Ванла ВАСИЛЕВСК
	бодном волеиз’явлении, мешками золота под-
купали слабых и продажных, поднимали
с постелей умирающих, пользовались услу-
тами агенгов в рясах. Сообщение итальян-
ского миниетра внутренних дел о том, что
порядок во время выборов охраняют 400
тысяч соллат и полицейских, достаточно
врасноречиво говорит о том, как происхо-
дили выборы в Италии. Демократия среди
скрежета танков, патрулирующих по ули-
цам, свободное волеиз’явление под тенью
атомной бомбы, честность, бряцающая ино»
странным золотом, — вот методы инкви-
зиторов, стремящихся сжечь на костре BCE,
что движется вперед.

Свыше восьми миллионов толосовавитих,
однако, не испугались бомб, танков и во-
оруженной полиции, не позволили соблаз-
нить себя блеском долларов. Эти восемь
миллионов —— люди действия, люди твер-
дых убеждений, люди будущего.

Нужно сказать, что после многих лет
власти Муссолини, когда погибли в борьбе
лучшие, когда в людях вытравляли малей-
шие поползновения к протесту, когда Ита-
лия утопала в крови рабочих, после тяж-
ких перипетий войны итальянский народ
перед лицом предвыборного террора и на-
жима достаточно ясно высказал свою волю
	и свои взгляды. Итальянский народ также
	идет вперед, и его не задушит ни отече-
ственное, ни иностранное насилие, ибо его
вера и его стремления соответствуют за-
вонам жизни, законам вселенной, которая
движется, движется вперед. «Это только
доказывает, что уроки жизни не проходят
даром. Значит, земля не только вертится,
но можно сказать, что она не зря вертитея
и что она имеет свой путь вперед, к сво-
ему лучшему будущему» — пусть вду-
мается мировая реакция в эти прекрасные
слова товарища Молотова.

Вазалось бы, что камнания, столько лет
проводящаяся за океаном, все разрастаясь,
вытравит там из человека все, что мы
привыкли называть именем человечности.

Вогда мы перелистываем книжки, кото-
рыми питает Америка свою молодежь, ког-
да мы смотрим фильмы, на которых эта
молодежь воспитывается, когда мы прогля-
дываем газеты, которые ей дают читать, —
нас невольно охватывает страх: что может
выйти из такой молодежи?

Но когда профессора Паркер» из Эванс-
вилльского колледжа в штале Индиана ли-
шили профессуры за то, что он председа-
тельствовал на митинге поддержки Уолле-
са, — в защиту Паркера демонстрировало
800 студентов колледжа.

При дополнительных выборах в палату
предетавителей от 24-го округа Нью-Йор-
ка представитель американской рабочей
партии без труда победил кандидатов де-
мократической, республиканской и либе-
ральной партий. В комитетах поддержки
Уоллеса совместно работают рабочий и ин-
	теллигент: в стране, гле линчуют негров,
	где существует отдельный трамваи для чер-
ных, сторонники Уоллеса заседают в од-
ном комитете с негром.

Мир банкирских улиц, мир богатства,
привилегированных семей,  линчевания
негров, бульварной прессы и безнаказан-
ных гангетеров поколеблен. Его подкапы-
вает, взрывает, против него выступает
свободный человек, который не признает.
власти золота, не признает расовых пред-
рассудков, не пылает жаждой войны и
не считает  советокого колхозника или
советского ученого своим врагом.
	заковать в цепи, чтобы превратить в сво-
их слуг и рабов народы.

Китайский народ борется. Китайский на-
рот идет вперед. Китайскай народ побеждает.

Ибо земля движется, и перед ней один
путь — вперед, в лучшему будущему, в
истине, свободе. :

Сейчас много говорится 0 железном за-
навесе. 0 железном занавесе, которым мы,
якобы, отгородились от остального мира.

Этот железный занавес существует лишь
в горячечной фантазии джецов и поджи-
гателей войны.

В длействительноети есть, уже долгие
годы реально существует иной железный
занавес, занавес, выкованный из клеветы
и лжи. Лолгие годы резкционеры пытались
опустить его между нами и трудящимися
мира. Десятилетиями они тщательно пре-
греждали этим занавесом все пути, пы-
таясь не допустить до слуха трудящихоя
мира ни одной вести о том, что у нас
делается. Оки хотели, чтобы в ним не до-
носплось эхо © полей, где работают кол-
хозники, стук машин с советских заводов,
веселый шум из школьных зал, где учится
наша молодежь, и радостный смех из дет-
ских садов, где играют наши дети.

Линкой черной струей лилась pera
лжи, — в книгах, газетах, на собраниях,
в тбатрах и кино отравляли души трудя-
щихся. Инквизиторы публично обвиняли
нас во всех преступлениях, но в глубине
души ненавидели нае лишь за одно: за то,
что мы доказали, что земля вертится, что
мир идет вперед, что перед человечеством
лежит не глухой тупик, а прекрасная,
широкая дорога ввысь, по которой мы
идем уже тридцать лет.

Этот железный занавес не выдержал
ударов истории. Его еорвал солдат Совет-
екой Армии. Через границы, переставшие
существовать, он, советский солдат, понес
в мир свидетельство о великой правде. Он
понес весть об отечестве трудящегося че-
ловека, о стране социализма. Он показал
миру мужество советского человека, его
прекрасную душу, его великий ум, его без-
граничную верность и преданность, его
	бескорыстие, самоотверженность, уважение
к людям и народам.

И до глубины души ужаенулея суд чер-
пых инкризиторов. Ужаснулея больше, чем
тогда, в 1917 голу, когда он еще обманы-
вал себя надеждами, что Советский (Союз
не выдержит, не устоит, рухнет.

Все эти расчеты были зачеркнуты. Гит-
леризм пал, побежденный рукой, сердцем
п мозгом советского человека. Советский
Союз вышел из войны победителем, осво-
бодителем народов. Он вышел из войны
сильный и сплоченный, и не успели еще
‘оттреметь орудия, как снова взялся за ра-
боту, за строительство, победным маршем
двинулея вперед по пути в коммунизму.

И тут все темные силы мира снова при-
нялись усердно чинить разорванный занз-
вес. Снова полились потоки лжи, вепых-
нуля огни ненависти.

Ибо стражам окостеневших форм, .KpPe-
пам умерших верований трудно, невозмож-
но примириться е тем, что в одной ше-
стой части мира трудящийся человек жи-
вет свободным, что там правит народ и че-
ловечеекая жизнь движется вперед мощно,
неулепжимо. .

Сейчас роль темных сил, их положение
труднее, чем когда бы то ни было. И
именно потому. что существует эта шестая
часть мила. Ибо мир неудержимо идет вие-
pel по пути прогресса.

Они протягивали хинные лапы & стра-
нам новой демократии. Они во что бы то
ни стало хотели спасти землю для поль-
ских помещиков, шахты — для румынских
миллионеров, заводы =— для капиталистов
Чехословакии.

Не вышло. Не могло выйти. Ибо мир
неттержимо идет вперед.

Итальянскому народу бросали бревна под
ноги. С лицемерными воплями о демокра-
тии угрожали атомными бомбами городам,
которые отладут большинство голосов ком-
мунистам. С криком о демократии и сво-
	Когда-то, века назад, одинокий человек
стоял перед судьями, и пламя костра ин-
квизиции отражалось в его глазах, —коет-
ра, готового поглотить ето. Черные
рясы судей впитали весь мрак средневе-
ковья, и фанатизм мракобесия искривил их
лица. Они знали, — и это было окаменев-
шее, косное знание сотен и тысяч лет,—
что земля неподвижно покоится в про-
странстве. Из мчащегося по звездным пу-
	тям, враша

юшегося шара они раз навсегда
	сделали застывигую в евоеи неподвижности
плоскость, и это был их священнейший
символ. веры.

Отинокий человек в дерзании своего ис-
пытующего разума осмелился утверждать,
что земля не является неподвижным кам-
нем. Вэпреки телетым фолиантам средне-
	вевзвых мудрецов, вопреки автораятеоту
библии, наперекор горящему костру, оди-
нокий человек, Галилео Галилей, еще раз
швырнул в лицо судьям евой символ веры:

— Й все-таки она вертится!..

Погасли костры инквизиции. Покрылясь
пылью ученые книги средневековья. А‘сло-
ва Галилея, познавшего истину, сохранили
вею св0ю еплу правды, и сейчас любой
ребенов на земном шаре знает, что этот
шар движется, плывет в пространетве
крохотная частица гигантекой вселенной.

Сейчае, когла до нас доносится беспо-
рядочный хор обезумевших от ненависти
голосов, невольно вспоминаются этот суд,
это окоетеневшее упорство и тщетные уеи-
лия умирающего мира противопоставить
истине и движению вперед ложь и окамене-
лесть изживших себя верований и форм.

Земля движется. Й человек на этой зем-
ле идет вперёд. И жизнь на земле идет
вперед, к новым свободным дням мира. —

‚Одиннадизть лет назад захлебнулея В
крови мужественный испанский народ. Си-
лой оружия реакции всего мира, силой
золота реакции всего мира было задущено
право на жизнь и свободу на Пиреней-
ском полуострове. И с торжествующим
воем было об’явлено, что в Испании во-
царился «порядок».

Отлиннадцать лет прошло е тех пор, но
	не покорен испанский народ! Но сей день
тремят выстрелы в горах Астурии. В те-
чение одиннадцати лет не удалось ни рас-
стрелами, ни каменными плитами тюрем
заглушить голое испанского революционе-
ра. В лесах и недоступных ярах екрывает-
ся все эти годы испанский партизан, зная,
что его час придет. Ибо земля движется,
ибо мир идет вперед. ‘

Вот уже два года сыплются на Грецию
бомбы с самолетов, принадлежащих ино-
странным правительствам. Офицера грече-
ской реакции  инструктирует  амери-
канский офицер. В Грецию плывет з0-
лото и оружие из-за дальних морей. Вой-
сками греческих монархо-фашистов коман-
дует заграничный, заморский командир.

На маленькую горную страну обруши-
лись мировые державы. Волоесы вБиили на
борьбу с маленькой страной. Казалось, в
несколько дней они поставят на колени
греческий народ.

Носвот, два года спустя, три четверти
территории Греции находится под контро-
лем греческих патриотов, солдат свободы.
Сильнее долларов и фунтов, сильнее аме-
риканеких самолетов и разнообразной тех-
ники уничтожения оказалось стремление к
свободе, несокрушимая воля итти вперед,
& счастью человечества.

Больше. двадцати лет продолжается борь-
ба в Китае. Когда китайский бедняк, раб-
кули, угнетаемый отечественными и ино-
земными эксплоататорами, пожелал жить
человеческой жизнью, ему об’явили смер-
тельную борьбу отечественные и чужезем-
ные собственники. Они хотели, чтобы в
«желтом государстве» все было попрежно-
му — так, как тянулось тысячелетиями.

Однако воли и стремлений китайского
народа не сломили ни каста отечествен-
ных угнетателей, ни заморские господа,
спокойно наблюдающие, как гибнут от ни-
шеты люди в их родных странах, и нико-
гла не жалеющие золота и оружия, чтобы.
	Нлават худ; В, КОРЕЦКОГО.
	днепровские нужно взглянуть по пути.
в Киеве густо сажать Дёревца,
	На завод «Большевик» завернуть бы—там ждут молодца,
Ждет его с нетерпеньем родная сестра Беларусь.
Ждут его ленинградцы, — попробуй, скажи, — не ABMOCD!
Для него лесорубы сплетают из’ дуба .венки.

Носят имя его наилучшие в Туле станки.

Мчится в поезде он, — и гудят паровозы в ночах.
Он на домны глядит — отражается пламя в очах.

Он стоит у Кремля, под стеной поседелой, как дым.

И знамена бессмертные ветер колышет над ним,

Я прошу его в гости ко мне завернуть хоть на мяг.
Мы. обнявшись, как братья, пойлем по стране напрямик  =
	, как братья, поидем по стране напрямик р
советскую в грозах, в дерзаньях живых,
			На мосты на
На Крещатике
	PIEPB
	Андрей МАЛЫШКО
	Все румяней, все ярче небес пламенеющий край,
По колхозному полю’ идет молодой Первомай.
Загорелый, обветренный, как тракторист, чернобров,
Весь в сияющей сини, в зеленых знаменах ‘дубров.
Видишь, лента Днепра на широких трепещет плечах.
Блещут заводи Волги у юноши в ясных очах.
Мариупольской домны и домны уральской огонь
	на ладочь.
и звучат
	Светлобронзовым жаром ложится ему
Запоет, -= соловьи заливаются в лад,
Из окна комсомольского клуба напев
	Из окна комсомольского клуба напевы девчат.
И лелеет земля в глубине золотой урожай.
	— С добрым утром, товарищ! Как имя
— Первомай!
	Он садится на трактор, и в землю врезается плуг,
И по струнке идет, так, что поле дымится вокруг.
Звеньевые довольны; — Взгляните, каков молодец!
Работяга, красавец, должно быть отважный боец!
_А ему — по земле бесконечной далеко итти.
	твое? я прошу его
Мы, обнявши

on Видеть землю
	mmm ААА ААВ АААЗААВЕРАДАТ ААА ==
	Слушать, пение нтиц, голоса. молодых звеньевых.
	Слову дружбы
	внимать, и беречь, и растить урожай,
	И Отчизну любить -— свой бессмертный; сияющий край.
Перевела с украинского В: ПОТАПОВА,
	парнишка в закопченной спецовке, видимь,
из демобилизованных: из-под его спецовки
видна была такая же замасленная гимиа-
стерка. Ему стало стыдно, и он 106
внутрь молотилки, гремя гаечным ключом.

Этом случайно услышанный разговор
глубоко запал в мою память. Он снова
возник уже совсем недавно, когда, будучи
в Ленинграде, я услышал, как, партийный
работник, советуя ‘писателям поехать HA
один из ленинградских заводов, говорил:

— Вы понимаете, что значит сейчас
социалистическое соревнование? Стаханов-
цы этого завода отвечают. перед Днепро-
строем, и оттого, что они знают, для ком
работалт, они особенно ответственно отно-
сятся к каждому агрегату.

ila, этоуже новое качество социзлисти-
	ческого соревнования, выражение RKONMY-
нистического сознания, и опять-таки 080
выпастает в трухе.

Сейчас уже каждый’ стахановец стоит
на государетвенной вышке. Он хозяин He
только своего станка или цеха, он-——хозяин
государства. Веего’ государства! Вот какой
путь. прошло социалистическое соревня-
ние, как’ изменилось сознание советского
человека, работника,   трудолюба.

Ham взор, наше сознание всегда обраще-
ны вперед. Мы вое в одном ряду—раб0з
‘тие, крестьяне, интеллигенты — коммуци-
 сты п боспартийные приоткрываем завесу
в завтрашний день. Мы видим этот день,
он будет прекрасен м полнокровен. День
коммунизма, подготовляемый ежедневным
нашим трудом, подвигом!’ советекого народа.
	Анатолий СОФРОНОВ Хо SAUL зосударства
	В нынешние предмайские дни мне вспо-
минается далекая весна. Донская степь
еше в сизом мареве. На окраине города Ро-
стова, за рощами, окаймляющими рабочие
поселки, появились люди с теодолитами,
в степи были разбиты брезентовые палат-
ки и деревянные, сколоченные из соенз-
вых досок, мастерские. Загрохотали экска-
ваторы. Появились первые  котлованы,
первые стены. Пришли бетонщики, земле-
копы, каменшики, Слесари, котельщики.
Строился Ростовский завод сельскохозяйст-
венных машин.

Поколение; не успевшее пройти школу
гражданской войны, здесь, на лесах пер-
вой пятилетки, проходило свои «универей-
теты», получало общее, политическое и
гуманитарное образование.

Уже в весну тридцатого года, когда пол
крыши нескольких цехов были привезены
станки, ударные бригады. на’ строительстве
Ростсельмаша отмечали к майским дням
	Что нам принесло социалистическое со-
ревнование, ударничество, как тогда гово-
	Мы. восемналцатилетние и двадцатилет-
	ние юнцы, почувствовали на себе ответ-
ственносеть не только за конкоетно пору-
	ченное дело, но и за весь завод, за каж-
дый его участок. Монтируя цехи, мы,
может, тогда и недостаточно четко прех-
ставляля значение своего пеха в общем
	Это испытали тысячи моих CBEPCTHA-—
Ков — поколение,  сформировавшееся В
тридцатые годы.

С тех пор прошзю’ восемнадцать лет. За-
вод Ростоеельмаш дал нашей стране десяг-
ки тысяч комбайнов, сноповязалок, пау-
гов, сеялок. Немцы за короткий срок оЕку-
пацни разрушили завод.

Сейчае  Ростсельмаи почти полностью
восстановлен. Не так давно мне пришлозь
быть в том самом цехе, в котором я рабо-
тал в трилцатые годы. Он был восетанов-
лен заново, но так течно, что заметить
перемену было почти’ невозможно. Я
встретил старых друзей по комсомольсвим
годам. Вдоль огромного цеха медленно дви-
галея конвейер, на котором стояли еще
не окрашенные комбайны, .Я подошел к
комбайну. Мне хотелоеь посмотреть, так ли
H Ha TOM ли самом месте стоит вал бара-
бана, который я некогда фрезеровал, сме-
нив профессию слесаря на фрезеровщикя.
Вал стоял на том же месте. Но около ком-
байна я услышал разговор, который при-
влек мое внимание. Разговаривали двое
сборщиков. Я прислушался. Старший вы-
товаривал младшему.

— Разве так затягивалт... Этак все к
черту полетит... Да нет, ты посмотри, ты
не отворачивайся, — сборитик тянет сво-
‚его собеседника куда-то внутрь машины. —
Придет на Алтай, да вдруг герою какому
попадет @воя работа, а герой скажет:
	строю промышленности, но это был наш  «Эх, ростеельмашевцы, таботнички». Мы
	перед Алтаем отвечаем, понимаешь?
	— Да, понимаю,—отвечал ему молодой
	цех. . мы уже чувствовали себя в нем хэ-
	‘зяевами!
	Vial g УМУ VV ee NEU r C BOW первую годовщину.
В первый лень мая. день, 80718 толя Ш зн тона ат
	щиеся всего мира отмечают свой праздник,
свободный человек становится против тем-
ных сил, поджигающих  инквизиторские
костры, и громким” голосом говорит:

` — Мир не пребывает в неподвижности.
Мир идет вперед. Вперед, ввыеь, к свободе,
к счастью. Сквозь бои и труды, сквозь му-
ки и усилия идет свободный, борющийся
за свободу человек. И дойдет. Ибо таков
высший закон жизни, закон вселенной, за-
кон истории, которая, как река, течет в
одном направлении.
	ЕВЕ НЕЕОЕЕНЕЙ SULSRSSESA CARER вис о заново ЕО ия ЕСН ВИ ВЕ ЕВЕ БОВЕ ОВЕН НО Ви вони винчи овниние ЯНВ ЕЕ НИИ Я Не ЯМ ИВ НИИ ОНИ ЕВЕ ИЕ ИЕ ЕЕ ВИНО Е КОИ ВЕСИ ВЕ ВЕ БИ ВНЕ Бен Бы ми им ива ими меча ции
	Юрий НАГИБИН
	мог бы ты, простой рабочий, стать инжене-
ром? Стать начальником?

В ответ я ‘рассказал ей о  Семиволосе,
Ильине, Кривоносе: ‘и других простых 60
ветеких людях, достигших больших высот.

— Я их не знаю,—вздохнула мать.—“
Ho я верю tebe. Я верю, что и мой
Христо станет большим человеком, Tut
много сделал для нас, пусть бог дарует
тебе счастье. И сохрани хоть маленькую
память о матери, Которая тебя  благо-
словляет.   ‘

— 9то счастье в моих руках, мать —
ответил я. — Свободные люди — хозяева
своего счастья.

Борискин на сскунлу замолк.
	—Й Дальше вы сами знаете, что было.
Я вернулся на родину, и очень скоро
учитель превратилея в ученика. А сейчае
начало сбываться то, о чем мы говорили
с Ватериной  Стойчевой: И мне хочется
написать ой... — Борискин улыбнулся.
Вонечно, не для тото, чтобы похвастать
мол, вон куда шагнул... нет! Но Ведь они
видят в нашей судьбе свою судьбу: что
достигнуто нами ‘сегодня, будет завтра
достигнуто ими. У нае никого не удивляет,
когда простой деревенский парень стано-
BUTCH инженером, директором, но для
Катерины” Стойчевой в этом-— залог боль-
шой ‘судьбы её ‘сына. Вы даже не пред-
ставляете, как внимательно и любовно
следят они за нашей, жизнью. Недавно
пришло письмо ог одной болгарской
девушки: «Наша мечта егда отидем на
специализация в` СССР» — это голое всей
болгарской молодежи. Замечательные ребя-
та. У них наша хватка. Сейчас они строят
город Димитровград вроде нашего Сталино-
горека, где будет химкомбинат, и электро-
станция, и болышие светлые дома для
горняков, школы, клубы. Ну, прямо, как
наш Сталиногорск, — повторил Борискин
и даже поглядел в ту ‘сторону, где элек-
трическое зарево озаряло небо.
	Беегда, встречая Первомай, мы были
сердцем с нашими друзьями за рубежом.
Теперь наша дружба подкреплена новыми
великими делами. Наши люди горды тем,

что они несут трудящимся освобожденных
	стран опыт своего труда, опыт борьбы 38
большое человеческое счастье.
	Софию вылетела делегация  советеких
горняков.
№ этому времени шахтеры Болгарии
	уже добились первых крупных успехов.
Молодой Александр Стоилков поднял зна-
мя уларничества, выдав за смену на-гора
две нормы. Г

Ею примеру последовало множество
молодых шахтеров Церника. Но их скром-
ные достижения все же не решали исхода
борьбы за уголь.

Когда Бориекин и его товарищи впер-
вые спустились в шахту, они были не-
приятно поражены. Под землей советских
мастеров ожидала картина, знакомая им
лишь по рассказам старых шахтеров. В
лавах и забоях не было ни врубовых
машин, ни даже отбойных молотков, ни,
электросверл. Вся работа велась вручную,
шпуры делались буравом, похожим на

штопор, оббивалея уголь простым обуш-
KON. :

— Хочется снять шапку перед Стоил-
ковым и другими ребятами, — сказал
донецкий горняк Панасенко, когда совет-
ские шахтеры поднялись наверх. — В
таких условиях — и две’ нормы!

После этого осмотра Борискин едва мог
дождаться того дня, когда, обрядившиеь в
шахтерскую одежду, он спустился в шах-
ту уже не наблюдателем, а тружеником.
Очень хотелось помочь болгарским ребя-
там, чей труд был настоящим подвигом.
Он ‘вооружилея простым обушком: надо
было показать болгарским шахтерам, как
можно работать и при наличной технике.

Шахтеры Перника в этот день спорили
между с000й, стараясь угадать, Го
сумеет сделать в болгарской шахте рус-
ский шахтер.

— Вы увидите, он даст пятьеот про-
центов!

— Эй, куда хватил, Христо! Ну, две-
сти-триста, куда ни шло, но пятьсот!

Когда смена кончилась и на доске’ по-
казателей появилась пифра, ошеломившая
всех: 1500 нроцентов, пятнадцать лнев-
	ных норм, — Борискина встретили ова-
цией. Шахтеры аплодировали, тянулись в
нему, чтобы пошупать его мускулы:
	иные, видевшие его только по портрету,
удивлялись, что он не гигант, а человек
обычного сложения и силы. КБориекин,
	смущенно улыбаясь и дуя на ладони, как   бригада © бригадой, шахта ес шахтой.
	бы оправлываяеь, говорил:
	Вжедневно газеты оповещали болгарский
народ 0 новых достижениях шахтеров
Перника, работающих по методу Леонтия
Борискина. Помещая очередную корреспон-
денцию, газета «Рудничар» насмешливо
спрашивала: «Господин Никола Петков!..
На какво се надявате още?7?» На что
еще надеетесь? Так стахановское движе-
ние становилось оружием общественной п
политической борьбы — демократической
Болгарии против внутренних врагов.

Незадолго перед от’ёздом на родину
Борискин выступил на митинге в летнем
саду Перника. Он говорил о жизни трудя-
щихся советской страны, о творческом
пачале, сопутствующем их труду, о пра-
вах и обязанностях советских граждан.
Борискин стоял на возвышении, а перед
ним колыхалось море черных, как уголь,
толов. Тысячи глаз с любовью были
устремлены на молодого шахтера. Bech
Перник слушал рассказ о стране, чье имя
однозвучно 60 словом свобода.

— Вода я сошел с трибуны и стоял
под деревом в толие болгар, пожимая им
всем руки, ко мне подошла старая жен-
шина.

— Катерина Отойчева, = назвала она
себя, глядя мне в лицо.—Мой муж погиб
пятнадцать лет назад при обвале шахты,
мой старший сын расстрелян немцами,
второй погиб в партизанах, последнему
моему сынву Христо пятнаднать лет, он
теперь сдинственный у меня, Я, как обле-
тевшее дерево, на котором уцелел один
только лист. Я хочу, чтоб ты повторил
мне, матери, то, что ты говорил  воему
народу.

Я понял, что жизнь сделала ве недо-
верчивой. Я повторил ей то, что говорил
0 праве наших людей на труд и образова-
	HAC, O путях, открытых моим  соотече-
ственникам.
Она слушала внимательно, наклонив
	голову и чуть шевеля губами,

— У меня остался только один сын,—
произнесла она, когда я замолк.—Я хочу,
чтоб ему досталось в жизни все хорошее,
чего не имели его отец ‘и братья, Я хочу
ему болыной судьбы, большого счастья.
Вот ты хорошо рубишь уголь, тебе служат
не только руки, но и толова. А скажи.
	В предмайскую ночь
	В Донском  каменноугольном  тресте
только что  состоялея торжественный
выпуск школы горных мастеров.

Молодые стахановцы-забойщики подошли
вплотную к овладению инженерской про-
фессией. После шестимесяйной — учебы
они возвращаются в забои и лавы хозяе-
вами целых участков. Старосту учебной
труппы Феонтия Борискина выдвигают
даже на должность начальника шахты.

Леонтий Борискин — один из самых
прославленных — людей Подмосковного
угольного бассейна, зачинатель  много-
забойного метода.

Ночными улицами шахтерского поселка
мы идем с Борискиным к его дому, етоя-
щему близ околицы. Он молчит, и мне.
понятно это молчание человека, перед ко-
торым только что открылся мир новых,
больших возможностей.

Туна вышла из-за  терриконника,
высветив зеленоватым серебром его кону-
сообразную верлтину.

Слева, где виднеются по-ночному груз-
ные массивы домов и заводов Сталино-
торска, недвижно висит в воздухе огром-
ное облако света. Это Сталиногорская
ГРЭС световой шапкой покрывает инду-
етриальный центр, созданный  пятилет-
‚ вами.

Мы подходим 5 дому и садимся на
перила террасы. 3a ставнями дома —
темень и сон. Из-под навеса в глубине
двора матово отражают свет луны фары
«москвича». Тихонько погромыхивает цепью
молодая овчарка.

— Да, — говорит Борискин, видимо,
отвечая на свою мысль. — Теперь я
должен написать Катерине Стойчевой...—
й на мой молчаливый вопросе он пояс-
няет: — Это старая болгарская женщи-
Ha...
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 a № 35
	Он снова замолкает, и я не прерываю
молчания. Я стал для него уже не слу-
чайным газетным корреспондентом, а тем
ночным снутником, которому человек ©
переполненным сердцем может отерыться,
как близкому друту.

И, действительно, Борискин  заговари-
вает: -

— Вы знаете, что год назад я был в:
Болгарии?

— Доводилось читать об этом B ra-
зетах..

Я BURY, как в темноте сверкнула его
улыбка.

— В такой день, как сегодняшний,
хочется говорить и думать о хорошем, а
это было хорошее дело в моей жизни.

И он рассказывает мне историю своей
дружбы с болгарскими шахтерами.

В тридцати километрах от Софии, в до-
лине, окруженной курчавыми горами,
лежит старинный болгарский городок
Перник; Когда глядишь на долину Перника
с самолета, ова представляется шахматной
доской с зелеными и черными квадрата-
ми — между островками зелени чернеют
устья шахт и обнажения неглубоко зале-
гающих угольных пластов. Свыше шести-
десяти лет велась здесь добыча каменно-
го угля. Из года в годе окрестных
холмов и близлежащих селений по утрен-
нему часу тянулись к шахтам толпы
угрюмых людей в залатанных костюмах
домотканного полотна, в резиновых ичигах,
через нлече — сумка е провизией,

Владельцы шахт не были заинтересо-
ваны ни в новой технике, ни в создании
человеческих условий труда. Угля в Перни-
	ке было много, рабочая сила стоила
гроши.

В освобожденной Болгаряи угольная
	промышленность была национализирована,
человек с обушком в жилистых руках стал
хозяином недр своей земли.

Год тому назад по приглашению болгар-
ского правительства и профсоюзов в
	— Отвык от обушка... вот руки содрал.

Можно п больше дать... =— но его уже
подхватили на руки и понесли к само-
дельной трибуне.
° Борискин понял: болгары ждут, чтобы
он им рассказал 0 том, что же такое
стахановское движение. Теперь они уже
сами ощущали внутренний смысл того,
что значит быть стахановцем.

Борискин говорил o разделении труда
шахтеров, о том, что в Советском Союзе
забойщик только рубает уголь, a пробу-
равку шпуров и подпалку пласта произ-
водят другие рабочие. Он говорил о том,
что. подготовку ‘рабочего места в совет-
CRUX шахтах делает одна смена для дру-
гой-—забойшик, придя в забой, начинает
рубать уголь, не теряя ни одной лишней
минуты. Затем он ознакомил шахтеров ¢
многозабойным методом, позволяющим за-
бойщику максимально использовать свою
рабочую смену.

Это была первая лекция из многих,
что Борискин прочитал в. Пернике. Опыт
советского шахтера начал быстро pacupo-
страняться. Болгарская печать, в частно-
сти, орган горняков «Рудничар». посвяти-
ла несколько статей его методу. чтобы и
шахтеры отдаленных рудников могли
использовать опыт советского человека.
Борискин рубал уголь бок о бок с болга-
рами, он показывал им, как работать
развернутым фронтом в лаве, как органи-
зовать смену, как, простукивая толь,
определить строение пласта, чтобы легче
было брать.
	Нерник превратился в школу стаханов-
ского труда.

Советские шахтеры пробыли в Волга-
рии около двух месяцев и видели первые
плоды, которые принес их ?руд. Молодые
болгары Дмитрий Стойнов, Сима  Димит-
ров, Александр Русанов. В шахте «Попов
дол» стали выполнять нормы на 1150—
1300 процентов, торняки Велихов и
Христов приблизились к 2000 процентов,
а Любен Стаменов и Петр Адонов достиг-
ли двадцати г ‘норм за смену. По все-
	wy [leo эстранилось соревнова-
ние зновалея с забойщиком.