715 мая-—юбилей Члишера 19604

15 мая советск народ будет отме-
чаль 500-летие сб дня рождения Али-
нюра Навои -—= великого поэта и осно”
воположника ‘узбекского литературного
нзыка, выдающегося ученого своей эпохи.

В связи с предстоящим юбилеем кор-
респондент «Литературной ^ газеты» об-
ралился по телефону к’ председателю
Согета Министров ‘Узбекской ССР и
председателю Правительствевной :оби-
лейной комиссии тов. А. Абдурахмано-
ву с просьбой рассказать о подготовке
к юбилейным дням.

— Торжественное заседание, посвя-
шенное Алишеру Навои, — заявил тов.
Абдурахманов, — состоится 15 мая в
новом ташкентском театре имени поэта.
На юбилейные торжества в столину
Узбекистана приглашаются ученые, AH-
сатели. деятели искусства Москвы,
Ленинграда и братских республик.

В эти. дни состоится и пленум. Союза
советских писателей Узбекистана.

Жизни и деятельности Алишера На-
вой посвящается специальная сессия’
республиканской Академии наук, на
которой будут заслушаны. доклады о
творчестве Навои, о его мировоззрении,
в влиянии поэта-мыслителя на развитие
‚литератур народов Востока и другие.

Научные сессии проводятся также во
многих высших учебных заведениях.

— Правительство Узбекистана, — гово
рит далее тов. Абдурахманов, — решило
увековечить память великого националь-
ного поэта, возлвигнув в столице рес-
публики величественный памятник Али-
шеру Навои. Скульптурное изображение
поэта отливается из бронзы в  Ленин-
‚граде.

В ознаменование 500-летнего юбилея
имя Навои присваивается Государетвен-

ной публичной библиотеке в Ташкенте,
	строительство которой близится к кон:
цу. Юбилейная комиссия предполагает
	послать специальную делегацию в Герат
	(Афганистан), где мы хотим. установить
мемориальную доску на могиле Навои.

Тов Абдурахманов подчеркнул боль-
шую ценность впервые устраиваемой в
Ташкенте выставки, отображающей
жизнь и творчество Алишера Навои и
его эпоху.

— Среди экспонатов этой выставки —
экземпляр «Хамса» Навои, переписанный
Аблу-Джалилем в Герате при жизни ноэ-
	та. Интересна рукопись двух «Диванов»—
сборников лирических стихов, также пе-
	ренисанная во времена Навои «царем
каллиграфии» султаном Али Мешхеди.
Тут же экспонированы отрывки из
«Маджалисун-Нафаис», переписанные
одним из выдающихся мастеров калли-
графическога искусства ХУ века; око-
ле 600 автографов писем знаменитых
поэтов XV века, большая часть кото-
рых адресована Алишеру Навои и не
известна ученым,

На выставке будут представлены
единственный в мире рукописный эк-
земпляр книги по теории музыки «Ка-
‘yous Зейнул Абедина, посвященной
Навои, и недавно обнаруженный узбек-
CKHMH учеными тоже уникальный
экземпляр словаря, составленного в
Хорезме в ХХ веке к произведениям
Навои. Экспонируется несколько’ спи-
сков сочинений поэта и его современ-
ников, ‘оформленных миниатюрами  зна-
менитых мастеров изобразительного ис-
кусства ХУ и XVI веков,

— Мы обратились, — говорит далее
тов. Абдурахманов, — в Британский
	Герой Советского Союза летчик-испыта-.
тель тов, К. Новиков купил на личные
сбережения две грузовые автомашины.
Одну из них он подарил своим земля-
кам — колхозникам сельскохозяйственной
артели имени Тельмана, Орловской обла-
сти, другую — подшефному воинской 4a-
сти колхозу имени Владимира Ильича.

Колхозница Сталинградской области
Надежда. Николаевна Быстрова, выиграв
по облигации  государственнога > займа 25
тысяч рублей, тоже решила преподнести
подарок односельчанам: она купила авто-
мобиль и передала его в колхоз для об-
щега пользования. Эта был последний
автомобиль в числе 9.500 автомашин pa3-
	Автомобиль-- деревне

Антология
русской поэзии
на венгерском языке
	Сто двадцать лет тому назад — В
1828 году — в Венгрии появилась пер-
вая статья о русской поэзии. Ее автором
был известный критик Ференн Толди. В
1841 году знаменитый фольклорист Яном
бриза впервые познакомил венгерекого
читателя в образцами русекого народного
творчества (перевод из «Казацких народ-
ных песен»). Первая антология рубской
поэзии вышла в Вентрии в 1866 году нод
заглавием «Северное сияние».

После освобождения Венгрии от власти
фашизма труппа видных поэтов о по-
ставила перед собой серьезную, большую
задачу — дать венгерскому читателю по-
следовательное и верное представление 0
развитии русской поэзии. Иштван Benen,
Андор Габор, Эндре Гаштар, Анатоль Ги-
yaw, Шаролта Ланьи, Эмиль Мадарае,
Дьерль Радо и др. выпустили антологию
русской поэзии, в которой впервые в
Венгрии более или Менее полно представ-
лена поэзия советской эпохи *

Антология открывается отрывками из
«Слова о польу Игореве» в переводе Па-
ролты Ланьи.

Творчество Пушкина представлено 18.
стихотворениями, в том числе «Ё Чаадае-
ву», «Зимний вечер», «Послание в Си-
бирь» и «Зима» в переводе Шаролты
Ланьи. Помещено пять стихотворений.
Термонтова, среди них «На смерть поэта»,
переведенное  Андором Габор. Некрасов
предетавлен в антологии пятью стихотво-
рениями и большим отрывком из «Рус-
ских женщин».

Из поэтов девятнадцатого века в анто-
логию вошли также Языков, Тютчев,
А ЕВ Толстой. Большов,

Больше половины антологии ‘отведено
	советской поэзии. одесь на первом месте
	стихи Маяковокого, чБе творчество вызы-
вает сейчас в Венгрии огромный интерес.

В книгу вошло одно из лучитих стихо-
творений Эдуарда Багрицком «Смерть
пионерки», несколько стихотворений
Демьяна Бедного, Николая Тихонова,
А. Суркова и отрывок из поэмы Н. Асее-
ва «Маяковский начинается».

Антология знакомит читателя с твор-
чеством М. Исаковского, А. Твардовского,
М. Светлова, П. Антокольекого, И. Сель-
винского, И. Уткина, В. Инбер. В книгу
включено пять стихотворений В. Симоно-
Ba, в том числе и стихотворение «Гене-
	‘рал» (перевод Дьерль Радо), посвященное
	славному сыну венгерского народа Mare
Залка.

Помешены в книжке также стихи
0. Шипачева, С. Кирсанова, М. ТГолодно-
го, М. Алигер, Е. Долматовекого, С. Го-
родецкото, С. Васильева и др.

‚ Детевая литература представлена
«Сказкой о глупом мынюнке» (С. Марша-
Ка и стихотворениями С. Михалкова.

Сейчас в Венгрии готовится новая
большая антология поэзии народов СССР,
которая, мы надеемся, будет еще больше
солейсгвоваль дальнейшему укреплению
культурных связей между народами обеих
етран.
	* ,Orosz Koltok , Oj Magyar Konyvkia-
do. Budapest. 1947.
	как сообщило атентетво Юнайтед Пресс,
создали специальный секретный фонд, так
называемый «проект икс», из которого бы-
ло израсходовано «на политические пели
в Италии» около 4 миллионов долларов.

Под таким неслыханным двойным Ha-
жимом — со стороны Уолл-стрита и Ва-
тикана, тщательно опекаемый  итальян-
скими властями и «подкренляемый» приве-
денными в боевую тотовность войсками и
полицией, должен был направиться К
урнам итальянский избиратель! Но и 910
вше не все. В тени избирательных урн ца-
рила атмосфера, которую нельзя расценить
иначе как вакханалию подлога. Фальсифи-
капия избирательных бюллетеней приняла
массовый характер. Угрозы, подкуп, шан-
тож ужо в самый момент голосования ши-
DOKO применялись представителями правя-
щей христнанско-лемократической партии.
Hakonen, почти беспренедентный факт рас-
тягивания срока выборов на два дня также
лал возможность сторонникам де Гаспери
ночью проникнуть к урчам и вносить «по-
правки» в результаты голосования.

Итоги выборов в Италии, весь их ход
снова разоблачили христианских демокра-
тов, как атентуру нностранного империа-
лизма, об’единяющую все реакционные си-
лы в стране. В то же время итоги выборов
вновь подчеркнули, что Народный демокра-
тический фронт попрежнему готов вести
борьбу против любой попытки порабощения
‘итальянского народа и. навязывания ему
‘авантюристической политики, грозящей не-
исчислимыми бедствиями для трудящихся.
			Выборы в Италии закончились, За На-
родный демократический фронт, которому
пришлось вести избирательную борьбу в
неслыханно тяжелых условиях, в обета-
новке бешеного натиска внутренней и
внешней реакции,  толосовало свыше

8 миллионов граждан, энергично conpo-—

тивлявшихея всякому давлению и запуги-.
ванию. Чо неофициальным данным, Народ-.

ный демократический фронт будет расно-:

лагать более чем 190 местами в палате
депутатов и около 119 местами в сенате.

Резкционная печать Италии и других
капиталистических стран всячески старает-
ся преуменьшияь политическое = значение
этих цифр. Тем не менее они неопровер-
EMO CBUJCTRABCTBYIOT 0 TOM, что Народный
демократический ‘фронт попрежнему тесно
связан ¢ широкими массами итальянских
трудящихея, пользуется их неограничен-
ным доверием и поддержкой.

Ни массовые подлоги, совершенные уже
в самом ходе выборов, ни террористическая
кампания запугивания, ни откровенное и
наглое воздействие Ватикана на избирате-
лей, ни беспарлонное вмешательство ино-
странных империалистов -— ничто не
смогло помешать тому, что Народный демо-
хратический фронт в ряде мест не только
не потерял ни одного голоса, но даже при-
обрел дополнительные голоса по сравнению
е муниципальными выборами 1947 roza
или выборами 1946 годз (в Учредительное
собрание). Даже в провинциях, считавигих-
ся цитаделью реакции в силу отсталости
и религиозного фанатизма местного крееть-
янекото населения, прогрессивная програм-
	ма Мародного демократического фронта
сделала свое дело. Мы говорим 0
всем юте — от Апулии ло Калабрии, a
	также о Неаполе, бывшем «вотчиной» ли-
бералов и куалюнкуистов, а ныне послав-
шем шесть депутатов от Народного демо-
кратического фронта (вместо прежних 4).
Значительных успехов добился Народный.
демократический фронт в Риме, где он
потучил дополнительно 32 тысячи голосов.
(по сравнению с выборами 1947 года); и
в Катании, где прирост составил 22. тыся-
чи голосов (по сравнению с 1946 годом).
Наряду в Эмилией и Тосканой Пародный.
цемократический фронт добился блестящих
птотов тавже и в Умбрии. Следует отме-
тить движение вперед и в Абруцци, этой
тверлыне христианских демократов,
_Стремясь во что бы то ни стало воспре-
пятетвовать. поступательному движению на-
родных масе, партия христианских демо-
кратов поглотила и но существу ликвиди-
ревала ряд традиционных = политических
группировок буржуазии, использовала их
толоса, укрепила свое тосподетво с по-
мощью их. усилий, направленных против
Народного демократического фронта,
Корреспондент журнала «Нью рипаблик»,
посетивший Италию перед выборами, как-
то ‘заметил на стене одного из домов в
Амальфи следующий лозунг: «Да здрав-
ствуют эти, ла здравствуют те, да зхрав-
ствует всякий, кто победит». Именно на
такого рода неустойчивых, легко поддаю-
щихся купле-продаже, беспринцииных сто-
ронников полобных лозунгов и делали
свою ставку христианские демократы. Од-
нако, чувствуя себя более чем неуверенно
и опасаясь влияния Народного демократи-
ческого фронта, де Гасперя. заблаговремен-
но и открыто призвал на помощь американ-
ских «друзей» и ватиканеких  святош.
Уолл-стрит и Ватикан — вот два столпа,
на, которых держится партия де Гаспери.
Сутана и доллар-— вот ее истинная эмблема.
Известно, что Ватикан, спеша на вы-
ручку де Гаспери, угрожал вечным прокля-
тием всем тем, кто осмелится голосовать
за Народный демократический фронт. Для
пущего устрашения верующих Ватикан
распространил слух о том, что ‘папа на-
мерен даже вообще покинуть Италию, если
только Народно-демократический фронт по-
бедит. Более. трех миллиардов лир израсхо-
довал Ватикан на - пронаганлу В пользу

партии Je таспери. Срели итальяниев бы-
	та в свое время распространена меткая по-
говорка: «Дайте нам поменьше Молетти
(американский военный губернатор в Ита-
ции) и побольше спагетти (макарон)». Ва-
тикан учел и это обстоятельство. Ие имея
ни желания, ни возможности уменьшить
«дозу» Полетти, Ватикан постаралея вое
же в лень выборов воздействовать на из-
бирателей е помолкью раздачи «спагетти»...

Отнюдь не менее отктыто действовали в
Италии и представители американского им-
перяализма. Для обеспечения успеха де
Гаспери трогательно об’единилиеь усилия
госуларотвенного департамента, военных
властей и разведки США. Ве за. месяц
до выборов рупор Уолл-стрита, небезызве-
стный Липиман писал в «Нью-Йорк 16-
ральд трибюн»: «Наше право и нали долг
предоставить итальянекому правительству
любые силы, которые ему понадобятея дя
сохранения своей власти... Нам нечего ко-
лебаться и сомневаться относительно. пое-
	лоставления итальянскому правительству
всяческой поддержки...»

«Веяческая поддержка» правитель-
ству ле Гаспери, которой on 3apy-
	чилея еще в январе прошлого гола во в6ё-
	мя поездки в США, все более возраеталь по
мере приближения лня выборов и ко 18
апреля достигла апогея. Провокационные
дипломатические. демарши, военные: демон-
страции, тактика «продовольетвенного на-
жима», пытка страхом волоть до угрозы
применения атомной бомбы в тех местах;
rae победит Народный демократический
фронт, — Bee было использовано, чтобы
оказать чудовищный нажим на наименее
устойчивые, наиболее податливые элемен-
ты в ряхах итальянского нарола. Лостаточ-
	HO сказать, что правящие круги США,
	Проект намятника Алищеру Вавои (скульи.
тор Л. Дитрих), утвержденный Комитетом
	10 делам искусств при Совете  Мивист-
рев  ОССР. Памятник будет сооружен
в гор. Ташкенте,

‘музей в Лондоне и в Пациональную
библиотеку в Париже с просьбой пре-
поставить нам фотокопии хранящихся
там произведений Навои и его совре-
менников.

Подготовка ‘к празднованию юбилея
широко развернута во всех городах и
районах Узбекистана. Всесторонне
отобразит эпоху, жизнь и деятельность
Алишера Навой Самаркандский музей
культуры узбекского народа. Учебные
заведения готовят специальные выстав-
‘ки. На предприятиях, в вузах, на об-
цегородских собраниях с докладами о
Навои выступят ученые и писатели рес-
публики.

На предприятиях, в рабочих, клубах,
домах культуры будут даны концерты
из произведений композиторов Узбеки-
стана на тексты Навои.

Председатель Совета Министров
Узбекской ССР сообщил об издании
к юбилейным дням большого количест-
ва произведений великого писателя и
литературы о нем на узбекском и рус-
ском языках. По поступившим в юбн-
лейную комиссию сведениям, сочинения
Навои издаются также на нацнональ-
ных языках на Украине, в Таджикиста-
не, Туркмении, Казахстане, Киргизии,
Эстонии и других советских республи-
ках.
	— Празднование 500-летия Алишера
Навои, — ‘заявил в заключение’ тов.
Абдурахманов, — послужит ярким выра-
жением торжества ленинско-сталинской
национальной политики, демонстрацией
достижений советской науки, символом
тесной дружбы всех народов нашей ве-
дикой социалистической Родины: —
	личных марок,  приооретенных колхозами
в. 1947 году:

Как сообщил корреспонденту «Литера-
турной газеты» заместитель председателя
президиума Центросоюза СССР tos. II.
Комолов, в этом году колхозы получат
еще 9 тысяч автомашин. Больше тысячи
грузовиков ‘уже отправлено в Тамбовскую
область, Краснодарский край, Узбекистан,
Сибирь. Готовятся к отправке в разные
концы страны новые партии автомобилей.

В ближайшее время в колхозах появят-
ся около 2 тысяч о красивых и удобных
малолитражных автомобилей «Москвич».
Они предназначены для передовиков сель-
ского хозяйства — героев борьбы за вы-
сокий сталинский урожай.
	Выборы в Италии прошли в обстановке применения перковными организациями
и христманекими демократами методов подлога, подтасовки и принуждения, Так, некая
монахиня Лючия голосовала один раз за себя и... 31 раз за «больных»,
		ЧУДЕСА ВАТИКАНА, или
	Gop Эры 72.
МНОГОГОЛОСЫЕ ГОЛОСА

В. ЧЕРНЫШЕВ
	роготинская
	Мы уже давно привыкли к еенсацион-
ным сообщениям, изо дня в день раепро-
страняемым по всему миру буржуазными
телеграфными агентствами. Оеобенно, часто  .
сенсации передаются из стран Латинской
Америки. Чуть ли не ежедневно ‘оттуда по-:
ступают сногсптибательные новости о вея=
кого рода «заговорах», спереворотах», «мя-
тежах» и «революциях». Такие. известия
подчас опережают события, подталкивают
их и, как говорят в тех экзотических стра-
нах, вызывают «торменто ен ун вазо де
агуа». Буря в стакане воды!..

Эти с‹метеорологические явления» ути-
хают столь же внезапно; как и возникатот.
Нелавно мы читали о перевороте в Никара-
гуа, заговоре в Эквадоре; мятеже в Коста-
Рика, волнениях в Порто-Рико... Анонеом
американские репортеры предупреждают о
прелетоянтих волнениях в Чили и Мекеи-
ке и 0 новом заговоре в Эквадоре. Эта
поразительная осведомленность об’ясняется
тем, что, видимо, в Вашингтоне находитея
кухня политической погоды,  изготовляю-
щая «Циклоны» и «антипиклоны» для всех
стран Ззапэлного полушария.

Американские агентства на-днях про-
трубили на всю вселенную о «революции
в Колумбии», а с легкой руки  гобулар-
ственного секретаря США Джорджа Мар-
main. sto <революции» был приклеен
ярлык «коммунистической».

Что же в действительности произотло в
Колумбии?

Колумбия, расположенная между Эква-
дором, Перу, Бразилией, Венецуэлой и Па-
намой, как и большинство латино-амери-
канских республик, — полуколониальная
зтрарная страна. Все ее хозяйство захва-
чено североамериканскими монополиями и
подчинено интересам США. Нефть, росеы-
пи золота, платины и других драгоценных
металлов находятся в руках «Троникал ойх
компани» и «Саут амерякэн голд энд паа-
тинум компани». Американцы контролиру-

«/1итературная газета» выходит два раза
	в неделю; по средам и субботам,
	OT железные дороги, радио, телеграф, те-
нефон. Крупнейшая монополия «Юнайтет
	лефон. Врупнейшая монополия «Юнайтед
фрут компани» владеет огромной земельной
‘территорией, занятой банановыми планта-
	циями. оемельные богатства компании 1по-
отоянно увеличиваются за счет отторжения
так называемых «невозделанных» и «не
имеющих хозяина» земель.

Все эти американские монополий и от-
ределяют так называемую «политику доб-
рого соседства». Один колумбийский ди-
пломат, разоткровенничавитись как-то в
кругу знакомых, пгитливо сравнил эту по-
	литику с петлей, в которую он добровольно
	должен нресучуть голову:

Однако это не шутка, а горькая дей-
ствительность. Весь — ‘почти девятимил-
ионный — Колумбийский народ находит-
ся в огромной американской петле. Жизнь
трудящихея очень тяжела, а особенно она
невыносима На американских концессиях
й плантациях. В долине реки Магдалены
ну плантациях «Юнайтел фрут компани»
десятки тысяч рабочих помещены в ка-
зармы.

Рабочий, хоть раз попавший за колючий
забор плантации, навсегда становитея не-
вольником. Существующая система «аван-
сов» сразу же превращает его в неоплат-
HOTO лолжника и лишает возможности рае-
	поргнуть рабекий контракт. № этому Haze
	добавить, что выход с территории планта-
ции запрещен. ‘Здесь действуют свои зако-
ны, существуют своя полиция и, конечно,
Тюрьмы;

He только в «Банановой зоне», нон в
районе нефтяных промыслов Барранка-Бер-
меха парит такой we произвол. Фактиче-
сви здесь невозможно легальное сутщество-
вание рабочих организаций.

Парол Колумбии находится на грани
крайней нищеты. Не случайно колумбнй-
цы называют себя «берунимия в доле пи-
	все время было напряженным; особенное
обобтрилось оно: после того, как пра-
вившая в. 1946 толу либеральная
партия раскололась на несколько фрак-
ций; в результате на очередных прези-
дентеких выборах победили консерваторы.
Президентом стал консерватор 0спина Пе-
рес.
	Векоре после. своего поражения либе-
	валы стали активно готовиться к пре-
зидентеким выборам 1950 года. Ли-
дер. партии. Хорхе Гаитан.  потеу-
	певший поражение в 1946: голу, был вновь
выставлен кандидатом на Teer прези-
дента. В связи с этим либералы усилили
нападки на консервативную партию. Оепи-
	Ha Цереса обвиняли в том, что он, боясь

провала консерваторов на очередных выбо-
рах, стремится «ликвидировать либераль-
ную партию». и «захватить власть.  из-
нутри». .

Pacupa Mmemay ба и консерва-
порами не раз приводили к вооруженным
‘столкновениями. В январе 1948 года в де-
партаменте Сзнтандер дель Норте. между
сторонниками этих двух буржуазных нар-
тий разгорелась настоящая война. Против
либералов были двинуты правительствен-
ные войска. С обеих сторон насчитывались
сотни убитых. В феврале в городах Мани-

салес и Церейра вспыхнули уличные bon
между «либеральными комитетами» и «KOH-
сервативными дружинами». Полиция 0т-
крыла пулеметный огонь п применила еле-
зоточивые газы. И снова — убитые и ра-
неные...

В марте либеральная партия ‘отозвала
своих представителей из коалиционного
правительства. Уход либералов серьезно ос-
ложнил положение в Полумбии. Посыпа-
лись протесты прогив” нового кабинета,
сформированного из одних консерваторов.
илер либералов Гаитан решительно высту-
‘Нил против назначения министром о ино-
странных дел Лауреано Гомеса. Галтан на-
звал нового министра самой одиозной фи-
гурой современной Колумбии. Во время
второй мировой войны Гомее ‘откровенно
	_восхиталея Гитлером а японекимн мили-
	таристами.
	сл на содержании у американских мононо-
	лий, в частности у «Троникаил ойл ком-
пани». Нало сказать также, что эти вы-
ступления Хорхе Гаитана’ вызвали нема-
лый гнев и в Вашингтоне.

В консервативных газетах начзлась кам-
пания против Гаитана. 29 февраля газета
«Эль сигло» назвала его «сумасшедшим,
предателем», а затем предупредила, что он
«как Дантон, может лишиться головы».

В такой напряженной внутриполитиче-
ской обстановке 30 марта в столице Ко-
лумбии ‘открылась девятая ’ межамерикан-
ская конференция. В: Боготу с’ехались де-
легаты 21 американской республики. Наи-
более многочисленной была делегация США,
возглавляемая Джорджем Мариталлом. В ее
состав вошли также министр финансов
Снайдер, небезызвестный А. Гарриман, по-
	моник государственного секретаря Армор
и другие высокопоставленные чиновчики.
Подчеркнуто солидный собтав американекой
делегации должен был. свидетельствовать о
том, что Вапгянгтон придает конференции
эмериканских стран важное значение. .
Стремясь «организовать» Пврону, аме-
раканские империалиеты — одновременно
	весьма озабочены укреплением своих пПо0-
	зиции в латино-американеких странах.
Здесь они по существу стремятся создать
империю доллара. Нод mpeqsorom так на-
зываемой «совместной обороны», они до-
биваются создания блоков и союзов, под-
держивающих экспанеиониетские  претен-
зии Уолл-стрита. Конференция в Боготе,
или, как ее успели окрестить, «Боготянекая
ловушка», достаточно ясно продемонетриро-
вала эти попытки США превратить все без
исключения страны Западного полушария
«в хвост американского орла, угрожающе-
го нападением всему миру».

Американцы, однако, не были уверены
в успехе ватеянной ими конференции —
латино-американские народы не хотят вао-
Жить голову в «долларовую петлю». Нуж-
на была какая-то провокация для того,
чтобы запугать собравшихся в Боготе
дипломатов, Для Этого и была использова-
на напряженная внутриполитическая 00-.
становка в Колумбия. На сцену был вы-

ности», грозящей якобы всем странам Ja-
падного полушария, г-н Маршалл пытал-
ся отвлечь внимание народов этих стран
от их насущных нужд.

Накануне открытия конференции Богота
выглядела, как огромный вооруженный ла-
терь. Солдаты и отряды специальной ноли-
ции охраняли главные улицы. Ирезидент-
ский дворец, где собирались делегаты, был
превращен в своеобразную крепость.

Й вот утихшие было страсти вдруг, как
будто по чьей-то команде, вспыхнули
е новой силой. Гаитан и другие лидеры
либеральной партии возмутились тем, что,
по предложению Маршалла, председателем
межамериканской конференции был избран
Лауреано Гомес. Взк бы в ответ на эти
протесты“ последовах выстрел в Гаитана:
	консерваторы выполнили свою угрозу.
	Убийство произошло в момент, когда
Гаитан отправилея обедать. СОтрелявший
оказалея консерватором Хуаном Роа Съер-
ра. Ворреспондент британской. радиовеща-
тельной ‘компании, случайно. находивитийся
в ресторане, следующим образом описывает
происшествие: «Толпа затэщила убийцу в
аптеку, затем выволокла его’ оттуда И
избила до смерти. Гаитан пользовался боль-
шой популярностью, и поэтому уже через
несколько минут масса людей, вооруженная
копьями и железными палками, заполнила
улицы, приветствуя либеральную! партию.
Люди начали опрокидывать и поджигать
трамваи. Были совершены нападения na
учреждения и редакции консервативных
газет».

С криками «Долой Гомеса!» толпа во-
рвалась в здание Капитолия, где происхо-
дили заседания конференции, переломала
мебель, выбила стекла, подожгла несколь-
ко комнат. В огне погибли все архивы кон-
ференции. Ни один из делегатев не no-
страдал. Лишь как на курьезный случай
один из корреспондентов указывал, что
«мексиканская делегация вышла из о зда-
	ния Капитолия, неся мексиканский флаг.
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.

Американекие делегаты, проживавшие не-
далеко от Капитолия, не выходят на ули-
Г цу, так как не уверены: будет флаг США
  «помогать» или «мешать»...

_  Стихийные волнения перекинулиеь из
Боготы в другие города.

‚В первые дни события в Колумбий име-
новалиеь «мятежом Гайтана». Bamuerron-
ский корреспондент агентства Ассотиойтед
пресс писал 10 апреля: «Это восотание,
  повидимому, явилось результатом неожидон-
ного проявления народного возмущения в
‘связи с убийством Гаптана. Официзльные
представители в Вашингтоне соглалтаются
с мнением колумбийского вице-президента
Сантоса, который сказал, что восстание яв-
дяется лишь взрывом народных страстей».

Государственный департамент опублико-
вал также «срочное сообщение английских,
змериканеких и французсвих  корреелон-
дентов ‘в Боготе». В нем говорилось: «Ре-
волюция, начавшаяся в результате yout
‘ства левото либерала, заставила межамери-
канокую конференцию прекратить свою рз-
боту». т
_ Некоторые делегаты решили покинуть
Волумбию. Конференции угрожал позорный
провал. И кое-кто ‘из руководителей деле-
тации устремилея ‘на’ загородную виллу
Марнталяа. Тосударственный секретарь, TH
его собетвенныйг  словм, «но ‘видел. крово-
пролития ‘и террора, имевитих. месло в те-
чение ‘последних дней»; тем не. менее он
не. успокоил дипломатов, а подлил. масло
в ‚огонь. В Латинской Америке частенько
‘можно усльшшать потоворку, которая гла-
сит: «Не тужи, друг, ибо тебе неизвестно,
Что еще’ сегодня может случиться». На
этот раз случилось следующее: ‘ гобударет-
венный секретарь США назвал”  боготин=
ские события «затовором международного
коммунизма», ‘тем самым обнажив. ‘цели
боготинской провокации. о \

Она понадобилась, очевидно, для ото,
чтобы облегчить воздание на  конферен-
	ции ‘нового “ блока государотв, подвластных
монополиям CITA:
	Е Е НО ая ее: : слацовьа в чотумоии, па сцену оыл BBI- хедавкционная коллегия: п. ATAPOB, А. БАУЛИН, Б. ГОРБАТОВ,
Шу». Особую ярость вызвало разоблачение ря-   ташен жупел «коммунистической угрозы». А. КОРНЕЙЧУК, О. КУРГАНОВ, Л. ЛЕОНОВ, Л. МАК АРОВ,
Внутриполитическое положение в стране   да консервативных министров, находящих-  Истерическими воплями 0 «красной опас- М. МИТИН, Н. ПОГОДИН; А. ТВАРДОВСКИИ. :

a Адрес редакции и издательства: ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва,  Литгазета), Телефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы: литературы н искусства — К 4-76-02 внутренней жизн — 3. -3F
межлуваролной жизни — К 4-64-61, науки и техники и отдел. писем — К 4-60-09” информации — К 3-19-30 изпательство — K 4.98.62 , р и — К 3-37-34,

Б— 01791.
		Типография имени И. М. Скворцова:Степанова, Москва, Пушкинская площадь,