Вотреча писателей.
в инженерами-механизаторами
	В Центральном Доме литераторов 60-
стоялась интересная встреча писателей
Москвы с инженерами-механизаторами, op-
ганизованная секцией очерка и публици-
стики ССП.

Открывая вечер, лауреат Сталинскай
премии Б. Агапов говорил о механизации:
трудоемких процессов, как о большой теме,
выдвинутой перед писателями послевоен-
ной сталинской пятилеткой.

Тов. А. Вяткин рассказал собравиимея
0 ходе механизации, о том, как в резуль-
тате` ее резко повышается производитель-
ность труда, экономятся многие миллионы
рублей для народного хозяйства.

Механизации земляных работ посвятил
свое выступление профессор Н. Домбров-
ский. Путь от первого русского водомета
до мощного советекого гидромочитора оха-
рактеризовал профессор Н. Холин.

—- Немногие представляют, — сказал
он, — что при скорости ста метров в се-
кунду вода становится сильнее стали п
способна разрушать даже такие породы,
как гранит. Неоспорим приоритет русской
‘инженерной мысли в гилремеханизации. В
1836 году в России вышла книга Павла
Мельникова «Основание практической гид-
равлики», а лишь спустя 17 лет амери-
канец Фишер сообщил о применении гид-
ромониторов в Валифорнии.

С большим интересом выслушали лите-
`раторы профессора А. Конорова, расека-
`завшего о новых индустриальных методах
стоонтельства, о комплексной ‹ механиза-
ции, примененной на прокладке газонро-
вода Саратов — Москва, о замечательных
достижениях советских строителей при
екоростном создании новых доменных пе-
чей в Чусовой п Запорожье по совмещен-
ному графику работ.

Ряд важных проблем механизации тру-
доемких и тяжелых работ был освещен в
выступлениях члена коллегии Министер-
ства лесной промышленности СССР тов.
И. Воронова, кандидата технических наук
‘тов. А. Лепекого, начальника Управления
механизации трудоемких и тяжелых работ
тов. И. Вуракова. `

На вечере выступили Б. Агапов,
Б. Галин, Ве. Иванов, М. Никитин, Б. 1е0-
нилов. А. Аграновский.

Е ЕЕ
		ОРГАН ПРАБЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕАЕЙ СССР
	№ 38 (2421) Среда, 12 мая 1948 г.
	Великое дело
народного
‘образования
	— Рабочий класс и крестьянство, ина-
че ‘говоря, весь народ, взявшие власть в
свои руки, хотят удержать эту власть,
хотят построить новую жизнь, т. е. ком-
мунизм... Для того, чтобы власть окон-
чательно укрепить и построить КОоУМУНИЗМ,
нало, чтобы народ имел собетвенную ин-
	Надо, чтобы народ имел собетвенную ин-
теллигенцию, надо, чтобы народ стал об-
	разованным, надо, чтобы исчезла противо-
положность и всякое различие между ин-
теллектуальным и физическим трудом. А
когда интеллектуальный труд не будет
отличаться от физического? Только тогда,
когда все наши люди, весь народ будет
образованным, когла мы построим комму-
	низм. Сделать вееь народ огромного. много-
	национального Советского Союза образован-
вым — это одна из величайших задач...

Так говорил Михаил Иванович Калинин
учителям-орденоносцам сельских школ.

Шод’ем культуры, невиданный в исто-
рии человечества рост образованности на-
селения страны, выеокая степень уваже-
ния в знанию, проникающая в широчай-
шие народные массы на огромной террито-
рии от Дуная до берегов Тихого океана, —
эти особые свойства составляют одно из
величайших завоеваний нашего социали-
стического строя.

Нет в мире страны, которая способна
была бы состязаться е Советским Союзом
в широте и размахе народного образова-
НИЯ.

Неудивительно, что нет в мире. такой
страны!

Только в Советеком Союзе мировоззре-
ние народа зиждется на научных основах
учения Маркса — Энгельса — Ленина —
Сталина. Только в нашей стране’ самая
хемократическая в мире Сталинская Кон-
ституция законодательным путем закрени-
ла завоеванное Великой Октябрьской рево-
люцией право всех граждан на образова-
ние. Только у нас, в сталинскую эпоху
высокого развития техники и науки,
	имеется такая птирокая возможность при?
общения к знаниям миллионов подрастаю-
щих юношей и девушек.

Ha XVII с’езде партии товарищ Сталин,
характеризуя культурную революцию в
нашей стране, на первое место поставил
всеобще-обязательное первоначальное обра-
зование Ha языках национальностей
CCCP.

Велика и многообразна забота нашего
государства о школах и детеких учрежде-
ниях. Профсоюзы, комсомол, предприятия,
колхозы, учреждения в тысячах городов и
вел нашей страны оказывают школе не-
посредственную и бескорыстную помощь.

Советское правительство расходует на
народное просвещение огромные средства.
За 10—12 прелвоенных лет было по-
строено свыше 60.000 новых школ.

Около 200.000 общеобразовательных
школ насчитывает сейчас Советский Cows!
30 миллионов школьников обучалютея в
нашей стране, — чт ж, эт0 равняется
населению Испании, это больше, чем на-
селение Австрии, Бельгии и Нидерландов
вместе взятых!

Огромные перемены произошли в КУЛЬ-
турном развитии народов братских с0юз-
ных республик. В царекие времена среди
них было не более 3—5 грамотных на ето
человек.

Мудрая ленинеко-сталинская националь-
ная политика совершила подлинный вуль-
турный переворот в национальных  рес-
публиках Советского Союза. В 1914 году.
в начальных школах обучалось всего У
таджиков, в 1938 году — 235.000. Роет
почти в 600 раз! В Казахстане сейчае.

обучается детей в 50 раз больше, чем де
революции.
	О
ГО
НИЯ

яноких семей

Так повсеместно — B
бесчисленных школах
Советского Союза, & за-
тем в техникумах и ву-
зах — рождает народ
собственную интеллиген-
цию, так из поколения
в покбление—под солн-
цем сталинекой заботы
о детях — десятки ты-
ся4 рабочих и кресть-
всех ‘народностей СССР

дают своему государству талантливых и
высокообразованных деятелей — минист-
DPOB H директоров, - ученых, ‘инженеров,
	врачей, геологов. Так Приходят в школу,
	‚ Тде росли и учились, ‘и становятся рядом
с любимыми и родными своими воспитате-
лями-учителями ‘армии новых молодых
учителей и учительниц-—цвет и гордость
нашей интеллигенции, люди великого и
благородного дела.

Этот исторический процесе ‘создания
подлинно народной ‘интеллигенции 060бен-
но нагляден в школах’ рабочих поселков,
окружающих старые заводы. Зайдите в
  колу имени баррикад 1905 года в Сормо-
  ве. Потоворите е учителями этой школы,
расепроспте старых мастеров завода, ко-
торые помнят еще время, когда в здании
этой школы помещалея штаб вооруженно-
PO восстания и снаряды из царских ну-
шек втрызалиеь в стены дома. Вам pac-
‘скажут о больших людах страны, жоторые

‚вышли из стен этой COpMOBCKOH школы.
	Нет потометвенной рабочей семьи в Cop-
мове, которая не дала бы стране команди-
ров народного хозяйства,  специалиетов-
интеллигентов, и все они вышли в жизнь
из классов корогой сормовичам школы.

Дазке в годы войны, когда весе силы со-
ветского народа были отданы делу победы,
наше государство, большевиетекая партия
и правительство не сократили сеть
народного образования. В силу вынужден-
ных обетоятельств многие школы и здания
детских учреждений были отданы пол во-
енные госпитали, рабочие общежития или
цехи новых предприятий. Но школы upo-
должали действовать — работали в три
смены, в трудных условиях, лишь бы
охватить весь контингент учащихся. Еще
не описан в нашей литературе самоотвер-
женный труд народного учителя в годы
Великой Отечественной войны.

Времена эти миновали. Тысячи раненых
вернулись в строй жизни. Сеть военных
госпиталей свернута. Теперь нет никаких
об’ективных причин для того, чтобы хотя
бы в малой степени ущемлять интересы
наших детских учреждений и в первую
очередь —— школы.

Между тем, в ряде городов и сел нашей
страны здания школ, детских вадов и яс-
лей, несмотря на неоднократные решения
правительства, все еще используются не
по назначению.

Писательекая общественность не может
мириться с вопиющими фактами наруше-
ния советских законов, обеспечивающих
дело народного образования. Писатели
советской страны со страниц «ЛТитератур-
	ной газеты» требуют решительного и рез-
кого изменения отношения ряда руководи-
телей министерств и заводов, городских
советов к вопросу о срочном возвращении
зланий по принадлежности — школам и
	летсвим учреждениям,
	Цена 40 коп.

я

Это принадлежит детям!
		бесчуветвенными. Надо итти в дальние
школы и там заниматься в третью смену.

«Третья смена» — что это такое?
После проведенного на ногах дня  второ-
классники уже после первого урока тара-
	mar глаза, им хочется спать... Влаее
не проветрен — в нем занимались уже
в течение всего лня. Время сжато — ко-
	роткие переменки между уроками, нет вре-
мени даже пробежаться по коридору. B
коридорах нереуплотненной школы — тол-
котня. Ни одной комнаты, свободной для
внеклассной рэзботы, для литературного
или драматического кружка, для пионер-
ского ебора,

_В одиннадцать часов вечера, мимо, уже
погашенных окон контор, общежитий,
баянных фабрик, сонные дети  возвраща-
ютея по домам,

Мы посвящаем рассказ 0б этих ночных
прогулках ребят, в частности, министру
автомобильной промышленности товарищу
Акопову. Его предприятия,  могуществен-
ные и богатые, почему-то особенно не в
ладах с летьми.

Cro пятьдесят работниц Горьковского
автомобильного завода и’ сотни матерей
автозаводекого района не могут поместить
детей в яели, потому что директор тов.
	Лоскутов занял ясли № 9 пол общежитие,
	% яели № 7 — пох контору.
	В годы войны никто не обижалея на 79,
чт школы используются не по’ назначе-
нию. Вепоминаю, как в дни наступления
квартирьеры прямо с бою; вместе с авто-
матчиками врывались в село или город,
чтобы захватить школьные здания под
полевые госпитали и медсанбаты.

`Помню ночлег в Мешковской школе, зи-
мой на Дону. Сидя за партами в захламлен-
ном классе, мы с горечью говорили о разо-
рении школ; тут сказалась вся нежность к
далеким, оставленным ради войны детям,
когда бойцы разглядывали остатки 010-
шенного в углу глобуса, разорванных Ha-
глядных Ноеобий «по водоплавающим» и
колбочек из физического кабинета.

И когда разговорилясь так, по душам,
о детях, кому-то в ту ночь не спалось. Все,
помню, парта поскритывала — то ли бы-
10 тесно взрослому человеку в детской ме-
бели, то ли уж очень обидно за 3TO
школьное разоренье. А в Мелеватке, под
Калачом Воронежским, когда лихой начхоз
медсанбата приказал, от’езжая из школы
в новое село, сорвать со стен водосточные
трубы,—хороши будут для нечек на но-
вом месте, — раненые не позволили ему
разорять сельскую школу, помню, дело
чуть до костылей не дошло.

Из далеких тыловых городов дети писа-
ли отцам-фронтовикам, что теперь далеко
ходить в школу, евоя занята, а чем за-
нята—этого написать нельзя, это военная
тайна... И в этом тоже не было ничего
обидного. Народ хорошо видел цель, за что
он воюет: чтобы среди всего мирного, хо-
ротнего, счастливого-——и дети тоже поско-
рее вернулись в школы...

Важется, «петушок пропел давно».

Непонятно, уму непостижимо, как до сих
пор некоторые малые и большие  хозяй-
ственники и городские власти не сообра-
зят — умом, а главное, сердцем, что
война давно кончилась, а значит, исчезли
те причины, по которым никто не ‘обижал-
ея на то, что школы использовались не по

назначению. -
	Теперь пора настала такая, чтобы воз-
	вратить детям их помещения. тем, чт
поетариге, — школы и детские дома; тем,
что поменьше, —детские сады; самым ма-
леньким -— ясли’ тем, что еше только с0-
	бираются родиться, — родиаьные дома.

Многочисленные тревожные сигналы ото-
всюду свидетельствуют 0 TOM, что заско-
рузлые в. делячестве люди не понимают
самых простых вещей, понятных даже де-
тям: что нельзя, например, обижать ма-
леньких, за это бьют!

В газету пингут учителя из разных го-
родов. Большими круглыми буквами —
сами дети! — пишут о том, что какие-то
недобросовестные люди упорствуют, не
желая понимать общенародного значения
дела коммунистического просвещения и
образования, дела детского  здравоохране-
НИЯ.

Десять лет припеваючи жили ребята в
селе Марьевке, Куйбышевской области.
Здесь по-настоящему заботились о детском
саде: дом переоборудовали,  отородили
участок, высадили деревца, построили на-
дворные службы, погреб. Летом 1946 года
комнаты выкрасили масляной краской.

Это был хороший детский сад, — ка-
ких тысячи в городах и селах нашей Ро-
	ДИНЫ.
	Николай АТАРОВ
>
	Bee было хорошо в Марьевском детеком
царстве, пока не вернулся с войны Герой
Советского Союза И. Пеньков. Принимая
коротого гостя, земляка-героя,  райненол-
ком на выбор предоставил ему два дома,
да еше на придачу 12 тысяч рублей на
ремонт! Но герой от хлопот по ремонту JT-
казался и восхотел себе пот жилье... дет-
ский сад. Лучший дом на селе!

«Так тому и быть», — решил Вуйбы-
	певекий облисполком. «Герою не препят-
	етвую», — согласилея прокурор ПШестрав-
ского района. И вот, несмотря на протесты
	Областного отдела народного образования,
детский сад отныне ютится на краю села,
	в тесноте, вместе. е хозяевами полуразру-
шенного дома. А в светлом,  окруженнем
зеленью, ‘заботливо благоустроенном доме
родственники И. Пенькова живут припе-
ваючи.

Те, кто участвуют сгоряча в подобных
рентениях, — конечно, по необходимости.
как говоритея, позарез и так далее, —
видимо, па несколько минут выключают,
как лампочку. совесть коммуниста. Иначе
	‚нельзя об’яенить: елишком это нротиворе-
	чит ленинской и сталинской заботе о де-
TAX. 7

В других местах детские сады и школы
занимают не для личных удобств, а под
учреждения. Но дело народного образова-
HY OT 3TOTO He выигрывает. .

В: городе Воткинске, где из 17 школ —
щесть трехеменных, в школьном здании
пекут хлеб, — там хлебопекарня. В Ар-
хангельске выдают паспорта, —там о город-
ское отлеление милиции. В Свердловеке
	подсчитывают гривенники,—там контора
трамвайного парка. В Москве, — да, в
Москве. — баяны изготовляют в здании
	средней школы по’ Славущенскому переул-
ку, — там баянная фабрика.

Нет слов, нужны и баяны, и милиция,
нужны и конторы. Домов нехватает, надо
скорее строить новые, да побольше.

Но вот жилищно-строительная контора
Моссовета сама’ в’ехала, да`еще с разре-
шения Мосгорисполкома, в здание школы
нз Болыной Ордынке. И проблема выее-
чения строительной конторы оказывается
тоже долговременным предприятием ввиду...
недостатка жилой площади.

Что же это такое! Что за доблесть та-
кая’ — оттягать у детей дома, где они
должны были бы расти да набитаться зна-
ний; что за честь такая — забаррикади-
роватьея в этих домах конторскими  070-
лами, уши заложить ватой, чтобы пе елы-
шать звонка, который давно уже собирает
детей на урок; что за слава такая — Boe
вать со школами п яслями в нашем социа-
листическом обществе!

В шесть часов вечера, в зимней тьме,
собираются восъмилетние малыши в flIKO-
лы. В Кашире они проходят мимо освещен-
HEX окон управления  Московско-Донбас-
ской: железной дороги. В Челябинске —
мимо общежития завола «Налибр». В ВУЙ-
	бышеве — мимо заводоуправления «Ша-
рикоподшинника». эдееь они могли бы
учиться — это их здания по праву. Но
	школы захвачены въэрослыми начальнива   SWC boty
ми. видимо, бездетными и потому просто! полнены.
	TE TTT REL TCE ET TLV

ПИ
	В городе Куйбышеве школы так стесне-
ны, что во Фрунзенском районе, например,
на 171 Kaacc приходится всего 81 комна-
	та. Между тем, с 1945 года две средних
школы в этом районе города Вуйбышева
заняты под рабочие общежития завода
«Шарикоподшинний». Они подлежали 06-
вобождению уже 1 августа проптлого года,
HO министерство добилось отерочки до
	  июля этого года. Что же, олизятся и эти!
	сроки, товарищ Акопов! Пора писать но-
вую бумагу?..

В редакцию «Литературной газеты» при-
ходят посетители. Многие — чтобы pac-
сказать о замечательных делах советских
людей. Иные — за законной поддержкой
против чиновников, ‘глухих и черетвых.
Товарин Пудин, заведующий отделом на-
родного образования города Саратова, при-
шел и сказал слова гневные, справедливые
и не требующие комментариев. Тринадцать
школ «гуляют» в Саратове со времен вой-
ны. И одна из них, конечно же, числитея
за товарищем Акоповым. Уже шлют из
Саратова телеграммы е завода — в Ми-
нистерство автомобильной промьышиленноети
просить о новом заступничестве. Пусть-ка
кола еще год ноживет в бараке.

— Чт за доблесть такая? — спраши-
вает товарищ Пудин. — С кем воюет ca-
ратовекий «Шарикоподтипник»?.. Ведь я-
TO зАЩИШат интересы детворы того же за-
вода!

Topapum Пудин напоминает о Ca-
мом главном, решающем, —: о гумависти-
ческой природе нашего общества. Он спирз-
ведливо ждет от хозяйственников и город-
ских советских и партийных работников
открытого, полного’ сердечности, активного
отношения в возвращению детских учреж-

дений в свои законные — довоенные —
здания.

Необходимо согласиться с этим без спо-
ра — даже тем, кому это согласие сулит

хлопоты скоростного строительства.  Пра-
вительственные решения должны быть вы-
	Пленум правления

ССП Грузии
	Состоялся пленум правления Союза со-
ветских писателей Грузии, в работах ко-
торого приняли участие секретарь ПЕ
КП(б) Грузии по пропаганде тов. П. Шария
и заместитель генерального секретаря
  Союза советских писателей тов. Н. Тихо-
нов. Пленум обсудил доклад председателя
правления С. Чиковани об итогах работы
президиума и задачах (Союза советских
писателей Грузии. Докладчик рассказал 0
большой работе, проведенной Союзом со-
ветских писателей Грузии но реализации
исторических постановлений ЦЕ ВЕН(б)
но идеологическим вопросам.

Положительно оценив ряд произведений,
опубликованных ‘за последнее врёмя, до-
кладчик указал на слабые стороны неко-
торых из них. Резкой критике подверг тов.
Чиковани произведения В. Гамсахурдиа.
Переизданный им роман «Похищение лу-
ны» страдает многими идейными и худо-
жественными недостатками. В романе «Да-
вид Строитель» не показаны народ и его
вультура.

`Завлючительную часть доклала тов.
Чиковани посвятил вопросам литературной
критики и литературоведения.

В прениях выступили прозаики, поэты,
литературные критики, осветившие важ-
ные проблемы грузинской литературы.

С большой речью выступил тов. Н. Ти-
_хонов. Он обрисовал картину нового под’ема
советской литературы, наметившегося пос-
ле исторического постановления ЦВ ВЕП(б),
и подчеркнул необходимость активного
вторжения писателей в жизнь.

Пленум вывел из состава президиума
правления Союза советских писателей Гру-
gun тов. №. Гамсахурдиа и ввел в состав
президиума тов. Ш. Дадиани.

> ЕЕ,

Конференция
мололых читателей
	В клубе Московского государственного
университета 10 мая открылась  организо-
ванная газетой «Московский комсомолец»
и правлением Союза советских писателей
конференция молодежи Москвы и Москов-
ской области, посвященная советской лите-
ратуре 1947 года. В клуб пришли молодые
читатели — рабочие, инженеры, студенты,
учителя, комсомольские работники, чтобы
поделиться своими впечатлениями о новых
книгах; обсудить итоги минувшего литера-
турного года.

Вступительное слово произнес замести-
тель генерального секретаря Союза совет-
ских писателей К. Симонов.

На первом заседании выступили:  заве-
дующий отделом пропаганды  Тимирязев-
ского райкома ВЛКСМ Брагин, студент
МВТУ имени Баумана Виноградов, началь-
ник технического контроля одного из за-
водов Иванов, студент Института внешней
торговли Можаров, преподаватель -169-й
школы Гуревич, работник Министерства
путей сообщения Костомарова, студент
МГУ Билинкис, студент Библиотечного
института Милованов, поэт Ошанин,

Сегодня конференция продолжается.
	nt aa аз
	ПАМЯТИ ПОГИБШИХ
ПИСАТЕЛЕЙ-ВОИНОВ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). 8 мая в До-
ме писателя имени Маяковского состоя-
лось торжественное открытие мемориаль-
ной доски с именами ленилградских писа-
телей, погибших в боях за Родину. Митинг
открыл Илья Авраменко. От имени пар-
тийной организации выступил А. Зиновия.
Слово о писателях-всинах, отдавших. свою
жизнь за честь, свободу и независимость на-
шей Родины, произнес Николай Браун.

‚ На мемориальной доске пачертаны име-
на: А. Бычков, В. Ганибесов, М. Гейзель,
А. Горбенко, Г. Дедов, И, Дмитрочевко,
И.. Зельцер Ю. Юнге, Л. Канторович,
Ф. Князев, Б. Костров, Е, Лаганский,
А. Лебедев, Б. Левин (Дойвбер), И. Мол-
чанов, Е. Панфилов, А. Самар, А. Селифо-
нов, С. Семенов, Е. Соболевский, Г. Cypo-
ров, М. Троицкий, И. Федоров, О. Иехио-
вицер, М. Чумандрин, И. Шорин, А. Экк.
	Мы публикуем сегодня статью писателя
Николая Атарова «Это принадлежит  де-
tau!» Примеры и факты, приведенные в
этой слалье, требуют немедленного вмеша-
тельства. Необходимо добиться, чтобы еще
до осени, до начала нового учебного года
десятки и сотни школ были освобождены
OT их временных постояльцев.
	Необходимо понять, что тот, кто сегод-
ня ущемляет — из каких угодно нобуж-
дений — интересы детских учреждений и
школ, тот неизбежно. ущемляет. государ-
ственные. общенародные интересы.

Шире дорогу делу народного образова-
ния и коммунистического воспитания!
Пусть в здании каждой школы растет и
зреет наше великое и светлое будущее!
Пусть быстрее и лучше будет решена
одна из величайших задач — сделать
образованным весь народ огромного, .мно-
тонапионального Советского Союза!
	DI rDVI! . %

мого движения за «Об’единенную Европу»,
сообщил, что идею  об’единения Европы
вовал у Генриха Наваррского (1558 — 1610).
	Рис. Бор. ЕФИМОБА.
	НОВЕЙШИЙ БУРБОН
	Выступая на’ конгрессе так называемого движения са
	инициатор этого конгресса Черчилль
«против опасности с Востока» он заи
первого французского короля. из дина
	бкедииениАЯ
	ЕВР
		ГЕНРИХ БУРБОч
(НАВАРРСКИЙ) 4’ 257
<>
Ай

ГА,
		Е
a ee
	НОВАЯ ОТРАСЛЬ СОВЕТСКОЙ ИНДУСТРИИ.
	МАШИНЫ НА СМЕНУ РУЧНОМУ ТРУДУФ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ В ТАЕЖНОЙ ГЛУШИ$ ПАРОВОЗ
И АВТОМОБИЛЬ ВТОРГАЮТСЯ В ЗЕЛЕНУЮ ЧАЩУФ ГОРОДА В ДРЕМУЧИХ ЛЕСАХ
	 —^——-
	в две-три комнаты, причем оплата стоимо-
сти этого дома производится в течение
10—12 лет. В этом году в лесных посел-
ках будет построено свыше 10 тысяч Ta-
ких индивидуальных домов.
	— Мые хотелось бы, — заявил ми-
нистр, — обратить внимание писательской
общественности на это интересное и важ-
ное государственное дело — строительство
лесной индустрии. В нашей литературе уже
созданы выдающиеся произведения на те-
мы борьбы советского народа за хлеб,
‘уголь, металл, за электрификацию страны.
Становление лесной ‘индустрии — достойная
тема для новых произведений,
	— Полная механизация всех трудоемких
процессов на лесозаготовках — дело само-
го близкого будущего, — говорит далее
тов. Орлов. — Тем досаднее, что отдель-
ные организации медлят с выполнением за-
казов лесной промышленности.
	В «Литературной газете» была ‘опублико-
вана статья «О том, как мелочь стала про-
блемой». В ней шла речь о Министерстве
станкостроения СССР, плохо выполнявшем
наши заказы на напильники. На этот раз мне
хотелось бы обратить внимание обществен-
ности на нерадивое отношение к нуждам
лесной промышленности со стороны Мини-
стерства вооружения и опять-таки Мини:
стерства станкостроения СССР. Первое из
них затягивает изготовление поковок для
	ировали новую машину — трелевочный трак-
тор, заменяющий 10—15 возчиков с л6-
шадьми.
	— Широко механизируется вывозка дре-
	весины, — подчеркнул министр. — Гуже-
вая транспортировка по обычной снежной
дороге отживает свой век. Основной Ma-
шиной на тракторной вывозке леса будет
новый мощный трактор Челябинского заво-
да — «Сталинец-80». Первые партии трак-
торов этого типа уже работают.

Расширяется применение автомашин, Ав-
тотракторный парк постепенно переводится
на древесное топливо. Спроектирован’ па-
ровой автомобиль и изготовляется его опыт-
ный образец. В районах механизированных
предприятий, в дополнение к существую-
щим, сооружается свыше 13 тысяч кило-
метров новых узкоколейных железных до-
рог.

В большом количестве с отечественных
заводов будут получены лебедки для тре-
лёвки и погрузки леса, краны для погру-
зочно-разгрузочных работ, различные маши-
ны для дорожного строительства и другие
механизмы.

— Никогда еще наши леса не видели та-
кого «нашествия» машин, — продолжает
тов. Орлов. — Механизация коренным об-
разом изменит условия труда на лесозаго-
товках и повысит его производительность.
	Лесная промышленность пополняется ра-
	’ —_ В лесах нашей страны, составляющих
около трети всех лесных богатств мира,
‘происходит’ огромный технический  перево-
‘рот, — заявил в беседе с корреспондентом
«Литературной газеты» министр лесной про-
‘мышленности СССР Г. М. Орлов.

В Законе о пятилетнем плане записано:
`«Превратить заготовку и вывозку леса из
‘отрасли, в которой преобладает ручной
труд. в развитую  механизированную про-
мышленность с постоянными и Квалифи-
пированными‘ кадрами рабочих».

’ — Постановлением, принятым в развитие
  Закона о пятилетнем плане,—заявил далее
`министр,—правительство обязало  машино-
строительные министерства изготовить В
три года для лесной промышленности де-
сятки тысяч машин и механизмов. Создают-
ся сотни новых лесных предприятий с 6o-
гатым машинным парком, собственными
электростанциями и сетью лесовозных до-
	рог. На смену двухручной «дровянке» и.
	`лучковой  пиле идет электрическая пила.
Она спиливает перево в 20—30 секунд.

Источником энергии ‘для электропил слу-
жат передвижные электростанции. Каждая
‘из них питает током от четырех до восьми
электропил. Министерство лесной промыш:
ленности организовало на одном из свойх
заводов серийное’ производство передвиж-
ных электростанций.

Для комплексной электрификации  лесо-
‘заготовок ‚предназначаются постоянно дей-
‘ствующие центральные электростанции мощ-
ностью до 900 киловатт. Топливом для них
‘будут служить древесные отходы.

— Интересные опыты питания электромо-
`торных пил энергией от высоковольтной се-
ти проведены в Свердловской области, —
заметил тов. Орлов. — Они увенчались
полным успехом. Лесные предприятия вклю-
  чаются. в районное энергетическое кольцо
  подобно любому индустриальному  пред-
  приятию. : у

Самая трудоемкая работа на лесозаготов-
  ках — это трелёвка, то-есть подвозка дре“
 весины © лесосеки к промежуточным скла-
`дам или к лесовозным` дорогам. До сих
пор она выполнялась рабочими с помошью
  конной тяги. Советские инженеры сконстру-

ботянками новых профессий, еще: неведомых по ое BONORORUREEE BOA ee
сти повотЕно пелких в-лесу >. моториста-, тракторных саней и погрузочных кранов, а
	также проектирование облегченного парово-
за нового типа для узкоколейных железных
дорог; второе плохо снабжает лесозагото-
	‚вителеи наждачными кругами для. точки
электропил..

— Строительство механизированных пред-
приятий, обслуживаемых постоянными кад-
рами квалифицированных рабочих, — ска-
зал в заключение министр, — дает  воз-
	можность лесной промышленности переити
на бесперебойную круглогодовую . работу.
Механизация, позволит лесозаготовителям
	проникнуть в глубь необозримых лесных
	массивов Северного Урала,’ Сибири, Даль-
	‘него Востока, раскрыть таежные- богатства
	для нужд нашей Родины.
	или довольно редких в лесу, — моториста-
ми, электромонтерами, машинистами  паро-
возов, строителями железных дорог, кра-
новщиками, токарями, слесарями, фрезеров-
щиками, вулканизаторами, не говоря уже о
шоферах и трактористах.

Тов. Орлов рассказывает об огромном
внимании государства к нуждам рабочих и
специалистов лесной промышленности. Для
них сооружаются благоустроенные электри-
фицированные и радиофицированные лесные
поселки городского. типа со школами, клу-
бами, библиотеками, детскими яслями и са-
дами,. кинотеатрами и стадионами. Постоян-
ным рабочим предоставляются приусадеб-
	‘ные участки земли. Каждый рабочий мо-
	‹ет построить или приобрести готовый дом

Генрих Наваррский и Уинстон Долларскии