Семен КИРСАНОВ
Весенние стихи
	в пруд лучей,

в свет и тень
Первый лист.
Первый гром.
Первый ливень.
	Только что
дул февраль
в спину марта,
но узнав
разворот
птичьих стай, —
на флагшток
взвил апрель
флаг заката
и запел
У ворот
Первомай,
Острый плуг
провернул
чернозем.
А земля
и сыра,
  и. просторна.
} Слышишь, друг,
  долгий гул?
	  Это гром
сотрясает
  отборные
  зерна,

Борозла
	в мироздавье
  длиною, —
семена
в глубь земли
принимай!
Нарастай,
щебетанье
лесное,
обнимай
  нашу жизнь,
  Первомай!

Оглянись:

солнце дом,

в брызгах день.
Птичий свист
горячей
и счастливей.

Е Окунись

в пруд:

в свет и

Пе

р, Пе:
	Завтра — труд:
поиск рул,
варка стали.
Нефть и газ.
Жаркий кокс,
Жирный торф.
Взрыв глубин!
Хор турбин...
Магистрали —-
в сумрак тундр,
в серый Норд,
в гул ветров...
	Ud
hf
		Павло ТЫЧИНА
	зяиства награждены орденами и медалями:

Но задачи и фронт нашел движения
вперед непрерывно расширяются. То, что
вчера сделали отдельные передовики, —
сегодня надо повторить ‘на полях целых
колхозов, районов, областей. Какую захва-
тывающую перспективу использования №М0-
гучих резервов и возможностей колхознаго
строя на Украине открывают решения
ХУШ Пленума ЦЕ ЕН(б)У и поеледоваз-
шие за ними письма Совета Миниетров
УССР и ЦК ЕПСб)У, обращенные к тракто-
ристам и трактористкам, к колхозникам й
колхозницам, полеводам и животноводам,
в специалистам сельского хозяйства!

Бак велика и благородна роль сельской
интеллигенции в 60рь0е 3a дальнейшее
укрепление колхозного строя И, прежде
всего, как велика она в борьбе за высо-
кий урожай нынешнего года, за всемерное
развитие общественного животноводства, за
обилие веех сельскохозяйственных продук-
тов! Сельская интеллитенция глубоко е0-
знает свое место во веенародном походе за
урожай.

Наш святой долг — вместе со всем на-
родом боротвея за выполнение пяти-
летки в четыре года! — вот что стало
подлинным девизом, делом чести сельского
интеллигента. И каждый день показывает
нам яркие примеры воплощения этого лэ-
зунга в ЖИЗНЬ.

В селе Головковеком, Александрийского
района, Кировограденой области, учителя
и атрономы создали колхозный лекторий.

В Котовском районе, Одесской области,
сельские интеллигенты за два последних
месяца прочитали колхозникам 126 лекций.

06 огромной тяге тружеников колхозно-
го свла к знаниям, в культуре, о неизме-
римо растирившемея кругозоре наших -лю-
дей свидетельствует многочисленная ауди-
тория, с большим и напряженным внима-
нием слушавшая лекпию по вопросам фи-
лософии, прочитанную недавно кандидатом
философеких наук тов. Степаняном в кол-
х0зе «Червона Украна» села Гоголево на
Kuesmune.

А вот еще несколько примеров, словно
ярким светом озаряющих великие возмож-
ности нашей сельской интеллигенции.

Заведующий школой Долыняны, Городок-
ского района на Львовщине, Иван Тимофе-
евич Зимницкий создал сельский агиткол-
лектив в составе 20 человек. Агитаторы,
руководимые ‘тов. зЗимницким, неутомимо
работают среди колхозников и крестьян-
елиноличников, используя все формы аги-
тации и пропаганды — беседы и собра-
ния, лекции и доклады, художественную
самодеятельность и литературу. Только за
последнее время агитаторы провели десят-
ки 06сед с ‘крестьянами о преимуществах
колхозного строя, о задачах проведения ве-
сеннего сева. Передо мной лежит номер
«Львовекой правды», где напечатан «План
работы агитколлектива вела Лольыняны На’
время проведения весеннего сева». Bee

предусмотрено в этом плане: и раестанов-.
ка агитаторов, и темы бесед, и ма6сово-
политические мероприятия, и Участие
згитколлектива в вультурно-просветитель-
ной работе и, наконец, занятия и инструк-
тивные беседы в агитаторами. Этот план
замечателен своей продуманностью, Ноли-
тической целеустремленностью.

В селе Довжок, Ямпольекого района,
Винницкой области, есть клуб, которым
сейчас руководит  демобилизованный из
армии гвардии лейтенант Петр Рогожа. Са-
мое живое, деятельное участие в работе
клуба принимает сельская  интеллиген-
ция — учителя, агрономы, работники леч-
пункта. Влуб становится подлинным сре-
`доточием культурной жизни села. В агро-
техническом кружке, который посещают не
менее ста человек, читает лекции участко-
вый агроном Подлесовекой МТО тов. Кунг
нир. Хоровым кружком руководит учитель-
нина тов. Ворник. Драматический кружок,
работающий под руководством тов. Гром,
даст спектакли не только в Довжке, но п
в окрестных селах.

Насколько Елуб непременным условием
входит в жизнь и быт колхозного села,
можно видеть хотя бы на таком примере,
Колхозники  сельхозартели «Коминтерн»,
	Довбышекого района, Житомирекой обла-
сти, своими силами и средствами строят
Елуб, окончание которого они приурочили
к праздвику Первого мая.

Pocr политической активности сельских
учителей, агрономов, врачей является пря-
мым результатом руководящей и воспита-
тельной роли партии Ленина — Сталина
в отношении интеллигенции. Сельская ин-
теллитенция становится все более надеж-
HOH опорой районных и колхозных парт-
организаций в массово-политической и
культурно-просветительной работе. И пло-
ды этой работы часто волнуют нае своей
значимостью, глубоким смыелом!

В ееле Холодная Балка, Одесского райо-
на, из членов колхоза «Ударная пятилег-
ка» созлан драматический кружок. Олин из
очередных спектаклей — пьеса «Безта-
ланна». Постановшик — 70-летний кол-
хозник С. Витра. Хуложественное оформле-
ние — 75-летнего колхозника Д. Аранкс-
вича. У обоих стариков неуемная молодая
энергия. Оба горячо оббужлают постанов-
ку, волнуются, спорят, вовлекая в творче-
скую дискуссию актеров-колхозников Ка-
шенко, Беер, Михальченко и других.

Хотелось бы нам звать, найлетея ли во
всей Америке — и Северной и Южной —
хоть одно село, где наблюдалось бы такое
явление, полное глубочайшего смысла и
значения! И может ли, наконец, в какой“
либо капиталистической стране простая
крестьянка обсуждать на страницах газеты
проблемы культурной работы среди моло-
дежи, как это делает звенвевая артели им.
1 мая села Писаревки, Винницкого района,
Герой Социалистического Труда Нина Кор-
сун в газете «Внницька правда»!

Критикуя недостатки культурно-полити-
ческой работы в своем селе, Нина Ворсун
пишет: «Сельская молодежь хочет итти в
ногу с жизнью, учиться искусству земле-
делия, узнавать все новое в науке, лите-
ратуре и искусстве... Мы умеем и любим
трудиться. Но мы хотим культурно и ве-
село проводить свой досуг».

Только в условиях социалчстического
государства, коллективного хозяйства, в
условиях общественной собственности и
растущей механизации так бурно разви-
вается культура села, стираются грани
между физическим и уметвенным трудом,
исчезает противоположность между селом
и городом. С каждым днем все больше ий
больше расширяется политический и умет-
венный горизонт колхозника.

А между тем, не только села, но и го-
рода «преуспевающей» Америки коснеют
в уметвенном убожестве, политическом не-
вежеетве, в вопиющих предраесудках.

Сельские Учителя, врачи,  агрономы,
культработники несут в колхоз свои зна-
ния, опыт, культуру, помогают укреплять
колхозное хозяйство,  рационализировать
труд, добиваться своевременного вынолне-
ния государственных обязательств. .

Сельский интбллигент не может быть
равнодушным  созерцателем этой жизни,
Если в колхозе нарушается Устав сельхоз-
артели, если нет порядка в артельном хо-
зяйстве, и колхоз и колхозники, а, еле-
довательно. и советское государство терпят
убытки, — 10 учитель, врач, агроном He
могут, не должны молчать.

Еели в колхозе не соблюлаютея празяла

агротехники, нерационально организован
труд, Плохо используются машины, тягло-
вая сила, если обязательства перед. госу-
дарством выполняются е опозданием, мед-
ленно, то учитель, врач, агроном He могут,
не должны молчать.

Еели труд и опыт передовых колхозни-
ков нё распространяются широко, если в
5олхозе не соблюдают государственных
сроков, не добиваются высокого качества
работ, если некоторые колхозники нарупга-
ют трудовую дисциплину, не вырабатыва-
ют минимума трудодней, то учитель, врач,
агроном не могут, не должны молчать.

Сельский интеллигент — это не просто
культурник, это деятель большевистекой
культуры, это активный строитель новой
жизни, слово и дело которого ощущается
во всех уголках жизни современного села,

Сейчас сельская’ интеллитенция держит
серьезное испытание. Она должна 610-
ять в первых рядах борцов за высокий
урожай. В этом — ее высокая и благород-
ная миесия. — :
		лад делала студентка-северянка. Она №*
ворила об индейских резервациях, о том,
как линчуют негров, приводила пифрьь
перечисляла факты. Но в голосе ее чув»
ствовались негодование и тревога. Ей, этой
девушке, привыкшей дьпшать чистым возху*
хом советекой страны, было душно в мире
фактов и дел, о которых она говорила.

Я уже упоминал, что юноши и девушки
двадцати пяти разных наречий учатся на
одном отделении, изучают историю кульз
туры, этнографию, историю философии;
иностранные языки. Ваково советскому
эекимосскому юноше-—студенту али аспи-
ранту открыть книгу и прочитать, что
«ум взрослого эвкимоеа подобен уму трёх-
летнего американского ребенка»? А тавая
книга существует, она вышла в Америке;
напечатана на английском языке, напи-
сана американским эскимосоведом:;
	А где-то там, откуда приехали наши
студенты, идет по Узкой тропе олень, в
епине которого приторочена библиотечная
полка. Ёнигу читают в рыболовецких кол»
хозах, в пушных  факториях, в культа
базах, в тай, в новых домах, пахз
нущих смолой и стружкой. Здесь
читают книги на родном языке, кни»
ги, которые повествуют 0 человечеч
ском достоинстве. Стихи советских по-
этов, попадая сюда, становятся народной
песней. В словам Александра Твардовско+
го или Константина Симонова; переведен“
ным на Эвенкийский язык; эвенкийская
женщина в зимние вечера, когла она
сидит и шьет унты или выделывает сы-
ромятную кожу, добавляет свои слова,
не спрашивая разрешения у живущего
в Москве автора. В тайге и в тундре
существует свое авторское право. Каждый,
кто раскроет книгу, газету или журнал,
чувствует себя не только читателем, но и
соучастником, соавтором всего того чу+
десного и достойного; что описывается на
еа страницах. у
_ Тем чудесна проза ненецкого прозаика
Е. Вылки, что жизнь и фольклор слива-
ются в 6го книгах в одно целое, как
сливаются в песне слова московского рус-
ского поэта и чувства эвенкийской жен-
щины, подбирающей в этим словам свой
национальный мотив. >

До войны мне не раз довелось побывать
в художественных мастерских Института
народов Севера. В просторном светлом
помещении сидели юноши — ваятёели и
художники, резчики по коети, вчералиние
оленьи пастухи и охотники. Там я позна-
комилея с замечательным молодым мас-
тером—= художником народа манси В: Ман-
ковым, чьи панно укралнали  советокий
навильон Парижской выставки.

На картинах Панкова играло солнце и
далеко простирались дальние горы и леса.

У ленинградского писателя Ивана Ёрат-
та, много писавшего о Севере, есть рас-
сказ, который называется  «Эдравствуй,
друг». В этом расеказе изображаютея лю-
ди, на языке которых нет слова «прощай».
Расставаясь даже надолго, северяне гово-
par друг другу: «Злравствуй!». Прощаясь
с прошлым, они приветствуют будущее,
	ЛЕНИНГРАД.
	На восточном факультете Ленинградеко-
го государственного университета eCTh OT-
деление, куда осенью с’езжаются студенты
из самых далеких районов нашего Крайне-
то Сезёра—0т Ямала до Чукотки.

Во время перерыва между двумя левци-
ями здесь можне услышать, как разгова-
ривают люди двадцати пяти разных язы-
ков и наречий. На отделении учатся чук-
чи, эвкимовы, эвенки, коряки, нанайцы,
ненцы, ханты, манси и др.

У каждого студенты этого отделения
своя судьба и свой личный путь, но у
всех у них есть общая черта — их путь
и рост связан с небывалым в истории ро-
стом культуры советского Севера. Каждый
из них расскажет, как в тундре или. в
тайге была построена школа, как кочевые
люди, чтобы не расставаться 6 детьми,
ставили свои чумы поближе к школе, как
люди переходили из темных урае в свет-
лые дома, потому что нельзя расти,
учитьея, готовить уроки и читать газеты
в дымном помещений, где нет дневного
света.

В нашей обтирной этнографической и
исторической литературе еще нет книги,
которая бы в яркой, талантливой и до-
отупной широкому читателю форме pac-
сказала о том чуде, которое произошло на
нашем Севере за последние три десятиле-
тия. Статьи и книги наших этнографов
		адресованы специалистам, & историки
культуры до еих пор проходят мимо этой
темы. А ведь книга 0 небывалом росте
Бультуры народностей советского Севера
прозвучала бы и как обвинительный акт
против теоретиков бандитской «науки»
о неравенстве pac.

3a последние два десятилетия в Аме-
рике, Англии и Франции вышло немало
книг 0 первобытном мышлении и перво-
бытной культуре. Что ищут в Полинезии,
Меланезии, в Центральной Африке бур-
жуазные антропологи и историки перво-
бытной культуры? Они ищут следы отета-
лости, косности, дикости, чтобы оправдать
колонизльное рабство и подвести теорети-
ческлю базу пол разбой.
	зимою этого года Ленинградекий госу-
парственный университет устроил. боль-
щую выставку, посвященную  тридцати-
летию советской власти на Севере. › Эта
чудесная выставка рассказывает нам о
торжестве сталинской национальной по-
литики, 0 том, как строились на Севере
школы, больницы, очаги культуры, как р0-
сли колхозы, как исчезало всё старое, от-
сеталое. косное.
	Я разговаривал с молодым  советскам
ученым М. Г. Воскобойниковым, недавно
совершившим путь по тайге вместе с охот-
никами, промышлявшими белку. Вместо
прошлого он везде находил ростки буду-
mero. Вернувшись в Ленинград, он не
очень обогатил коллекции этнографическо-
го музея, но зато сам обогатилея опытом,
знанием новой жизни.

Диапазон научных интересов студентов-
северян чрезвычайво широк. Мне довелось
присутствовать на докладе о колониальной
политике империалистических стран. Док-
	АННАН НАНА
	Незадачливые политики ¢ Уолл-стрит
потрясают оружием и, чтобы замаскиро-
вать свои империалистические замыслы,
чтобы обмануть народ, пугают истосковав-
шийся по спокойной жизни мир вылуман-
ной ими «коммунистической агрессией». В
криках й воплях 0 «происках  коммуни-
стов» — животный страх перед растущей
силой демократии и социализма, перед до-
стижениями советской страны, самоотвер-
женно и успешно залечивающей раны
ВОЙНЫ, . страх перед ростом и укреплением
стран новой демократии.

Да, господа капиталисты, плохое у вас
сегодня настроение. И не надейтесь, что
оно переменится к лучшему. Экономиче-
окий кризис уже стучится в ван двери,
это во-первых. А во-вторых, нелегко, на-
верно; вам, бедным, сознавать, что мы
здесь, в Советском Союзе, гордимея и ра-
дуемея все новым и новым победам наше-
го мирного созидательного труда, радуемся
трудовой весне своей — весне всепобеж-
дающей.

’Мы радуемся, что целые области нашей
страны уже завершили сев ранних куль“
тур. Мы радуемся успехам  донбасских
врубманинистов Врутоуса и Федорчука,
Орешкина и Очепиры. Мы с неослабеваю-
щим вниманием следим за соревнованием
шахтеров-забойщиков Тюренкова и Сыро-
едова. Метод Тюренкова, являющийся но-
вой системой коллективной  стахановской
работы, горячо обсуждают горняки и уче-
ные страны.

Если говорят «дружная весна» о при-
рюде, то сейчас понятие «дружная весна»
отиоситея прежде всего в людям.

Ощущение счастья, слияние труда с
наукой, повсеместное рождение героизма
BOT отличительные черты  полнокровной
жизни нашей советокой. В то время как
в странах капитализма гибнут тысячи лю-
дей, будучи заброшенными, ‘поруганными,
забытыми,—в нашей жизни каждый тру-
дящийся имеет неограниченные возможно-
сти для выявления своих способностей,
для своего возвышения и роста.

«Здесь трудовой человек, — говорит
товарищ Сталин, — не может чувствовать
	сёбя забющшенным и одиноким. Наоборот,
	трудовой человек чувствует с60я у нас
свободным гражданином своей страны, сво-
его рода общественным деятелем. И если
он работает хорошо и дает обществу 0,
что может дать, == он герой труда, он
овеян славой».

0 том, как проложить путь к ечастью,
не один писал философ. Но ни один из них
не смог разрешить этот вопрое. Григорий
Сковорода, например, когда-то вопрошал:

Щастя, де ти живеш?
Горлищ, скажме.

Чи в полЁ ввщ пасеш?
Голуби, возвстите,
	Rak же мог голубь или горлица принести
ответ Сковороде, когда он сам утверждал,
что ‘счастье заключается только в позна-
нии самого себя!

Частная собственность в дореволюцион-
ной России оказывала, как и сейчас в ка-
питалиетических странах оказывает, оту-
пляющее воздействие на сознание крестья-
нина, делала его жизнь замкнутой, темной,
варварски эгоистичной: Невыносимо тяже-
лым и горьким был труд. крестьянина.

Совеем иной жизнью живет ныне совет-
свое  колхозное крестьянетво; ибо общест
венный труд в колхозах стал источником
зажиточноети и культурности.

Сочетать свои личные интересы с инте-
ресами всего народа, отдать свой силы
паркии Ленина — Сталина, Родине нашей,
советскому государству, —вот в чем заклю-
чается полное счастье советского человекл.

Нехай видзвонюе йлля,

Нехай доп]! спадають часи.

Нехай зволожена земля
Радянським людям родить щастя!..
  тракториста бригадир
	Обняв, як перед боем друга.
{ борозна — швметра вшир —
	Крилом ударила зшл плуга.
(Василь ШВЕПЬ).
	Многие передовые колхозники и, волхоз-
ницы советской страны удостоены высоких
правительственных наград. Только у нас
на Украине более чем 200 лучшим масте-
рам колхозных и совхозных полей при-
своено звание Героя ‹ Социалистического
Труда’ тысячи передовиков сельского х0-
		Март РАУД
	Синий зной,
наливай
крупный плод!
Расписной
небосвод
не нахмурен.
Ты — очки
надевай,
садовод,
ты — дички
прививай,
Май-Мичурин!
В добрый час,
Первомай,
праздник счастья!
Песней нас
подымай
и веди —
новизной
и весной
надышаться —

_ знаменосцем,

всегда
впереди!
	Б знаменах наш родной Баку.
		Мы знаем, сетодня будет солнце над
Баку.

Кубово-синее море. Человеческие толпы,

Улицы нашего прекрасного города 0за-
рились красными знаменами. Столица неф-
ти похожа на нарядно убранную — в
алых маках — невесту.
	ударами барабанных палочек взлетали
ленты.

`В толне, стоящей на тротуарах, раздава-
лись мерные удары в ладони: разодетые
парни ий девушки плясали национальный
воинственный танец «тайтаги». Пляшет и
другая группа. — краснощекие подрост-
ки, «ремесленники», будущие бойцы и
командиры нефтяной промышленности, бу-
дущие «морские волки» наших промыслов.
	Несколько колонн дошли до берега моря:
Легкая луга Приморского бульвара уже
нежно расцвела майскими деревьями, и на
газонах видны первые цветы, Все было
залито нежно-голубым, но очень сильным
светом южното неба, и в красных знаме-
нах отражена небесная бирюза.
	Бажется, к звукам зурны и барабанов
прислупивалиеь красавцы-корабли  Вас-
пийской военной флотилии. Пассажирские
пароходы ушли в очередной рейс, а Mop
ские военные корабли, покинув свои даль-
ние базы, вошли на рейд и бросили яко-
ря. Они стояли у самого берега, словно
валютуя городу, дающему горячую кровь
всем моторам нашей необ’ятной Родины.

...И сегодня по праздничному городу
вместе со всеми трудящимися Баку ит
и писатели, композиторы, деятели
веех родов искусства, работники высших и
средних школ Азербайджана. И в день на-
родной радости и счастья мы, писатели,
вспоминаем, что у нас еще нет большого
исторического романа о прошлом нашего
народа, что нет еще странии, где были бы
воссозданы — во всей их красоте—и это
море, и эти корабли, и многонациональный
трул на бакинеких промыслах.

Мы вспоминаем, что о расцвете Азер-
байджана страстно мечтали лучшие сыны
азербайджанского народа — Азизбеков,
Саттархан, Ханлар, Хиабани, павшие в
борьбе за счастье народа, своей кровью
окропившие пояножье нашего счастья. 0
нем мечтал и великий демократ Нишавери,
долгие голы томившийеся в мрачных за-
стезках  деспотического Тегерана. Mur o
гордостью вспоминаем имена этих героев
налиего освобождения. Мы вспоминаем сло-
ва Пишавери:

— Весна с её пленительным маем наз
ступит и для всего азербайджанокого на-
рода. Никто еще никогда не мог свернуть
в сторону хол иетории.

Первого мая 1948 года ликует в зна»
менах родной город.
	БАКУ.
	Мехти ГУСЕИН,
Мир ДЖАБАР,
Сулейман РУСТАМ
		Под звуки радостной музыки мерно ша-  осталоев только в Намяти моих ровесни-
	тают колонны тех людей, которых мы У
себя называем «нефть бехадирлари», 6o-
гатыри нефти. Это знатные люди Сталин-
ского, Ленинского,  Орлжоникидзевекого,
Азизбековского и других районов. Портре-
ты знаменитых бурильшиков, перегонщи-
ков нефти известны не только Апшерон-
	  кому полуострову, но и «второму Баку»,
	нефтяникам Доссора и Маката, собратьям
по труду далекого Сахалина.

Двадцать восемь лет, словно огонь, пы-
лают знамена над Баку. Двадцать восемь
лет праздник трудящихся всего мира с0в-
падает с праздником возрождения нашего
народа. 28 апреля в 1920 году была
установлена советская власть в Азербай-
джане, В сознании нашего народа перво-
майский праздник-— одновременно праздник
нашего освобождения.

На торжественных  бобраниях эти
праздники отмечаются вместе.

Чувство радости озаряет лица людей,
идущих в колонне Сталинского района;
этот район в былые времена назывался
Баиловеким. Еще задолго до Октября здесь
неутомимо работал молодой Сталин. Отею-
да он указал путь освобождения и счастья
нашему народу. По этим улицам, плечом
& плечу, тысячи бакинских рабочих -— во
главе се родным Сталиным —= провожали 5
последний путь пламенного революционе-
ра, рабочего-азербайджанца Ханлара. Be-
чером, в темноте, из-за утла Ханлара уби-
ли наемные палачи, посланные охранкой;
тысячи славных соратников провожали его
тело к месту вечного успокоения. Здесь же,
в Баиловеком районе, за железной решет-
кой тюрьмы провел не один день свозй
молодости великий Сталин.

Вспоминаем прошлогоднюю — перво-
майскую демонстрацию, когда мы шли в
шеренге рабочих «Азнефтьмаша» и нефтя-
ников. Здесь были люди именитые, про-
славленные своими работами и многим пе-
режитым. Шел убеленный сединами буро-
вой мастер Рамазан. Рамазан хорошо знал
Иосифа Виссарионовича. Старый мастер
шел правофланговым, его широкие плечи
сутулилиеь, но он попрежнему все так же
высок и могуч. Обращаясь в соседям, он
отрывието говорил:

—. Сыны мой! То, who A ¢Chamy вам,
	ков. Вы не знаете, как нам трудно жи-
лось, чем мы жертвовали для того, чтобы
в день Первого мая выйти на улицу под
знаменами! В 1908 году всея Россия изны-
вала под пятой царя, Веюду, как
и в Баку, была задавлена свобода.
Нредставьте еебе; на одном конце обвеян-
ного морекими ветрами, еще не проенувше-
гося города мирно дремлют старинные де-
ревянные вьиики Биби-Эйбата, а на другом
конце города тонут в палевой дымке
раннего майского утра закопченные трубы
нефтеперегонных заводов Черного города.
Й вдруг тишину оборвали мощные гудки
заводов; их подхватили другие заводы; они
пробудили железнодорожные мастерские,
пароходные верфи, промыела — отовеюду
неслись звуки, подобные набату. ,

Сталин в эти дни сидёл за решеткой. Но
он и из темницы руководил первомайской
стачкой... Мы вышли на улицы. Нас было
не менее 50 тысяч. В этот-день гудки зва-
Ли не на работу, & на протест против ра-
ботодателей, против всего капиталистиче-
ски-поменичьего строя, против петербург-
ского падишаха. В городе и вечером не за-
горелось электричество; старинная конка
стояла, лошади были выпряжены и уведе-
ны; пекари также шли под знаменами, —
в этот день мы были выты не хлебом, з
душевным восторгом и верою в будущее.

Мы направились в Балаханы. Толпы
рабочих собрались у горы Степана Pa-
Зина...

Старик рабсказывал о митинге, которо-
му сегодня исполнится ровно сорок лет. он
вспоминал и другую бавинскую первомай-
скую стачку, бывшую еще ранее — в
1906 году.

..Звуки веселой танповальной музыки
заставили старика смолкнуть, он выше
поднял знамя и откинул голову, втягивая
ноздрями соленый воздух моря. На одном
из перекрестков колонна остановилась. Из
переулка в музыкой шла другая колонна
6 разноцветными флажками в руках.

Несколько зурначей в сопровождения
одного барабанщика, чей барабан украшен
разнопветными шелковыми лентами, пред-
водительствовали этой веселой, юной,
опьяненной маем толпой. Под упругими

поибинанисные

пятилетки более. чем вчетверо превысит
довоенную.

Некогда пустынен был наш каменистый
остров Сарема, воснетый в народных ска-
заниях. ‘Теперь на нем, как и на всех
полях Эстонии, подобно волнам родной
Балтики, колышутся тучные хлеба. Они
взращены нашими совхозами,  сельекохо-
зяйственными товариществами —= трудо-
любивым эстонским крестьянством, познав=
шим радость освобожденного труда.

Осененные счастьем созидания, растут
новые люди — слава и гордость народа.
Их тысячи = простых советеких людей,
героев нашего времени. Вот хотя бы два
имени: Эльмар Аузинг, слесарь электро-
металлического завода «Арба», он за
два гола выполнил 080ю  шеслилетнюю
произволетвенную программу; Эрих Влис-
мент, монтажник  таллинского завода
«Вольта», он уже давно дает продук-
цию в счет 1952 года! Эти люди смотрят
в будущее, они опережают самое время,
He жалея сил для укрепления родины. Их

влохновенный подвиг — блистательный
образен для искусства, для нашей литера-
туры.

Весенний свет Первомая озаряет моло-
дую Советскую Эетонию B лесах  ново-
строек, в гуле строительных будней. Hl
каждый день этих будней — праздник
весны возрожденного народа, идущего в
братской семье советских республик ю
сияющим вершинам коммунизма.
Народа власть указывает нам
Дорогу к будущим счастливым дням.
Отдать Отчизне силы без остатка!
На камень камень-—возвышайся кладка!
И к солнцу мы растем, ограждены {
Неизмеримой мощью всей страны. у
Героям слава! Партии, чье знамя
Победное взвевается нал нами!

И Сталина да славятся дела! .
Вождю и другу — Сталину хвала!
ТАЛЛИН.
	лами танков. В огне и крови они топили
зетонские города и села. Но и эти орды
разбиты, развеяны могучими ударами Co-
ветской Армии. Страшны следы гитлеров-
ского нашествия, вте кое-где руины тем-
нят лицо наших городов, но все быстрее
залечиваются раны войны, и вновь тор-
жествует весна новой жизни,

Есть в эстонском эпосе чудесная сага.
В ней говорится, что будто бы каждый
год в ворота древнего Таллина стучится
хозяин озера Юлемисте и требовательно
вопрошает:

— Строится ли город?

Сегодняшний Таллин — столица Эетон-
ской Советской республики — всеми дела-
мн своих людей гордо отвечает древней
народной саге:

—ЛДа, строится!

— Да, строится! — вторит’ ему Нарва,
вторит Тарту, вторят города и села — вся
молодая республика.

Весна возрождения и расцвета царит на
ее просторах. Уже давно ожили и рабо-
тают старый таллинский завод «Вольта»,
rae когда-то был токарем Михаил Ивано-
вич Калинин, завод «Крулль», где и сей-
час хранится реликвия эстонских рабочих—
боевые знамена 1905 года, огромный тал-
линский порт — морские ворота страны.
В Нарве из хаоса руин поднялась знаме-
нитая Кренгольмекая мануфактура. Скоро
она станет самым крупным  тенетильным
‘комбинатом в Европе, — а ведь это лишь
одно из многих таких предприятий, что
возникнут в послевоенной пятидетке на
летонской ‘земле.

Весь в лесах новостроек наш сланцевый
район — будущий эстонский Донбасс.
	Подымаютея  газосланцевые заводы, про-
кладываютея новые шахты. Газопровод
Кохтла-Ярве скоро даст газ городу-
	герою Денинграду. Добыча сланца в KORY
		Широкий ветер мая несет дыхание вес-
ны. Он веет с немолчной Балтики, Он веет
с озера Юлемисте.

Памятное озеро! Это у его песчаных
берегов наймиты эстонской буржуазии пы-
тали Виктора Вингисенпа — вождя тру-
дового народа Эстонии. Они схватили его
в майские дни 1922 года и здесь злодей-
ски умертвили. Они воровеки зарыли тело
борца в открытом песчаном поле.

Й будто сверитилось чудо: изо дня в
день, из ночи в ночь на беоплодном песке
могилы появлялись новые и новые живые
пветы. Это народ приносил их. Тогда,
чтобы не дать народу чтить память его
вождя, убийцы выкопали прах Вингисеппа,
вывезли на лодке воткрытое море и сбро-
сили в воду.

Но они бессильны были убить револю-
ционную мысль в эстонском народе, волю
его к борьбе.

Перед расстрелом в песках Юлемисте,
в последнюю минуту, Кивгисепи крикнул
в лицо палачам:

— Ла здравствует Эстонская Советская
республика! а

Народ принял этот клич, как doenoe
завещание своего знаменоеца, и продол-
жал мужественную борьбу. Восемь лет на-
зал, при братекой помоши великого рус-
ского народа, он сбросил власть буржуа-
зии, и Эстония стала советской. Ветер
весны человечества —= животворящий ве-
	тер свободы и счастья — овеял эетон-
скую землю.
„Черные  гитлеровокие орды пытались
	растоптать это счастье, раздавить гусеви=
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 35 п» 3