Братская помощь
Урала Казахстану
	АЛМА-АТА. (Наш корр.). На-днях в Ка-
захстан из Свердловска приехала группа
инженеров Уралмашзавода. В беседес кор-
респондентом «Литературной газеты» руко-
водитель делегации инженер А. Волков
сказал:

— Мы приехали в Казахстан, чтобы ока-
зать братскую помощь колхозам Кустанай-
ской области. По поручению коллектива
нашего завода,  обязавшегося построить
в Кустанайской области 15 электростан-
ций, мы. должны составить проекты, . чер-
тежи и провести монтаж сооружений, Но-
вые электростанции дадут ток 9 МТС и
многим колхозам и совхозам. Восемь. элек-
тростанций вступят в строй ‘уже к 31-й то-
довшине Великой Октябрьской революции.

По пятилетнему плану в Казахской рес-
публике намечено строительство 3.130
электростанций, разрешающих ‘проблему
электрификации трех тысяч колхозов, всех
МТС и совхозов. 400 электростанций будут
построены в 1948 году.

В Казахстане широко развертывается
всенародное движение за электрификацню.
сельского. хозяйства. Местные. предприя-
тия, по примеру уральцев, берут шефство
над строительством . колхозных электро»
станций, мобилизуют все внутренние’ ре-
сурсы, изыскивают оборудование и мате-
риалы. _
	eee Se
	ПОСЛЕДНИЕ РЕЛЬСЫ
НОВОЙ ДОРОГИ
	ИССЫК-КУЛЬ. (Наш корр.). Уложены

последние рельсы новой железной дороги,
соединяющей станцию Быстровку в центре
Киргизии с поселком Рыбачье” на` побере-
жье озера Иссык-Куль. На 48-километро-
вом’ участке от станции Быстровка до
станции Кокмойнак уже ходят поезда.
‚ Строителям дороги пришлось. преодолеть
огромные трудности. Больше половины
трассы проложена через горные ущелья,
где раньше не мог пройти лаже пешеход,
Все земляные работы выполнили колхозни-
ки республики. Деятельное участие в ‘стро-
ительстве приняли комсомольцы ‘Фрунзен-
ской. — Тань-Шаньской и Иссык-Кульской
областей.

Дорога’ ВБыстровка—Рыбачье. будет спо-
собствовать еще большему хозяйственному
в культурному расцвету республики. Она
откроет. широкий. лоступ к богатствам
нелр Тянь-Шаня и озера Иссык-Куль. В
‘конечном пункте дороги — поселке Ры-
бачьем—ужеё строится большой мясокомби-
нат. Скоро от озера к столице Киргизии —
Фрунзе двинутся по новой трассе эшелоны
	’с сельскохозяйственным и промышленным
	сырьем.
	Муна, относящийся к ` 1946 году, изображает
чнуюь по’случаю дня победы ` продуктовыми
«квартир нет», «стоимость железнодорожного
„пива нет», «потребление продовольствия огра-
	aa eee”

этом говорит небольшое дополнение к рисунку
Бор. ЕФИМОВЫМ.
	дню победы, Смысл прежний, но. зато
	Рисунок ‘английского’ художника Муна,
улицу английского” города, «декорированную»
и промтоварными карточками, нлакатами: «ква
	«карточки на хлеб».
	проезда повышается», «сигарет нет>,
ничивается», «спасите уголь», «карточе
Что ео за два года? 96
	Муна, сделанное вашим художником
		ФАЛЬЫ НИВОМОНЕТЧИКИ
	>
Юрий ЖУКОВ
>:
	Осенью прошлого. года мы  шыли В
Нью-Йорк на английском лайнере «Куин
Mapu». Bech этот рейс, длящийся пять
суток, проходит по определенному, хоро-
шо продуманному ритуалу. Дирекция ком-
панни «Кюнард уайт стар» заранее,  ис-
подволь подготовляет едуших в Соединен-
ные Штаты пассажиров ко вступлению
под сень звездно-полосатого флага: выхо-
дящая` на борту нарохода газета каждое
утро возносит хвалу добрым американским
хядюшкам, ‘берущия  проштрафивигуюся
Еврону под свою опеку; в барах пассажи-
ров приучают. к американским спиртным
напиткам; во время богослужений им раз-
дают молитвенники, в которых к словам
«Боже, спаси короля» добавлена красно-
речивая сноска: «Пассажиры,  едущие в
США, должны добавлять: «И президента
Соединенных Штатов Америки»; по вече-
рам’ устраиваются игры в американском
вкусе, вроде скачек деревянных лоталок,
опять-таки с истинно американскими Н2-
званиями: «Головная боль после водки»,
«Икра», «Лемота», «Нолуночный шок. от
укола булавкой из темноты»...
	Но 0с0бенно мне зашюмнились  Идилли-
ческие вечерние киносеансы. Каждый
вечер во всех трех’ классах пассажирам
	показывалась американская  кинопродув-
ЦИЯ.

Больше всего меня заинтересовал
фильм «Это случиловь на Пятой авеню».
В нем было нечто новое, отличаю-
mee ero of той нестерпимо `слащавой
продукции американского `киноконвейера,
которая фабрикуется поточным методом и
используется для рекламы «американского
образа жизни» в очень многих углах зем-
ного шара. Даже самый наивный и непри-
хотливый зритель перестает, в конце кон-
цов, верить басням о добрых миллионерах
п богобоязненных банкирах. И вот, при-
способляясь к обстоятельствам, америван-
ская пропаганда нерестраивается.

«Это случилось на Пятой авеню» вна-
чале действительно воспринимается как
фильм на острую социальную тему — 0
скваттерах, бездомных людях, захватываю-
щих пустующие дома богачей. В этому их
вынуждают жестокий жилищный кризис в
США и высокие пены на квартиры.

Герои фильма занимают дом миллионэ-
ра, который проводит зиму на юге. По-
степенно здесь поселяются десятки люлей,
оставшихся 663. крова, ветераны войны,
рабочие, безработные; есть среди них тав-
же, архитектор, мечтающий строить бараки
для бездомных, но лишенный средетв, не-
обходимых для этого. Саваттеры проника-
ют в лом тайно. чхрез угольную яму. Онн
тщательно прячутея от поляции.

Bee как будто бы соответствует тому,
что американский зритель сплошь и ря-
дом наблюдает в жизни. Поэтому чувство
известного недоверия, е которым он 0обыч-
HO воспринимает  голливулекую  продук-
цию, постепенно ослабевает, зритель даже
проникается готовностью поверить “TOMY.
что он видит. И вот тут-то Ha pagopy-
живнегося зрителя и обрушиваетея Macca
типично голливудских сюжетных поворо-
тов, в конце концов, возвращающих его
к тем самым физьчам, от которых ов от-
плевывалея вчера и позавчера.

Е скваттерам внезапно присоединяется
бросившая школу дочь миллионера. Она
поступает продавщицей в музыкальный
магазин и влюбляется в безработного ap-
хптектора. Неожиланно в Нью-Йорк 893-
‘вращается ее отец. Встретившаяся с ним
на улице дочь уговаривает отна...  Пере-
одеться бродягой и примкнуть к скватте-
рам, чтобы убедиться, какие они хорошие
п добрые люди. Миллионер,   разумеется,
немедленно соглашается: бросает все. с308
дела, покупает старый костюм’ и влезает
в свой лом через угольную яму... Онв
	восторге от скваттеров. Дело. кончается
	нералы и продажные конгрессмены. Но, с
другой стороны, превозносится, как основ-
ной положительный герой, жестокий и
властный командир авиасоединения: He
задумываясь, он жертвует жизнями под-
чиненных ради осуществления поставлен-
ной им задачи. :

Автор очень: ловко играет на qyscraax,
еще не угасших у зрителей со времени
войны: на чувстве ненависти к гитлеров-
fav и чувстве недовольства трусливой
меллительностью высшего  американекого
командования, всячески  противившегося
открытию второго фронта.

Но в то же время исподволь, вкрадчи-
во, на первый взгляд незаметно, автор
старается внушить зрителям иден, в рас-
пространении которых’ сейчас заинтересо-
вана реакционная американская пропаган-
да. Роль Советского: Союза в войне с гит-
леровской Германией совершенно замалчи-
вается или чудовищно `преуменьшается.
Зато автор не жалеет усилий для Tord,
чтобы изобразить дело таким образом,
будто исход войны решают американские
авиационные силы — они и только они.
Вывод, подеказываемый зрителю, ясен—
нужно и сейчас создавать мощную воея-
ную авиацию. Наконец, — я уже сказал
00 этом, — автор’ непрерывно восхваляет
командира части генерала Дэнниса — же-
стакого «мясника», как аттестует его од-
HO из действующих лиц пьесы. Именно
такого рода генералы вполне устраивают
	сейчас тех, кто мечтает о новой войне.

Мулрено ли, что на следующий же день
после премьеры херетовекая газета «Дей-
ли миррор» разразилась  панегириком. по
адресу драматурга`и постановщика пьесы,
заявив, что пьеса «действует, как удар
грома». «Вее конгрессмены, сенаторы и
все американские избиратели должны по-
смотреть пьесу ‘«Команлное решение», —
вопила «Лейли миррор». — Нас бы тогда
не смогли больше захватить врасплох, и
мы бы не рисковали вновь опоздать в ре-
шающий момент...»

В том же духе выетупала вся реавни-
	онная печать,

пспользовавшая пьесу,

как
	один из удобных «художественных» аргу-
ментов в борьбе за усиление гонки воору-
жений. Й полностью права была газета
«Дейли уоркер», давшая трезвую оценку
этой пьесе; .

_ «Тема пьесы «Вомандное решение» сво-
дитея к тому, что ната страна якобы.
была бы гораздо счастливее, если бы 98a
не ‘трогала наших” генералов, давала бы
им беспрекословно все, чего. они требуют,
не залавала бы никаких вопросов и. @9-
зволила бы им действовать по своему же-
ланию. Подозрительное, мягко выража-
ясь, предложение, особенно, гели  вепом-
нить о заигрывании Макартура в. Хиро-
хито; о том, как генерал Паттон старался
обелить нацистскую партию, и о ряде дру-
гих грязных иеторий, в которых замеша-
ны наши генералы... Недопустимо. когла
в настоящее время используют талантлн-
вых деятелей театра для того, чтобы прэ-
славлять и возвеличивать поджигателей
войны в рядах военшины...»

Пьеса «Командное решение» и поста
новка этой пьесы лишний раз доказыва-
ют, как ловко действуют в нанги дни фаль-
шивомонетчики от искусства,  находя-
шиеся в услуженииту «сильных мира
сего». Тем ‘внимательнее слелует наблю-
дать за процессами, происходящими в ие-
кусстве Запала, не ‘давая обмануть сейя
эффектной словесной“ оболочкой, под. во-
торой нередко скрывается’ реакпионней-
mag ages. И тем больше следует ценить
честное творчество” тех принципиальных
мастеров’ искусства, которые, несмотря ня
на что, остаются верными правде жизни
й мужественно показывают в своих про-
изведениях ‘сегодняшнюю Америку 0ез
грима и без фальши.

тем, чте миллионер жертвует бездомным
большой участок земли, безработный ар-
хитектор строит там бараки, & дочь мил-
лионера выходит за него замуж. На этом
все кончается: зрителю показали, что
все на свете идет хорошо и что даже
бездомным неё на что жаловаться, — Нади
только найти доброго: миллионера.

Этот образчик беззастенчивой слекулл-
ции на острой социальной теме не раз
вопоминалея мне в Нью-Йорке, когда я
смотрел фильмы и. театральные постанов-
ки 1947 года. Американские фальшивомо-
нетчики от. искусства, набившие руку на
идеологических подделках, все чаше и
чалие. прибегают к самым замысловатым
ухишрениям, маскируя свои ядовитые
социальные идейки оболочкой невинности.
Эта мимикрия реакционной пропаганды 8
США представляет собой весьма любопыт-
ное явление. Сам по себе тот факт, что
голливудские фальшивых дел мастера вы-
нуждены маскироваться пол «разоблачи-
телей» социальной и политической не-
справедливости, говорит о многом. Он. под-
тверждает, что  рятовому американцу
осточертели стандартные фильмы п пьесы.
‘Зритель тянется, к реальной правде жиз-
НИ. _
Вот почему, жестоко ‘преследуя прогрес-
сивных сценаристов, драматургов, режис-
серов, американская реакция в то же вре-
мя всячески побшряет фабрикацию псев-
допрогрессивных кинокартин ий пьес.

Фальшивки бывают ‘разные — одни

грубее, другие ‘тоньше, в зависимости
от ТОГО, Насколько фальшивых  лел мастера
владеют техникой своего. ремесла. Надо
сказать, что некоторые американские
фальшивомонетчики от искусства основа-
тельно набили себе руку:
-_В последних числах сентября. прошлэго
года нас пойгласили на премьеру в театр
«Фултон» на Бродвее. Как известно, по-
нятие театра в Амервке иное, нежели у
нас, `—  «Фултон» лишь название TeaT-
рального ‘здания, которое ‘может -свять лю-
бой постановщик, еели у его достаточно
долларов. Чаше всего, однако,  «Фултон»
аренхует облюбовавший его продюссер
Блумгартен, которого до недавнего време-
ни в Нью-Йорке рекомендовали как Чело-
века, не боящегося ставить прогрессивные
пьесы, если они. приносят доход.

Ha ator раз Блумгартен финансировал
постановку пьесы Вальяма Хэйнеса «Ко-
мандное решение». Предварительно Нам
‘эхарактеризовали пьесу, как  прогрессив-
ную, разоблачающую косных и трусливых
вашингтонских генералов, не желавитих
иепользовать американскую военную авиа-
пию-в борьбе против нацистской  Герма-
вии, и  проажных конгрессменов. Ha
нремьере некоторые из присутствовавших.
нахеляеь под впечатлением политически
встрых реплик, прелоказывали, что пьесу
«Командное решение» постигнет та же
участь. какая постигла пьесу Артура
Миллера «Все мой сыновья»; пъаса Мил-
лера. разоблачала спекулянтов, наживаз-
шихея во время войны на псетавках BP-
годных самолетов для армии, и была во-
енным министерством сначала запрещена
к постановке на оккупированных  терри-
теориях, а вскоре снята с репертуара и
на Бродвее.

Однако на деле случилось обратное: но-
вую пьесу единодущно подняла на щиг
вся реакционная пресса и начала ee 0ез-
удержно рекламировать.

В: чем же. здесь, ‚дело? Дело все в той
же довольно тонкой — подделке, которая
многих ввела в заблужление, В пьесе 1ей-
ствительно разоблачаются  трусливые ге-
	— Вот Сары, новое оформление Ko
	каная экономия бумаги’
о о и
	В ЗАШИТУ ПОЭТА-ПАТРИОТА.
	ПАХАРЬ
	вил крупное вознаграждение за WORRY
поэта и его жены. 7

«Пусть знают, что, общественное: мне-
ние всего мира с волнением следит за
судьбой этого большого поэта, — говорит-
ся в обращении французских писателей. —
Угроза кровавой расправы над ним —
краеноречивое свидетельство истинного по-
ложення вещей на его несчастной родине».
	Два тяжелые быка под. солнцем
мая
перел пахарем торжественно
	перед пахарем торжественно
шагают.
	Два быка, как с братом брат, шагая
рялом, а
сгибают танк, раскроенный

снарялом.
	Пусзь стоит он со своей разбитой
	башней,

словно память о войне на этой
` пашае.

Вольный пахарь плугом землю
подымает.

Так народ свою историю
слагает.

} : Перевел с венгерского
БУДАПЕШТ. Ярослав СМЕЛЯКОВ.
	печей Майданека и проволочных загражде-
ний Освенцима ‘будет, оказываетея, жить
повсюду в мире! И такие слова безнакз-
	CoO произносятся не шопотом, ночью,
	из-за угла, а громогласно, при свете дня,
в микрофон гамбургской радиостанции!
Еели- гамбургекая радиостанния . 00-
зволяет себе славословить нацистов в эфи-
ре, так сказать, не оставляя печатных
следов, то находятся люди, которые гот9-
вы выступить в TAROM же духе или еще
хлеще, но уже в печати, из которой, как
известно, слова не вырубишь: ‘и топором.
Мы говорим 0 помещенной  на-лнях в
«Нью-Йорк -тАйме мэгэзин» статейке анг-
лийского профессора. Тревора Ронера об о1-
HOM из главных военных преступников —
Альберте Шпейере. Мистер Тревор Ропер—
не новичок в политике. Он — професеор
пстории в Оксфорде, во ‘история, видимо,
его ничему не научила. Во. время войны
он был офипером английской разведки и
расследовал по ее’ ‘порученаю обстоятель-
ства смерти Гитлера. Сейчае Тревор Ропер
выступает уже не как следователь в еще
менее как историк. Статью о  Шпейе-
ре он пишет в таком духе, будто она рас-
считана‘ на прочтение в интимном кружке.
	собпрающемся на уик-энд в салоне леди
	Астор. Он называет Шпейвра_ «личностью.
представляющей исключительный  инте-
рес», «гением в промышленности», на ко-
тором Гитлер «интуитивно остановил свой
выбор», и всячески предостерегает легко-
мыесленное человечество от того, чтобы ве
предавать «коллективному забвению» тако-
го «уникального человека», как бывший
нацистский министр вооружения!

‘He следует. забывать, что из 5.300 мил-
лнонов долларов, ассигнованных по плз.
яу Маршалла” на «помощь» 16 европей-
ским` вассалам США, немалая часть прихо-
дитея на долю семвалиатого, одного из са-
мых важных с точки зрения американской
резкции «клиентов» — Ha долю Запалной
Германии. Вот почему сейчае и идет ли-
хорадочный. подбор соргветствующих Ha-
дежных кадров; руками которых можно
	Напиональный комитет. французеких .пи-
	сателей обратился в общественному мне-
пию всего мира с призывом в зашиту
крупнейшего чилийского поэта и общест-
венного длеятеля—коммуниета, Пабло Неруда.
	Rak известно, разоблаченный Нерудой в
печати фашистский диктатор Чили, преда-
тель своего народа Гонсалее Видела 00’я-
	Льюла ИЙЕШ
	ВЕЧЕР ПАМЯТИ А. НАВОИ
	Сегодня в Колонном зале Дома союзов
состоится торжественный вечер, посвящен-
ows SW прет га ofa пожления великого
	ый 599-летию с9 дня рождения велввог9

Е
  т
 узбекскога ноэта Алишера Навои. Предсе-
	датель. вечера — заместитель генерального
секретаря Союза ссоветских ‘писателей

Н Тихонов.
	С сообщениями о жизни и творчестве
Алишера Навои’ выступят: члён-корреспон»
дент Акалемии наук. СССР. Е. Бертельс,
член-корреспондент Акалемии наук Узбек-
ской ССР В. Захидов. Переволы из Алише-
ра Навои прочтут: поэты В. Звягинцева,
С, МЛипкив, Л. `Певьковский, артисты
Н Першин, О. Фрелих.

После литературной части вечера состо-
ится большой концерт.
	В СОЮЗЕ СОВЕТОЦИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	Комиссия ССП по теорий литературы“ и
критике совместно е Институтом мировой
литературы им. Горького организуют обсу-
жление сборника «Проблемы  социалисти-
ческого реализма» (издательство. «Совет-
ский писатель». 1947 г.). в

Обсуждение состоится 11—13 мая в До-
ме литераторов (ул. Воровского, 50). На-
чало в 7 час. вечера. :

Писатели, критики, литературоведы, пре-
полаватели литературы приглашаются при-
нять участие в обсужлении,
	Пахарь пишет книгу жизни в час
расцвета.

Вся земля вокруг пошла на книгу.
эту.
	Ранним утром борозду за
бороздою
я чигаю словно строку за
строкою.
	В первый раз за долгий век батрак
вчерашний. ,

по своей, а не чужой ‚шагает
пашне.
	В первый раз идет Е вслед
за` плугом,
	как идут. навстречу счаслью вслед.
за другом.

вавоесавави aan ona

ТГ итлеровцы
	Фамильное поместье Аруппов называет-
ся «вилла Хюгель». «Хюгель» означает
по-немецки «холм». Это был поистине мо-
	ГИЛЬНЫЙ холм МИЛЛИОНОВ Ни В Чем не по-
	винных людей, истребленных по воле ди-
настий Крупнов. И в 10 же время этот
«холм» служил неплохим наблюдательным
пунктом, откуда несколько поколений
«пушечных королей» Германии высматри-
вали свою добычу и’определяли направле-
ние неменкой агрессии. Таким образом,
Врупп стал символом и воплощением хиш-
нического ° терманского империализма.
Врупп вскормил и вепоил Гитлера, поста-
вил его у власти, был его личным другом
и одним из ‘немногих подлинных его х0-
зяев. Выслушав в свое время программу
подготовки & Новой’ войне, изложенную
Гитлером на тайном совещаний германеких
‘промышленников и банковских магнатов,
Ерупп сразу же поспешил от имени всех
присутствовавитих выразить ему благодар-
НОСТЬ «за ясное изложение его идей». He
повольствуясь этим, Врупп написал Гит-
леру личное письмо, в котором заверил,
что «поворот политических событий пол-
ностью соответствует как его желаниям,
‘так и желаниям его директоров». Гитлер
‘не оставалея в долгу перед: Круппом.
После того как гитлеровская Германия
зажгла гигантекай пожар второй мировой
войны, кривая прибылей Круппа резко
взвилась вверх. Он зарабатывал миллиар-
ды не только ‘на вооружении для армии,
HO и на орудиях истребления мирного на-
селения. Он сооружал свои заводы непа-
средственно на территории концлагерей, и
на этих заволах десятки тысяч людей
гибли от непосильного каторжного- труда.

После всего сказанного находятея люди
‘в судейских мантиях пвета американской
«демократии», которые осмелились 063
содрогания написать в своем приговоре
слова, звучащие как вызов всему прогрес-
сивному человечеству: «Нет никаких до-
казательств вины вруппа!».

Мистер Льюис Браун, видный американ-
ский промышленник, глава акпионерного об-
щества «Джон Мэнвилль» после своей поезд-
ки.в Бизонию опубликовал книгу, озаглав-
ленную «Доклад о Германии». В основу кнн-
ги лег даже некий «план Брауна». Этот
план был рекомендован автором не толь-
ко генералу Влею, но также государствен-
ному департаменту и: военному министер-

ству США и пользовался их благосклон-
ным вниманием. Американская печать и
крупнейшие радиокомпании также полу-
	чили ‘разрешение популяризировать этот
	«план». Ь книге Брауна заводы Круппа
предусмотрительно названы «мастерской
	Ювропы» вместо того. чтобы быть назван:
	ными «кузницей войны». одесь и зарыта
собака. Представить неменкую военную
промышленность в виле этакой’ подсобной
«мастерской» по воестановлению европей-
ской экономики ‘на основе плана Маршал-
ла, а матерых ‘немецких ‘ поджигателей
войны и вдохновителей нацизма в виде
убеленных патриархальными сединами пе-
винноети  «кубтарей-одиночек», обладаю-
щих некоторым опытом хозяйственной дея-
тельности, — таков один из методов пре-
вращения Западной Германия в военно-
промышленный о пландарм ^ американских
монополий на европейском континенте.
Отсюда чуловинное по своему  пинизму
«оправдание» Круппа, отеюлда назначение
Гуго Стиннеса-млалшего на пост руково-
пителя угольной промышленности Бизонйн
и предстоящее освобождение достойного
соратника Круппа и Гитлера — Фрипа
Тиссена, воторого. ‘уже прочат в руково-
дители ‘немецкой стальной индустрии. ^ Во-.
ли учесть, что: из числа 360 бывших на-
пистов-директоров Стального треета—0д-
ного из ‘самых могущественных монопо-
‘листических . об’единений «Третьей BNIe-
pun» — 328 находятся сейчас на своих
прежних постах, то. легко себе предста-
вить, как будет работатьея’ в недалеком”
будущем их шефу — Фрипу Тиесену,

На всем этом фоне особенно  пикантно
прозвучала недавняя «передача гамбургеко-
го радио, ‘посвященвая «памяти (1!) «Отто
Олендорфа». и прямо заставляющая: вспем-.
нить о временах Геббельса. На вовести при
говоренного к смертной казни гатлеровеко-
го палача Отто Олендорфа-два миллиона
жертв: Но’авторы радиопередачи предпоч-
ли говорить не .0 его зверских” преступле-
ниях, а о его «философии»: они. воехи-
HGH) называли этого мясника ученым
и мыслителем», восторгались его’ манерой
держать себя на суде закончили весь
свой радиопанегирик фразой, которая ка-
жется почти неправдоподобной в своей
кошунственности;: «Олендорф умрет за все
то, что он сделал, но дух его` будет жить
повсюду в мире». Дух написта п заплеч-
ных дел мастера, myx гестапо и СС. дух

было бы всёмерно усилить темпы. отрон-
тельства - западно-германского ‹ бастиона
\ США в Европе.

Именно 0б. этом с предельной откровен-
ностью говорил бывший министр. торговае
США’ и нынешний‘ спепиальный  пред-
`ставитель США в Европе Аверелл Гарри-
ман BO время своего посещения Tep-
мании. Когда предетавитель рабочих Рура
в его присутствии подчеркнул, что повы-
шения добычи угля можно‘ добиться лишь
путем социализации шахт,  Гарримая
вепылил. и, явно потеряв самообладание,
произнес следующую  гневную _ тиралу:
«Вам, вероятно, неизвестно, господа, что
я не только министр торговли, но также
‘архимиллионер, владелеп” многочисленных
железных дорог, угольных шахт и зав
дов. Я капиталист, и в моей семье деея-
тилетиями господствует ‹ капиталистоте-
ский дух. Вот почему я считаю бестакт-
ным. когла немецкие горняки в моем Mpa
сутетвий говорят о социализации...»

Ho, как-мы вилим, мистер Гарриман п
другие. прелетавители «60 семейётв» США,
старающиесл превратить Западную Герма-
НИЮ в СВОЮ вотчину, считают «бестакт-
ными» не тольво «разговоры о сопла-
лизации». Они всячески вастаивают 18
том, что и требования денапификации, де
мократизации, борьба за единую независи.
мую Германию также недостаточно ласка-
ют их ‘изнеженный слух и, следовательно,
являются «бестактными»,

Таковы факты, которые никак нельзя
отнести к разряду «единичных», или
«случайных». Всё она слагаются B eld:
ную пепь, и цепью этой владыки амерн-
канеких МОНОПОЛИЙ изо всех сил гтарают-
ся сковать народы Западной Европы ив
том числе — немецкий народ. Можно. их:
нако, но сомневаться в том, что в истори-
ческом поединке, илушем сейчае межу
	соплами демократии и черным. лагерем
реакции, победа’ будет завоевана теми. кт
емело сражается за дело. мира п написал
	га своем знамени свящевные лозунги сво-
боды и прогресса.
	на американской службе
	раза
	были возврашены в Германию по личному
приказу Трумэна. Этот обмен - любезно-
стями, вызвавший настоящий смерч сея-
вационных откликов в американской печа-
ти, дал повод конгрессмену Влейну, кол-
were презилента по демократической пар-
тии, расценить поступок президента, как
признак «окончательной капитуляции пе-
ред политикой Гитлера». .
Неудивительно, что соответствующие
американские власти, нимало не смуща-
ясь, отказались ча-днях вылать четырех
немецких генералов, прямых BHHORAARIB
разрушевия Варшавы и сивершевных там
неслыханных зверетв. Отказ этот был «мо-
тивирован» гем, что все четыре генерала
«нужны в другом месте»; не удовлетво-
рившись этим. американские - служители
Фемиды. в течение более чем полугода во-
обще не считают вужным даже ответить
на категорическое требование Польши о
выдаче. ей Гудериана, как военного пре-
ступника. Еще бы, вель п Гудериан нужен
американцам не на скамье подсудамых, &
‘совсем «в другом месте»!
— Но и эти, казалось бы, беспрепедентные
образчики прямого покровительства на-
цистским военным преступникам букваль-
Ho бледнеют по сравнению с тем, что Te-
давно произошло на. процессе Круппа, Аль-
pea Врупо фон Болен, один из главных
военных престуиников, ныне оправдан по...
обвинению в ‘подготовке агрессивной вой-
ны. Большего издевательства нал судьба-
МИ миролюбивых народов, над истиной,
над заравым смыслом — никак не при-
думаешь! Если `в шекспировском Ларе
кажлый вершок — король, то в Альфреде
Rpyine каждый вершок — война. На про-
THECHAD почти целого века фирма Круп-
цов, идилдически именовавшая себя «ору-
жейниками германской‘ империи», — явля-
лась гигантской. кровососной банкой на
теле европейских народов й бешено нажя-
валась не только на войнах, о п на под-
rovTopRe & AM.
	В яеный июньский день 1942 года на.
восточном побережье США ‘по’. личному.
приказу Гитлера тайно высадились восемь
шпионов и диверсантов, обученных под.
руководством Гиммлера и Боле. Высадив-
шись, они быстро зарыли” в прибрежный
песок свой не слишком об’емистый «бз-
Taw» и затем направились в глубь стра-
ны для выполнения заданий. Шпионов
поймали, после чего шесть из них. были

казнены, 8 двоим — Бергеру и_ Дашу,
также приговоренным к емерти, Рузвельт
заменил выешую меру — пожизненным

заключением для одного и 30 годамв
тюрьмы для другого: Поводом. для смягче-
ния приговора послужило то, что они да-
ли американским властям ценную инфор-
мапию. {

® Имена этих двух нацистских агентов
были вскоре заслонены именами военных
_престуиников покрупнее, в. 0ба шпиона,
чего доброго, так. и прозябали, бы в без-
вестности за американской тюремной ре-
шеткой, если бы о них не вспомнил пре-
зидент Трумэн. Именно он отдал на-днях
приказ об освобождении Бергера и Даша и
0 предоставлении им возможности свобод-
но вернуться в Германию. -

Й вот Бергер и Даш вновь пересекают
просторы Атлантики, но уже в обратном
направлении. Они совершают свое путеше-
ствие, не скрючивигись в три погибели 8
узких и душных отсеках подволной 204-
хи. как в первый раз, а, наоборот, в 10-
	статочно вомфортабельных условиях, Ha
борту американского военного судна. Ча
набережную в Бремене они выходят, ве
	крадучись, а в полным сознанием coocr-
венного достоинства. Й багаж свой на этот
раз они открыто захватывают в coded.
Для пущей торжественности недоставало
только военного оркестра. Впрочем, мы
никак не можем поручиться 3& то, что зго
действительно ве было.

Бергёр и Даш были посланы в СПА 110
личному приказу Гитлера. Бергер и Даш
	«Литерагурная газета» выходит два
_в веделю: по средам и субботам.

Главный редактор В. ЕРМИЛОВ \
	Редакционная коллегия: Н.
A. KOPHEAYYkK, О. КУР
	АТАРОВ, А. БАУЛИН, Б. ГОРБАТОВ,
ГАНОВ, Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,
Н, А. ТВАРДОВСКИЙ ..
			К 4-76-02, внутренней жизни —
	М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИ
	отделы: лигературы’ и’ искусства —
	— К 3-19-30. издательство = К 4-08-63

* Е _ eee ео чприиииинициаоменный
Адрес редакции н издательства: ул. 25 Октября, 13 (для телеграмм — Москва, Литгазета): Телефоны: секрётариат — К 5-10-40,
международной жизни — К 4-64-61, науки и техники и отдел писем — К 4-60-05, информации
	Типография имени И. ИМ, Скворцова:Степанова, Москва, Пушкинская площадь 5