ
B библиотеке села Великого Яро-
славской области около 13.000
книг. Эту библиотеку создала кре-
	стьянка Мария . Михайловна Давы-
дычева,

В первые годы советской власти
	Мария Михайловна ходила по домам,
собирая книги, разыскала и привела
в Порядок небольшую земскую биб-
лиотеку, покупала литературу на
свои сбережения. Она старалась при-
вить крестьянам вкус к чгению. Учи-
лась сама, обучала избачей работе с
книгой, устраивала книжные вы:
ставки.

Недавно в селе Великом отмечали
30-летие работы Давыдычевой в
сельской библиотеке. Мария Ми-
хайловна попрежнему горячо откли-
кается на все запросы читателей, а
их у нее теперь более “тысячи че-
ловек.
	ХРАНИТЕЛЬ «ПТИЧЬИХ
ОСТРОВОВЬ
	северо-восточных берегов Крыма,
в Каркинитском заливе располо-
жены Сары-Булатские острова. Круг-
лый. год гнездятся здесь чайки. От-
сюда они летают на колхозные по-
ля, уничтожая насекомых-вредителей.

Колхозник И. И. Додижа взял
«птичьи острова» под свою защиту.
Чтобы отвадить разорителей гнезд,
он пошел на хитрость — приладил
доску с надписью: «Здесь государ-
ственный заповедник»...

И. И. Додижа в свободное время
охранял гнездовья ‘и, действительно,
создал настоящий птичий заповед-
НИК.

Сейчас, благодаря стараниям тов.
Додлижа, Раздольненский  райиспол-
ком Крымской области взял эти
острова под охрану государства.
		директору московской школы

№ 92 пришла домашняя хозяйка
Яковлева, жена сапожника. Ее млад-
шей дочери Гале минуло 8 лет, но
она не может ходить в школу; у нее
парализованы ноги.

Молодая учительница комсомолка
Клавдия Яковлевна Морозова пришла
к Гале домой, познакомилась сеней
й в свободные часы стала регулярно
заниматься с девочкой,

Сейчас Галя идет вровень с клас-
сом. С большим ибтерпением ждет
она ‘обычно учительницу. От нее
девочка узнает и о школьных HO-
востях, вместе с ней читает сказки
и стихи. Привязалась к ученице и
Клавлия Морозова. Она решила по-
мочь Гале закончить полный курс
начальной школы.
	В поисках
	книжного магазина
	Это было на Арбате. В книжный мага-
зин № 40 вошел ‘гражданив и, окинув
хозяйским оком прилавки, полки, покупа-
телей, представился: «Лопатюк. Инспектор
горторготдела».

— Очень приятно, — сказали В отвёл
работники прилавка. — Плакатами  инте-
ресуетесь или ‘открытками?

” Оказалось, что товариша Лопатюка
интересует помещение единственного в
Москве магазина изопродукции. Он при:
	Александр КРОНГАУЗ
	Ресна е Заволжье
	доехать на большой повозке, влекомой
верблюдом. Бушевал мартовский бурам,
мокрый снег заленлял все вокруг, бурные
потоки талой воды преграждали путь.

В этот день я передал девушкам
привет и поручение знаменитого саратов=
ского селекционера Алексея Павловича
Шехурдина. Иго засухоустойчивые сорта
шиеницы с успехом  испытываются Н
внедряются в производство на полях кол-
хоза имени Ворошилова. Выдающийся
деятель советской агрономической науки,
создавший 26 новых сортов пшеницы, го-
рячо интересуется творческой работой мо-
лодежи засушливою  Заволжья. Алексей
Павлович рассчитывает, что здешняя пре-
восходная культура труда может ускорить
сроки сортоиспытания. Ученый обещает
колхозникам подобрать п прислать новые
сорта твердых и мягких пшениц. Если
работы на сортоучастке пойдут успешно,
он в ближайшие месяцы сам приедет В
колхоз.

При мне составлялось ответное письмо
девушек знаменитому селекционеру:

«Мы обещаем вам, Алексей Павлович,
работать на своем посту честно, по-ком-
сомольски и не страшиться кропотливого
	И долголетнего труда. вы воде Эд“
ислытывать семена на высоком агротех-
вическом фоне, чтобы они могли полнее
проявить все свои хорошие качества и тем
самым сократить срока сортоиспытания и
пойти в колхозное производство. Вы, Але-
ксей Павлович, смелее  переделывайте
природу зерновых культур для блага на-
рода, & мы, молодежь заволжеких степей,
вас не подведем, будем хорошо помогать
вам в улучшении  семеноводетва, будем
правильно испытывать ваши сорта п не
допустим в своей работе ошибок, брака и
потрав. А в будущем мы хотим сами TBO-
рить новые сорта, способные давать высо-
кие урожаи в засушливой зоне Заволжья».

В элевтрическом свете колхозного влу-
	6% девушки, писавшие 570 Tachi,
выглядели He такими, как в смени.
Они были беты в CYROHHBIG жаке-
	ты, подбитые мехом, щеголяли кашемиру-
выми платками и хромовыми сапожками
на пуховых чулках. Некоторые были В
новых  чЧеванках с галошами. Девушки
заняты тяжелой работой, но в облике их
не исчезают девичья непосредственноеть,
скромность и изящество.

— Мы не только с учеными перепиеы-
ваемся,——сказала мне Нюра Лутовая, ста-
раясь не глядеть на своих подруг, чтобы
не рассмеяться. Девушки с трудом угово-
рили ее показать мне одно из писем, по
лученных из дальнего. гарнизона, В отлн-
чие от писем ученых —— оно было напи-
сано белыми стихами в ритме «Валевалы»:

«Нюра, здравствуйте, с приветом неиз-
вестный вам Евгений. Шлю привет 2
	море волн, несущих счастье, и здоровье в.
	вашей жизни. Наплучших шлю успехов
в вашей доблестной работе по выращива-
нию проса. Я в газете комсомольской про-
читал вчера статейку про стахановский
ваш метод полученья урожая. Нрочитав-
ши ту статейку, я, комсорг гвардейцев
славных. потерял покой, а также вомео-
	мольпы попросили е несоюзной молодежь.
	обратиться в вам. с приветом, Сообщаю
вам при этом, что военной подготовкой
занимаемся мы крепко, и пенять врагам
придется на кого уж им угодно, если
сунутея с войною на советекую отчизну:

Нас волнуют, беспокоят все вопросы
вашей жизни соеди засухи стихийной,
что в краю гуляет вашем...»
	Новоузенский район
Саратовской области.
	Еще не оттаяла степь. Цовсюду балки,
в которых рычит поденежная вода, огром-
ные сугробы, черный камьши в ледяных
озерах.

0б этих местах писал Денин в «Разви-
тип капитализма в России». Здесь пом-
нят Чапаева. Это — Новоузенский район
Саратовской области. Расположенный 8
зонё полупустыня, он подвержен ежегол-
HbIM атмосферным й пПочвенным засухам.

Уже наступила пришвинекая «весны
света», но пейзаж все еше не меняет сво-
его зимнего облика. Кажется поразитель-
HEIM, ЧТо все это обилие снега й Abia
должно исчезнуть при первых дуновениях
горячих весенних ветров. И тогда начнет-
ся беспощадная борьба людей с засухой,
с вуховеями, с ныльными бурями и сухой
мглой. Земля растрескается, коричневая
соль заблестит в пыли, миражи попяывут
над горизонтом... Вее живое поникнет в
жаркой истоме, и только зеленые хлеба
будут возвышаться над степью, напоми-
ная ‘о силе характера советского человека.
Когда думаешь об этом человеке, о напря-
женной борьбе его с жестокой-и каприз-
HOH природой, вспоминаешь сталинские
слова:

«..Волчак научил нас строить пехоту,
Деникин-—строить конницу, засуха учит
строить сельское хозяйство. Таковы пути
историй. И вэтом нет ничего неестествен-
ного»,

Борьба началась еще зимой, когда 28
длинными чистыми столами девушки 13
звеньев вывокого урожая перебирали по
одному миллионы высокосортных зерен. Я
видел этих девушек за работой. Светлово-
лосая и сероглазая Вера Яковлева расска-
зывала мне, как в их размеренную TPY-
довую жизнь врывается вдруг степной бу-
ран:

— Рыло у нае такое, —началсея буран,
гололелица, а 300 шитов не  поставле-
HO, сдует, думаем, снег с наших полей.
Стали мы против бурана. Он нас бьет,
ломает. а мы не подлаемся. Промокли все,
	  юбки позамерзали, через сугроб не пере-
	лезеть! Щиты рвет из ук, несет по
степи. И тебя за шитом тянет, словно па-
рашютистку. Одна щит ставит, другая
снег подваливает, прибивает. Не слышно
ничего — воет буран. Два часа бились,
не поддались непогоде, все выполнили...

Вера Яковлева славится силой  харак-
тера, но она считает, что обычная, новее-
дневная работа требует не меньшего
упорства и напряжения, чем укрощение
стихии: .

— КБропотливая наша работа, может,
трудней, чем против бурана. стоять... Вы-
сыпаем мы на стол один сорт — пшеницу
«саррубру», для примера, и отбираем чуже-
родные сорта, вялые, помятые зернышки.
Два вилограмма каждая девушка переби-
рает за день. А ведь 970 по одному
зернышку сколько будет! До того зарабо-
таснться. в глазах рябит. Завмуритщься, и
	снова отбирать.
	С’езд советских композиторов продол-
жает свою работу. Велед за обстоятель-
ными докладами Б. Асафьева и Т. Хрен-
никова были заслушаны содоклады пред-
ставителей всех союзных республик, озиа-
комивших делегатов с развитием нацио-
нальной музыкальной культуры.
	Эти выступления нарисовали яркую
картину развития музыки в братеких рее-
публиках. Во многих из BNX  MysbI-
кальная культура начала развиваться
лишь B годы советской власти. В на-
ше время здесь появились первые компо-
зиторы, и теперь нет ня одной союзной
республики, где бы не создавались с0бот-
венные музыкальные произведения, в TOM
числе такие сложные и значительные, как
симфонии и оперы.

Выступления содокладчиков свидетель»
ствовали также о том, что формалиетиче-
ские, ложно-Новаторские увлечения неко
торых композиторов принесли пемало вре
да национальной музыкальной культуре,
замедлив ве развитие и направив по
неправильному пути, Горячая  3afo-
та O ликвидации вредоносных, чу
дых влияний в советской музыке про-
звучала в речах большинства ораторов.
выступивших в прениях, начавшихся В
четвертый день работы. с’езда — 22 &п-
реля.

Резкое осуждение, с каким боветские
композиторы относятся к носителям фор-
мализма, выразил С. Василенво. Значи=
тельную часть своего выступления ста
рейший композитор посвятил воепитанаю
молодых музыкальных ‘кадров, В котором
до последнего времени также ощутимо да-
вали себя знать формалистические  влия“
НИЯ.

Велед з& тов. Василенко и другие ора-
торы подчеркивали остроту и важность
задачи, стоящей перед советокими компо-
зиторами и перед с’ездом, — задачу на-
пряженной и решительной борьбы в про
явлениями формализма и буржуазного де-
каланса, борьбы е низкоповлонотвом пез
ред Западом.

Все без исключения представители pecs
публик подвергли резкой критике дея-
тельность прежнем состава Оргкомитета
Союза композиторов ОССР и реснубликан-
ских комитетов. Отбутствие углубленной-
идеологической работы среди композито-
ров, вредное направление в воспитании
музыкальной молодежи,  бюрократизм,
боязнь критики и самокритики—все эти
пороки были свойственны большинству
музыкальных организаций. Они-то ий 603-
дали почву для эпигонекой, формалисти-
ческой музыки. Большим злом  являетел
разобщенность работников музыкального
фронта. Всесоюзный оргкомитет не толь-
ко не руководил творческой  деятельно-
стью периферии, но. зачастую, просто
ничего не знал о её работе. Произведения
напиональвых композиторов He исполня-
лись ий Не издавались. 06 этом говорили
узбекский компазитюю М Атшпафи. Ф. Лу
кин из Чувашской АССР, А. Тер-Гевондян
(Армения), Т.- Сотников (Ростов- на-Дону)
в apyrne.

Украинский композитор Г. Веревка,
нелавно улостоенный Сталинской премии
первой отепени. рассказал о живом откли-
ке музыкальной обутественноети Украины
Ha постановление ПК 8810) 06 опере
	Ha музыкальном фронте в Белоруссии было
представлено неправильно и гораздо более
благополучно, чем это есть в действитель-
ности. ЛД; Лукас векрыл опасность форма-
лизма в белорусской музыке, которую пы-
тался затущевать А. Богатырев. Руково-
дители Союза композиторов Белоруссии пе
только не боролись с проявлениями форма-
лизма и ложного новаторства, но и 0обере=
гали авторов таких произведений от спра-
ведливой критики. Немало повредило pas-
витию белорусской музыки и т0, что в
числе руководителей музыкальной жизни
республики были люди, совершенно не
знающие музыки, путающие, как говорит
оратор, фисгармонию с лисгармонией,
	Вритически охарактеризовал  леятель-
	ность Московской филармонии ee PYROBO-
	дитель композитор 6. Власов. Именно
филармония, упомянутая в постановлении
ЦЕ ВЕП(б) от 10 февраля, пропатандиро-
вала  эстетеко-формалистские — произведе-
ния, Вследствие этого задачи идейного И
художественного воспитания советского на
рода Московская филармония не выпол-
Нила.
	Постановление ЦК ВЕП(б) дало резкую
оценку состоянию музыкальной критики.
Естественно было ждать, что критики вы-
вступят на с’езде с развернутым разбором
осужденных партиеё ошибок и извраще-
ний и с программой их ликвидации. Во xo
сих пор сделал это лишь один В. Горолин-
ский, выступивший в заключение первого
дня прений. В. Городинекий указал на
недостойное поведение отсутствующих 1a
трибуне с’езда композиторов-формалистов,
замазывающих свои ошибки и заблужде-
ния. Оратор обудил попытки отдельных
композиторов стладить отрицательное зна-
чение формалистских извращений в музы-
ке. Речь идет не о том, чтобы «рассосать»
формализм или обезвредить его, & 06 окон-
чательном разгроме этого вредного направ:
ления. Тов. Городинекий отверг попытку
некоторых. критиков выявить «плодотвор-
ное зерно» во вредном творчестве @орма-
	листов. Он призывал к полному отказу от
	aTOTO вредного направления.

Интересной и яркой была речь одесско-
ro композитора К. Данькевича. убедительно
доказавиего, что нынешняя деятельность
композиторов-формалистов является реци-
дивом их прежних заблуждений, уже че
раз осужденных партией.

Писатель П. Солодарь посвятил св0ю
речь учаетию литераторов в оперном твор-
честве. Без привлечения лучших наших
писателей к этой работе нельзя разрешить
проблему создания новых полноценных;
высокоидейных оперных произведений,

3. Вартанян (Армения) в своей речи
резко осудил космополитизм некоторых
вомнозиторов. Оторванность от корней на-
	родного напионального творчества в значи-
	тельной мере определяет \бесплодность их
деятельности. В. частности, это, по словам
оратора, относится и к композитору
В. Мурадели.

Делегаты б’езда тепло встретили вы-
слупление заместителя генерального сек-
ретаря Союза писателей А. Корнейчука,
передавшего композиторам приветствие от
пмени поезидиума Союза советских писл-
телей СОСР и от_ всей писательской обще-
CTREHHOCTH.

На вечернем заседании с’езда 23 ‘апреля
продолжались прения по докладам Б. Aca-
фьева.и Т. Хренникова.
	Звеньевой Нюре Лутовой, темноволосой
й бсмуглой девушке, агроном  доверязт
определять густоту веходов на поле. Она
	берет Tak называемые метровки, подечи-
тываёт, сколько сохранилось и сколько
погибло семян в период вегетаций, прове-
ряет зерна на вехожесть и на чистоту.

— Когда на производственном участке
работаем, во весь голос приневаем, — го-
ворит Нюра, — а когда по сортам — не
до пасен тут, вся ты в великом напряже-
НИИ...

Я повстречалея © девушками из
звеньев Веры Яковлевой и Нюры Лутовой
в селе Лиитриевке. Они приехали за 10
километров ва теоретическую конферен-
нию колхозной молодежи. Трудно было им
	ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ
почты
	ные посмотреть, можно ли здесь открыть
ева_и Т. Хренникова. торговлю ‘обувью.

Cesar UOUTHI BCTaBARWeM WAWATK Свое ра Но а плена = on Peanttiza
	чавшегося композитора Н, №. Чемберлжл.
	Нечто похожёь случилось и в столице
Бурят-Монголии — городе Улан-Удэ. Уже
второй год республиканское Министерство
торговли старается выселить библиотечный
коллектор = единственный на всю респуб-
лику. Вместо коллектора предполагалось
открыть... чайную, овощной магазин, а
совсем недавно. врид министра торговли
тов. Чурин предложил в двухдневный
срок освободить помещение под ресторан.
Местное отделение Когиза протестовало,
ссылалось на распоряжение вышестоящих
организаций. Но Чурин непреклонен: «Если
правительство -республики решило закрыть
книжный магазин ‘или бибколлектор; =
значит, ему виднее».

Вряд-ли правительство Бурят-Монголий
поручало тов. Чурину выступать с такими
безответственными декларациями. _Этак тов-
Чурину недолго и науки упразднить. Тов.
Чурин на ‘посту министра — человек вре-
менный, но и ему следует понять, что
стыдно в наш просвещенный век хвастать
закрытием книжных магазинов.
	Странная вещь; но у. тов. Чурина ‘нема-
ло ‘единомышленников. Известно ли им,
что существует распоряжение Совета
Министров РСФСР, обязывающее помогать
развертыванию книготорговой сети?
	Во Владивостоке, например, до сих пор
не возвращено помещение книжного магази-
на в районе Мальцевского базара,—никак
не решатся выселить  закусочную. В
Ворошиловском районе, Приморского’ края,
на мысе Чуркин был в свое время книж-
ный магазин. Теперь здесь расположился
райфинотдел.
	В Тамбове во время войны заняли книж-
ный Магазин под швейную мастерскую.
Bona окончилась, HO помещение отдали

Когизу, ‘а Главунивермагу. Что же
и исполком Тамбовского облсовета,
чтобы выполнить распоряжение Совета
Министров р

Большой и хороший склад был некогда
у cnepmstoscxoro Когиза. Теперь его поде-
лили между собой банно-прачечный трест
и архив бывшего карточного бюро. Мест-
ные организации приняли правильное реше-
ние; вернуть склад для книжной торговли.
Но пока что на этом дело и закончилось.
Пожалуй, пришло время вынести новое
решение... о проведении в жизнь вышеупо-
мянутого правильного решения.
	То’ же самое надо бы сделать и в горо-
де ~Ctanuncke Кемеровской — области,
где давно уже принято решение, но книж-
ный магазин в районе треста «Куйбышев-
уголь» накрепко занят ОРС’ом, и шахтеры
вынуждены ходить за книгами в город,
находящийся в четырех километрах.

В Калужской области  исполкомы
Бабынинского, Детчинского и Дугнинского
райсоветов не хотят до сих пор вернуть
Когизу его собственные магазины, занятые
во время войны. Мотивы? Просто так. Не
	хотят. Нет настроения. Что этим това:
рищам до того, что из-за отсутствия по-
мещений нельзя развернуть в этих рай-
	онах книжную торговлю? К этому вопро-
су они подходят с пленительной  просто-
той; ‘одной торговой единицей больше или
меньше, велика ли важность? А чем
«единица» торгует, это их не интересует.
И никто в районном или областном комите-
те партии не берется втолковать им, что
значит в деле политического просвеше-
ния такая торговая ‘точка, как книжный
магазин или библиотечный коллектор.

Все эти факты вызывают чувство трево-
ги У советских людей, любящих и уважа
	ющих БВНигГУ. Л ЛАРИН
			эта. Я не хочу питировать строфы — это
всегла обедняет. Есть книжка, и ее надо
прочитать. Мое дело — предстёвать  по-
эта не только уральского. «областного»,
& поэта, идущего в первых рядах нашей
литературы.

Он идет не позади хороших поэтов, а
рядом, об руку е ними.

Значительно слабее стихов поэмы «Еро-
фей Марков» в «Рратья». Они сильно от-
дают литературщиной — то-есть, в них
течет искусственная кровь, Особенно это
заметно в «Братьях».

Есть у К. Мурзиди крупный недостатоя:
он погружен только в свой Урал.

Я понимаю, что это такая тема, которой
хватит не только на одну, но и Ha ие-
сколько жизней, но я уверен, что и с8м9-
му Мурэиди было бы приятней, если бы
й вами уральцы говорили о нем не только:
«Он хорошо пишет о нашем Урале», но B
шире: «А он вель наш — уральский!»
Возвраталься к теме Урала Мурзиди
надо вею жизнь, но вместе с тем ему на-
до распирять свой творческий диапазон.
Иначе он может стать однообразным.

Может быть в этом виноват не сам
Мурзили, а редактор книги, который, за-
давшиеь благою пелью показать поэта, как
уральца, все же сильно ограничил ‘наше
поле зрения.

Ни в одной антологии, посвященной
тридцатилетию Октябрьской революции,
Мурзили нет. Почему? Ни в одной статье,
посвященной достижениям советской по-
эзии, Мурзиди нет. Почему? Разве дла
этого надо жить только в Москве или В
Ленинграде? Или, быть может, список по-
пулярных поэтов’ незыблем и его нельзя
раздвинуть, чтобы вставить имя еще одно-
го хорошего поэта?

Очень трудно точно определить каче-
ства настоящего стихотворения. Поэт, мне
кажется, определяет поэта по чуветву 38-
висти — «почему не я написал это сти-
хотворение?» Я завидую Константину Мур-
иди.
	ченко «Мотря Кочубей» — иллюстрация
	к пушкинской «Полтаве» — и ряд других
рисунков. Мз Третьяковской’ галлереи my-
зей получает портрет В. М. Репвиной
	(масло) и «Портрет художника».

Государственный центральный литератур-
но-хуложественный музей Т. Г, Шевченко
прелнолагается открыть к 31-й годовщине
Великой Октябрьской социалистической.
революций,
	Нельзя жаловаться на 10, что У нас велико расстояние оказалось между TBOD-
мало пишут CTAXOB, BAH HA TO, что у вас   пом и народом.
	Я проиту извинения у Вонетантина Мур-
зиди за то, что, начав писать о его вни-
ге, о нем еще ни разу даже не уломянул. Од-
вако я хочу. чтобы эта статья прозвучала
для читателя. как маленькая повесть о
хорошем поате.

A Мурзиди, действительно, xopomall
поэт. Енижка открывается именно стихо-
творением, Оно небольшое, и я его пити-
рую полностью. чтобы показать то, в чем
я, может быть, и неправ, но что я люблю.
	ПИСЬМО
Письмо ero написано в пути.
Оно сквозит любовью Неподкупной...
То мелко, неразборчиво почти,
То чересчур размашисто и крупно
Ложились на листочке небольшом
	Строка к строке — и все с паклоном
разным.
	Две первых строчки написал он
красвым,

Другие две — простым каранлашом,
Послелние — чернилами, с нажимом,
°Не сбившись, запятой не пропустив,
Как пишут на предмете недвижимом,
На возвышеньй локоть утвердив.

Что было тем устойчивым предметом?
Дорожвый камень, ящик иль седло?
За столько миль письмо меня нашло,
И понял я по всем его приметам,
Как иногда в походах тяжело,

Хотя в письме не сказано об этом,
	Это хорошее стихотворение. Но не луч-
шее в сборнике. Такие стихи, как «Во
льлах», «Я помню, молча двигались пол-
ки», «В тесной землянке», «Шаги бойцов»
и другие, могут войти в хрестоматию.
Патриотизм, He внешний, а пробиваю-
шийся сквозь все поры стихотворения,
точная и всегда интересная мысль, пре-
дельная сжатость, четкая  индивидуаль-
ность — вот черты №. Мурзиди как по-
—— ИИА ААА

Пентральный музей Тараса Шевченко
	шевченковских музеев. Наряду с личны*
ми вешами поэга и его литературными ма-
териалами, здесь будет экспонировано свы-
ше тысячи картин, акварелей. офортов,
приналяежащих кисти Шевчеяко,

Музей украсят и новые, еще не экспо“
нированшиеся на Украине картины Т. Шев.
ченко, хранившиеся до сих пор в музеях
Москвы и  Ленинграда. По решению Сове-
та Министров Союза ССР из музея Пуш-
кина в Киев отправляется акварель Шев-
	мало талантливых поэтов, Того и кругого
у нас много. Но значительно реже мож-
но встретить сейчас человека, который на
прогулке или за работой с наслаждением
бубнит себе пол ‘ног чрезвычайная понра-
вившееся ему стихотворение. Молодежь
весьма часто поет песни советских вомпо-
зиторов и значительно реже запоминает
стихотворения советских поэтов. В журна-
тах часто печатаются стихи, то-есть собран-
ные строчки — отдельные пальцы стихо-
творения. Реже встречается улар сжатым
кулаком по сконпентрированной теме.

Я постараюсь пояснить евою мысль. Я
подразумеваю пол стихотворением 2живэй
организми с замкнутой кровеносной систе-
мой, а стихи — это мясо и кровь стихо-
творения, но без пульсации.

Илет паренек по Алтаю, стоит погра-
НИЧНИК В 10зоре, матрос качается B ROPA-
бельном гамаке. — и все эти люли, строч-
ка за строчкой, вепоминают  поразивитее
их стихотворение. Я считаю, что для 00-
эта нет большей радости, чем быть звто-
ром этого стихотворения.

Недостаточно взять читателя за руку и
итти е ним рядом по трудному жизненно-
уу пути. Читатель согласен ий на это, во-
первых, потому, что считает поэта вла-
дельнем секрета красоты, и, во-вторых,
потому, что уверен, что ты ббльший 1997,
чем веть на самом деле.

_ Шоэт, прозаик, музыкант, художник
должны не только итти рядом CO своим
читателем, слушателем, зрителем, =— они
должны его вести! При этом надо следить
за тем, чтобы не произопло то, что про-
изошло в некоторыми композиторами. Они
стремительно неслись, Как им казалось,
вперед, по «равнинам искусства», а. когда
им пришлось осмотреться — вокруг ника-
кого народа, и музыки их не слышно В
саиые мотные громкоговорители: слишком
	`Константин  Мурзиди. Избранные стихи,
Свердловское обл. гос. изд-во, 1947, 135 стр.
	КИЕВ. (Наш корр.). Здесь привято реше-
ние 06 организации в столице Украины
Государственного центрального литератур:
но-художественного музея Т, Г. Шевченко.
Правигельство УССР предоставило музею
прекрасное здание, многочисленные залы
которого смогут вместить все богатое ли
тературное и художественное наследство
великого писателя.

Теперь получена возможность  сконцен-
трировать в одном месте все ценности
	СЛОВО ХОЗЯИНА
	колхозе им. Врупекой, который был пяо-
нером возделывания розы на Вубани.

Эфироносные культуры приносили мно-
гим колхозам миллионные доходы. Почему
же сейчас никто не интересуется этой
важной и прибыльной отраслью колхозЕо-
го производства?

Непонятно равнодушие Министерства
сельского хозяйетва ОССР и Главпарфю-
мера в тревожным сигналам е Кубани.
		Врач Е. Сальников прислал в «Литерз-
турную газету» два образчика бумаги:
образец грубой, серой, -оберточной, на кэ-
торой напечатана санитарная листовка
Московекого горздравотдела, и образеп от-
личной белой, книжной бумаги, в которую
в магазине № 48 Московского военторга
завернули сельди, купленные тов. Саль-
НИКОВЫМ.

«Я спросил, — пишет врач, — по-
чему вы переводите зря хорошую бумагу?

— Значит, богато живем! —= ответил
заведующий магазином.

Нет. По-моему, дело не в этом, ав
том, что бесхозяйственно до сих пор’ рас-
прелеляютея бумажные Фонды». — 34-
	включает тов. Е Сальнивов.
		Вунгурскую. ледяную пещеру -— c ce
сотней исследованных ледяных и камен-
ных гротов и тридцатью шестью 03ерд-
ми — посещает ежегодно более 30.000
туристов. - : Е :

«В сожалению, при всем научном 4
Культурном значении подземного ледянога
дворца, созданного природой, — пишет
	нам тов. В. Пономарев, — там ничего не.
сделано для обелуживания туристов. Посзх .
	прихолит из города Молотова ночью. Ту-
ристов никто не встречает. Дом туриста
не оборудован, и людям негде отдохнуть.

Как п десятки лет назал, туристы 0с-
матривают чудесное творение природы при
свечах и факелах. А вель’ понадобилось
бы всего три километра провода, чтобы
осветить ледяные гроты.

Зря, товарищи кунгурские руководите-
ли, недооцениваете вы огромного значения
ледяной пещеры, находящейся в вашем
районе!»
	ЗАГЛЯНИТЕ В КЛ

АДОВЫЕ МУЗЕЕВ
	Художник М. Успенский совершенно
правильно, по-хозяйски ставит вопросе 0
музейных ценностях. Сотни музеев равоб-
щены потому, что руководятся различны-
ми ведомствами.

— Загляните в кладовые музеев, —пред-
лагает художник. — Там нередко хранят-
ся замечательные экопонаты, которых ни-
RTO Никогла не увидит, потому что они
не имеют отношения к тематике этого му-
зея. Многое приобреталось «на. случай».
А между тем этот «мертвый инвентарь»
так дорог друтому музею. № чему xpa-
нить, папример, в Музее революции руко-
писи, необходимые Литературному музею,
античные скульптуры, место когорым —
в Музее изобразительных искусств?

Картины Репина, Иванова, Архипова в
Музее революции загнаны под потолок, в
10 время как в Третьяковской  галлерее
они заняли бы почетное место.

Почему бы, в свой черед, Литературно-
му музею не передать в Исторический гра-
моту Пугачева, случайно попавшую В
Пушкинский архив?

Художник Успенский предлагает создать
единый центр, руководящий, музеями,
учесть все музейные ценности и’ распре-
делить. их разумно.
	0 РОЗОВЫХ ПЛАНТАЦИЯХ
	Читателя В. Мартынова волнует вопрос,
почему сократились розовые плантация
Вубани?

Волхозники named страны научились
выращивать вазанлыкекую розу, мускат-
ный шалфей, кориандр; базилик. До войны
советские заводы перерабатывали 18 ви-
дов эфироносных растений,  добывальсь
640 тонн натуральных эфирных масел,

Многие плантаций Кубани и Крыма 00-
гибли в годы войны. В 1944 году совет-
ское правительство приняло  постановле-
Hue «QO мерах по креплению  сырьзвой
базы эфиромасличной промышленности»,

И sce же в Ново-Леутковеком  райове
Краснодарского края не  восставовлено
515 гектаров кориандра. В Лабинеком
районе вместо 300 гектаров в 1947 году
посалиле 48 гектаров базилика.

Й самие главное — наша гордость, каз
занлыковая роза. Как жало — выглялят
	плантапий в пошелабльском районе Ады- ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
			геи! Их не обрабатывали шесть лет. Ве
восстанавливаются розовые плантации ий в